Что такое наджаса в исламе
Наджаса
Полезное
Смотреть что такое «Наджаса» в других словарях:
Тахара — очищение. В Исламе очищение может быть как духовным, когда мусульманин очищает покаянием свою душу от греха, так и физическим, когда человек очищает свое тело от нечистот (См. Наджаса). Тахарой называется большой раздел мусульманского права… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Тахарат — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия
Ихрам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ихрам (значения). Ихрам (إحرام «посвящение» ) особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в … Википедия
Исламский туалетный этикет — Туалет в Египте с душем для подмывания Исламский туалетный этикет правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей мочеиспуск … Википедия
Грехи в исламе — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Истибра — выжимание остатков мочи из мужского мочеиспускательного канала. Истибра является необходимым условием для очищения тела мужчины от нечистоты (См. Тахара и Наджаса). После прекращения мочеиспускания, мужчина должен левой рукой выжимать канал до… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Истинджа — очищение от нечистот после испражнения большой или малой нужды (См. Тахара и Наджаса). Основным средством очищения в этих случаях является вода. Мужчинам после отправления малой нужды необходимо тщательно выжать мочеиспускательный канал, а потом… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Вуду (омовение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вуду (значения). Омовение вуду перед молитвой, Турция Вуду, иногда употребляется вудуг (от араб … Википедия
Нечистоты с позиции Ислама
Во время выполнения намаза верующему большое внимание следует уделять чистоте одежды, а также места совершения молитвы. Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению главного столпа ислама, именуются наджаса.
При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.
Виды наджаса
1) Кал
В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешённых (баран, корова, лошадь), так и запрещённых (осёл, свинья). Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.
В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Если Вы наступите на кал, то очищайте нечистоту землей» (Абу Дауд).
Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьёв, который не считается наджасом.
2) Моча
Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские учёные наряду с обычным наджасом выделяют и облегчённый. Мочу второй группы животных они относят именно к облегчённым нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.
Способ очищения от мочи такой же, как и от кала, но имеется одно исключение – моча младенца. Как-то одна женщина дала подержать Посланнику Аллаха ﷺ своего новорождённого ребёнка. Через некоторое время на одежде появилось пятно, и тогда Мухаммад ﷺ полил на пятно водой, не стирая его при этом (хадис приводит Бухари). Исходя из этого, при попадании мочи маленьких детей достаточно полить сверху водой, но всё же постирать одежду будет лучше.
3) Всё, что имеет отношение к свиньям
Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. В суре «Скот» сказано:
«Я НАХОЖУ ЗАПРЕЩЁННЫМ. МЯСО СВИНЬИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ СКВЕРНОЙ» (6:145)
Исходя из этого аята учёные сделали вывод, что всё связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.
4) Спирт
К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки, а также иные средства личной гигиены, содержащие спирт. Обоснование этому встречается в суре «Трапеза»:
«ВОИСТИНУ, ОПЬЯНЯЮЩИЕ НАПИТКИ. ЯВЛЯЮТСЯ СКВЕРНОЙ. » (5:90)
В случае, если мусульманин пользуется спиртосодержащим дезодорантом, то перед совершением молитвы его желательно смыть с кожи.
5) Кровь
Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещённых). При её попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течёт (муравьи, блохи).
Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено. Однажды Посланнику Всевышнего ﷺ задали похожий вопрос, на что он ответил:
«Достаточно будет воды и не повредят следы крови» (Абу Дауд).
Если в отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности, то по поводу обычной крови некоторые учёные полагают, что в небольшом количестве она чиста. В качестве подтверждения в таких случаях приводится хадис из свода имама аль-Бухари, в котором говорится, что «мусульмане молились во время войн с кровоточащими ранами». Однако такой позиции придерживаются не все алимы. Например, имамы ан-Навави и Куртуби считали кровь наджасом в любом объёме.
6) Гной
С отнесением данного вида биологической жидкости к наджасу согласны не все исламские учёные. Так, часть из них опираются на высказывание того же ан-Навави, который приводит иджму (единогласное мнение богословов) о нечистотности гноя. Противники же этой позиции ссылаются на известного табиина (сподвижника сахабов) Абу Муджлаза, утверждавшего, что гной не считается наджасой. Существует также точка зрения о том, что гной обретает статус нечистот, только если он выделяется через половые органы или из прямой кишки.
7) Мертвечина
К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят её к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Учёные других мазхабов не считают шерсть псины скверной.
8) Слюна собаки
По этой причине всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик (намазлык) и переодеть одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано:
«Если собака поела из вашей посуды, то помойте её 7 раз, один из которых – землёй» (Бухари, Муслим).
Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то её достаточно постирать с порошком.
9) Рвотные массы
Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота. Но немало авторитетных учёных (таких как Байхаки и ан-Навави) назвали этот хадис сомнительным. В связи с чем они утверждали, что рвота не может считаться скверной, так как отсутствуют достоверные доводы в пользу этого. Существует также мнение о том, что если во время рвотного рефлекса еда изменила свои свойства, то она нечиста, а если нет – то она не наджаса.
10) Сперма, ва́ди, мази́
Ещё одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также ва́ди (выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц) и мази́ (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения). Такого мнения, например, придерживаются учёные ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.
Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств. Подтверждением тому служат слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.):
«Я соскабливала сперму с одежды Пророка, а потом он в ней молился» (Бухари).
Лечение наджасой
Современные лекарственные препараты содержат немало веществ, которые относятся в исламе к нечистотам (взять, к примеру, тот же спирт). Исходя из этого, возникает вопрос о дозволенности лечения подобными целебными средствами.
На данный счёт существует несколько мнений. Одни богословы уверены, что не возбраняется лечиться лекарствами, содержащими любые виды нечистот, за исключением спиртосодержащих. Другие же считают, что они дозволены только в том случае, если нет чистых с канонической точки зрения аналогов этого препарата. Третьи утверждают, что наджасой лечиться не дозволено, а необходимо искать исключительно разрешённые способы лечения.
Что является нечистотами (наджаса)?
Нечистоты (наджаса) — это все то, на скверну чего указал шариат. При этом по умолчанию все вещи считаются чистыми, и каждый, кто утверждает, что какая-то вещь является нечистой (наджасой), должен привести на это довод из Корана и Сунны. В противном случае, эта вещь остается на своей основе — чистоте.
В соответствии с доводами из Корана и Сунны нечистотами являются следующие вещи:
1. Кал человека
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если кто-либо из вас наступит обувью на скверну (кал или моча), то поистине, земля является средством очищения от этого».
Абу Дауд, шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
2. Моча человека
«Однажды один бедуин начал мочиться прямо в мечети. Увидев это, несколько людей встали, чтобы остановить его. Однако Пророк (мир ему и благословение) сказал:
“Оставьте его и не мешайте ему”.
Когда же бедуин закончил, Пророк (мир ему и благословение) попросил принести ведро воды, а потом вылил его на место мочи».
3. Мази (слизь, выходящая при возбуждении)
Мази — это белая, негустая, липкая жидкость, которая выходит во время возбуждения, но не с оргазмом и не выходит стремительно. Выход мази не сопровождается чувством расслабления, а иногда ее выход даже не ощущается. Мази выходит как у мужчин, так и у женщин.
Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«Я был из тех мужчин, у которых часто выходило мази, однако мне было стыдно спросить Пророка (мир ему и благословение) об этом из-за положения его дочери (дочь Пророка Фатима была женой Али — прим. ред. Сунна-Портал). Тогда я попросил Микдада ибн Асвада спросить у Пророка (мир ему и благословение) касательно этого, на что он ответил: “Пусть он помоет свой половой орган, а затем возьмет малое омовение”».
4. Вади (жидкость, выходящая после мочеиспускания)
Вади — это белая, густая жидкость, которая выходит после мочеиспускания.
Передается от Ибн Аббаса, что он сказал:
«Есть мани (сперма), вади и мази. Что касается спермы, то в случае ее выхода следует взять большое омовение. Что же касается вади и мази, то следует помыть свой половой орган и взять малое омовение, которое берется для намаза».
Аль-Байхаки, Абу Дауд; шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
5. Помет животного, мясо которого не дозволено в пищу
Абдуллах ибн Масуд рассказывал:
«Однажды Пророк (мир ему и благословение) хотел справить большую нужду и попросил меня: “Принеси мне три камня”. Однако я смог найти только два камня и (засохший) ослиный помет. Пророк (мир ему и благословение) взял у меня два камня и выкинул помет, сказав: “Это скверна”».
Сахих Ибн Хузайма, Ибн Маджа; шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
6. Менструальная кровь
Асма бинт Абу Бакр рассказывала:
«Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришла женщина и спросила: “На одежду одной из нас попадает менструальная кровь. Как ей поступить?”
Пророк ответил: “Пусть она соскоблит кровь, затем пощипает кончиками пальцев с водой место крови, потом пусть побрызгает на него водой, а затем пусть совершает намаз в этой одежде”».
7. Мертвечина
К ней относятся все животные, которые умерли своей смертью и не были убиты в соответствии с шариатом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
«Если шкура мертвечины поддается дублению (обрабатывается), то она становится чистой».
Примечание: Отрезанная часть тела живого животного является мертвечиной. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Все то, что отрезается у живого животного, является мертвечиной».
Тирмизи, шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
Исключением из животных, мертвечина которых не является нечистой, являются следующие:
А) Мертвечина рыбы и саранчи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Нам дозволены в пищу два вида мертвечины и два вида крови. Что касается двух видов мертвечины, то это рыба (или любой другой обитатель вод) и саранча, а к двум видам крови относятся печень и селезенка».
Аль-Байхаки, Ахмад; шейх Альбани классицировал хадис как «достоверный» (сахих)
Б) Мертвечина животных, не имеющих текучую кровь.
Как например: мухи, муравьи, пчелы и им подобные.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Если в сосуд кого-либо из вас попадет муха, то пусть окунет ее полностью, а затем выбросит ее, ведь поистине, в одном из ее крыльев — болезнь, а в другом — исцеление».
В) Кости мертвечины, ее рога, когти, волосы и перья
Перечисленные вещи являются чистыми, т.к. основой всех вещей является то, что они считаются чистыми.
Также имам аль-Бухари в комментариях своего сборника «ас-Сахих» писал:
«Зухри (один из выдающихся табиинов) говорил о костях мертвечины, таких, как слон и другие животные: «Я застал ученых-саляфов, которые расчесывались ими (т.е. костями мертвых животных) и наливали в них благовония, и не видели в этом ничего плохого».
8. Животные, мясо которых нельзя употреблять в пищу и которые имеют текучую кровь
Сюда входят такие животные, как свинья, осел, хищные животные (имеющие клыки и когти) и другие. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, Аллах и Его посланник запрещают вам мясо осла, ибо она скверна и нечиста».
Также, когда у Пророка (мир ему и благословение) спросили относительно чистоты водоемов, из которых пили хищные животные, он ответил:
«Если количество воды достигло двух кулля (единица измерения), то она не оскверняется».
Абу Дауд, шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
Таким образом, из хадиса понимается, что если вода была бы меньше двух кулля, то она бы осквернилась слюной хищных животных (см. Тамам аль-Минна).
Примечание 1: Слюна собаки считается особенно нечистой, и поэтому ее очищение отличается и не ограничивается мытьем один раз. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если кто-либо из вас захочет очистить посуду, из которой лакала собака, то пусть помоет ее семь раз, первый из которых должен быть землей».
Примечание 2: Некоторые хищные животные, которые часто живут и обитают около людей, подобно кошкам и меньшим животным, являются исключением. Пророк (мир ему и благословение) сказал касательно кошки:
«Она не является нечистой. Она часто приходит в ваши дома и обитает около вас».
Ахмад, шейх Альбани классифицировал хадис как «достоверный» (сахих)
Список некоторой используемой литературы:
1) «Тамам аль-Минна», Мухаммад Насруддин аль-Альбани.
2) «Фикх ас-Сунна», Сеййид Сабик
3) «Аль-Имдад би-Тайсир Шарх аз-Зад», Салих ибн Фаузан Абдулла аль-Фаузан.
4) «Аль-Иджааз фи бади махтяляфа фихи аль-Альбани ва Ибн Усаймин ва Ибн Баз».
5) «Аль-Муляххас аль-Фикхи», Салих ибн Фаузан Абдулла аль-Фаузан.
6) «Маджмуа Фатава ва Расаиль», Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин.
7) «Фикх аль-Муяcсар», автор: собрание ученых.
Подготовил: Рамин Муталлим
Правила ритуального очищения
Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:
1. Удаление нечистот (наджасы).
2. Совершение частичного омовения тела (вузуъ).
3. Выполнение полного омовения тела (гусль).
4. Очищение чистой землей (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.
Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.
Согласно Шариату, для ритуального очищения используется вода.
Разновидности воды
Вода подразделяется на три вида:
1. Вода чистая и очищающая: то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения. Такая вода используется для совершения как полного, так и частичного омовения (т. е. она устраняет хадас ) и для удаления нечистот (наджасы). Это обычная природная вода, не изменившая свое название в результате смешивания с чем-либо, например: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.
2. Вода чистая, но не очищающая: то есть вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения. Она не снимает хадас и не удаляет нечистоту. К такой воде относится:
а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения: частичного омовения, полного омовения, а также для удаления нечистот и при этом не изменившая свои качества (вкус, цвет или запах). Если же качества воды изменились, то она нечистая (наджис).
б) вода, изменившаяся в результате попадания в нее чего-либо чистого (тахир). Если вода смешалась с каким-либо чистым веществом и при этом явно изменилась, то она непригодна ни для частичного омовения, ни для полного омовения, ни для удаления нечистот. Такой является, например, вода, в которую попало молоко или сахар, явно изменившие ее цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменяют ее качества. То есть, это соли, которые попали в воду из почвы. Но если соли мы добавляем в воду сами, то это делает воду непригодной.
3. Нечистая вода (наджис): Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи‘ий, объем воды бывает большой и малый.
Малый объем – это меньше двух куллей.
Большой объем – два кулля и больше.
Два кулля равны примерно 216 литрам.
Если в малое количество воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах.
Простительной наджасой является мертвое насекомое, у которого не течет кровь, такое как муха, муравей и т. п. Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остается чистой до тех пор, пока не изменится ее цвет, или запах, или вкус.
Если в большое количество воды попадает нечистота, не изменившая ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах, – то она остается чистой. А если изменилась хотя бы немного одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи‘ий.
О нечистотах
Наличие нечистот (наджаса) на теле, одежде или на месте совершения намаза делает намаз недействительным. Поэтому очищению от них необходимо уделять особое внимание.
Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.
Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки и свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть – нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу, является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса.
Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.
Нечистота бывают незаметная и заметная:
Незаметная нечистота – это та, которая утратила свой объем и качества – вкус, цвет, запах. Для очищения места, загрязненного такой нечистотой, необходимо, чтобы вода протекла по нему.
Заметная нечистота – это видимая нечистота, которая имеет объем и качества – вкус, цвет, запах. Очищая место, загрязненное подобной нечистотой, необходимо вначале удалить ее, а затем промыть это место водой до исчезновения ее вкуса, цвета и запаха.
Если моча мальчика в возрасте до двух лет по лунному календарю, который питается только материнским молоком, попала на что-либо, то это место достаточно сбрызгивать водой до тех пор, пока оно не намокнет. В данном случае протекание воды необязательно. Сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «При удалении мочи девочки загрязненное место необходимо промывать водой, а при удалении мочи мальчика достаточно лишь сбрызнуть водой». Моча маленькой девочки рассматривается, как моча взрослого человека.
Для удаления мочи надо поливать загрязненное место чистой, пригодной для очищения водой до полного исчезновения нечистоты и ее свойств – вкуса, цвета, запаха. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах (но не оба вместе), это считается простительным.
Нечистота от собаки и свиньи, например, моча, кал и слюна, удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землей.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей». Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землей, не было последним из этих семи.
Заметная нечистота не становится чистым веществом. Исключением является обработанная и окрашенная, то есть дубленая кожа мертвого животного, кроме собаки и свиньи, а также вино, которое в результате брожения преобразовалось в уксус. Если же оно превратилось в уксус в результате добавления или попадания в него чего-либо, например, хлеба и т. п., то такой уксус не является чистым. Шкуры и шерсть животных, мясо которых можно употреблять в пищу, зарезанных по мусульманским ритуалам, чисты и без обработки.
О подмывании
Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.
Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее».
После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.
Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.
Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязненный наджасой), непочетный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т.п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечетным).
Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.
При справлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.
Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий». Его спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.
Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.
Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при справлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Нельзя вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:
بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَ الْخَبائِثِ
«Бисмилляh, Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубси валь-хабаис».
Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:
غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الََّّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني
«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани».
(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).
Хадас – причина, нарушившая ритуальную чистоту. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела, а при малом – частичное омовение тела (см. дальше).
Вода, использованная для выполнения полного или частичного омовений во второй и третий раз, является чистой и пригодной для ритуального очищения.
Следует отметить, что все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть выдыхая воздух из легких.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.