Что такое наемные работники
НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ
Смотреть что такое «НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ» в других словарях:
НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ — – лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме (т. е … Словарь терминов по социальной статистике
НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ — • Mercennarii, μισθωτοί или μισθοφόροι, назывались вообще все служащие за плату, поденщики, сельские работники, пастухи. Ранее, когда еще было мало рабов, поденщиков нанимали в деревнях за известную долю в плодах, позднее, вследствие… … Реальный словарь классических древностей
ИП и наемные работники — история изменений — (недавние | старейшие) Просмотреть (более новых 50 | более старых 50) (20 | 50 | 100 | 250 | 500)(недавние | старейшие) Просмотреть (более новых 50 | более старых 50) (20 | 50 | … Бухгалтерская энциклопедия
ИП и наемные работники — В связи со вступлением с 6 октября 2006 г. поправок в ТК, взаимоотношения ИП с работниками претерпели некоторые изменения. Так, раньше ИП обязаны были регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления и не имели права делать… … Бухгалтерская энциклопедия
Работники Высвобожденные — наемные работники, с которыми расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя в связи с ликвидацией компании, организации, а также в связи с изменениями в организации производства и труда, если они повлекли сокращение численности или штата … Словарь бизнес-терминов
работники высвобожденные — Наемные работники, с которыми расторгнут трудовой договор ( уволены ) по инициативе работодателя (или администрации предприятия) в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), реорганизацией предприятия, а также в связи с… … Справочник технического переводчика
РАБОТНИКИ, ВЫСВОБОЖДЕННЫЕ — наемные работники, с которыми расторгнут трудовой договор ( уволены ) по инициативе работодателя (или администрации предприятия) в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), реорганизацией предприятия, а также в связи с… … Большой бухгалтерский словарь
РАБОТНИКИ, ВЫСВОБОЖДЕННЫЕ — наемные работники, с которыми расторгнут трудовой договор ( уволены ) по инициативе работодателя (или администрации предприятия) в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), реорганизацией предприятия, а также в связи с… … Большой экономический словарь
РАБОТНИКИ ВЫСВОБОЖДЕННЫЕ — наемные работники, с которыми расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя в связи с ликвидацией компании, организации, а также в связи с изменениями в организации производства и труда, если они повлекли сокращение численности или штата … Энциклопедия трудового права
РАБОТНИКИ, НАЕМНЫЕ — см. РАБОТАЮЩИЕ ПО НАЙМУ … Большой экономический словарь
Основные трудовые права и обязанности работника
Вступление в трудовые отношения, как и любые договорные, подразумевает под собой принятие на себя ряда обязательств, взамен на которые другая сторона гарантирует предоставление определенных прав. Таким образом, права одной стороны во многом определяют обязанности другой стороны, и наоборот.
Рассмотрим основные права и обязанности наемного персонала, которые декларирует действующий Трудовой Кодекс Российской Федерации.
По трудовому кодексу
Современный Трудовой Кодекс в ст. 21 и 22 четко отражает позицию закона по отношению к правам и обязанностям сторон трудовых договоров. В этих статьях приведен открытый перечень конкретных прав и обязанностей каждой стороны, который может дополняться в рамках трудовых контрактов, если эти дополнения не противоречат действующему законодательству РФ.
Такая законодательная позиция значительно облегчает практику по правовой охране труда: в случае возникновения трудовых споров, связанных с этими вопросами, можно однозначно прояснить проблему с точки зрения закона, поскольку все основные полномочия сторон представлены в тексте ТК РФ.
Права и обязанности работников, которыми нельзя пренебречь
ТК РФ приводит текст обязанностей сотрудников, обязательных к исполнению, уровень которых не может быть снижен ни при каких условиях труда и особенностях занятости. Также там перечисляются права наемных работников, которые гарантируются безусловно. Такие права и обязанности называются основными. Их нельзя сократить со стороны работодателя – ни односторонним путем, ни даже по обоюдному согласию, поскольку они жестко декларированы законом, и прямой обязанностью работодателя является их обеспечение. Пренебрежение этой нормой закона чревато ответственностью.
Основные обязанности наемного персонала
В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.
Обеспечение основных прав сотрудников
Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.
К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.
Дополнительные права и обязанности для сотрудников
Основные обязательства и права никак не препятствуют возможному появлению дополнительных. Раздел 12 ТК РФ декларирует такие правомочия обеих сторон.
Те или иные обязанности, возлагаемые на работника в дополнение к основным, должны быть зафиксированы в специальных документах (положениях, инструкциях, дополнениях к трудовым договорам). На них должно быть получено разрешение обеих сторон, что подтверждается подписями на соответствующей документации.
Одностороннее введение дополнительных обязанностей сверх перечня обязательных не допускается.
Точно так же может быть расширен перечень прав: дополнительные права сотрудников также должны найти свое отражение в локальных нормативных актах. Их принятие к обоюдному исполнению фиксируется подписями обеих сторон.
Самозанятый, ИП, наёмный сотрудник: как сделать правильный выбор в 2021 году
Согласно данным РАНХиГС за 2019 год, почти 16 млн россиян кроме основной занятости где-то подрабатывают — оказывают услуги или продают товары собственного производства. Короновирусный кризис привел к тому, что основную работу по разным данным потеряли больше 30 млн человек. Это повод задуматься — продолжать искать работу по найму или начать заниматься собственным делом?
Предпринимателей часто представляют как самодостаточных и свободных людей, которые свободно распоряжаются своим временем и доходами и ни от кого не зависят. Кажется, что они легко могут работать в разных отраслях, достаточно лишь применить навыки и опыт ведения бизнеса — и вот уже успех не за горами.
Но реальность такова, что многие предприниматели терпят неудачу. По разным причинам: из-за недостатка клиентов, убытков, конфликтов с контрагентами, ошибок персонала, непродуманного бизнес-плана, неграмотного распределения инвестиций и много другого.
Поэтому, когда встает вопрос о выборе между ИП, работой по найму и самозанятостью, следует взвесить все за и против и разобраться в личностных качествах, которые нужны для успеха в каждом случае.
Когда работа по найму — лучший вариант
У обычного сотрудника, работающего в стабильной компании, есть несколько неоспоримых преимуществ:
В то же время работа по найму в большинстве случаев связана с конкретным доходом. И чтобы его радикально повысить, нужно хорошо продвинуться вверх по карьерной лестнице, но иногда на это уходят годы.
Кроме того, наёмный работник всегда ограничен чьими-то стратегическими планами и поручениями. Он обязан следовать им, даже если имеет другое мнение.
Иногда бывает так, что помимо основной работы человек занимается еще каким-нибудь делом, на который есть спрос. Например, экономист печет торты и пирожные или проводит фотосъемки. Это свое хобби он может официально монетизировать, оформив ИП или самозанятость.
Хорошо, если ему успешно удается совмещать работу по найму с дополнительной деятельностью. Но часто ради эффективности нужно делать выбор. И вот именно в этот момент нужно правильно оценить все риски. Иначе можно необдуманно взять кредит на открытие бизнеса или переоценить перспективы сбыта.
Бизнес и самозанятость — не одно и то же
Между этими двумя понятиями есть существенная разница.
Это сантехник, который ходит по клиентам и ремонтирует трубы. Кондитер, продающий тортики собственного приготовления. Разработчик, делающий сайты на заказ.
Суть заключается в том, что самозанятые всегда работают самостоятельно. Этого требует от них и Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ, согласно которому они не могут привлекать персонал.
Это сантехник, который нашел несколько помощников и передает им заказы на ремонт за процент. Человек, который разработал рецептуру тортиков, нанял кондитеров для их производства и менеджеров для продажи. IT-специалист, который собрал команду из дизайнера, разработчика и продавца для создания сайтов, а сам общается с клиентами и контролирует процессы.
Предприниматель отвечает за итоговый продукт и выполняет определенные обязательства перед сотрудниками.
В некоторой степени бизнес (особенно, когда он небольшой) и самозанятость похожи — это уже не работа по найму, здесь требуется больше ответственности и возможности. Каждый вид деятельности связан с особыми личностными качествами, условиями и навыками.
Качества самозанятого
Самозанятый — это как бы маленькая компания, только состоящая из одного человека. Самозанятый — и отдел продаж, и бухгалтерия, и производство, и логистика в одном лице.
Если воспринимать самозанятость просто как привычную работу, только без начальства, можно быстро потерпеть неудачу.
Она может быть вызвана несколькими причинами. Например:
И это только три наиболее очевидных негативных варианта развития событий, но есть и другие.
Чтобы быть продуктивным, не выгорать, зарабатывать достаточно и оставаться востребованным самозанятым, нужно постоянно развивать несколько личностных качеств.
Самодисциплина
О важности самодисциплины для предпринимателя, лидера, самозанятого или любого другого человека, который хочет достичь успеха в своем деле, написаны сотни книг. Если человек привык работать только после нескольких замечаний и выговоров от начальства, то в режиме самозанятости ему придется искать другой мотиватор.
Дисциплина, ответственность, сила воли — всё это синонимы. Вам нужно стать человеком, который умеет сказать себе: «Сегодня нужно сделать вот это». После встанет и пойдет делать.
Если изучить доски отзывов о самозанятых, то заказчики в основном недовольны как раз отсутствием дисциплины у исполнителей. Если вы будете делать работу в срок, то только это качество станет выгодно отличать вас от конкурентов.
Как развивать. В книге Know Yourself Like Your Success Depends on It Михаил Ставицки предлагает использовать для развития самодисциплины логику и привычки.
Внимательность к себе
В прошлом году ВОЗ признала эмоциональное выгорание болезнью. Это синдром, который появляется в результате хронического рабочего стресса. Самозанятые в зоне риска этой болезни, потому что, в отличие от найма, их рабочий день и нагрузку никто не нормирует.
Конечно, можно дать банальный совет: выстроите график, не берите заказов больше, чем можете потянуть. Но все это работает только в идеальных условиях. На практике же самозанятый берет заказ, сталкивается с какой-то проблемой, которую сложно предусмотреть, и начинает работать больше. График сдвигается, сроки «летят», и в итоге человек остается без выходных.
Как развивать. Как можно чаще прислушиваться к ощущениям. Почувствовали, что нужно отдохнуть — отдохнули прямо сейчас. Понимаете, что придется работать в выходные — связались с заказчиками и договорились о других сроках. И всегда предусматривайте время на неожиданные проблемы, хотя бы час в день.
Да, не всегда будет получаться, но со временем внимательность к себе станет достаточно сильной, чтобы заранее предугадывать необходимость отдохнуть и взять выходной.
Ответственность за результат
Это волевое личностное качество, которое выражается в способности человека принять на себя вину за возможные последствия и исход дела. Когда что-то не получается, ответственный человек не пытается найти оправдания или возложить вину на кого-то другого. Вместо этого он ищет способы исправить ситуацию.
Если у самозанятого не будет развито чувство ответственности, то при проблемах он будет подставлять заказчика и быстро растеряет всех клиентов. Если же подходить к делам ответственно, то можно заработать репутацию — о таких людях говорят, что на них можно положиться даже в сложных ситуациях.
Предусмотрительность
Важнейшее качество самозанятого — умение предвидеть какие-то события. Он должен понимать, что спрос на его работу может упасть на какое время. Значит, нужно подготовить финансовую подушку.
Важно предусмотреть и проблемы со сроками выполнения заказов. Предусмотрительный фрилансер сразу замечает несостыковки, не доводя ситуацию до критической.
Умение учиться и быть гибким
Самозанятость больше похожа на предпринимательство, чем на привычную работу в найме. Там, где работнику подскажет руководитель, самозанятому придется разбираться самостоятельно. Поэтому умение учиться очень важно.
Гибкость — навык, которым стоит пользоваться вместе с обучением. Например, вы кондитер и заметили, что торты с маскарпоне становятся популярнее. Сначала вы быстро разобрались в тонкостях этого продукта и научились делать уникальные сладости. Затем переориентировали ваше предложение, сделав акцент на новый продукт. В результате спрос повысился, и вы неплохо заработали.
Как развивать. Джо Боулер в книге «Безграничный разум» рекомендует изменить отношение к обучению. Мы привыкли, что у любой задачи есть правильное и неправильное решение — это не так.
Особенности самозанятости
Несмотря на все плюсы, в самозанятости есть несколько особенностей:
Это не плохо, просто нужно это учитывать. Можно достаточно зарабатывать и замечательно жить будучи самозанятым. Но чтобы исправить три особенности выше, придется стать предпринимателем.
Качества предпринимателя
Формально, чтобы превратиться из самозанятого в предпринимателя, достаточно нанять одного сотрудника. На деле же всё сложнее:
На старте бизнесмену сложнее, чем самозанятому. Скорее всего он даже зарабатывает меньше, потому что ему приходится делиться с сотрудником.
Но со временем процессы наладятся — можно будет нанимать больше сотрудников, продавать больше. Границы в заработке практически нет. Плюс эффективный бизнес работает сам — предприниматель может позволить себе съездить в отпуск, не теряя в прибыли.
Бизнесмен должен обладать всеми личностными качествами самозанятого плюс еще несколькими.
Делегирование
Это как раз то, чем отличается бизнесмен от самозанятого. Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев призывает предпринимателей не делать работу за подчиненных. Да, опытный руководитель или бизнесмен сразу увидит недочеты сотрудников. И возникнет соблазн сделать работу за них, ведь это быстро.
Но это ошибка. Сотрудники должны делать работу сами, в противном случае они никогда не научатся и потеряют мотивацию. А вы так и не сможете уехать в отпуск.
Умение принимать сложные решения
Еще одно качество хорошего бизнесмена от Максима Батырева — вам нужно быть морально сильным. Например, в вашей компании оказалось несколько слабых специалистов, которые не выполняют план, не проявляют энергии, усердия и инициативы. Когда вы хотите их уволить, они просят этого не делать, потому что кризис, работу сложно найти. Можно их пожалеть?
Эксперт считает, что в такой ситуации людей нужно увольнять, пусть это и психологически сложно. Причина в ответственности за компанию в целом. Когда эффективные сотрудники видят, как другие ничего не делают, но тоже получают зарплату, они начинают терять мотивацию. В итоге компания разваливается.
Эмпатия и поддержка
Хорошее качество лидера — уметь прислушиваться к другим людям, чувствовать их настроение и эмоции, уметь сопереживать им. Бизнесмен Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что хороший лидер всегда поможет своим коллегам в сложный момент — именно так завоевывается уважение и создается настоящий командный дух.
Как развивать. Стараться внимательно относится к другим людям, улавливать изменения в их привычном поведении. Интересоваться, всё ли в порядке и нужна ли ваша помощь.
Ответственность за компанию
У предпринимателя ответственности в разы больше, чем у самозанятого — от ваших решений будет зависеть не только ваша судьба, но и всех тех людей, которые работают на вас. Личностное качество хорошего бизнесмена — уметь брать эту ответственность, несмотря на страх.
Еще важно помнить — вы отвечаете не за каждого сотрудника в компании, а за создание условий, в которых этот сотрудник сможет выполнить свои задачи.
Проактивность
Особенность личности предпринимателя — активность и желание постоянно «предпринимать» действия для улучшения его компании. В этот термин стоит вложить сразу несколько значений. Это и умение рисковать, потому что новое дело без риска запустить невозможно. И самообладание, ведь нужно постоянно бороться со страхом ошибиться и провалить дело.
Уоррен Беннис утверждает, что предприниматель обычно старается узнать как можно больше новой информации, оказаться в центре событий. Бизнесмену важно ставить цели и двигаться к ним, а не сидеть сложа руки.
Кратко о главных навыках самозанятых и предпринимателей
Самозанятым стоит становиться, если вы хотите заниматься любым делом, но при этом не зависеть от руководителей, менеджеров и других коллег. В самозанятости есть потолок для заработка, вы защищены меньше, чем наёмные работники — нет оплачиваемых отпусков и больничных.
Бизнесмен не должен сам делать продукт — его задача настраивать процессы. Нужно стремиться к созданию автономного механизма, который работает без вас. Поэтому для предпринимательства важно обладать такими качествами:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кого сегодня лучше защищает Трудовой кодекс – работников или работодателей
С 2013 г., когда Superjob проводил такой же опрос, доля работников, считающих ТК сбалансированным, выросла на 11 п. п. до 28%, а доля работодателей – на 8 п. п. до 27%.
«Ведомости» опросили работодателей, профсоюзы и юристов, специализирующихся на трудовых конфликтах, чтобы выяснить, какие изменения в трудовом законодательстве они считают самыми значимыми.
Неприятности для работников
Большинство изменений в ТК носят косметический характер и существенно не изменили положение работников, считает Олег Бабич, руководитель правового департамента «Конфедерации труда России». В трудовом законодательстве по-прежнему есть уязвимые места с точки зрения прав работников. Например, если работодателю необходимо сократить 10 из 50 работников одного подразделения, он может создать новые должности внутри компании и перевести на них 40 сотрудников, а затем сократить 10 ненужных или неугодных работников. Оспорить такие решения в суде невозможно, потому что эти действия все еще не нарушают законодательство, говорит Бабич. Согласно ст. 134 ТК, работодатель обязан ежегодно индексировать зарплаты работников. Но требование записано таким образом, что однозначно обязательным оно считается только для государственных предприятий и предприятий с госучастием. Частные же компании зачастую трактуют закон удобным для себя образом, чтобы не проводить индексацию, говорит Бабич.
Чем хороши и чем плохи новые законы об удаленной работе
К негативным изменениям для работников Бабич относит расширение оснований для одностороннего расторжения трудового договора и замену аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. После введения новой процедуры часть рабочих мест, прежде считавшихся вредными, были признаны оптимальными или допустимыми для работы. В итоге многие работники потеряли дополнительные выплаты и отпуска, рассказывает Бабич. По его словам, больше всего пострадали медицинские работники и работники авиационной промышленности – пилоты и бортпроводники.
Руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко к негативным изменениям относит продление временных правил работы вахтовиков. Они введены во время вспышек коронавирусной инфекции в вахтовых поселках в 2020 г. и позволяли с согласия работника продлить вахту до шести месяцев, чтобы исключить случаи новых заражений. В 2021 г. правила продлили еще на год, но сократили срок продления вахты до одного месяца. Временные правила хороши для работодателей, которые по своему усмотрению могут увеличить продолжительность вахты на один месяц. Работникам такие решения даются трудно, потому что многим хочется поскорее вернуться домой, но, если вахта продлена, с этим ничего не поделать, говорит Михайличенко.
Суды и жалобы
Сейчас 37% работников полагают, что ТК больше защищает нанимателей, нежели сотрудников, а 12% – что трудовое законодательство защищает их права лучше, чем работодателей, по данным опроса Superjob.
И чем старше опрошенные, тем больше среди них убежденных в том, что ТК защищает их интересы хуже, чем права работодателя (среди респондентов старше 45 лет таких 44% по сравнению с 37% по выборке в целом).
Среди работодателей тех, кто считает, что ТК сегодня лучше защищает интересы противоположной стороны, больше, чем среди работников. 48% опрошенных работодателей полагают, что законы о труде в России прежде всего защищают работника. 10% менеджеров по кадрам считают, что закон чаще оказывается на стороне работодателя, 27% – что ТК одинаково хорошо защищает права обеих сторон.
Если работник и работодатель выполняют свои обязательства, их не волнует, кого лучше защищает ТК, полагает Елена Кожемякина, управляющий партнер BLS. Тревожность начинается, когда возникает конфликт. Работники считают трудовое законодательство несправедливым, если не получается перехитрить работодателя, а работодатель – если не удается обмануть работника, говорит Кожемякина.
Баланс интересов работников и работодателей сильно зависит от практики судопроизводства, полагает Бабич. А по данным судебного департамента Верховного суда, за последние пять лет число поступивших в суды первой инстанции исков по трудовым спорам сократилось вдвое – с 616 119 дел в 2016 г. до 252 203 в 2020 г. Большинство исков касается взыскания невыплаченной зарплаты (190 877 поступивших в суды дел – на 61% меньше показателей 2016 г.).
Нормы об увольнении (за исключением особых оснований для увольнения дистанционных работников) или о взыскании задержанной зарплаты не изменились, указывает Михайличенко. Причина сокращения количества трудовых споров в судах в том, что работники все чаще обращаются в прокуратуру и трудовую инспекцию. Несколько лет назад в ответ на жалобы эти органы писали, что описанная работником ситуация – индивидуальный трудовой спор, и советовали обратиться в суд в частном порядке, а сейчас прокуратура и трудовая инспекция активно рассматривают жалобы и вмешиваются в конфликты. С их помощью трудовые споры решаются еще в досудебном порядке, рассказывает Михайличенко. По ее мнению, число исков также может сокращаться из-за роста неформальной занятости. Закон слабо защищает работников из серой зоны, им бесполезно обращаться в суд, говорит Михайличенко.
С 2013 по 2019 г. суды гораздо чаще вставали на сторону работодателей из-за политической повестки – государство и президент активно выступали за свободу экономической деятельности. А в период с 2020 по 2021 г. суды все чаще выбирают сторону работников из-за возникшей безработицы и нехватки кадров в некоторых отраслях. Само трудовое законодательство принципиальных изменений не претерпело, говорит Бабич.
В пандемию произошел всплеск жалоб граждан на работодателей в трудовую инспекцию. За первые полгода 2021 г. через портал «Онлайнинспекция.рф» поступило порядка 26 000 обращений граждан по трудовым отношениям. Обращение не всегда является жалобой: больше половины из поступающих обращений – запросы разъяснений. Наиболее распространенные темы – расчеты при увольнении, расторжение трудовых договоров и выплата заработной платы, рассказывает представитель Роструда. По его словам, в 2021 г. количество обращений в трудовые инспекции по сравнению с 2020 г. снизилось и вернулось к допандемическим показателям.
По данным портала «Онлайнинспекция.рф», за 2020 г. россияне 33 212 раз обратились в Роструд из-за увольнений и 20 428 раз из-за зарплат. Это почти вдвое больше, чем в 2019 г. (16 807 обращений из-за увольнений и 15 389 из-за зарплат).
В удаленном режиме
Чаще всего опрошенные «Ведомостями» работодатели из существенных позитивных изменений в законах о труде упоминали поправки о дистанционной работе (глава 49.1 ТК) и введение электронных трудовых книжек – они, по их словам, больше всего повлияли на повседневную работу кадровых служб. А Минтруд, отвечая на вопрос о самых важных изменениях в ТК, также назвал упрощение порядка оформления отпусков для работников с детьми (без согласования с нанимателем).
За что работодатели сегодня штрафуют работников
По оценкам Минтруда, изменения в нормах о дистанционной работе затронули очень многих россиян – сегодня работают удаленно почти 3 млн человек.
Сеть Х5 Group начала пилотный проект удаленной работы X5 Home Office для офисных сотрудников еще в 2019 г., весной 2020 г. на дистанционный режим перевели более 60% офисного персонала, рассказывает Ксения Адлейба, директор по персоналу подразделения «X5 поддержка бизнеса». После пандемии более 60% офисных сотрудников часть недели работают в офисе, часть – из дома. Закон о дистанционной работе зафиксировал понятия временной, комбинированной и постоянной дистанционной работы и обозначил права и обязанности сотрудников и работодателей, урегулировал понятие личного времени и ответственность за доступ к хорошему интернету в рабочее время удаленных сотрудников, говорит Адлейба.
Эти поправки соответствуют требованиям времени и позволили работодателям оформить работу сотрудников в условиях пандемии – сотрудникам даже не пришлось приезжать в офис, чтобы ознакомиться с новым распорядком работы, говорит Ирина Казанцева, начальник отдела кадров Райффайзенбанка. Представители «Вымпелкома» отметили, что больше всего на эффективность HR-процессов повлияли исключение усиленной квалифицированной цифровой подписи при взаимодействии работника и работодателя, а также введение гибридных форматов – временной и комбинированной дистанционной работы.
До принятия поправок о дистанционной работе каждый работодатель самостоятельно регулировал отношения с удаленными работниками, при этом он мог, например, заставить его полностью выполнять работу на личном оборудовании, т. е. за свои деньги обеспечивать средства труда, говорит Бабич. Теперь такого нет, что является большим плюсом для работников, отмечает Бабич.
На взгляд партнера юридической компании «Алимирзоев и Трофимов» Юлии Замятиной, поправки в большей степени в пользу работников, нежели работодателей. Для баланса интересов желательно, чтобы больше вопросов решалось по усмотрению работодателя или по договоренности сторон, например при прекращении трудовых отношений, говорит Замятина.
Часть поправок определенно защищает права работников: например, отменен пункт, согласно которому в трудовом договоре можно закрепить произвольное основание для расторжения трудового договора с дистанционным работником, например, если сотрудник не отвечал в мессенджере в течение часа, указывает Михайличенко. В самом ТК закреплены два основания: либо работник без уважительной причины не выходит на связь более двух рабочих дней, либо существенно меняются условия труда, не позволяя продолжать работу, говорит Михайличенко. В интересах работодателя, по словам юриста, упрощен временный перевод персонала на дистанционную работу по решению органов государственной власти или в случаях, когда нормальные жизненные условия населения находятся под угрозой.
ТК указывает работникам и работодателям на то, что нужно установить порядок взаимодействия, порядок компенсаций, период дистанционной работы. Он принят не ради пользы работника, не ради пользы работодателя, а только указывает им на необходимость договориться между собой, уверена Кожемякина. По ее мнению, новая редакция статьи о дистанционном труде дает широкие возможности создать локальные нормативные акты и договориться о справедливости внутри компании.
Электронные трудовые книжки
Бумажная трудовая книжка – рудимент, незнакомый никаким развитым рынкам труда. Их полная отмена освободит сотрудников отделов кадров для более творческой и продуктивной работы, считает Казанцева из Райффайзенбанка. Согласно новым правилам, бумажная трудовая книжка не заводится для сотрудников, которые впервые устроились на работу с января 2021 г., сведения об их трудовой деятельности ведутся лишь в электронном виде. Бумажный вариант сохраняется только для работников, которые направили работодателю заявление о сохранении такой трудовой книжки до 31 декабря 2020 г.
Однако работники это нововведение не считают такой уж хорошей защитой своих прав. Год назад 56% россиян не хотели оформлять электронную трудовую книжку вместо бумажной, согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в июле 2020 г. Сотрудники все еще с неохотой отказываются от ведения бумажных трудовых книжек, несмотря на то что все данные передаются в ПФР в электронном формате, говорит Казанцева.
По данным ВЦИОМа, треть россиян волнуются из-за возможной потери данных из-за сбоев или взлома системы (34%). Охотнее всех электронный вариант оформляют жители Москвы и Санкт-Петербурга (36%), а также молодые люди 18–24 лет (51%).
Независимо от того, выберет сотрудник только электронную трудовую книжку или комбинированный вариант, переход на такой документооборот очень сильно упрощает работу кадровым сотрудникам и работодателю – это позволяет привести документы компании в надлежащий вид, уверена Михайличенко.
Электронный учет сведений о трудовой деятельности упрощает процедуру трудоустройства, существенно повышает защищенность работника и снижает бюрократическую нагрузку внутри предприятия, говорит представитель Минтруда.
Цифровой документооборот
В мае 2020 г. в России начался эксперимент по внедрению электронного документооборота, позволяющий оформлять в цифровом виде не только трудовые книжки, но и другие кадровые документы, например командировочные листы и приказы (всего около 30 видов документов). Сотрудники вправе отказаться от ведения документов в электронном виде. Но в коллективном трудовом договоре работодатель может распространить электронный документооборот на всех работников, если более 50% сотрудников одобряют переход на цифру. Сейчас в эксперименте участвует 381 работодатель и около 2 млн работников. Существенных жалоб не поступало ни со стороны работников, ни со стороны работодателей, заверяют авторы инициативы – депутаты «Единой России».
В июне 2021 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ко второму чтению его планируют доработать. Как ожидается, в бумажном варианте по требованию профсоюзов сохранится инструктаж по охране труда. Профсоюзы считают, что важные вопросы, связанные с жизнью и здоровьем сотрудников, нельзя решать в упрощенном, электронном, порядке.
Работодателю цифровизация помогает упростить ведение документооборота, соблюсти сроки, установленные законодательством, сократить логистику документов, а преимущество для сотрудников – прозрачность всех кадровых процессов, говорит вице-президент, директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай. Сотрудник в любой момент имеет доступ к своим документам, может посмотреть этапы согласования, распечатать необходимые приказы, справки, указывает Бородай.
Отпуска и диспансеризация
Опрошенные «Ведомостями» юристы и Минтруд считают существенным изменением в ТК новые правила оформления отпусков для работников с детьми. Сейчас ежегодный отпуск в любое время могут взять работники, чей ребенок младше 14 лет. Раньше это правило касалось только сотрудников, в чьей семье все дети младше 12 лет, напоминает Михайличенко.
Также сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, – с 456 до 100 профессий. Это очень большая уступка работникам, которые долго за это боролись, и работодателям, которым хотелось бы видеть на этих работах женщин, говорит Михайличенко.
За минувшие годы был внесен ряд поправок в ТК, которые защищают права отдельных категорий сотрудников: дополнительные оплачиваемые дни на диспансеризацию, право на отпуск в любое время по желанию сотрудника для многодетных матерей, обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи, указывает представитель Минтруда.
Больше документов
Опрошенные «Ведомостями» юристы отметили несколько изменений в бумажной работе. Одни из них пошли работодателям на пользу, другие – во вред.
С 1 июля работодатели обязаны размещать вакансии на сайте «Работа в России». Обязанность заполнять очередную форму – головная боль для работодателя, но для работника портал с полной информацией может оказаться полезным, говорит Михайличенко. А с 21 апреля 2021 г. некоммерческие организации, штат которых не превышает 15 человек, а доход – 120 млн руб. в год, приравняли к микропредприятиям и освободили от ведения локальных актов в сфере труда (например, правил внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда). Отсутствие бумажной волокиты сильно разгружает такие небольшие организации, считает Михайличенко.
Юристы также отметили несколько полезных для работодателей изменений бюрократии, о которых они сами промолчали: например, компаниям позволили оспорить результаты проверок в досудебном порядке.-