Что такое наложить вето
Что такое право вето Президента Российской Федерации
Все люди хоть раз слышали про право вето, к примеру при чтении или просмотре новостей. В основном это слово употребляется в контексте принятия какого-то законопроекта, который был принят депутатами, а вот Президент оказался не согласен с ним и наложил на него право вето. Прочитав эту статью, вы узнаете подробнее, что такое вето Президента Российской Федерации — понятие и особенности его наложения, а также варианты снятия.
Вето Президента — это его право, прописанное в Конституции, которое распространяется на такую ситуацию, при которой Федеральное Собрание приняло определенный проект какого-то закона, а Президент с ним не согласен и просит его доработать.
СПРАВКА! Тогда Президент отклоняет данный проект и отправляет его назад в палаты для дополнительного процесса рассмотрения (доработку и переработку).
Общие сведения
Вето на закон
Согласно Конституции и знаний о правах и обязанностях Президента, право вето является одной из самых важных преференций в пользовании первого человека в России, хотя бы с точки зрения процесса создания законодательства. При этом вето Президента можно преодолеть, если соблюсти некоторые условия, которые задекларированы положениями Конституции.
С юридической точки зрения, президент обладает правом вето для оценки качества работы законодательных органов, то есть эффективность, полезность, результативность и значение продукта, который они представили на подпись. Первый человек страны дает оценку соответствия предложенного проекта ожиданиям юристов, правовых специалистов и простых граждан. Помимо этого, Президент изучает юридическую форму и проверяет ее совершенство. При обнаружении недостатков он может наложить вето.
Права и обязанности
В 107 статье Конституции прописано, как работает система прав и обязанностей главного человека страны. В ней описано, что такое вето и как происходит повторное рассмотрение закона. Из нее следует, что Президент РФ обладает правом применения отлагательного вето.
Запрет, который накладывает Президент, распространяется исключительно на федеральные законы, уже принятые Думой и прошедшие процедуру получения одобрения Совета Федерации.
ВАЖНО! Президент может наложить вето только до того, как закон вступит в силу, после этого сделать уже нельзя.
Простыми словами
Право вето является, по факту, правом отклонения проекта закона, который был уже принят депутатами, ответственными за законотворчество. Согласно Конституции, к этому праву можно прибегнуть на этапе направления проекта на подписание, то есть на последнем этапе.
Из 107 статьи этого документа следует, что вето носит отлагательный характер. При использовании Президентом права вето, депутаты начинают повторное рассмотрение законопроекта. Также депутаты вправе оставить документ без изменений. Во время наложения вето, Президент приводит некоторые аргументы, объясняя, чем конкретно его не устраивает предложенный закон. Поэтому депутаты имеют право с ним не согласиться и оставить прежние формулировки.
Подробности
Правила и процесс
Правила наложения вето
Президент может наложить вето в срок до 14 дней, что прописано в Конституции. Срок начинают отсчитывать со дня поступления закона на рассмотрение.
СПРАВКА! В истории есть случаи, когда за этот период Президент не обозначил свое мнение по определённому вопросу.
Согласно Конституции, в этом случае проект должен быть направлен на публикацию.
Действия после наложения вето
Оптимальным является вариант, когда проект закона, который был направлен Президенту, без долгих размышлений подписывается им, так как является правильным и грамотным с юридической точки зрения, а также справедливым. Однако на деле такая ситуация встречается нечасто. По этой причине право вето актуально и способствует сохранению законности в обществе и справедливости правовых нормативов. При использовании Президентом права вето, проект отправляется на повторное рассмотрение. Такой процесс обладает некоторыми юридическими тонкостями и сложностью процедуры. Главной задачей Президента является сообщение депутатам, которые входят в Парламент, причину неприятия закона, а также какие изменения в него нужно внести. Президент должен чётко, внятно, аргументировано пояснить свою точку зрения.
После объяснений Парламенту о причинах несовершенства проекта и предложении путей решения проблемы начинается следующий этап под названием голосование. На рассмотрение идёт документ, составленный под личным контролем Президента.
Согласно результатам голосования, становится понятно, необходима ли дополнительная работа над этим документом или он может стать действующим федеральным законом. Такие решения принимают с помощью результатов голосования в парламенте. Если за версию Президента проголосует более половины парламентариев, то документ принимают. Если за версию Президента голосов меньше половины, то нужно продолжить работу над законом.
Закон принимается в том случае, если «за» проголосуют не меньше двух третей от всего количества членов Думы. За старую версию должны проголосовать не менее половины членов Совета Федерации.
Такой порядок подходит для общих случаев принятия нормативных актов, однако не все законы подходят под эти критерии. Достаточно часто встречаются уникальные случаи, например, если речь идёт о вопросах, которые затрагиваются Конституцией, то для таких законов действует особый порядок. Законы, принимаемые по такой процедуре, становятся федеральными конституционными. Гарантия стабильности для Конституции является их основной задачей посредством укрепления государственного строя.
СПРАВКА! Такие законы могут приниматься в условиях чрезвычайного положения или при введении военного положения, а также при принятии в состав государства новых регионов.
Юридическая сила
Наибольшей юридической силой в стране обладают федеральные конституционные законы, которые можно назвать основополагающими и самыми значимыми. Такая правовая сила даётся не просто так, а процесс принятия таких законов очень сложный и сильно отличается от обычного порядка.
Для вступления закона в силу проводится голосование. По его итогам в пользу проекта должно быть получено не менее 3/4 участников Совета Федерации. Проект принимается Госдумой на основании 2/3 голосов «за». Сам Президент в течении 14 дней со дня поступления документа на рассмотрение, должен подписать его. Как только бумагу подписывают, начинается процесс обнародования принятого закона. Президент может быть не согласен с предложенным законом, но обязан подписать его. После этого он публикуется. Этот процесс описывается в Конституции РФ.
Лишение права вето
Таким образом, не налагается вето Президента РФ на Федеральные конституционные законы. Президент может наложить вето на такие проекты, которые предполагают принятие обычного федерального закона.
По поводу федеральных конституционных законов, они должны быть подписаны строго в такой формулировке, в которой их разработали представители Совета Федерации. Изменения вносить в них нельзя, а сроки, представленные в Конституции, нужны для подписания и обнародования бумаги, без всяческих прений и сомнений. Основной идеей этого механизма является имеющиеся у законодательных органов прерогативы, которая распространяется на решение общих вопросов государства.
Исключения
В 106 статье Конституции говорится об ограничениях на законы, которые можно отправлять в адрес Президента без рассмотрения их Советом Федерации. Имеется ввиду, что определенные категории федеральных законов настолько важны, что нельзя допускать их распространения по бюрократической системе.
Такой особый подход нужен потенциальным ФЗ, связанным с федеральным бюджетом, работой таможни, взиманием налогов, выпуском денежных знаков. Если Россия участвует в издании и ратифицировании договоров, действующих на международном уровне, то СФ должен рассмотреть этот документ и определиться со своим мнением на его счет. Особое внимание уделяется федеральным законам, которые касаются границ государства и мерами по ее защите.
СПРАВКА! Мирное и военное положение являются вопросами особенной важности, поэтому связанные с этим законы тоже всегда проходят через СФ с рассмотрением.
Заключительный этап
Несмотря на решение Совета Федерации, бумага в конце концов попадает на стол Президента, чтобы заручиться его подписью. На это законом определен 14 дней, когда первый человек страны может либо подписать проект, либо отложить его, применив право вето.
С помощью повторного голосования вето можно преодолеть. Для этого нужно положительное мнение большинства участников Думы или Совета Федерации. Если Дума или СФ сделала такое, то выбор остается небольшой — документ нужно подписать в течение 7 дней и опубликовать его, тем самым ввести в законную силу. Иногда создают согласительную комиссию для выработки такого текста закона, который бы одинаково удовлетворял Президента и государственные законотворческие органы.
Значение слова «вето»
ВЕ́ТО, нескл., ср. Запрещение, отмена: а) в государственном праве — окончательный или условный запрет, налагаемый одним государственным органом на решение другого органа; б) в международном праве — заявление о несогласии одного из членов (осуществляемое путем подачи голоса), препятствующее принятию решения большинства в международных коллегиальных органах, где вопросы решаются лишь единогласно.
[От лат. veto — запрещаю]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом) или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).
Среди относительного вето различают «сильное» и «слабое» вето. При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так, президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето.
Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так, Президент США обладает сильным вето. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.
В ряде государств (Германия, Япония) право отклонять законы, принятые парламентом, у главы государства отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства.
Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый народный трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.
ВЕ’ТО, нескл., ср. [латин. veto — запрещаю) (книжн.). Право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (право). Иметь право в. || Запрещение. Произнести, наложить свое в. (запретить).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́то
1. офиц. запрещение, запрет, отмена чего-либо ◆ Губернатор наложил вето на законопроект. Т. Драйзер, «Титан»
Президент наложил вето на закон. Что это значит?
Согласно статье 107 Конституции России, президент в течение 14 дней с момента поступления ему федерального закона может наложить на него вето. Иными словами отклонить закон. В этом случае Госдума и Совфед должны вновь его рассмотреть. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в прежней редакции большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа депутатов и сенаторов, то президент будет обязан подписать закон в течение семи дней.
Однако глава государства за эти семь дней может обратиться в Конституционный суд и попросить проверить этот закон. В этом случае срок подписания закона приостанавливается до того момента, пока свое решение не озвучит Конституционный суд. Если КС подтвердит конституционность закона, то президент должен подписать его в течение трех дней. Если КС решит, что закон не соответствует нормам Конституции, то президент снова вернет его в Думу.
Президент может отклонять все законы, которые ему не нравятся?
Нет, не все. Президент может отклонить только федеральный закон, а вот федеральный конституционный закон не может. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство сенаторов (не менее ¾ от общего числа) и депутатов (не менее 2/3 от общего числа). Федеральный конституционный закон президент обязан подписать в течение 14 дней. Однако и в этом случае у главы государства есть возможность обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить закон. И только в случае если конституционность закона не будет подтверждена судом, президент сможет вернуть его в Думу.
Президент часто накладывает вето?
Наложение права вето на законопроект — явление достаточно редкое. За почти 28 лет работы Госдумы (с I по VII созывы) президент отклонял принятые парламентом законы всего 257 раз. Чаще всего глава государства отклонял законопроекты, принятые Госдумой II созыва. По данным системы обеспечения законодательной деятельности, Борис Ельцин отклонил 123 законодательные инициативы Госдумы II созыва. Кстати, Дума II созыва в большинстве своем состояла из коммунистов — у КПРФ было 157 мест в парламенте.
В архиве III созыва ГД есть 89 отклоненных президентом законов, в архиве IV созыва — 28, в архиве V созыва — 13. Добавим, что если Госдума III созыва в большинстве своем состояла из коммунистов, то в ГД IV и V созывов большинство уже было за «Единой Россией».
Что было с последними законами, которые отклонил президент?
Путин наложил вето на репрессивный закон, но сперва на это никто не обратил внимания
Что такое наложить вето
Добавлено в закладки: 0
Что такое вето? Описание и определение термина.
Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.
Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.
Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)
Сильное и слабое вето
Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.
Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.
Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.
Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.
Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.
Право вето президента
В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.
Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.
Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.
Право вето в Европе
В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.
Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.
Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.
На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.
Право вето в России
Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.
Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.
Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.
Преодоление вето
Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.
Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.
Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.
Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.
Карманное вето
Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.
Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.