Что такое начал поносить брата в литературе
Повесть: Шемякин суд
В некоем месте жили два брата Земледельцы, один богат. другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришел однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошел убогий от богатого, ваял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мели бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привел к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брага убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил ее, и, не взяв лошади, пошел бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошел бить на него челом, пошел за братом своим, ведая, что если он сам не пойдет, то за ним из города пришлют и придется за проезд приставам платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришел к тому же попу и, придя, лег у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идет он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал о братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шел за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вез под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти? Сын схватил его и привел к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил и шапку и летал перед судьею. Принес богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бори, покамест у нее не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь сбою возьмешь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завернутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживет он тебе с нею ребенка. Тогда возьми у него попадью и ребенка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завернутый в плит камень, Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у нее хвост вырастет, так п отдам тебе твою лошадь.
начал поносить брата
1 БРАТА
2 НАЧАЛ
3 на брата
4 с брата
5 под начал
6 бездетная вдова (обязанная по религиозному закону выйти замуж за брата покойного мужа)
7 брать в жёны вдову брата (по еврейскому закону)
8 взять в жёны вдову брата (по еврейскому закону)
9 левиратный брак (взятие вдовы брата в жёны)
10 начал новую страницу в жизни
12 начал с левой ноги
13 невестка (1.жена брата)
14 поносить (ругать)
15 поносить
16 поносить
17 поносить
18 на брата
19 поносить
20 поносить
См. также в других словарях:
Валентиниан I — У этого термина существуют и другие значения, см. Валентиниан. Флавий Валентиниан лат. Flavius VALENTINIANUS … Википедия
Uncharted: Golden Abyss — Uncharted: Golden Abyss … Википедия
Рязанские, князья — вели свое происхождение от Святослава Ярославича Черниговского, получившего по завещанию отца (ум. в 1054 г.) Чернигов с Тмутараканью, Муромом и страной вятичей. Святославу Ярославичу приписывается основание в 60 х гг. XI века ряда укрепленных… … Большая биографическая энциклопедия
ObsCure — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Шульгин, Василий Витальевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульгин. Василий Витальевич Шульгин 1910 е годы Дата рождения … Википедия
Ртищев, Тимофей Григорьевич — городовой воевода; ум. в 1709 году. Начал службу в 1651 году как сын тогдашнего стряпчего с ключом Григория Ивановича Ртищева прямо с должности царицына стольника, что не помешало ему находиться в походах 1654 1656 годов, быть 15 го февраля 1659… … Большая биографическая энциклопедия
Распад Арабского халифата — Арабский халифат во второй половине IX века. Во второй половине IX века во внутренней жизни Халифата наметился решающий перелом. В 847 году взбунтовавшиеся гвардейцы убили аль Васика, и власть перешла в руки ставленника тюркских военачальников,… … Википедия
Лю Шаоци — 刘少奇 … Википедия
Приключения Гаррета — серия книг Глена Кука, о частном детективе Гаррете. Романы написаны в стиле нуар, содержат элементы приключений и детектива, а также множество основанного на диалоге юмора. Приключения Гаррета происходят в оригинальном фэнтези мире, по большей… … Википедия
Мухаммед в Мекке — Ислам · Пророки … Википедия
Литература. 8 класс (1 часть)
Шемякин суд
О «ПОВЕСТИ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»
В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда, например равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».
«Повесть. » осуждает не только корыстолюбивых судей, но и всё судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.
Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести. » — законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.
Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести. » либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще её забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Ше- мяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести. » все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.
К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Повесть о Шемякином суде». «Повесть. » пользовалась широкой популярностью в XVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
Шемякин суд
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
«Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.
Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
Размышляем о прочитанном
1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола [18] ) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.
5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы изучали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы перечитать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.
1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?
2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.
3. Что означают слова и словосочетания: почитание, отмолить, сподобил Бог, сила ратная? Как они прозвучали при чтении?
— торжественные или иронические — звучат в чтении Анатолия Вологдина в описании суда, концовки произведения?
5. Подготовьте выразительное чтение повести по ролям.
Примечания
[18] Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении.
Тест по литературе Древнерусская литература 8 класс
Тест по литературе Древнерусская литература с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 9 заданий, во 2 варианте 10 заданий.
1 вариант
Житие Александра Невского
1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?
2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, основанный на воспроизведении речи действующего лица, обращенной к самому себе: «И услышал король полуночной части Римской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».
3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».
4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?
5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?
6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «разгорелся сердцем».
7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художественный прием?
8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?
9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?
2 вариант
Суд Шемякин
В некоих местах жили два брата: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудности его. По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута. Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост. И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье. А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.
1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.
2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?
3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?
4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение: «шемякин суд»?
5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».
6. Укажите род занятий героев повести.
7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как называется вид комического, заключающийся в добродушной насмешке?
8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?
9. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?
10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны современному читателю и почему?
Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. портрет
2. внутренний монолог
3. эпитет
4. афоризм
5. сравнение
6. метафора
7. антитеза
2 вариант
1. зачин
2. завязка
3. антитеза
4. поговорка
5. бить челом
6. земледельцы
7. юмор
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Самоподготовка. Неделя 18-24 января
Размещено 19.01.21 в рубрике 9 класс, М.П., ОГЭ
Присылаем через комментарии
1.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова. ый ребенок, замаскирова. ый вход, плете. ая корзина, измуче. ый вид, груж. ая дровами машина, груже. ая машина, нагруже. ая машина, стреля. ая дичь, неслыха. ые обстоятельства, ране. ый в руку солдат, гаше. ая известь, негаше. ая известь, назва. ый брат, моще. ая дорога, писа. ые акварелью картины, ране. ый боец, переплавле. ый металл, асфальтирова. ая улица, посоле. ая закуска, ноше. ая шляпа, поноше. ые ботинки, оплете. ый плющом забор, взволнова. ый разговор, броше. ый камень, нечая. ая встреча, купле. ый товар, отправле. ое по факсу письмо, изыска. ые экономистами ресурсы, застрахова. ое имущество, непредвиде. ые обстоятельства, оказать вооруже. ое сопротивление, довере. ое лицо, дипломирова. ый специалист.
2.Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникнове. а и взволнова. а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова. ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова. ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа. ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута. ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда. ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда. ы.
РАБОТА В ФОРМАТЕ ОГЭ
1. Задание
1.Сожмите текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.Расшифровка записи
Многое в людях, переживших блокаду Ленинграда, удивительно и неожиданно. Например, поражает и бесконечно трогает – сколько их, бывших блокадников, писали и пишут стихи. Едва ли не каждый десятый.
Можно было бы и не придавать особого значения «непрофессиональному» увлечению стихами взрослых людей, если бы за этим не виделось большее, главное: сквозь годы многое в блокаде светится поэтически, проступает романтика общего подвига.
Дело вовсе не в том, что ленинградец опускает в своих воспоминаниях холод, голод, ужас тех дней и ночей. На самом деле всё это живёт в нём как крик боли до сих пор, потому что забыть подобное невозможно. Но во всех этих воспоминаниях и над ними – понимание почти каждым, что это были исторические дни и ночи, сознание, что Ленинград – единственный город, который смог перенести самую длительную блокаду, что образ этого города помог миру, человечеству остановиться на краю страшной пропасти.
Прочитайте текст.
(1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Источник таится (предложение 1)
2) Куст раскинул сучья (предложение 2)
3) Колыхаясь (предложение 3)
4) Час проходит (предложение 4)
5) Стало жарко (предложение 5)3. Задание 2 № 13017
3. Синтаксический анализ.
(1) А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. (2)В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками». (3)До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. (4)Ждала сыновей. (5) Ждала до последнего своего часа.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Домик сохранён (предложение 1)
2) Подходил с похоронками (предложение 2)
3) Епистиния Федоровна не уставала (предложение 3)
4) Ждала (предложение 4)
5) До последнего часа (предложение 5)4. Задание 3 № 13033
4. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.
5.Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
3) КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.7. Задание 6 № 13091
7. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Динка считала, что нужно честно признаться Хохолку, что она любит Лёню.
2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.
3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.
4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.
5) Лёня предложил Динке не рассказывать Хохолку ничего.
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе. (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.
(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы — отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» — мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. — (23)Слышишь меня.
– (24)Слышу, — прошептала Динка, и губы её дрогнули. — (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня. (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!(По В. Осеевой) *
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969 гг.) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».8. Задание 7 № 13092
8.Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе.
3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
9. Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову МЧАТЬ (предложение 10). Напишите этот синоним.
(10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
10.Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментарии
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошеный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
2.Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникновенна и взволнована. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразованны. 4) Сибиряки обычно всегда сдержаны. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданны. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы
1-Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженная машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненый в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощëная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист. Нн в отглагольных прилагательных с концом ованный, ёванный, также в отглагольных причастиях от глаголов несовершенного вида и с зависимыми словами. »
Н в прилагательных от глаголов несовершенного вида без приставок и/ или зависимого слова.
( ͡° ͜ʖ ͡°)=ε✄
1) Игра актера была проникновенна и взволнованна. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразованны. 4) Сибиряки обычно всегда сдержанны. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы.
а) игра проникновенна, сыновья необразованны, сюжеты запутаны
б) комиссии образованы, обвиняемые оправданы
Многое в людях, переживших блокаду Ленинграда, удивительно. Поражает– едва ли каждый десятый писал и пишет стихи.
Можно было бы и не придавать особого значения увлечению стихами взрослых людей, если бы за этим не виделось главное: сквозь годы многое в блокаде светится поэтически, проступает романтика общего подвига.
В каждом ленинградце живёт, как крик боли тот холод и ужас. Но над всем этим лежит понимание, что это были исторические дни. Каждый понимает, что Ленинград – единственный город, который смог перенести самую длинную блокаду. Образ этого города помог миру остановиться на краю страшной пропасти.
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооружённое сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
Многое в людях, переживших блокаду удивительно. Например, поражает и трогает количество бывших блокадников, пишущих стихи.
Их произведениям можно было бы не придавать особого значения, если бы они не выражали главное: спустя годы многое в блокаде становится поэтически, и проступает романтика подвига.
Дело не в том, что в этих стихах читаются ужасные воспоминания тех дней. Это живет в ленинградце до сих пор, такое невозможно забыть. Эти воспоминания показывают понимания того, что это были исторические времена, что Ленинград- единственные город, перенёсший самую длительную блокаду, что образ этого города помог людям остановиться на краю страшной пропасти.
1.15
2.14
3.1456
4.стоять с гордостью
5.13
6.145
7.25
8.гнать
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названный брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, подсоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
Игра актера была проникновенна и взволнованна. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразованны. 4) Сибиряки обычно всегда сдержанны. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутанны. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданны.
а) Проникновенна,необразованны, сдержанны, взволнованна, запутанны, оправданны
б) образованы, оправданы,
2.15
3.14
4.1456
5. Стоять с гордостью
6. 35
7. 145
8.25
9. Катать
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названный брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, подсоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
1)Игра актера была проникновенна и взволнованна. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразованны. 4) Сибиряки обычно всегда сдержанны. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутанны. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданны.
а) Проникновенна,необразованны, сдержанны, взволнованна, запутанны, оправданны
б) образованы, оправданы,
2.15
3.14
4.1456
5. Стоять с гордостью
6. 35
7. 145
8. 25
9. Катать
1. Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощеная дорога, писаные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированая улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженое сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
2. а) 1. Игра актера была проникновенна и взволнована. б) 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. а) 3) Сыновья ее грубы и необразованны. а) 4) Сибиряки обычно всегда сдержанны. б) 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутанны. б) 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. а) 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы.
ОГЭ
1.
Многое в людях, переживших блокаду Ленинграда, удивительно и неожиданно. Поражает количество, бывших блокадников, которые писали и пишут стихи.
За стихами взрослых людей виднеется главное: сквозь годы многое в блокаде светится поэтически, проступает романтика общего подвига.
Всё это живёт в блокаднике как крик боли, потому что забыть подобное невозможно. Ленинград – единственный город, который смог перенести самую длительную блокаду, образ этого города помог миру остановиться на краю страшной пропасти.
2. 15
3. 14
4. 1456
5. Стоять с гордостью
6. 35
7. 345
8. 25
9. Катать
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощенная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
1. Игра актера была проникновенна и взволнованна. Сыновья ее грубы и необразованны. Сибиряки обычно всегда сдержанны. Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны.
2. Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы.
1) Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощенная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооруженное сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
2) 1. Игра актера была проникновенна и взволнованна. Сыновья ее грубы и необразованны. Сибиряки обычно всегда сдержанны. Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны.
2. Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы.
2. 15
3. 14
4. 1456
5. Стоять с гордостью
6. 35
7. 145
8. 25
9. Катать
2. 45
3. 14
4. 12456
5. стоять с гордостью
6. 35
7. 145
8. 25
9. катать
Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооружённое сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
1. Балованный ребенок, замаскированный вход, плетеная корзина, измученный вид, груженная дровами машина, груженая машина, нагруженная машина, стреляная дичь, неслыханные обстоятельства, раненный в руку солдат, гашеная известь, негашеная известь, названый брат, мощеная дорога, писанные акварелью картины, раненый боец, переплавленный металл, асфальтированная улица, посоленная закуска, ношеная шляпа, поношенные ботинки, оплетенный плющом забор, взволнованный разговор, брошенный камень, нечаянная встреча, купленный товар, отправленное по факсу письмо, изысканные экономистами ресурсы, застрахованное имущество, непредвиденные обстоятельства, оказать вооружённое сопротивление, доверенное лицо, дипломированный специалист.
2. Прилагательные (краткие): игра актера была проникновенна и взволнованна, сыновья ее грубы и необразованны, сибиряки обычно всегда сдержанны, сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны
Причастия (краткие): для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств, суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы
2) 125
3) 134
4) 145
5) Стоять с гордостью
6) 35
7) 145
8) 25
9) Катать
б) с краткими причастиями.
2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств (краткое прич).
4) Сибиряки обычно всегда сдержаны. (Краткое прич)
5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны. (Кр прич)
6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы. (Кр прич)
7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы.
1. Балованный ребенок(суффикс ова), замаскированный вход(суффикс ова), плетеная корзина(отглагольное прил), измученный вид(прич), груженная дровами машина(зависимое слово), груженая машина(отглагольное прил), нагруженная машина(причастие), стреляная дичь(отглагольное), неслыханные обстоятельства(причастие), раненный в руку солдат(зависимое слово), гашеная известь(отглагольное прил), негашеная известь(не ничего не меняет), названый брат(причастие искл), мощеная дорога(отглагольное), писанные акварелью картины(зависимое слово), раненый боец(отглагольное), переплавленный металл(пере приставка), асфальтированная улица(суффикс ова), посоленная закуска(прич), ношеная шляпа(отглагольное), поношенные ботинки(прич), оплетенный плющом забор(зависимое слово), взволнованный разговор(ова), брошенный камень(прич), нечаянная встреча, купленный товар(прич), отправленное по факсу письмо(причастие), изысканные экономистами ресурсы(зависимое), застрахованное имущество(причастие), непредвиденные обстоятельства(причастие), оказать вооруженное сопротивление(отыменное енн), доверенное лицо(причастие), дипломированный специалист(ова).
2. Игра актера была проникновенна(отыменное прил енн, в кратком столько сколько же, сколько в полном) и взволнованна(ова). 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образованы(краткое прич) специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразованны(краткое прил). (Краткое прил сколько в полном суффикс ова)4) Сибиряки обычно всегда сдержаны(краткое прич). 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запутаны(краткое прич). 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы(крат прич). 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправданы(краткое прич).
А)краткие прилаг: проникновенна, взволнованна, необразованны,
Б)краткие прич: образованы, сдержаны, запутаны, оправданы, оправданы
Задания в формате ОГЭ
1. Изложение
Люди, которые пережили блокаду Ленинграда-удивительные. Например, примерно каждый десятый блокадник писал стихи.
Можно было бы и не придавать этому увлечению особого значения, если бы не факт того, что многое, спустя годы в блокаде становится поэтически, и проступает романтика совместного подвига.
Дело заключается не в том, что мы видим воспоминания тех ужасных дней, а в том, что в своих произведениях блокадники вспоминали исторические дни, понимали, что Ленинград-это единственный город, который перенёс самую длинную блокаду, а образ этого города помог человечеству остановитьсся на краю пропасти.
2. 15
3. 14
4. 1456
5. Стоять с гордостью
6. 35
7. 145
8. 25
9. Катать