Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать

Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

Чтобы наблюдение было результативным необходимо соблюдать следующие условия:

1) четко определить предмет наблюдения;

2) сформулировать цель наблюдения;

3) составить план наблюдения.

Гипотеза – это предположение о том, как будет происходить наблюдаемое явление или как можно объяснить результат наблюдения.

Вывод формулируется на основании эксперимента, который позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Эксперимент – это научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях.

Пламя имеет три зоны:

1) внутренняя темная – самая холодная;

2) средняя светящаяся – горячая;

3) внешняя бесцветная – самая горячая.

Для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо внести в верхнюю – самую горячую часть пламени.

Лабораторное оборудование, используемое при изучении биологии: лупа, микроскоп.

Лабораторное оборудование, используемое при изучении географии: компас.

При изучении химии используется следующее лабораторное оборудование: пробирки; плоскодонные, круглодонные и конические колбы; держатели для пробирок; химические стаканы; штативы; колба Вюрца; стеклянный холодильник; конусные воронки; делительные воронки; кристаллизатор; мерные стаканы; мерные цилиндры; ступка и пестик; фарфоровые чашки; спиртовка; вытяжной шкаф; защитные очки.

Источник

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения

Подготовка воспитателя дошкольного образования к проведению наблюдения :

1. Подбор объекта для наблюдения:

а) предметы и явления неживой природы: глина, песок, вода, снег, день/ночь, солнце, звезды, луна, дождь, гроза, ветер и др.;

б) растения огорода (морковь, свекла, лук, редис, помидоры, огурцы, укроп и др.), парка и леса (ель, сосна, лиственница, береза, тополь, рябина, ольха, осина, орешник и др.); плодового сада и ягодника (яблоня, груша, вишня, слива, смородина и др.); растения поля (рожь, ячмень, картофель); растения луга (клевер, ромашка, мятлик, пастушья сумка и др.);

в) домашние животные и птицы, дикие животные близлежащей местности, птицы (синица, скворец, грач и др.), полезные земноводные и пресмыкающиеся (лягушка, жаба, ящерица), рыбы, полезные и вредные насекомые (пчела, божья коровка, лесной рыжий муравей, майский жук, муха и др.);

г) труд взрослых и детей в природе.

2. Определение цели и задач наблюдения.

Осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Воспитатель намечает, какие новые знания и навыки получат дети в результате наблюдения, какие представления будут уточнены и закреплены. Наряду с образовательными педагогом определяются воспитательные задачи.

3. Выбор методических приемов.

Воспитатель определяет, какие методические приемы он будет использовать в процессе проведения наблюдения. К ним относятся: вопросы (основной методический прием), сравнение, игровые приемы, практические задания.

Структура проведения наблюдения включает в себя 4 этапа.

1-й этап – подготовительный. Цель – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения.

Достигается различными приемами: краткая беседа, ориентированная на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить видел ли предмет раньше и где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта.

В начале наблюдения необходимо произвольное внимание детей направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Для этого можно использовать следующие приемы возбуждения произвольного внимания у детей дошкольного возраста: сюрприз, загадочность, неожиданность; художественный образ, загадка, поговорка, показ иллюстраций. Воспитатель должен предусмотреть и приемы, направленные на постановку перед ребенком определенной умственной задачи – показ и пояснение, вопросы, указания.

3-й этап – основной момент всего процесса наблюдения. Длительность в старшей группе от 15 до 25 минут. Выделяются три части:

— обследование предмета или явления в целом,

— анализ обследуемого предмета (выделение существенных признаков, черт);

— обследование интерпретирующее, раскрывающее чувственно-воспринимаемые свойства и на их основе абстрактные свойства предметов, установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

Отбор способов обследования с одной стороны определяется задачами наблюдения, с другой стороны – характером наблюдаемого объекта. Наблюдение может ограничиваться просто зрительным восприятием, а может потребоваться наблюдаемый предмет потрогать, погладить, послушать издаваемые им звуки, попробовать на вкус или понюхать.

4-й этап – заключительный. Цель – подведение итогов, закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен:

а) в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отбор материалов для нее;

б) в форме выбора способа действия с предметом: как осуществить уход за вещами (стирать или чистить), уход за различными растениями (обтереть, опрыскать с учетом особенностей растения) и т.д.;

в) в форме элементарного понятия, выраженного через суждение о состоянии предмета или его изменении (ответ на вопрос, рассказ-описание, рассказ-суждение);

г) в форме фиксации результатов наблюдения в календарях природы и погоды.

Источник

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.

Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к следующей стандартной ситуации. Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств. Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.

(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).

Сделки, совершенные без согласования с управляющим (п.2 статьи 65 ЗоБ) оспариваются на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 66 ЗоБ и/или статьи 173.1 ГК РФ (например, Постановление АС Северо-Западного округа от 14.05.2020 года по делу №А56-100482/2017; Постановление 9ААС от 07.04.2021 года по делу №А40-69663/2017).

Сделки, совершенные с нарушением запрета на определенный вид сделок в наблюдении и/или со злоупотреблением правом оспариваются по статье 174.1 ГК РФ и/или 10, 168 ГК РФ (например, Постановление 6ААС от 22.06.2020 года по делу №А04-2444/2019; Определение ВС от 16.08.2017 года №305-ЭС17-10214).

(г). Совершение контролирующими лицами должника сделок и иных действий в ущерб интересам кредиторов, дает возможность временному управляющему и кредиторам заявить иски о взыскании с таких лиц убытков на основании статей 53.1 ГК, 61.20 ЗоБ.

Такой иск подается и рассматривается в рамках дела о банкротстве, при этом он не препятствует оспариванию соответствующих сделок (в наблюдении или конкурсе), а также привлечению указанных лиц к субсидиарной ответственности (п.68 ППВС от 21.12.2017 года №53).

Текущая хозяйственная деятельность

Должник в процедуре наблюдения может и часто осуществляет текущую хозяйственную деятельность. Такая ситуация несет некоторую двусмысленность – обычно предпринимательская деятельность направлена на получение и распределение прибыли, но неизбежное введение конкурса делает это в принципе невозможным.

И какая же действительная цель ведения бизнеса в наблюдении? К сожалению, часто самая не презентабельная – вывод оборотки и наращивание текущих.

Временный управляющий не наделен полномочиями контроля за коммерческими решениями должника: ценовой политикой, выбором контрагентов, масштабами производства и т.д. То есть он не оценивает их с точки зрения рентабельности и коммерческого смысла, но он должен контролировать их с позиций реальности и обычных условий коммерческого оборота. Такой контроль осуществляется посредством анализа указанной выше информации о составе имущества должника, текущих показателях его деятельности.

Важным аспектом контроля является и соблюдение очередности текущих платежей. Систематическое нарушение очередности текущих платежей влечет нарушение интересов текущих кредиторов и необходимость оспаривания соответствующих платежей (как совершенных с приоритетом) в процедуре конкурсного производства. Управляющий вправе требовать от должника вести реестр текущих платежей и соблюдать их очередность, предусмотренную статьёй 134 ЗоБ.

Уклонение от соблюдения текущей очередности может быть пресечено с использованием указанного выше механизма комплексной прокурорской проверки, с выявлением соответствующих нарушений и привлечением директора должника к ответственности по части 2 статьи 14.13 КоАП (например, Постановление 12 ААС от 06.04.2021 года по делу №А06-6370/2020).

Формирование реестра

Одна из целей процедуры наблюдения сводится к формированию реестра кредиторов для проведения первого собрания, на котором будет определена дальнейшая судьба должника, а также кандидатура управляющего (или СРО). То есть, приняты ключевые решения для кредиторов, от которых зависит удовлетворение их требований.

Отдельно нужно обратить внимание на случаи включения в реестр «просуженных» требований, то есть признанных судебным актом. Если у кредиторов или арбитражного управляющего есть сомнения в отношении реальности такого долга, они могут оспорить соответствующий судебный акт в апелляционную инстанцию, как лица, не привлеченные к участию в деле, ссылаясь при этом на косвенные доказательства мнимости соответствующих отношений (например, Определение ВС от 05.02.2018 года №305-ЭС17-14948). Выявление аффилированности кредитора и/или мнимости заявленных требований относится к ключевым обязанностям арбитражного управляющего, даже несмотря на наличии соответствующих прав у кредиторов. Пассивная позиция управляющего в такой ситуации (когда указанные выше обстоятельства могли быть ему известны) – является основанием для соответствующих взысканий (например, Определение ВС от 24.08.2020 года №305-ЭС19-17553).

Краткие выводы:

1) Процедура наблюдения, по сути, задает вектор всей процедуре банкротства должника, предопределяя возможность (или невозможность) погашения требований кредиторов.

2) В подавляющем большинстве случаев управляющие (по разным причинам) не пользуются всем тем инструментарием, который предоставлен им для обеспечения сохранности имущества должника, предотвращения роста номинальных текущих обязательств и недопущения включения в реестр мнимых требований или требований аффилированных лиц.

Источник

Сущность и содержание наблюдения

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать Елена Савиных
Сущность и содержание наблюдения

Тема: Сущность и содержание наблюдения

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Значение наблюдений.

1. Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

2. Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

При планировании наблюденийвоспитатель продумывает:

1. Оборудование и материалы

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

3. Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада,складывается из следующих моментов:

1. Выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных, Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелыйплод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.

3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям й устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Например, с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей.

По аналогии с растениями, содержанием наблюденийза животными являются:

1. Особенности их строения,

2. Способы функционирования (разные формы поведения)

3. Компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней,

4. Характер взаимоотношения человека с животными.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере наблюдения за кошкой в детском саду.

Отмечаем в наблюдениитри последовательные позиции:

1) Замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным;

Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голову влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола, смотрит вниз, нюхает стол, прыгает вниз, бежит к двери (она закрыта, смотрит на воспитателя

2) На основе увиденного обозначать адекватное поведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т. е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).

Реакция наблюдателя: животное встревожено,поэтому его надо успокоить: взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровождая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией реакцию на него человека. Важно для развития восприятия детей организовать циклы наблюдений.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.

Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с рыбкой, сообщить ее название; вызвать радость от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления:

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения. Рыбка живая, нуждается в отдыхе.В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век.

Требования к проведению наблюдений

1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения (Организация пространства)

Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить).

2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений.

Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Вторая часть наблюдения является основной.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. «

4. Специальная подготовка к проведению наблюдения.

В наблюдении часто используется недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

а) Ежедневное наблюдение за погодой;

Наблюденияза погодой включают три параметра:

1. Определение состояния неба и осадков,

2. Наличие или отсутствие ветра,

3. Степень тепла и холода.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода,по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

б) Рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);

в) Ежедневная работа с календарем. Старшие дошкольникам дается задание- наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Недельный цикл наблюдений за погодой

Наблюдения за погодой

Понедельник-основной прием вопросы –»Какого цвета небо?», «Что на нем есть?»

Вторник-Прием Сравнение-»Посмотрите на небо.

Оно такое же, как вчера,или другое?Оно такого же цвета или другого?»

Среда-Игровые приемы для поддержания интереса к наблюдениям: выносит куклу, мишку или др. персонажа, любимого детьми, проосит рассказать ему о погоде (по той же схеме).Можно включить загадки и короткие стихи.

Пятница-Прием забыть про наблюденияза погодой-после прихода с прогулки сказать:»мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?»

Суббота и воскресенье-старшие дошкольникам дается задание-наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.

Наиболее доступным для наблюдения является проращивание лука в стеклянной банке.

Наблюдение за ростом растений

Наблюдения ведутся за ростом корней и листьев.Наиболее подходящий для этого растения с крупными семенами: фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и тд. Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке.

Т. О., наблюдение позволяет установить взаимосвязь стадий развития живого организма и меняющейся средой обитания. Также для наблюдения используются разнообразные опыты. Перечислим их.

Наблюдения с использованием опытов

1. Опыты с птицами (колокольчик и фонарик)

3. Опыты с воздухом

3. Опыты с песком и глиной

4. Опыты с камнем и деревом

Источник

СТАРТ В ХИМИЮ

7 класс

Продолжение. Начало см. в № 1/2006

§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии

Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.

Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует ее и ищет закономерности в этой информации. Следующий важный шаг – поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.

Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Нужно четко определить предмет наблюдения, на что будет обращено внимание наблюдателя, – конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т.д.

2. Наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение, т.е. четко сформулировать цель наблюдения.

3. Чтобы достигнуть поставленной цели, можно составить план наблюдения. А для этого лучше выдвинуть предположение о том, как будет происходить наблюдаемое явление, т.е. выдвинуть гипотезу. В переводе с греческого «гипотеза» (hypo’thesis) означает «предположение». Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, т.е. тогда, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении – лаборатории (рис. 6).

03.11.2018, 18:08
Внимание! Если скачанный файл открывается с ошибкой, то попробуйте открыть его на другом устройстве или в облаке. Если ничего не помогло, то напишите нам.
Рис. 6.
В химической лаборатории

Наблюдение, которое проводится в строго контролируемых условиях, называется экспериментом.

Слово «эксперимент» (experimentum) имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба». Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая родилась из наблюдения. Так формулируется вывод.

Проведем небольшой эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис. 7). Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 7.
Строение пламени свечи

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите лучинку (или спичку) в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Возникает вопрос: будет ли пламя спиртовки или сухого горючего иметь такое же строение, как и пламя свечи? Ответом на этот вопрос могут служить два предположения – гипотезы: 1) строение пламени будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс горения; 2) строение пламени будет различным, т.к. оно возникает в результате горения различных веществ. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу, обратимся к эксперименту – проведем опыт.

Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки (с устройством этого нагревательного прибора вы познакомитесь при выполнении практической работы) и сухого горючего.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Оформлять эксперименты принято в специальном журнале, который называют лабораторным. Для этого подойдет обыкновенная тетрадь, а вот записи в ней делают не совсем обычные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, а ход опыта часто оформляют в виде таблицы.

Попробуйте таким образом описать эксперимент по изучению строения пламени.

Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.

Все естественные науки – науки экспериментальные. А для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. Например, в биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа, микроскоп. Физики при изучении электрических цепей используют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления. Ученые-географы имеют специальные приборы – от самых простейших (например, компас, метеорологические зонды) до уникальных космических орбитальных станций и научно-исследовательских судов.

Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них – это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, т.е. химические реакции (рис. 8).

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 8.
Лабораторная химическая посуда
и оборудование

Справедливо говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше – подержать в руках и научиться пользоваться. Поэтому ваше первое знакомство с химическим оборудованием произойдет во время практической работы, которая вас ожидает на следующем уроке.

1. Что такое наблюдение? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы наблюдение было результативным?
Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать2. Чем различаются гипотеза и вывод?
3. Что такое эксперимент?
4. Какое строение имеет пламя?
5. Как следует проводить нагревание?
6. Какое лабораторное оборудование вы применяли при изучении биологии и географии?
7. Какое лабораторное оборудование используется при изучении химии?

Практическая работа № 1.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила техники безопасности

Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами. В некоторых случаях стекло заменяют прозрачной пластмассой, она не бьется, но такую посуду, в отличие от стеклянной, нельзя нагревать.

Рис. 9. Штатив с пробирками

Химические реакции проводят в пробирках (рис. 9), плоскодонных (рис. 10) или конических (рис. 11) колбах. Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями
(рис. 12). Нагревать можно только те колбы, которые сделаны из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком – матовым прямоугольником.

Рис. 10. Плоскодонные колбы
Рис. 11. Конические колбы

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы (рис. 13). Часто стаканы и конические колбы имеют специальные отметки, с их помощью можно приблизительно определить объем находящейся в них жидкости.

Рис. 12. Держатель для пробирок
Рис. 13. Химические стаканы

Круглодонные колбы (рис. 14) нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках – штативах (рис. 15) – с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно получать какие-либо вещества, например газообразные. Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом (ее называют колбой Вюрца (рис. 16)) или пробирку с газоотводной трубкой.

Рис. 14.
Круглодонная колба
Рис. 15.
Штатив с кольцом, лапкой и зажимами

Если образующиеся газообразные вещества нужно охладить, сконденсировать в жидкость, используют стеклянный холодильник (рис. 17). По его внутренней трубке движутся охлаждаемые газы, превращаясь в жидкость под действием холодной воды, которая течет по «рубашке» холодильника в обратном направлении.

Рис. 16. Колба Вюрца
Рис. 17. Стеклянные холодильники

Конусные воронки (рис. 18) служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, они также незаменимы в процессе фильтрования. Вы, наверное, знаете, что фильтрованием называют процесс отделения жидкости от частиц твердого вещества.

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 18. Конусные воронки

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например бензина и воды, служат делительные воронки (рис. 19). Нижний слой более тяжелой жидкости сливается с помощью краника через нижнюю трубку, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Рис. 19. Делительные воронки

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую тарелку, называется кристаллизатором (рис. 20). Из-за большой площади поверхности налитого в кристаллизатор раствора растворитель быстро испаряется, растворенное вещество выделяется в виде кристаллов. Нагревать кристаллизатор нельзя ни в коем случае: его стенки только кажутся прочными, на самом деле при нагревании он обязательно треснет.

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 20. Кристаллизаторы

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Чаще всего для этого используют мерные цилиндры (рис. 21).

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 21. Мерные цилиндры

Помимо стеклянной посуды в школьной химической лаборатории есть посуда фарфоровая. В ступке пестиком (рис. 22) измельчают кристаллические вещества. Стеклянная посуда для этого не подходит: от давления пестика она сразу расколется.

Рис. 22. Ступка с пестиком

Стенки фарфоровой чашки гладкие и блестящие (рис. 23). Она похожа на маленький кристаллизатор, и нагревать ее можно даже на открытом пламени до полного выпаривания раствора.

Рис. 23. Фарфоровая чашка

Чтобы избежать неприятностей и травм, каждый предмет нужно использовать строго по назначению, знать, как с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры называются правилами техники безопасности.

Кабинет химии – необычный кабинет. Значит, и требования к вам здесь особенные. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя есть, поскольку многие из веществ, с которыми вы будете работать, ядовиты.

От других кабинетов химический отличается тем, что здесь есть вытяжной шкаф (рис. 24). Многие вещества имеют резкий неприятный запах, их пары не безвредны для здоровья. С такими веществами работают в вытяжном шкафу, из которого газообразные вещества попадают прямо на улицу.

Рис. 24. Вытяжной шкаф

Для защиты глаз при проведении особо опасных опытов используют защитные очки (рис. 25).

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать
Рис. 25. Защитные очки

Склянку с реактивом нужно брать так, чтобы этикетка оказалась в ладони. Это делается для того, чтобы случайные потеки не испортили надпись.

Некоторые химические вещества ядовиты, есть реактивы, разъедающие кожу, многие вещества легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках (рис. 26, см. с. 7).

Рис. 26.
Правила работы в химической лаборатории
регулируются специальными знаками

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете, что и как нужно делать. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые для опыта необходимы.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол тем, что не потребуется для эксперимента.

Опыты нужно проводить только в чистой посуде, а значит, после работы ее нужно тщательно вымыть. Заодно вымойте руки.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, не подносите сосуд близко к лицу, а подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу (рис. 27).

Рис. 27.
Определение запаха веществ

Никакие вещества нельзя пробовать на вкус!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нежелательно собирать обратно, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, сразу обращайтесь к учителю или лаборанту.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа № 2.
Наблюдение за горящей свечой

Казалось бы, что можно написать о таком простом объекте наблюдения, как горящая свеча? Однако наблюдательность – это не только способность видеть, это способность обращать внимание на детали, сосредоточенность, умение анализировать, порой даже обыкновенная настойчивость. Великий английский физик и химик М.Фарадей писал: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».

Цель данной практической работы – научиться наблюдать и описывать результаты наблюдения. Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу (рис. 28). Чтобы помочь вам в этом, предлагаем несколько вопросов, на которые нужно дать подробные ответы.

Рис. 28. Горящая свеча

Опишите внешний вид свечи, вещество, из которого она изготовлена (цвет, запах, ощущение на ощупь, твердость), фитиль.

Зажгите свечу. Опишите внешний вид и строение пламени. Что происходит с материалом свечи при горении фитиля? Как выглядит фитиль в процессе горения? Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло? Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха?

Как быстро сгорает свеча? Изменяется ли длина фитиля в процессе горения? Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля? А когда ее капли стекают вниз по свече?

Многие химические процессы протекают при нагревании, однако пламя свечи для этой цели не используется. Поэтому во второй части этой практической работы познакомимся с устройством и работой уже знакомого вам нагревательного прибора – спиртовки (рис. 29). Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 2, который сделан из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубочки с диском 3. Зажигают спиртовку только с помощью спичек, для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, т.к. при этом может разлиться и вспыхнуть пролитый спирт. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Чтобы потушить спиртовку, нельзя дуть на пламя, для этой цели служит стеклянный колпачок 4. Он же предохраняет спиртовку от быстрого испарения спирта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Смотреть картинку Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Картинка про Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать. Фото Что такое наблюдение какие условия необходимо соблюдать