Что такое наблюдение за детьми
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»
Елена Мишина
Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать«.
ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).
Задачи познавательногоразвития направлены на :
— развитие интересов детей, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.
Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.
Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.
Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
Структура и содержание наблюдения.
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.
1)Начало наблюдения.
Задача данного этапа – концентрация внимания детей.
В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.
3)Завершение наблюдения.
Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Классификация наблюдений:
— по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
-по степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей;
— по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.
— по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.
Виды наблюдений.
1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).
3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).
4) Наблюдения за живым объектом.
5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).
Требования к организации наблюдения.
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.
2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.
3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.
6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).
7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.
В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей,например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитательдолжен всегда соблюдать данную последовательность:
1) Устанавливать факты;
2) Формировать связи между частями объекта;
3) Накапливать представления у детей;
4) Проводить сопоставления;
5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики,как:
— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наблюдения за детьми в течение дня
татьяна алексеева
Наблюдения за детьми в течение дня
Дата наблюдения
Фамилия, имя ребенка
Настроение утром, в течение дня
Утром пришла со слезами, в плохом настроении. С детьми не хотела играть, сидела на стульчике. На предложение пойти играть с детьми, спряталась в домик. После завтрака стала играть сама с куклой. После сна настроение улучшилось, девочка стала играть с игрушками.
С кем и во что играл
Эвелина играла с Миланой (собирали пирамидку, играли с кубиками, с Олей (рисовали)
Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)
В игре девочка была спокойной, делилась игрушками.
Дети предлагали ей разнообразные игрушки, но она не реагировала на них.
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
На музыкальном занятии расплакалась, подошла к воспитателю, боится баяна
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Все время стоит или сидит рядом с воспитателем.
Эвелина ела хорошо, правильно держит ложку.
Засыпала долго, крутилась на кровати, пела песни
Приобрести музыкальные инструменты для игр, и перестать чрезмерно опекать ребенка.
Дата наблюдения
Фамилия, имя ребенка
Настроение утром, в течение дня
Утром пришла в хорошем настроении.Смотрит на себя в зеркало и говорит: «Я красивая». Взяла расческу и стала причесываться. В уголке ряженья надела шапочку и ходила в ней по группе.
С кем и во что играл
Играла с Ульяной (прыгали на больших мячах, с Соней (играли в настольные игры, с Сережей (катали мячики)
Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)
Во время свободной деятельности играла в разные игры, обследовала матрешку, собирала пирамидку.
В течении дня конфликтов не был, подошла к плачущему Артему, пожалела его, дала ему игрушку.
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
На занятие была медлительна, требовалось постоянное напоминание.
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
На замечания взрослых реагирует и убегает
Девочка кушала хорошо, любимое блюдо молочная каша.
Засыпала долго, сон не продолжительный
Предложить художественную литературу для чтения ребёнку.
Дата наблюдения
Фамилия, имя ребенка
Настроение утром, в течение дня
Утром пришел в плохом настроении со слезами. Сразу спрятался в домике. Через время забрал у Руслана машину,принесенную днем раньше со словами: «Я еще не играл, отдай!»
С кем и во что играл
Играл с Ваней (строили из кубиков, играли в конструктор, с Вероникой (катались на качели)
Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)
Во время игр был спокойный, но если его кто – то случайно затронет, сразу начинает плакать, идет жаловаться
Свои игрушки никому не дает играть, сразу убегает.
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
На занятии сидел, ничего не хотел делать. После сна самостоятельно не одевался.
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
На предложения поиграть вместе с воспитателем отказался.
Самостоятельно есть не хотел, ждал, когда его покормят
Заснул самостоятельно, быстро, но часто просыпался.
Играть с детьми в подвижные игры, больше гулять на свежем воздухе.
Дата наблюдения
Фамилия, имя ребенка
Настроение утром, в течение дня
Мальчик пришел спокойно, но с детьми не общается, стоит возле окна и смотрит в него. Перед обедом забрал стульчик у Миланы и сел на него.
С кем и во что играл
Играл с Русланом в настольные игры, с Дашей рассматривал книги, катался на качели.
Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)
Самостоятельно играл с пирамидками, дидактическую игру «Сложи картинку, мягкими кубиками
Артем забрал у Вани машинку и радуется, не обращает внимания на его слезы,говорит: «Это мое». На уговоры взрослых поделиться игрушкой он убежал в домик.
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
На занятии отвлекался, мешал сидящим рядом детям, стучал по столу руками.
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Ел хорошо, но неаккуратно.
Засыпал медленно, спал долго
Побеседовать с ребенком о том, что игрушками надо делиться, что плохо обижать детей, предложить поиграть в игру «Подарок для мишки»
Дата наблюдения
Фамилия, имя ребенка
Настроение утром, в течение дня
Утром пришла со слезами на глазах, но твердо заходит в группу, несет свою любимую игрушку. Подошла к горке и скатилась с нее. Взяла книжку с картинками, рассказывает о том,что видит: «Дед плачет, баба плачет – делает вид, что плачет и закрывает лицо руками.
С кем и во что играл
Играла с Миланой – укладывали кукол, одевали и раздевали их, складывали бочонки, с Вероникой и Валей большим строительным материалом, модулями.
Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)
С детьми играла спокойно, иногда плакала, потому что не было рядом любимой игрушки, в свободной деятельности играла с кеглями, конструктором, кубиками.
Конфликтов в течении дня не было
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
На занятии была активна, отвечала на вопросы воспитателя, повторяла стихотворения.
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Эмоционально положительно реагирует на муз. Работника, сразу вступает в контакт
Аппетит плохой, ест плохо
Засыпает со своей любимой игрушкой, спит долго
Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в течение дня Цель физического воспитания в дошкольном учреждении – формирование у детей основ здорового образа жизни. Одним из немаловажных факторов,.
Карта и аналитическая справка по результатам оперативного контроля. Организация двигательного режима работы в течение дня Карта оперативного контроля МКДОУ «Детский сад№11» Декабрь 2016 г. Организация двигательного режима работы в течение дня Цель проверки:.
Наблюдения на прогулке с детьми раннего возраста (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работая с детьми, мы каждый день планируем ту или иную деятельность, игру, наблюдение! Но, иногда, планирование.
НОД по двигательной активности в течение дня «Прогулка в зимний лес» (младшая группа) Программные задачи: Обучающие Побуждать детей к игровой деятельности. Закреплять знания детей о признаках зимы, о сезонных изменения в природе,.
Отчет «Организация двигательной активности в течение дня во второй младшей группе» Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного.
Экспериментирование с яйцом для наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт для наблюдения с детьми. Опыт со сваренным яйцом, помещенным в уксус. Уксус растворяет скорлупу и яйцо превратиться.
Наблюдение за детьми раннего возраста в условиях детского сада
Кристине Гегамян
Наблюдение за детьми раннего возраста в условиях детского сада
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
— наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
— регистрация событий в момент их протекания;
— независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
— недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
— ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
— пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т. д.
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Наблюдение за ребенком начинается с первого дня его поступления в детский сад.
Для достижения данной цели решала следующие задачи:
1. Определить наиболее доступный и эффективный вид наблюдения для педагога в условиях ДОУ.
2. Уточнить основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения.
3. Составить алгоритм процедуры наблюдения.
Педагогическую диагностику проводила в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о возрастных особенностях детей. Конечно, для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе дальнейшего педагогического изучения ребенка.
Необходимо учитывать следующие основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения:
1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксировать записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.
3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и, чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Результаты наблюдения за ребенком раннего возраста дают возможность нам определить наиболее приоритетные задачи, направления в работе с конкретным ребенком, а, следовательно, разработать индивидуальную программу развития.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка мы основываем на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Активное или пассивное наблюдение за ребенком мы организуем в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, т. е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения мы выявляем и оцениваем такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Большую роль по данному вопросу мы отводим работе с родителями. Воспитатель встречается с ними на индивидуальных консультациях. В ходе беседы родители делятся впечатлениями о посещении детьми детского сада. Педагог отмечает, как повлияло посещение детского сада на поведение ребенка.
Воспитатель консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.
Наблюдение может быть индивидуальным и групповым.
1. Приступая к беседе с детьми, воспитатель заранее готовит ряд вопросов, которые будет задавать детям в непринужденной обстановке. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с детьми на близкую им тему во время свободной деятельности.
Поведение детей. Дети отвечают на вопросы воспитателя охотно. Некоторые в своей речи уже употребляют иногда многословные предложения (более 3 слов).
Как зовут маму, папу, бабушку? А как зовут тебя? А Даша девочка или мальчик? У Арины красивое платье? А что нарисовано на нем? и т. д.
Мы видим, что дети понимают воспитателя, понимают его вопросы.
К 3 годам функции речи расширяются. Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
2. Наблюдение во время разбирания и собирания пирамидки.
Ситуация, специально подготовленная. На столе большая пирамидка. Вместе с воспитателем пирамидку разобрали и сложили колечки дорожкой по убывающей (возрастающей) величине. При помощи воспитателя ребёнок сравнивает их по величине и находит колечки нужного цвета.
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующее колечко и называет цвет.
Детям этого возраста сложно собрать и разобрать большую пирамидку правильно. На помощь приходит воспитатель. Ребенок выстраивает дорожку из цветных колечек.Воспитатель при этом спрашивает ребенка: «Какого цвета это колечко?», «Дай мне самое маленькое колечко», помогая при этом собрать ребенку пирамидку правильно.
3. Наблюдая за детьми во время дидактической игры «Скажи, какой картинки не стало?», мы диагностируем у детей внимание, память, речь.
Ситуация,специально подготовленная: на столе карточки с предметными
картинками. Воспитатель предлагает посмотреть их, назвать и запомнить.
Поведение детей. Дети запоминают 3- 4 картинки, называют ту, которую
убрали, правильно называют предметы, изображенные на карточках. Не у
всех детей сохраняется интерес и внимание до конца игры.
4. Наблюдение за одеванием. Ситуация естественная (во время одевания после сна).
Поведение детей. Многие дети одеваются самостоятельно, некоторые предварительно расправляют одежду, знают последовательность её надевания.При необходимости задают вопросы воспитателю: «Где, Как?». Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
Каждый день во время одевания и раздевания дети проявляют самостоятельность, понимают название одежды, называют ее. Дети смотрят друг на друга и пытаются одеваться сами. У кого то это получается лучше, у кого то хуже.
5. Каждый день, используя разнообразные потешки, мы приучаем детей к культурно-гигиеническим навыкам. Дети охотно засучивают рукава на одежде, берут мыло, мылят руки, пытаются смыть мыло. Некоторые дети хорошо пользуются полотенцем и знают свое полотенце.
6. Наблюдение во время сюжетной игры.
Ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для сюжетной игры в «Доктора» и разложены произвольно.
Наблюдая за действиями ребенка во время сюжетной игры в «Доктора» мы видим, что девочка проявлять интерес к игре, выполняет с помощью взрослого игровые действия, используя предметы-заместители. У ребенка формируются навыки ролевого поведения, что свойственно ребенку данного возраста.
7. Движения требуют пространства. Для диагностики развития движений мы выбрали музыкальный зал, где малыши свободно двигаются. Чтобы ребенок хотел двигаться, мы приготовили для них игрушки. Переползая под веревочкой детей встречают мишка и зайка.
Во время подвижной игры дети слушают воспитателя и выполняют
движения. Дети проползают под верёвкой и играют с мячиком.
Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку проползти под веревкой, приподнятой не высоко над полом.
Поведение детей. Почти все проползают свободно, не задевая веревку.
Действия с мячиком дети выполняют, слушая указания воспитателя. Настроение бодрое, радостное, все упражнения выполняют с удовольствием.
8. Рисование это, пожалуй, самый любимы вид деятельности ребенка. Диагностируя изобразительную деятельность мы видим, что у детей сформированы навыки рисования. Дети понимают для чего нужна кисточка, баночка с водой, тряпочка. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку нарисовать Снеговика.
Поведение ребенка. С помощью краски дети изображают простые предметы и называют их. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом. В данном случае на всех рисунках понятно, что изображен Снеговик.
После рассказа и показа воспитателем из чего состоит снеговик, каких размеров комочки, дети сами, без помощи воспитателя, рисуют снеговика. Девочки рисуют сосредоточенно, аккуратно. Некоторые дети держат кисточку правильно.
9. Наблюдая за детьми во время приема пищи, мы можем сделать вывод, что дети умеют пользоваться столовыми приборами, понимают их назначение. Кушают аккуратно. При необходимости воспитатель кормит ребенка. Пытаются пользоваться салфетками.
После наблюдения и диагностики, мы фиксируем данные в индивидуальную карту нервно-психического развития. Проанализировав полученные результаты, мы выявляем детей, на которых в своей дальнейшей работе мы обращаем большее внимание, работаем с ними индивидуально. Работа строится, исходя из конкретной ситуации (трудностей ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Наряду с другими методами психолого-педагогического исследования, наблюдение за детьми раннего возраста помогает педагогам определить уровень их умственного и психо-физического развития, уровень сформированности определённых знаний, умений и навыков и поведенческие проявления. А так же даёт возможность выявить имеющиеся отклонения в развитии на раннем этапе. Поэтому метод наблюдения играет большое значение в проведении дальнейшей диагностики детей, в планировании индивидуальной развивающей и коррекционной работы и применении привентивных мер предупреждения и преодоления отклонений в развитии. Кроме того немаловажную роль играет в информационной и консультационной работе с родителями.
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.
Конспект прогулки «Наблюдение за девичьим виноградом на территории детского сада» с детьми подготовительной группы Задачи: расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать.
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.