Что такое мыт в истории
Мыт (пошлина)
Полезное
Смотреть что такое «Мыт (пошлина)» в других словарях:
МЫТ (пошлина) — МЫТ, одна из древнейших русских пошлин (см. ПОШЛИНЫ) с торговли, а также место ее сбора. В письменных источниках мыт упоминается с 12 века. С середины 13 века мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений; различался… … Энциклопедический словарь
Мыт (пошлина) — Мыт, одна из древнейших русских пошлин с товаров и лиц, а также место её сбора. Упоминается в документах с 12 в. С середины 13 в. М. взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался «сухой» и «водяной» М. Право… … Большая советская энциклопедия
Мыт (пошлина) — (Τελος, muta, Mauth) пошлина в древней России. Сперва это слово означало место, где останавливались возы и лодки; затем оно стало родовым названием всех торговых и проезжих пошлин. С введением тамги торговое значение М. переходит к ней, и М.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
мыт — 1. МЫТ, а; м. Вет. Инфекционная болезнь лошадей воспаление слизистой оболочки носа и глотки. 2. МЫТ, а; м.; МЫТО, а; ср. Ист. Налог, пошлина за провоз товаров, прогон скота через внутренние заставы в Древней Руси. Взимание мыта. ◁ Мытный, ая, ое … Энциклопедический словарь
пошлина — См … Словарь синонимов
мыт — ср. мыто См … Словарь синонимов
МЫТ — в Древней Руси государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы. Отменена Торговым уставом 1653 г. (в Москве и Нижнем Новгороде только в 1753 г.) … Юридический словарь
МЫТ — в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде 5% ной пошлины до 1753 … Большой Энциклопедический словарь
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
Значение слова «мыт»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Упоминается в документах с XII века. С середины XIII века. Замыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Упразднён Торговым уставом 1653. В 1653—1753 гг. мытом (или замыт) называлась пятипроцентная пошлина, взимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых «мытных дворах».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мыт I
1. вет. острая инфекционная болезнь лошадей, вызываемый мытным стрептококком, проявляющаяся гнойно-катаральным воспалением слизистой оболочки носоглотки и подчелюстных лимфатических узлов ◆ Лошади старше 5 лет невосприимчивы к мыту.
2. устар. место, где останавливались возы, лодки
3. устар. государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы, отменён Торговым уставом 1653 года ◆ Сборщики мыта — предшественники таможенников, а заставы — таможен.
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Мыт.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подпрограмма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое мыт в истории
Мыт — село Верхнеландеховского района Ивановской области.
«Село Мыт при р. Лухе находится в 77 вер. от уездного города (Гороховецкий уезд) и в 150 от губернского».
«Река Лух обтекает пространное село Мыт, которое и с рекой своей существуют, в нашей стороне, исстари в пословицах: село-трудною некогда переправою через реку, а река – осеннею ловлей рыбы. Лух течет там излучинами, и во время разлива, бывает в поперечнике около двух верст; почему переправа через нее бывала продолжительна и даже опасна, и побуждала содержателей и перевозчиков к непростительному корыстолюбию. Доселе, когда кто хочет выразить: меня учить нечего, обыкновенно говорят здесь: «я, братец знаю и Мыт и перевоз». Село Мыт занимает также место в Русской Истории. Здесь была граница Княжества Нижегородского с Владимирским и находился Мытный двор для продажи товаров и сбора в казну податей; ныне уже там нет ни того ни другого» (/Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 1. Суббота, 6 января 1845 года./).
Дорога, проходящая через село, в XIII—XIV вв. была важным торговым путём в Нижний Новгород из Москвы, Ярославля, Костромы, Шуи. Этот путь миновал переправу через реку Лух. За проезд и провоз товара через реку взималась пошлина, т. н. мыт, отсюда и пошло название села.
По переписным книгам 1678 г. село Мыт с деревнями значится вотчиной князя Юрия Алекс. Долгорукова. В селе был двор боярский, двор приказчиков, а во всей вотчине насчитывалось 87 дворов крестьянских и 151 бобыльских с населением 612 душ мужского пола.
В XIV веке Мыт был в составе Стародубского княжества.
До XVIII века Мыт — центр стана.
В 1618 царь Михаил Федорович награждает селом князя Д.М. Пожарского за отражение польско-литовского похода на Москву.
В 1859 г. в с. Мыт проживало 843 чел.
По переписи 1897 г. в с. Мыт проживало 662 чел.
В 1899 г. открылась Мытская библиотека.
В 1819 в Мыте открыта церковно-приходская школа, одна из первых в уезде.
В Мыту в 1875 открылось двухклассное министерское училище с 5-летним сроком обучения; учащихся в 1897 г. было 123.
В д. Перлове имелась школа грамоты, в ней 14 учащихся в 1897 г.
6 июня (24 мая) 1917 года Мытский волостной исполн. комитет, Гороховецкого уезда, отказался производить в волости сборы на нужды временного губернского исполнительного комитета.
В 1956 году был открыт Мытский краеведческий музей, созданный краеведом-исследователем, учителем Н.М. Романовым.
Холодная Казанская церковь построена в 1795 году.
Престолов в ней пять: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах во имя св. благоверн. кн. Бориса и Глеба, св. безсребренников Косьмы и Дамиана, св. Иоанна Предтечи и Корсунской иконы Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Господа Вседержителя, Казанской и Корсунской Божией Матери; в приходе они почитаются чудотворными; ризы на них серебряные вызолоченные, украшены жемчугом и драгоценными камнями. Относительно Корсунской иконы Божией Матери есть предание, будто князь Пожарский, проходя с войском из Нижнего Новгорода в Москву через село Мыт, брал с собой эту икону и после возвратил ее. По ценности украшений обращают на себя внимание большие сосуды, напрестольный крест – серебряные вызолоченные и напрестольное Евангелие в серебряном окладе (вес Евангелия 2 пуда). Сохранилось напрестольное Евангелие изд. 1695 г. и деревянные брачные венцы.
Причт при всех трех сельских церквях состоял (кон. XIX века) из двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 1060 руб. в год, процентов с причтового капитала (900 руб.) – 36 руб. Дома у членов причта собственные на общественной земле.
Земли при церкви: усадебной-общей с крестьянами 1 дес. 100 саж., под кладбищем 2100 саж., под домами причта 1 дес. 1050 саж., пахатной 33 дес., сенокосной 16 дес. 2002 с. Кроме того в пустоши Осиновка имелось 20 дес. пахатной земли и 4 дес. 1185 саж. сенокосной.
Приход состоял из села Мыта и деревень: Петелина (3 вер. от церкви), Мошкова (8 вер.), Офремова (8 вер.), Обросова )9 вер.), Кочина (10 вер.), Курдина (8 вер.), Совина (11 вер.), Зименок (2 вер.), Задней (6 вер.), Игнатовки (5 вер.), Крюковской (4 вер.), Перлова (7 вер.), Дарьина (2 вер.), Ревякина (4 вер.), Павлигина (3 вер.), Чеусова (5 вер.), Деткова (6 вер.), Марьина (6 вер.), Максимова (9 вер.), Субботина (10 вер.), Тряпина (10 вер.), Васкина (3 вер.), Якшина (5 вер.), Иванькова (7 вер.), Елагина (4 вер.), Юрина (6 вер.), Ивакова (2 вер.),- всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 698 дворов, 1667 душ муж. пола и 1993 женского.
Теплая Никольская церковь была построена прихожанами в 1817 году.
Престолов в церкви два: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Особой утвари и ризницы при этой церкви нет.
Всехсвятская кладбищенская церковь
Кладбищенская церковь была построена в 1817 году на средства помещика князя Фед. Ник. Голицына.
Престол в ней один во имя Всех Святых; имелась особая хотя и не богатая утварь.
Вознесенская пустынь при селе Мыту
О Вознесенской пустыни при селе Мыт, Гороховецкого уезда, в церковно-исторической литературе имеются чрезвычайно скудные сведения. Время ее основания и имена лиц ее основавших совершенно не известны. Она существовала уже в XVII веке, так как в 1702 году ею управлял строитель Иосиф, а в 1738 году Питирим. Вот и все, что известно из прошлого Вознесенской пустыни. В историческом труде ключаря Суздальского собора Анании Феодорова «Историческое собрание о граде Суждале» о Вознесенской обители упоминается, как о запустевшей уже.
«В Решемской десятине, читаем в книге Анании Феодорова, на берегу реки Луху, есть село именуемое Мыт (вотчинников владение) немало; при том селе имеется обитель мужская небогатая, в которой имелся начальствующий строитель, но ныне за неимением монахов та обитель пуста, которая обитель ни вотчин, ни земли не имела, но была на вотчинном содержании. Помянутое село в свежей рыбе достаток немал имеет, понеже Лух река рыбна».
Архив Суздальской духовной консистории восполняет эти скудные исторические сведения о Вознесенской упраздненной пустыни некоторыми новыми сообщениями, касающимися последних двадцати лет существования Вознесенской обители.
19-го апреля 1744 года в Архиерейскую Суздальскую канцелярию подано было доношение дьячком Вознесенской пустыни Михайлом Ивановым «с трудники» следующего содержания: «Минувшего марта 29 дня 1744 года оной пустыни строитель иеромонах Питирим волею Божиею умре. А в той пустыни после его священнослужителей никого не осталось, и церковь Божия имеется ныне без служения и обстоит праздна, в торжественные и викториальные дни всенощных бдений и Божественных литургий, тако ж и панихид отправлять некому. Того ради сам доношением всепокорно просим, дабы благоволено было сие наше доношение в архиерейской канцелярии принять и записать в книгу, а во объявленную пустыню к священнослужению строителем иеромонаха кого подлежит определить».
В апреле месяце просьба дьячка Михайла Иванова была удовлетворена и в Вознесенскую пустыню для священнослужения отправлен был иеромонах Спасо-Евфимиева монастыря Иоасаф Ризположенский, «которой к тому священнослужению искусен и подозрения за ним никакого не имеется».
Таким образом, к 1744 году весь штат Вознесенской пустыни состоял из белого дьячка, нескольких трудников и одного иеромонаха строителя, со смертью которого в монастырской церкви богослужение совсем прекратилось. Естественно, что при таких условиях обитель не могла долго просуществовать. Действительно, 26 июня 1755 года при разборе, в силу Высочайшего указа, священно-церковно-служительских детей, Порфирий, епископ Суздальский, определил «имеющуюся Суздальского уезда в Вознесенской пустыни, что при селе Мыту, церковь Вознесения Господня поверстать и быть ей приходскою и ко оной приписать от имеющейся в том селе Казанской церкви приходских дворов половину, т.е. 251 двор, а другое половинное число дворов оставить при показанной Казанской церкви, и при тех обеих церквах в силу состоявшихся указа 1722 и инструкции о ревизии 1743 годов, быть попов по два, дьякону по одному, по два дьячка и по два пономоря».
В силу такого распоряжения еп. Порфирия, в 1775 г. состоялось упразднение Вознесенской пустыни, но упразднение пока только временное. Через год выборный с. Мыта со всеми крестьянами вступают с ходатайством к епископу Суздальскому Порфирию о восстановлении Вознесенской пустыни в ее прежнем значении. В своем ходатайстве крестьяне подробно касаются вопроса о материальном положении пустыни и сообщают интересные данные, касающиеся ее жизни.
«При показанном селе Мыту из давних лет имелась быть Вознесенская пустыня, в которой было монашествующих строитель иеромонах один, да монахов по три человека, которым монашествующим производилось из доходов госпожи нашей (вдова княгиня Анна Михайловна Долгорукова) денежное ружное по десяти рублей на год, а хлебное пропитание означенные монашествующие имеют от подаяния показанного села Мыту жителей. А прошлого 1755 года июня 26 дня по учиненному бывым в Суждальской епархии Преосвященным Порфирием епископом обще с правящим в Суждальской провинциальной канцелярии воеводскую должность надворным советником Иваном Кошелевым разбору велено означенную Вознесенскую пустыню упразднить и бывшего в той пустыни строителя иеромонаха Александра, которой в оном же 1755 году в декабре месяце умре, вывесть в Архангельской (Юрьев-Польский Михайло-Архангельский монастырь), что в Юрьеве Польском, монастырь в число братства, а имевшуюся во оной пустыни церковь Вознесения Господня поверстать приходскою. А понеже вышеозначенная госпожа наша княгиня Анна Михайловна Долгорукова желание имеет, дабы во означенной Вознесенской пустыни быть строителю и монашествующим по прежнему, ибо в той Вознесенской пустыни как церковь, так и находящиеся кельи и вся ограда и прочее монастырское строение (кроме точию в настоящей церкви Вознесения Господня во святом алтаре на святом жертвеннике верхняго одеяния, которое имеется ветхое) находится все твердо, а прихода бы к той пустыни, как по вышеозначенному разбору велено, за вышепоказанными резонами не учреждать,- о чем оная госпожа наша Вашего Преосвященства чрез посланное особливое писание и просила. К тому ж при означенной бывшей Вознесенской пустыни никто жительства напредь сего не имел и ныне не имеет, но обстоит та пустыня расстоянием от показанного села Мыту в полторы версты за реками Лухом да Таехом, и за оными реками, ежель определятся к той Вознесенской церкви приходские дворы, то тем определенным приходским людем для прихождения к слушанию в церковь Божию всякаго молитвословия в нынешнее летнее время переходить будет не без опасности. Того ради Вашего Преосвященства сим всепокорно просим, дабы милостивым Вашего Преосвященства благорассмотрением повелено было означенные бывшие Вознесенския пустыни не упразднять и приходскою церковью за вышепрописанными резонами не именовать, а по прежнему во оную пустынь для священнослужения определить в строителя иеромонаха, тако ж и монашествующих из других монастырей, сколько Ваше Преосвященство соблаговолить, которого строителя и монашествующих, кто определены будут, как денежным ружным жалованием, так и хлебным пропитанием довольствовать мы должны без всякого отрицания».
Из цитируемого архивного дела не видно, была ли удовлетворена просьба крестьян с. Мыта, но из последующего известно, что Вознесенская пустынь, действительно, восстановлена была в прежнем значении, хотя и при очень ограниченном составе монашествующей братии. В 1759 году, например, в монастыре числилось только двое насельников: иеромонах строитель и белый диакон. Строителем пустыни некоторое время состоял иеромонах Исакий. 7 мая 1761 года иеромонах Исакий помер, а так как в пустыни, кроме его, иеромонахов не было, то Вознесенская церковь осталась снова без пения. Княгиня А. Долгорукова через выборных крестьян обращается в Суздальскую духовную консисторию о назначении строителем Вознесенской пустыни проживавшего в Петропавловской пустыни и известного ей иеромонаха Феофана. Просьба была удовлетворена, и новоназначенному строителю дан был приказ при приеме монастыря составить подробную опись церкви и всего монастырского имущества. Опись эта сохранилась в архивных делах и говорит о бедности и крайней скудости обители. Вот некоторые ее выдержки.
«Завеса бумажная пестрая, обложена крашениною синею. Ризы букетовыя по лимонной земле с опушкою вишневою, оплечье объяринное с золотом, обложено все позументом белым серебряным. Двои ризы китаешныя, на одних оплечье триковое, на других набоешное, опушено кумачем красным. Трои ризы белыя полотняныя… На престоле одеяние кофейное городовой выбойки. Покров тафты зеленой, обложен тафтою красною. На жертвеннике одеяние кумашное, на нем покров китаешной».
Вознесенская церковь с теплым приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери была деревянная. Из более почитаемых и ценных образов в Вознесенской церкви находились: образ Вознесения Господня, на нем венчиков серебряных мелких 9; образ в киоте Смоленской Богоматери в окладе, на нем венец и цата серебряные, убрус жемчужный, лента с кокошником серебряным; образ Тихвинской Богородицы, на нем венец и цата серебряные, убрус зерновый.
При Вознесенской церкви стояла колокольня деревянная ветхая. На колокольне висело 6 колоколов, в самом большем из которых считалось 6 пуд.
Из других построек в описи упоминаются: келья строительская с сенями, 3 кельи братских и омшанник. Кругом монастыря шла ограда деревянная, рубленная забором в замок. Ворота с калиткой крыты тесом.
В 1764 году Вознесенская пустынь была упразднена, а церковь приписана к приходской церкви села Мыта.
Через год по упразднении Вознесенской пустыни крестьяне с. Мыта, находившегося уже в вотчинном владении камергера Ивана Ив. Шувалова, вступают с новой просьбой к Суздальскому епископу, которая стоит в некотором противоречии с тем, о чем они писали в Суздаль раньше, в 1756 году. Просьба крестьян касалась обращения Вознесенской церкви в приходскую с соответствующим для этой цели разделом приходских дворов с. Мыта.
«Имеется у нас именованных при означенном с. Мыту упраздненная Вознесенская пустыня, коя ныне за штатом находится и при ней церковь Божия без исправления службы. А ныне мы именованные, хотя на то за упразднением и воспоследования никакого не состоялось, токмо желаем той упраздненной пустыни приходскою церковью, к которой мы для нашего рачения и производства в ней служб пожелали выбрать в попы от приходской же при селе Мыту церкви из диаконов Герасима Феодорова, которой уже находится во диаконах тому лет с десять без всякого подозрения, а довольствоваться он будет тоя ж нашея вотчины числом крестьянских дворов; и к нему ж в диаконы того, которой и прежде при означенной пустыни находился – Михаила Иванова с детьми. А чтобы оное было несумнительно, то в том от всего вотчинного нашего правления и с повеления господ наших подписуемся».
На этом прошении епископ Геннадий 8 июля 1765 года положил резолюцию: «Показанного диакона послать на исповедь к ключарю, и буде по исповеди к производству во попа окажется быть безпрепятствен, привесть к указанной присяге и представить к посвящению, а по посвящении для обучения священнослужению и катихизису послать к тому надлежит».
Псаломщик с. Мыт, Горох. у., студент семинарии Василий Лебедев 28 августа 1915 г. определен во священника в с. Кубаево, Юрьев. у.
Окончивший курс семинарии Иван Беляев, 15 сентября 1915 г., определен во псаломщика в с. Мыт. Село Верхний Ландех
Гороховецкий уезд
Тарасов Н. А. Путь домой
Центр Стана
До XVII века Мыт с окружающими деревнями и со всеми крестьянами в них был так называемым «черносомным», то есть государственным. Иначе сказать, все жители его платили подати государству. Лишь в начале XVII века он приобрел первого владельца. Им стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Вот выдержка из жалованной грамоты первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича: «. как во 126 [1608 — Н. Т.] году пришел на наше государство под Москву Литовского Короля Жигизмонтов [Сигизмундов] сын Владислав, и в 127 [1609] году стоял под Москвою со многими польскими и литовскими и с немецкими людьми, и с черкесы. и боярин наш князь Дмитрий Михайлович в осаде сидел, и против королевича и прочих людей крепко сражался и многую службу показал. За те службы мы, Великий государь Царь и Великий князь Михаил Федорович, пожаловали боярина нашего Князя Дмитрия Михайловича Пожарского из его поместья в вотчину в Суздальском уезде села Мыту с деревнями. » Всего в то время в вотчине числилось 16 деревень, 3 починка, в них 63 двора «людских», 21 двор непашенных бобылей, 36 дворов крестьян и 49 дворов бобыльских.
По переписи, проведенной через 10 лет (в 1630 году), еще при жизни Д. М. Пожарского, добавляются некоторые подробности: «. а в селе двор господский, деревянный кабак, 48 служивых людей. Пашни боярской 40 четь [20 гектаров]. земля худая, да перелогу и лесом поросло 26 четь. За речкой за Таихом Слободка непашенных бобылей поселилось ново 12 дворов».
В 1645 году село принадлежало сыновьям Пожарского Петру и Ивану, и жило в нем около 400 человек. Интересно, что по этой переписи названы и ремесла, развивавшиеся в Мыту: в 13 дворах жили серебряники (ремесленники, делавшие оклады для икон), в 8 — портные, в 6 — плотники, а также калашники, горшечники, даже один иконописец.
По переписи 1678 года село принадлежит уже князю Ю. А. Долгорукову, тому же начальнику стрелецкого приказа, которому принадлежала половина Верхнего Ландеха. Вот запись из писцовой книги за этот год: «…в Мытском же стану за князем Юрием Алексеевичем Долгоруковым село Мыт по реке Луху да на реке Таехе, а в нем двор боярский, два приказчиков, семьдесят шесть дворов крестьянских. Далее мы вновь видим села Мыту за речкой за Таехом Слободка. » Названы и деревни: Мартыново, Ванино, Игнатовка, Криковская и другие.
Центром стана Мыт являлся, вероятно, вплоть до елизаветинских реформ, когда административное деление стало более четким и близким территориально к тому, которое сохранилось до революции. Во всяком случае, в документе начала XVIII века говорится: «1728 года июля в 31 день по указу Его Императорского Величества принято в казну Суздальского уезда Мытского стану с вотчины сибирского губернатора князя Михаила Владимировича Долгорукова сельца Мордвинова с мельницы. оброку по 35 копеек в год. да с бани на прикащиковом дворе. всего вышеописанных сборов 3 рубля 50 коп. »
[1] По другой версии, через Мыт в XIII–XIV вв. проходила важная торговая дорога в Нижний Новгород, за проезд через переправу через реку Лух и взималась пошлина, т. е. мыт, откуда и пошло название. — прим. ред.
Что такое мыт в истории
Полезное
Смотреть что такое «Мыт» в других словарях:
мыт — 1. МЫТ, а; м. Вет. Инфекционная болезнь лошадей воспаление слизистой оболочки носа и глотки. 2. МЫТ, а; м.; МЫТО, а; ср. Ист. Налог, пошлина за провоз товаров, прогон скота через внутренние заставы в Древней Руси. Взимание мыта. ◁ Мытный, ая, ое … Энциклопедический словарь
МЫТ — затяжной! Твер. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование, возмущение. СРНГ 19, 63. Мыт мытом. Влад., Яросл. Взад и вперёд (бегать, ходить). ЯОС 6, 71. Чтоб тебе мыт пал! Смол. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование в чей л. адрес … Большой словарь русских поговорок
мыт — ср. мыто См … Словарь синонимов
МЫТ — (adenitis equorum, или coryza conta giosa equorum), острозаразная б нь лошадей; представляет в своей типичной форме Поражение подчелюстной железы при мыте. картину разлитого воспаления слизистой оболочки носа, с гнойно слизистым выделением;… … Большая медицинская энциклопедия
МЫТ — в Древней Руси государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы. Отменена Торговым уставом 1653 г. (в Москве и Нижнем Новгороде только в 1753 г.) … Юридический словарь
МЫТ — острая инфекционная болезнь лошадей, преимущественно жеребят, вызываемая мытным стрептококком. Симптомы: лихорадка, воспаление слизистой оболочки носоглотки и подчелюстных лимфатических узлов … Большой Энциклопедический словарь
МЫТ — в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде 5% ной пошлины до 1753 … Большой Энциклопедический словарь
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
Мыт — I м. Острая инфекционная болезнь лошадей (обычно жеребят), проявляющаяся в воспалении слизистой оболочки носа и глотки. II м.; = мыто Государственная пошлина, взимавшаяся при провозе через заставы товаров, предназначенных для продажи (на Руси IX… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мытѣль — МЫТѢЛ|Ь (1*), И с. Теплая вода или навар для мытья: дивно видѣхъ землю Словеньску… видѣхъ банѣ древѧны. и пережьгуть ˫а велми. и съвлекутсѧ и будуть нази. и ѡбольютсѧ мытелью. и возьмуть вѣникы. и начнуть хвостати(с). ЛИ ок. 1425, 5 … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)