Что такое налог кровью
Девширме
Содержание
История
Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты. В 1446 году, после всего двух лет правления будущий завоеватель Константинополя, возможно, по наущению великого визиря и собственного родственника, Чандарлы Халил-паши, был отстранён от власти. На два года трон вернулся его отцу Мураду II. Халил-паша был также одним из активных противников похода на византийскую столицу, называя это предприятие «помутнением сознания опьянённого юноши». После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».
Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха.
Для многих семей набор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией. Однако, нередки были также случаи когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. [4] Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали о своих корнях и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях.
С 1580-х годов «Слугам Порты» разрешалось заводить семьи и записывать детей в корпус по наследству.
Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.
Девширме | Монгольская «дань кровью» на Руси
Еще во времена падения Рима, на хитром и жестоком Востоке нашли способ, как воевать чужими руками не дожидаясь, когда численность твоего народа умножится.
На Руси, монголы прежде всего собрали «дань кровью» в покоренных городах, уводя с собой толпы простых людей:
Татары и их боевые холопы
«Руссия. вся опустошена татарами и поныне ежедневно опустошается ими. Когда русские не могут дать больше золота или серебра, татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных».
Гильом де Рубрук, францисканский монах
Только за 50 лет 16 века, крымские татары делали 48 набегов на Московское княжество, каждый раз угоняя людей с собой.
При этом крымские татары считались слабейшей из Османский вилайетов и столь безразличное отношение Московии к судьбам своих людей вызывало недоумение даже в самой Порте, не говоря уже о христианских странах.
Нельзя сказать, что русское воинство, свирепое и жестокое внутри страны, существенно мешало набегам. Тем паче неизвестно об масштабных попытках отбить пленников, учинить что-то вроде крестового похода на супостата.
Довольно вялое сопротивление быстро подавлялось и население предпочитало просто побег в леса и топи, где пережидали невзгоды, так поступали даже княжеские семьи!
Иначе их ждала страшная судьба.
«Они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь, если они не украдут для себя времени, когда, может быть, должны были отдыхать или спать, но это могут делать те, кому позволено иметь жен и собственную ставку. Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости».
О монгольских рабах, Плано Карпини
Средняя Азия, Египет, Османская Порта были самым большими потребителям русских пленников.
В одном только вилайете Конья надлежало ежегодно предоставить к султанскому двору 100 белокурых женщин, едва ли их искали в Сирии или Греции.
Ислам серьезно смягчил участь пленных. Орда стала мусульманской и приняв ислам, пленник не мог больше быть рабом, однако теперь монголы стали просто еще сильнее эксплуатировать тех, то остался в христианстве, еще больше превращая их существование в ад.
Особую категорию составляли охранники баскаков. Сначала, сборщиков дани и смотрителей Орды на местах, составляли монголы. Но их перемещения по стране сопровождались грабежами и погромами, так как нравы у них были специфические и стеснения перед покоренными они не имели, что сподвигло русских князей сначала выслужить у Орды разрешение давать монголам русскую охрану, а затем и вообще весь сбор дани Москва взяла на себя.
Русские дружинники, простые люди или даже разбойники, охотно шли к баскакам и помогали выбивать долги из населения с не меньшей яростью.
В итоге, русским крестьянам часто приходилось оказываться глубоко в «тылу» татарских владений : Поволжье, Сибири, Крыму, что способствовало ассимиляции их в новых землях.
«Многие де русские полоняники и неполоняники живут у татар, и у черемисы, и у чуваши, и пьют с ними, и едят с одного, и женятся у них, да многие же де русские люди, сверстные да недоросли живут у немец по слободам и по деревням, добровольно и в деньгах. И те де все люди также хрестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру, а у немец в римскую и лютерскую веру».
Был ли налог «Девширме» столь ужасным?
История Османской империи представляет безусловный интерес, поскольку после заката Арабского халифата и его приемника Мамлюкского султаната это государство было сильнейшим в мусульманском мире. В Османском государстве в основе всех внутренних законов был заложен раздел общества на мусульман и зимми — иноверцев, которые получали право исповедывать свою веру за выплату налога на веру — джизьи. Мусульманин, естественно, имел куда больше прав, он мог выстроить блесстящую военную или административную карьеру, в то же время национальность не играла никакой роли. Девширме интересен тем, что с помощью него формировали янычарский корпус. Однако, янычары появились до введения этого налога. Впервые янычары появились в армии Орхана I, это были военнопленные, которые присягнули султану и приняли Ислам, что дало им возможность стать военной элитой — ударной армией османских войск. Нечто похожее мы можем увидеть в Айюбидском султанате, где невольники так же становились ударной армией — мамлюками. Однако, официально девширме был введен при Мураде I в 1365 году. Что же из себя представлял девширме? Девширме — (с тур. — сбор) налог на немусульманское население Османской империи, система принудительного набора мальчиков для их перевоспитания и дальнейшего несения службы в качестве слуг Порты и «рабов» султана. Мальчики направлялись в Стамбул, где из них выбирались наиболее способные. Самые способные получали образование в Эдирне и в дальнейшем несли службу при дворе султана, получали наиболее высокие должности вплоть до Великого Визиря — второго человека в империи после самого султана. Менее способные же направлялись в турецкие семьи, где принимали ислам, учили турецкий язык, и в дальнейшем после окончания образования занимались либо гражданской службой, либо обслуживали дворец султана. Большинство формировали элитную армию Османской империи — янычар. Попасть в янычары было почетно, так как около 300 лет это была одна из сильнейших армий Европы. Янычары освобождались от многих обязательных для янычар повинностей, например, они имели право употреблять алкоголь, что в принципе запрещено шариатом. Однако в то же время янычарский корпус представлял из себя что-то типа военно-религиозного ордена. Среди янычар было популярно суфийское течение — бекташизм, они имели свои религиозные обряды, однако в то же время до 16 столетия янычары не могли обзаводиться семьями. Почему существовал девширме? Дело в том, что султаны не могли доверять своему окружению, поскольку на примере других мусульманских держав родовая аристократия часто пыталась сместить династию или монарха, при дворе было множество интриг, вследствие чего государство было политически нестабильно. Помимо того Османская империя была многонациональной, её населяли не только турки, но и армяне, греки, балканские славяне и многие другие. Подобная система не только помогала в тюркизации и исламизации захваченных земель (не смотря на то, что де-юре в Османской империи по закону Фатиха была разрешена свобода вероисповедания и даже был сохранен Константинопольский патриархат после падения Византии). Помимо того девширме оберегало государство от внутренней нестабильности и дворцовых переворотов. В то же время показателен пример Мехмеда Фатиха, визири турецкого происхождения при нем были настроены категорически против захвата Константинополя, вследствие чего султану пришлось прибегнуть к национальной перестановке Дивана Османской империи, благодаря чему у султана была полная политическая поддержка в государстве перед покорением Нового Рима. Многие крестьяне были настроены категорично по отношению к девширме, поскольку отнимать ребенка у семьи жестоко. С другой стороны многие и сами пытались отдать ребенка сборщикам этого налога, поскольку для бедных крестьян это была единственная возможность, чтоб их дети пробились по социальной лестнице османского общества вверх. Дети, снискавшие успех, в свою очередь не забывали не только своих родителей, помогая им финансово, но и часто помогали тем народам, из которых сами происходили. Девширме дало османскому обществу много великих людей, среди них и Великий Визирь Мехмед Соколлу, который при рождении был серб Бойо Ненадич, именно при нем Османская империя достигла небывалого величия. Среди выдающихся личностей, которые построили карьеру благодаря девширме, были и выдающийся архитектор армянского происхождения Мимар Синан, и успешный полководец и государственый деятель греческого происхождения Ибрагим-паша, и губернатор Магриба Кылыч Али-паша. В конце 16 столетия в Османской империи начинается разложение корпуса янычар, он стал более открытым и туда стали записываться и сами мусульмане, и даже аристократия. В государстве появилась мощная политическая консервативная сила. С янычар были сняты запреты, отныне они могли заниматься торговлей, а так же заводить семьи. Девширме продолжало применяться, однако в ограниченном виде, поскольку ни османское войско, ни османская администрации более в подобном налоге не нуждались. В дальнейшем этот налог утратил значение.
Комментарии 15
«Вот в Ленинграде был холод, жуткий, свирепый, и замерзающие кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише, долго, по многу часов… Он засыпал, слушая, как кто-то кричит, просыпался всё под этот же безнадежный крик, и нельзя сказать, что это было страшно, скорее тошно, и когда утром, закутанный до глаз, он спускался за водой по лестнице, залитой замёрзшим дерьмом, держа за руку мать, которая волочила санки с привязанным ведром, этот, который кричал, лежал внизу возле клетки лифта, наверное, там же, где упал вчера, наверняка там же — сам он встать не мог, ползти тоже, а выйти к нему так никто и не вышел… И никакой ряби не понадобилось. Мы выжили только потому, что мать имела обыкновение покупать дрова не летом, а ранней весной. Дрова нас спасли. И кошки. Двенадцать взрослых кошек и маленький котёнок, который был так голоден, что, когда я хотел его погладить, он бросился на мою руку и жадно грыз и кусал пальцы… Вас бы туда, сволочей, подумал Андрей про солдат с неожиданной злобой. Это вам не Эксперимент… И тот город был пострашнее этого. Я бы там обязательно сошел с ума. Меня спасло, что я был маленький. Маленькие просто умирали…»
В дальнейшем этот налог утратил значение.
Это факт, что ужасы налога преувеличивают, хотя у него есть и очевидные плюсы.
— Фридрихсон, тебе нужна свобода?
— Мне? Ну что Вы, зачем?
— Может быть Вам, сударыня?
— Зачем мне свобода? Я замужем.
И вы терпите?
Мы привыкли.
К дракону можно привыкнуть?
Можно. Он очень добр.
Что ж он такого доброго сделал?
Ну как Вам сказать? Он очень много сделал для нашего города.
При нем началось большое строительство.
И он избавил нас от цыган.
А какая разница, какой национальности элита во времена, когда национальность не имела значение и определяющей была религия? Или вы считаете, что например в России императорский дом и аристократия были чисто русскими славянского происхождения? )
Про детей аристократии я уже написал. Это была мера уберечь двор падишаха от заговоров. А так же обеспечение государственной стабильности за счет привлечения покоренных народов к государственной и военной службе
Что такое налог кровью
Войны сопровождают всю человеческую историю. И, похоже, будут сопровождать и впредь. Жизнь устроена так, что для сохранения свободы и собственности порой приходиться убивать.
В идеале, в суверенном государстве (“государство” без “государя”, “Principe” –это non-sens), всеобщая воинская повинность, позволяющая провести через ряды армии лучшую часть населения и притом в сравнительно молодом, восприимчивом возрасте, делает из армии школу народа.
Благодаря ей народ воспитывается в любви к своему государю и родине, в уважении к закону, в исполнительности, чувстве долга, не говоря уже о физическом развитии.
Поэтому значение всеобщего налога крови следует видеть не только в условии военной мощи государства, но и в воспитании и обучении нации.
Осуществление этой идеи “налога крови” принимало различные формы, каковы:
Только одна Франция в начале прошлого века осуществила идею всеобщей воинской повинности в полной мере, так как там военная служба ложилась равномерно на все население без всяких исключений.
В прочих культурных государствах воинская повинность ложилась в XX веке всем бременем на часть населения, в то время как другая отбывала её почти фиктивно, числясь в различных категориях ополчения и запаса на случай военного времени. Эта неравномерность распределения повинности отчасти возмещалась в некоторых государствах военным налогом.
Итак, мы видим, что идея всеобщей воинской повинности существовала почти во все времена, но принимала лишь различные виды.
Позже воинская профессия стала уделом milites.
Крушение l’ancien régime привело к стиранию граней между политикой и войной. Втягиванием пополанов (tirones) в вооружёное противостояние. Уже войны Наполеона Буонапарте носили абсолютный характер, являясь прообразом тотальных войн прошлого века с “безоговорочной капитуляцией” и прочими прелестями.
Собственно всё о “новом, дивном мире” понял не только Монтескьё, но и Фридрих Великий, поэтому после Семилетней войны он и убрал из армии офицеров из мещан (за исключением некоторых егерских и артиллерийских частей).
Наступает новая эпоха. Отстранение “гражданина” от участия в боевых действиях неизбежно отстраняет его и от участия во власти, всегда замешанной на насилии, делает пустой оболочкой appelé “демократические институты”
Налог кровью.
“Христиане Османской империи были всего лишь рабами и не существовало милосердия у их мусульманских владык.
Много Западных книг пишут о различных ужасах, которые перенесли христиане. Одной из форм притеснения было присвоение мусульманам «права первой ночи». Фактически это означало, что турецкий (или местный славянин-мусульманин) владыка проведет первую ночь с новой христианской невестой. Жених должен был снять обувь и тихо ходить вокруг дома, в то время как турок занимается любовью c его женой.
Однако, безусловно, самое ужасное, что приходилось выносить христианам- была турецкая система набора в янычары.
Западные ученые часто преуменьшают важность этого «Налога Кровью», поскольку христианские источники называли это “обращением в Ислам посредством похищения”
Из «Происхождения Мифа о Толерантном Плюралистическом исламском Обществе» Бэт Е’Ор, Чикаго, 31 августа 1995
“Система Девширме очень распространена. Основанная султаном Орханом (1326-1359), она существовала в течение приблизительно 300 лет. Она состояла из регулярного налога в виде христианских детей от христианского населения Балкан. Эта молодежь, в возрасте от четырнадцати до двадцати, обращалась в мусульманство и порабощалась в их армию. Периодические налоги, которые имели ограниченную численность в пределах тысячи человек, впоследствии стали ежегодными. Чтобы препятствовать побегам, дети передавались отдаленным областям, на поруки мусульманским солдатам, которые относились к ним (к христианским детям) как к рабам.
Первое представление об этом кажется почти идиллическим: мечты мальчика о получении «высшего звания в Империи», или же некоторых мальчиков забирали от их родителей, чтобы те достигли великолепного роста карьеры в турецкой армии.
Британская энциклопедия (Micropedia, Издание 1986, Том 1, Страница 393, Запись: Андрич, Иво), гласит, (цитата):
“Работа Андрича показывает детерминированную философию и смысл христианского сострадания. Она написана объективно и трезво, очень красивым литературным языком. Комитет по нобелевским премиям прокомментировал особенно ту силу, с которой он работал над своим материалом а, особенно в книге «Мост на Дрине» (The Bridge on the Drina).
Дадим слово мастеру литературного повествования. Вот выдержка из вышеупомянутой книги (Мост на Дрине) награжденной Нобелевской премией, описывающей, как воспринимали этот «налог кровью», как рассказывали и пересказывали эти леденящие кровь истории поколения выживающих христиан Боснии.
… необходимое число здоровых, умных и хорошо выглядящих парней 10-15 лет с легкостью было найдено, даже при том, что многие родителей спрятали своих детей в лесах, научили их выглядеть слабоумными, одели их в тряпки, и позволяли им быть грязными, дабы они избежали выбора Аги. Некоторые даже пошли на то, что решились искалечить собственных детей, отрубая один из пальцев топором.
Крики матери должно быть, все еще повторяют боснийские горы. ”