Что такое мюзикл что такое рок опера

Рок-мюзикл

Содержание

История

Основоположником жанра и изобретателем самого термина rock opera считается Пит Тауншенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 г. выпустил альбом «Томми» (

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие.

Рок-оперы в России

Строго говоря, русские рок-оперы не являются роком в традиционном смысле. Исторически это связано со слабой вовлечённостью советской культуры в мировое пространство и гонениями на рок. Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы 2032: Легенда о несбывшемся грядущем как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева Преступление и наказание, которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Источник

Рок-опера

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

Содержание

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

Немного об Авторах

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Источник

7 знаменитых рок-опер

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.

«Tommy»

Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.

«Юнона» и «Авось»

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

«Иисус Христос – суперзвезда»

В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.


«Мастер и Маргарита»

Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.

«Эльфийская рукопись»

Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.

«TODD»

Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.

Источник

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок операmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Я очень далек от всей этой «высокомузыкальной» темы, хотя любое исполнение живой музыки или живого голоса мне очень нравится и я с удовольствием слушаю. Но вот всякие подробности, тонкости и нюансы совершенно не знаю. Вот, казалось бы такой банальный вопрос как в теме поста ставит уже меня в тупик.

Лично у меня слово «мюзикл» ассоциируется со стилизованными бродвейскими представлениями, насыщенными энергичными песнями, которые чередуются с диалогами. Опера же многим кажется более мелодраматичной и утончённой.

Тем не менее, Anthony Tommasini, главный критик классической музыки The New York Times,утверждает, что эти виды искусства отличаются по-другому.

Например, мюзикл «Отверженные» — это мрачное, исключительно музыкальное шоу, заставляющее людей больше плакать, чем смеяться. В то же время, опера может включать танцы и/или разговоры.

По словам Tommasini, различительная черта между мюзиклом и оперой заключается в том, что «в опере главная ведущая сила – музыка, тогда как в мюзикле – слова». Когда вы слушаете оперу, то неважно, на каком она языке (если вам известен основной сюжет). Что касается мюзикла – вся тонкость заключается в поэзии.

Когда всё сводится к этому, слова Tommasini объясняют, почему звёзды оперы часто поют в другом стиле, чем артисты Бродвея, почему оперы и мюзиклы обычно имеют товарные знаки и почему музыкальное сопровождение и оркестровка у них различаются.

С другой стороны, мы живём в мире сумасшедших гибридов, где можно заказывать китайско-индийскую еду, покупать джинсы-леггинсы и да, смотреть бродвейский мюзикл, названный рок-оперой. В конце концов, отсутствие жёстких различий между оперным и музыкальным театрами может привести к тому, что композиторы из обоих лагерей будут заимствовать друг у друга идеи, тем самым ещё больше стирая грань между оперой и мюзиклом.

В классическом же понимании жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей – публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera – сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.

«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.

В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.

Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.

Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.

Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.

Эту особенность можно считать жанровым признаком современного мюзикла. Сложное либретто, драматизм, художественная интерпретация тем, касающихся общечеловеческих ценностей, давно вывели его из ряда развлекательных шоу.

Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.

Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений – с популярными мелодиями и джазовыми темами.

Отличие мюзикла от оперы:

1. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл – сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.

2. Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.

3. Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла – чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.

4. Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.

5. В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.

Источник

Что такое мюзикл и в чем его уникальность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Найти универсальный жанр, который бы пришелся по нраву каждому, – задача нереальная.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical comedy», что буквально переводится как «музыкальная комедия».

Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое значение:

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого театра, добавили в такие постановки и немного своего. Так, в частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами, что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности спецэффектов.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называет постановку «Black Crook», которую зрители увидели на нью-йоркской сцене в сентябре 1866-го.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

И хотя этот мелодраматический музыкальный спектакль был отлично принят аудиторией, до конца 19 столетия моду задавали английские представления в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.

Яркими чертами таких постановок стали:

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

Последующий этап развития мюзикла характеризуется возникновением более мрачных, философских настроений и усилением значения хореографии, как это произошло с «Вестсайдской историей» (1957), где драматичный сюжет сочетается с танцевальной экспрессией. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.

Настоящим расцветом мюзикла в качестве самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960 –1980-хх. Влияние рока впервые обозначил спектакль «Волосы» (1967), а затем продолжил британец Эндрю Ллойд Уэббер, ставший основным «поставщиком» мюзиклов для постановки в театрах на Бродвее.

Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть фото Что такое мюзикл что такое рок опера. Смотреть картинку Что такое мюзикл что такое рок опера. Картинка про Что такое мюзикл что такое рок опера. Фото Что такое мюзикл что такое рок опера

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *