Что такое налучник 4 класс
Фонетический разбор слова «налучник»
Фонетический разбор «налучник»:
«Налучник»
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор слова «налучник»
Фонетический разбор слова «налучник»
Синонимы «налучник»
Карточка «налучник»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Английский длинный лук
Длинный лук придумали не англичане
Лук – это одно из старейших орудий, которые человек использовал для охоты и войны.
Луки массово применялись и много тысячелетий назад, а первые наконечники стрел были каменными. Естественно, что и длинный лук, который в историю Средневековья вошел, как английский, на самом деле не был изобретением англичан.
На территории Шотландии длинный лук был известен примерно с 2000 года до н. э., позднее такие луки встречались и на территории Уэльса. Считается, что здесь длинный лук появился примерно в 600-е годы с началом набегов викингов. Сам по себе лонгбоу относился к простым типам луков и, по всей видимости, был известен по всей Европе. А его активное применение началось ещё в каменном веке.
Устройство английского длинного лука
Если на территории Уэльса длинные луки делали из грубого неполированного вяза, то в Англии для этих целей использовали тис. Тисовые луки были очень прочными и долговечными. Волокна тисового дерева придавали древесине большую эластичность, что также играло важную роль. Любопытно, что листья тисового дерева были ядовиты для скота, поэтому такие деревья часто вырубались. В Англии это со временем привело к тому, что тис в страну стали завозить из других стран, например, из Испании и Италии.
Обычно длина английского лука лежала в диапазоне от 1,7 до 2,1 метра. Если в середине дуги ширина лука составляла 3–4 см, то по краям – уменьшалась до 1,8–3 см. На уровне захвата лука стрелком – доходила до 5–6 см. На английском луке отсутствовало специальное заглубление для стрелы, до выстрела она лежала на пальцах лучника. Форма луков тех лет повторяла структуру древесины, из которой они изготавливались, поэтому некоторые луки могли быть немного искривлены. Прочность изделия была гораздо важнее красивых форм.
Начиная примерно с XIV века на концах длинного английского лука стали появляться специальные вставки с выемками, которые выполнялись из рога. В этих выемках закреплялась тетива. Вставки были нужны для укрепления кончиков лука, они должны были защитить древесину от возможного расщепления тетивой.
Сама тетива изготавливалась из пеньки, а в некоторых случаях и из шёлка. Неудивительно, что стоимость только тетивы могла равняться половине стоимости самого лука. Для защиты от влаги тетиву могли специально покрывать воском. Диаметр тетивы доходил до 3,2 мм.
Опытному оружейнику требовался примерно один день, чтобы произвести длинный английский лук.
Боевые характеристики длинного английского лука
На дальность стрельбы могли влиять, помимо силы натяжения самого лука, которая зависела от качества используемой древесины и обработки, также угол выстрела и вес используемых снарядов. Наконечники стрел для английских длинных луков весили от 6 до 24 грамм. Тяжелые стрелы с наконечниками примерно 20 грамм давали наилучшие результаты по дальности.
Сами стрелы для длинных луков были в Англии относительно стандартизованы, так как производились в массовых количествах. На одну военную кампанию могло понадобиться 400–800 тысяч стрел. Для увеличения пробивной силы они были сравнительно тяжелыми – 60–80 грамм. Для сравнения: современные стрелы спортивных луков весят всего по 20 грамм. Стрелы изготавливались обычно из ясеня или тополя, а их средняя длина составляла примерно 76 см.
Даже несмотря на попытки стандартизации, наибольшей точности лучники добивались только тогда, когда имели в распоряжении стрелы знакомого им мастера или собственного изготовления. В противном случае обязательно проявлялись различия в длине, массе, аэродинамической форме, которые в итоге влияли на полет стрелы.
Исход боя решали не луки, а обученные стрелки
Ставку на лучников, вооруженных длинным английским луком, сделал король Эдуард I Длинноногий. Он сумел призвать под свои знамена и организовать эффективные отряды лучников. Немаловажную роль в этом сыграла оплата. Лучникам хорошо и регулярно платили. Жалование выдавалось сначала раз в шесть дней, а потом и раз в три дня.
Вторым важным моментом были постоянные тренировки. Английские монархи позаботились о том, чтобы в стране всегда можно было набрать достаточное количество обученных лучников. Тренировки лучников начинались уже с возраста 7 лет, а сам процесс был достаточно долгим и тяжелым.
Об этом прямо свидетельствуют исследования скелетов английских лучников, которые изучали ученые. Большие нагрузки приводили к выраженному искривлению позвоночника, так что если лучник доживал до преклонного по тем временам возраста, у него определенно имелись серьезные проблемы со здоровьем. Помимо позвоночника, страдали пальцы правой руки, левое предплечье и запястья.
Английский король Эдуард III ввел в стране обязательные соревнования лучников, которые проводились каждое воскресенье после посещения церкви. От таких соревнований освобождались лишь законники и священнослужители. По всей стране организовывались стрельбища, осуществлялся отбор стрелков.
Эти меры и ставка на лучников позволили Англии всегда иметь под рукой боеспособное войско.
На пике своего могущества английская армия находилась во время осады Кале в 1346–1347 году. Считается, что в армии имелось на тот момент 5 340 всадников и 26 963 пехотинца, всего 32 303 бойца, из которых 20 076 составляли лучники. Для того периода это была огромная армия.
Последовавшая затем в Европе эпидемия бубонной чумы надолго лишила полководцев всех стран возможности выводить на поля сражений большие массы войск.
Тактические особенности применения лучников
Благодаря хорошей подготовке и тренировкам английский лучник мог выпустить в минуту до 10–12 стрел, а самые сильные и опытные бойцы и до 15–16 стрел. Такая скорострельность намного превосходила арбалеты тех лет, которые давали не больше 4 выстрелов в минуту. Возможная неточность стрельбы компенсировалась при этом массовостью выпущенных стрел.
Боезапас лучника тех лет редко превышал 72 стрелы, что при максимальной скорострельности обеспечило бы только 6–7 минут непрерывной стрельбы. Сами стрелы перевозились вслед за войском на повозках. В XIV веке английские лучники не использовали колчаны, стрелы обычно связывались в пучки по 12 или 24 стрелы.
Был у такого метода и другой не самый очевидный положительный эффект.
Наконечники воткнутых в землю стрел были грязными. При ранении это обеспечивало занесение инфекции в рану, что, с учетом уровня средневековой медицины, могло закончиться крайне плачевно для раненого воина.
Даже не пробивая доспехи, стрелы могли контузить или ранить воинов, а для незащищенных лошадей они представляли ещё большую угрозу. К моменту начала Столетней войны французские рыцари никак не защищали своих коней, что делало их легкой мишенью. В бою пораженные стрелами лошади либо падали мертвыми, либо, будучи ранеными, носились по полю боя, нарушая строй и порядок войск. Упавшие лошади могли покалечить наездника или воинов вокруг, становились препятствием.
Тактика и хорошая длительная подготовка стрелков, на которых не жалели жалования, делали свое дело. Как и в большинстве войн, исход сражений решало не вооружение, а люди, которые это вооружение применяли.
Лучник, Николай Викторович
специалист в области радиационного мутагенеза и генетики человека; филателист, поэт
Никола́й Ви́кторович Лучник (3 января 1922, Ставрополь — 5 августа 1993) — советский генетик, биофизик, радиобиолог; интеллектуал, филателист. Один из крупнейших мировых учёных в области радиационного мутагенеза и генетики человека.
В 1951 году, будучи заключённым ГУЛАГа, впервые в мире установил, что облучённые клетки не всегда погибают и с течением времени могут восстанавливаться, став основоположником лучевой терапии.
Впервые в мире открыл возможность снижения смертности млекопитающих с помощью воздействия на них после облучения.
Разработал статистические методы расшифровки генетического кода и первым в мире опубликовал результаты полной расшифровки генетического кода.
Филателистическая коллекция Лучника была неоднократным победителем международных выставок.
Содержание
Биография
Детство и юность
Родился 3 января 1922 года в Ставрополе в семье энтомолога Виктора Николаевича Лучника.
Участие во Второй мировой войне, оккупация в Ставрополе, репрессии
В 1942 году в условиях идущей Второй мировой войны был призван в Красную Армию и отправлен в Иран солдатом 166 отдельного миномётного дивизиона; несколько позже стал командиром артиллерийского расчёта. По приказу командования Западного фронта был уволен в запас по месту жительства, в Ставрополь, и попал на оккупированную немцами территорию. После занятия Ставрополя советскими войсками как множество других ставропольских жителей, переживших оккупацию, был осуждён военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа и репрессирован.
Концентрационный лагерь, Лаборатория «Б»
В лагерных условиях продолжил самообразование, пользуясь книгами и учебниками, присылаемыми с воли матерью. Там же занялся теоретическими разработками строения атомного ядра и начал читать в лагере лекции об атомной бомбе. Научные успехи заключённого были замечены лагерным начальством, и в ноябре 1947 года он был переведён на Урал, на объект 0215 (другое название – Лаборатория «Б») – фактически научно-исследовательский институт из двух отделов. Отдел радиационной химии объекта возглавлял Сергей Андреевич Вознесенский, отдел биофизики, в котором работал Лучник, – Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. В 1949 году на работу в лабораторию приехал Надежда Алексеевна Порядкова, ставшая вскоре женой Лучника.
В 1951 году Лучник впервые в мире исследовал выход хромосомных аберраций в зависимости от времени после облучения и открыл явление репарации вызываемых радиацией повреждений хромосом у высших организмов. Фактически он установил, что облучённые клетки не всегда погибают и с течением времени могут восстанавливаться. Это открытие, занесённое в государственный реестр под № 277, стало основополагающим для возникновения и развития лучевой терапии.
В условиях запрета на генетические исследования начал заниматься поисками противолучевых средств в опытах на животных. Впервые в мире открыл возможность снижения смертности млекопитающих посредством воздействия на них после облучения. Обнаружил и исследовал множество противолучевых средств и создал их классификацию. Исследовал закономерности вымирания облучённых животных во времени и открыл пики смертности, соответствующие разным конечным причинам гибели.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов занимался разработкой статистических методов расшифровки генетического кода и первым в мире опубликовал результаты полной расшифровки генетического кода.
В 1956 году в статье «Алкоголь и ионизирующая реакция» опубликовал результаты серии опытов, согласно которым этиловый спирт имеет значительный защитный эффект от радиоактивного заражения.
Время, проведённое в лагере и в Лаборатории «Б», описал в главе «Из ада в почтовый ящик» неопубликованной автобиографической повести. Был реабилитирован в 1962 году.
Реабилитация, Институт медицинской радиологии
11 апреля 1961 года директор Института медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске Г. А. Зедгенидзе предложил Лучнику организовать и возглавить в институте лабораторию медицинской генетики. В 1963 году Лучник эту лабораторию возглавил и затем стал руководителем отдела радиационной биофизики.
Под руководством Лучника были проведены исследования закономерностей и механизма действия радиации на наследственный аппарат в клетках человека и модельных объектов. В результате исследований чувствительности клеток к радиации на разных стадиях митотического цикла было экспериментально доказано, что ведущей причиной вариаций радиочувствительности является разная степень репарации, то есть восстановления радиационных повреждений. Исследования велись с применением методов молекулярной цитогенетики на клетках человека, животных и растений.
В 1970 году Лучник предложил гипотезу о существовании в митотическом цикле двух ранее неизвестных стадий межмолекулярной проверки (восстановления, ДНК), во время которых определяется судьба первичных генетических повреждений. Эти стадии предшествуют известным стадиям репликативного синтеза и митоза. Результаты этих исследований создали новые возможности для разработки более современных методов комбинированной терапии злокачественных опухолей (с применением радиации и цитостатиков).
В 1967-1973 годах Лучник исследовал природу хромосомных мутаций в раковых клетках, установив, что все или почти все клетки раковой опухоли имеют скрытые повреждения генетических структур. Этот вывод до сих пор практически не осмыслен в онкологии – при том, что мог бы стать основополагающим в раскрытии механизма онкогенеза и вывести на принципиально новый подход к терапии путём избирательного уничтожения раковых клеток с помощью проявителей скрытых повреждений генетического аппарата.
В 1976 году в лаборатории Лучника были начаты исследования действия радиации на закономерности репликации хромосом. Проведённые опыты доказали, что при нормальной репликации хромосом изометки не образуются, но возникают при повреждении этого процесса радиацией. Это открытие имеет практическое значение для тестирования мутагенов – онкогенов внешней среды, а в перспективе – для усовершенствования методов генной инженерии.
В последние годы лабораторией Лучника были проведены исследования влияния малых доз радиации на клетки человека. В совместных с Севанькаевым опытах на лимфоцитах человека были обнаружены ранее неизвестные аномальные эффекты при малых дозах облучения. Эти результаты имеют практическое значение для точной оценки генетической опасности при профессиональных облучениях и ситуациях, возникающих после радиационных катастроф (например, после Чернобыльской аварии).
Также Лучник установил закономерности биологического действия нейтронов, что позволило клиницистам Института медицинской радиологии разработать методы гамма-нейтронного облучения при лечении опухолей.
Исследовал явление псевдомутогенеза, имеющее большое значение для профилактики населения от действия потенциальных мутагенов-канцерогенов, попадающих в среду обитания человека. Предложил создать новую науку, объединяющую изучение факторов внешней и внутренней среды как потенциальных мутагенов-канцерогенов, в которой радиационная генетика была бы одним из разделов.
Автор 250 научных публикаций. Написал две научно-популярные книги – о генетике («Почему я похож на папу») и радиобиологии («Невидимый современник»).
Член Национальной комиссии по радиационной защите, редактор отдела общей и медицинской генетики Большой медицинской энциклопедии, член редколлегии журналов «Радиобиология» и Mutation Research (Голландия).
Энциклопедист, обладающий широкими знаниями о науке, искусстве, политике. Автор философско-религиозных статей. Поэт.
Филателистическая коллекция Лучника была неоднократным победителем международных выставок. Около 30 лет дружил с другим известным филателистом – Олегом Агафоновичем Фаберже, сыном ювелира.