Что такое набросок в изобразительном
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски рисунков – что это?
На наброске художник делает примерное графическое изображение предмета или ситуации. Здесь все изображено в обобщенном и несколько упрощенном виде. Автор подмечает только главные характеристики объекта и фиксирует их на бумаге.
От зарисовки набросок отличается меньшей детализацией. Также не всегда под наброском принимается эскиз: так как цель эскиза в будущем превратиться в картину, а любой набросок может органично существовать и сам по себе.
На наброске художник может изобразить все что угодно – человека, группу людей, животных, предметы, интерьер, пейзаж и так далее. В качестве материала для рисования обычно используют любую бумагу, но, в принципе, можно сделать такое изображение и на чем угодно. Ограничений здесь нет.
Как инструмент для рисования небольших быстрых изображений можно применить любое подручное средство – карандаш, фломастеры, краски, авторучку, уголь, соус и так далее. Наиболее же популярны наброски карандашом.
Наброски карандашом – для чего нужны?
Хотя, конечно, любой человек может делать наброски просто для своего удовольствия, но в классической живописи выделяют две главные причины выполнения указанных рисунков.
Причины для чего делаются наброски:
Развитие навыков. Для любого художника очень важна наблюдательность. Именно для развития наблюдательности специалисты советуют начинающим мастерам делать наброски. Мало того, в любой хорошей(!) художественной школе вам обязательно посоветуют делать наброски всегда и везде – на улице, в транспорте, на работе, в гостях, в кафе, в зоопарке и так далее.
Также при выполнении быстрых несложных рисунков развиваются и другие навыки хорошего художника: умение владеть карандашом, способность схватывать суть образа, изображать увиденное на бумаге, развивать глазомер, понимать пропорции и многое другое.
Основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски рисунков являются золотым фондом художника.
Впоследствии, опираясь на данный материал, он уже в студии может собрать воедино различные элементы картины, и бесконечно долго прорисовывать детали. В самом же начале процесса с помощью наброска он смог зафиксировать свое восприятие предмета, свои эмоции от увиденного, и это очень ценно.
Карандашные наброски – какие виды существуют?
В настоящее время принято различать четыре вида набросков:
Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом человек рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия художника.
Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Чтобы научиться красиво и правильно делать наброски, приходите в нашу школу рисования «Аквамарин». Наши опытные педагоги помогут вам нужными советами, и вы сможете в полной мере овладеть указанной техникой. Будете получать удовольствие от результата, процесса, а также будете радовать своим творчеством окружающих людей.
Хотите научится рисовать? Приглашаем вас на бесплатный пробный урок в нашей школе. Жми!
Наброски
Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности.
Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.
Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.
Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.
Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения — от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера, экстерьера, элементов пейзажа, я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.
Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.
Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.
Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.
При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени, без основательной ее проработки, без характеристики деталей.
В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.
В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.
Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.
Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.
Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.
В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.
Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.
Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.
Урок рисунка «Набросок. Виды и роль набросков в изобразительном искусстве.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы
в области изобразительного искусства «Живопись»
со сроком обучения 8(9) лет
23. 10. 2019 г. 4 класс, I четверть, урок №8
Тема урока: Набросок. Виды и роль набросков в изобразительном искусстве.
Цель урока: Формирование знаний о значении и роли набросков в изобразительном искусстве.
Познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок.
Развивать умения технического исполнения набросков, развивать способность к образному мышлению и воображению, развивать глазомер, композиционное решение и стилизация образа.
Закрепить навыки компоновки изображения на листе.
Сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске, научить анализировать передаваемый образ.
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Зрительный ряд: репродукции набросков и готовых композиций, работы обучающихся, выполненных ранее.
для учителя: доска, план – конспект урока, мультимедийное оборудование, натурный материал для набросков.
для учащихся: бумага А4, графические материалы, резинка.
1 – экран для проекций
2 – тема урока, дата
3 – репродукции, наброски
тельная часть урока
1.Организация класса. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть, начинаем урок.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II Основная часть урока
Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным. Так что же такое набросок?
Краткосрочный набросок – это монохромное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий промежуток времени.
Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью.
Набросок существенно отличается от длительного рисунка, где имеются условия для детального изучения и последовательного постижения таких качеств как пропорции, светотень, тон, линия, объем, где не исключается возможность «срисовывания». Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски.
Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века X. Р. Рембрандта (1606 —1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем, чем угодно, начиная от серебряного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрандтовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растерты по бумаге просто пальцем.
Еще один пример для вас. Перед вами репродукция картины великого художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» А на следующем слайде мы видим саму маленькую часть подготовительной работы художника: наброски к будущей композиции. Здесь мы можем наблюдать наброски композиционные и наброски отдельных фигур людей. Так автор картины «искал» наиболее выразительные позы, для передачи настроения картины, пробовал различные варианты размещения фигур и развалин.
Рассмотрим различные способы выполнения набросков и зарисовок.
Мы уже говорили, что рисующий, ограниченный несколькими минутами времени, бывает вынужден отбрасывать детали и несколькими быстрыми линиями схватывать лишь самое существенное, самое характерное для данной модели.
Основной ошибкой начинающего художника является стремление перегружать свой набросок обилием подробностей в ущерб главному и характерному. Это происходит именно от неумения разбираться в своих впечатлениях: начинающему они все кажутся одинаково важными, он теряется в них, не умеет сделать из них выбор и стремится всё перенести на бумагу в возможно большем количестве. Между тем, от этого набросок только проигрывает.
Далее, как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно могут быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Старайтесь приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер. Наконец, рука должна быть послушна воле автора, чтобы в короткий срок точно передать на бумаге все свои намерения.
Спрашивается теперь, как же развивать в себе те качества, которые необходимы для дальнейшей работы над набросками, то есть верный глаз, послушную руку и наблюдательность?
Переходя к практической работе, еще раз вспомним основные задачи, выполняемые в работе с набросками
Рисовать быстро, стараясь сделать набросок в минимальный срок.
Рисовать как можно больше.
Не увлекаться подробностями, а стремиться передать лишь самые характерные особенности, пропорции, движение.
Избегать ненужных штрихов, линий и стремиться к максимальной простоте изображения.
При изображении живой натуры рисовать лишь до тех пор, пока позволяет модель, а не заканчивать набросок от себя.
Если модель изменила положение, оставьте набросок в том виде, как он есть, и начните новый. Если модель продолжает оставаться в спокойном состоянии, – переходите от общего к подробностям и разработайте её настолько, насколько успеете.
Одновременно с набросками надо продолжать занятия с академическими рисунками, т. к. иначе наброски вместо того, чтобы воспитать ваш глаз и углубить вашу наблюдательность, могут приучить вас к поверхностному и легкомысленному отношению к форме предметов.
На уроках рисунка выполнение набросков в зависимости от характера исполнения можно подразделить на следующие виды:
Стоит поговорить о том, для чего нам нужна работа над набросками? (ответы детей)
Всё верно, мы выполняем наброски для того, что бы найти более удачную композицию или ее часть, иногда для подробного анализа и изучения конструкции отдельного предмета в постановке, и конечно, для того, что бы получить опыт рисовальщика.
На слайде мы с вами наблюдаем наброски бытовых предметов, как раз для их подробного изучения.
А на следующей картинке видите небольшие тональные наброски натюрморта. Такие наброски часто становятся самостоятельным произведением изобразительного искусства.
Наброски в рисовании
Т ворческий процесс не зря так называется – сразу же актуализируется процессуальность, то есть продолжительность творческой работы. Ходят легенды об идеях, приснившихся литераторам, художникам или даже химикам. Но от идеи до ее воплощения порой проходят годы, если не десятилетия (задуманный Л. Н. Толстым роман о декабристах постепенно превратился в «Войну и мир», последняя часть эпопеи вышла через почти десять лет после начала работы). Что же делает автор все это время? Он задает себе вопросы: как можно было бы реализовать задумку, какая форма, композиция, цветовая палитра могла бы выразить идею во всей глубине? И, пока верная формула не нашлась, архитектор, декоратор, танцор и режиссер делают пробы или наброски. К счастью, многие наброски сохраняются, по ним можно следить за мыслью автора, за его ошибками или открытиями. Таким образом, наброски в рисовании и других видах искусства – важный подготовительный этап творческой деятельности.
Набросок, подмалевок или этюд?
Есть несколько схожих терминов, обозначающих разные этапы работы художника, в первую очередь нужно обозначить их границы.
Наброски истории
Набросок неоднозначен по своей природе: он часть общего проекта, но часть в некоторой степени самостоятельная. Эскизы можно изучать как часть творческой истории картины, как ее движение к воплощению. Например, финальный вариант картины И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903) представлен в компании множества этюдов, а всему ансамблю отведен отдельный зал в Русском музее. Наброски дополняют финальный вариант, добавляют значимости и позволяют ближе изучить членов совета, чьи образы сливаются воедино на масштабном полотне.
Несмотря на то, что это только промежуточный этап работы, среди эскизов можно найти настоящие жемчужины, порой не попадающие в окончательную картину. Возможно это, например, из-за (само)цензурных ограничений автора, вынужденного в итоге отказываться от удачных находок ради собственного спокойствия. С другой стороны, набросок может оказаться единственным свидетельством задумки или существования картины. Это возможно в случае, когда автор не успел завершить начатое (или передумал его завершать), или из-за утраты произведения искусства (например, за время Второй мировой войны сотни тысяч культурных объектов были потеряны или уничтожены).
Интересны в этом плане эскизы, созданные для театральных постановок. Декорации сцены, наряды героев и их повадки – все прорабатывается в набросках. Нам в наследство остались многочисленные примеры таких работ, выполненных Ю. П. Анненковым, В. М. Ходасевич, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой для экспериментальных театров начала ХХ века. Эскизы сохранились, а спектаклей никто из нас уже не увидит и неизвестно, были ли все задумки воплощены.
Зачем нужна практика?
Итак, в набросках обычно пробуются формы и фигуры, разрабатываются варианты композиции, распределяются цветовые акценты. Эти картинки создаются наскоро, с легкой руки – потому что нужно много пробовать, изучать объект. Набросок чаще всего наносится материалами для быстрой работы: карандашом или углем, тушью или акварелью. Карандашный набросок не равен рисунку – законченному произведению, в нем все уже стоит на своих местах. Эскизы с нанесением масла, акрила или акварели с детализацией тоже бывают, но делаются они дольше, на более поздних стадиях работы над картиной.
В любой художественной школе много учебных часов отдается практике набросков. Это нужно для знакомства со свойствами геометрических фигур, разных поверхностей, тел. Без пробы, наблюдения, изучения пропорций и анатомических особенностей человека нельзя узнать, как работает тело и, соответственно, невозможно его написать.
Курс практического изучения человеческого тела предлагает поэтапное и всестороннее знакомство с натурой: от общих геометрических фигур до рисунка моделей (мужчин и женщин). Этот этап обучения предваряет переход к цельным композициям. Как и в ситуации написания большой картины – сначала надо попробовать свои силы, составить общее представление и только потом переходить к беловой работе, на которой талант развернется в полную силу.
Читайте также:
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.