Что такое наблюдение пример
Сущность метода наблюдения и его примеры — Сущность метода наблюдения
В современной методической литературе, как правило, отмечается, что существуют три основных метода сбора первичной социологической информации. К ним относятся метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод обследования.
В данной работе будет рассмотрен метод наблюдения. Каждый из нас в повседневной жизни использует метод наблюдения: мы наблюдаем за детьми, пациентами поликлиники, ожидающими приёма и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими, иногда это просто беглый взгляд. Мы сталкиваемся с профессиональным подходом к наблюдению, когда комментатор информирует нас о том, что происходит на футбольном поле, оператор снимает участников демонстрации, учитель наблюдает за классом, чтобы протестировать новые методы обучения, и так далее. Таким образом, во многих областях социальной практики наблюдение успешно используется для исследования реальности. Разумеется, методы наблюдения применялись в науке на протяжении многих веков и принимали конкретные формы благодаря различным объектам и предметам исследований.
Сущность метода наблюдения
Любая наука основана на фактах. Он собирает факты, сравнивает их и делает выводы — устанавливает законы изучаемой области деятельности. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научных исследований в психологии — наблюдение и эксперимент.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное преследование проявлений человеческого менталитета при определенных условиях. Научное наблюдение требует четкой цели и планирования. Предварительно определяется, какие психические процессы и явления будут интересны наблюдателю, на каких внешних проявлениях они могут быть зафиксированы, при каких условиях будет происходить наблюдение и как он будет фиксировать свои результаты.
Особенностью наблюдения в психологии является то, что можно непосредственно наблюдать и фиксировать только факты внешнего поведения (движения, словесные высказывания и т.д.). Психолог, наоборот, видит ментальные процессы и явления, которые их вызывают. Поэтому точность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их интерпретации — определения психологического смысла. Как правило, наблюдение используется тогда, когда необходимо сформировать исходную картину некоторой стороны поведения, чтобы сделать предположения о его психологических причинах. Проверка этих предположений обычно проводится с помощью психологического эксперимента.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: Наблюдатель должен четко представлять и понимать, что он хочет наблюдать и с какой целью, иначе наблюдение превращается в фиксацию случайных, вторичных фактов. Наблюдение должно осуществляться систематически, а не время от времени. Поэтому психологическое наблюдение обычно занимает больше или меньше времени. Чем дольше длится наблюдение, чем больше фактов сможет собрать наблюдатель, тем легче ему будет отличить типичное от случайного, тем глубже и достовернее будут его выводы.
Наблюдение относится к одному из важнейших эмпирических методов психологического исследования, который заключается в осознанном и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью нахождения смысла этих явлений, который непосредственно не дается. Существуют различные приемы и методы наблюдения поведенческих реакций человека, которые позволяют опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Существуют различные методы и приёмы наблюдения и интерпретации различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических особенностях характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и так далее.
В целом, метод наблюдения также называют «плановым восприятием», он используется при изучении личности работников, характера отношений в трудовом коллективе, его социально-психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также записаны в специальном протоколе. Более надежными могли бы быть данные наблюдений, регистрируемые техническими средствами, а затем совместно анализируемые участниками исследований. Основным преимуществом метода является то, что в нем представлены данные о реальном, естественном поведении и деятельности работников, а не их мнение о нем.
Наблюдение в психологии — это метод целенаправленного восприятия исследуемого объекта, записанный определенным образом. В процессе проведения психолог непосредственно воспринимает действия людей в определенных условиях и в реальном времени, фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
Таким образом, для того, чтобы превратить зрительное и/или слуховое восприятие исследуемого объекта в научный метод, необходимо провести следующий комплекс исследовательских процедур:
Задачи и гипотезы, определенные общей исследовательской программой, выражают те операционалистические понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть измерены
Можно сделать вывод, что научные наблюдения отличаются от обычных наблюдений по ряду признаков: Во-первых, она подчинена четкой цели исследования и четко сформулированным задачам; во-вторых, научные наблюдения планируются в соответствии с ранее рассмотренной процедурой и т.д..
Надежность (надежность и стабильность) данных может быть повышена при соблюдении следующих правил:
Поэтому в протоколе должны быть специальные поля для записи фактических данных и их интерпретации.
Основное наблюдение может проводиться несколькими людьми, что также способствует стабильности данных наблюдения, так как наблюдатели могут сравнивать свои впечатления, согласовывать оценки и интерпретации событий, используя единую методику записи.
Классификация наблюдений.
Наблюдения классифицируются в социологии по различным аспектам:
Давайте рассмотрим типы наблюдений более подробно.
В зависимости от степени формализации мы различаем неконтролируемое (или нестандартное, неструктурированное) наблюдение и контролируемое (стандартизированное, структурированное) наблюдение.
При нестандартизированном наблюдении большинство наблюдаемых элементов не предопределены. Данный вид наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и разрешения конфликтов, умения наблюдать не менее 5-7 параметров ситуации с равным вниманием, умения быстро переключать внимание. То есть исследователь использует только общий принципиальный план, согласно которому результаты записываются в свободной форме непосредственно во время наблюдения или позже из памяти.
Стандартизированное наблюдение, с другой стороны, характеризуется четко формализованными процедурами и инструментами, что, в свою очередь, требует от наблюдателя большей способности к ориентации в деталях и самоконтролю, а также пунктуальности, усердия и педантичности. В этом случае необходимо иметь заранее составленный список событий и знаков, подлежащих наблюдению; определение условий и наблюдательных ситуаций; инструкции для наблюдателей; единообразные кодировщики для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости от позиции наблюдателя проводится различие между совместным наблюдением (или участием) и простым наблюдением. В первом случае исследователь имитирует вход в социальную среду, приспосабливается к ней и анализирует события как бы «изнутри». Наблюдение участника, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. На открытом воздухе наблюдаемые знают о присутствии исследователя среди них и знают цели исследователя. Такой наблюдатель нуждается в способности быстро и эффективно устанавливать контакты с незнакомыми людьми, коммуникабельность, дружелюбие, тактичность, сдержанность и терпимость (совместимость с другими людьми).
Конфиденциальное наблюдение, которое проводится инкогнито (скрытно), означает, что наблюдатели ничего не знают о наблюдателе и думают, что он один из них. Здесь наблюдателю нужны не только вышеперечисленные качества, но и артистизм, умение реагировать на множество сигналов одновременно, систематизировать их быстро и запомнить надолго (точнее, до момента завершения соответствующей методической документации), умение не терять исследовательскую позицию под влиянием различных обстоятельств, сохранять нейтралитет в конфликтах между наблюдателями и многие другие качества, близкие к качествам скаута.
В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «извне». Идеальный наблюдатель, не наблюдающий, старается быть невидимым. Поскольку этот идеал недостижим, он должен вести себя так, чтобы его как можно меньше замечали, чтобы уменьшить помехи, которые он причиняет наблюдаемому феномену. Ему противопоказаны яркая (вычурная) одежда, экстравагантные манеры, чрезмерная демонстрация его интереса к изучаемым событиям. Он должен иметь стабильную психику, флегматичный темперамент, способность к самоконтролю при резких изменениях ситуации, терпение и стабильность в отношении внешнего наблюдателя.
В зависимости от условий организации, наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти виды наблюдений предъявляют также особые требования к профессиональным знаниям и навыкам социолога, а также к его личным качествам: Лабораторное наблюдение, проводимое в искусственно созданных условиях, повышает значимость способности исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемое, а также таких качеств, как соблюдение принципов и точность, техническая компетентность (за счет использования аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, проводимых в обычной социальной жизни и предоставляющих более объективную информацию, знание смысла невербальных реакций людей (улыбки, жесты), оперативная память, аналитическое мышление наблюдателя, его умение отличать отдельные черты изучаемого объекта друг от друга, распределять свое внимание на всех них и переключать его на одну из них, играть особую роль.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда подсуммируются термином «несистематические»).
Случайные наблюдения, которые не предусмотрены программой исследований и в которых единицы наблюдения не жестко регламентированы, могут стать эвристически ценными только в том случае, если теоретическое мышление, научное воображение и интуиция социолога хорошо развиты.
Однако в систематическом наблюдении, целью которого является регулярная фиксация (по жесткому графику и в четко регламентированных методических документах) наблюдательных подразделений, определяемых не самим наблюдателем, а директором исследования, эти качества не являются обязательными.
Социологические школы, ориентированные на качественные методы социальных исследований, используют метод наблюдения как один из центральных независимых методов. Классическим примером в социологии является изучение Н. Андерсоном жизни чикагских бродяг посредством интегративного наблюдения. История знает о многих других исследованиях этого типа, таких как исследование Трашера о городских бандах (Чикаго, 1928 г.). Относительно недавним примером такого подхода является исследование М. Боровой, профессора социологии Калифорнийского университета в Беркли, который провел несколько лет, работая заводским рабочим в разных странах (в том числе и в России).
Обратимся к одному из классических примеров использования наблюдений участников для получения базовой информации: работе Уильяма Уайта (1936 — 1939), который ввел этот метод наблюдений в научную практику.
Во время обучения в Гарвардском университете Уайт поселился в трущобах американского города, чтобы изучать образ жизни проживающих там итальянских иммигрантов (он дал этому району название Корневилль). Белых интересовали привычки эмигрантов, оказавшихся в чужой культуре, их ориентация и взаимоотношения. Район Клорневилля был известен как опасное итальянское гетто для посторонних, полное подозрительных банд. Белый вошел в местное сообщество, якобы студент-историк, который хотел описать происхождение Клорневилля. Исследователь исследовал особый жаргон итальянского языка, используемый в обществе. В течение трех лет он жил бок о бок с этими людьми, подружившись с лидерами двух соперничающих групп мошенников и узнав о местных обычаях, карточных играх и игре в мяч. В течение 18 месяцев он жил в одной и той же семье иммигрантов, в конце концов, его приняли как одного из них. Сначала он тайно записывал свои впечатления, но по мере того, как он обретал уверенность в себе, не стеснялся делать заметки в самых, казалось бы, неподходящих местах; все привыкли видеть его с записной книжкой в руке.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Метод наблюдения, как и все остальные, имеет ряд преимуществ и недостатков.
Основным преимуществом этого метода является прямая связь между исследователем и объектом исследования. Также очень важным является отсутствие посреднических связей и оперативность получения информации. Этот метод позволяет запечатлеть детали явления, его сложность. Гибкость метода является еще одной характеристикой, имеющей большое значение при изучении социальных явлений. Наконец, относительная дешевизна является важным атрибутом, присущим этому методу. Однако все эти преимущества не исключают ряда недостатков.
Наблюдатель намеренно или непреднамеренно влияет на исследуемый процесс, вводит в него нечто, что не по своей природе. Оперативность оказывается локальной, ограниченной исследуемой ситуацией, неспособностью охватить всю совокупность всех особенностей изучаемого явления. Другими словами, этот метод очень субъективен, личностные характеристики наблюдателя неизбежно влияют на результаты. Поэтому, с одной стороны, они подлежат обязательной перепроверке другими методами, а с другой стороны, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, этот метод редко может быть применен для наблюдения больших популяций и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включенных наблюдений, то их преимущества очевидны: они дают наиболее яркие, прямые впечатления об окружающей среде, помогают нам лучше понять действия людей и действия социальных сообществ. Однако этот метод имеет и существенные недостатки. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как будто внутренне ставя себя в положение тех, кого он изучает, «живя» слишком много в своей роли соучастника событий. На эти недостатки указывали Уайт, польский социолог К. Доктур и другие авторы. Результатом инклюзивных наблюдений часто является эссе, а не сугубо научный трактат.
Однако мы не должны забывать о моральной проблеме всеобщего наблюдения: Насколько этично, на самом деле, изучать сообщество людей, выдавая себя за его участника?
Моральный долг социолога, как и врача, — не «наносить вред» своими действиями, а, наоборот, активно помогать обществу в решении его проблем. Если и только если он понимает свою позицию таким образом, он всегда найдет правильную форму наблюдения и примет правильную моральную позицию, будь то «чужак» или наблюдатель, стоящий посередине действия….
Тем не менее, неточность результатов, полученных в результате наблюдений, может быть сведена к минимуму, если попытаться избежать обычных просчетов в их применении, таких как
Недостаточная продуманность программы наблюдений, нечеткое определение категорий наблюдений.
Отсутствие органической связи между категориями наблюдений и исследовательскими гипотезами.
аморфная формулировка условий наблюдения, которая предопределяет трудности в сборе единиц наблюдения
Преждевременное начало наблюдения за массой, т.е. до подготовки всех приборов.
Отсутствие надлежащего утверждения инструментов
недостаточная техническая подготовка наблюдателей и их личностные качества для выполнения задач, которые им фактически приходится решать
Отсутствие согласованности между кодированием карт наблюдения и программой обработки данных.
Отсутствие классификатора для анализа содержания дневников наблюдателей.
Суть метода наблюдения в социальной психологии
Методы научных исследований — это методы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они актуальны и надежны, от того, насколько быстро и эффективно та или иная область знаний способна усваивать и использовать в своих целях новейшие и самые передовые методы, которые появляются в методах других наук. Там, где это возможно, обычно происходит заметный прорыв в познании мира.
Все вышесказанное относится и к социальной психологии. Ее феномены настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем она объединила методы различных наук. Это методы математики, общей психологии и ряда других наук.
С математизацией и механизацией исследований в социальной психологии традиционные методы получения научной информации, такие как наблюдение, интервьюирование, не потеряли своей значимости.
Когда данные об исследуемом процессе, о деятельности отдельных лиц, групп, групп в целом необходимо максимально «освободить» от рациональных, эмоциональных и других характеристик респондентов, тогда прибегайте к такому методу сбора информации, как наблюдение.
Наблюдение — это старейший метод познания. Каждый человек использует свою примитивную форму — повседневное наблюдение — в повседневной практике. Принимая во внимание факты социальной реальности, окружающие его и его поведение, человек пытается выяснить причины своих действий и поступков. Ежедневные наблюдения отличаются от научных прежде всего тем, что они случайны, дезорганизованы и свободны»[8,p.130].
Поскольку социологическое наблюдение предполагает непосредственное, непосредственное восприятие событий или участие в них, оно имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает события, анализирует и объясняет поведение людей, соотносит его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, свидетелем которых он является. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации всегда является направленным, систематическим, непосредственным отслеживанием и фиксацией значимых социальных явлений, процессов, событий. Она служит определенным когнитивным целям и может быть подвергнута контролю и проверке.
Метод наблюдения использовался уже на этапе зарождения марксистской социологии. В течение 21 месяца Ф. Энгельс изучал английский пролетариат, его стремления, страдания и радости непосредственно под личным наблюдением и в личном общении.
Наблюдение является самым простым и наиболее распространенным из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение находится в прямом контакте с обычным мирским наблюдением. Затем необходимо сначала установить общие основные условия, которым должны удовлетворять наблюдения в целом, чтобы быть научным методом.
Первое основное условие — наличие четкой цели: ясно поставленная цель должна направлять наблюдателя. План наблюдения, записанный в схеме, должен быть определен в соответствии с целью. Планируемое и систематическое наблюдение является его важнейшей характеристикой как научного метода. Она должна исключать элемент случайности, характерный для повседневного наблюдения. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его планового и системного характера. И когда наблюдение исходит из четко признанной цели, оно должно приобретать избирательный характер. Из-за бесконечного разнообразия того, что существует, невозможно наблюдать все в целом. Поэтому каждое наблюдение носит избирательный, частичный характер.
Наблюдение становится научным методом познания только в той мере, в какой оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулированию гипотез с целью проверки их на новых наблюдениях. Объективное наблюдение является по-настоящему плодотворным с научной точки зрения, когда оно сочетается с формулированием и проверкой гипотез. Отделение субъективной интерпретации от объективной и устранение субъективной уже происходит в процессе наблюдения, связанного с формулированием и проверкой гипотез.
Квалификация мероприятий: Единицы и категории наблюдения.
В отличие от повседневной жизни, научное наблюдение опосредуется целями исследования, которые определяют объект наблюдения и диапазон фактов, включенных в исследуемую реальность. Она также передает теоретические представления об изучаемой реальности и выдвигаемых когнитивных гипотезах. Наблюдение как метод сбора данных отличается одной существенной особенностью: Теоретические идеи исследователя включаются не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в описание самого наблюдаемого. В повседневной жизни мы зеркально отражаем окружающий нас мир в системе значений, зафиксированных в языке. В социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, которые служат средством качественного описания наблюдаемой им реальности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Метод наблюденя в психологии
1. Наблюдение как психологический метод.
2. Особенности и цели метода наблюдения.
3. Программа и формы записи наблюдений.
4. Виды организации психологического наблюдения.
Наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, поэтому оно стало исторически первым научным методом.
Термин «наблюдение», как считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях:
— наблюдение как деятельность;
— наблюдение как метод;
— наблюдение как методика.
Наблюдение как деятельность
Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Например:
1. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану;
2. Врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья;
3. Следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна.
Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.
Наблюдение как метод
В античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и метода познания.
В книге «Всемирная энциклопедия: Философия» записано: «Метод (греч.methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Метод в науке – это также заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.» (2,с. 633).
Таким образом, метод включает:
— с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности (то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала);
— с другой стороны, способ истолкования фактов (А.П. Куприян).
С точки зрения Е.А. Климова метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя.
Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов, деятельности.
Основные отличия метода наблюдения от других
1. Типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий).
2. Наличием прямого визуального и слухового и другого контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте).
Основные характеристики психологического метода наблюдения
— целенаправленность;
— опосредованность теоретическими представлениями;
— планомерность.
Основные характеристики наблюдения с методической точки зрения
— универсальность, то есть применением его к изучению широкого круга психических явлений;
— гибкость, то есть возможность по ходу наблюдения изменять при необходимости «поле охвата» изучаемого объема или проверяемую гипотезу;
— отсутствие или минимальные требования к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения.
Все это характеризует наблюдение как основной метод психологии.
Наблюдение как методика
Наблюдения реализуется в виде конкретной методики в следующих случаях:
— когда оно применяется к конкретной задаче исследования;
— при необходимости учесть специфическую природу изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование;
— при наличии определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов.
Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач.
В зарубежной психологической литературе используется термин «техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики.
Основные различия методик наблюдения
1. По способам организации деятельности наблюдения
2. Приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности
3. Характером и величиной единиц наблюдения
4. Приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация)
5. Способами анализа результатов (качественный, количественный, факторный).
Методика наблюдения включает:
1. Выбор ситуации и объекта наблюдения
а) объект наблюдения определяется:
— прежде всего, целью исследования;
— в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности;
2. Программу (схему) наблюдения, которая включает:
— переменный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого поведения;
— единиц наблюдения с подробным их описанием;
— способ и форму фиксации результатов наблюдения
3. Описание требований к организации работы наблюдателя
4. Описание способа обработки и представления полученных данных
2. Особенности и цели метода наблюдения.
Виды объектов наблюдения:
— отдельный человек (или животное);
— группа людей в их совместной деятельности, общности.
Предмет наблюдения: как правило, это только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:
а) моторные компоненты практических и гностических действий:
— движения, перемещения и неподвижные состояния людей;
— скорость и направление движения;
— дистанции между ними;
— соприкосновения, толчки, удары;
— совместные действия (группы людей);
б) речевые акты:
— их содержание;
— направленность;
— частота;
— продолжительность;
— интенсивность;
— экспрессивность;
— особенности лексического, грамматического и фонетического строя
в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций:
— покраснение или побледнение кожи;
— изменение ритма дыхания;
— потоотделение и т.д.;
— сочетание перечисленных признаков.
д) ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.
Первая группа особенностей наблюдения – специфические черты предмета наблюдения.
1. Многозначность связей внешнего проявления с субъективной психической реальностью, стоящей за ней
2. Многоуровневая иерархическая структура психических явлений.
2-й фактор.
Из указанных моментов один и тот же наблюдаемый двигательный акт может свидетельствовать о разных уровнях психической регуляции эффектора.
Например, затяжная фиксация взгляда на каком-либо объекте может быть проявлением перцептивного внимания при осознанных попытках человека опознать этот объект, то есть следствием высокоуровневой регуляции глазодвигательного центра.
Но та же неподвижность взора может проявиться в результате отсутствия активации глазодвигательных центров в силу «загруженности» сознания какой-либо другой задачей.
Исходя из этого, был сформулирован ряд правил для применения наблюдения
Вторая особенность:
состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают (вспомнить соц. орг. психологию, эксперимент).
Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым.
Третья особенность (группа) психических явлений:
— их уникальный характер;
— неповторяемость;
— очень малая (доли секунды) или очень большая длительность.
Вторая группа специфических характеристик связана с особенностями человека-наблюдателя.
1. Цель – экстенсивное наблюдение с целью получения наиболее полного описания всех присущих данной области явлений и охвата ее целиком:
— наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.
вообще наблюдать (по М.Я. Басову)
выжидательное наблюдение (по Мойману)
3. Программа и формы записи наблюдений.
Программа (схема) наблюдения включает
— перечень единиц наблюдения;
— язык и форму описания наблюдаемого.
2. Запись наблюдений.
Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.
Общие требования к записи наблюдений
ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Особенность: предварительные знания изучаемой действительности минимальны.
Задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии.
Пример хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме
Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа
Формы записи в поисковых исследованиях
— в виде сплошного протокола;
-в виде дневника.
— указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения;
— социальное и предметное окружение;
— если нужно, контекст предшествующих событий (например, наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).
Порядок ведения сплошного протокола
Порядок ведения дневниковой формы записи наблюдений
ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ, НАПРАВЛЕННОМ НА ПРОВЕРКУ ИСХОДНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
Существенное отличия фиксации наблюдений от предыдущего способа записи:
— во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях;
— во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке.
Требования к категориям:
1. Они должны определяться операционально;
2. Не должны пересекаться с другими категориями;
3. Иметь ту же степень общности, что и другие;
4. Выражать определенный аспект решения задачи исследования.
СПОСОБЫ ЗАПИСИ КАТЕГОРИЗИРОВАННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
Наиболее распространенными способами категоризированных наблюдений являются два:
— запись в символах;
— стандартный протокол.
Записи в графе 2 сверху вниз означают:
на работающем станке № 1 ткачиха осматривает полотно, на станке 2 произошел обрыв нити и за кончены работы, на станке 3 она осматривает полотно, ткачиха сама остановила станок № 3. Осуществление такой протокольной записи оказывается компактнее во времени, чем ведение текстового протокола примерно в 10 раз.
С другим видом символической записи (в виде пиктограмм) элементарных рабочих движений студенты познакомятся на примере протокола выборочного наблюдения при отработке учебного задания №1.
Следует подчеркнуть, что поскольку вся символика разрабатывается до наблюдения, само собой разумеется, что такой способ записи применим для фиксации только циклически повторяющегося поведения с относительно небольшим (не более 50) разнообразием поведенческих актов. Поэтому чаще всего запись в символах применяется при наблюдении трудовых процессов.
СТАНДАРТНЫЙ ПРОТОКОЛ ПРИМЕНЯЕТСЯ также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число категорий сильно ограничено (10-15), и исследователь может удовлетвориться фиксацией одной только частоты их появления. Существенное ограничение числа категорий может быть достигнуто за счет вычленения единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнорировании всех остальных. Например, в методе Н. Фландерса для анализа взаимодействия учителя и ученика в классе используется 10 категорий, список которых приводится ниже.
№ категории Описание категории
Учитель 1
2
3 Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.
Одобряет действия или поведение ученика.
Развивает идеи, предложенные учеником
4
5
6
7 Задает вопросы, основанные на своих идеях с интенцией получить ответ ученика.
Объяснение, развитие собственных идей.
Команды, указания, которые должен выполнить ученик.
Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, аппеляция к авторитету учителя.
Ученик 8 Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.
9 Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.
10 Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю.
Стандартный протокол имеет вид таблицы. В методике Фландерса он выглядит
следующим образом.
Наблюдение №
Класс Предмет Учитель
Дата Время Число учеников
№ категории Количество событий, кодированное наблюдателем %
I
Предлагаемая форма записи кодированных событий удобна для последующей математической обработал данных.
4. Виды организации психологического наблюдения.
В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм наблюдения; единой и исчерпывающей классификации их не существует, поэтому ограничимся называнием наиболее важных видов наблюдения.
Особенности метода наблюдения в психологической практике.
Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту.
Это изучение объекта в ситуации деятельности.
Научное наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Как и каждому методу исследования, наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении. Его особенностью является непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения. Другие особенности с описанием их преимуществ и недостатков приведены в нижеследующей таблице.
Данные об объекте наблюдения «сторонние» получены со стороны наблюдателем. Целостное восприятие наблюдаемой ситуации
Зависимость данных от состояния и установок наблюдателя.
Влияние наблюдателя на объект наблюдения.
Влияние объекта наблюдения на наблюдателя, на восприятие им признаков в их оценку.
Непосредственное восприятие поведения военнослужащих в реальном времени. Оперативность в получении информации.
Объективность данных. Конкретность данных. Единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации. Расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений.
Возможность выработки обоснованного подхода к восприятию фактов, использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций. Гибкость исследовательских установок.
Возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации. Объект «настраивается на выявление проблем, их анализ, раз решение, на демонстрацию возможностей.
Возможность точнее понять смысл действий, поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями военнослужащих
Локальность наблюдаемых явлений, ограниченный, частный характер наблюдаемой ситуации. Невозможность повторения событий ситуации.
Ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения. Трудность дифференциации и. выделения признаков наблюдаемой ситуации
Субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за влияния эмоционального со стояния, низкой квалификации, неверных методологических установок наблюдателя.
Искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения.
Искажение в восприятии из-за существования стереотипов в сознании военнослужащих. Пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
Выделяется несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от:
Виды наблюдения
Таблица № 2
Основания различий видов наблюдения
Уровень стандартизации процедур.
Требование к обстановке наблюдения.
Регламентированность времени наблюдения.
«Наблюдатель» не вступает в общение с наблюдаемыми военнослужащими (невключенное наблюдение).
«Участник-наблюдатель» включается в действия военнослужащих полностью, открыто (включенное открытое наблюдение).
«Естественный участник-наблюдатель» включается в действия военнослужащих инкогнито (включенное скрытое наблюдение).
«Самонаблюдатель» регистрирует факты своих действий, состояний (самонаблюдение или интроспекция).
Рассмотренная классификация наблюдения, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования и решая вопрос о применении метода наблюдения, необходимо соотносить позитивные и негативные свойства его различных видов.
На первый взгляд метод наблюдения не представляет собой большой сложности. Однако это впечатление ошибочно. На самом деле он один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения, которая в формализованном виде может включать в себя следующие пункты.
Основные пункты программы наблюдения
— цели и задачи наблюдения;
— объект наблюдения;
— предмет наблюдения: признаки и свойства наблюдаемого объекта;
— наблюдаемые ситуации;
— категории наблюдения;
— единицы наблюдения;
— инструментарий наблюдения.
Он также включает в себя подготовку наблюдателей, распределение усилий между ними.
Рассмотрим использование метода наблюдения на конкретном примере.
Допустим, что перед военным исследователем встала задача вы явить военнослужащих, склонных к правонарушениям, пьянству, стяжательству, из числа солдат молодого пополнения части. Последние и будут применительно к данной задаче первоначальным объектом наблюдения. Впоследствии он может быть конкретизирован.
Первоначально военный психолог (социолог) организует через офицеров соответствующих подразделений сбор имеющейся информации об объекте наблюдения (это может быть информация от сопровождавших пополнение с призывного пункта к месту службы, сведения, полученные из документов на призывной состав, и другие данные, характеризующие их особенности). Они осуществляют это также методами беседы, анализа документов и других, акцентируя внимание на фактах, отражающих особенности социальной среды, в которой воспитывался тот или иной призывник (неблагополучная или неполная семья, принадлежность к группе с отрицательными ценностными ориентациями) поведения до призыва в армию (приводы в милицию или привлечение к уголовной ответственности, негативные характеристики по учебе и работе и другие), физиологические и психологические особенности (уpoвень развития, ярко выраженные черты характера и т.п.).
Затем военный психолог (социолог) анализирует полученную от офицеров подразделений информацию и намечает круг потенциально неблагополучных лиц, требующих к себе повышенного внимания.
Параллельно с этим военный исследователь определяет признаки, по которым можно судить о том, что наблюдаемый военнослужащий предрасположен к отклоняющемуся поведению. Принято считать, что к лицам с отклоняющимся поведением относятся военнослужащие, по ступки которых противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Таковыми могут быть: факты халатного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, игнорирования замечаний со стороны младших командиров, пререкания, упрямства, словесного и физического оскорбления сослуживцев, попытки их подчинения себе, перекладывания на других своих обязанностей по службе и т.п. Лучше всего признаки излагать в формализованном виде, как применительно к рассматриваемому случаю это показано в Таблице 3.
По этим признакам наблюдатели в подразделениях, применяя, как правило, случайное наблюдение, продолжают собирать исходную информацию, позволяющую военному психологу уточнить состав наблюдаемых военнослужащих и составить уже подробную программу наблюдения.
Таблица 3
Признаки отклоняющегося поведения
Ориентации отклонений Степень отклонений
корыстная агрессивная социально-пассивная слабовыраженная устойчивая
Хищения, кражи, перекладывание на сослуживцев своих служебных обязанностей. Оскорбления, посягательства на личное достоинство военнослужащих, их здоровье, демонстрация силы, враждебности. Систематическое уклонение от выполнения служебных обязанностей, отчужденность, крайняя замкнутость. Признаки отклонений проявляются периодически или выражены в недостаточной степени. Признаки отклонений ярко выражены, проявляются регулярно.
В исходной информации, кроме уточненных целей и задач, объекта и предмета наблюдения, классификации признаков, исследователь уже предусматривает выделение наблюдаемых ситуаций с распределением усилий наблюдателей, единиц и категорий наблюдения, проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников наблюдения).
Здесь следует отметить, что при планировании ситуаций наблюдения военному психологу (социологу) важно иметь в виду, что в каждой из них отражается целый комплекс различных характерных черт, личностных качеств и показателей.
Наиболее типичными ситуациями являются:
• учебные занятия. В них наглядно проявляется уровень общей подготовки, знаний, умений и навыков, степень старания и усердия вои нов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воинским мастерством;
• перерывы между занятиями и часы отдыха. Здесь для наблюдателя может представлять интерес тематика разговоров, лидеры мнений, их влияние на окружающих, точки зрения военнослужащих. Именно здесь можно многое понять в позициях людей, в их настрое;
• выполнение хозяйственных работ. В этой ситуации исследователя может интересовать отношение к труду, фактические лидеры, взаимоотношения между военнослужащими в процессе трудовой деятельности. Важно иметь в виду, что в условиях, характеризующихся большим объемом работ, неопределенностью обстановки, опасностью для здоровья и особенно в критических ситуациях (при пожаре, наводнении, землетрясении), наглядно проявляются целеустремленность и выдержка воинов, их дисциплинированность и товарищеская взаимовыручка, сплоченность воинского коллектива;
• развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде. Здесь можно выявить степень подготовленности воинов, уровень их знаний и умений, убеждения, настрой на выполнение служебных обязанностей;
• вечерняя поверка, во время которой целесообразно обращать внимание на дисциплину строя, реакцию военнослужащих на служебные нагрузки и их распределение с последующей проверкой его справедливости.
Особый интерес представляют конфликтные ситуации, во время которых наиболее отчетливо проявляются взаимоотношения между военнослужащими и манера их поведения. Здесь важно зафиксировать зачинщиков и причины конфликта, его динамику, развязку и роли участников. При этом необходимо помнить, что предпосылками к их по явлению обычно являются: отсутствие навыков общения, грубость, не совпадение взглядов, ложные направления завоевания авторитета, стремление главенствовать, демонстрация эгоизма, нечестность, паразитиро-вание, применение грубой силы, назойливость, бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность военнослужащих. Надо ли подчеркивать, что практически все это применительно к личности может выступать и признаками отклоняющегося поведения.
Описание выделяемых ситуаций в программе наблюдения также целесообразно осуществлять в систематизированном и наглядном виде. Исходя из целей и задач описываемого примера, данный пункт программы может выглядеть в виде следующей таблицы.
Наблюдаемые ситуации по изучению молодых солдат с отклоняющимся поведением
Ситуация
наблюдения Вид
наблюдения
Категория
наблюдения
Единицы
наблюдения
Перерывы во время занятий
Скрытое включенное
Тематика разговоров: пьянство; секс; агрессия; корысть и другая. Заинтересованность.
Продолжительность разговоров по каждой теме (можно в % к периоду наблюдения); яркие эмоциональные проявления (какие, количество раз).
Подготовленный из рядового или сержантского со става.
Личное время военнослужащих
Скрытое невключенное
Группы общения военнослужащих; инициаторы общения.
Состав групп (постоянный, переменный); кто инициатор общения (сколько раз за период наблюдения).
Военный психолог, социолог, подготовленный офицер, прапорщик.
Конфликт
Открытое невключенное
Конфликтующие стороны; зачинщики конфликта; распределение других ролей.
Продолжительность конфликта (время); интенсивность (количество каких-либо действий в единицу времени); динамика (продолжительность отдельных этапов в развитии конфликта); средства достижения своих целей, используемые сторонами (наименование и частота использования).
Военный психолог, командир.
В качестве пояснения к таблице необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть:
— описательными;
— оценочными.
Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количествен но-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных военнослужащим за определенный период.
Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.
Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения.
Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например: каждый факт пререкания, грубых действий, уклонений от выполнения хозяйственных работ и т.д.
Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:
• Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива?
• Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуациях? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?
• Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?
• Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?
• Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?
• Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?
• Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).
• Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не удалось выполнить?
• Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.
• Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения?
• Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.
При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий.
В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.
Литература:
1. Кочнев В.А. Лекции НИЕВ.
2. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2006.
3. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: АСТ.МН.: Харвест, Современный литератор, 2001.