Что такое наблюдения и опыты в физике 7 класс
Что такое наблюдения и опыты в физике 7 класс
1. Откуда берутся знания, на которых строится наука «физика»?
Первые знания об окружающем нас мире были получены людьми из многократных наблюдений природных явлений.
Каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела падают на землю.
Каждый знает, что лед в теплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железные предметы и т. д.
2. Для чего нужны опыты?
После наблюдения явлений появляются вопросы: почему эти явления возникают, и как они протекают.
В физике знания добывают не только из наблюдений, но и из опытов.
— наблюдая падение тел, мы можем заметить, что по мере падения тело увеличивает свою скорость.
— наблюдаем, что в жаркий день ветер дует от поверхности реки к песчаному берегу.
Так ли это, и в чем причина этих явлений?
Чтобы подтвердить свои наблюдения ученые ставят многократные опыты, а во время опытов проводят измерения.
3 Чем отличаются наблюдения от опытов?
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану.
4. Что является источникамами знаний об окружающем нас мире?
Наблюдения и опыты — источники физических знаний.
В результате наблюдений и размышлений рождаются различные предположения или гипотезы.
Далее необходимо объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений.
Таким образом, ученые делают вывод, то есть подтверждают или опровергают гипотезу.
5. В чем состиоит процесс познания окружаюего мира?
6. Знаете ли вы легенду о Галилео Галилее?
Знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей для того чтобы изучить, как происходит падение тел, ронял разные шары с наклонной башни в городе Пизе.
Для того, чтобы изучить падение тел на Землю, необходимо было понаблюдать это явление не один раз.
Галилей хотел выяснить, будут ли одинаково или по-разному падать тела легкие и тяжелые.
Будут ли отличаться падения тел различных размеров и с разной высоты.
В результате опытов Галилео Галилей, получив подтверждение своей гипотезы, открыл закон падения тел.
Главное:
§ 3. Наблюдения и опыты
Многие знания получены людьми из собственных наблюдений.
Для изучения какого-либо явления необходимо прежде всего наблюдать его и по возможности не один раз. Чтобы, например, изучить такое явление, как падение тел на Землю, недостаточно один раз увидеть, как падает то или иное тело. Следует выяснить, будет ли разница в падении тела лёгкого и тяжёлого, сравнить падение тела с разной высоты. Одинаково ли падают тела различных размеров? Это можно узнать, если много раз наблюдать различные случаи падения тел.
Конечно, ждать, пока какое-либо тело упадёт само, не стоит. Для этого берут разные тела и заставляют их падать. Тем самым вызывают явление падения тел, иными словами, проводят опыт. Во время опытов обычно выполняют измерения.
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу.
На основании многочисленных наблюдений и опытов учёные открывают законы, действующие в природе.
Выдвигая ту или иную гипотезу, учёные с помощью физического эксперимента находят подтверждение физической теории или её опровержение.
Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых опытов, найти причины наблюдаемых явлений, сделать выводы.
Известна легенда об итальянском учёном Г. Галилее. Для того чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5). Проделав такие опыты, учёный получил подтверждение своей гипотезы и открыл закон падения тел.
Учёные экспериментально изучают связь между отдельными явлениями и выявляют определённые закономерности. На основе этого создаётся теория явления, которая объединяет отдельные законы. Физическая теория систематизирует полученные из эксперимента сведения о природных процессах. Теория может не только объяснить наблюдаемое явление, но и предсказать новые. Так, Дж. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн, а Д. И. Менделеев ещё до открытия новых химических элементов предсказал их существование в природе на основе открытого им периодического закона.
Таким образом, источниками физических знаний являются наблюдения и опыты.
Вопросы
1. Как мы получаем знания о явлениях природы?
2 Чем отличаются наблюдения от опытов?
3. Достаточно ли одних опытов, для того чтобы получить научные знания?
Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Наблюдения и опыты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по физике для 7 класса на тему: «Наблюдения и опыты»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Наблюдение — сбор информации с помощью органов чувств в окружающей действительности. Закономерности устанавливаются при сборе большого количества данных о явлении или предмете изучения. Человек наблюдает уже с рождения. Все зрительные, слуховые, тактильные ощущения образуют опыт человека. Получая новую информацию, мозг сопоставляет её с имеющимися данными и делает умозаключения, которые мы называем гипотезами.
наблюдая, как падает на землю брошенный мяч, мы можем предположить, что его что-то тянет вниз, но нужно много раз бросить шарики разного веса и размера с разной высоты, чтобы установить закон падения тел, как в своё время это сделал Галилей, бросая шарики со знаменитой наклонной башни.
Наблюдая, мы накапливаем знания о процессах природы и пытаемся их объяснить. В результате поиска ответов на вопрос возникают различные предположения, которые называют гипотезами. Для проверки гипотезы проводят эксперименты (т.е. опыты).
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Первый урок физики в 7 классе «Что изучает физика. Наблюдения и опыты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Первый урок физики в 7 классе.
Тема урока «Что изучает физика. Физические явления»
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления,
Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.
Оборудование: весы, барометр, секундомер, термометр, компас, метр, линейка, колба, линза, микроскоп, фотоаппарат, набор тел, камертон с молоточком, математический маятник, монета, открытка, стакан, электрофорная машина.
Знакомство учеников с кабинетом физики. Организационный момент
Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.
Для изучения физики вам нужно иметь:
Тетрадь для контрольных работ
Тетрадь для лабораторных работ.
С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!
-Что же изучает физика? (Учащиеся отвечают на вопрос)
Запишите тему урока : «Что изучает физика. Физические явления».
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
Давайте рассмотрим несколько опытов, которые могут вызвать удивление у людей незнакомых с физикой, и объяснить которые мы сумеем, изучив эту науку.
Колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном.
Монета, падающая в стакан с выбитой открытки.
Разряд электрофорной машины.
Учащиеся пытаются объяснить эти опыты.
Теперь давайте разгадаем несколько загадок о явлениях природы, которые вызывали у людей желание познать их, т. е. двигать вперед науку.
— Цветное коромысло над лесом повисло. (Радуга)
— Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит. (Эхо)
— Белый дым тянул за чуб Раскачал на поле дуб Застучал в ворота «Эй, откройте!» «Кто там?» (Ветер)
— Что с земли не поднимешь? (Тень)
Молния, гром, дождь, тень, эхо, радуга, ветер- это явления природы. Мы их будем называть физическими явлениями.
Физическими явлениями называются всевозможные изменения, которые происходят в окружающем нас мире.
Например: нагревание воды, таяние льда, движение автомобиля.
Давайте рассмотрим какие бывают физические явления. (схему в тетрадь)
1. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
2. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
Изучение физических явлений приводит к развитию науки физики, а наука физика двигает вперед технический прогресс. (схему в тетрадь)
Давайте разгадаем несколько загадок о технических устройствах.
-Я в Москве, он в Ленинграде
в разных комнатах сидим
далеко, а будто рядом
разговариваем с ним. (телефон)
-Чудо птица, алый хвост
Полетела в стаю звезд. (ракета)
-железный нос в землю врос
Роет, копает, землю разрыхляет. (плуг)
-Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились.
То остановились. (Весы)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
Считает весь век,
А сам не человек. (Часы)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
Оказывается, во многих вопросах физики вы уже разбираетесь. Давайте посмотрим на некоторые приборы и вспомним как они называются.
(весы, барометр, секундомер, термометр, компас, метр, линейка, колба, линза, микроскоп, фотоаппарат)
Теперь назовите другие предметы, окружающие нас.
Давайте посмотрим из чего сделаны некоторые из тел.
Весы- металл, пластмасса
Вещество- материал из которого сделаны тела.
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
III. Закрепление изученного учебного материала по вопросам:
Что изучает физика?
Почему физику считают одной из основных наук о природе?
Какие физические термины вам известны? Объясните их.
l V. Домашнее задание
§ 1-2 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2007).
В предлагаемые таблицы напишите по три примера.
Наблюдения и опыты
Почему тела падают по-разному?
Вы уже знаете, что изучение природы начинается с наблюдений. Наблюдая за явлениями природы, мы замечаем некоторые закономерности. Например, можно заметить, что тяжёлый металлический шар падает быстрее, чем лёгкий лист бумаги (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Лист бумаги падает намного медленнее металлического шара
Наше наблюдение позволяет предположить, что более тяжёлое тело всегда падает быстрее. Тогда тела одинакового веса должны падать одинаково. Чтобы проверить это предположение, поставим опыт.
Отпустим с небольшой высоты лист бумаги так, чтобы он падал плашмя (рис. 3.2, а). Лист падает, медленно кружа в воздухе. А теперь скомкаем этот лист и снова отпустим. Мы увидим, что бумажный комок падает намного быстрее, чем лист (рис. 3.2, б). Но ведь комок не тяжелее листа! Значит, предположение, что тела одинакового веса всегда падают одинаково, не подтверждается опытом. А это означает, что оно неверно.
Продолжим наши наблюдения и опыты. Мы заметили, что лист, падая, кружил в воздухе, — это наблюдение. Оно наводит на мысль, что падение листа тормозилось сопротивлением воздуха в большей степени, чем падение комка. Это наше новое предположение. Но его тоже надо проверить на опыте.
Рис. 3.2. Лист бумаги падает плашмя медленно (а), комок бумаги падает намного быстрее (б), а лист в вертикальном положении (в) падает быстрее, чем плашмя
Возьмём новый бумажный лист и уроним его, держа вертикально: тогда при падении лист будет рассекать воздух, благодаря чему сопротивление воздуха значительно уменьшится. И мы увидим, что теперь лист действительно падает значительно быстрее (рис. 3.2, в), чем тогда, когда он падал плашмя.
Значит, наше предположение, что различие в падении тел обусловлено сопротивлением воздуха, подтвердилось на опыте. А это означает, что оно верно!
О красивой легенде, связанной с изучением падения тел, рассказано в разделе «Чем знаменита Пизанская башня?».
Чем отличается опыт от наблюдения?
Вы могли заметить, что, ставя опыты, мы создавали специальные условия протекания явлений с определённой целью: проверить на опыте предположение, подсказанное наблюдением.
Физика, как и все науки о природе, является опытной наукой: опыт — главный источник научных знаний.
Научный опыт называют также экспериментом (от латинского «экспериментум» — опыт).