Что такое налоговый спор
Особенности урегулирования налоговых споров
В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.
Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?
Определение категорий и понятий
Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).
Субъекты разделяются на
Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).
К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):
Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.
Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).
Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).
Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.
Критерии и классификация налоговых разногласий
В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:
По основанию (предмету) выделяют типы споров:
По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:
Предметом требований может служить заявление о:
По способу разрешения ситуации делят на:
Судебное рассмотрение конфликтов
Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).
Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.
Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.
Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:
Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).
Досудебный способ урегулирования
С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).
Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.
Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.
Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:
Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).
Особенности досудебного обжалования
Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).
В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.
В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:
Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.
Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:
Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов
Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.
Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.
При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).
Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.
Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).
Порядок рассмотрения налоговых споров в суде
Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность
В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.
Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.
Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения
Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:
Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.
Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила
Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:
По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.
Итоги
Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.
Налоговые споры
Налоговые споры
Даже если вы ведете бизнес соблюдая все законы, это не гарантирует, что вас не настигнут налоговые споры. Поводов для их возникновения может быть множество, например, оспаривание решения налоговой службы о привлечении к ответственности или другой взгляд на процедуру проведения проверки. Первое, что интересует владельца бизнеса, есть ли шанс выиграть дело, если дойдет до суда и как можно решить на досудебном этапе налоговый спор.
Что считается налоговым спором? Разногласие на юридическом уровне между двумя сторонами, одна из которых обязательно государственный орган, вторая – непосредственно лицо налогового правового отношения. Исчисление и оплата налога – это предмет конфликта.
Как определить налоговый спор, его основные характеристики:
Причины возникновения налоговых споров
Как бы налоговая служба не стремилась уменьшить число возникающих споров, результаты все еще занимают лидирующие позиции. Это сложные дела, для разрешения которых понадобится помощь квалифицированного адвоката. Юридическая фирма «Ропот и Партнеры» уже многие годы оказывает услуги по ведению налоговых споров. Предлагаем и вам свою помощь, если это необходимо.
Причиной возникновения налоговых споров выступают регулярные изменения в законодательной базе, что в свою очередь провоцирует неопределенность и противоречие между нормами. Практика ведения дел показывает, что наиболее распространенные причины касательно следующего:
Разновидности налоговых споров
Категории, определяющие разделение налоговых споров:
Инициатор конфликта выступает:
Содержание требований позволяет классифицировать споры на:
Этапов урегулирования существует два: разрешение конфликта в досудебном порядке и судебное разбирательство.
Досудебный порядок рассмотрения
Ссылаясь на Налоговый Кодекс РФ, допустимо касательно проверок налоговой пройти этап досудебного урегулирования. К тому же, лицо имеет право через суд обжаловать решение налоговой. Важно понимать, что это возможно лишь после написания апелляционной жалобы в вышестоящие по иерархии органы налоговой.
Что называют апелляционной жалобой? Письменное заявление в орган налоговой с целью обжаловать их решение, если оно еще не вступило в силу. Акт может касаться результатов проведения проверки налоговой службой и вызывать несогласие у заявителя. Причиной обычно является нарушение его прав. Для подачи жалобы дается три месяца с того дня, когда было выявлено, что произошло нарушение прав. Для большей аргументации к жалобе дополнительно прикладывают и доказательные документы.
Что допустимо на законных основаниях обжаловать:
В написании апелляционной жалобы вам поможет опытный юрист. Важно грамотно составить документ, чтобы его взяли на рассмотрение. Также, на консультации специалист поможет разобраться, действительно ли было нарушение ваших прав и подлежит ли это обжалованию.
Юристы фирмы «Ропот и Партнеры» помогают клиентам успешно составлять апелляционные жалобы в защиту своих прав. Комплексное сопровождение на всех этапах.
Преимущества досудебного разбирательства
Следует понимать, что важно решить конфликт не допуская суда, избегая долгосрочной судебной процессии с множеством заседаний и документов.
Профессиональные юристы помогают найти решение на досудебном этапе, так как понимают его неоспоримые преимущества, которые заключаются в следующем:
Сегодня практически каждое лицо, уплачиваемое налоги, имеет возможность обжаловать решение, которые выносят органы налоговой службы. Однако, важно понимать, что без юридической помощи в составлении жалобы не обойтись. Существует множество тонкостей и нюансов в законе, которые необходимо учитывать. Если вы хотите в короткие сроки и в вашу пользу разрешить налоговый спор в Калуге, предлагаем услуги юристов юридической компании «Ропот и Партнеры». Мы гарантируем получение максимальной выгоды в процессе досудебного разбирательства. Индивидуальные консультации специалистов, составление наиболее эффективной стратегии проведения переговоров, правильное написание апелляционной жалобы.
Урегулирование через суд
Через суд подвергают обжалованию ненормативного характера решения, вынесенные органами налоговой, а также, бездействие или действие лиц, отвечающих за налоговые сборы. Допустимо оспаривать решения касательно штрафов если плательщик налогов несвоевременно внес уплату, плательщик налогов был привлечен к ответственности, действие или бездействие представителя государственного органа. Через суд есть возможность добиться финансового возмещения принесенного убытка и возврата нарушенных прав.
Этапы судебного разбирательства:
Зачем нужен юрист?
Юристы по налоговым спорам в Калуге сопровождают клиента от первого этапа и до последнего. Предоставление консультаций, составление документации, проведение переговоров, защита прав клиента на судебных заседаниях. Многолетний опыт работы позволяет нам оказывать квалифицированную помощь в разрешении налоговых споров как в досудебном урегулировании, так и в процессе судебного разбирательства.
Для уточнения информации и получения консультации просим Вас обращаться по следующим телефонам: 8 (4842) 55-03-41, 8 (910) 510-36-36.
Налоговые споры — стадии рассмотрения и действия адвокатов
Даже скрупулезное соблюдение законодательства — еще не панацея от возможного конфликта с налоговыми службами, влекущего за собой налоговые споры. Поводами могут стать излишне начисленные платежи, ошибки, закравшиеся в расчеты налогов, оспаривание привлечения к ответственности, несогласие с выводами проверки и масса других случаев.
Важно в этих случаях добиваться пересмотра решений налоговиков. Если же восстановить справедливость в досудебном порядке не удалось, то действовать необходимо через суд. И стоит предварительно заключить договор с квалифицированным адвокатом по налоговым преступлениям, специализирующимся на подобных тяжбах.
Что такое налоговые споры
Под термином «налоговые споры» понимают юридические разногласия между принадлежащими государству фискальными службами и облагаемыми сборами гражданами или организациями. Поводами таких разногласий становятся несогласие с исчислением и уплатой налогов.
Предмет налогового спора
Любые разногласия по поводу обязательных отчислений государству — это налоговые споры. Но само участие в разбирательстве налоговых служб еще не причисляет спор к упомянутым выше.
Предметом спора в данном случае являются либо права, указанные в ст. 21 НК РФ, либо обязанности, указанные в п. 1 ст. 23 НК РФ, если инициатором являются налоговые органы.
Признаки и основание налогового спора
Любому фискальному сбору присущи определенные признаки. Среди них можно выделить следующее:
Основная часть споров инициируется налоговыми органами, а не налогоплательщиками. Но не стоит думать, что суды идут на поводу фискалов. На самом деле иски со стороны налоговиков удовлетворяются примерно в одной трети случаев. Фискальными учреждениями в основном подаются иски по поводу взысканий, относящихся к обязательным платежам и другим санкциям.
Предприниматели чаще пытаются оспорить ненормативные акты со стороны фискальных служб, неправильно начисленные налоги и неоснованные на законе действия инспекторов. Этот вид разбирательств оканчивается достаточно часто выигрышем в суде.
Фактически, оснований для начала налогового конфликта всего два: либо неправомочное действие налоговиков, либо бездействие. Фискалы могут действовать вполне в рамках закона, но налогоплательщик не всегда с этим согласен.
Сбор доказательств упрощается тем, что любая операция налоговиков оформляется документально. Среди них:
С бездействием хуже, так как оно обычно после себя задокументированных следов не оставляет. Исключение составляют отписки на законные требования организации. Но такое бывает редко, поэтому разбираться с бездействием в суде сложнее.
В любом случае, если возник конфликт интересов, нужно тщательно рассмотреть ситуацию и проконсультироваться со специалистами. Если явно правы фискальные органы, то разумное действие — более аккуратно относиться к обязанностям.
Но в случае неправомерных действий налоговых служб, обжаловать их следует обязательно, потому что отказ от защиты приводит к безнаказанности.
Процессуальная форма налогового спора
Для налоговых споров применимы две процессуальные формы:
Нужно учитывать, что сразу подать иск в судебные органы нельзя. Обязательным этапом является досудебное урегулирование.
Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков
Не всегда решения налоговых органов правомерны. В их действие может вкрасться ошибка. В налоговом кодексе предусматривается порядок урегулирования споров с налоговыми органами. Эти положения описаны в статье 138 и разделе VII НК РФ.
Основные претензии налогоплательщиков возникают по следующим вопросам:
Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы
Право оспорить решения фискальных служб имеет любой налогоплательщик. Это относится к юридическим и физическим лицам. На практике граждане спорят с налоговиками редко и обычно предмет спора — это чрезмерно насчитанная сумма платежей.
Основное количество споров принадлежит организациям. У них больше причин для конфликтов, речь идет о более крупных суммах. Кроме того, спор с налоговым органом неравноценен, так как противник — государственная служба. Это требует тщательной подготовки претензий и наличия опытного юриста. Либо же нужно обращаться к налоговому адвокату.
Что представляют собой налоговые досудебные споры
Досудебное урегулирование по отношению к налоговым спорам — это обращение в налоговые органы. Истец просит в своем заявлении разобраться и пересмотреть ранее вынесенное решение, предъявляя свои аргументы.
Формы досудебного обжалования
Есть две формы досудебного урегулирования.
Первая — это подача возражения на акты, вынесенные налоговой инспекцией в тот же орган, что их вынес. Там жалоба и рассматривается.
Для подачи возражения после получения документа есть месяц. Срок отсчитывается, начиная с дня вручения акта, который указан плательщиком в расписке о вручении. При отправке документа по почте время отсчитывается с момента отправки, но прибавляют к 30 дням еще 6 суток.
Возражения будут рассмотрены с вынесением одного из трех решений:
Если добиться пересмотра решения не удалось, то пора переходить ко второму этапу — подаче апелляции.
Она подается в вышестоящий налоговый орган. Это Управление ФНС по региону. Срок на подачу — 30 дней. Также можно подать и обычную жалобу, если этот срок прошел. Максимальное время обжалования в данном случае — 1 год.
Для апелляции и жалобы содержание документа одинаковое. Оно регламентируется пунктом 2 статьи 139.2 НК. В возражении должна содержаться следующая информация:
Желательно приложить к жалобе дополнительные документы, обосновывающие позицию жалобщика и доказывающие нарушение его прав.
Если жалоба направляется организацией, то она должна быть подписана законным представителем. Как правило, это гендиректор или при его отсутствии другой уполномоченный руководитель. Документ может подать уполномоченный представитель. Но в этом случае он должен действовать по доверенности. Она обязательно прикладывается к жалобе.
Подается документ в местную инспекцию. Она выполняет проверку, составляет акт и в течение 3 дней передает в региональное Управление ФНС.
Заявителю могут отказать рассматривать его жалобу. Основания указаны в статье 139.3 НК РФ. Например, причинами могут быть превышение разрешенного срока обжалования или же документ не содержит необходимые сведения. Это не лишает права обращаться с жалобой повторно, если нарушения можно устранить.
Судебная стадия рассмотрения
Рассмотрение жалобы в региональном Управлении ФНС занимает месяц, после чего через 3 дня должны отправить решение тем способом, который указал заявитель.
Если пришел отказ или жалоба осталась без рассмотрения за этот срок, можно обращаться в суд.
Юрлица и ИП должны подавать заявление в арбитраж, физические лица в районный суд.
Чтобы оспорить дело в суде, иск требуется подать не позже 3 месяцев со дня получения решения по жалобе. В исковом заявлении указываются следующие сведения:
Лучше, если документ составит опытный юрист, так как от убедительности аргументации зависит исход дела. К иску прикладываются:
Подать иск можно в печатном виде и в электронном. Также необходимо отослать его копию с прилагаемыми документами в налоговую службу.
Рассмотрение вопроса в суде займет 3 месяца. Если случай сложный, слушания могут продлить до 6 месяцев.
Как предупредить конфликты с налоговыми органами
Помочь в этом вопросе может только доскональное знание законодательства и отслеживание всех изменений в нем. Но большинство людей, даже руководителей компаний, не имеют юридического образования. Единственное решение в данном случае — это обращение в юридическую компанию.
Можно даже рассматривать вариант абонентского обслуживания, что приемлемо даже для малого бизнеса, не имеющего возможности тратить много денег на привлечение специалистов.
Как работает адвокат по налоговым спорам
Задача адвоката по налоговым спорам заключается в подготовке претензий, оформлении документов, ведение дела в суде. Он берет на себя все хлопоты по досудебному и судебному урегулированию. Также он может выступить уполномоченным представителем, сберегая время руководителя фирмы.
Консультация с клиентом
Первое, что нужно сделать — это проконсультироваться с юристом по своему делу. Этап важный. Адвокат должен понять суть дела и есть ли перспектива его выиграть. Возможно, что клиент неправ в своих возражениях или оспаривание акта налоговой не принесет никакого выигрыша — такое бывает. Только в случае, если специалист поймет, что право клиента действительно нарушено и шанс на пересмотр есть, стоит начинать процесс урегулирования.
Подготовка письменных возражений на акт налоговой проверки
Сроки для возражений достаточно небольшие, поэтому чем быстрее получиться их оспорить, тем лучше. Самостоятельное решение дела человеком, не имеющим правового образования, может привести только к усугублению положения. А за нарушение налогового законодательства ответственность предусмотрена вплоть до уголовной.
Чем быстрее произойдет обращение к юристу, тем больше у него будет времени на составление обоснованной жалобы.
Подготовка иска или возражений на иск в суд
Желательно, чтобы документ подготавливал тот же юрист, который занимался досудебным урегулированием. Он уже находится в курсе дела и ему не придется вникать в него снова.
Для юридического лица бывает полезно выдать доверенность адвокату для ведения дела в суде. Это сэкономит время руководителю, ему не нужно будет отвлекаться для посещения судебных заседаний.
Формирование доказательственной базы
Важная часть спора с налоговыми органами — сбор доказательной базы. Юрист должен найти нарушения в действиях инспекторов, подкрепить их ссылками на законодательные акты. Также адвокат должен проверить не было ли нарушений в ходе проведения фискальными службами налоговых проверок, экспертиз, выемок, других действий. От количества и полноты доказательной базы зависит выигрыш дела.
Досудебное урегулирование
В ФНС стараются доводить до суда как можно меньше дел, поэтому в вышестоящих органах рассматривают поступающие к ним жалобы скрупулезно. При наличии убедительных доводов шансы добиться отмены акта, вынесенного на уровне инспекции, достаточно велики.
Поэтому не стоит пропускать досудебный уровень, считая его нерезультативным. Мало того, не придавая значения этой стадии, налогоплательщик снижает свои шансы в суде. К иску прикладываются те же документы, что и к досудебной жалобе, поэтому если доказательная база будет сформирована небрежно, то в суде также ожидает поражение.
По этой же причине важно, чтобы уже на стадии подачи жалобы в УФНС ее подготовил опытный юрист, досконально разбирающийся в налоговом праве.
Представление интересов клиента в суде
Роль адвоката не ограничивается составлением жалоб, судебных исков и пакетов документов. Он обязательно должен представлять интересы клиенты на судебных заседаниях. Целесообразно налогоплательщикам в виде юридического лица предоставить адвокату доверенность на ведение дел в суде.
Не нужно забывать, что решением первичного суда дело не ограничивается. Можно попытаться оспорить его в апелляционном или кассационном порядке.
Помощь в разблокировке счетов
Приостановка операций по счетам предусмотрена в случае неуплаты налогов, других санкций, но только в пределах этих сумм. Также блокировка возможна при просрочке более 10 дней предоставления расчетов НДФЛ или декларации.
Но арест может быть наложен и по непредусмотренным законодательством основаниям. В подобных случаях помощь также окажут юридические фирмы, заставив прекратить фискальные органы нарушать закон.