Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Что такое фрикцион на катушке

Современная рыболовная катушка – это сложное устройство, при изготовлении которого используются инновационные материалы и передовые инженерные решения. Особенно ярко сия высокотехнологичность заметна при ближайшем рассмотрении хороших безынерционных и мультипликаторных катушек. Все устройство сегодня мы рассматривать не будем, сосредоточимся на том, что такое фрикцион и зачем он установлен на катушке.

Начинающему рыболову предназначение этого механизма не слишком понятно: многие и правильно пользоваться им не умеют. Но столь дилетантское отношение к фрикциону может обернуться серьезными неприятностями: от ухода трофейного экземпляра до поломки снасти. А это значит, что при подготовке к рыбалке стоит обратить внимание на надежность и правильную настройку этого механизма.

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Роль фрикционного тормоза

При подготовке фидерной или спиннинговой снасти особое внимание обращают на соответствие параметров: характеристик удилища, лески и катушки. Если поставить на слабое удилище излишне крепкую леску, оно может попросту сломаться.

Смотрим на разрывную нагрузку лески. Допустим, она равна 5 килограммов. Однако при поимке трофея весом в 5 кг он нагружает леску значительно сильнее, причем рывками, да еще и в заросли заплыть может. Это значит, что удилище испытывает сильнейшие нагрузки, что может привести к его поломке. Если же поставить на снасть леску с меньшей разрывной нагрузкой, мощная рыба ее попросту разорвет и бесследно исчезнет, глумливо взмахнув хвостом.

Теперь разбираемся, для чего же нужен фрикцион. Грубо говоря, этот механизм призван гасить рывки рыбы. При правильной регулировке он не наглухо тормозит сход лески, а дает ей некоторый допуск. Леска пружинисто сходит под воздействием рывков, что при правильной настройке фрикциона дает возможность подсекать и вываживать солидные экземпляры с использованием максимально деликатной оснастки.

Срабатывание правильно настроенного фрикциона сигнализирует о приближении уровня нагрузки к максимально допустимому значению (если механизм настроен «под максимум»). При снижении нагрузки стравливание лески прекращается, катушка работает в обычном режиме подмотки и стопора заднего хода.

Виды фрикционов для безынерционок

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Фрикционный тормоз – это механизм, применяющийся на безынерционных и мультипликаторных катушках. Вне зависимости от конструкции, он везде выполняет единственную функцию: защищать снасть при скорейшем изматывании мощной рыбы.

В зависимости от местоположения на безынерционных катушках выделяют передний и задний фрикционы.

Передний фрикцион – это классика жанра, устанавливающаяся преимущественно на скоростные «мясорубки». Они не рассчитаны на значительные нагрузки и предназначены преимущественно на добычу небольших и средних экземпляров с помощью деликатной оснастки и легких приманок.

Передний фрикцион представляет собой единое целое со шпулей, то есть и заменяется только вместе с ней, что увеличивает стоимость и время замены этих элементов. Регулировочный винт расположен впереди шпули. Катушки с передним фрикционом более легкие и чувствительные к настройке, что оправдывает их использование на лайтовых и ультралайтовых снастях.

На тяжелые спиннинги и фидеры ставят более мощные силовые «мясорубки» либо мультипликаторы, о которых мы поговорим чуть позже. Силовые катушки оснащают более надежными задними фрикционами. Они не дают столь точной настройки и существенно увеличивают вес катушек, но все искупается бескомпромиссной надежностью, устойчивостью регулировки и простотой смены шпули. Ручка регулировки располагается сзади корпуса.

В последнее время в продаже появились катушки, оснащенные и передним, и задним фрикционом. Они дороже обычных аналогов, но дают возможность эффективно вываживать экземпляры различной величины, переключая тормозные механизмы благодаря байтраннеру, о котором мы поговорим чуть позже.

Фрикционы для мультипликаторных катушек

Грамотная настройка фрикциона на мультипликаторе крайне важна, ведь эти катушки изначально заточены под трофейную ловлю, а значит – очень значительные нагрузки. Нужно учитывать, что они работают в единстве с иными тормозными системами, коих на хорошем мультипликаторе может насчитываться от четырех до шести.

Фрикционные тормоза для мультипликаторов куда более многообразны, но на поверку они оказываются реализацией одних и тех же принципов, просто под разными именами. Спасибо производителям за разнообразие!

В большинстве случаев, в основу конструкции положен набор тефлоновых (либо карбоновых) и стальных шайб с мягкими прокладками. При затягивании тормоза шайбы плотно зажимаются, давя на главную шестерню и стопоря леску – тут особого отличия с фрикционами «мясорубок» не наблюдается.

Однако в роли регулятора на мультипликаторах, как правило, выступает либо крыльчатая «звездочка», либо специальный рычаг (либо то и другое вместе). Фрикционы с рычагом дают более быструю настройку, которую можно регулировать в процессе вываживания очень крупных трофеев. Они используются преимущественно в троллинге.

Немного о байтраннере

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90 o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.


Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Советы начинающим

А теперь, на закуску, несколько практических советов:

Удачи вам, уважаемые любители рыбной ловли! Надеемся, теперь вы научитесь использовать широчайшие возможности фрикциона и поймаете еще больше знатных трофеев.

Источник

Что такое фрикционный тормоз на катушке

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.

Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке
Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

Правильная настройка фрикциона

Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушкеФрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске.

В заключение

Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой. Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал.

Источник

Выбираем рыболовную катушку!

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Есть у меня очень хороший товарищ, который частенько спрашивает советы по выбору разных рыболовных снастей. Я ему, разумеется, в этих советах не отказываю и с удовольствием рекомендую всякое разное из того, что выбрал бы сам. И вот тут мне пришла в голову мысль скомпилировать основные свои рекомендации в эту статью.

Сейчас речь пойдет о безынерционных рыболовных катушках и я расскажу о главных критериях, которыми руководствуюсь при выборе катушки. Таких критериев всего три: металлический корпус, мощность фрикциона и количество подшипников в механизме катушки. Это помимо того, что катушка должна нравиться мне внешне.

Обратите внимание на то, что здесь не будет речи о какой-либо разнице в выборе дорогих или дешевых катушках. Потому что ценовый диапазон катушек можно относить лишь к той или иной степени увлеченности человека рыбалкой и большими или меньшими требованиями к их общему техническому шику. Разговор пойдет исключительно о принципах выбора!

Металлический корпус.

С металлическим корпусом в принципе и так все понятно – металл не пластмасса. Пусть даже названная красивыми словами типа «композит», «графит» или еще как-то загадочно нерусскими буквами. Это значит, что я вправе ожидать от металлической катушки большей банальной механической прочности. Если вы не видели сломанные ножки или корпуса пластмассовых катушек, то я видел – мне такого не надо.

Однако металлические катушки по определению тяжелее своих пластмассовых сестриц. Ненамного. Грамм на 20-30. Наверное, для тех, кто ловит «спортивную» мелочь это существенный аргумент отказаться от такого изделия. Мне же, стремящемуся ловить вполне съедобную рыбу, эти 20-30 грамм… ну не замечаю я их на рыбалке. В магазине, сравнивая разные катушки, замечаю. А на берегу – нет!

Фрикцион.

Почему главное именно фрикцион? Почему не тяговые данные, прямо выраженные в передаточном числе? Почему не материалы деталей редуктора? Да все просто! Возьмем, например передаточные числа 4,0:1 и 5,0:1. Для нас это разные скорости наматывания лески на катушку (во втором случае скорость выше) и меньшее усилие на рукояти катушки (в первом случае усилие меньше). Но скорость наматывания лески (или скорость проводки) легко регулируется скоростью вращения рукояти, благо разница не слишком велика, а в тяговом передаточном числе нет никакого смысла, если на крючок села щука 5 килограмм, но затянутый фрикцион держит только 3. Причем эти 3 лишь обозначены в описании катушки, а в реальности, скорее всего и того нету. Теоретически 5-килограммовая щука легко свернет этот 3-килограммовый фрикцион.

И еще нужно понимать, что фрикцион это своего рода предохранитель. Причем не только для бланка спиннинга, как принято считать, но все же и для механизма катушки – слонов таскать не надо в любом случае! Т.е. практика подхода к вопросу именно такова: мы можем как угодно извращаться над катушкой в пределах обозначенных цифр максимальной нагрузки на фрикцион — она все выдержит!

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Теперь про материалы деталей редуктора. Согласитесь, что даже самый завиралистый производитель катушек не рискнет поставить в катушку совсем уж хлипкие детали редуктора и объявить, что ее фрикцион таки держит слона. Производитель такого несуразного изделия, скорее всего вообще нигде его силовые данные не обнародует, да и вряд ли он знает их. Примеров таких катушек полно даже у маститых катушкостроителей и они в их программах всегда самые дешевые. А мы их покупаем для всякой разной ерунды. Например, детишкам в рыбаков поиграться или на удочку чтобы живца надергать — всяко бывает. И понятно, что никто, кроме энтузиастов-исследователей, не будет проводить натурные испытания этой ерундистики для выяснения того, что никому в принципе не нужно – все и так ясно.

Так что если вы видите в описании катушки силовые данные по фрикциону, то уверяю вас, что с железками редуктора внутри этой катушки все хорошо без вариантов – она будет работать и держать все заявленные килограммы. Или почти все… И опровергать всякие дикие глупости в иных описаниях, что «эта катушка для весов до 15 грамм»… или там «до 25»… О килограммах речь идет! О килограммах!

Подшипники.

Источник

Как выбрать катушку для спиннинга + видео

Какие характеристики катушки первостепенны? Стоит ли приобретать дорогие модели или есть бюджетные, но качественные варианты?

Смотрите видео о том, как подобрать класс, размер и вес катушки с участием девятикратного чемпиона Мира по спиннинговой ловле Алексея Шанина. А также читайте подробный разбор всех характеристик безынерционных катушек и взгляните на подборку катушек для новичка от разных брендов.

Типы катушек для спиннинга

Безынерционные катушки

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Большинство рыбаков под термином “катушка для спиннинга” подразумевает именно безынерционные катушки. Появившись в конце 19 века, они получили огромную популярность сначала в Европе, а потом и во всем мире, за исключением, разве что США, где на тот момент уже сложилась многолетняя культура применения мультипликаторов.

Далее в статье мы расскажем именно о выборе безынерционных катушек. О других типах, которые вы можете установить на спиннинг, можно прочесть в конце материала.

Характеристики безынерционных катушек

Безынерционка — технически сложный механизм, обладающей массой технических характеристик, каждый из которых влияет на возможности и цену катушки. Рассмотрим их подробнее.

Передаточное число

Количество оборотов ротора за один поворот рукоятки катушки называют передаточным числом: чем больше передаточное число, тем больше лески за оборот катушка выбирает. Средним значением передаточного — 5:1, меньшие значения характерны для силовых катушек, а большие — для скоростных и лонгкастовых.

Фрикцион катушки

Фрикционный тормоз в катушках имеет фундаментальное значение — он не позволяет сойти рыбе при сильный рывках, сдавая леску под нагрузкой. Он бережет снасть от обрыва.

Фрикцион бывает передним, задним и также двойным, но для спиннинговой ловли применяют только первые два.

Вне зависимости от типа, необходимо обязательно отпускать фрикцион после рыбалки до свободного вращения шпули. Так вы существенно продлите срок эксплуатации катушки.

Типоразмер катушки

Размер шпули напрямую влияет на количество и сечение лески и косвенно — на дальность заброса. В спиннинговой ловле в основном используют размерность от 1000 до 4000, но в отдельных редких случаях, например, для морской ловли, это могут быть катушки со шпулей 5000-7000.

Чем меньше значение размерности, тем легче снасть, и приманка может использоваться с этой катушкой. Вот примерная таблица соответствия типоразмера шпули и веса применяемой оснастки:

Для начинающих спиннингистов советуем выбирать катушки от 1000 до 2500 для легких и ультралегких удилищ, 3000-4000 — для среднего класса и 4000 и более — для морской спиннинговой ловли или хеви джига. Такие сочетания типоразмера и класса удилища позволяют добиться оптимального соотношения баланса, не перегружать элементы оснастки и не утомлять руку при частых забросах.

Подшипники

Количество подшипников чуть ли не первая характеристика, которой козыряют разные производители. Но так ли она важна?

Существует миф, что чем больше подшипников в конструкции катушки, тем лучше она должна работать. Но на самом деле это лишь переусложняет конструкцию, снижает ее надежность и делает более чувствительной к загрязнению.

Для плавного хода и равномерной разгрузки механизма достаточно 4-6 подшипников,— большая часть катушек оснащена именно таким количеством. Маркировка +1 означает наличие роликового подшипника обгонной муфты стопора обратного хода.

Второстепенные характеристики

Существуют также и характеристики, которые влияют в большей степени на удобство использования, но они все еще достаточно важны:

Катушка для новичка

Источник

Как настроить фрикцион на катушке

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

Правильная регулировка фрикциона обеспечивает:

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Настройка байтраннера

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Смотреть картинку Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Картинка про Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке. Фото Что такое нагрузка на фрикцион на рыболовной катушке

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *