Что такое мыслительная функция
ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ.
Мышление– процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Функции:
1. Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию).
2. Мышление направленона решение проблем, задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения).
3.Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит, есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ.
4. Рефлексия –это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
ФОРМЫ И ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.
Формы и операции мышления:
1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.
3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.
6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.
ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ВООБРАЖЕНИЯ.ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.
-образное представление действительности;
-регулирование эмоциональных состояний;
-произвольная регуляция познавательных процессов и состояний;
-формирование внутреннего плана действий.
-Активное воображение (преднамеренное) – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
-Пассивное воображение(непреднамеренное) – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
-Продуктивное воображение(творческое) – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
-Репродуктивное воображение(воссоздающее) – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
-Типизация – отображение в мозгу нового образа, характерного для конкретной ситуации.
— Аналогия – создание образов и деталей, которые имеют много общего с уже существующими.
— Акцентировка – зацикленность на деталях, которые присутствуют в воображаемом мире.
— Агглютинация – самая сложная функция воображения. Она позволяет менять физические свойства в нереальном мире, соединять несочетаемые предметы и людей, строить нереальные места и отношения.
Мышление: определение понятия, виды и функции мышления
Благодаря мышлению у человека есть возможность представить скрытую сторону предмета или явления, а также его изменения с течением времени, устремиться за пределы существующей реальности, конструктивно использовать воображение.
Что мы понимаем под мышлением
Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.
В ходе мышления становится «осязаемой» мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.
Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.
Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.
Виды мышления
Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.
Наглядно-действенное
Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.
Наглядно-образное
Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.
Словесно-логическое
Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.
Функции и процессы
Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:
Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.
В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:
1. Репродуктивное. Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.
3. Творческое. Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.
Типы мышления
Существуют различные типы мышления, в свою очередь подразделяющихся на категории:
3. Решительное – рассудительное . Для людей первого типа мышления свойственно быстрое принятие решений, способность работать в напряженной атмосфере; они могут допускать ошибки и быстро делать выводы, меняя свое поведение. Представители второго типа долго обдумывают решения, действуют исключительно в обстановке спокойствия и комфорта, не допуская излишней суеты.
4. Шизотимическое – циклотимическое. Люди шизотимического типа отличаются тонким восприятием, эгоцентричностью, властностью, желанием выделиться на фоне окружающих. В обычной их жизни наблюдаются признаки шизофрении. Люди-циклотимики отличаются безответственностью, беспечностью, общительностью, живостью эмоций. Кроме всего, возможна склонность к маниакально-депрессивному синдрому.
7. Интернал – экстернал. Представители первого типажа уверены, что все происходящее в их жизни зависит от них самих и меняется под их воздействием. Все неудачи они «берут на себя», а успехи рассматривают как почетные достижения. Экстерналы убеждены, что всему происходящему виной окружающая действительность, другие люди, случайные совпадения, «рок» и так далее.
8. Позитивизм – негативизм. Позитивисты в той или иной ситуации исходят из того, что представляет из себя ситуация. Они применяют утвердительные конструкции, обозначая предметы и явления соответствующими характеристиками: «Все прошло хорошо. Результат порадовал». Негативисты начинают реагировать на происходящее с позиции того, чего нет. Они ведут рассуждения с применением отрицания: «Ничего предосудительного не произошло. Результат неплохой».
Каждый из описанных типов мышления характеризуется своеобразной спецификой. В зависимости от этой особенности личность способна на истинные или ложные умозаключения. Но типичные представители определенного типажа склонны к совершению логических ошибок. К этим категориям можно отнести экстерналов и интерналов.
У таких людей отсутствует объективность для понимания ситуации, они находятся под влиянием примитивных установок: «все случилось из-за меня», или «это все из-за него», тогда как событие сформировалось в результате определенных условий. В реальности в произошедшем есть как вина самого человека, так и влияние независимых от него причин.
Понятие «предикатива»
По причине предикативного мышления происходило преследование «ведьм» средневекового периода, поиск колдунов по признакам внешности: нос с горбинкой, длинные каштановые волосы, черный кардиган, и другие особенности, не имеющие никакого смысла для человека со статусом «колдуна». Тот же предикативизм провоцировал религиозную нетерпимость, столкновение разнообразных культов, вражду националистических и расистских взглядов.
Современный предикативизм управляет потребительскими предпочтениями. Люди охотно выбирают стиль «успеха», им приятно иметь любое сходство с богатыми или знаменитыми личностями. Потребителю непонятно, что известный человек становится популярным не из-за денег. Деньги приходят к нему благодаря большому таланту, который и делает его известным. Мышление, основанное на предикативизме, способствует зависти, а человек в погоне за внешними отличиями, сам не понимает, зачем они ему нужны.
Рекомендуем
психология
Ни одна неуверенная в себе женщина не хотела бы открыто заявлять миру о собственных слабостях: хронической робости, неспособности найти и выделить в себе «изюминку», страхе оказаться в центре внимания и стать предметом постороннего обсуждения.
Виды мышления человека: самая полная классификация с описанием + примеры
Всем привет!👋 На связи Людмила Редькина. Вы не задумывались, почему, смотря на одну и ту же погоду, одни ноют, а другие радуются? Почему, когда люди кушают один и тот же торт, одни с удовольствием его поглощают, а другие еле давятся? Почему одно и то же поведение некоторым нравится, а других раздражает? Все дело в нашем мышлении. Человек воспринимает какую-то информацию из окружающего его мира, по-своему ее обрабатывает, осмысляет и уже формирует собственное мнение о предметах, явлениях, связях между ними. Наше мышление – штука очень серьезная. Недаром оно есть только у человека, именно благодаря его наличию мы – Homo Sapiens! В этой статье перечислю все основные виды мышления, которые известны науке на сегодняшний день, и приведу примеры, как они проявляются.
Что такое мышление и его функции
Начнем, как всегда, с определения.
Мышление – это такой процесс переработки информации, который отражает объективную реальность субъективно, через понятия, суждения, умозаключения. Это высший процесс, который свойственен только человеку, его познавательная деятельность.
Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.
Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась😊. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.
Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.
Виды мышления
Их много. Потому что этот процесс сам по себе охватывает огромное количество информации и передает ее нашему мозгу множеством вариантов. В зависимости от способа, которым передается информация, в психологии выделяют следующие виды процессов мышления.
Таблица типов мышления:
По содержанию | По степени рефлексии | По осмысленности | По личностным особенностям |
Наглядно-образное | Аналитическое | Критическое | Мужское |
Наглядно-действенное | Интуитивное | Произвольное | Женское |
Словесно-логическое | Реалистическое | Непроизвольное | Позитивное |
Аутистическое | Бессознательное | Негативное | |
Эгоцентрическое | Стратегическое | ||
Идеалистическое | |||
Созидающее | |||
По новизне | По задачам | Иррациональное | |
Творческое | Теоретическое | Рациональное | |
Репродуктивное | Практическое | Профессиональное |
По содержанию
В зависимости от того, что у человека преобладает при обработке информации (картинка, действие или слово), выделяют несколько видов.
Наглядно-образное
Такая операция мышления помогает запомнить что-то, но с помощью образа, картинки, а не дотошно каждое слово. Хотя и это иногда нужно.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Этот вид формируется в дошкольном возрасте у детей, когда ребенок познает мир, знакомится с картинками и звуками окружающей действительности. Он тесно связан с воображением и преобладает у дизайнеров, художников, музыкантов, писателей.
Наглядно-действенное
Здесь используется не только знание, понятие о каком-то предмете. А формируется связь предмета с действием. Например, копирайтеру при слове “компьютер” сразу представляется, как он пишет текст. Повару при слове “кастрюля” видится, как он варит пюре. То есть характеристикой этого вида является уже действие на основе опыта.
Это заметно в детском возрасте, когда ребенок ломает игрушку, чтобы разобраться, что же у нее есть внутри.
Словесно-логическое
Здесь уже подтягивается большинство свойств этого познавательного процесса. Этот вид характеризуется манипулированием понятий, опытом и действиями. Человек может рассуждать о каком-то процессе, не выполняя при этом никаких действий. Иногда его просто называют логическим, здесь все исходит из логики и операций с ней. Смотрите подробнее статью, что такое логическое мышление и как его развивать.
Например, когда мы говорим, что чайник горячий и не нужно к нему прикасаться, мы не пойдем браться за него. Наше мышление уже на расстоянии может позволить представить, какие последствия такого действия будут.
Вам интересно, насколько у вас проявляется логическая мыслительная деятельность? Предлагаю пройти тесты на логическое мышление.
По задачам
Когда срочно нужно подумать, принять какое-то решение, то у нас включаются другие мыслительные процессы. Нам уже не нужно работать с образами и словами. Важно применять на практике или в теории новые операции, с которыми мы раньше не были незнакомы. Вот тут и приходит очередь следующих видов. Некоторые называют это видами научного мышления, но они применяются не только в науке.
Теоретическое
Это процесс изучения свода законов, правил, которые возникают на базе теоретических знаний, которые уже были у человека. Например, Эйнштейн вывел теорию относительности на основе уже имеющихся практических знаний, опыта. С помощью этого вида появляются новые теории в науке.
Очень интересный Тест Беннета на техническую понятливость покажет вам, как вы понимаете техническую науку.
Практическое
Это обратная сторона теоретического мыслительного процесса. Здесь сначала выводится теория, а потом уже практика. В реальность быстро входят новые планы работы, схемы, проекты. Вот яркий пример этому – вакцинация по поводу COVID-19. Вакцину сделали на основе теоретических данных, а проверить ее времени нет, исследований недостаточно для подтверждения ее пользы.
Главным недостатком этого вида является нехватка времени, поэтому некоторые теории с треском распадаются, не имея практического подтверждения.
По степени рефлексии
Здесь речь идет о том, как человек перерабатывает информацию. Иногда перечисленные виды называют видами психологического мышления, так как в них описаны психологические свойства мыслительных операций.
Аналитическое
Оно основано на логике, такой процесс не ограничен временем, происходит поэтапно. Каждый следующий шаг основан на предыдущем. Мы анализируем что-то практически каждый день: поведение людей, рабочие моменты и т. д. Анализ нужен для правильных шагов, для получения положительного опыта.
Интуитивное
Это полная противоположность аналитическому. Здесь процесс происходит быстро, часто даже неосознанно. Про него говорят “я это понял интуитивно”, “сработала интуиция”, и человек принимает решения на основе “чувств” – интуитивного мышления.
Тут нет речи о логических каких-то связях или шагах. Все происходит “по велению сердца”.
Реалистическое
Это подвид логического мышления, поэтому иногда сложно выделить какую-то одну классификацию этого познавательного процесса – здесь все виды перекликаются друг с другом.
Сущность реалистической мыслительной деятельности в том, что человек дает адекватную оценку действительности. Все его действия строго подчинены законам логики. Это точно не мечтатель, он решает все свои проблемы на основе реального положения дел. Такие люди критичны и выдвигают требования к себе и окружающим.
Аутистическое
Основывается на внутренних желаниях человека, которые иногда совсем не имеют ничего общего с реальностью. У таких людей нет критичности, но есть нелогичные понятия, которые можно даже назвать иллюзией. Людей с таким доминирующим мышлением довольно трудно иногда понять, так как их цель – соответствовать в своей реальности своим иллюзиям. Но это не болезнь, а особый вид мышления.
Эгоцентрическое
Большинство людей и не знает, что бывает такой тип мышления, а он есть! Это мышление некоторые встречают почти каждый день, общаясь с незрелыми личностями. К сожалению, есть такие взрослые люди, но, вообще, этот тип присущ детям.
У этого нашего населения в центре всей жизни собственное Я, поэтому все воспринимается только через таковую призму. При этом чувства и желания других людей не являются ценными, не учитываются.
По новизне
Мы – люди умные, но иногда за счет кого-то, а иногда благодаря своим идеям добиваемся в жизни успеха. Если кто-то сумел сплагиатить незаметно, его воспринимают как МОЗГ, который может выдумать, сотворить что-то эдакое. А есть люди, которые действительно являются генераторами идей. И этим тоже заведует определенный тип мышления.
Творческое
Творческая форма мышления способна из ничего сделать шедевр. При этом используется все, что когда-то было воспринято воображением и памятью. Творческий человек смотрит на обычную белую стену – и видит нарисованную картину; смотрит на корягу – и видит красивый неотесанный корабль и т. д. Творческие люди ищут новые способы, источники, оригинально реагируют и делают выводы.
Как таковых видов творческого мышления нет, творческий процесс разделяют на стадии: подготовка, инкубация (время, когда нужно “выносить” идею), озарение, проверка или реализация идеи. Творческий мыслительный процесс еще называют художественным, и виды, стадии у них одинаковые.
Репродуктивное
Человек с этим мышлением живет по шаблону, стереотипу, он не может выйти за рамки. В деятельности воспроизводит именно те действия, что исходят от полученных ранее знаний и результатов. Таким людям очень сложно придумать что-то креативное, новое, оригинальное.
Пройдите тест Насколько стереотипно ваше мышление, и узнаете, как у вас с оригинальностью и стереотипами.
По осмысленности
Здесь учитывается, насколько человек реагирует на внешние события, верит всему или проверяет сам, насколько осознает и критично оценивает все, что с ним происходит.
Критическое
Критическое мышление – важный навык современного человека. Почему навык? Потому что его можно развивать. Такой вид важен, так как помогает человеку жить не “по накатанной”, а методично ставить под сомнение, находить в каком-то утверждении или ситуации слабые места, работать с понятиями. И вся эта система операций помогает формулировать и обосновывать СВОИ мысли.
Как таковых видов критического мышления нет. Есть мыслительные операции, на которых оно базируется: логика, аргументация, анализ, умозаключение, вывод.
Произвольное
Контролируется волей и сознанием человека. Здесь человек – хозяин своим мыслям. Именно он регулирует, о чем думать, что решать, какие выводы делать.
Непроизвольное
Оно появляется само собой, без каких-то усилий воли человека. По характеру такое мышление проявляется автоматически. Также оно может появиться под влиянием каких-то внешних стимулов. Например, нам холодно и мы не задумываясь одеваем кофту. Наш мозг это решил, а мы иногда делаем на автомате.
Бессознательное
Это такой отвлеченный вид, когда человек осмысляет что-то на основе прошлого опыта, сомнений, страхов, убеждений, чувств, ощущений. Он-то и сам не понимает, почему принимает определенное решение. Но оно принято и действие сделано. Это сработала бессознательная часть разума. Она контролю не поддается.
По личностным особенностям
Этот подраздел учитывает все социальные роли, характер или склонности человека. В зависимости от того, какого мы пола, какое полушарие у нас ведущее, какую роль выполняем, где работаем, с кем общаемся, кто и как нас воспитывал, проявляются те или иные группы видов мыслительных процессов.
Мужское
Чаще всего основано на логике, действия строго по заданному плану. У мужчин более выражено стремление к цели, присуща рациональность и четкое разделение разума от эмоций (если сердобольная мама не воспитала из мужика тряпку). В мышлении мужчин, как правило, выстроен алгоритм перехода от слов к действиям, от действий – к результату.
Мужское и женское мышление
Женское
Как правило, женские мыслительные процессы основаны на интуиции. В них практически всегда проявляются эмоции. Женское мышление более подвержено влиянию чувств и настроению, меньше логики и рациональности в действиях. Но в определенных ситуациях женщины могут отлично просчитывать, анализировать и планировать.
И тут для вас сюрприз – тест Мужское или женское мышление?, который поможет понять, чем вы руководствуетесь: мужской логикой или женской интуицией.
Позитивное
Оно помогает людям даже в темной жизненной полосе видеть что-то хорошее. Этот тип мыслительной деятельности настроен на результат, преодоление преград и помех. Люди с таким типом – оптимисты.
Позитивный настрой всегда дает возможность конструктивно реагировать на перипетии, трезво оценивать ситуацию, настраиваться на успех и стремиться к результату действий.
Негативное
Люди с таким мышлением отражают тотальное недовольство жизнью, они явные пессимисты. Здесь все просто – непроработанная горечь и привычка жаловаться дают свои результаты. Люди с этим видом реакции на действительность во всем видят препятствия, поэтому у них редко получается добиваться в жизни поставленных целей. Они хотят постоянно вызывать к себе сочувствие, получать поддержку от других.
Стратегическое
Такое мышление позволяет называть человека “стратег”. Люди с этим типом четко планируют шаги далеко вперед, могут оценивать препятствия и прогнозировать будущее. Они не будут размениваться на пустые разговоры, трату времени, если у них есть цель. Такие люди будут к ней идти, невзирая ни на что, эффективно достигая ее. Чаще всего стратегическое поведение ведет к руководящим должностям.
Идеалистическое
Это тип мечтателя. Идеалисты не воспринимают мир со всеми его тяготами, проблемами. Они создают свой мир в своем воображении. И настырно пытаются свою идеально продуманную модель внедрить в реалии жизни. Но этого не происходит, поэтому они очень близко к сердцу все воспринимают. Часто ненаблюдательны и отвлекаются на мелочи.
Созидающее
Такие люди могут объединить необъединимое. Из разной информации они могут сделать единую новость или текст. Человека с этим типом не пугает монотонная, однообразная работа. У него нет потребности в переменах, разнообразии и яркости. Их устраивает собирать все воедино и на работе, и в беседе, и в межличностных отношениях.
Иррациональное
Это противовес логике. Иррациональный человек не может объяснить свои поступки, но свято верит в их правильность. Этим он может заразить даже самого изысканного скептика. Хотя последний будет недоумевать, как мог попасться на удочку нелогичности, неправильности. Вот такая сила у этого мышления!
Рациональное
Рационал полагается целиком и полностью на факты, знания, умения. Здесь нет внимания на эмоции и чувства. Рациональный человек всегда старается дать трезвую, логичную, конструктивную оценку происходящему. Огромным плюсом такого вида является быстрое принятие решений, без колебаний и сомнений.
Профессиональное
Отдельно хочу выделить профессиональное мышление, хоть в психологической литературе такого вида нет. Это преобладание принятых в отдельно взятой профессии приемов решения задач, способов анализа, принятия профессиональных решений.
Выделяют косвенные виды профессионального мышления – это та психическая деятельность, что может понадобиться в этой профессии. Здесь задействованы продуктивный, творческий, репродуктивный, теоретический, практический, наглядно-образный, словесно-логический, аналитический, интуитивный типы мышления. Они все характеризуют и дополняют профессиональный вид.
Кроме того, в зависимости, где именно человек работает, можно выделить управленческое, клиническое, оперативное, педагогическое и другие типы мыслительной деятельности.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Заключение
Вид мышления, который проявляется в той или иной ситуации, зависит от индивидуальных характеристик личности. Если человек рос в позитивной обстановке, где его принимали, понимали и мотивировали на успех, тогда его лучшими “тараканами в голове” будут позитивное и стратегическое мышление – это как минимум.
Но если ребенка постоянно критиковали, он не находил понимания и поддержки в неудачах, тогда ему прямой путь к негативу, иррациональности, репродуктивности – у него нет ресурсов что-то выдумывать новое.
Поэтому, дорогие читатели, настраиваемся на позитив, творчество, креатив, логику и критичность. Как развивать эти виды, ищите в статьях на блоге. А еще предлагаю воспользоваться подборкой курсов по развитию мышления и тестов по мышлению, чтобы узнать ваши сильные и слабые стороны познавательных процессов.
Есть отличный курс Развитие мышления от Викиум. Состоит из 11 уроков. Помогает научиться молниеносно принимать решения, четко убеждать в спорах и грамотно выражаться. Программа курса включает: тренажеры для развития логики, практические задания, упражнения, теоретические видеолекции.
Курс для развития мышления – программа от BrainApps, которая прокачает мышление. Помогает быстро принимать решения, эффективно использовать свое время, работать в режиме многозадачности. Состоит из 7 уроков в игровой форме, 10 тренажеров. Здесь вы пройдете тесты в начале обучения и в конце, чтобы был виден результат.
Ну что, дорогие читатели, на этом я статью буду заканчивать. Делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Напишите в комментариях, какое у вас преобладает мышление.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал – там вы будете в курсе всех новостей и получите кучу полезной информации по финансам и саморазвитию.