Что такое намерение в исламе
Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман
Слово «ният» (намерение) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.
Все зависит от намерения. Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.
Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.
По шариату, если человек работает с намерением: «Наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью», то он получит награду от Аллаха. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния.
Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.
Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.
Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне».
Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.
1. «Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот».
В этом благословенном изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.
2. «Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах».
Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.
3. «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах».
Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.
4. «Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему».
Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.
5. «Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай».
Как правильно выстраивать намерение? Что оно значит для мусульманина, и как неверный ният может изменить жизнь человека?
Имам-хатыйб Апанаевской мечети, преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров:
– Всем известен хадис: «Дела оцениваются по намерениям» (Бухари, Муслим), поэтому очень важно, чтобы намерение было правильным, искренним.
Если намерение будет правильным, то человек, даже если не выполнил какой-либо поступок, который он вознамерился сделать, все равно получит награду. А если же он выполнил этот поступок, то получит не одну, а больше наград.
Чтобы человек выстраивал правильное намерение, ему необходимо получать знания. Намерения связаны со знаниями.
Всегда нужно обращать внимание на состояние сердца, на то, ради чего выполняется какое-либо действие. Из этого следует, что всегда нужно, перед тем, как сделать какой-либо поступок посмотреть, какое у тебя намерение.
Если ты почувствовал, что это намерение не совпадает с тем, что ты в действительности хочешь, то надо его исправить.
Если ты хочешь совершить дело для того, чтобы тебя увидели, похвалили, то нужно исправить себя. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я боюсь, что вы будете совершать маленький ширк». «А что же такое маленький ширк?» – спросили сахабы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это риа (дела напоказ)» (Имам Ахмад, Бейхаки).
Из-за неправильного намерения даже хорошее деяние Всевышний может не принять, поэтому, чтобы наши поступки принимались, и мы получали награду и пользу от этого дела, важно соблюсти два условия: первое – искренний ният и второе – соответствие Корану и сунне.
Человеку свойственно ошибаться, он может сначала иметь неправильное намерение, но потом изменить его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый из людей ошибается, но наилучший из них тот, кто старается исправлять свои ошибки» (Суютый). «Аллах не смотрит на вашу одежду и материальное состояние, он смотрит на ваши сердца и поступки» (Табарани).
Эльвира Маликова, специально для Исламского портала
Намерение (ният) с точки зрения Ислама
По словам Амируль-муминина Умара ибн Хаттаба (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине каждое дело – по намерению. И каждому – по его намерению. У того, чья Хиджра к Аллаху и Его Посланнику, — Хиджра к Аллаху и Его Посланнику. У того, чья хиджра к овладению мирским или к женщине, чтобы жениться на ней, то хиджра его к тому, к чему он стремился».
Это высказывание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) касается вознаграждения и наказания в Судный День и потому имеет особую ценность.
Такие ученые, как Ахмад бин Ханбаль, Абу Давуд, Тирмизи, Даракутни, считали, что благодаря этому хадису можно понять треть Ислама. Имам Шафии сказал, что этот хадис вобрал в себя 70 тем и содержит половину религиозных знаний. Имам Бухари советовал писать книги, начиная их этим хадисом.
Ният – это намерение в сердце совершить что-либо (или, наоборот, воздержаться от чего-либо) ради довольства Аллаха.
Как совершаются деяния? Деяния совершаются сердцем, языком или другими органами тела.
Деяния, совершаемые сердцем (в душе) – это мысли и намерения.
Деяния языка – это наши слова.
Деяния органов – это действия, в которых участвует наше тело.
Поскольку слова и действия обычно связаны с ниятом, намерением, то предваряющий благое дело ният уже может расцениваться как ибада, поклонение.
Выражение «поступ бретают ценность согласно намерениям» ки о обычно употребляют применительно к фактическим деяниям. Ибадой считается ради довольства Аллаха убрать с дороги камень, чтобы он не мешал людям. Заслуживает вознаграждения и тот, кто собрался заработать способом, не дозволенным шариатом, но потом отказался от этого из страха перед Аллахом.
Мысли и душевные переживания приобретают ценность перед Аллахом, если они опираются на чистое намерение. Поэтому сердце постоянно должно быть разумным и бодрствующим.
Не принимается намерение, произнесенное языком, но не подтвержденное сердцем. Всевышний Аллах смотрит не на нашу внешность, а в наши сердца и оценивает наши намерения.
Ученый и захид, один из семи мединских бедняков Салим сын Абдуллаха бин Умара в письме халифу Умару ибн Абдульазизу писал: «Знай, что помощь от Аллаха раб получит согласно своему намерению. Если намерение полно и совершенно, то и помощь будет полной и совершенной. А если намерение ослабеет, утратит свою чистоту, то и помощь уменьшится».
«Каждый получит согласно намерению» также означает, что ибада, поклонение, и усилия на пути Аллаха, которые могут казаться со стороны безупречными, будут приняты с условием, что они были устремлены только к Аллаху. Если деяния совершаются для того, чтобы добиться расположения людей, или одновременно ради Аллаха и для оценки их другими, то они не имеют перед Аллахом никакой ценности и Им не вознаграждаются. Намерения, слова и действия обретают ценность благодаря ихлясу, искренности по отношению к Аллаху. Совершать намаз или выплачивать закят напоказ – это большой грех, который также называют малым (тайным) ширком. Однако совершение намаза или выплата закята прилюдно, но не для похвалы, а для того, чтобы показать пример другим, одобряется и вознаграждается дважды: как за выполнение своих обязанностей, так и за побуждение к этому других.
Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал Ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит : «Я изучал Ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость» (Муслим, Имара, 152).
Согласно хадису даже действие, прямо не относящееся к исполнению религиозных обязанностей, за счет намерения тоже может стать ибадой. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения поклонения, заслужит саваб, вознаграждение, за свою трапезу. Торговец, имеющий намерение трудится честно и не выходить за рамки дозволенного Шариатом, зарабатывает и деньги, и саваб.
В хадисе говорится: «…Тот, кто совершил хиджру с намерением приблизиться к Аллаху и Его Посланнику, получит вознаграждение за хиджру к Аллаху и его Посланнику…» Хиджра означает отказ от чего-либо. В широком смысле отказ от того, что запрещено Аллахом, так же считается хиджрой. Посланник Аллаха говорил: «Мухаджир — это тот, кто отказался от чего-либо запрещенного Аллахом» (Бухари, Иман, 4,5, Рикак 26).
В хадисе слово хиджра означает «оставить находящуюся под гнетом неверующих родину и переселиться к мусульманам». Хиджра Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов заключалась именно в этом. Если человек совершил хиджру, не думая о мирской прибыли, а только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха и Его Посланника, то его хиджра будет принята и вознаграждена Всевышним. А если человек вышел в путь ради приобретения мирских благ или для того, чтобы жениться, тогда его переселение не будет принято и вознаграждено как хиджра к Аллаху и Его Посланнику. В Коране сказано:
«Тому, кто ищет прибыли в будущей жизни, Мы увеличим его прибыль. Тому, кто ищет прибыли в жизни мирской, мы дадим ее, но он не получит ее в жизни последней» ( Сура «аш-Шура» 42/20).
Поводом для этого высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) послужил следующий случай. Один из сахабов решил жениться на женщине по имени Умму Кайс, но она собиралась совершить хиджру и была согласна выйти замуж только после переезда в Медину. До этого жених не собирался переезжать из Мекки в Медину, однако был вынужден сделать это ради женитьбы. После этого случая между сахабами разгорелся спор: получит ли саваб за свою хиджру «мухаджир Умму Кайс»? И тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил им, что «каждый получит согласно своему намерению…».
Уроки хадиса:
1. Для того, чтобы получить вознаграждение (саваб) за свои деяния, начинать их нужно с чистым, ради Аллаха, намерением.
2. Место намерения – сердце, поэтому вслух его произносить необязательно.
3. Дела, в основе которых нет чистого намерения, не вознаграждаются Аллахом.
4. Нельзя использовать религию как прикрытие для извлечения выгоды и скрывать свои истинные намерения.
5. Ихлас означает искренность, чистоту намерения перед Аллахом.
(Источник: Imam Nevevi, Riyazu’s-Salihin. — Istanbul, Erkam yayinlari, 1997. — Т.1, стр. 89-97).
Два вида намерения в исламе
Ният является обязательным условием принятия действия человека
Ният – является основой поклонения и душой любого нашего деяния. Самые священные деяния могут быть испорчены только из-за неправильного намерения, которое кроется за ними, и самые простые деяния стать особо благословенными за счет благих намерений, которые кроются за ними. Любой, кто стремится к Аллаху, так как Он того предписал, непременно будет направлен на путь Всевышнего.
Ният является обязательным условием принятия действия человека. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Согласно хадису, иман становится основой нашей веры, источником наших деяний и принятых решений. Намерение делает наши действия, слова и поступки, в том числе акты поклонения, полноценными, придавая им смысл и вкладывая в них нашу душу. Именно поэтому, человек может не разговаривать, не слышать и не видеть и быть лишенным других способностей, но не один человек не лишен способности делать намерение, пока у него есть душа. Аллах Всевышний благой, и любит благое, и он любит благое в своих творениях. Внешние обстоятельства не всегда помогают человеку осуществить его благие намерения, не всегда внутреннее благое выливается во внешнее, однако Аллах Всевышний все знает, слышит и видит, и принимает благое, к которому стремилась душа верующего. Это приучает нас к искренности в поступках и поклонении, чтобы мы стремились к довольству Всевышнего Аллаха.
Существует два значения слова «ният», одно из которых подразумевает различение актов поклонения от других действий. Например, есть разница между тем, чтобы совершать омовение, чтобы очистить себя для совершения намаза, или тем, чтобы принять душ, чтобы освежиться. Кроме того, есть разница между ниятом на зухр намаза и аср, между постом в Рамадан и постом в другие месяцы. Второе значение заключается в различении намерения за действиями – направлено оно только на Аллаха или других. От этого зависит, что человек обретет, как в этом мире, так и вечном: счастье или лишения, награду или наказание. Представьте, что два человека могут совершать одно и то же деяние, прилагая одинаковые усилия, но обретать совершенно разный результат, исходя из своих намерений.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто замыслит доброе дело, но не совершил его, Аллах Всевышний запишет ему его как совершенное доброе дело, а если он замыслил и осуществил его, то Аллах запишет его как десять добрых дел и до семисот и намного больше. А кто намеревался учинить злое, но не сделал этого (по своей воле), тому Аллах записал это как полноценное доброе дело. Ежели он замыслил его и осуществил это, то Аллах записал ему одно дурное дело».
В другом хадисе сказано: «Аллах говорит: «Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним дурного дела, пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите ему это как оно есть, а если он откажется от совершения этого ради Меня, то запишите ему одно доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему одно доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел».
Согласно хадису, даже действие, не являющее религиозной обязанностью, за счет намерения тоже может стать поклонением. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения намаза, обретет вознаграждение Аллаха за просто прием пищи. Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит: «Я изучал ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость».
О том, как правильно делать намерение для соблюдения поста (ФОТО) (ВИДЕО)
Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту.
Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.
1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается. В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься».
2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение. А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.
3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя. Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.
4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.
5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться. Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.
6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если он имел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана. Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.
7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.
Порядок, условия и место совершения намерения
Место намерения – сердце. Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.
При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.
Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем «…соблюдать пост Рамадана», не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.
Произнесение намерения
Желательно произнести намерение словесно и подтвердить сердцем: «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.
Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана», этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.
Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата», не указывая конкретно, какого именно каффарата.
Если забыл прочитать намерение ночью
Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.
Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другиесуннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
ЧИСТОЕ НАМЕРЕНИЕ
Всеведающий Аллах сказал в Священном Коране:
وَمَا اُمِرُوااِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللهَ مُخْلِصينَ
«Им было велено лишь одно – с чистым намерением поклоняться Аллаху». (Аль-Баййина, 98/5)
اَلاَ لِلَّهِ الدِّ ينَ الْخَا لِصُ
«Чистой (правильной) может быть только вера в Аллаха». (Аз-Зумар, 39/3)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) передал, что Всевышний Аллах сказал:
«Чистота намерений (ихляс) – это одна из Моих тайн. Я помещаю ее в сердца Моих любимых рабов».
Во сне Ахмаду бин Хадровейху Всевышний Аллах сказал:
– Все люди хотят у Меня, но только Абу Язид хочет Меня.
Однажды во сне увидели Имама Шибли (рахматуллахи алейхи). Его спросили:
– Как встретил тебя Аллах?
– Он немного был недоволен мной, потому что однажды я по неосторожности сказал: «Какая потеря может быть больше потери Рая?» А мне надо было сказать вовсе не так. Я должен был сказать: «Какая потеря может быть больше потери возможности лицезреть Аллаха?».
НАМЕРЕНИЕ ВО ГЛАВЕ КАЖДОГО ДЕЙСТВИЯ
Намерения бывают разными. Бывает намерение служить Аллаху из-за страха перед мучениями Ада либо из-за желания наслаждений Рая. Тот, кто служит Аллаху из-за желания попасть в Рай, тот становится рабом желания райских наслаждений своим желудком и половыми органами. А тот, кто служит Аллаху из-за страха Ада, тот подобен нерадивому слуге, который прислуживает лишь из страха наказания. Действия, совершаемые из желания наслаждений Рая или из страха мучений Ада, не считаются деяниями, совершенными ради Аллаха. Раб, которым доволен Аллах, – это тот, кто служит Ему не с целью получения наслаждений Рая от Него или избавления Им от мук Ада, а только ради Него самого. Это подобно тому, как любящий смотрит на любимого только потому, что любит его и ничего более. Он не ожидает взамен своей любви золота и серебра. А тот, кто смотрит, желая золота и серебра, то его целью является золото и серебро. Таким образом, только любящий Аллаха имеет единственно правильную, чистую цель в намерении служения Ему. Только ради Него самого.
Поклонение человека, имеющего чистую цель намерения – служить Аллаху только ради Аллаха, – это его постоянные мысли о Нем, которые являются непрекращающейся молитвой Ему. Лишь те являются истинными приближенными Всевышнего Аллаха, кто совершает свое поклонение подобным образом. Мы должны выполнять наши обязательства перед Ним только ради Него.
Деяния, выполняемые с нечистым намерением достижения другой цели, не приносят блага. Если же поклонение совершается с целью только ради Всевышнего Аллаха, Его довольства, то оно имеет большую ценность. Если же оно совершается с целью получить довольство других, или для того, чтобы заслужить их похвалу или помощь, то оно может явиться причиной недовольства Аллаха. Действия, которые на вид кажутся не имеющими изъяна, могут оказаться причиной, повлекшей наказание Ада.
Воздаяние за поклонение дается в соответствии с намерением его совершения. Тот, кто выполняет свои обязанности с правильным чистым намерением, заслужит благо и в этой жизни, и в вечной. Те же, кто были нечисты в своих намерениях, понесут потери.
Как Всевышний Аллах вознаградит своих рабов за искреннее, не содержащее ошибок внешнее поклонение, также, а может, и более этого, Он вознаградит их за таящуюся внутри их сердец чистую цель благих намерений.
Какое же великое счастье любить Аллаха Всевышнего и, имея о Нем наилучшее мнение, ввериться Ему! А также любить и иметь самое хорошее представление о самом почетном из созданий – Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), о его сподвижниках. Каким же великим даром Всевышнего Аллаха является все это!
Передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день перед Аллахом одними из первых предстанут трое:
Первый из них – погибший за веру (шахид). Всевышний Аллах перечислит ему все дары, которыми Он одарил его. Шахид согласится со всем перечисленным. Аллах Всевышний спросит его:
– Что ты сделал в ответ на эти дары?
– О мой Господь! Я сражался ради Тебя и погиб ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты сражался, чтобы тебя называли храбрецом. Так тебя и называли.
И затем по приказу Аллаха его, волоча лицом по земле, бросят в Ад.
Вторым предстанет человек, который получил знания и обучал им других, к тому же он красиво читал Коран. Ему также будут перечислены Аллахом все дары, преподнесенные ему по Своей милости и щедрости. Человек признает и подтвердит перечисленное. Аллах спросит его:
– Чем ты ответил на эти дары?
– Я учился и обучал ради Тебя и читал Коран ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты учился и обучал знаниям для того, чтобы тебя называли ученым (алим), а Коран читал, чтобы тебя называли чтецом (кари). Так тебя и называли.
И по приказу Аллаха его, также волоча лицом по земле, бросят в огонь.
Затем перед Аллахом предстанет третий. Он был в жизни обладателем большого состояния. Аллахом будут перечислены преподнесенные ему дары. Он признает их и согласится с ними. Аллах спросит его:
– Чем ты ответил на эти дары?
– О мой Господь! Я расходовал свое богатство только ради Тебя.
На что Аллах скажет:
– Нет, ты обманываешь. Ты лицемерил. Ты делал это для того, чтобы тебя называли щедрым. Так тебя и называли.
И его тоже по приказу Аллаха, волоча, бросят в Ад». (Риядус-Салихин, Муслим)
Передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто получает образование, при помощи которого можно получить довольство Аллаха, лишь для того, чтобы обладать мирскими благами, в Судный день не почувствует запах Рая». (Риядус-Салихин, Абу Дауд)
Омар ибн Хаттаб (радыйаллаху анху) передал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести».
Во время бедствия у людей бывают разные цели намерений. Например, когда где-то случается пожар, многие бегут туда. Некоторые бегут с чистой целью – ради Аллаха, с намерением спасти кого-либо или что-либо они бросаются в огонь, осуществляя его. Другие тоже бегут с благим намерением помощи. Они сострадательны и сильно переживают. Но, не имея ихляса – чистой цели в своих благих намерениях, они не способны осуществить их. Третьи бегут, потому что все бегут, т.е. без всякой цели, не намереваясь что-либо предпринимать. Четвертые бегут с намерением посмотреть, с целью получения удовольствия от увиденного. Они не переживают и не расстраиваются. Пятые же бегут с плохой целью, намереваясь что-нибудь украсть в этом переполохе. Подобное случается в момент транспортных аварий, землетрясений и т.д. Внешне, с виду люди совершают одинаковые действия – все бегут и волнуются, но цели и намерения у них разные. Человеку, имеющему чистую цель в благих намерениях, Аллах дает покорить духовные вершины. Правильная чистая цель в намерениях (ихляс) – это великий дар Всевышнего. Аллах защищает и помогает тому, кому Он вручил его.
Наш духовный наставник Махмуд Сами эфенди (рахматуллахи алейхи) любил повторять следующую историю:
«Один молодой человек очень хотел посетить Шейха Юсуфа Хамадани (рахматуллахи алейхи) ради Аллаха, с намерением получить Его довольство и благоволение (баракят) из-за общения с Его любимым рабом – вали. Также он хотел попросить шейха, чтобы он походатайствовал за него в своих мольбах (дуа). Он сделал такое намерение и рассказал о нем своему соседу портному. На что тот сказал:
– Я тоже хочу пойти с тобой. В моем сердце есть сомнение по поводу этого человека. Я хочу знать, действительно ли он вали или нет?
С этими намерениями они вышли в путь. По дороге они встретили человека, похожего на ученого. Тот спросил:
– Мы идем навестить Юсуфа Хамадани, – ответили они.
– Я давно хотел встретиться с ним, чтобы своими вопросами поставить его в затруднительное положение. Я пойду с вами.
И они втроем отправились в путь, с виду совершая одинаковые действия, но намерение у каждого было разное. Молодой человек имел чистую цель в намерении посещения шейха. Портной хотел разрешить свои сомнения. «Ученый» же из зависти хотел смутить шейха и поставить его в затруднительное положение.
Они прибыли в местность, где жил вали, нашли его дом и попросили разрешения войти. Их пригласили в комнату для гостей. Они сидели там некоторое время. Их интерес и волнение усилились. Посреди комнаты лежала большая шкура, дверь была закрыта. Вдруг на этой шкуре внезапно появился Шейх Юсуф Хамадани (рахматуллахи алейхи). После некоторого молчания он обернулся к молодому человеку и сказал:
– Сынок! Хвала и благодарность Аллаху! Твоя жизнь и в этом мире, и в последующем, вечном, будет благополучной.
И он проявил к этому юноше свою благосклонность. Этот имевший чистую душу молодой человек впоследствии стал Великим Шейхом Абдуль-Кадиром Гейляни (рахматуллахи алейхи).
Затем Юсуф Хамадани обернулся к портному, имевшему сомнение в сердце, и сказал:
– Я знаю, что ты пришел с намерением испытать меня. В этом мире у тебя будет много трудностей, но, в конце концов, ты спасешь свою веру.
Затем он обернулся к высокомерному ученому, имевшему нехорошие намерения по отношению к нему, и сказал:
– Ты и в этом мире не найдешь благополучия, и, не сохранив свою веру, покинешь его неверующим».
Передал Анас бин Малик (радыйаллаху анху), что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Сейчас войдет человек, который будет в Раю».
И мы увидели, что вошел один из ансаров – местных Мединских сподвижников Пророка. У него с бороды стекали капли воды от омовения, и в левой руке он держал свою обувь. На следующий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил свои слова. И опять появился этот же человек, и вода капала с его бороды, и он держал в руке свою обувь. На третий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил те же слова, и появился тот же человек в том же виде.
После того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) встал, Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) подошел к тому человеку и сказал:
– Я повздорил с отцом и сказал себе, что в течение трех дней я не войду в свой дом. Можешь ли ты взять меня к себе на эти дни?
Затем Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) рассказал:
«Я три ночи провел вместе с ним, но я не видел, чтобы он вставал ночью. Он просыпался до утреннего намаза, совершал зикр и такбир (возвеличивание Аллаха). Я не слышал от него ничего, кроме добрых слов. Спустя три дня я решил, что в его действиях нет ничего особенного, и тогда я спросил:
– О раб Аллаха! Между мной и моим отцом не было никаких раздоров. После слов Пророка: «Сейчас войдет человек, который будет в Раю», которые он повторял в течение трех дней, каждый раз появлялся ты, и я с целью узнать, какие деяния ты совершаешь, чтобы руководствоваться ими, решил остаться с тобой. Но я не увидел, чтобы ты совершал какие-нибудь большие дела. Какие же деяния поднимают тебя на уровень, о котором говорил наш Пророк?
– Я не совершаю ничего другого, кроме того, что ты видел.
Когда я уходил, он вновь окликнул меня и повторил:
– Я не совершаю ничего другого, кроме того, что ты видел. Но я не держу в сердце злобу и не имею плохого мнения о ком-либо из мусульман. Я никому не завидую и делаю только добро.
На что Абдуллах ответил:
– Вот что возвысило тебя на тот уровень, о котором говорил Посланник Аллаха.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Есть три черты характера, от которых человек не может избавиться (по другой передаче, мало кто может избавиться): плохое мнение, считать что-то неудачным и зависть. Сейчас я научу вас средствам избавления от этих черт. Если у вас появилось нехорошее мнение и плохие догадки о ком-либо, надо остановиться и не развивать их. Если вы, начав какое-либо дело, думаете, что оно неудачное, то, не придавая значения этим мыслям, надо довести его до конца. Если вы завидуете кому-либо, надо прекратить это и не переступать границу дозволенного». (Ихья Улюмитдин)
Передал Ибн Аббас (радыйаллаху анху), что однажды к нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел один человек и сказал:
«О Посланник Аллаха! Бывает, я хочу, чтобы и Аллах был доволен мной, и чтобы люди, видя мои поступки, больше уважали меня, – ради этого я совершаю свои благие дела».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не ответил на его слова.
И тогда от Всевышнего Аллаха было ниспослано откровение:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلاَ يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Тот, кто надеется предстать перед своим Господом [в благоволении], пусть вершит праведные дела и не ставит в один ряд в служении своему Господу никого более». (Аль-Кяхф, 18/110)
Рассказывает Сад ибн Аби Ваккас (радыйаллаху анху):
«В год последнего прощального хаджа Пророка я сильно заболел, находясь в Мекке. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) часто навещал меня, и однажды я обратился к нему с вопросом:
– О Посланник Аллаха! Ты видишь, у меня затяжная болезнь, а я владею достаточно большим состоянием, у которого есть всего лишь один наследник – моя дочь. Не раздать ли мне в качестве милостыни две трети своего имущества?
– Нет. Столько не раздавай.
– Может, мне раздать половину своего имущества?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Нет. Столько не раздавай. Раздай одну треть. Треть – это тоже немало. О, Сад! Лучше оставить своих наследников богатыми, чем оставить их нуждающимися, с протянутой рукой. О, Сад! Несомненно, за все, что ты расходуешь на свою семью ради Аллаха, ты получишь вознаграждение. Даже за каждый кусочек пищи, который ты даешь своей жене во время еды».
Этот хадис объясняет нам, что если человек обеспечивает членов своей семьи, которых он обязан содержать, с целью получить довольство Аллаха, то он и свою обязанность выполняет, и, к тому же, получает за нее вознаграждение как за милостыню. Если же человек содержит семью, не имея такой цели в своих намерениях, то он и обязанность свою не выполняет полноценно, и не получает за нее вознаграждения. Воздаяние за деяния дается по намерению. Намерение – это деяние сердца. Сердце является источником познания Аллаха. Поэтому деяния сердца намного важнее и величественнее других.
Муаз бин Джабаль (радыйаллаху анху) сказал:
– Совершай деяния с чистым намерением, и даже если их мало, этого тебе будет достаточно.
В одной местности люди сделали идола и стали поклоняться ему. Он был сделан по образу одного человека из племени Бани Исраиль. Когда эта весть дошла до него, он очень разгневался и, взяв топор, отправился его уничтожить.
Шайтан же в образе старика предстал перед ним и спросил:
– Я иду уничтожить идола и направить людей на путь поклонения Аллаху.
– Иди, займись поклонением, – это для тебя будет лучше.
– Нет. Разрушение идола – важнее!
– Я от тебя не отстану, – сказал шайтан и вступил с ним в драку.
Человек бросил шайтана на землю и сел ему на грудь.
– Позволь мне кое-что сказать тебе.
– О раб! Есть же Пророк Аллаха! Если бы он хотел разрушить этого идола, он бы дал тебе приказ. Тебе же не было дано ни одного приказа, так что оставь это.
– Нет. Я обязательно это сделаю. Я уничтожу его.
И они вновь вступили в драку. Человек вновь повалил шайтана на землю.
– Позволь мне сказать тебе еще кое-что.
– Ты человек бедный, и многие люди, как и ты, несут эту тяжелую ношу. Найти какую-либо возможность заработать для тебя лучше разрушения идола. Ведь люди сделают другого, и ты не сможешь причинить им вреда. Оставь это. Каждый день я буду класть под твою подушку два золотых.
– Ты прав. Один золотой я буду давать в качестве милостыни, а второй буду использовать на свои нужды, и это лучше разрушения идола. Я не был уполномочен ломать его. Я не Пророк и не тот, на кого это возложено.
Он вернулся домой. На следующий день он обнаружил у себя под подушкой два золотых и взял их. На следующий день он вновь нашел под подушкой два золотых и подумал: «Как хорошо, что я не пошел ломать идола». На третий же день он под своей подушкой ничего не нашел. Он разгневался и, схватив топор, отправился уничтожить идола.
Перед ним предстал шайтан в образе того же старика и спросил:
– Куда ты направляешься?
– Ты обманул меня! За это я обещаю тебе, что на этот раз ты не помешаешь мне совершить задуманное.
И они вступили в драку. Шайтан швырнул человека на землю, затем поднял его над собой. Человек затрясся от страха в руках шайтана, как воробей. Шайтан сказал:
– Возвращайся, иначе я перережу тебе горло, как овце.
– Хорошо. Я вернусь. Только ответь мне на вопрос. В прошлый раз я дважды побеждал тебя. Что же в этот раз явилось причиной моего поражения?
– В прошлый раз ты гневался ради Аллаха, и Он сделал так, что ты победил. Мы бессильны и не можем победить тех, кто следует в своих поступках чистому намерению ради Аллаха. На этот же раз ты гневался из-за моего обмана, и я победил. Те, чьи намерения нечисты, кто следует за своими желаниями, не может победить нас. (Кимия Саадат, Ният и ихлас)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день перед Аллахом предстанет один человек, и с ним будут представлены его хорошие деяния величиной с гору. И тогда глашатай провозгласит:
– У кого есть право над этим человеком?
После этого призыва многие люди придут и будут брать из его деяний то, на что у них есть право. Когда же они возьмут свои права, его хорошие деяния иссякнут. И этот человек останется стоять в недоумении.
Всевышний Аллах скажет ему:
– О Мой раб! У Меня есть твоя казна, о которой Я не сообщил ни моим ангелам и никому из созданных. О ней знаю только Я.
В ответ человек спросит:
– О мой Господь! Что это за казна?
Аллах Всевышний ответит:
– Это твои чистые намерения. Я записал их в 70-кратном размере в твою пользу за каждое».