Что такое мюзикл шахматы
Какие тайны скрывают за кулисами создатели мюзикла «Шахматы»
Корреспондент Teleprogramma.pro узнала, как создается знаменитая постановка.
Экскурсия за кулисы мюзикла «Шахматы». Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro
С 18 февраля в рамках проекта «Театр наизнанку» зрители смогут попасть на экскурсию в закулисный мир известного мюзикла «Шахматы». Постановку столичного театра МДМ, в создании которой приняли участие больше 300 человек, уже называют театральной сенсацией. Ведь в спектакле задействованы передовые театральные и мультимедийные технологии. Один только монтаж оборудования занял целый месяц.
Корреспондент Teleprogramma.pro также побывала за кулисами постановки, чтобы узнать, как мюзикл связан с Ивом Сеном Лораном, для чего на сцене используются разметки, и как вообще работает этот сложный внутренний механизм.
О чем мюзикл «Шахматы»
Создателем оригинального спектакля, премьера которого состоялась в октябре прошлого года, являются либреттист Тим Райс, известный по мюзиклам «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита», «Король Лев», а также победители конкурса «Евровидение» в 1974 году, авторы песен и участники группы ABBA Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус.
Автором русского текста же стал поэт и музыкант Алексей Иващенко, режиссером выступил художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев, создателем сценографии – знаменитый театральный художник Николай Симонов, а музыкальным руководителем – Джон Ригби, сотрудничающий с театрами Вест-Энда.
Продюсирует постановку Дмитрий Богачев, который подарил российским зрителям возможность увидеть на сцене мюзиклы «Призрак оперы», Chicago и другие нашумевшие постановки.
Сцена из мюзикла «Шахматы». Фото: Любовь Шеметова
Вкратце о фабуле мюзикла «Шахматы»: в разгар холодной войны за чемпионский титул борются советский гроссмейстер Анатолий Сергиевский и американец Фредди Трампер. Выиграв сражение, Сергиевский уезжает на Запад вместе с секундантом и возлюбленной Трампера Флоренс.
Спустя год на чемпионате мира в Бангкоке советский шахматист уже представляет Великобританию. Также сюда приезжают бывший соперник Сергиевского Фредди Трампер, жена Сергиевского Светлана, а также сотрудник КГБ Молоков. Каждый из них намерен сыграть в свою собственную игру, которая может стать судьбоносной для всех участников этой истории.
Для чего на сцене нужны разметки
Вместе с экскурсоводом и стейдж-менеджером Валерией Терпуговой мы побывали за кулисами мюзикла, чтобы увидеть, из каких ингредиентов состоит театральная магия.
Итак, сцену занимают масштабные декорации, которые делят ее на три уровня. Сценическое пространство также разграничивают динамичные проекционные и светодиодные экраны. Пока Валерия ведет свой рассказ, мы видим, как прямо из-за кулис на сцену выезжает декорация, а наверху появляется проекция, изображающая горы.
Сцена из мюзикла «Шахматы». Фото: Юрий Богомаз
«Специально для мюзикла «Шахматы» планшет сцены нужно было опустить на 15 сантиметров. Раньше здесь находился поворотный круг – конструкция, которая разворачивает что-либо на сцене, — объясняет Валерия Терпугова. — Нужно было полностью перестелить фанеру, которая служит полом, встроить направляющие декорации и нанести на пол разные метки: цифры, ромбики и т.д.
Поворотный круг. Фото: Любовь Шеметова
По словам Валерии, разметки позволяют точно выставлять декорации на тех местах, где они должны находиться. А нанесенные на пол цифры нужны в первую очередь для световых служб и артистов.
«В мюзикле очень много световых картинок, поставленных по точкам. Например, артист, поющий определенную арию, должен встать на цифру 0, — объясняет Валерия. — Если же занять другое место, то можно не оказаться в световой точке, а значит, на артиста не попадет свет. И зритель не будет видеть его лица. Также по точкам выстроено много хореографических рисунков».
На сцене также есть метка в виде ромба, которая обозначает движение конструкции даймонд. Этот мощный агрегат отвечает за световое оформление постановки. Когда даймонд двигается, артисту нельзя стоять на определенных местах.
Как работает стейдж-менеджер
С правой стороны кулис располагается пульт стейдж-менеджера, который следит за партитурой спектакля через несколько мониторов, с помощью которых можно увидеть все происходящее на сцене: все ли встали на нужные точки, не существует ли препятствий движению декораций. Многотонная конструкция управляется компьютером. Здесь важен каждый нюанс.
Масштабные декорации мюзикла «Шахматы». Фото: Юрий Богомаз
«Если что-то забыли убрать, то стейдж-менеджер не даст команду движению декораций. Она скажет коллегам, что они, например, не унесли стол. Иначе может случиться поломка, а артисты даже могут получить травму», — объясняет Валерия.
Неподалеку находится звуковая комната, где работает звукорежиссер. Он следит за технической исправностью всех микрофонов. А другой «звуковик» же располагается за пультом в зале. Перед каждым спектаклем проводится саундчек – проверка звука.
Где хранится реквизит
Весь реквизит хранится в специально отведенном месте – в открытом шкафу и на столах, разделенных на квадраты. В каждом из них можно увидеть вещи, задействованные в постановке: часы, кружки, сигареты и т. д. Предметам должен отводиться строго определенный квадрат.
По словам Валерии, вещи категорически нельзя раскладывать где попало, иначе в нужный момент артист ничего не найдет. Кстати, реквизит приобретался на барахолках и в антикварных лавках. Все детали спектакля максимально соответствуют духу времени действия мюзикла, это максимально важно для игры и существования артистов на сцене.
Вот здесь хранится реквизит для спектакля. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro
Но ведущую партию в мюзикле, конечно же, исполняют шахматы. По словам Валерии, игроки играют за шахматным столом. На шахматной доске устанавливаются часы, которые были изготовлены специально для спектакля. Все шахматные фигуры в постановке имеют встроенные магниты.
Костюмы по идеям Армани и Сен Лорана
Костюмы 80-х годов для спектакля были разработаны художником Марией Даниловой – лауреатом «Золотой маски», которая сотрудничает с МХТ им. Чехова, театром Станиславского и многими другими коллективами.
Вот так выглядят костюмы для спектакля. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro
Для представителей советского и иностранного лагеря, между которыми разворачиваются шахматные баталии, подбирались свои наряды. Всего Марией было разработано около 500 костюмов, работа заняла целый год.
«Если говорить о советских людях, то Мария вдохновлялась коллекциями Ив Сен Лорана. Они темные – серые и черные, вытянутые вертикально, более готические.
В костюмы иностранных гостей добавлено больше свободы, они светлые и вытянутые в горизонталь. Здесь Мария опиралась на идеи Джорджио Армани», — поясняет Валерия.
А это парики для спектакля. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro
Специально для спектакля были сшиты и парики, за которыми нужно ухаживать, как за обычными волосами: мыть шампунем, подравнивать, подкрашивать. На изготовление одного парика уходит 80 часов рабочего времени.
Интересно устроена и внутренняя жизнь театра. На стенах размещены важные разметки с юмористическими записями, фотографии бэкстейджа реквизитора Максима Шивалина, а возле выхода на сцену расположилась детально продуманная модель сцены из LEGO, подаренная артистам поклонником «Шахмат» Владимиром Лебедевым: на ее детальное воссоздание у парня ушло две недели.
В финале экскурсии журналисты смогли побывать на оркестровой репетиции и насладиться игрой оркестра, который располагается на третьем уровне декораций (на высоте четырехэтажного здания), и услышать пение вокалистов. Перед каждым спектаклем артисты и музыканты репетируют наиболее сложные партии.
Но настоящая магия все-таки начнется, когда артисты выйдут на сцену перед зрителями.
Смотрите также:
Семь причин
приобрести билет
на ШАХМАТЫ
прямо сейчас
Композиторы Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус (Зал мировой славы рок-н-ролла в США) и драматург Тим Райс (премии Oscar, Tony, Emmy, Grammy). Первых вы знаете по группе ABBA и мюзиклу MAMMA MIA!, второго – по рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», мультфильмам «Король Лев» и «Аладдин», мюзиклу «Эвита» и другим.
Вот уже 35 лет ШАХМАТЫ не сходят с театральных подмостков по всему миру: из всех континентов мюзикл не играли только в Антарктиде!
ШАХМАТЫ соединили в себе абсолютно разные жанры – от поп-рока и рэпа до оперы и симфонической музыки. И при этом остаются удивительно цельным и нерушимым произведением.
Грандиозная динамичная декорация весом более 50 тонн: действие разворачивается на двух уровнях, на третьем располагается оркестр. А также
И, главное, – 40 актеров и 35 музыкальных хитов, включая One Night in Bangkok и I Know Him So Well.
История охватывает три части света – Америку, Европу и Азию и рассказывает о соперничестве шахматистов на фоне противостояния двух сверхдержав – СССР и США. И вместе с тем она обо всех страстях, присущих любому человеку – любви и ненависти, преданности и предательстве, жажде признания и страхе одиночества.
Приходите с семьей, с любимыми, с друзьями: ШАХМАТЫ не только захватывают с первых минут, но и дарят впечатления, которые останутся с вами надолго. После мюзикла есть что обсудить и даже о чем поспорить!
Столица – это не только музеи, храмы и памятники. Увезите отсюда большие эмоции, посетив Театр МДМ. Сначала Красная площадь, потом – ШАХМАТЫ!
Мюзикл «Шахматы»
Замысел мюзикла «Шахматы» (Chess) возник у знаменитого поэта и либреттиста Тима Райса еще в 1972 году, когда весь мир, затаив дыхание, следил за шахматным матчем между Борисом Спасским и Бобби Фишером, проходившим в Рейкьявике. Человеческие взаимоотношения на фоне холодной войны; противостояние Востока и Запада; люди, живущие в биполярном мире; игра, превратившаяся из спортивного зрелища в политический фарс — всe это казалось поэту весьма многообещающим.
Cоавторами Тима Райса стали два известных шведских композитора и исполнителя, участники легендарного поп-квартета «АББА» Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. В 1982 году в Лондоне, во время празднования десятилетия творческой деятельности квартета, Бенни и Бъерн официально объявили о том, что они вместе с Тимом Райсом приступают к работе над новым проектом под названием «Шахматы». Но в действительности работа над мюзиклом началась лишь в 1983 году, когда все три автора отправились в «разведывательную экспедицию» в Москву.
Шоу создавалось по схеме, уже отработанной ранее на совместных проектах Тима Райса и Эндрю Ллойд-Уэббера. Сначала Бьорн и Бенни получили синопсис и сочинили весь музыкальный материал. «Тим говорил нам : «Тут должна быть такая-то песня, а здесь — такая-то», — вспоминал Бъерн. Когда же музыка, наконец, была готова, Тим написал тексты.
Сюжет мюзикла таков: во времена холодной войны проводится чемпионат мира по шахматам. Чемпион мира — американец Фредди Трампер и чемпион СССР — Анатолий Сергиевский сражаются за титул нового чемпиона мира. Флоренс, подруга и секундант американца, уставшая от того, как обращается с ней еe возлюбленный, уходит от него. Анатолий стремится вырваться из-под вечного контроля чересчур бдительного сотрудника КГБ Молокова, приставленного наблюдать за ним. Победив в чемпионате, Анатолий сбегает на Запад — с ним уезжает и Флоренс, с которой у нового чемпиона мира роман. Однако влюблeнным недолго суждено быть вместе.
Двойной альбом был записан в 1984 году на шведской студии Polar. Главные роли исполнили английские и шведские певцы: Мюррей Хэд (Фредди), Элейн Пейдж (секундант и подруга Фрэдди, Флоренс), Томми Черберг (Анатолий), Барбара Диксон, (жена Анатолия, Светлана), Бьорн Скифс (Арбитр), Деннис Куилли (Молоков).
В музыкальном отношении «Шахматы» — произведение более сильное, чем песни, созданные Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом для группы «АББА». Альбом продемонстрировал их способность сочинять музыку самых разных стилей — рок-композиции, лирические баллады, оперные хоры и даже рэп («Одна ночь в Бангкоке»).
Для раскрутки концептуального альбома «Шахмат» были проведены концерты в пяти городах Европы: 27 октября 1984 года — в Лондоне, затем — в Париже, Гамбурге, Амстердаме и Стокгольме. «Шахматы» почти сразу стали настоящим бестселлером. Два сингла — «Я так хорошо знаю его» и «Одна ночь в Бангкоке» — прочно укрепились на первых строчках хит-парадов.
В 1985 году «Шахматы» были выпущены в Америке, и там их ждал такой же успех, как и в Европе. В Англии к тому времени альбом занимал 11-ое место национального хит-парада.
«Шахматы» продемонстрировали всем, что Тим Райс способен создавать удачные произведения и без Эндрю Ллойд-Уэббера — во многих странах альбом с записью «Шахмат» расходился гораздо лучше, чем запись «Призрака Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера, вышедшая в том же году.
Режиссером спектакля стал Майкл Беннет (самая известная его работа — мюзикл «Кордебалет»). Беннет начал работу, но затем отказался от спектакля — он умирал от СПИДа. За три месяца до премьеры шоу осталось без режиссeра. За постановку взялся Тревор Нанн, в то время художественный руководитель Королевской Шекспировской Компании, ныне — один из ведущих британских режиссeров. Нанн сократил использование техники и хореографии в спектакле, но и оставшаяся техника постоянно давала сбои. Однако, несмотря на все проблемы, премьера состоялась — 14 мая 1986 в театре Принца Эдварда. Тревору Нанну удалось невероятное — не только спасти оказавшуюся под угрозой гибели постановку, но и превратить ее в потрясающее шоу. Трое главных солистов, исполнивших партии «Шахмат» на оригинальной записи — Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг — повторили свои роли в театре.
Лондонская постановка представляла собой красивое, яркое, технически сложное шоу с бюджетом, превышающим 4 миллиона фунтов стерлингов. Шестьдесят четыре телевизионных монитора, которые в каждый момент времени могли передавать от одной до 64 картинок — заслуга дизайнера Робина Вагнера. Вращающаяся сцена и сложное освещение, выполненное одним из лучших современных театральных дизайнеров света Дэвидом Херси, дополняли картину. Награду Лоуренса Оливье в категории «Лучший мюзикл» «Шахматам» получить не удалось — в том же году на лондонской сцене появился слишком серьeзный конкурент — «Призрак Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера. Но награда в категории «Лучшая актриса» досталась Элейн Пейдж — за роль Флоренс. 8 апреля 1989, продержавшись на Уэст-Энде целых три года, «Шахматы» закрылись.
Для постановки «Шахмат» на Бродвее режиссeр Тревор Нанн решил существенно переработать спектакль. Отчасти это было связано с тем, что постановка шоу, аналогичного лондонскому, стоила бы слишком дорого — примерно 15 миллионов долларов, и продюсеры не могли себе этого позволить. Кроме того, Нанн полагал, что мюзиклу необходима новая концепция. Тим внес серьезные изменения в сюжетную линию и в некоторые стихи и отправил новую редакцию «Шахмат» режиссeру. Однако через некоторое время выяснилось, что тот привлeк к работе над мюзиклом драматурга Ричарда Нельсона, и что вариант Нельсона уже утверждeн.
Тим Райс рассчитывал, что Элейн Пейдж повторит свой лондонский успех на Бродвее. Но «Эквити» — профсоюз американских актeров — потребовал, чтобы роль Флоренс исполняла американская актриса. Нанн не оказал Пейдж никакой поддержки, и было решено, что Флоренс сыграет американка Джуди Кун.
Спектакль открылся 28 апреля 1988 года в театре Империал. Роль Анатолия исполнил Дэвид Кэрролл, роль Фредди — Филипп Каснофф.
Авторам пришлось учитывать изменившееся политическое положение — в Советском Союзе уже полным ходом шла перестройка, поэтому и в мюзикле возник мотив, связанный с гласностью. В целом сюжет получился гораздо более запутанным, чем в лондонской версии, что не пошло на пользу мюзиклу. Личная драма была во многом подменена политической интригой, из-за чего характеры главных персонажей стали схематичными. Кроме того, мюзикл, первоначально певшийся от начала до конца, превратился в спектакль с песнями — в нeм стало слишком много диалогов. Потерялась музыкальная цельность произведения. Хореографические номера были сильно сокращены, декорации стали более простыми и менее яркими. Актeры, исполнявшие главные роли, играли хорошо, но даже их игра не смогла спасти положение — трeхчасовой мюзикл был чересчур затянутым и недостаточно интересным. Всю вину за провал спектакля возложили на режиссeра Тревора Нанна.
Публике спектакль нравился, однако дохода своим продюсерам «Шахматы» не приносили, а критики просто обрушились на мюзикл с разгромными статьями. 25 июня 1988 года, спустя всего 68 представлений спектакль был закрыт. Запись оригинального бродвейского состава тем не менее продавалась хорошо, состоявшийся по инициативе Дэвида Кэрролла 9 января 1989 года концерт в Карнеги-холле также имел большой успех.
Новая версия «Шахмат» открылась в Чикаго 28 января 1990 года. За основу был взят сценарий Ричарда Нельсона в сильно переработанном виде, а режиссером стал Дэвид Белл. Роль Флоренс исполнила Сьюзен Макмонагл, роль Фредди — Ким Штраусс, роль Анатолия — Дэвид Стадвелл. Постановка имела успех, но в мае 1990 года была закрыта.
Третьего февраля 1991 года премьера «Шахмат» состоялась в Австралии, в Сиднее. Постановку осуществлял Джим Шарман — режиссeр, в своe время ставивший рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» в Лондоне. Роль Флоренс исполнила Джоди Гиллис, роль Фредди — Дэвид Маклеод, роль Анатолия — Робби Крупский, роль Светланы — Мария Мерседес. В этой постановке был использован вариант сценария, написанный Тимом Райсом, и отвергнутый Тревором Нанном, когда «Шахматы» ставились на Бродвее.
Постановка имела огромный успех у публики и у критиков, но, к сожалению, была закрыта через полгода после премьеры из-за экономического кризиса в Австралии.
В августе 1994 года вновь переработанные Тимом Райсом «Шахматы» были поставлены в Эдинбурге. В этом же году мюзикл исполнялся в концертном варианте в шведском городе Гетенбурге, а через некоторое время была издана запись Chess in Concert. В 1997 году в мельнбурнской постановке роль Флоренс исполняла Барбара Диксон. Шахматы ставились огромное количество раз. Как правило, это были переработки либо лондонской, либо бродвейской версий, либо их разнообразные комбинации. Спектакль также путешествовал по США и Великобритании с турами и концертными версиями, некоторые из которых были весьма успешными. Интересная концертная версия «Шахмат» была представлена в Торонто — в ней приняли участие звезды торонтских постановок «Отверженных», «Призрака Оперы» и «Аспектов любви» — в том числе и такая крупная фигура мирового музыкального театра как Колм Уилкинсон.
История «Шахмат» на этом не заканчивается. 23 февраля 2002 года в Стокгольме открылась новая постановка мюзикла на шведском языке, в которой Анатолия играл первый исполнитель этой роли Томми Че рберг.
В 1996 году в театре имени Моссовета состоялась премьера мюзикла «Игра» (либретто Яр. Кеслера, постановка П. Хомского), созданного на основе «Шахмат». В спектакле также использовалась музыка Пола Маккартни, Джона Леннона и других композиторов. Система персонажей в целом соответствовала системе персонажей «Шахмат», однако сюжет претерпел серьeзные изменения.
Осенью 2020 года в Москве состоится премьера первой лицензионной постановки мюзикла «Шахматы», за которую отвечает продюсерская компания Дмитрия Богачева «Московский Бродвей». Автором русского текста стал Алексей Иващенко, режиссером — Евгений Писарев, музыкальным руководителем — Джон Ригби. Спектакль будет идти в Театре МДМ.
Театральная компания Дмитрия Богачева «Бродвей Москва» представляет самый долгожданный мюзикл «Шахматы»
Разгар холодной войны. За титул чемпиона мира в итальянском Мерано сражаются советский гроссмейстер Сергиевский и американец Трампер.
Показать полностью. Победив в чемпионате, Сергиевский не без поддержки ЦРУ бежит на Запад – с ним уезжает Флоренс, секундант и любовница Трампера, уставшая от его эксцентричности.
Через год на Чемпионате мира в Бангкоке Сергиевский представляет Великобританию. Сюда же приезжают Трампер, сотрудник КГБ Молоков, жена Сергиевского Светлана и оказавший ему помощь агент Уолтер. И у каждого из них – своя игра, на кону которой не только личные и государственные интересы, но и, возможно, чья-то жизнь.
Мюзиклы за столиками «Первое свидание» и «День влюблённых» — бродвейские мюзиклы о любви, где зрители размещаются за столиками с закусками и напитками (https://svidanie.show и https://loveday.show);
QR-код вакцинированного
Показать полностью.
Электронный сертификат, который вы получаете после завершения вакцинации. Срок действия такого QR-кода — один год.
QR-код переболевшего
Если вы болели в последние полгода, и у вас есть официальный диагноз от врача государственной поликлиники, скачайте QR-код на Госуслугах или в электронной медкарте.
QR-код с отрицательным результатом ПЦР-теста
Тест на COVID бесплатно делают в поликлинике по предварительной записи на mos.ru. Результат придет через три дня и будет действовать 72 часа. Скачайте QR-код на Госуслугах или в электронной медкарте.
QR-код можно предъявить на экране или на бумаге. Обратите внимание, что это единственный медицинский документ, по которому мы имеем право пропустить вас в театр.
Тем, кому нет 18 лет, QR-код не нужен. Однако если вы идете в театр без родителей, получите у них письменное разрешение. Образец находится на нашем сайте.
Чтобы ваш театральный вечер прошел максимально комфортно и безопасно:
— приходите в театр немного раньше, чем обычно;
— заранее подготовьте QR-код и паспорт;
— внутри театра носите маски и соблюдайте социальную дистанцию.