Что такое наблюдение в проекте

Наблюдение в проектной деятельности

Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

А что же проект для учеников начальной школы?

Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Мы решили остановиться на проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта детей является наблюдение. Наблюдение – это преднамеренный и целенаправленный процесс восприятия, основное назначение которого – накопление, уточнение, систематизация фактов, рассказывающего о данном объекте окружающего мира. В познавательной деятельности оно выступает в качестве главного метода познания.

Организуя различные наблюдения в процессе проектной работы, необходимо учитывать следующие особенности.

Этапы планирования работы над проектом.

Определяем временные рамки, ограничивающие этапы работы.

Аналитическим этапом будет продуктивная деятельность, которая была предложена детям во время наблюдения.

Например, “. Чтобы удобнее было наблюдать за птицами, две кормушки мы повесили на ёлку напротив окна нашего класса.

В первый день к нам никто не прилетел. На второй день нашей радости не было предела: на разведку прилетел храбрый воробей. Он показал дорогу остальным птицам. Мы вели наблюдения с 20 ноября по 10 марта. Больше всего птиц прилетало в конце января и в феврале.

ДатаТемпература воздухаКол-во птицКакие птицы прилетали
27.01.2015-10°64 воробья,2 синицы, горлинка
28.01.2015-12°83 воробья, 5 синиц
29.01.2015-12°73 воробья, 4 синицы
30.01.201-18°104 воробья, 6 синиц
2.02.2015-8°105 воробьёв, 5 синиц
3.02.2015-11°146 воробьёв, 8 синиц
4.02.2015-14°128 воробьёв, 4 синицы

Из своих наблюдений мы сделали вывод:

В морозную погоду на кормушку прилетает больше птиц. Значит, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать птиц зимой, то мы поможем им пережить трудный период года, т.е. бескормицу и сохраним их численность.”

Такие отчёты о проведённых наблюдениях формируют ещё одну интеллектуальную способность школьника – формулировать задачи восприятия природного (а позже и социального) объекта.

Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно использовать другие анализаторы – слух (звуки птиц), обоняние.

На этапе обобщения предлагается презентация творческих групп, обсуждение полученного опыта. Подводятся итоги, выявляются степени освоения материала. Оформляется презентация, с которой дети выступают перед учащимися других классов и родителями.

Мы считаем, проектная деятельность на уроке окружающего мира учит детей не только наблюдать, но и развивать их познавательную деятельность в широком смысле слова. А всё это приводит к развитию личностного качества ребёнка – наблюдательности, что существенно изменяет его отношение к познанию.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1- 2 классы: методика обучения-М.: Вентана-Граф, 2012

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 1,2 кл.: учебник в 2 частях.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, рабочая тетрадь 1,2 кл., в 2 частях.

4. “Я познаю мир”, Ляхов П.Р., М., Астрель, 2002.

Источник

Жизненный цикл проекта. Наблюдение и контроль

Что такое наблюдение в проекте. Смотреть фото Что такое наблюдение в проекте. Смотреть картинку Что такое наблюдение в проекте. Картинка про Что такое наблюдение в проекте. Фото Что такое наблюдение в проекте

Что может быть лучше, чем смотреть на то, как течет вода, горит огонь и работают другие. Именно так часто воспринимается работа проектного менеджера: кто-то работает, а он нет. На самом деле на этапе наблюдения ты начинаешь мониторить проект с привлечением большего числа инструментов и людей. Потому что до этого времени ты и так должен был следить за проектом в нужных тебе каналах связи и понимать что происходит.

Если ты на этапе инициации проекта корректно установил основные показатели эффективности или как говорят в офисах всех стран KPI, то тебе понятно за чем следить после реализации проекта. Если это какой-то digital проект, то метрик может быть слишком много, иногда, их придумывают столько, что можно просто запутаться. Можно попасть в ловушку восприятия. Это когда твой мозг думает, что чем больше информации у нас есть, то тем точнее анализ и тем спокойнее. Это совершенно не так, есть нужный набор информации, необходимый и достаточный для принятия решения.

Есть проекты, параметры которых продиктованы стандартом государства или международным стандартом качества. Тут уж придется мониторить показатели, которые необходимы для выполнения этого стандарта, но возможно и их расширение. То есть минимум для наблюдения — это требования сертификационной комиссии или стандарт, а максимум ты уже подгоняешь под свои потребности. Если это позволяет сделать бюджет и временные ресурсы.

Сколько времени нужно наблюдать?

Постоянно!

Ты будешь наблюдать за проектом постоянно до тех пор, пока не отдашь его в управление другому человеку. Будь то заказчик или еще кто-то.

Зачем выделять этот пункт, если и так ты постоянно наблюдаешь за проектом?

Просто на этом этапе управления проектом ты проводишь мероприятия по контролю основных метрик. Тут же и принимаются решения о возможных корректировках, если что-то пошло не так, и показатели качества не соответствуют изначальным требованиям.

На этапе наблюдения за результатом выполнения проекта могут быть получены важные данные, о которых ты не подозревал в самом начале. Обязательно все фиксируй для себя и, если того требует стандарт компании, с которой ты работаешь, в специальные формы мониторинга для проектных менеджеров. Это будет ценный материал для дальнейшего развития проекта и для возможных корректировок.

Что такое наблюдение в проекте. Смотреть фото Что такое наблюдение в проекте. Смотреть картинку Что такое наблюдение в проекте. Картинка про Что такое наблюдение в проекте. Фото Что такое наблюдение в проекте Жизненный цикл проекта. Наблюдение и контроль

Кратко итоги

На этапе наблюдения за проектом важно определить основные KPI и понимать на что они влияют. Фиксируй как можно больше информации, но не переусердствуй, избыток информации может привести к усложнениям при анализе. Не попадай в ловушку «чем больше информации, тем надежнее». Следить за проектом нужно с самого начала, на этапе контроля нужно просто расширить мониторинг.

Источник

Методы исследования во введении проектной работы

Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

Что такое наблюдение в проекте. Смотреть фото Что такое наблюдение в проекте. Смотреть картинку Что такое наблюдение в проекте. Картинка про Что такое наблюдение в проекте. Фото Что такое наблюдение в проекте

Методы исследования во введении проектной работы

Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

Расположение методов исследования во введении

Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

Что такое наблюдение в проекте. Смотреть фото Что такое наблюдение в проекте. Смотреть картинку Что такое наблюдение в проекте. Картинка про Что такое наблюдение в проекте. Фото Что такое наблюдение в проекте

Расположение методов исследования во введении проектной работы

Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

Особенности подготовки методов исследования

При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

Количество методов исследования при написании проекта

При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

Классификация методов исследования

Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

    Абстрагирование Анализ литературы Аналогия Дедукция Индукция Исторический метод Классификация Конкретизация Моделирование Обобщение Синтез Формализация

Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

Дедукция – данный метод исследования позволяет, основываясь лишь на общедоступной информации, используя принцип «от общего к частному», сделать вывод о конкретном предмете или явлении.

Индукция – метод исследования, являющийся противоположностью дедукции, основывается на принципе «от частного к общему», предполагает изучение конкретных событий, действий.

Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

Существует 2 вида обобщения:

Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

Эмпирическими методами являются:

    Анкетирование Интервьюирование Беседа Опрос Измерение Наблюдение Описание Практическое моделирование Сравнение Эксперимент

Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

Анкетирование – данный метод предполагает проведение анкетирования, для проведения которого подготавливается ряд вопросов с заранее подготовленными ответами, в ходе проведения анкетирования участники должны отвечать на вопросы выбирая ответы из предложенных вариантов, в некоторых лучаях они могут либо пояснять свои ответы, либо давать ответ на свое усмотрение (в таком случае варианты ответов не предполагаются). Анкетирование является практическим исследованием и его анализ всегда включается в практическую часть в виде табличных данных или диаграмм с описанием полученных результатов. Например, проведение анкетирования однокласников о пользе занятий спортом.

Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.

Ознакомится с особенностями подготовки и проведения анкетирования в проектной работе можно на странице «Анкетирование».

Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать усный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.

Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.

Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.

Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования являения и его поведения, также признаки, внешний вид, характерныйе черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

Моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

Моделирование, как метод исследования подразделяется на:

Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.

Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.

Ошибки при подготовке раздела «Методы исследования»

При подготовке раздела «Методы исследования» можно допустить ошибки, которые не повлияют на текст исследования, но могут оказать воздействие на итоговую оценку. Рассмотрим наиболее частые ошибки:

Источник

Что такое наблюдение в проекте

Что такое наблюдение в проекте. Смотреть фото Что такое наблюдение в проекте. Смотреть картинку Что такое наблюдение в проекте. Картинка про Что такое наблюдение в проекте. Фото Что такое наблюдение в проекте

Что такое метод проектов? Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

А что же проект для учеников начальной школы?

Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Мы решили остановиться на проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта детей является наблюдение. Наблюдение – это преднамеренный и целенаправленный процесс восприятия, основное назначение которого – накопление, уточнение, систематизация фактов, рассказывающего о данном объекте окружающего мира. В познавательной деятельности оно выступает в качестве главного метода познания.

Организуя различные наблюдения в процессе проектной работы, необходимо учитывать следующие особенности.

Этапы планирования работы над проектом.

На этом этапе необходимо наметить план и способы наблюдения. Участники проектных групп получают задание: найти литературу, используя различные источники информации, связанную с проблематикой своей подтемы. Основная цель этапа планирования – получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы. Например, группа “спасатели”:

понаблюдайте, какие птицы прилетают и что клюют;

в какое время суток;

какова температура днём.

По месту проведения наблюдения выделяем:

Проект “Покормите птиц зимой, 1 класс” дети наблюдали за птицами из окна школы и дома, т.к. кормушки висели напротив.

А в проекте “Растения нашего класса, 2 класс” наблюдали за ростом и развитием растений в условиях, специально созданных человеком.

Определяем временные рамки, ограничивающие этапы работы.

Аналитическим этапом будет продуктивная деятельность, которая была предложена детям во время наблюдения.

Например, “. Чтобы удобнее было наблюдать за птицами, две кормушки мы повесили на ёлку напротив окна нашего класса.

В первый день к нам никто не прилетел. На второй день нашей радости не было предела: на разведку прилетел храбрый воробей. Он показал дорогу остальным птицам. Мы вели наблюдения с 20 ноября по 10 марта. Больше всего птиц прилетало в конце января и в феврале.

Источник

Наблюдение как метод исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие наблюдения как метода исследования

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

Систематические наблюдения могут быть:

Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *