Что такое наблюдение в химии определение
Урок №2. Методы познания в химии
Метод — это способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи.
Есть методы, которые являются общими для всех наук. В то же время для каждой науки характерны свои методы.
Общенаучные методы : наблюдение, эксперимент, моделирование, прогнозирование.
Химические методы : химический эксперимент, анализ и синтез веществ.
Наблюдение — это способ получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.
Наблюдение — это начальный метод познания, позволяющий получить информацию об объекте. Наблюдение является целенаправленным и планомерным методом: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т. д.
Наблюдения могут быть непосредственными, воспринимаемыми органами чувств человека, и опосредованными, которые проводятся с использованием приборов: микроскопов, телескопов и др.
Эксперимент — это метод исследования явления в определённых условиях.
Это более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он отличается тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т. д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов.
Моделирование — процесс исследования реального мира с помощью создания абстрактных, графических и математических моделей.
Моделирование основано на изучении модели. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят свойственные оригиналу процессы, и полученные сведения переносятся на моделируемый объект — оригинал.
Пример: в химии широко используются модели молекул, которые помогают понять их строение.
Прогнозирование — научно обоснованное предсказание развития событий или явлений на будущее на основе исследований.
Анализ — разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью изучения их по отдельности.
Анализ позволяет изучить отдельные элементы объекта.
Синтез — соединение составных частей объекта с целью изучения его как единого целого.
Для изучения объекта как единого целого необходимо рассматривать его составные части в совокупности, в единстве. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта.
Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности.
Основные методы познания химии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2 Дата 07.09.2021
Тема: Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
Цель: Систематизировать знания о научных методах познания, используемых в естественных науках. Дать научные определения основным методам познания в химии.
Основные понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
1. Предметные: знать основные методы исследования используемые в химии. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии.
2. Метапредметные: понимать значение терминов (теория, эксперимент…); развивать умение формулировать выводы.
3. Личностные: формировать мотивацию к познавательной деятельности.
4. Основные виды деятельности учеников: демонстрация правильного использования лабораторного оборудования.
Тип урока: лекция, беседа.
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
Выступления учащихся с творческим заданием: рассказ на тему «Какой была бы жизнь, если бы люди не знали химии».
3. Изучение нового материала.
Что мы сегодня с вами узнаем?
— Как ученые изучают природу?
-Что такое научные методы познания?
-Основные методы познания окружающего мира.
В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют опорную схему конспект.
Беседа. Учащимся задается вопрос: «Каким способом мы получаем наибольшую часть информации?». (Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств).
Наблюдение — это описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
3)отсутствие деятельности, направленной на преобразование, изменение объектов познания;
4)сопровождается описанием объекта познания;
Классификация наблюдений по способу проведения:
1. Непосредственные – воспринимаются органами чувств человека.
2. Опосредованные – проводятся с использованием технических средств наблюдения (микроскоп, телескоп….)
Беседа. Научное наблюдение и житейское наблюдение. Чем они отличаются?
Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.
Эксперимент – это метод исследования какого-либо явления в определенных условиях.
1. Возможность преобразовывать исследуемый объект;
2. возможность создания искусственных условий его изучения;
3. возможность вмешиваться в естественное течение процессов;
4. возможность воспроизведения.
Классификация экспериментов по характеру решаемых проблем:
1. Исследовательские – направлены на обнаружение новых, неизвестных науке свойств изучаемого объекта.
2. Проверочные – служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических положений.
Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
ИЗМЕРЕНИЯ : прямые; косвенные.
Прямые – измерения, при которых значения измеряемой величины выдается непосредственно измерительным прибором.
Косвенные – искомое значение величины определяют по формуле, используя данные, полученные при прямых измерениях.
1. Мысленное – различные мыслительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.
2. Физическое – характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом.
3. Символическое – связано с построением графиков, схем.
4. Численное – моделирование на ЭВМ.
Подумай, где в жизни ты встречаешься с описанными методами познания?
А теперь поговорим про то, как нельзя себя вести в кабинете химии.
Объяснение ведется с элементами беседы.
1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
8. Не пробуйте вещества на вкус.
9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
12. Опыты производите только над столом.
13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
В процессе изучения предмета и при выполнении практических и лабораторных работ мы будем пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте основано на его свойствах: твёрдость, прозрачность, химическая устойчивость, гладкая поверхность. Недостаток – хрупкость.
Вся посуда и оборудование делятся на несколько типов:
Посуда общего пользования, в ней проводят большинство химических операций и хранят реактивы.
Презентация к занятию «Методы изучения в химии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методы познания химии
* Метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности
Методы изучения химии Наблюдение Это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью изучения Определить предмет наблюдения Сформулировать цель наблюдения Составить план наблюдения (выдвинуть гипотезу) Эксперимент Это научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях
* Особенности наблюдения целенаправленность; планомерность; отсутствие деятельности, направленной на преобразование, изменение объектов познания; сопровождается описанием объекта познания;
Изучение строения пламени Пламя неоднородно по цвету, имеет три зоны. Зажжем свечу и внимательно рассмотри пламя
* Особенности эксперимента Возможность преобразовывать исследуемый объект; возможность создания искусственных условия его изучения; возможность вмешиваться в естественное течение процессов; возможность воспроизведения.
* Классификация экспериментов По характеру решаемых проблем: исследовательские; проверочные; качественные; количественные.
* Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Эксперимент по получению углекислого газа * Гипотеза: углекислый газ не поддерживает горение С его помощью можно потушить пламя?
Моделирование- это исследование каких-либо реально существующих предметов, явление и конструируемых объектов путем построения и изучения их моделей
В химии Предметные Модели атомов Модели молекул (кристаллов) 3. Аппараты и установки Знаковые (символьные) Символы элементов Формулы веществ Уравнения реакции
Виды моделей Шаростержневая Объёмная
водород азот хлор сера углерод Молекула данного вещества состоит из 8 атомов: 2 атомов углерода и 6 атомов водорода. Молекула данного вещества состоит из двух элементов: углерода и водорода, поэтому вещество сложное.
Моделирование: Мысленное (идеальное) моделирование; Физическое моделирование; Символическое (знаковое) моделирование; Численное моделирование. *
Определите тип гибридизации в молекуле циклопентана
Спасибо за внимание! *
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-550077
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные методы познания, используемые в химии
Методы познания в химии — таблица с примерами
Метод познания — это комплекс операций и приемов теоретического и практического освоения действительности.
Классическая схема метода познания предполагает наличие 5 основных звеньев. Кратко их можно обозначить так:
Методы познания в химии подчиняются общим для всех наук тенденциям, но имеют и свои особенности, связанные с изучением веществ и химических явлений.
Описание и характеристика основных концепций
Ключевым для большинства научных направлений является такой метод как наблюдение. Концепция этого метода основана на сочетании непосредственного человеческого восприятия и возможности применения специальных приборов, инструментов.
Наблюдение предполагает следование заранее составленному плану, согласованность с поставленными задачами, фиксацию получаемой информации в виде описаний, схем, таблиц.
Кроме того, в химии используются следующие методы:
Для химиков крайне важны анализ — метод, позволяющий выяснять состав разных веществ, синтез — получение новых веществ.
В химии различают 2 уровня познания: теоретический, эмпирический. К теоретическому, к примеру, относят абстрагирование, индукцию, моделирование. К эмпирическому — измерение, наблюдение, эксперимент, синтез, анализ.
Правила техники безопасности при работе в кабинете химии
В кабинете химии ученикам запрещено:
Важно помнить, что любое химическое вещество — потенциальный источник опасности для несведущего человека.
Перед началом урока преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, в ходе которого ученики знакомятся с правилами поведения, при необходимости получают защитные очки, халаты, респираторы, перчатки. По окончании учитель или лаборант контролируют уборку на рабочих местах, сдачу использованных реактивов, оборудования.
СТАРТ В ХИМИЮ
7 класс
Продолжение. Начало см. в № 1/2006
§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии
Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.
Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует ее и ищет закономерности в этой информации. Следующий важный шаг – поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.
Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.
1. Нужно четко определить предмет наблюдения, на что будет обращено внимание наблюдателя, – конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т.д.
2. Наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение, т.е. четко сформулировать цель наблюдения.
3. Чтобы достигнуть поставленной цели, можно составить план наблюдения. А для этого лучше выдвинуть предположение о том, как будет происходить наблюдаемое явление, т.е. выдвинуть гипотезу. В переводе с греческого «гипотеза» (hypo’thesis) означает «предположение». Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, т.е. тогда, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.
Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении – лаборатории (рис. 6).