Что такое наличное обращение

Определение

Сложное сплетение различных производственных, торговых и инвестиционных процессов, в том числе накопления и вложения капитала, прочно связанных с ними, а также формирование и использование кредитных средств возможно благодаря такому экономическому явлению, как денежное обращение.

Это движение денег, которое происходит во внутреннем обороте государства, а также в системе внешнеэкономических связей. Оно может иметь наличную и безналичную форму. Этим отличаются финансы. Денежное обращение обслуживает процесс реализации услуг, товаров, экономические платежи нетоварного характера.Что такое наличное обращение. Смотреть фото Что такое наличное обращение. Смотреть картинку Что такое наличное обращение. Картинка про Что такое наличное обращение. Фото Что такое наличное обращение

Однако оно имеет и другое определение. Иными словами, это процесс движения денег, при котором происходит выполнение их функций.

Если рассматривать денежное обращение с учетом последнего определения, то денежный оборот можно представить в качестве суммы всех платежей, которые осуществляют экономические агенты в безналичной и наличной форме.

Факторы, влияющие на денежное обращение

Оказывать влияние на денежное обращение могут следующие факторы:

Что входит в денежный оборот?

Денежный оборот включает в себя оборот как наличных, так и безналичных денег.

Деньги наличные имеют форму банкнот и разменных монет.

В связи с этим различают два основополагающих типа денежного обращения: наличное и безналичное.

Наличное обращение

Используется такая форма обращения денег при осуществлении кругооборота товаров, для оплаты услуг, при выплате зарплаты и проч.

Размер оборота

Что такое наличное обращение. Смотреть фото Что такое наличное обращение. Смотреть картинку Что такое наличное обращение. Картинка про Что такое наличное обращение. Фото Что такое наличное обращение

Размер такого оборота находится в прямой зависимости от рыночного уровня цен в государстве, от объемов услуг и товаров, от количества звеньев, которые составляют систему расчетов.

Принципы наличного обращения

В момент организации наличного обращения должны учитываться следующие принципы:

1. Централизованная организация и регулирование денежного обращения. С учетом этого принципа ЦБ наделен исключительным правом организации и регулирования движения наличных денежных средств. Это позволяет достичь таких немаловажных факторов, как устойчивость, бесперебойность денежного обращения. Помимо этого, учитывается покупательная способность государственной валюты. Достичь этого принципа позволяют нормативные документы, которые регламентируют проведение кассовых операций во всех хозяйствующих субъектах и кредитных учреждениях.

2. Экономичность, эластичность денежного обращения. В основе как наличных, так и безналичных денег лежит одна и та же кредитная основа. Поэтому они с легкостью могут трансформироваться друг в друга, что дает возможность проводить эластичный сдвиг между наличным обращением и безналичным, в зависимости от требований экономики. Согласно этому принципу, государство может изменять наличное обращение на безналичное, которое по своей сути является более дешевым.Что такое наличное обращение. Смотреть фото Что такое наличное обращение. Смотреть картинку Что такое наличное обращение. Картинка про Что такое наличное обращение. Фото Что такое наличное обращение

3. Принцип комплексности при организации денежного оборота. То есть оба вида обращения (как наличное, так и безналичное) должны рассматриваться как единое целое. Реализуется данный принцип законодательно путем фиксации единого порядка расчетов через банки коммерческого типа. Денежное обращение и кредит тесно связаны между собой.

4. Обеспечение экономики наличными деньгами должно быть регулярным и бесперебойным. В соответствии с данным принципом, ЦБ должен осуществлять своевременную эмиссию бумажных денег, а также регламентировать деятельность различных коммерческих банков и организаций кредитного характера. Цель подобного воздействия – регулировать своевременное обслуживание расчетов между субъектами экономики.

5. Установление четкого регламента по выполнению операций с участием наличных денег. В данном случае государство при помощи соответствующих нормативных актов четко регламентирует выполнение следующих операций: оприходование наличности, выдача ее в кассах банка, документальное сопровождение кассовых операций.

Безналичное обращение

С помощью безналичного обращения могут обслуживаться следующие виды отношений:

• Между лицами юридическими.

• Между организациями кредитного характера и юрлицами.

• Между физическими лицами и юридическими.

• Между физическими лицами и организациями кредитного типа.

• Между государством и юридическими лицами. Регулирование денежного обращения принадлежит государству.

Наравне с наличным, безналичное обращение может использоваться для осуществления различных платежей и переводов, при повседневной оплате товаров и услуг.

Преимущества безналичного оборота

В отличие от наличного обращения, объем безналичного значительно больше – он составляет до 90% общего оборота денежных средств. Такая пропорция не случайна, ведь безналичный расчет имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет экономно расходовать наличные деньги.

2. Способствует сокращению издержек обращения, ведь расходы на печать денег и их пересылку значительно сокращаются.

3. Значительно увеличивает скорость, с которой происходит обращение денег.Что такое наличное обращение. Смотреть фото Что такое наличное обращение. Смотреть картинку Что такое наличное обращение. Картинка про Что такое наличное обращение. Фото Что такое наличное обращение

В соответствии с ГК РФ, могут применяться несколько форм безналичного расчета:

• Расчеты при помощи платежных поручений.

• Расчеты при помощи чеков.

• Расчеты при помощи платежных требований-поручений.

• Расчеты при помощи аккредитивов.

Финансы, кредит и денежное обращение – эти понятия имеют огромное значение в экономике государства.

Принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты имеют собственные принципы организации.

Первый принцип предполагает осуществление безналичных расчетов через банковские счета, открываемые клиентами для перевода и хранения денежных средств.

Второй принцип предполагает, что банк должен осуществлять платежи между счетами только с распоряжения их владельца и том порядке, который установил. Все безналичные платежи могут осуществляются исключительно в пределах остатка, который имеется на счете. Данный принцип закрепляет право субъекта на самостоятельное определение той очередности, в которой должны осуществляться платежи.

Третий принцип организации денежного обращения предполагает свободу выбора между формами безналичных расчетов. То есть субъект рынка может самостоятельно определять, какой формой безналичного расчета ему удобнее и целесообразнее пользоваться.

Четвертый принцип называется принципом срочности платежей. Подразумевает под собой, что расчеты должны осуществляться в строгом соответствии с установленными сроками, которые определены и закреплены законом или иными нормативными актами. Другими словами, этот принцип можно описать так: несомненно, получатель денег заинтересован в их зачислении, но не менее заинтересован и в том, чтобы зачисление происходило в точно оговоренный срок. На практике принцип срочности очень важен – он позволяет предприятиям рационально строить собственный оборот денег, основываясь на степени срочности тех или иных платежей.

Пятый принцип – обеспеченность платежа. Принцип обеспеченности неразрывно связан с предыдущим, так как плательщик должен иметь ликвидные средства для соблюдения принципа срочности.

Закон денежного обращения

Что такое наличное обращение. Смотреть фото Что такое наличное обращение. Смотреть картинку Что такое наличное обращение. Картинка про Что такое наличное обращение. Фото Что такое наличное обращение

Данный закон позволяет ответить на вопрос о том, сколько денег должно быть в обороте, чтобы они выполняли свои функции. Фактически закон отражает необходимое количество денег, достаточное для того, чтобы те могли выполнять свои основные функции.

Существует три основных фактора, от которых зависит количество денежных средств, которое необходимо:

• Объем товаров и услуг, которые проданы на рынке (прямая взаимосвязь).

• Уровень цен на услуги и товары, а также тарифы (прямая взаимосвязь).

• Скорость, с которой деньги обращаются (обратная взаимосвязь).

Все эти факторы зависят от условий производства. То есть объем товаров и услуг, продаваемых на рынке, напрямую зависит от уровня развития такого показателя, как разделение труда. Стоимость услуг и товаров находится в обратной пропорциональности к уровню производительности труда: уровень производительности выше – цены ниже.

Закон обращения денег можно записать формулой:

Где Д – денежная масса в обращении, Т – товарная масса, Ц – цена, v – скорость, с которой оборачиваются деньги.

Таким образом, закон денежного обращения напрямую отражает взаимосвязь, которая имеется между товарной массой, обращающейся на рынке, уровнем цен на данные товары и скоростью, с которой деньги оборачиваются.

Источник

Наличное денежное обращение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие денежного обращения

Общественное разделение труда послужило объективной причиной появления обмена излишками продукции, а за тем и торговли. Сначала торговля имела меновой характер. Товары обменивались на товары. Это было не очень удобно. Возникла объективная необходимость в возникновении какого-то эквивалента, мерила ценности продукции. Так появились деньги.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что именно разделение труда и развитие торговли и товарного производства послужили основой для формирования денежного обращения. Оно представляет собой непрерывную цепь обменов денег на товар и товара на деньги.

Деньги представляют собой инструмент, обслуживающий обмен совокупного общественного продукта, оборот товаров, предоставление услуг, движение ссудного капитала, доходов различных общественных групп. Перед началом своего движения деньги накапливаются у субъектов рынка (на счетах, в кошельках, в кассах, в казне). Далее у одной из социальных групп возникает необходимость в деньгах (спрос на деньги). Спрос удовлетворяется предложением в обмен на различные товары и услуги.

В экономической литературе существует несколько вариантов определения термина «денежное обращение».

Денежным обращением называют движение денежной массы во внутриэкономическом обороте государства, в области внешнеэкономических отношений, которое обслуживает реализацию товаров и услуг на рынке в наличной и безналичной форме и нетоварных платежей.

Денежным обращением называется движение денег между потребителями, производителями и органами государственной власти в процессе выполнения своих функций.

Факторы, влияющие на денежное обращение, и его структура

Денежное обращение зависит от многих обстоятельств. Наиболее важными являются такие факторы, как:

Готовые работы на аналогичную тему

Эти факторы определяют скорость обмена денег на товары и наоборот. Кроме того, они влияют на покупательную стоимость денег. В структуре денежно обращения выделяют две составляющие: наличную и безналичную формы.

Понятие и особенности наличного денежного обращения

Наличной (налично-денежной) формой обращения называют движение наличных денег в области товарно-денежных отношений и выполнении ими основных функций – средства платежей и средства обращения.

Наличными деньгами называют денежные знаки, представленные в виде монет, бумажных купюр, банкнот.

Применяется наличность в процессе кругооборота товаров и услуг, при расчетах по выплате заработной платы, пособий и пенсий, при выплате страховки и т.п. В наличное обращение включены все формы движения наличных денег за определенный период времени. Этот оборот происходит между всеми субъектами рыночных отношений: между физическими и юридическими лицами, государством и населением.

Оно происходит с помощью денежных знаков в различной форме. Их выпуск осуществляет государственный банк. Он же изымает их из обращения, регулируя таким образом объем денежной массы в государстве, производя замены денежных знаков старого образца на новые.

Эмиссия производится через представительства центрального банка и оборотные кассы. В оборотные кассы поступают наличные деньги и от коммерческих банков.

Наличное денежное обращение основывается на ряде принципов:

Источник

9. Понятие денежного обращения. наличное и безналичное обращение

9. Понятие денежного обращения. наличное и безналичное обращение

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляются процесс обращения товаров, а также движение ссудного капитала и фиктивного.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.

Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях.

Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В промышленно развитых странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10 %) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажноденежные знаки – казначейские билеты.

Налично-денежный оборот страны – это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием.

Безналичное обращение – это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов.

Различают следующие группы безналичного обращения:

1) по товарным операциям;

2) по финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй – платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Поступления безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях в связи с активным развитием кредитно-банковской системы и электронных способов передачи информации удельный вес наличных денег в общей массе денежных средств (особенно в промышленно развитых государствах) невелик (в США он составляет около 8 %, в Российской Федерации около 30 %).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

28. Система металлического денежного обращения

28. Система металлического денежного обращения Система металлического обращения базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. В зависимости от

4. Организация денежного обращения. Наличное и безналичное обращение

4. Организация денежного обращения. Наличное и безналичное обращение Денежное обращение представляет собой циркуляцию денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое движение возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то

6. Закон денежного обращения

6. Закон денежного обращения Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый К. Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства

13. Компетенция ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

13. Компетенция ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных

13. Принципы организации наличного денежного обращения

13. Принципы организации наличного денежного обращения Организация денежного обращения – это поддержание оптимального соотношения между наличным и безналичным оборотом, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных

17. Эмпирические законы денежного обращения

17. Эмпирические законы денежного обращения Закон – связь явлений. Эта связь может быть поверхностной или существенной. Поверхностные взаимосвязи выражают эмпирические законы (закон Грешема, монетарное правило). Внутренние причинные взаимосвязи выражают сущностные

51. Регулирование денежного обращения

51. Регулирование денежного обращения Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.Виды денежного обращения;• обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и

Безналичное денежное обращение

Безналичное денежное обращение Правила денежного обращения в нашей стране (как наличного, так и безналичного) устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Граждане России, приобретая товары и услуги, расплачиваются преимущественно

Наличное денежное обращение

Наличное денежное обращение Безналичные платежи – это, как правило, удобно и организации. Но из любого правила есть исключения. Иногда организации удобнее расплатиться в наличной форме, например, при мелких разовых покупках. Кроме того, наличные деньги используются в

3. Закон денежного обращения

3. Закон денежного обращения Закон денежного обращения показывает, сколько нужно наличных денег для экономики страны.Закон по К. Марксу: «Сумма цен по реализуемым товарам, работам или услугам минус сумма цен по товарам, работам или услугам, проданным с рассрочкой платежа,

19. Закон денежного обращения

19. Закон денежного обращения Закон денежного обращения показывает, сколько нужно наличных денег для экономики страны.Закон по К. Марксу: «Сумма цен по реализуемым товарам, работам или услугам минус сумма цен по товарам, работам или услугам, проданным с рассрочкой

3. Деньги. Законы денежного обращения

3. Деньги. Законы денежного обращения Когда английские колонисты впервые поселились в Новом Свете, они привезли с собой совсем немного фунтов, шиллингов и пенсов, которыми пользовались дома. На самом деле это было и неважно, ведь коренные американцы, с которыми велась

§ 4 Инфляция и устойчивость денежного обращения

§ 4 Инфляция и устойчивость денежного обращения Мы завершаем настоящую главу рассмотрением неравновесия и равновесия в такой жизненно важной области современной экономики, которой является денежное обращение. Под денежным обращением подразумевается непрерывное

6. Закон денежного обращения

6. Закон денежного обращения Денежное обращение – это движение денежных потоков, обеспечивающееся посредством существования на рынке предложения и спроса денежной массы. Это основное условие эффективного функционирования финансовой, кредитно-денежной системы страны.

На подступах: проблема денежного обращения

На подступах: проблема денежного обращения Как пишет Маркс, в парламентских прениях по поводу банковских актов 1844 и 1845 гг. будущий премьер Гладстон однажды заметил, что даже любовь не сделала стольких людей дураками, сколько мудрствование о сущности денег[136].В Англии

На подступах: проблема денежного обращения

На подступах: проблема денежного обращения Как пишет Маркс, в парламентских прениях по поводу банковских актов 1844 и 1845 гг. будущий премьер Гладстон однажды заметил, что даже любовь не сделала стольких людей дураками, сколько мудрствование о сущности денег.[137]В Англии

Источник

Правовые основы денежного обращения в России

Понятие денежной системы, ее элементы

Деньги, особенность их обращения, структура денежной массы играют основополагающую роль в функционировании рыночной экономики. В связи с этим большое значение приобретают правовые аспекты организации и регулирования денежного обращения и денежной системы России.

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение (НДО) — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими деньгами). В промышленно развитых странах банковские билеты, выпускаемые центральными банками, составляют подавляющую часть НДО. И лишь незначительная часть выпуска денег (10%) идет на казначейские билеты и монеты, эмитируемые казначейством.

Безналичное обращение (БНО) — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек и других расчетных документов, принятых в банковской практике. На него в промышленно развитых странах приходится более 90%.

Что касается российской экономики, то, по данным Центрального банка РФ, по состоянию на 1 октября 1999 г. удельный вес безналичного обращения в нашей стране составляет около 54% и имеет тенденцию к увеличению, в то время как доля налично-денежного обращения составляет 46% и постепенно уменьшается

Между НДО и БНО существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму денежных знаков на форму депозита в коммерческом банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке — непременное условие для получения наличных денег. Поэтому БНО неотделимо от НДО и вместе они образуют единый денежный оборот страны, в котором функционируют единые деньги одного наименования.

Правовые основы организации денежного обращения в Российской Федерации заложены в Конституции РФ, федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Данные законы определяют распределение полномочий и ответственности государственных органов власти и управления по регулированию денежного обращения Российской Федерации, а также конкретизируют правовые нормы и инструменты, позволяющие реализовывать эти полномочия на практике.

Основу денежного обращения любой страны составляет ее денежная система, которая представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения. Современные денежные системы включают следующие элементы:

* Масштаб цен — количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу и ее кратные части. Служит для измерения и выражения цен всех товаров. В СССР с 1961 г. масштаб цен составлял: 1 рубль = 0,987412 г чистого золота. В настоящее время масштаб цен заменен паритетом покупательной способности (ППС) валют — фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в каждой из стран. Определяющим фактором при учете ППС является стоимость продуктов питания, одежды, жилья и транспортных услуг.

Как и во всех промышленно развитых странах, в России официальный масштаб цен не установлен (ст. 28 Закона). Основными видами российских денег в соответствии со ст. 29, 30 Закона являются «банкноты (банковские билеты) и монета Банка России», которые «являются единственным законным средством платежа» на территории страны.

Главным государственным аппаратом регулирования денежного обращения в нашей стране является Центральный банк РФ, на который в соответствии со ст. 4 Закона возложены следующие функции: организация налично-денежного обращения и безналичных расчетов. В сфере безналичных расчетов в соответствии со ст. 80, 81, 82 Закона ЦБ РФ координирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые, системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В целях организации налично-денежного обращения на Банк России возложены следующие функции (ст. 34 Закона):

Так, в соответствии со ст. 44 Закона ЦБ РФ ежегодно предоставляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, где прогнозируется размер денежной эмиссии и ее порядок, для предварительного согласования Правительству РФ и Президенту РФ, а затем в Государственную Думу. Кроме того, оперативные решения Совета директоров ЦБ РФ по вопросам налично-денежной эмиссии в порядке предварительного информирования направляются в Правительство РФ.

Ключевая роль отведена Законом ЦБ РФ в регулировании объемов кредитно-депозитной эмиссии безналичной рублевой денежной массы, осуществляемой коммерческими банками (ст. 4 п. 3, 35, 36, 43). Банк России не только является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организующим систему рефинансирования, но и имеет мощные инструменты и методы денежно-кредитной политики, позволяющие влиять на способность коммерческих банков создавать безналичную рублевую денежную массу. К ним относятся:

В ст. 30 Закона отмечено, что банкноты и монета Банка России «обеспечиваются всеми его активами», т.е., по существу, российский рубль является настолько обеспеченным, насколько качественные и надежные активы имеет ЦБ РФ. Важность регулирования ЦБ РФ величины денежной массы, находящейся в обращении, объясняется тем, что российский рубль, как и любая денежная единица конкретного государства, является чисто бумажной валютой. В принципе рубли могут выпускаться в обращение ЦБ РФ в неограниченном количестве, поскольку в российском законодательстве на это не предусмотрено прямых ограничений.

Однако косвенные границы эмиссии существуют — они определяются целями, которые поставлены перед Центральным банком РФ: «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. ». В этом и заключается важность возложенной на Банк России функции по монопольной эмиссии наличных рублей и ключевому регулированию объемов прироста безналичной рублевой денежной массы, создаваемой коммерческими банками.

Известно, что увеличение денежной массы в обращении, неадекватное росту реального ВВП страны, вызванное разными причинами, ведет к инфляционным процессам — росту цен и обесценению национальной валюты. При этом инфляция может быть инспирирована как объективными экономическими причинами в сфере производства, связанными с циклическим развитием рыночной экономики, так и сознательной политикой государства в лице его правительства, которое прибегает к избыточной эмиссии денег для осуществления своих расходов и пополнения бюджета

Инфляционные процессы разрушительно действуют на денежную систему любой страны. Подтверждением тому служит и российская инфляция последних лет, в ходе которой произошло серьезное расстройство национальной денежной системы, что проявилось в «бегстве» от рубля и тотальной долларизации экономики, переходе на взаимозачеты и бартер, эмиссии денежных суррогатов, росте процентных ставок, сокращении объемов кредитования, снижении платежеспособного спроса и обнищании населения, падении национального производства.

Основными формами стабилизации инфляции являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы проводятся с использованием таких методов, как:

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Различают:

К сожалению, пока приходится констатировать, что Правительство РФ в 1992—1999 гг. неэффективно проводило антиинфляционную политику. Кратковременный эффект от дефляционных мероприятий в российской экономике наступил лишь в конце 1997 г. — первой половине 1998 г., когда темпы инфляции снизились до уровня 0,9% в месяц, замедлилась скорость падения курса рубля, доходность государственных ценных бумаг стабилизировалась на уровне 32% годовых, а ставка рефинансирования — 30% годовых.

Поэтому в данный период времени было решено провести деноминацию с 1 января 1998 г. в масштабе: 1000 руб. в деньгах старого образца на один рубль в новых деньгах (Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 1182 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1997 г. «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен».

Однако, как показали кризисные события августа 1998 г. (темпы инфляции подскочили до уровня 84% годовых), эти чисто технические меры (деноминация) по стабилизации расстройства денежной системы России не могли обеспечить подавление инфляции, корни которой кроются гораздо глубже, чем чисто монетарные причины (т.е. связанные со сферой денежного обращения). Корни инфляции находятся в сфере российского реального производства и ошибочной политике Правительства РФ по отношению к национальному предпринимателю.

Финансовый кризис августа 1998 г. также показал, насколько важную роль в организации денежной системы современной России играют такие ее элементы, как режим курса рубля по отношению к иностранным валютам, регулирование его конвертируемости и уровня валютных ограничений. Ведь, по существу, видимым толчком новой дестабилизации российского рубля и развертывания инфляционных процессов в экономике стало обвальное падение валютного курса рубля (почти в три раза) по отношению к иностранным валютам,

Валютное регулирование российского рубля возложено действующим законодательством на Банк России, который осуществляет его посредством:

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Основы налично-денежного оборота

Под правовым регулированием денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, адекватное потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики. Главными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются:

Распределение полномочий в сфере регулирования денежного обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71, п. «ж» отмечено, что такие вопросы, как «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. В ст. 106 Конституции за Советом Федерации и Государственной Думой закреплены их исключительные законодательные полномочия «по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации денежного обращения в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», что позволяет ему через персоналии проводить определенную политику в денежной сфере.

При этом во избежание злоупотреблений со стороны Президента РФ в кадровом вопросе Государственная Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, — защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства — Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл. 46, ст. 861 ГК РФ предусматривают, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке», а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что «расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом».

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ:

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимиты остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов — предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России.

Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением № 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствущей форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В целом существующую систему нормативного регулирования наличного денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов, так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в группе «положительных» банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть.

Несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения — высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д. В промышленно развитых странах отсутствует столь строгое разграничение сфер наличного и безналичного платежных оборотов и жесткое регулирование наличных расчетов юридических лиц. Вместе с тем сфера безналичного оборота там постоянно расширяется и близка к своему абсолютному максимуму.

Правила ведения кассовых операций на территории Российской Федерации. Кассовые операции юридических лиц

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятия — юридические лица имеют кассу. Кассовые операции — это операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятий. К ним относятся:

Данный Порядок был установлен ЦБ РФ в соответствии с требованиями Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г., который последовал за известными событиями криминального характера конца 1991-го — начала 1992 г. Это так называемое дело о «чеченском авизо», когда преступники, воспользовавшись «прорехами» в существовавшей на тот момент системе организации денежного обращения Российской Федерации, сумели украсть из банковской системы (как из коммерческих банков, так и из системы РКЦ ГУ ЦБ РФ) рублевых денежных знаков на миллиарды долларов по действовавшему на тот момент официальному курсу.

Преступная схема была разработана с использованием следующих недостатков в организации денежного обращения: система безналичных расчетов через территориальные расчетно-кассовые центры Банка России не имела надежного, автоматического контроля и подтверждения исходящих и входящих платежей, проходящих по системе расчетов, и практически не была защищена от несанкционированного доступа преступных элементов; кассовые операции коммерческих предприятий слабо контролировались налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Преступники сумели внедрить в систему безналичных расчетов РКЦ ГУ ЦБ РФ огромные фальшивые суммы рублевых денежных переводов, которые поступили на их расчетные счета, а затем, воспользовавшись слабой кассовой дисциплиной банков и предприятий, изъять их в виде реальных наличных денег.

Таким образом, практикой, в данном случае негативной, был еще раз подтвержден тезис о тесной взаимосвязи безналичного и наличного денежного оборота и важности организации денежного обращения, адекватной изменяющимся требованиям народного хозяйства страны.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в штате предприятия для этого предусматривается должность кассира. После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу его под расписку знакомят с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и заключают договор о полной материальной ответственности за вверяемые ценности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

В обязанности кассира входит:

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости его временной замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия. С этим работником также заключается договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (по болезни и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться по письменному распоряжению руководителя предприятия главным бухгалтером или другим работником при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

В целях сохранности средств помещения кассы предприятий должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, должны в обязательном порядке документально оприходываться. И все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, также должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение наличных денег в кредитных организациях подписывает распорядитель кредита, в лице которого выступает руководитель предприятия или специально уполномоченное лицо.

Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (п. 3) предусмотрено, что каждое предприятие должно вести кассовую книгу по установленной форме. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций утверждены постановлением Госкомстата СССР № 241 от 28 декабря 1989 г. «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» по согласованию с Госбанком СССР и Министерством финансов СССР.

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу. Листы каждой новой кассовой книги обязательно нумеруются. Кассовая книга должна быть прошнурована и опечатана (обычно круглой печатью предприятия). На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано. страниц», которая заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Допущенные ошибки исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и над зачеркнутым надписываются исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправляемое.

Исправление ошибки должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ. Кроме того, необходимо ставить дату исправления.

Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру (расходному или приходному) или другому его заменяющему документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию свой отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В настоящее время многие предприятия осуществляют бухгалтерский учет с применением ПЭВМ. Пункт 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации допускает ведение кассовой книги на предприятии автоматизированным способом. В этом случае листы кассовой книги формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется «Отчет кассира». Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней машинограмме за календарный год — общее количество листов книги за год.

По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, и книга опечатывается. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

В целях ограничения использования наличных рублей в хозяйственном обороте размеры расчетов наличными между юридическими лицами ограничиваются. Так, Указанием ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. № 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» установлено, что предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу не может превышать:

Еще одной важной особенностью ведения кассовых операций на территории Российской Федерации является порядок осуществления предприятиями расчетов с населением, который регулируется Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1, а также Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, установленным постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. № 904.

Согласно данному Положению денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.

Денежные расчеты с населением без применения ККМ допускаются в организациях отдельных категорий в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ. Необходимо отметить, что каждое новое Правительство РФ, а они в нашей стране в последнее время менялись с периодичностью один раз в полгода, утверждает новый перечень отдельных категорий организаций и предприятий, осуществляющих денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Такое пристальное внимание Правительства РФ к данному вопросу объясняется ужесточением контроля за налогооблагаемой базой предприятий и организаций.

Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Важную роль в правовом регулировании налично-денежного обращения Российской Федерации занимают правовые нормы, определяющие применение такого метода регулирования денежного обращения, как контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег, и такого инструмента, как ответственность руководителей организаций за нарушение установленных правил кассовой дисциплины.

Как было отмечено во втором параграфе данной главы, основными документами, регулирующими кассовую дисциплину предприятий, «рожденными» в недрах ЦБ РФ, являются Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, где раскрыты основные методы и виды контроля за обращением налично-денежной массы в Российской Федерации. Так, предварительный контроль в ходе регулирования оборота наличных рублей организуется посредством метода прогнозирования — составления коммерческими банками и учреждениями Банка России прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.

Оперативный контроль за соблюдением кассовой дисциплины организациями организуется методом лимитирования — коммерческим банкам и их клиентам устанавливаются лимиты наличных денег в их кассах. Последующий контроль за соблюдением организациями правил хранения, расходования и обращения денег реализуется посредством метода ревизий и проверок — клиенты коммерческих банков проверяются последними на предмет фактического соблюдения кассовой дисциплины.

Организация контроля за соблюдением данных нормативных документов осуществляется Банком России через систему коммерческих банков при помощи мер административного характера. Так, Положением № 14-П на коммерческие банки возложена функция проверки кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах не реже одного раза в два года. О том, что это неэффективно и необоснованно, уже говорилось. И тем не менее банки проводят предписываемые им нормативными документами проверки.

Например, за девять месяцев 1999 г. кредитными организациями было проверено 38 355 организаций, или 12,2% от числа контролируемых по соблюдению порядка работы с денежной наличностью. Из них допустили нарушения порядка работы с денежной наличностью 3,5% предприятий. Еще раз повторим, что, как и следовало ожидать, данные мероприятия не обеспечили достижение главной цели, которая была поставлена ЦБ РФ по регулированию налично-денежного обращения, — резкого сокращения уровня наличных рублей в обращении.

Повышению эффективности мероприятий по контролю со стороны коммерческих банков за кассовой дисциплиной предприятий-клиентов, по мнению ЦБ РФ, может способствовать объединение усилий банков с Министерством РФ по налогам и сборам в проведении совместных проверок или направлении результатов проверок банков своих клиентов в налоговые органы для принятия соответствующих мер воздействия по отношению к нарушителям. В частности, традиционным ежегодным письмом «Об усилении контроля за наличным денежным оборотом» (последнее — от 25 ноября 1999 г. № 13-4-20/2291) ЦБ РФ предписывает в 2000 г. коммерческим банкам «активизировать работу по рациональной организации наличного денежного оборота. В этих целях:

Проанализировав мероприятия Банка России по организации контроля за денежным обращением, можно сделать вывод, что эффективность данного контроля возрастает за счет активизации использования такого инструмента регулирования, как ответственность руководителей и организаций за несоблюдение установленных ЦБ РФ правил хранения, учета и обращения денежных средств. Юридическая ответственность за несоблюдение норм налично-денежного обращения может быть различной:

К различным видам нарушений нормативных актов, регулирующих налично-денежное обращение, применяются указанные меры ответственности как отдельно, так и комплексно в разнообразном сочетании. Рассмотрим некоторые из них.

В случае обнаружения проверяющими банками нарушений кассовой дисциплины предприятиями-клиентами при условии неоповещения об этих нарушениях налоговых органов меры ответственности за обнаруженные нарушения могут ограничиться дисциплинарными взысканиями (ст. 135 Кодекса законов о труде РФ: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение) и возмещением материального ущерба (ст. 121, 122 Кодекса законов о труде РФ) лицами, допустившими нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Если же о систематических нарушениях организациями правил ведения кассовых операций, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, сообщается налоговым органам, то они могут квалифицироваться по ст. 120 Налогового кодекса РФ как «грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения», под которым понимается «отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика».

За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 Налогового кодекса РФ предусмотрено взыскание штрафа:

Еще более строгие меры ответственности предусмотрены действующим законодательством за расчеты юридических лиц с населением без применения контрольно-кассовых машин. При обнаружении налоговыми органами таких фактов юридические лица могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», а именно:

К наиболее серьезным и тяжким преступлениям, совершаемым в сфере денежного обращения, во всех странах относят:

Ответственность юридических или физических лиц, совершивших данные преступления в Российской Федерации, устанавливается Уголовным кодексом РФ (ст. 174, 186, 187).

Так, в соответствии со ст. 186 Уголовного кодекса РФ «изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой». Если же данные преступные деяния совершены в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег, то срок наказания лишением свободы возрастает «до двенадцати лет с конфискацией имущества». За аналогичные преступления, совершенные организованной преступной группой, срок наказания лишением свободы увеличивается до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Чуть менее строгие наказания, чем за фальшивомонетничество, предусмотрены УК РФ за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187) — «лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев». Если подделка и сбыт пластиковых карт, платежных документов осуществлялись организованной преступной группой, то срок наказания лишением свободы возрастает «до семи лет с конфискацией имущества».

Весьма актуальным для настоящей российской действительности в сфере экономических преступлений, связанных непосредственно или косвенно со сферой денежного обращения, стал такой вид преступлений, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Меры ответственности за совершение данных преступлений предусмотрены ст. 174 УК РФ. Наиболее известным примером легализации денежных средств, приобретенных путем хищения из российской банковской системы, стало рассмотренное ранее в этой главе дело о «чеченском авизо».

За совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, ст. 174 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:

Таким образом, можно отметить, что органы государственной власти и управления обладают достаточным набором нормативных инструментов и методов воздействия на субъекты российской экономики в целях обеспечения эффективного и безопасного денежного обращения в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования российского денежного обращения в настоящее время заключаются лишь в регулярном, своевременном и адекватном применении на практике методов контроля и мер ответственности ко всем без исключения юридическим и физическим лицам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *