Что такое надомное обслуживание
Что такое надомное обслуживание
Статья 17. Социальное обслуживание на дому
1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Как получить социально-медицинское и патронажное обслуживание на дому
1. Кто имеет право на социальное обслуживание на дому?
Организации социального обслуживания, как государственные, так и негосударственные, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, предоставляют социальные услуги на дому гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
В любом случае, чтобы воспользоваться этими услугами, нужно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании и иметь индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).
2. Как получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
Чтобы получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, необходимо подготовить перечень документов:
Документы представляются в подлинниках или копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо копиях с предъявлением подлинников документов.
С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться:
После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме зарегистрируют, в течение четырех рабочих дней социальный инспектор проведет функциональную диагностику с выходом на дом, после этого в течение четырех рабочих дней специалисты проверят представленные сведения и установят размер вашего среднедушевого дохода. Не позднее чем на следующий рабочий день управление социальной защиты населения административного округа (в отношении социального обслуживания на дому) по месту вашего фактического проживания либо Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (в отношении социального обслуживания в стационарной форме) примет решение. Если будет принято положительное решение, то в этот же день будет утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.
Не позднее чем через два рабочих дня после этого районный отдел социальной защиты населения города Москвы по вашему месту жительства примет решение. Если будет принято положительное решение, в течение трех рабочих дней в зависимости от потребности заявителя будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.
Статья 17. Социальное обслуживание на дому
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 17. Социальное обслуживание на дому
1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения
2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Социальное обслуживание на дому: документация социального работника
«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2018, N 2
Областные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов функционируют во всех субъектах РФ. Их деятельность направлена на максимально возможное продление пребывания таких граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
В данной статье коротко расскажем о порядке предоставления социальных услуг и затронем тему документооборота, касающегося социальных работников.
Несколько слов о Порядке предоставления социальных услуг
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому могут предоставляться (п. 35 названного Порядка):
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении таких услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг (с приложением необходимых документов).
Для справки. Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.03.2014 N 159н. Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы их предоставления утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.11.2014 N 874н.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона об основах социального обслуживания граждан в целях правового регулирования и организации социального обслуживания субъекты РФ обязаны разработать и утвердить ряд нормативных документов. Таким образом, наряду с подзаконными актами, принятыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социальной политики, в регионах действуют «местные» нормативные документы. На примере конкретного субъекта РФ (Нижегородская область) приведем перечень таких документов.
Реквизиты нормативного акта
Наименование нормативного акта
Закон Нижегородской области от 05.11.2014 N 146-З
О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области
Постановления правительства Нижегородской области от 25.08.2006 N 277 «О Порядке деятельности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», от 08.08.2006 N 252 «О Порядке деятельности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области «Комплексный центр социального обслуживания населения»
Порядок предоставления социальных услуг государственными бюджетными учреждениями Нижегородской области
Порядок предоставления услуг структурными подразделениями государственных бюджетных учреждений Нижегородской области
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при предоставлении социальных услуг на дому и в полустационарных отделениях государственных бюджетных учреждений Нижегородской области
Порядок предоставления отдельным категориям граждан специализированной транспортной услуги «социальное такси»
Типовое штатное расписание государственных бюджетных учреждений Нижегородской области и условия их оплаты
Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам государственных бюджетных учреждений Нижегородской области
Постановление правительства Нижегородской области от 15.04.2016 N 217
Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
Постановление правительства Нижегородской области от 31.12.2014 N 964
Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Нижегородской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания
Постановление правительства Нижегородской области от 17.12.2014 N 895
Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг
Постановление правительства Нижегородской области от 06.05.2015 N 268
Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области
Постановление правительства Нижегородской области от 07.11.2014 N 768
Нормативы обеспечения мягким инвентарем и средствами личной гигиены граждан, состоящих на социальном обслуживании в организациях социального обслуживания Нижегородской области
Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 30.06.2015 N 414
Перечень комплексных социальных услуг с набором социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области и их структурными подразделениями
Важно. Перечень актов, содержащих обязательные требования, выполнение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания, в том числе федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и, самое главное, законов (иных нормативных актов) субъектов РФ, содержится в Приказе Роструда от 30.12.2016 N 538.
Итак, утверждать нормативы штатной численности организаций социального обслуживания уполномочены органы государственной власти субъектов РФ (п. 5 ст. 8 Закона об основах социального обслуживания граждан). Например, в Нижегородской области штатное расписание социальных учреждений разрабатывается на основе следующих норм:
Количество штатных единиц
Дополнительные штатные единицы
Общая численность населения в районе
От 20 001 до 50 000 чел.
От 50 001 чел. и выше
При наличии отделения дневного пребывания
При наличии отдельно стоящего здания
При наличии котельной
Зам. директора по общим вопросам
Зам. директора по медицинской части
Инженер по охране труда и технике безопасности
Инспектор по кадрам
Специалист по кадрам
Рабочий по обслуживанию и ремонту здания
Машинист по стирке и ремонту спецодежды
Устанавливается в соответствии с нормами обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 N 38
В соответствии с нормативами
Уборщик служебных помещений
Устанавливается в соответствии с нормативами времени на уборку указанных помещений
Штат котельной определяется индивидуально в зависимости от вида топлива и оборудования котельной
Численность водителей определяется исходя из численности автомобилей
Нормативы штатной численности отделения социально-бытового обслуживания на дому (нормативы численности остальных отделений не приводим) следующие:
Количество штатных единиц
Общая численность обслуживаемых лиц, чел.
Благоустроенный жилой фонд
Неблагоустроенный жилой фонд
Организация работы социально-бытового отделения
Для справки. В настоящее время в центрах социального обслуживания населения Нижегородской области работают 432 отделения надомного обслуживания, на постоянном обслуживании которых более 30 000 человек.
Перечень социально-бытовых услуг
График работы
Обслуживание подопечных осуществляется социальным работником на основании графика работы, утвержденного заведующим отделением. В этом документе указываются дни посещений и время обслуживания.
Ф.И.О. обслуживаемых лиц
Дни недели и время посещений
Журнал социального работника
Ф.И.О. обслуживаемых лиц, домашний адрес, телефон
Категория и льготы
Форма оказания услуг
ул. Южное шоссе, д. 18, кв. 96.
Неработающий одиноко проживающий гражданин, частично утративший способность к самообслуживанию и нуждающийся в постороннем уходе, родственники которого по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять за ним уход, получающий пенсию в размере ниже или равном величине прожиточного минимума, установленной для пенсионеров Нижегородской области
Москва, 5-я улица Ямского поля, д. 16, кв. 254.
ул. Янки Купалы, д. 56, кв. 2.
Неработающий одинокий гражданин, частично утративший способность к самообслуживанию и нуждающийся в постороннем уходе, получающий пенсию в размере 100 до 150% величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Нижегородской области
Племянница: И.С. Бахчева.
ул. Родионова, д. 158, кв. 56.
Ф.И.О. подопечного, время посещения
Виды оказанных услуг
Крутасова М.П., с 8.00 до 11.30
Покупка продуктов питания на сумму 349 руб., в том числе:
Взято на покупки 1 000 руб., возвращено 651 руб. (чек прилагается).
Приготовление пищи (варка картофеля, жарка рыбы), мытье посуды.
Уборка в квартире (удаление пыли, влажная уборка пола)
В конце месяца социальный работник составляет ежемесячный отчет о количестве и видах оказанных услуг.
Отчет по услугам, предоставляемым на дому гражданам пожилого возраста
Наименование социально-бытовых услуг
Покупка за счет средств клиента и доставка на дом продуктов питания
Покупка за счет средств клиента и доставка на дом промышленных товаров
Помощь в приготовлении пищи (мытье посуды)
Оплата за счет средств получателя социальных услуг ЖКХ и услуг связи
Сопровождение к врачу
Кроме того, с каждым подопечным подписывается акт.
Стоимость услуги (руб.)
Покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов
Помощь в приготовлении пищи, мытье посуды
Помощь в приеме пищи (кормление)
Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход
Уборка жилых помещений
Сопровождение к врачу
Оплата услуг ЖКХ и услуг связи
Покупка топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой (не более 4 ведер в одно посещение)
Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка
Отправка почтовой корреспонденции
Содействие в получении транспортных услуг, если по состоянию здоровья лицу противопоказано пользование общественным транспортом
Содействие в доставке, установке, ремонте бытовой техники и санитарно-гигиенического оборудования организациями торговли и сервисными службами
Содействие в организации проведения ремонта жилых помещений организациями, осуществляющими ремонт жилых помещений
Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умершего родственников или их отказе заняться погребением)
Прожиточный минимум (ПМ)
В некоторых регионах страны обеспечивается комплексное социальное обслуживание на дому пожилым людям и инвалидам, на которое установлен единый тариф. Если предприятие оказывает такие услуги, подробная классификация по видам услуг в акте не требуется.
Компенсация расходов
Документооборот. Список работников центра, имеющих право на обеспечение проездными документами либо денежное возмещение затрат на проезд, утверждается приказом директора.
Отчет по проезду за январь 2018 года
Маршрут (улица, предприятие)
Количество используемых билетов
Выписка рецептов в поликлинике, доставка лекарств Пермяковой С.Т.
Документооборот. Список работников центра, имеющих право на ежемесячное денежное возмещение за использование личной одежды и обуви на период выполнения ими служебных обязанностей, утверждается приказом директора.
Документооборот. Список работников центра, имеющих право на обеспечение хозяйственным и мягким инвентарем, утверждается приказом директора.
Порядок предоставления социальных услуг на дому регламентирован как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Социальные работники обязаны строго следовать предусмотренным для них инструкциям, а также своевременно и грамотно заполнять разработанные формы документов.
Социальное обслуживание на дому
Людям, которые частично или полностью утратили способность самостоятельно обслуживать себя, предоставляют социальное обслуживание на дому. Эту помощь оформляют органы социальной защиты по месту регистрации. Чтобы получать услуги, претенденту нужно подать в соцзащиту пакет определенных бумаг и определиться, как именно он хочет получать социальное обслуживание – на дому, в стационаре или полустационаре.
Цели и задачи социального обслуживания на дому
Социальным обслуживанием называют вид помощи людям с ограниченными возможностями. Целью социального обслуживания на дому считается улучшение условий жизни человека в привычной среде и месте проживания. Когда такие люди обращаются за соцпомощью, к ним прикрепляют социальных работников, которые обязаны приходить на дом, и решать следующие задачи:
Соцработниками может решаться и ряд других задач по социальному обслуживанию клиента на дому. Когда в каком-то случае нужно обратиться к профильному специалисту (юристу, адвокату и т.п.), сотрудник соцслужбы обращается для получения консультации в Центр социального обслуживания граждан. Эта организация обслуживает лиц преклонного возраста, лиц с группой инвалидности и другие категории людей.
Помощь, оказываемая дома по сравнению со стационарным и полустационарным обслуживанием имеет следующие преимущества:
Социальное обслуживание на дому – это самая удобная форма предоставления соцуслуг, когда лицо не нуждается в госпитализации.
Что говорит закон про социальное обслуживание на дому
Обслуживание определенных категорий лиц, включая и надомное, регламентируется статьями Федерального Закона № 442-ФЗ от 28.12. 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Под него попадают лица:
Закон № 442-ФЗ не разъясняет точные критерии, определяющие лиц, нуждающихся в социальном обслуживании именно на дому, а не в полустационаре или в стационаре. В ряде случаев этого не нужно. Примером являются люди без собственного жилья или лица, страдающие психическими расстройствами, не позволяющие им ему проживать в обычных условиях. Таким гражданам помощь оказывает только в стационарных заведениях.
В других случаях следует ориентироваться на региональные законы. В большинстве нормативных актов субъектов страны в перечень категорий граждан, нуждающихся в услугах на дому, входят:
Где и как оформить социальное обслуживание на дому
Социальные услуги на дому предоставляются нуждающимся категориям лиц отделами соцзащиты, существующими при региональных министерствах социального развития. Согласно закону № 442-ФЗ, граждане наделены правом самостоятельного выбора социального учреждения для получения услуг.
Порядок оформления следующий:
Об оплате социального обслуживания
Предоставляемые услуги могут быть бесплатными и платными. Категории граждан, которым не нужно платить за услуги определяют нормативные акты, принятые региональными правительствами. Перечень этих категорий:
Расчет доходов производят на основании Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
Остальные граждане услуги оплачивают – частично или полностью. Конкретную сумму оплаты услуги рассчитывают в зависимости от среднего дохода гражданина. При этом учитывают доходы проживающих вместе с ним граждан. Стоимость определяется в соответствии с нормативными документами региональных правительств. Цены фиксируются в договоре о предоставление услуг.
Выводы
Основная цель социального обслуживания на дому – улучшить качество жизни человека с ограниченными возможностями. При получении услуг клиент остается в своей обычной среде и сохраняет психологический комфорт.
Услуги предоставляются в удобное время, человек может планировать свой день. Клиенту не нужно выходить из дома для получения широкого перечня услуг. Опекаемый общается только с одним социальным работником, который навещает клиента на регулярной основе. Можно, помимо оговоренных в договоре бесплатных услуг, дополнительно оформить платные услуги.