Что такое наблюдение в экологии
Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Кристина Карабаева
Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение. Наблюдения проходят на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, во время наблюдений научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а люди – частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.
Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К. С.Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать не отрывая взгляда. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится понимать их состояние, а потом будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Дошкольник, научившись наблюдать и прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту природы. А в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать,что:
— объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
— окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Поэтому, наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.
Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.
Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.
Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.
Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.
Макеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.
Консультация для педагогов «Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания»
Анастасия Сметанюк
Консультация для педагогов «Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания»
«Наблюдение ведущий метод экологического воспитания»
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю,что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.
Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретённые в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый ребёнок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своём будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Моё педагогическое направление – «Сохраним родную природу». Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических знаний умений и навыков детей вы должны познакомиться с научно-методической и психолого-педагогической литературой: С. А. Веретенникова — «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская — «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой — «Мы»; Н. А. Рыжова — «Наш дом природа»; З. Ф. Аксенова — «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева — «Система работы по экологическому воспитанию».Познакомиться с программами: А. Вересова — «Мы земляне»; Е. Рылеева — «Открой себя»; С. Н. Николаевой — «Юный эколог», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, Т. А. Копцевой «Природа и художник».
Учитывая особенности дошкольного возраста я рекомендую учитывать дидактические принципы:
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К. Д.Ушинский говорил: «…что день, проведённый ребёнком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Почему? Во-первых, наблюдение — метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих — наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В — четвертых наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.
Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно–образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, — это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм восприятия — зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, — это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что в процессе наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.
Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть определённые растения соответствующие данному возрасту, его обитателями, а так же должно быть оборудование в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Ухаживая и наблюдая за обитателями уголка природы, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребёнка, его привязанность к ребёнку, воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. Дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда «станут большими», а сегодня, сейчас.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому — является целью экологического образования дошкольников.
Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание работы, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая возрастные особенности детей. Одновременно пополнять экологическую развивающую среду в группе, на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.
Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путём приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам. После проведённых наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.
Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей,через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире природы.
После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить, как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.
Разработанная нами диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы.А результат виден в детях:
Так, приобщая ребёнка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребёнка сочувствие к «тяжёлой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость её сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.
Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь её.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.
Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.
Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.
Консультация для педагогов «Ребенок — ведущий праздника в ДОУ» Консультация для педагогов «Ребенок- ведущий праздника в ДОУ» Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.
Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.
ВКР на тему: «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»
Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. 8
1.1 Особенности экологического образования детей младшего дошкольного возраста. 8
1.2 Понятие, виды и методика организации наблюдений детей младшего дошкольного возраста. 12
1.3 Влияние наблюдений на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста. 19
2.1 Диагностика по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста. 22
2.2 План проведения наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста. 31
Список литературы. 38
Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Появление системы гибких образовательных услуг, возникновение частных ДОУ разного типа, поиск активных форм и методов обучения и путей развития творческой личности делают актуальным исследование оригинальных, методических приемов и организационных форм воспитания детей, возникает необходимость более глубокого изучения исторического опыта. История человечества неразрывно связана с историей природы. [19,50]
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В «Экологической доктрине Российской Федерации» особое внимание уделено экологическому образованию граждан. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Активные методы и формы отвечают новым подходам организации экологического образования дошкольников.
Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями. [14,125]
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в процессе экологического образования приучает детей подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы так же является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. [4,198]
В. А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию природы на нравственное развитие детей. Он считает, что природа лежит в основе детского мышления, творчества. Он много раз отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать им это качество с раннего детства. [30,254]
Проблема данного исследования: как наблюдение влияет на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста?
Объектом исследования: выступает экологическое образование детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: наблюдение как метод экологического образования у младших дошкольников будет успешным если:
1) процесс наблюдения осуществлять систематически, целенаправленно и включать его в разные виды деятельности;
2) учитывать возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у детей младшего дошкольного возраста ;
3) соблюдать требования для проведения наблюдения
Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить эффективность наблюдения, как метода экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
1) Рассмотреть понятия «экологическое образование» задачи по экологическому образованию для детей младшей группы.
2) Охарактеризовать понятие, содержание и структуру деятельности наблюдения в процессе экологического образования.
3)Описать психофизиологические особенности младших дошкольников в формировании начал экологического образования посредством наблюдения.
4)Экспериментально проверить и охарактеризовать условия эффективной организации наблюдения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
2) эмпирические – диагностирование детей.
Структура ВКР включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы по использованию наблюдений в экологическом образовании детей младшем дошкольном возрасте, которые могут быть использованы педагогами ДОУ.
База исследования: МАОУ «СОШ №12»СП» «Детский сад №5» г. Соликамска.
Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста
Экологическое образование в дошкольном учреждении начинается с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста ставятся задачи [26, 304]:
• развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений)
• формировать первоначальные представления о явлениях природы, суточных, сезонных, пространственных изменениях в природе
• формировать экологические представления ценностных основ отношения к окружающему миру.
В ознакомлении с миром природы основная цель экологического образования в этой программе определяется, как помощь ребёнку в осознании себя активным субъектом природы.
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия.Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой [5, 204].
Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова для них являются абстракцией и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае дети данного возраста начинают реагировать на речь воспитателя. Успех их экологического образованиямогут обеспечить следующие способы подачи материала:
• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
• использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического образования на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. [4,198]
Образование детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю – зерна, а воробьям и голубям – хлебные крошки. ный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
1.3 Влияние наблюдений на экологическое образование детей младшего дошкольного возраста
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование систем научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальнойценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии. [15,70]
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми, дети так любят играть.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее.
В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. [8,213]
В экологическом образовании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы.
Таким образом, экологическое образование является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Экологическое образование человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
2.2 План проведения наблюдений в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста
Цель: разработка и реализация комплекса мероприятий по организации наблюдения как метода формирования начал экологического образования у младшего дошкольного возраста.
При планировании системы работы исходили из гипотезы исследования,поэтому учитывали следующие положения:
процесс наблюдения осуществляется систематически, целенаправленно, он включен в разные виды деятельности;
учитываются возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у младших дошкольников;
соблюдаются требования для проведения наблюдения.
Представим тематическое планирование работы по организации наблюдения как метода экологического образования у детей младшего дошкольного возраста (таблица 1).
Тема Цель наблюдения Срок
1. Цикл наблюдений «Осень»
1.«Наблюдение за
Учить определять время года по
Показать детям многообразие
красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад» Октябрь
3.«Наблюдение за осенним лесом»
Расширять представление о лесе;
Учить любоваться красотой родной природы. Ноябрь
2. Цикл наблюдений «Зима»
4.«Наблюдение за свежевыпавшим снегом»
Формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
5.«Наблюдение за снегопадом»
Формировать представление о состоянии воды. Январь
6.«Наблюдение за ветром»
Формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра. Февраль
3. Цикл наблюдений «Весна»
7. Наблюдение за снегом
Продолжать знакомить детей с природными явлениями – снегом. Каким стал снег? Почему на дорожках скользко? Как надо ходить по дорожкам? Формировать элементарные представления о погодных изменениях. Март
8. Наблюдение «Пришла весна». Дать представления о ранней весне-первых солнечных днях. Апрель
9. Наблюдение за погодой дня
Формировать представления о весенних изменениях в природе – обратить внимание детей на лужи на дорогах, капель с крыш. Май
4. Цикл наблюдений «Лето»
10. Наблюдение за дождем
Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.
11. Наблюдение за солнцем
Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Июль
12. Наблюдение за грозой
Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.
5. Цикл наблюдений «Растительный мир»
13.«Рассматривание осеннего дерева»
Формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Сентябрь
14. Наблюдение «Цветы на клумбе»
Познакомить с названиями отдельных растений,уточнить их строение: стебель, цветок; обратить внимание, что цветы растут на клумбах, за ними ухаживают дворник, воспитатели, дети, родители; учить любоваться красотой осенних цветов. Июль
6. Цикл наблюдений «Животный мир»
15.«Наблюдение за кошкой»
Расширять представление о домашнем животном — кошке;
Воспитывать желание заботиться о животных. Май
16.«Наблюдение за птицами во время кормления»
Прививать желание заботиться о птицах;
Формировать знания о повадках птиц;
Воспитывать любовь к природе.
Таким образом, проведенные наблюдения как метод формирования начал экологического образования детей младшего дошкольного возрастав условиях исследования проводили с учетом следующих условий: процесс наблюдения осуществляли систематически, целенаправленно, включали в разные виды деятельности, учитывали возрастные особенности и степень сформированности деятельности наблюдения у детей младшего дошкольного возраста, соблюдали требования для проведения наблюдения.
Наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения связывается с их содержанием, поэтому важно решить вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Наблюдение – это источник знаний, как метод исследования оно требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений.
Соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей, способствует формированию основ экологического образования посредством наблюдения.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 2 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 3 В картотеке представлены стихи на тему «Осень». Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду.