Что такое надстройка с точки зрения марксизма

Содержание

Базис (от греч. βάσις — основание) и надстройка — категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих её общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия.

Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада наших человекоподобных предков в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определённые отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства — экономические или производственные отношения — складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил.

Совокупность исторически определённых производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения.

Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определённый базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в цитированном выше предисловии к «К критике политической экономии»:

Общественная надстройка потому называется «надстройкой», что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определённая надстройка имеет свой базис. Базис определяет надстройку, её особенности, структуру, т. е. надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. Надстройка выражает субъективную сторону общественной жизни, хотя по отношению к отдельному индивиду или социальной группе структуры надстройки объективны.

2. Классовый характер надстройки в антагонистических обществах

Надстройка, как и базис, имеет исторический характер. Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определённая, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.

В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, например, в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов. В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях.

3. Преемственность надстройки

Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создаёт. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного базиса и настройки другими базисом и надстройкой, уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как пережитки.

4. Многообразие базиса и надстройки

В совокупности базис и надстройка характеризуют конкретный облик определённой общественно-экономической формации. Базис, являясь экономической формой производства, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и отношений. Он составляет как бы «экономический скелет» общественной формации, который с помощью надстройки облекается «плотью и кровью». При этом под базисом следует понимать лишь совокупность господствующих производственных отношений, поскольку для характеристики общественных-экономической формации, её отличия от других формаций важна качественная определённость господствующего типа производственных отношений, его доминирование в рамках данной формации.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных обществ практически не встречается чистый базис без большей или меньшей «примеси» отношений, доставшихся от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей, более высокой общественно-экономической формации.

Поэтому, выделяя господствующий тип производственных отношений, наука как бы отвлекается от особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых исторических и культурных традиций, от конкретного многообразия производственных отношений, существующих наряду и одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определённого общества для получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производственных отношений и соответствующие ему явления надстройки, но и всю совокупность различных типов производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества.

Понятия базиса и надстройки служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых базиса и надстройки. Кроме того, следует учитывать, что «… один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своём проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» [3]. Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер базиса и надстройки устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

5. Активный характер надстройки

Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определённом базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший её базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия).

Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определённых направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» [4]. То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом.

Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент надстройки, овладевая массами, становится могучей материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакционная идеология ведёт к задержке развития, а то и к величайшим человеческим трагедиям (человеконенавистническая идеология фашизма, империалистическая идеология, защищающая интересы монополистического капитала, агрессию и милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).

Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка — это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетённых. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.

6. Социалистические базис и надстройка

Социалистические базис и надстройка качественно отличаются от базиса и надстройки всех предшествующих формаций как по содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистические производственные отношения, выражающие общественную собственность на средства производства, не могут, в силу антагонизма труда и капитала, возникнуть в рамках капитализма, в которых создаются только отдельные элементы надстройки будущего общества — коммунистические партии, научная идеология марксизма-ленинизма и социалистические формы сознания. В то же время капитализм развивает современные производительные силы, которые вступают в конфликт с частно-капиталистической формой присвоения, характерной для буржуазного базиса. Данный конфликт разрешается социалистической революцией, которая разрушает буржуазную государственную машину и создаёт государство нового типа — диктатуру пролетариата, которая служит рычагом экономического преобразования общества на социалистических началах.

Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию.

Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма. Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в капиталистическом обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата. Далее, социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, обусловлена им. Развитие социалистической экономики, её изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке.

Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнёт, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В противоположность капиталистическому базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа производства в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфические закономерности развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях переходного периода к социализму и социализма, возрастает роль надстройки (как идеологической, так и — в переходном периоде — политической). В капиталистическом обществе экономика и её законы действуют стихийно. В условиях переходного периода к социализму социалистическое сознание масс и социалистическая общественная надстройка в целом играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль.

Источник

Представления Маркса о базисе и надстройке

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаБазис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций. Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.

Определения Маркса

Базис

Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.

Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаСогласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер, должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.

Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой. Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право. Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.

Надстройка

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаНадстройка способна выполнять значимые для развития общества функции. К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике. Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушить породивший ее базис. Итог: надстройка активно влияет на базис.

Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.

Материалистическое понимание истории человечества

В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов, влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаС этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.

Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу», однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.

В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаСмысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.

Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть фото Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Смотреть картинку Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Картинка про Что такое надстройка с точки зрения марксизма. Фото Что такое надстройка с точки зрения марксизмаБазис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств, которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства). Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе. Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.

В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:

Список общественно-экономических формаций

Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:

В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.

Источник

Базис и надстройка жизни

БАЗИС И НАДСТРОЙКА – понятия марксистского учения об обществе,
обозначающие первичную и вторичную структуры общественной формации.

Институт философии РАН

I. БАЗИС, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?

На этот непростой вопрос в разные времена, в разных странах, разными людьми давались разные ответы.

В Древней Индии зародились представления о Вечной Жизни, которая воплощается в любом живом существе, периодически меняя форму своего воплощения. Жизнь – это вечная субстанция мира. В йоге и традиционной индийской медицине жизненная сила называлась «праной» и отождествлялась с дыханием.

В Древнем Китае жизнь уподоблялась вечной и изначальной энергии Ци. Эта энергия может отождествляться с воздухом, дыханием подобно индийской «пране» или библейскому Святому Духу. Эта же многоликая сила может уподобиться материи, веществу.

В отличие от западной философии и западного менталитета, китайская философия и китайское мировоззрение не делят мир на материю отдельно и Дух отдельно. И материя, и Дух – всё есть Ци. «Замороженное» Ци – не что иное, как вещество. «Оттаявшее» из вещества Ци – Дух животворящий (сам иероглиф “Ци” представляет собой изображение пара, поднимающегося над котлом, в котором варится рис. См рисунок).

Ци – это вечное движение, вечная динамика, вечная энергия, в нём нет ничего застывшего и статичного, в нём всё возникает, погибает и возрождается в ином месте, в иное время, в иной форме. Ци пронизывает собой весь мир, является неотъемлемой частью этого мира, его душой, его плотью и кровью, его жизнью без причины, жизнью самой по себе. Ци – это жизнь, которая таится в неодушевлённом камне, в живом древе, в разумном человеке. Любимое изречение китайских мыслителей по поводу Ци:

«Человек живёт в Ци, подобно тому как рыба живёт в воде» [1].

Овладевший Ци получает не только отменное здоровье (вспомним знаменитую китайскую медицину) и долголетие (а даосы говорили и о физическом бессмертии). Овладевший Ци получает магическую власть над миром.

Нечто подобное витализму древних китайцев просматривается в гилозоизме древних греков. По-гречески слово “Hyle” – «гиле» – означает материю, а “Zoe” – «зое» – жизнь. Отсюда и термин – гилозоизм. Верили древние греки со времён Фалеса Милетского, что вся материя является одушевлённой, что всё вокруг полно жизни. Из греческого языка слово “Zoe” перекочевало в английский – “Zoo”, а потом уже и в русский, например, в словосочетании «зоопарк» – «парк жизни».

Позже, в античной философии стоиков, жизнь отождествлялась с понятиями воздуха, дыхания, «пневмы». Это понятие вошло в христианство в виде третьего лица Святой Троицы – животворящего Святого Духа. В духовном Евангелии от Иоанна Святой Дух отождествляется с «водой живой»:

«Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал он о Духе, которого имели принять верующие в него» (Евангелие от Иоанна, 7:38-39).

А эта «живая вода», отождествляемая с Духом, дарует не что иное, как «жизнь вечную»:

«А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек,
но вода, которую я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 4:14).

Марксистская философия внесла свою лепту в понятие «жизнь». В советские атеистические времена все просвещённые совграждане знали, что «жизнь есть способ существования белковых тел». Такое определение жизни дал сподвижник Карла Маркса Фридрих Энгельс в конце XIX века в своей незаконченной книге «Диалектика природы».

Классики марксизма уделили очень много внимания экономическому базису и социальной надстройке общества в виде политики, права, культуры, форм общественного сознания. Из марксистского учения о базисе и надстройке вырос впоследствии знаменитый ленинский лозунг:

«Коммунизм есть Советская власть [надстройка] плюс электрификация всей страны [базис]. » [2].

Зато физический базис и биологическую надстройку самой жизни, оформленной в человеческие тела и мозги и структурированной в человеческое общество, определить то ли не смогли, то ли не захотели. То ли время для этого ещё не пришло.

В ХХ веке настала пора учёных определиться с понятием «жизнь». Выдающийся учёный, один из основателей квантовой физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1933 года Эрвин Шрёдингер в середине прошлого века в своей замечательной работе «Что такое жизнь с точки зрения физики?» дал своё, физическое, определение жизни:

«Жизнь – это упорядоченное и закономерное поведение материи,
основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности,
но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается всё время» [3].

По Шрёдингеру, жизнь сводится уже не к «способу существования белковых тел» [биологическая надстройка], а к упорядоченности, порядку [физический базис]. Жизнь как порядок есть устойчивое сопротивление смерти как беспорядку, что очень актуально для нашего энтропийного мирка. Австрийцу Шрёдингеру вторит группа немецких учёных из ГДР (помните такую республику?) под общей редакцией Либберта:

«Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать
свою очень высокую степень упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности» [3].

В противовес разрушающему беспорядку, хаосу, энтропии животворящий порядок Эрвин Шрёдингер назвал «отрицательной энтропией»:

Из «отрицательной энтропии» Шрёдингера благодаря трудам великого франко-американского физика Леона Бриллюэна родился термин «негативная энтропия» или сокращённо «негэнтропия»:

Согласно Бриллюэну, эта негэнтропия представляет собой в конечном счёте «качество энергии» [5]. Это с точки зрения термодинамики. А с точки зрения базиса жизни?

Мы уже уяснили, что устойчивые негэнтропийные процессы по своей сути равнозначны процессам жизни. И наоборот, энтропийные процессы равнозначны процессам смерти. В этом случае негэнтропия – уже не столько качество энергии, сколько качество самой жизни, в которой органически сплелись воедино энергия, вещество и упорядоченность.

То, что негативно для смерти, позитивно для жизни. То, что противостоит хаосу, ведёт к порядку. То, что препятствует дезорганизации, способствует организации. Там, где физические процессы постоянно воспроизводят организацию, порядок, негэнтропию – там и заложен физический фундамент жизни.

А уже из этого физического базиса вырастает биологическая надстройка в виде белковых тел, ферментов и ДНК – самокопирующейся молекулы, несущей в себе информационный код жизни. Эта биологическая надстройка характеризуется свойствами метаболизма, роста, размножения и приспособления к окружающей среде.

II. ИНФОРМАЦИЯ И ЖИЗНЬ

Процессам смерти противостоят процессы жизни. Враг моего врага – мой друг. Врагом энтропии служит негэнтропия. Она же – информация. Как сказал всё тот же Леон Николя Бриллюэн всё в той же книге «Научная неопределённость и информация»:

«Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию».

«Негэнтропия эквивалентна информации».

Подобно тому как энергия есть мера движения, масса есть мера инертности, энтропия есть мера беспорядка, дезорганизации, так и информация есть мера организации.

«Как энтропия есть мера дезорганизации,
так и передаваемая рядом сигналов
информация является мерой организации» [6].

Если базис жизни сводится к упорядоченности, организации, негэнтропии, то мерой всех этих понятий служит информация. Мерой и антиподом хаоса, энтропии. Таким образом, информация как отрицание энтропии и мера организации выступает на стороне жизни. Да здравствует информация! Да здравствует жизнь!

III. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА, ИЛИ НОЛЬ РАВЕН БЕСКОНЕЧНОСТИ

А на стороне смерти, как мы помним, – энтропия и теория вероятности. С точки зрения термодинамики и теории вероятности, жизнь есть случайная и крайне маловероятная флуктуация. Так, сэр Фред Хойл, автор термина «Большой взрыв» (“Big Bang”), сравнил случайное возникновение даже простейшей клетки с вероятностью того, что «торнадо, проносящийся над авиасвалкой, собрал бы Боинг 747 из брошенного там хлама» (англ. – “Tornado sweeping through a jankyard and assembling a Boeing 747 from the material there”).

В опубликованной в 1984 году книге «Эволюция из космоса» Фред Хойл и его бывший студент Чакра Викрамасингхе подсчитали, что «Вероятность образования жизни из неживой материи равна отношению единице к числу с 40 000 нулями… Этого достаточно, чтобы похоронить Дарвина и всю теорию эволюции». Отсюда он делает вывод о том, что «если зарождение жизни не было случайным, то, следовательно, оно должно было быть продуктом целенаправленного разума».

Для сравнения: всё время жизни Вселенной, насчитывающей примерно 13,7 млрд лет, составляет 4,35•10^17 секунд. Всего-навсего 10^17 секунд, то есть 17 порядков! Одна секунда содержит 1,85•10^43 элементарных мгновений, квантов времени. Перемножаем 4,35•10^17 на 1,85•10^43. Итого: 8•10^60 квантов времени от начала начал и до наших дней («мгновения, мгновения, мгновения. »)

Вот и сравните число с 60 нулями (т.е.10^60) и число с 40 000 нулями (т.е. 10^40 000), чтобы представить наглядно вероятность случайного самозарождения жизни!

По расчётам профессора Массачусетского технологического института Сета Ллойда, общее число событий (или «элементарных логических операций»), которые могли произойти во Вселенной со времени предполагаемого большого взрыва (13,7 миллиарда лет), составляет не более чем 10^120. Через этот предел не перепрыгнуть при всём желании. Он же означает, что событие с вероятностью 1 из 10^40 000 никогда не произойдёт. Фактически эта вероятность означает ноль (причём без палочки).

В XIX веке Людвиг Больцман, который назвал XIX век веком Дарвина, горячо воспринял идеи эволюции и попытался дать им строго физическое объяснение с точки зрения физики равновесной термодинамики. По словам Ильи Пригожина: «Его честолюбивой мечтой было стать Дарвином эволюции материи». Однако, несмотря на колоссальные затраты сил и времени, его мечта дать дарвинизму строгое физическое обоснование не осуществилась:

«Более того, введённый им принцип порядка налагает прямой запрет на возникновение организованных (и потому менее вероятных) структур из неорганизованных – т.е. на прогрессивную эволюцию. На неравновесные же процессы в то время смотрели как на исключения, второстепенные детали, не заслуживающие специального изучения» [7].

В середине ХХ веке Нобелевский лауреат Илья Пригожин сделал новую, гораздо более успешную попытку обосновать появление порядка из хаоса в сильно неравновесных, диссипативных процессах. Он утверждал, что явления самоорганизации происходят в неравновесных системах, где путь от диссипативных структур к упорядочению лежит через флуктуации. Как отмечал сам Илья Пригожин:

«Заведомо ясно, что жизнь несовместима с принципом порядка Больцмана, но не противоречит тому типу поведения, который устанавливается в сильно неравновесных условиях» [8].

В отличие от равновесной термодинамики XIX века, в неравновесной термодинамике ХХ века объектом изучения стали не замкнутые, а открытые системы, в которых происходит активный обмен с внешней средой веществом, энергией и, что самое главное, информацией. Информация, организация, негэнтропия, физический базис Жизни черпается извне в неравновесных процессах и при рождении жизни из неживого, и про появлении на свет каждого нового живого организма, и при эволюции раз возникшей жизни в жизнь разумную.

Казалось бы – вот оно искомое решение проблемы о происхождении жизни. Если есть гипотетическая негэнтропийная система Космоса, то именно она и служит источником всех жизненных процессов. Но наука ставит ОГРОМНЫЙ-ПРЕОГРОМНЫЙ камень преткновения, который невозможно ни обойти, не перепрыгнуть в теории Ильи Пригожина. Термодинамика и кибернетика утверждают, что чем больше величина негэнтропии системы, чем больше её жизненные силы, тем меньше термодинамическая вероятность её существования. Если негэнтропия бесконечна, то её вероятность равна нулю. Порочный круг снова замыкается в точке вероятности.

Библия разрывает этот порочный круг существованием Бога, обладающей всей полнотой власти и Вечной Жизни:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Евангелие от Иоанна, 1:1-4).

А богословы ХХ века в лице Александра Меня переводят эти священные тексты на язык науки:

В высшей математике христианства ноль вероятности равен бесконечности информации. А информация, как мы помним, является отрицанием энтропии и мерой организации, которая служит физическим базисом Жизни. То есть «бесконечное количество информации», с этой точки зрения, означает бесконечную организацию, ЖИЗНЬ без конца и без края! ЖИЗНЬ, которая сколь очевидна в своих чувственных феноменах окружающего нас повседневного мира — растения, животные, насекомые, рыбы, птицы, люди — столь и невероятна в математической теории. Её вероятность равна нулю.

Значит, это абсолютно невероятное в теории «бесконечное количество информации» всё-таки существует, о чём свидетельствует практика! Значит, совершенно невероятная ЖИЗНЬ без конца и без края всё-таки имеет место быть!

Только где найти эту животворящую полноту ЖИЗНИ, плерому живительного бытия, вероятность существования которой к нашем энтропийном мирке равна нулю? В каких космических мирах? В каких временах? В каких пространствах?

Теория Бесконечного Времени даёт вполне рациональный ответ на этот заковыристый вопрос без привлечения Высшего Существа, Бога. «Бесконечное количество информации», которое служит мерой организации, упорядоченности, ЖИЗНИ без конца и края, находит своё пристанище в мире Реверса Времени, где нулевая вероятность её существования превращается в стопроцентную. Ход Времени диктует свои законы в нашем смертоносном мире и в животворящем иномире.

Неравновесные процессы являются лишь спусковым механизмом возникновения порядка из хаоса, жизни из смерти. Они служат наглядным подтверждением банальной истины: «Движение – жизнь». В динамике неравновесных процессов любая организация, упорядоченность, жизнь не создаётся из ничего, а лишь черпается из иного бытия, из иного, противоположного хода Времени. Ведь, как известно, если в одном месте прибыло, то в другом месте убыло. В науке это называется законом сохранения.

IV. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

В нашем мире всё подвержено законам сохранения. Есть закон сохранения материи, энергии, количества движения и т.д. А может ли информация, которая служит мерой организации, Жизни, возникать из ниоткуда и пропадать в никуда? Если нет, то речь идёт о законе сохранения информации как меры организации, упорядоченности, отрицания энтропии, законе неубывания ЖИЗНИ. Согласно этому закону, Вечная Жизнь является вечной сущностью мира, которую нельзя ни создать из ничего, ни уничтожить.

Наподобие индийского Брахмана, она пребывает в инобытии, недоступном человеческому разуму, и воплощает свою неисчерпаемую творческую потенцию в искрах жизни Атмана, будь то человек, животное или любое иное живое существо.

Наподобие китайского Дао, которое является женским началом, «Матерью Поднебесной», ЖИЗНЬ, изначальная и вечная Организация, неисчерпаема и безгранична, не рождается и не умирает:

«Дао неисчерпаемо и безгранично, оно не рождается и не умирает, поэтому я также неисчерпаем и безграничен, не рождаюсь и не умираю. Перед смертью я существую, и после смерти я также существую. Скажете, что я умер? Ведь я не умираю. И огонь не сжигает меня, и в воде я не тону. Я превращаюсь в пепел, и всё же я существую. Я превращаюсь в лапку бабочки, в печенку мыши, но всё же я существую. Сколь же я свободен, сколь долговечен, сколь велик!» [10].

В этом случае любой феномен жизни — растения, животные, насекомые, рыбы, птицы, люди — уже не случайная флуктуация, как это считает современная наука, а закономерное проявление Вечной и Бесконечной Жизни.

Современный научный «безжизненный» мейнстрим, который всё сводит к случайности, крайне далёк от такого взгляда на Жизнь. Но фундаментальные вопросы Жизни загоняют непредвзятого исследователя в тупик.

Если жизнь случайна, то вероятность её существования в виде всё тех же феноменов — от первичных бактерий до человека — равна нулю. Как вероятность зарождения, так и вероятность развития к вершинам эволюции. Однако опыт показывает, что жизнь на Земле бьёт ключом вопреки всем случайностям и теориям вероятности. Жизнь на Земле – это практика невероятности. Как говорится, очевидное – невероятное.

Если же в нашем мире ничто, включая Жизнь, не берётся ниоткуда и не исчезает никуда, то появление органической жизни на планете Земля означает существование некоего могучего, практически неисчерпаемого источника вселенской ЖИЗНИ, который бьёт на Земле всё более и более мощным потоком на протяжении вот уже 4 миллиардов лет.

Ведь «ежели в одном месте чего и убудет, то в другом месте непременно столько же и прибудет». И наоборот: «если в одном месте прибудет, то в другом убудет». Прибыло на Земле, где недостаток, значит, убыло где-то в ином месте, где излишек. Такова суть экспортно-импортных операций жизни в Министерстве внешней торговли Вечной Жизни. Проще говоря, в «небесной канцелярии».

1. Цит. по Евгений Торчинов, «Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного»
2. Речь 21 ноября 1920 г. на Московской губернской конференции РКП(б).— ПСС, 5-е изд., т. 42, с. 30.
3. Эрвин Шрёдингер, «Что такое жизнь?», 1944
4. Э.Либберт, «Основы общей биологии», 1982
5. Леон Бриллюэн, Научная неопределённость и информация, 1966, гл.1, § 4, «ЭНТРОПИЯ И ЦЕННОСТЬ, НЕГЭНТРОПИЯ И ДЕГРАДАЦИЯ ЭНЕРГИИ»
6. Норберт Винер, «Кибернетика и общество»
7. Еськов К.Ю., «Удивительная палеонтология: История Земли и жизни на ней»
8. Пригожин И., Стенгерс И., «Порядок из хаоса», стр.133
9. Александр Мень, «Кибернетика и религиозное мировоззрение»
10. Цит. по А.Мень, «История религий», часть 3, «Мудрость дракона»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *