Что такое начальная форма существительного 4 класс
Начальная форма существительного — это… (примеры)
Начальная форма существительного — это грамматическая форма именительного падежа единственного числа.
Узнаем, что такое начальная форма существительного как самостоятельной части речи в русском языке. Прежде чем указать начальную форму этой части речи, вспомним, какие слова можно назвать именами существительными и как они изменяются.
ОпределениеИмя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Как изменяется имя существительное?
Имя существительное изменяется по числам:
С помощью окончаний выражается единственное и множественное число имен существительных как их непостоянный морфологический признак.
Слова этой части речи имеют грамматические формы шести падежей:
Как видим, в грамматических формах падежей единственного и множественного числа существительное имеет разные окончания. В тексте оно может приобретать форму того или иного падежа и числа в зависимости от смысла высказывания:
На опушке растет молодая ёлочка. Кажется, что она выбежала из густого леса на опушку, чтобы посмотреть, что там дальше.
В этом тексте встречаются разные падежные формы одного и того же слова:
Возможно, что дается задание определить, какая начальная форма этого существительного.
Как определить начальную форму существительного?
Чтобы определить начальную форму существительного, нужно сначала выяснить, оно одушевленное или неодушевленное. А затем к нему следует задать соответствующий вопрос кто? или что?
Слова «на опушке», «на опушку» обозначают неживой предмет. Зададим вопрос что? и дадим ответ: «опушка».
Вопросы кто? и что? принадлежат форме именительного падежа существительных.
На опушке, на опушку — начальная форма «опушка».
ОпределениеНачальная форма существительного — это именительный падеж единственного числа.
Отметим, что у формы именительного падежа существительных никогда не бывает предлогов.
Учтем, что у неодушевленных имен существительных мужского и среднего рода совпадают формы именительного и винительного падежа:
Важно!Слово в форме именительного падежа является подлежащим в предложении.
У самого дома растет куст жасмина.
Иногда существительное в начальной форме выступает в роли сказуемого.
Существительные в форме винительного падежа бывают с предлогом и без него и выполняют роль второстепенных членов предложения.
Уточним, что у многих существительных, которые изменяются по числам, начальная форма — это именительный падеж единственного числа.
Пример
Солнце брызнуло своими яркими лучами из-за леса.
Предположим, нужно определить начальную форму слова «лучами». Оно находится в форме творительного падежа множественного числа:
Это неодушевленное существительное. Поставим его в форму именительного падежа единственного числа:
Слово «луч» (и.п. ед.ч.) — это начальная форма существительного «лучами».
Итак, чтобы определить начальную форму имени существительного, следует поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
Но не все имена существительные имеют такую начальную форму.
Начальная форма существительных множественного числа
В русском языке ряд слов грамматически оформлены как существительные только множественного числа. Эти существительные обозначают игры, инструменты, парные вещи, временные отрезки, некоторые вещества:
Их невозможно поставить в форму именительного падежа единственного числа.
У таких существительных начальной формой является именительный падеж множественного числа.
Дети рады наступившим зимним каникулам.
Рады (чему?) каникулам (д.п.) Начальная форма — каникулы (и.п. мн.ч.)
Дополнительный материалПо теме узнаем, какая начальная форма слова «качели».
Форма слова
Формы слова — это варианты одного и того же слова. Например:
лес, в лесу, нет леса, идти лесом.
Начальная форма слова
Начальная форма имени существительного (название объекта) — это слово в именительном падеже и единственном числе (И. п., ед. ч.). Имя существительное в начальной форме отвечает на вопрос: кто? или что? Например:
Начальная форма имени прилагательного (название признака) — это слово в единственном числе мужского рода. Имя прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос какой? Например:
Начальная форма глагола (название действия) — это неопределённая форма глагола (инфинитив). Глагол в начальной форме отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Например:
( что делать?) сидеть, играть;
( что сделать?) списать, погулять.
Как изменить форму слова
Различные формы слова образуются с помощью окончаний, то есть, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
Чтобы изменить форму слова у существительного, надо перед существительным поставить одно из следующих слов: есть, нет, дать, люблю (виню), доволен (творю), думаю.
Форма слов имён существительных изменяется при склонении по падежам.
Чтобы изменить форму слова у прилагательного, надо перед прилагательным поставить одно из следующих слов: какой, какая, какое, какие.
Форма слов имён прилагательных изменяется при склонении и изменении по родам.
Чтобы изменить форму слова у глагола, надо перед глаголом поставить одно из следующих слов: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Форма слов глаголов изменяется при спряжении и изменении времени.
Начальная форма имени существительного.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Начальная форма имени существительного. Значение и употребление имен существительных в речи
Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.
Личностные: УУД:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для дифференцированной работы.
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
I. Мотивация к учебной деятельности
-Давайте улыбнемся друг другу, подарите наши улыбки и нашим гостям ( Раздают букетики с пожеланиями).
Тихо садимся и проверяем осанку. Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-С чего мы всегда начинаем нашу работу?
А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?
(Мы готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать, поиграть)
— Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа
Слайд «Минутка чистописания»
-А зачем мы проводим минутку чистописания?
Напоминаю об осанке во время работы
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
Составить куст ассоциаций к слову ЗИМА.
Составить и разобрать предложение с зимними словами.
Мальчик Прыгает Весёлый
—На иллюстрации нарисованы мальчики. Первое слово называет предмет: мальчик. (Какая часть речи?) Второе слово указывает на действие этого предмета: прыгает. (Какая часть речи?)
Третье слово указывает на признак этого предмета: весёлый. (Какая часть речи?)
-Какие еще части речи вы знаете?
5.Cамоопределение к деятельности
Джинсы, майки и штиблеты,
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
-Так, какая же тема нашего урока? («Имя существительное и его роль в речи».)
— На какие вопросы отвечают наши слова? (Кто? Что?)
— А какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
— Так что же такое имя существительное? (Имя — существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)
— Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (продолжать знакомиться с именем существительным)
2).Игра «Назови одним словом»
Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов?
Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)
-На какие вопросы отвечают эти слова?
Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)
Липа, дуб, береза, ель (Деревья)
Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)
Планета, спутник, ракета, комета (Космос)
-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?
Имя существительное одна из главных частей речи.
Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? или что?
Слова солнце, кот, девочка, лето, радость, земляника, осина, медведь – это имена существительные.
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.
Кто? Мальчик, девочка, мама, дедушка, собака, кошка, ворона, лягушка.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.
Что? Зима, листья, автобус, пенал, сапоги, дом, малина, рябина.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Имена собственные : Анна, Иванова, Сергеевич, Мурзик, Россия, Москва, Тихий океан, Чёрное море, река Волга, Ленинский проспект, улица Тверская.
Имена нарицательные : город, попугай, вьюга, доброта.
Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, машина, письмо, заяц. Есть имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа: небо, кофе, метро, эскимо, здоровье.
Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, машины, письма, зайцы. Есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа: санки, ножницы, брюки.
Имена существительные изменяются по числам:
При изменении числа имени существительного изменяется его форма.
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе.
Они могут употребляться только в единственном числе: Москва, сахар, сметана.
А могут употребляться только во множественном числе: брюки, качели, шахматы.
-Теперь откройте учебники на стр. 10 и найдите упражнение №13. Прочитайте задание (Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.)
8. Выявление места и причины затруднения.
— Прочитайте задание под пословицами. Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? (лодырь) что? (слова, улыбка, нос, ветер, слава)
— А есть ли здесь еще имена существительные? (да)
— Какие вопросы мы поставим к этим существительным? (чего? (привета), для чего? (для ответа), чем? (не трудом, а языком), в чем? (в голове), кому? (Савве) про кого? (про Фому, про Ерему)
-Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы: кого? чего? кому? кем? чем? о ком? о чем?)
9. Построение проекта выхода из затруднения.
Прочитайте задание под вторым кружком. Что нам необходимо сделать? (изменить существительные так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?)
Прежде чем изменять данные существительные обратимся к правилу, которое написано в оранжевой рамке. (Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что? стоит в начальной форме.)
У: В какую форму мы будем преобразовывать данные существительные? (в начальную)
У: А на какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме? (кто? что?)
У: Измените данные слова по образцу. (Чего?) привета- (что?) привет; (для чего?) для ответа- (что?) ответ; (не чем?) не трудом- (что?) труд; (чем?) языком- (что?) язык; (в чем?) в голове- (что?) голова; (кому?) Савве- (кто?) Савва; (про кого?) про Фому- (кто?) Фома; (про кого?) про Ерему- (кто?) Ерема.
У: В какую форму мы преобразовывали данные существительные? (в начальную)
У: Спишите в тетрадь одну пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в них имена существительные, которые стоят в начальной форме.
У: Ребята, посмотрите внимательно на первую пословицу над словом «улыбка» стоит цифра 1, нам необходимо провести звукобуквенный разбор этого слова.
Л-(л)- согласный, твердый, парный, звонкий непарный.
Б-(п)-согласный, твёрдый, парный, глухой, парный
К-(к)-согласный твёрдый парный, глухой, парный
6 букв: 6 звуков; 3 слога
10. Реализация построенного проекта
— Найдите упр.14. Прочитайте задание. Назовите части речи, которые образовали каждое словосочетание.
11. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Запишем данные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. (Ветка (чего?) дуба; ехал (по чему?) по улице; любить (что?) Родину; письмо (от кого?) от бабушки; подарок (кому?) внуку; гордиться (кем?) героем; рассказать (о ком?) о маме; рисовать (чем?) карандашом; встретить (кого?) брата)
— Обратите внимание, что вопросы могут состоять из вопросительного слова с предлогом: от кого? по чему? к кому? с кем? о ком? Предлоги всегда пишутся раздельно.
12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону- 6 мин.
— Откройте рабочие тетради и найдите упражнение 12. Прочитайте задание.
-Какими частями речи являются слова в предложение? (гроздья- сущ., рябины- сущ., на солнце- сущ., горят- глагол)
— Какая основа в этом предложение? (гроздья горят)
— В этом предложение есть еще два имени существительных- рябины и на солнце, которые так же являются членами предложения, но эти члены предложения называют второстепенными. Зададим вопрос к слову «рябины» (чего?). Это слово является дополнением и подчеркивается пунктирной линией. Какое слово у нас еще осталось? (на солнце). Задайте вопрос к этому слову (горят (Где?) на солнце. Это слово так же является второстепенным членом предложения, который называется обстоятельством и подчеркивается точка пунктир.
13. Включение в систему знаний и повторения.
В) часть предложения.
2. Имя существительное обозначает:
А) действие предмета;
В) признак предмета.
3. На какие вопросы отвечают имена существительные?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;
5. В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) лес, лесник, лесной.
Слайд Проверьте свою работу по ключу:
1) б 2) б 3) а 4) б 5) б
14. Рефлексия (Домашнее задание)
Выполнить в рабочей тетради упр.10, 11 на стр. 8
— Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.