Что такое накопление отходов
Что такое накопление отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Правила размещения, хранения и накопления отходов
За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов. Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться. Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.
Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами
Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов
Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:
Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89
Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:
Объекты накопления, размещения и хранения отходов
К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.
При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.
Требования к объектам размещения отходов
Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:
Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.
Требования к местам временного накопления отходов
Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.
Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.
Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.
Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.
База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.
Где запрещается складирование
Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания
В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по СанПиН
Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.
Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:
Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.
Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.
Хранение отходов 4 класса опасности
Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.
Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Когда нужно получать лицензию для размещения
Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Накопление отходов: нормативы, требования, правила учета на производстве
Все возникающие на производстве, в быту, при предоставлении различных услуг отходы подлежат удалению из мест их образования.
Для каждого вида мусора предусмотрены свои технологии вывоза и дальнейшей переработки.
Но все процессы начинаются одинаково — ликвидируемые вещества собирают в специальных местах до установленного объема. Этот процесс называется накоплением отходов.
Понятие и определение
Термин «накопление» является официальным названием части работы с возникающим мусором.
Он определен законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ как складирование мусора для дальнейшей отправки их на следующие этапы переработки.
Без такой предварительной работы не обходится ни один собственник мусора.
Накопление нельзя проводить хаотично. Оно регламентировано законами, методическими рекомендациями, СанПиН (санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами), в которых оговорены, в частности, требования к местам и площадкам для сбора и временного складирования всех видов отходов, в том числе твердых коммунальных, для предприятий и организаций.
На основании этих документов каждый хозяйствующий субъект устанавливает свои инструкции, техрегламенты по порядку обращения с производимым им мусором, в том числе с накоплением. Они учитывают надежность тары, агрегатное состояние ликвидируемых веществ.
Процесс накопления не относится к лицензированной деятельности с отходами. Их владельцам не нужно получать лицензию.
Максимальный срок
Период накопления отходов длится 11 месяцев. Он исчисляется с даты образования мусора. Всё, что задержалось у компании после окончания срока, считается хранением.
Такая ситуация возможна по причинам:
К хранению установлены свои требования и ограничения.
Начисление платежей
Каков же максимальный срок исчисления, при котором в установленном порядке взимается платеж за накопление отходов на производстве?
Срок временного хранения веществ составляет 11 месяцев с даты их образования, по его истечению начисляется ежегодная плата.
Она рассчитывается производителем отходов самостоятельно с учетом массы мусора, лимитов их хранения.
Уплачивается частями ежеквартально. По итогам года по таким платежам составляется декларация.
Правила и нормы складирования на производстве
Образование промышленных отходов является неизбежной составляющей процесса изготовления изделий. Чтобы их сбор, накопление и утилизация проводились правильно, при строительстве, капремонте, реконструкции цехов и помещений предприятия сразу следует предусматривать места накопления ликвидируемых веществ.
Временное складирование разрешается:
При накоплении должны выполняться правила:
Максимально допустимое количество отходов, накапливаемое на территории производства, определяется самим предприятием на основе:
Если отходы содержат элементы разного класса токсичности, то норматив их накопления определяется по наиболее опасному веществу.
Критерием предельного накопления служит содержание токсичных веществ в воздухе не более 30% от установленного ПДК в рабочей зоне. Оно определяется по каждому виду отходов при их открытом хранении по мере увеличения мусорной массы.
Не нормируются временно складируемые отходы:
В этих случаях их предельное количество устанавливается по общим требованиям к безопасности химвеществ.
Нормативы накопления служат основанием для установления периодичности вывоза отходов. При этом если лимит превышен до даты транспортирования или нарушены гигиенические нормативы качества воздуха, почвы, воды, то ликвидируемые вещества подлежат немедленному вывозу с территории.
Требования к созданию мест накопления
Складирование промышленных отходов разрешено только на тех специализированных площадках, обустройство которых соответствует санэпидемиологическим, противопожарным, экологическим требованиям.
При создании мест временного накопления на открытых участках, а также на нестационарных площадках должны соблюдаться условия:
Раздельное накопление
Чтобы обеспечить более полную дальнейшую переработку, следует применять раздельное накопление твердых коммунальных отходов. При этом подходе мусор складируется раздельно по своим видам. Допускается группировать однородные вещества.
Для такого накопления производитель отходов:
Нормирование складирования твердых коммунальных отходов
ТКО выделены в отдельную группу. Они являются самыми многочисленными и разнообразными по составу, степени наносимого природе вреда.
Для единого подхода к процессу временного складирования применяется средняя величина скорости образования твердых коммунальных отходов — норматив накопления, порядок и правила его определения указан в постановлении от 04.04.2016 № 269.
Лимиты накопления ТКО рассчитываются региональными администрациями или муниципалитетами по каждому объекту, на которых они образуются. Говоря об утверждении норматива, речь идет об определении его отдельно по массе и объему на одну расчетную единицу.
Такими единицами по категориям объектов выступают:
Наименование категорий объектов | Единица для расчета | |||||||
сотрудник | посетитель | кв метр площади | пассажир, машино-место | участник | ребенок, учащийся | проживающий | место | |
административные учреждения, здания, конторы | + | + | + | |||||
торговые компании, выездная торговля | + | + | ||||||
предприятия транспорта | + | |||||||
ДОУ, иные учебные заведения | + | + | ||||||
спортивные, развлекательные, культурные организации | + | + | + | |||||
предприятия общепита | + | |||||||
службы быта | + | + | + | |||||
сфера похоронных услуг | + | + | ||||||
кооперативы, садоводческие товарищества | + | |||||||
организации иных отраслей | + | + | ||||||
ИЖД, многоквартирные дома | + | + |
Перед расчетом собираются количественные данные об отходах, включающие смет от уборки придомовых территорий. Для этого проводятся их замеры по 3 и более объектам, расположенным на участках поселений с разной плотностью проживающих.
Замеряется мусор в контейнерах, мешках, бункерах каждый сезон по одной неделе, полученные сведения по каждому объекту суммируются по дням недели.
Рассчитывается норматив как масса или объем отходов на каждом объекте, приходящаяся на количество его расчетных единиц за определенный период.
Выделяют виды нормативов:
Нормативы используются для расчетов с региональным оператором ТКО. Их значения следует пересчитывать каждые 5 лет.
Реестр площадок
Ответственными за места, на которых накапливаются ТКО, являются муниципалитеты.
В их обязанности входит:
Реестр представляет собой актуальную базу данных об участках, предназначенных для накопления коммунального мусора. Информация в него заносится по мере принятия решений о создании нового места накопления.
Перечень является открытым бесплатным ресурсом. Он доступен для ознакомления любым заинтересованным лицам.
Приборы учета
Отходы учитываются по объему и массе.
При этом на один и тот же объем приходятся разные массы веществ. Это связано с их плотностью и составом.
Например, картонная упаковка имеет почти одинаковый объем с пластиковой, но весят они по-разному.
Также на плотность, соответственно и на вес отходов, влияют погодные условия, сезонность, специфика производственной деятельности, особенности складирования.
Трудозатраты по накоплению, перемещению, захоронению одного объема разных отходов могут быть несопоставимы, а финансовая составляющая рассчитана одинакова.
Чтобы достоверно знать количество самых многочисленных коммунальных отходов, постановлением от 03.06.2016 № 505 внедрены правила их коммерческого учета в сфере обращения с ТКО.
Они предусматривают 2 способа количественного определения мусора для расчетов по договорам:
Измерительный метод предлагается для расчетов с теми операторами, которые занимаются транспортированием или владеют объектами переработки ТКО.
Такие операторы обязаны с июня 2017 года использовать учетные приборы, а если приборов нет или они вышли из строя, то применяется расчетный метод.
На каждый установленный прибор должен быть акт о допуске. Измерительное средство разрешается эксплуатировать после проведения специальной комиссией мероприятий по проверке:
Под современными приборами учета накопления твердых коммунальных отходов понимается оборудование в виде программно-аппаратного комплекса:
Такое измерительное оборудование упрощает процесс взвешивания коммунального мусора, точно учитывает его накопление.
Внедрение новых технологий позволяет производить расчеты за реально отгруженные отходы, обеспечивает прозрачность обращения ТКО. Исключение человека из системы определения массы отходов уменьшает возможность мошеннических действий.
Заключение
Накопление отходов является подготовительным этапом к их дальнейшей переработке. От правильности выполнения требований по временному хранению мусора, включая его раздельное накопление, зависят полнота его вторичного использования и уровень снижения загрязнения биосферы.
Накопление массовых коммунальных отходов отличается от остальных наличием единого собственника на территории — регионального оператора. Его деятельность находится под постоянным контролем государства.
Внедряются современные технологии, призванные совершенствовать работу с ТКО. Одна из них — коммерческий учет мусора. Он позволяет собирать средства с населения, оплачивать труд коммунальщиков по фактическому весу вывезенного на переработку мусора.
Накопление отходов
Н акопление отходов производства и потребления осуществляется в виде временного складирования отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в специально оборудованных местах. Места накопления отходов (площадки) должны быть обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ).
В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить (п. 3.4 СанПиН 2−03):
— в производственных или вспомогательных помещениях;
— в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
— в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
— в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
— на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление промышленных отходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия (п. 3.7 СанПиН 2−03):
— временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
— поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом );
— поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
— по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
— поступление загрязненного ливнестока с открытой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Требования к местам временного накопления отходов в вашем регионе вы можете найти в региональном законодательстве.
Таким образом, накопление отходов допускается осуществлять только в специально оборудованных местах в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Статус отходов производства и потребления приобретают вещества или предметы, которые:
1. Образуются в процессе:
2. Удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ).
Условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 22 Федерального закона 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Так как время, периодичность и объемы изъятия отходов из мест их образования не соответствует времени, периодичности вывоза и объемам отходов, направляемых на дальнейшее обращение, хозяйствующие субъекты организуют специально оборудованные места для временного хранения (накопления) образующихся отходов.
Для предприятий устанавливают нормативы образования (накопления) и лимиты на размещение отходов. По нормативам определяют периодичность вывоза отходов с производственной территории в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России 349.