Что такое налоговая тактика

Стратегия и тактика налоговой политики

· прогнозируются основные тенденции развития налогов;

· формируются концепции их использования;

· намечаются принципы организации налоговых отношений;

· составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами. Налоговая стратегия является относительно стабильной. Налоговая тактика гибкая, подвижная. Стратегия и тактика налоговой политики взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.

Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие цели:

налоговая политика стимулирующий налог

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы [23, c.169].

Источник

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Что такое налоговая тактика. Смотреть фото Что такое налоговая тактика. Смотреть картинку Что такое налоговая тактика. Картинка про Что такое налоговая тактика. Фото Что такое налоговая тактика

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Источник

Формирование налоговой политики организации

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

В общей части указываются сведения о:

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Источник

Понятие «налоговая политика» законодательно не закреплено, однако оно широко используется в научной и учебной литературе, получает распространение в нормотворчестве, применяется в различных сферах общественной жизни.

Так, ежегодно Министерство финансов России разрабатывает, а Правительство РФ одобряет Основные направления налоговой политики на следующий год и плановый период последующих двух лет. Основные направления налоговой политики не являются нормативно-правовым актом, их можно отнести к политическим документам, через которые объективируется правовая политика государства [3, с. 111].

Профессор И.А. Майбуров указывает, что из всего многообразия встречающихся определений понятий «налоговая политика» условно можно выделить три основных подхода.

1. Узконаправленный подход, отличающийся стремлением ограничить сферу применения налоговой политики исключительно областью налогов.

2. Функционально-целевой подход, отличающийся выделением функциональных возможностей и (или) экономической сущности налогов, указанием текущих целей реализации налоговой политики.

3. Стратегически-ориентированный подход, отличающийся выделением целевых стратегических ориентиров, перспективных требований и (или) рамочных ограничений налоговой политики [10, с. 9-10].

В рамках первого подхода налоговую политику определяют как:

систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий [1, с. 69];

комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей [8, с. 392].

В рамках второго подхода налоговая политика определяется как:

совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему полное финансирование [5, с. 26];

совокупность экономических, финансовый и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [11, с. 81; 12, с. 175].

В рамках третьего подхода можно привести следующее определения налоговой политики:

— составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [9, с. 73].

Существуют иные дефиниции налоговой политики, которые не вписываются в рамки трех вышеизложенных подходов. Так, М.Н. Карасев определяет, что содержанием налоговой политики является деятельность органов власти по обеспечению условий для создания эффективных и стабильных механизмов правового регулирования налогообложения, которые в первую очередь основывались бы на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также федерализма и обеспечивали бы неукоснительное сочетание частных и публичных интересов при осуществлении правового регулирования налоговых отношений [2, с. 26].

На практике реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением [7, с. 79]. Авторы учебника «Налоги и налогообложение» указывают, что трактовка налогового механизма неоднозначна и, в том числе и со ссылкой на работы Т.Ф. Юткиной, последний можно рассматривать с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

М.Е. Косов и Л.А. Крамаренко считают, что налоговая политика включает в себя три звена:

1) выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;

2) определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей [4, с. 52].

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит от форм и методов экономической и финансовой политики государства. Формами налоговой политики являются:

политика максимальных налогов, когда государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых результатов, не особенно заботясь о последствиях. Такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война;

политика экономического развития, при которой государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Подобная политика проводится, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис;

политика разумных налогов, представляющая нечто среднее между первой и второй формами и состоящая в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременно реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ [11, с. 81-83].

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма [11, с. 83-84].

Исследования налоговой политики неизбежно затрагивают вопросы ее справедливости и эффективности, поскольку идеалом любого общества является формирование такой налоговой политики, которая была бы одновременно и справедливой, и эффективной.

Понятие «справедливая налоговая политика» имеет юридический и экономический аспекты. С юридической точки зрения справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает всеобщий характер налогообложения и равенства всех плательщиков налогов перед законом, т.е. их уравнение в правах, обязанностях и ответственности за нарушение налогового законодательства. С экономической точки зрения справедливой является та налоговая политика, которая обеспечивает реализацию принципа справедливости в налогообложении или обеспечивает справедливое распределение налогов (налогового бремени) между индивидами [4, с. 53].

Эффективную налоговую политику определяют как налоговую политику, ориентированную на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающую интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении [6, с. 435].

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Источник

Основные элементы государственного налогового менеджмента

Что такое налоговая тактика. Смотреть фото Что такое налоговая тактика. Смотреть картинку Что такое налоговая тактика. Картинка про Что такое налоговая тактика. Фото Что такое налоговая тактика

Налоговый менеджмент — емкое понятие, которое может обозначать экономические процессы на самых разных уровнях — от небольшой фирмы до целого государства. Изучим специфику государственного налогового менеджмента и сопоставим его основные признаки с особенностями менеджмента на уровне частных компаний.

Государственный и корпоративный налоговый менеджмент: соотношение понятий

Термин «налоговый менеджмент» применительно к государству обозначает направление политики социально-экономического развития страны, в рамках которого компетентные органы власти решают задачи, связанные с обеспечением эффективной работы национальной налоговой системы. Часто термин «налоговый менеджмент» отождествляется с понятием налоговой политики государства.

Налоговый менеджмент или налоговая политика — деятельность, которая проводится государством со следующими целями:

В свою очередь, корпоративный налоговый менеджмент — это политика хозяйственного развития отдельно взятого субъекта экономических отношений — ИП, общества, НКО, банка, государственной или муниципальной компании, в рамках которой руководство фирмы решает задачи, связанные с минимизацией либо оптимизацией (с точки зрения тех же социальных задач) налоговой нагрузки на бизнес.

Очевидно, что государственный и корпоративный налоговый менеджмент тесно связаны друг с другом. При этом вовсе не обязательно, что государство в рамках соответствующего тандема будет ведущим игроком: часто те или иные решения органов власти, отвечающих за развитие национальной налоговой системы, продиктованы общественной позицией бизнеса. Она может выражаться в самых разных механизмах — протестных (вывод капиталов в офшоры, забастовки), партнерских (участие бизнеса в правительственных совещаниях, социальных проектах в обмен на налоговые льготы), реализуемых на уровне различных социально-политических коммуникаций (лобби, спонсирование кандидатов на выборах и т.д.).

Рассмотрим, какие ключевые элементы формируют государственный налоговый менеджмент в России.

Каковы ключевые элементы налогового менеджмента, осуществляемого государством?

В рамках налогового менеджмента, как и в случае с большинством других экономических категорий, можно выделить такие ключевые элементы, как:

Рассмотрим подробнее специфику элементов, из которых состоит государственный налоговый менеджмент.

Субъекты государственного налогового менеджмента

Таковыми, прежде всего, являются органы политического управления, представленные на нескольких уровнях и классифицируемые в рамках категорий, соответствующих концепции разделения властей.

Органы государственного управления, осуществляющие налоговый менеджмент в РФ, представлены структурами, которые функционируют на:

В свою очередь, классифицироваться соответствующие структуры могут на:

Субъекты государственного налогового менеджмента решают задачи по разработке (на уровне законодательных органов), реализации (на уровне исполнительных структур) и контролю над законностью реализации (на уровне судебных органов) нормативно-правовых актов, на основании которых осуществляется управление национальной налоговой системой.

Налоговый менеджмент в России также осуществляют органы судебной системы посредством, как мы отметили выше, оценки законности действий субъектов налогового менеджмента. Данная система организована по принципу вертикальной субординации в аспекте всех существующих административно-политических уровней власти.

Верховный суд — высший ее орган, осуществляющий в пределах своих полномочий налоговый менеджмент на федеральном уровне. Он является вышестоящей инстанцией относительно верховных судов субъектов РФ, которые являются вышестоящими относительно районных, городских судов и мировых судей. Тот или иной налоговый спор или правонарушение рассматриваются судами от нижестоящих инстанций к вышестоящим (в рамках механизмов апелляции и кассации).

Муниципалитеты как субъекты налогового менеджмента

Отдельно стоит сказать о муниципальных органах власти, вовлеченных в налоговый менеджмент. Дело в том, что в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отделено от государственного. Поэтому формально муниципалитеты нельзя считать субъектом государственного налогового менеджмента.

Вместе с тем органам местного самоуправления отведена важная роль в соответствующем направлении государственной политики: муниципалитеты имеют определенные полномочия в части установления ставок по местным налогам, обладают правом распоряжаться денежными средствами, получаемыми за счет местных налогов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных — в соответствии с нормативами, которые зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ. В рамках отмеченных полномочий органы местного самоуправления также могут издавать и реализовывать НПА, направленные на обеспечение функционирования национальной налоговой системы.

Еще один нюанс, характеризующий муниципальную власть, — соответствующие органы участвуют в государственном налоговом менеджменте в соответствии с нормами права, которые не должны противоречить региональным и федеральным. Решения, принимаемые на уровне местного самоуправления и не основанные на локальных НПА, равно как и основанные на НПА, которые противоречат региональным и федеральным законодательным нормам, рассматриваются как незаконные.

Объекты государственного налогового менеджмента

К числу ключевых объектов государственного налогового менеджмента можно отнести:

Налоговая база — это объект государственного налогового менеджмента, который выражается в фактических величинах капитала либо имущества, располагаемого налогоплательщиками (физлицами, ИП, хозяйственными обществами и иными экономическими субъектами). Предельная расчетная величина налоговой базы в рамках какой-либо административно-политической единицы формирует налоговый потенциал. Задача государства в части взаимодействия с данным объектом налогового менеджмента — обеспечение правовых и инфраструктурных механизмов, позволяющих выявлять текущие показатели объема налоговых баз и эффективно моделировать те, что формируют потенциал.

Что касается входящих бюджетных потоков или, собственно, налоговых платежей, таковые являются объектом государственного налогового менеджмента и непосредственно коррелируют с налоговой базой. Ключевые критерии эффективного управления государством входящими бюджетными потоками — их стабильность и достаточный объем. Для этого органы, отвечающие за налоговый менеджмент, устанавливают посредством правовых механизмов необходимые налоги, ставки по ним, льготы, вычеты и иные параметры, которые определяют фактическую величину входящих бюджетных потоков.

Исходящие бюджетные потоки значимы для государственного налогового менеджмента с той точки зрения, что их величина, предопределяемая социальными задачами, политическими приоритетами, экономическими факторами, а также эффективность использования могут влиять на то, каким образом органы власти будут воздействовать на другие объекты государственного налогового менеджмента. То есть если государство не хочет сокращать финансирование социальных программ, то политика налогового менеджмента в части определения соответствующих баз, потенциалов, налогов и их элементов может быть скорректирована в пользу ужесточения платежной нагрузки на плательщиков. Если государству удается исполнять бюджет эффективно, без существенных переплат (например, в силу изначальной недостаточной проработанности статей расходов), то налоговый менеджмент в части тех или иных сфер налогообложения может характеризоваться мягкостью.

Функции в контексте механизмов государственного налогового менеджмента

Термин «функция» в аспекте государственного налогового менеджмента можно трактовать в нескольких значениях. В экономической науке с его помощью чаще всего обозначают:

Если рассматривать функции государственного налогового менеджмента в контексте первого определения (в этом случае их также можно именовать «функциональными механизмами»), то таковые могут быть представлены в рамках следующего перечня групп:

К функциям государственного налогового менеджмента в рамках первой категории можно отнести:

Примеры нормативных функций налогового менеджмента государства:

К фискальным функциям государственного налогового менеджмента можно отнести разработку:

Контрольными функциями можно назвать:

Функции в контексте ролей государственного финансового менеджмента

Можно выделить следующие примеры функций государственного налогового менеджмента в контексте ролей, которые выполняет соответствующий социально-экономический институт:

Успешное выполнение субъектами государственного налогового менеджмента своих функций зависит от эффективности применяемых методов. Изучим сущность тех методов, которые можно отнести к числу наиболее актуальных для современной экономики.

Методы государственного налогового менеджмента

К таковым исследователи относят:

Метод регулирования предполагает осуществление субъектом государственного налогового менеджмента воздействия на факторы, определяющие содержание отдельных признаков объектов налогового менеджмента (то есть деятельности экономических субъектов, входящих и исходящих бюджетных потоков).

Так, если речь идет о первом объекте, то регулирование может быть направлено на введение норм, меняющих способ исчисления налоговой базы. Иногда — значительно. Пример — введение с 2015 года норм, по которым физлица должны платить имущественный налог, исходя из величины кадастровой стоимости недвижимости, в то время как ранее в расчет бралась инвентаризационная стоимость. Пример, при котором налоговый менеджмент может предполагать менее масштабное регулирование налоговой базы, — корректировка показателей для исчисления ЕНВД.

Регулирование входящих бюджетных потоков в рамках государственного налогового менеджмента может осуществляться за счет корректировок налоговых ставок, изменений в правилах использования льгот, вычетов. Исходящие бюджетные потоки могут регулироваться посредством секвестра бюджета, оптимизации политики дотаций и субвенций.

Метод контроля предполагает реализацию субъектами государственного налогового менеджмента мероприятий, направленных на выявление ошибок и незаконных действий, совершаемых субъектами экономической деятельности. Метод анализа предполагает выявление факторов, повлиявших на совершение соответствующих ошибок и незаконных действий.

Метод планирования в государственном налоговом менеджменте имеет большое значение для обеспечения стабильности выполнения субъектами налогового менеджмента своих функций. В отсутствие грамотно составленных планов непросто обеспечить работу налоговой системы в национальных масштабах.

Метод моделирования важен с точки зрения обеспечения готовности субъекта налогового менеджмента к выполнению своих функций в разных условиях. Государство должно обеспечивать функционирование налоговой системы при значительных корректировках величины налоговой базы, наблюдаемых как временно, так и характеризующихся фундаментальностью. Если подобные сценарии будут смоделированы и отработаны, шансы справиться с возникшими сложностями у государства существенно возрастут.

Отметим, что рассмотренные нами методы государственного налогового менеджмента определенным образом соотносятся с функциями налогового менеджмента, которые мы изучили выше. Фактически если функция определяет форму деятельности субъекта налогового менеджмента, то одноименный метод и те, что релевантны ему, определяют ее содержание.

Цели государственного налогового менеджмента

Другие важнейшие группы элементов государственного налогового менеджмента — это цели и задачи, которые стоят перед его субъектами.

Цели государственного налогового менеджмента могут быть определены, исходя из самого широкого спектра оснований. В среде современных российских экономистов распространена концепция, по которой данные цели могут формироваться в корреляции с уровнем субъекта налогового менеджмента. Выше мы определили, что де-юре таковых 2 — федеральный и региональный, но де-факто — 3, так как значимым субъектом обеспечения работы национальной налоговой системы являются также муниципалитеты.

Если говорить о субъектах, которые выполняют свои функции, формирующие налоговый менеджмент, на федеральном уровне, то цели, которые они будут перед собой ставить, могут быть следующими:

Субъекты государственного налогового менеджмента, представленные на региональном и муниципальном уровнях, могут ставить перед собой такие цели, как:

Задачи государственного налогового менеджмента

Те задачи, которые предстоит решать субъектам государственного налогового менеджмента, также могут классифицироваться по разным основаниям. Многие исследователи обращают внимание на концепцию, согласно которой соответствующие задачи можно разделить на 3 основные группы:

Примеры стратегических задач, решения которых может потребовать налоговый менеджмент:

К тактическим задачам, характеризующим государственный налоговый менеджмент, можно отнести:

Примеры оперативных задач государственного налогового менеджмента:

Итак, мы рассмотрели ключевые элементы, формирующие такую экономическую категорию, как государственный налоговый менеджмент, и выяснили, что он представляет собой важное направление государственной политики, и потому нам будет весьма полезно изучить критерии, на основе которых можно оценить эффективность деятельности субъектов налогового менеджмента.

Каковы критерии оценки эффективности государственного налогового менеджмента?

Российские экономисты выделяют 3 основные группы критериев, посредством которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:

Что касается первого пункта, существует ряд показателей, позволяющих охарактеризовать то, насколько успешно государство, осуществляя налоговый менеджмент, взимает налоги, которые определены в отношении конкретной налоговой базы. В числе таковых:

Если оценивать государственный налоговый менеджмент посредством критериев второго типа, то можно использовать такие показатели, как:

Примеры критериев третьего типа, с помощью которых можно оценить государственный налоговый менеджмент:

Исходя из комплексного анализа рассмотренных нами критериев, субъекты государственного налогового менеджмента определяют ключевые приоритеты в достижении поставленных целей, в выборе методов решения возникающих задач, осуществляют оптимизацию своих функциональных механизмов.

Узнать больше о специфике государственного налогового менеджмента в РФ вы можете в статьях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *