Что такое наблюдатель с совещательным голосом
Памятка ГН:Член УИК с правом совещательного голоса
Член УИК с правом совещательного голоса — это «приставное кресло», но он тоже член УИК, с чёткими оговорками. Его нельзя удалить из помещения для голосования; ни УИК, ни вышестоящая комиссия не может исключить или вывести его из комиссии. Он вправе, но не обязан выезжать вместе с выездной группой на голосование вне помещения.
Комиссия по требованию любого ее члена […] обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. (п. 12 ст. 28 ФЗГ)
Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов […], за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени […]; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов […]; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. (п. 22 ст. 29 ФЗГ)
Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными статьёй 29 ФЗГ правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов […], в проведении которых принимает участие данная комиссия. (п. 25 ст. 29 ФЗГ)
Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей […], бюллетенями), непосредственно связанными с выборами […] соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней […], списков избирателей […], иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей […] числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям […]; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. (п. 23 ст. 29 ФЗГ)
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса […]. (п. 14 ст. 66 ФЗГ)
Первый экземпляр протокола об итогах голосования […] доставляется в вышестоящую комиссию […]. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии […]. (п. 30 ст. 68 ФЗГ)
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. (п. 26 ст. 29 ФЗГ)
st1347
«А что-де ты не способен, этого никогда не говори.
. Ведь если угодно будет богу и если ты сам соберешься с духом, то окажешься способен». Сократ.
Краткие методические рекомендации для членов УИК и наблюдателей
Следует различать 3 статуса-позиции в УИК: член комиссии с правом решающего голоса (СПРГ), член комиссии с правом совещательного голоса (СПСГ) и наблюдатель. Чем же они отличаются?
Член комиссии с правом решающего голоса (СПРГ). Член УИК СПРГ начинает свою работу с момента формирования УИК. До дня голосования он дежурит в УИК согласно графику: отвечает на вопросы избирателей, сверяет списки избирателей, выдает открепительные удостоверения, подписывает избирательные бюллетени, оформляет и разносит по адресам приглашения на выборы и т.д. В день голосования член комиссии СПРГ:
а) выдает избирательные бюллетени;
б) участвует в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
в) составляет и подписывает протокол об итогах голосования;
г) участвует в голосовании и подписывает решения комиссии;
д) участвует в составлении протоколов об административных правонарушениях.
Член комиссии СПСГ, в отличие от наблюдателя, может принимать участие в голосовании комиссии по каким-либо спорным, неоднозначным вопросам, вносить предложения по улучшению работы УИК, однако его голос носит совещательный (рекомендательный) характер.
Член комиссии СПСГ и нблюдатель НЕ ИМЕЮТ права :
а) лично работать с какими-либо документами УИК (вносить записи в списки избирателей, выдавать открепительные талоны, выдавать бюллетени и т.д.)
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
г) участвовать в голосовании при принятии решения комиссией, подписывать решения.
Член комиссии СПСГ и Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
3) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
4) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
5) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов;
6) обращаться к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколом комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от УИК заверенные копии протоколов;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в ОИК или в суд. Наблюдатель не вправе: совершать действия, препятствующие работе УИК; вести предвыборную агитацию.
Члены комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели вправе носить не содержащие элементов агитации нагрудные знаки с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества.
В день голосования следует:
Члену комиссии явиться к времени, обозначенному председателем (обычно, это 7.00-7.30 утра). Члену комиссии СПСГ и наблюдателю рекомендуется прибыть на участок не позднее 7.30. Предъявить председателю направление, проконтролировать внесение вас в список лиц, имеющих право находиться на участке в день голосования.
Осмотреть участок. Члены комиссии СПСГ и наблюдатели должны занять такое место в пространстве УИК, чтобы стационарные и переносные урны, столы членов УИК, выдающих бюллетени, сброшюрованные и скрепленные печатью списки избирателей, столы председателя и секретаря комиссии, кабинки для голосования, увеличенные формы протоколов находились в поле их зрения. Однако расположение места наблюдения не должно создавать трудностей в работе УИК.
Узнать у председателя и зафиксировать у себя следующую информацию: а) количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования; количество бюллетеней, полученных УИК из ТИКа; количество избирателей, внесенных в реестр заявлений на голосование на дому; количество выданных и оставшихся открепительных талонов.
Проверить списки избирателей на наличие уже проставленных подписей избирателей и необъяснимых пометок (из рук члена комиссии СПРГ).
В 8.00 участок открывается и всем присутствующим, в т.ч. первым избирателям, если таковые прибыли к моменту открытия участка, предъявляются пустые урны (переносные и стационарные), затем они опечатываются. Если урны опечатали без до 8 часов утра, требуйте их переопечатывания.
Следить, чтобы каждый избиратель голосовал лично при предъявлении паспорта. Член комиссии СПРГ выдает избирателю бюллетень после внесения его паспортных данных в список избирателей (основной или дополнительный) и проставления избирателем подписи.
Следить, чтобы не был осуществлен вброс. При подозрении на вброс следует громко об этом заявить, изложить свои подозрения или факты (устно, а затем и письменно), предложить комиссии принять меры немедленного реагирования, обратиться к сотруднику полиции с просьбой задержать лицо, подозреваемое в совершении данного правонарушения.
Вести подсчет числа проголосовавших избирателей по шахматке, сверяя его с данными комиссии, которые озвучивает председатель или секретарь в 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00.
Быть внимательным к действиям членов УИК и избирателей. Если выстроилась огромная очередь за получением бюллетеней по открепительным удостоверениям, следует немедленно запечатлеть это на видео или фото, громко привлечь внимание всех остальных участников процесса. Обо всех подозрительных действиях на участке следует сообщать в штаб.
Голосование вне помещения (на дому ). Проголосовать на дому могут только те избиратели, которые заранее (до дня голосования или в день голосования до 14.00) сделали устное или письменное заявление в УИК. Эти заявки вносятся в специальный реестр. Команда членов комиссии, проводящая голосование вне помещения, состоит из 3-х человек и формируется минимум из одного члена комиссии СПРГ и двух членов комиссии СПСГ и/или наблюдателей. Председатель УИК может обязать принять участие в работе выездной комиссии только членов комиссии СПРГ. Они получают перед выездом выписку из такого реестра и бюллетени в количестве, немного превышающем количество избирателей, внесенных в выписку. После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения, составляется акт о таком голосовании. Очень большое количество проголосовавших вне помещения — подозрительный признак.
Подведение итогов голосования. В 20.00 прекращается голосование. Действия комиссии после закрытия участка разделяются на этапы:
Подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней (отрезанием нижнего левого угла);
Подсчет данных по спискам избирателей (после чего списки убираются в сейф);
Извлечение бюллетеней из переносных ящиков, подсчет их количества;
Извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчет голосов;
Проверка контрольных соотношений, проведение итогового заседания УИК, упаковка документов (на упаковках члены комиссии СПСГ и наблюдатели вправе поставить свои подписи), оформление протокола УИК об итогах голосования, выдача копий протоколов.
Этапы не должны выполняться одновременно. После каждого из этапов 1-4 данные должны заноситься в увеличенную форму протокола (ее финальный вариант следует заснять на фото или видео). Нарушение последовательности этапов, их одновременное выполнение, незанесение данных в увеличенную форму протокола является грубым нарушением закона. Члены комиссии СПСГ и наблюдатели имеют право отчетливо видеть все действия комиссии при подсчете: «Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии» (п.10 ст. 68 ФЗГ). В случае сомнений в правильности подсчета, вы имеете право попросить пересчета (пункты 6, 21 ст. 68 ФЗГ). Члены УИК могут покинуть участок только после того, как итоговые протоколы представлены председателем, секретарем и, по желанию, членами комиссии СПСГ и наблюдателями в ТИК, приняты, и их данные введены в систему ГАС «Выборы».
Печать УИК – синяя печать.
Если копия итогового протокола выдается на нескольких листах (например, оригинал протокола имеет формат А3, а копии выдаются на листах формата А4), то каждый лист должен содержать все вышеуказанные реквизиты.
В реестр копий протоколов вносится:
ФИО лица, которому выдается копия;
Статус в УИК (член комиссии СПРГ, СПСП или наблюдатель);
Дата и время выдачи копии;
Подпись лица, получившего копию;
Контактные телефон (на случай пересчета голосов, подписания нового протокола).
Правильно заверенная копия протокола должна выглядеть так:
Подписание пустых бланков протокола является грубейшим нарушением избирательного законодательства. Член комиссии СПРГ в случае несогласия с итоговым протоколом или с решением комиссии, принятым большинством голосов, вправе изложить письменно особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе УИК и приложено к протоколу или решению. В протоколе обязательно указывается количество поступивших в комиссию жалоб. Так же к первому экземпляру протокола приобщаются принятые по жалобам (заявлениям) решения УИК, а так же составленные УИК акты и реестры. Полученную копию протокола следует сдать в штаб.
Телефоны самарских ТИКов:
В исключительных случаях можно позвонить и в полицию:
Фото- и видеосъемка : Согласно п. 2.3.5. Постановления ЦИК РФ от 17 августа 20 11 г. № 26/255-6 «Об инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием ГАС «ВЫБОРЫ» при проведении выборов Президента РФ», в соответствии с которым перечисленные лица имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушения тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. При проведении фото- и видеосъемки должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. Разрешения председателя УИК на съемку не требуется, достаточно устно уведомить его о съемке.
Найти соратников в УИК. Для эффективной работы в УИК по прибытии на участок следует установить контакт с дружественными (от одного кандидата или партии) членами комиссии СПРГ, СПСГ и наблюдателями. Действуя слаженно, в связке друг с другом у вас повышаются шансы обеспечить прозрачность, гласность и открытость выборного процесса. Член комиссии СПРГ в день голосования будет погружен в работу, связанную с выдачей и подсчетом бюллетеней, поэтому осуществлять функцию контроля ему будет достаточно сложно. Контролирующую функцию следует взять на себя члену комиссии СПСГ и наблюдателю, которые в случае необходимости подписания жалобы на нарушения избирательного законодательства обращаются к члену комиссии СПРГ.
Правовой статус членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и представителей СМИ
Муниципальные выборы: Опыт. Проблемы. Перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 26-27 октября 2006 года. Красноярск, 2007. С.44-46.
Как справедливо отмечает Н.М. Миронов, члены комиссий с правом совещательного голоса (далее – ЧПСГ) и наблюдатели, как правило, осуществляют сходную деятельность, сутью которой является наблюдение (1). Особенно ярко это проявляется на уровне участковых избирательных комиссий. Сходную деятельность могут вести и представители средств массовой информации (далее – представители СМИ). Тем не менее, правовые статусы данных субъектов избирательного процесса имеют существенные различия, непонимание которых нередко вызывает конфликтные ситуации и приводит к нарушениям законодательства. Сравнительный анализ может быть проведен по ряду критериев.
1. Права и обязанности
В целом ряде вопросов у ЧПСГ больше прав, чем у наблюдателей. Это связано с тем, что исходя из пункта 22 статьи 29 ЧПСГ обладает теми же правами, что и член комиссии с правом решающего голоса. У него нет лишь прав:
— выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
— участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
— составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
— участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии и подписывать решения комиссии;
— составлять протоколы об административных правонарушениях.
Тем не менее, он вправе присутствовать при совершении указанных действий.
ЧПСГ заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии, вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования, вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу (тогда как наблюдатели вправе лишь обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования), присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
К числу важнейших полномочий ЧПСГ, позволяющих эффективно противодействовать фальсификациям итогов голосования, относятся полномочия убеждаться в правильности произведенного подсчета по спискам избирателей (пункт 6 статьи 68) и в правильности подсчета рассортированных бюллетеней (пункт 21 статьи 68) – тогда как наблюдатели вправе знакомиться с данными документами, но право на проверку правильности подсчета прямо не предусмотрено. Кроме того, при использовании системы ГАС «Выборы» ЧПСГ могут входить в группу для контроля за использованием ГАС «Выборы», а также вправе знакомиться с любой информацией, содержащейся в данной системе (пункт 3 статьи 74). Наблюдатели вправе осуществлять лишь второе из этих полномочий.
Наблюдатель, в отличие от ЧПСГ, имеет право носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию (подпункт «ж» пункта 9 статьи 30).
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 наблюдатель не вправе:
— выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
— расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
— заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
— принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
— совершать действия, препятствующие работе комиссии;
— проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
— участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Для ЧПСГ и представителей СМИ прямого запрета на проведение предвыборной агитации не установлено, однако в день голосования и в день, предшествующий ему, предвыборная агитация запрещена для всех субъектов избирательного процесса (пунктом 3 статьи 49).
Приведенные ограничения нужно рассматривать во взаимосвязи с общей нормой, в соответствии с которой ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах (пункт 12 статьи 64).
Целый ряд прав ЧПСГ и наблюдателя предусмотрены специальными нормами. Так, например, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 ЧПСГ и наблюдатели должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчете голосов. В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ЧПСГ и наблюдатели вправе расписываться на месте склейки конвертов, в которые вкладывают бюллетени досрочно проголосовавшие избиратели. В соответствии с пунктом 30 статьи 68 ЧПСГ и наблюдатель наделены правом присутствовать при передаче протокола участковой комиссии в вышестоящую комиссию. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30.
Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий, знакомиться с протоколами об итогах голосования и результатах выборов, а также получать копии этих протоколов и приложенных к ним документов. Важнейшим полномочием представителей СМИ является право производить фото- и видеосъемку (подпункт «г» пункта 11 статьи 30).
2. Субъекты, наделяющие полномочиями.
ЧПСГ назначаются кандидатами, а также избирательными объединениями, выдвинувшими список кандидатов (пункт 20 статьи 29 ). Спорным является вопрос о том, могут ли назначать ЧПСГ кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов. Прямого запрета в этом отношении законодательство не содержит.
Наблюдатели в соответствии с пунктом 4 статьи 30 могут быть назначены зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Отсюда следует, в частности, что право назначать наблюдателей есть у избирательного объединения и в том случае, когда оно выдвигает не список кандидатов, а отдельных кандидатов по одно- или многомандатным избирательным округам. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Так, например, в соответствии с пунктом 31 статьи 21 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г. N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (с изменениями от 26 марта, 17 декабря 2004 г., 6 июля 2006 г.) наблюдателя вправе назначить «иное общественное объединение, зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне».
Законодательство Костромской области предусматривает возможность назначения наблюдателя группой избирателей (3), однако есть основания полагать, что это противоречит пункту 4 статьи 30.
Представители средства массовой информации могут быть назначены организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации (пункт 52 статьи 2).
3. Документы, подтверждающие полномочия
Полномочия представителя СМИ в соответствии с пунктом 52 статьи 2 подтверждаются редакционным удостоверением или иными документами (например, справкой о том, что данный гражданин является внештатным корреспондентом соответствующего СМИ).
В соответствии с пунктом 42 статьи 2 наблюдатели осуществляют свои полномочия в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. Таким образом, их полномочия начинаются после определения результатов выборов.
Срок полномочий представителей СМИ специально не оговаривается, они могут осуществлять свои полномочия на всех стадиях избирательного процесса.
5. Ограничения по кандидатурам.
В соответствии с пунктом 211 статьи 29 ЧПСГ не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными (в отличие от требований к членам комиссий с правом решающего голоса (подпункт «б» пункта 1 статьи 29), возможно назначение ЧПСГ ограниченно дееспособного лица), депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица…, судьи, прокуроры, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации (пункт 42 статьи 2). Не могут быть назначены наблюдателями пункт 4 статьи 30. Таким образом, наблюдателями может быть назначен более широкий круг лиц, чем ЧПСГ.
Законодательство прямо не устанавливает ограничений по кругу лиц, которые могут являться представителями СМИ. Однако, учитывая, что представители СМИ в соответствии с формулировкой пункта 11 статьи 30 принимают участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, целесообразно обратиться к пункту 7 статьи 40: «Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации». Заметим, однако, что представители СМИ могут не являться ни должностными лицами, ни работниками СМИ (например, внештатные корреспонденты). Если это так, то данные ограничения не могут применяться. Не установлено запрета и на осуществление полномочий представителей СМИ, в частности, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Законодательство не устанавливает запрета на совмещение полномочий наблюдателя (или ЧПСГ) и представителя СМИ (так же как, например, кандидата и уполномоченного представителя избирательного объединения). Совмещение данных полномочий позволяет наблюдателю или ЧПСГ вести фото- и видеосъемку (при этом, конечно, не допускается фото- и видеосъемка списков избирателей, которую следует признать разновидностью снятия с них копий).
В каждую комиссию может быть назначено только по одному ЧПСГ от каждого кандидата и избирательного объединения (пункт 20 статьи 29). Число наблюдателей может быть любым, но одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения не допускается (пункт 8 статьи 30). В отношении количества представителей СМИ ограничений не установлено.
В заключение рассмотрим некоторые затруднения, которые, к сожалению, иногда возникают в правоприменительной практике.
1. Члены комиссий с правом решающего голоса (далее – ЧПРГ) требуют иногда представления документов, не установленных законом – например, письменных согласий исполнять обязанности наблюдателей.
2. ЧПРГ иногда ошибочно полагают незаконным одновременное присутствие в помещении для голосования наблюдателя и ЧПСГ, назначенных от одного и того же кандидата, избирательного объединения.
3. Иногда ЧПРГ не учитывают, что в законе установлен лишь запрет на одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Но при этом один наблюдатель может находиться в помещении комиссии, а другой наблюдать за ходом голосования вне помещения, наблюдатели могут работать посменно и т.п.
5. Зачастую ЧПРГ противодействуют ЧПСГ и наблюдателям в ознакомлении со списками избирателей. Это аргументируется необходимостью противодействия доставке заинтересованными лицами избирателей для участия в голосовании (пункт 13 статьи 64). В данном случае следует неукоснительно соблюдать нормы закона. В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29, подпунктом «а» пункта 9 статьи 30, ЧПСГ и наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, но не вправе получать их копии. Выписывание из списка избирателей данных о лицах, не принявших участия в голосовании, можно считать частным случаем снятия с него копии. Однако ознакомление ЧПСГ и наблюдателей со списками избирателей в целях недопущение произвольного исключения или добавления избирателей, внесения недостоверных подписей избирателей (не принимавших в действительности участия в выборах) – важная гарантия недопущения фальсификации итогов голосования.
6. Зачастую, особенно на муниципальных выборах, организующая выборы избирательная комиссия не устанавливает форму нагрудного знака наблюдателя (в соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 статьи 30 это право может быть ей делегировано законом). В результате уже при проведении голосования возникают разногласия в отношении допустимых цветовой гаммы, текстового содержания, размера различных частей текста и т.д.
7. В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 наблюдатели и ЧПСГ, а также ряд других лиц должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчет голосов. Зачастую такое оповещение оказывается затруднительным по объективным причинам. Целесообразно заранее составлять список всех наблюдателей и ЧПСГ, назначенных в соответствующую комиссию, с номерами телефонов.
8. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии требуют от ЧПСГ и наблюдателей предоставления бланков протоколов, хотя законодательство не обуславливает получение ими заверенных копий протоколов представлением бланков.
9. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии не проставляют на копиях всех необходимых реквизитов – например, в нарушение пункта 12 статьи 30 ставят подпись без фамилий и инициалов. Это связано с расхождениями между требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями, и, например, ранее действовавшей редакции Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Применению подлежит, конечно же, норма Федерального закона.
Для того, чтобы избежать подобных затруднений, необходимо повышать уровень правовой подготовки всех участников избирательного процесса.
Можно сделать вывод, что вести наблюдение за деятельностью избирательной комиссии имеет право достаточно широкий круг лиц – ЧПСГ и наблюдатели от кандидатов и избирательных объединений, а также представители СМИ. При этом важно разграничивать правовые статусы различных субъектов избирательного процесса и помнить, что все они должны действовать строго в рамках закона о выборах, иначе ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64).
- Сергей Подъяпольский
1) Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М: Норма, 2006. С. 159.
2) Если не оговорено иное, то автор ссылается на нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями.
4) Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса).