Что такое наблюдение в физике 7 класс определение
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют в природе. Наблюдаемой называют любую физическую величину, значение которой можно найти экспериментально (измерить).
Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии науки не может быть проверена и доказана.
Эксперимент – изучение того или иного явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на неё.
Опыт – совокупность накопленных знаний.
Механика – наука, изучающая механические движения, т.е. перемещения тел друг относительно друга или изменение форм тела.
Материальная точка – физическое тело, размерами и формой которого можно пренебречь.
Поступательное движение – движение, при котором любая прямая, жёстко связанная с телом, перемещается параллельно самой себе.
Мгновенная скорость (скорость) – характеризует быстроту изменения радиус-вектора перемещения r в момент времени t.
Ускорение – характеризует быстроту изменения скорости в момент времени t.
Тангенциальное ускорение характеризует изменение скорости по модулю.
Нормальное ускорение – по направлению.
Угловая скорость – векторная величина производной от элементарного углового перемещения по времени.
Угловое ускорение – векторная величина, равная первой производной от угловой скорости по времени.
Импульс – векторная мера кол-ва механического движения, которое может быть передано от одного тела к другому при условии, что движение не меняет своей формы.
Механическая система – совокупность тел, выделенных для рассмотрения.
Внутренние силы – силы, с которыми взаимодействуют между собой тела, входящие в рассматриваемую систему.
Внешние силы – действуют со стороны тел, не принадлежащих системе.
Система называется замкнутой или изолированной, если отсутствуют внешние силы
Прямая задача механики – зная силы, найти движение (функции r(t), V(t)).
Обратная задача механики – зная движение тела, найти силы, действующие на него.
Масса (аддитивная величина):
1. Мера инертности при поступательном движении тела (инертная масса)
2. Мера кол-ва вещества в объёме тела
3. Мера гравитационных свойств тел, участвующих в гравитационных взаимодействиях (гравитационная масса)
1. В способности тела сохранять состояние движения
2. В способности тела под действием других тел изменять состояние не скачками, а непрерывно.
3. Сопротивляться изменению состояния своего движения.
Системы отсчёта, по отношению к которым свободная м.т. находится в состоянии относительного покоя или равномерного прямолинейного движения, называются инерциальными (в них выполняется I закон Ньютона).
I закон Ньютона: Если система отсчёта движется относительно инерциальной с ускорением, то она называется неинерциальной.
II закон Ньютона: В инерциальной системе скорость изменения импульса м.т. равна результирующей силе, действующей на неё и совпадает с ней по направлению.
III закон Ньютона: Силы, с которыми действуют друг на друга взаимодействующие тела, равны по величине и противоположны по направлению.
Абсолютная скорость – скорость м.т. относительно неподвижной системы отсчёта.
Относительная скорость – скорость м.т. относительно подвижной системы отсчёта.
Переносная скорость – скорость подвижной системы отсчёта относительно
§ 3. Наблюдения и опыты
Многие знания получены людьми из собственных наблюдений.
Для изучения какого-либо явления необходимо прежде всего наблюдать его и по возможности не один раз. Чтобы, например, изучить такое явление, как падение тел на Землю, недостаточно один раз увидеть, как падает то или иное тело. Следует выяснить, будет ли разница в падении тела лёгкого и тяжёлого, сравнить падение тела с разной высоты. Одинаково ли падают тела различных размеров? Это можно узнать, если много раз наблюдать различные случаи падения тел.
Конечно, ждать, пока какое-либо тело упадёт само, не стоит. Для этого берут разные тела и заставляют их падать. Тем самым вызывают явление падения тел, иными словами, проводят опыт. Во время опытов обычно выполняют измерения.
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу.
На основании многочисленных наблюдений и опытов учёные открывают законы, действующие в природе.
Выдвигая ту или иную гипотезу, учёные с помощью физического эксперимента находят подтверждение физической теории или её опровержение.
Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых опытов, найти причины наблюдаемых явлений, сделать выводы.
Известна легенда об итальянском учёном Г. Галилее. Для того чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5). Проделав такие опыты, учёный получил подтверждение своей гипотезы и открыл закон падения тел.
Учёные экспериментально изучают связь между отдельными явлениями и выявляют определённые закономерности. На основе этого создаётся теория явления, которая объединяет отдельные законы. Физическая теория систематизирует полученные из эксперимента сведения о природных процессах. Теория может не только объяснить наблюдаемое явление, но и предсказать новые. Так, Дж. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн, а Д. И. Менделеев ещё до открытия новых химических элементов предсказал их существование в природе на основе открытого им периодического закона.
Таким образом, источниками физических знаний являются наблюдения и опыты.
Вопросы
1. Как мы получаем знания о явлениях природы?
2 Чем отличаются наблюдения от опытов?
3. Достаточно ли одних опытов, для того чтобы получить научные знания?
Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Наблюдения и опыты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Наблюдения и опыты»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Наблюдение — сбор информации с помощью органов чувств в окружающей действительности. Закономерности устанавливаются при сборе большого количества данных о явлении или предмете изучения. Человек наблюдает уже с рождения. Все зрительные, слуховые, тактильные ощущения образуют опыт человека. Получая новую информацию, мозг сопоставляет её с имеющимися данными и делает умозаключения, которые мы называем гипотезами.
наблюдая, как падает на землю брошенный мяч, мы можем предположить, что его что-то тянет вниз, но нужно много раз бросить шарики разного веса и размера с разной высоты, чтобы установить закон падения тел, как в своё время это сделал Галилей, бросая шарики со знаменитой наклонной башни.
Наблюдая, мы накапливаем знания о процессах природы и пытаемся их объяснить. В результате поиска ответов на вопрос возникают различные предположения, которые называют гипотезами. Для проверки гипотезы проводят эксперименты (т.е. опыты).
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
План-конспект урока по физике 7 класс по теме: «Наблюдение и опыт»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
7 кл. Наблюдение и опыт.
Образовательная цель урока: подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
· физика – наука о природе;
· предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения;
· объекты (лат. оbjectum – предмет или предметы), составляющие окружающий мир природного происхождения или созданные человеком, воспринимаемые человеком непосредственно с помощью органов чувств, называются физическими телами;
· чувственно воспринимаемые свойства тел – это свойства тел, которые воспринимает человек с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания);
· наблюдение и опыт (эксперимент) – это методы (способы) выявления свойств объектов;
· наблюдение – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела без воздействия на него;
· эксперимент – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела, оказывая воздействие на это тело другим телом;
· и наблюдение, и эксперимент начинаются с формулирования цели; в формулировке цели обязательно указываются ожидаемый результат;
· если любое тело в данный момент времени обладает определенными свойствами, то говорят, что тело находится в определенном состоянии.
Цель урока по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности:
· называть предметы окружающей действительности термином “физические тела”;
· формулировать цель наблюдения;
· формулировать цель эксперимента;
· выделять свойства тел наблюдением;
· выявлять свойства тел экспериментом;
· описывать состояние тела.
Учитель : Сегодня на уроке вы начинаете знакомиться с новой для вас наукой, которая называется физикой. Записывает на доске, учащиеся в тетради: “Physis (греч.) – природа. Физика – наука о природе”. Какие еще науки о природе вам известны?
Ученик : Биология, география, астрономия, химия, …
Учитель : Вы назвали несколько наук о природе. Чем же различаются эти науки о природе? Они различаются предметом изучения. Предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения (просит записать эту фразу под диктовку). Давайте разберемся, каков предмет изучения физики, выясним, какие объекты природы изучает физика. Уточню термин “объект”. Это слово перешло в нашу речь из латинского языка и означает предмет. Записывает на доске: “лат. objectum – предмет”. Перечислите, пожалуйста, известные вам объекты окружающей природы.
Ученик : Стол, дом, машина …
Учитель : Кто может продолжить? (Ученики перечисляют). Понятно, что все перечислить невозможно, да и не надо. Вы перечислили объекты, которые человек воспринимает с помощью органов чувств, но существуют объекты, которые человек не видит, не ощущает, не слышит. Вы, наверное, слышали, что существуют радиоволны, гравитационное поле, магнитное поле, но никто из людей эти объекты непосредственно с помощью органов чувств не воспринимает. Итак, в природе существуют объекты, которые разделяют на физические тела и поля (записывает на доске, а учащиеся в тетрадях):
Учитель : Мы с вами будем изучать в 7 классе только физические тела (подписываем в таблице). Итак, каков предмет изучения в курсе физики 7 класса?
Ученик : В 7 классе мы будем изучать физические тела.
Учитель : Какие объекты называются физическими телами? (Спрашивает нескольких учеников). Запишите определение физического тела самостоятельно в тетради (учащиеся выполняют задание). Итак, какие же объекты называются физическими телами? (Спрашивает несколько человек). Давайте потренируемся говорить на языке физики. Скажите, как физики называют этот предмет (показывает какой-либо предмет)?
Ученик: Физическим телом.
Учитель : Как физики называют этот предмет (показывает другой предмет)?
Ученик : Физическим телом.
Учитель : А теперь вы сами назовите физическим термином предметы, перечисленные в этом списке (выдает каждому лист бумаги с перечнем предметов – задание 1). На работу – 1 минута.
Задание № 1: назвать физическим термином предметы, представленные в таблице
Листок дерева – это …
Учитель: Работу закончили. Листочки передали мне. (Учитель просматривает и анализирует ответы учащихся. Как показывает опыт, встречаются единицы учащихся, которые упоминают в своих названиях термин “объект”. Эти ответы следует прокомментировать.)
Учитель: Итак, вы освоили первый физический термин – “физическое тело”, или будем говорить короче – тело.
Учитель : Что же еще входит в предмет изучения физики?
Ученик : В предмет изучения физики входят чувственно воспринимаемые свойства тел.
Учитель : Как понять эту фразу?
Ученик : Я думаю, что физика изучает те свойства физических тел, которые мы видим, слышим, осязаем, обоняем.
Учитель: Тогда составьте самостоятельно следующее предложение: чувственно воспринимаемые свойства тел – это свойства объектов… Далее пишите самостоятельно. Проверим, как вы составили предложение (спрашивает несколько учеников). Какими чувственно воспринимаемыми свойствами обладает этот стакан?
Ученик 1: Он прозрачный, имеет форму цилиндра.
Учитель записывает все перечисленные свойства стакана на доске в столбик.
Ученик 2: Высокий. Имеет объем. Внутрь его можно что-нибудь поместить.
Учитель: Или говорят: стакан полый, имеет полость. Стакан имеет объем или правильнее сказать, что он занимает часть пространства. Какими еще свойствами обладает это тело?
Учитель : А я скажу, что стакан твердый. Вы согласны со мной? Как вы узнали, что стакан твердый?
Ученик: Если попробовать сдавить его, то он не сдавливается.
Учитель : Отлично! Я давлю на стакан, а он не сдавливается. Именно поэтому я утверждаю, что стакан твердый. Теперь я скажу, что стакан хрупкий. Вы согласны со мной?
Ученик : Да, согласен.
Учитель: А откуда ты знаешь, что стакан хрупкий?
Ученик : Если ударить по нему, то он разлетится на кусочки.
Учитель: А теперь я скажу, что стакан прохладный, гладкий.
Ученик : Я соглашусь, если проверю стакан на ощупь.
Учитель : (дает потрогать стакан и ученик соглашается, что стакан прохладный и гладкий) Отлично! Итак, мы установили, что стакан обладает следующими свойствами (на доске пишет сам и предлагает записать учащимся перечисленные выше свойства в два столбика, не объясняя, почему в таком порядке делается эта запись, причем просит, чтобы сверху над столбиками учащиеся оставили место). Как вы думаете, почему я записала перечисленные нами свойства в два столбика?
Ученики могут назвать свойства стакана: стеклянный, хрупкий и т. д., рассматривая этот стакан издалека. В этом случае следует попросить их сказать, откуда они знают об этих свойствах.
Ученик: Мне кажется потому, что свойства, перечисленные в первом столбике, мы выявили, не прикасаясь к стакану, а твердость и хрупкость выделили, действуя руками на стакан.
Учитель: Именно это я и имела в виду: свойства, перечисленные в первом столбике, выделены без воздействия на стакан (записывает над списком: “нет воздействия”). Говорят, что они выделены в результате наблюдения (пишет над первым столбиком: “наблюдение”). Свойства, указанные во втором столбике, выделены в результате воздействия на стакан (записывает над списком: “есть воздействие”). Такой способ выявления свойств называется экспериментом, или опытом (пишет над вторым столбиком, “эксперимент, или опыт”). Учащиеся дописывают. Следует обратить внимание на то, что и наблюдение, и опыты-действия, выполняемые в соответствии с поставленной целью. Сначала – цель, а потом – наблюдение или эксперимент. Какова была цель наших наблюдений?
Ученик: Определить какие свойства у стакана.
Учитель: Подпишите над первым столбиком: “Цель: установить, какими свойствами обладает стакан”. Какова была цель экспериментов?
Ученик: По-моему, тоже выявить свойства стакана.
Учитель: Есть ли другие мнения? Позвольте не согласиться с вашим мнением. Если бы я так сформулировала цель, то почему для ее достижения я не бросила стакан на пол или не погрузила его в воду? Ведь при таких воздействиях тоже можно обнаружить какие-то свойства стакана. Но я осуществляла определенное воздействие и выявляла определенное свойство. Поэтому и цель нужно ставить конкретную, определенную: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан? В соответствие с поставленной целью подбираются способы воздействия на тело. Итак, над вторым столбцом запишите: “Цели: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан?…”
В результате на доске представлена следующая таблица:
(есть воздействие на тело)
Цель: установить, какими свойствами обладает стакан.
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт. Что изучает физика. Введение в физику, 7 класс
Из истории Обратимся к истории. Впервые понятия “физика” ввел Аристотель (древнегреческий ученый, философ). Он назвал эту науку “Фюзис” – природа (IV век до н.э). В русский язык слово “физика” было введено М.В. Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник по физике в переводе с немецкого языка. Физика – наука о неживой природе.
Некоторые физические термины Рассмотрим виды физических явлений на примере грозы (рис.4). Рис 4. Гроза Явление природы Виды физических явлений Раздел физики Гроза видим вспышку (молния) – световое Оптика слышим гром – звуковое Акустика высокая температура – тепловое Термодинамика Механическое (порывы ветра, град) Механика электроника может выйти из строя – электрические и магнитные Электродинамика
Примеры известных экспериментов в физике. Эксперимент Галилео Галилея В XVII веке господствовала точка зрения Аристотеля, который учил, что скорость падения тела зависит от его массы. Чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает. Наблюдения, которые каждый из нас может проделать в повседневной жизни, казалось бы, подтверждают это. Итальянец Галилео Галилей усомнился в правильности выводов Аристотеля и нашел способ их проверить. Для этого он сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро и значительно более легкую мушкетную пулю. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму, поэтому и для ядра, и для пули силы сопротивления воздуха были пренебрежимо малы по сравнению с силами притяжения. Галилей выяснил, что оба предмета достигают земли в один и тот же момент, то есть скорость их падения одинакова. Результаты, полученные Галилеем — следствие закона всемирного тяготения и закона, в соответствии с которым ускорение, испытываемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе.
Заключение Физика как наука очень интересна и многогранна. Она помогает человечеству открывать новые горизонты в изучении образования нашей Вселенной, применять полученные знания от наблюдений и проведенных опытов для улучшения качества нашей жизни, создавать новые технологии и изобретения во блага человечества. Изучайте физику с удовольствием!