Что такое нантский эдикт в истории
Этот день в истории: 13 апреля 1598 года король Франции Генрих IV издал Нантский эдикт
13 апреля 1598 года в своем замке в Нанте французский король Генрих IV Бурбон издал эдикт, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Введение нового закона завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век».
Издание Нантского эдикта (l’édit de Nantes) было чрезвычайно смелым и дальновидным шагом со стороны Генриха IV, который, как никто другой, знал о том, насколько пагубен для государства религиозный раскол французского общества. В 18 лет, сам будучи гугенотом и королем Наварры, Генрих едва не погиб во время знаменитой Варфоломеевской ночи в Париже (24 августа 1572 года), которая случилась через несколько дней после его свадьбы с Маргаритой Валуа (королева Марго). Весь его путь к французскому престолу состоял из сплошных сражений — даже став формально королем Франции после гибели своего шурина Генриха III Валуа в 1589 году, он еще целых пять лет после этого был вынужден воевать, отстаивая свое право на престол.
Появление Нантского эдикта было бы совершенно невозможно без укрепления королевской власти, чего можно было достичь лишь силой. Другого выхода у короля не было — приняв ради французской короны католицизм, он не приобрел поддержки католиков, зато стал терять верность своих соратников-гугенотов. Шаткость нового правительства сказалась быстро — восстала Бретань, в страну вторглись испанцы, захватив Амьен. Поэтому, короновавшись и вступив в Париж в 1594 году, Генрих IV почти сразу отправляется на новую войну. Военное счастье снова не изменило королю: после четырех лет войны Бретань была покорена, а испанцы изгнаны. 13 апреля 1598 года Генрих утвердил Нантский эдикт, а 2 мая того же года был заключён Вервенский мир между Францией и Испанией. После нескольких десятилетий гражданских войн на Францию наконец снизошёл мир.
Согласно положениям Нантского эдикта, католицизм оставался господствующей религией Франции, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и некоторых других) и ряде сельских местностей. Гугеноты получили право занимать судебные, административные и военные должности. При парламентах Парижа, Бордо, Тулузы, Гренобля были созданы специальные палаты для разбора судебных дел гугенотов. Половина состава этих палат комплектовалась из числа гугенотов. Эдикт разрешал гугенотам созывать свои конференции и синоды.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб королю через его министров Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties) для протестантов Прованса и Бургундии.
Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Кроме того, Нантский эдикт содержал секретные дополнительные статьи. В частности, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь за счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главными крепостями были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Гугенотской депутации дальновидный монарх без обиняков заявил, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками.
Новый закон был враждебно воспринят католическим духовенством во главе с Римским Папой, который назвал эдикт «нечестивым». Радикально настроенные гугеноты также пытались его торпедировать, обвиняя короля в вероотступничестве и защите католицизма. Так что Генриху IV стоило больших усилий убедить парламенты областей внести эдикт в свои протоколы. Что, впрочем, ему удалось, правда за одним исключением: парламент Руана упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.
Однако в мире нет ничего вечного. После войны с гугенотами 1625−1629 годов при Людовике XIII Ла-Рошель пала и секретные статьи Нантского эдикта были отменены (мирный договор в Але 1629 года). А в 1685 году король Людовик XIV Бурбон полностью отменил действие Нантского эдикта.
НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598
Нантский эдикт явился первой попыткой создания своего рода декларации прав подданных французской монархии независимо от их конфессиональной принадлежности. Издав Нантский эдикт, Генрих IV продолжил политику религиозного примирения, которую безуспешно пытались вести последние короли из династии Валуа (эдикты Карла IX, Генриха III и др.). Нантский эдикт объявлял официальной религией католицизм, возвращал католической церкви конфискованные за время войны земли, но вместе с тем предоставлял французским гугенотам свободу вероисповедания. В Нантском эдикте декларировались права протестантов на распоряжение имуществом, образование, суд, медицинская помощь, занятие государственных должностей. В то же время Нантский эдикт ограничивал возможности отправления культа протестантами: в крупных городах, епископских резиденциях и их окрестностях (Париж, Тулуза, Дижон, Реймс, Шартр и др.) богослужение было запрещено, причём специально оговаривалось, что под «окрестностью» понимается территория от 2 до 5 лье. На протестантов налагалось обязательство выплачивать десятину в пользу галликанской церкви (смотри Галликанство), не работать во время католических праздников; служители протестантских церквей (как и католич. духовенство) освобождались от несения военной службы и тальи. Для судебных разбирательств по делам представителей реформированной религии создавались специальной палаты при парламентах в Париже, Тулузе, Бордо и Гренобле, состоявшие наполовину из протестантов. Согласно Нантскому эдикту, в городах, где было разрешено отправление культа, позволялось открывать протестантские школы и академии (Монтобан, Седан, Ним и др.). Важной частью эдикта стали секретные статьи, предусматривавшие сохранение за гугенотами занимаемых ими со времён религиозных войн городов-крепостей и укреплённых мест (Ла-Рошель, Монтобан, Монпелье, Ним, Ньор и др.), многие из которых являлись портами. Это право жаловалось на 8 лет с возможностью продления.
При Людовике XIII началось наступление на даровавшиеся Нантским эдиктом права гугенотов. Эдиктом в Але (28.6.1629 года) отменялись секретные статьи: при сохранении свободы вероисповедания протестантам запрещалось владеть городами-крепостями. Людовик XIV окончательно отменил Нантский эдикт (эдикт Фонтенбло от 18.10.1685 года), многие гугеноты покинули Францию.
Исторические источники:
Isambert F. Recueil général des anciennes lois françaises. P., 1828. Vol. 15;
Нантский эдикт / Перевод С.Л. Плешковой // Плешкова С.Л. Французская реформация. М., 1993;
Нантский эдикт
Нантский эдикт (фр. l’édit de Nantes ) — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Содержание
Положения
Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.
Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.
Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.
III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства. где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.
Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить. [2]
Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.
При Людовике XIII
При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.
В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».
Отмена
Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.
Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию.
Актуальность Нантского эдикта
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.и.н., генеральный директор и член Президиума РСМД, член РСМД
Как известно, знаменитый Нантский эдикт был подписан французским королём Генрихом IV 13 апреля 1598 г.; и этот день вошел в историю как дата окончания французских религиозных войн. К моменту подписания эдикта военное противостояние между католиками и гугенотами продолжалась с небольшими перерывами на протяжении более чем трех десятилетий; знаменитая «Варфоломеевская ночь» 24 августа 1572 г. была всего лишь одним из эпизодов этой многоактной драмы. Всего в ходе религиозных войн Франция потеряла по разным оценкам от 2 до 4 миллионов человек. Отголоски этой общенациональной катастрофы были слышны и много лет спустя после ее завершения; множество отсылок к религиозному расколу легко найти, например, в знаменитом романе Александра Дюма «Три мушкетера», повествующем о событиях 1625–1628 гг.
Как известно, знаменитый Нантский эдикт был подписан французским королём Генрихом IV 13 апреля 1598 г.; и этот день вошел в историю как дата окончания французских религиозных войн. К моменту подписания эдикта военное противостояние между католиками и гугенотами продолжалась с небольшими перерывами на протяжении более чем трех десятилетий; знаменитая «Варфоломеевская ночь» 24 августа 1572 г. была всего лишь одним из эпизодов этой многоактной драмы. Всего в ходе религиозных войн Франция потеряла по разным оценкам от 2 до 4 миллионов человек. Отголоски этой общенациональной катастрофы были слышны и много лет спустя после ее завершения; множество отсылок к религиозному расколу легко найти, например, в знаменитом романе Александра Дюма «Три мушкетера», повествующем о событиях 1625–1628 гг.
Документ, опередивший свое время
Хитрый и расчетливый Генрих не случайно выбрал для подписания самого важного в своей жизни документа бретонский Нант. Город всегда был одним из столпов католической партии королевства, а «Беарнцу» (прозванному так по месту рождения в юго-западном Беарне) было жизненно важно не только замирить вновь и вновь бунтующих гугенотов, но и сохранить поддержку со стороны консервативного католического большинства. Тем более, что Генрих IV и сам когда-то был одним из лидеров гугенотского движения, а окончательно перешел в католичество только в 1593 г., якобы обосновав свою нехарактерную для эпохи гибкость в вопросах веры знаменитой фразой — Paris vaut bien une messe! (Париж стоит обедни!).
Нантский эдикт был беспрецедентным, поистине революционным документом, намного опередившим стандартные практики европейских монархий XVII века. События религиозных войн предавались забвению, их участники амнистировались, изгнанники получали право вернуться на родину, католики и гугеноты королевства уравнивались в правах. Ну, или почти уравнивались — в некоторых больших городах, включая и Париж, кальвинистское богослужение было все-таки по настоянию местной «общественности» запрещено, но проживать протестантам в них дозволялось. Отныне любая дискриминация по религиозным мотивам объявлялась вне закона, а гугеноты получили возможность содержать при королевском дворе особых депутатов, способных представлять интересы протестантского меньшинства. Более того, король брал на себя обязательство финансово поддерживать гугенотские школы и церкви.
Подписывая эдикт, король шел на огромный риск — консервативное католическое большинство во Франции, равно как и католическая Европа в целом, были настроены на «войну до победного конца». Ватикан, естественно, объявил эдикт «нечестивым», европейские соседи Генриха в очередной раз приступили к сколачиванию антифранцузской коалиции, а католические фанатики начали настоящую охоту за королем. Впрочем, и в стане гугенотов далеко не все оценили великодушие Генриха — многие считали его предателем и циничным вероотступником. Напомним, что на протяжении своего извилистого жизненного пути он менял религиозную принадлежность шесть раз! В конце концов, изворотливому и удачливому королю пришлось заплатить за Нантский эдикт сполна. 14 мая 1610 г., через двенадцать лет после церемонии подписания в Нанте, на парижской улице Рю-де-ля-Ферронри Генрих IV был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком.
Тем не менее, как политик и как государь Генрих IV, безусловно, оказался победителем. Если он и не спас Францию единолично, как утверждают его восторженные почитатели, то уж по крайней мере внес значительный вклад в ее спасение. Его правление дало старт новой династии и новой эпохе французской истории, позднее справедливо названной «Великим веком». Уже при жизни Генриха страна почти оправилась от разрухи религиозных войн, в королевстве наблюдался бурный подъем сельского хозяйства и промышленных мануфактур, расцвели науки и культура, внешняя и внутренняя торговля, началась успешная колонизация Канады.
Религиозный мир сохранялся и при сыне короля, Людовике XIII. Когда французские гугеноты Ла-Рошели, старого оплота кальвинизма на юго-западе страны, в 1627 г. в очередной раз восстали против Парижа и обратились за помощью к английскому королю — Дюма здесь вполне следует историческим событиям! — Людовик XIII был не склонен слишком сурово карать своих подданных. После длительной осады и взятия города условия капитуляции оказались удивительно мягкими. И это при том, что первым министром и фактическим правителем Франции в это время был католический кардинал герцог Арман Жан дю Плесси де Ришельё, а к востоку от французских границ уже несколько лет вовсю полыхало самое ожесточенная и разрушительное религиозное побоище в европейской истории — братоубийственная Тридцатилетняя война!
Реванш государственной идеологии
В середине XVII столетия во Франции, казалось бы, сложилось устойчивое и устраивающее всех религиозное равновесие. Гугеноты окончательно отказались от вооруженных восстаний, превратившись в лояльных подданных короны и составив ядро французского «креативного класса». Власть постепенно забирала дарованные Генрихом IV кальвинистам военные и политические привилегии, но сохраняла их религиозные и гражданские права. В целом условия Нантского эдикта не оспаривались ни одной из сторон.
Однако, по мере взросления внука Генриха IV — короля Людовика XIV, также известного как «Король-солнце», отношение к Нантскому эдикту в Париже стало меняться. Уже после смерти преемника Ришелье кардинала Джулио Мазарини (1661 г.) молодой король вполне определенно заявил о приверженности политическому принципу абсолютизма — cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера). Там, где Генрих IV стремился быть верховным арбитром между противостоящими друг другу групповыми интересами, Людовик XIV решительно выступил на стороне одной группы против другой. Генрих видел в свободе веры, пусть и с оговорками, естественное право личности, которым он и сам многократно воспользовался к немалой выгоде для себя. Людовик воспринимал эту свободу как королевскую милость — édit de grâce; такая милость могла быть дарована подданным, но она могла быть у них их отобрана в случае необходимости.
Следует учитывать и еще одно обстоятельство. В первой половине XVII века многие фамилии французской аристократии, составлявшие ранее ядро протестантизма, стали переходить в лоно католической церкви. Кальвинизм все больше становился религией мелких дворян, горожан, ремесленников, учителей, младших офицеров — одним словом, «верой третьего сословия». Поскольку же Людовика интересовали в первую очередь настроения «элит», а не французских ремесленников или булочников, он сделал вывод о том, что Франция готова к отмене Нантского эдикта.
Подчеркнем: отмена Нантского эдикта не была импульсивным решением взбалмошного монарха. К этому повороту государственной политики Францию готовили не один год. То в одном городе, то в другом начинают закрывать и разрушать протестантские церкви, возведенные после обнародования Нантского эдикта. В 1661–1685 гг. Королевский совет утверждает десятки эдиктов, все дальше уводящих Францию от веротерпимости. Упраздняются смешанные суды, включавшие магистратов, принадлежащих к обоим вероисповеданиям. Гугенотам закрывается доступ ко многим профессиям — врача, адвоката, печатника, книготорговца. Им отказывается в праве занимать большинство государственных должностей. Католикам, в свою очередь, запрещается обращаться в протестантскую веру и жениться на кальвинистках, поскольку всем хорошо известно, что религиозное рвение жены нередко оказывается решающим фактором для умонастроений нетвердого в истинной вере мужа.
Многочисленные меры по насаждению католичества приносили свои плоды. Если в начале Великого века в королевстве насчитывалось, по различным оценкам, 2–3 миллиона гугенотов, то к его концу их оставалось менее миллиона (хотя приверженность католицизму со стороны многих «новообращенных» не может не вызывать сомнений). Но протестантская община продолжала бороться за существование. Несмотря на все ограничения и притеснения, средний гугенот был лучше образован, более энергичен и более успешен, чем средний католик. Во многих случаях он был и более религиозен, поскольку вера гугенота требовала он него больше жертв, чем католицизм требовал от своей французской паствы. Поэтому едва ли стоит удивляться тому, что не только двор Людовика XIV, но и значительная часть патриархальной Франции, особенно не севере, активно подталкивала короля к принятию «окончательного решения».
Против гугенотов развернулась массированная информационная война, с использованием с самых совершенных пропагандистских технологий XVII века. Протестанты изобличались как «агенты влияния» иностранных держав, в первую очередь — враждебных французскому королевству Нидерландов и Англии. Утверждалось, что гугеноты получают огромные субсидии из Амстердама для подрыва морали и нравственности французского народа. Кальвинистов обвиняли в заговорах против короля и в попытках установить во Франции республику по образцу Соединенных Провинций.
Немалый вклад гугенотов в строительство французской армии и в развитие французской промышленности, торговли и науки всячески принижался, а их мирные демонстрации протеста выдавались за попытки развязать новую гражданскую войну и жестоко разгонялись. Большинство католиков королевства не были готовы воспринимать гугенотов как «истинных французов». Как считает видный французский историк Жан-Кристиан Птифис, если бы вопрос об отмене Нантского эдикта был бы поставлен на общенациональный референдум, то исход голосования был бы предопределен заранее.
Самая большая ошибка в истории Франции?
17 октября 1685 г. в Фонтенбло Людовик XIV подписал бумагу об отмене Нантского эдикта. Он заявил, что цель, которую ставил перед собой его дед, Генрих IV, состояла в том, чтобы создать для еретиков максимально щадящие условия для возвращения в католицизм. И, поскольку за прошедшее столетие самая лучшая и самая многочисленная часть французских гугенотов добровольно перешла в католичество, то и нужды в эдикте больше нет.
В десяти статьях королевского указа «так называемая реформированная религия» объявляется на территории королевства вне закона. Протестантские храмы подлежат разрушению, богослужения запрещаются, священников-протестантов, не желающих перейти в католичество, указ обязывает покинуть пределы Франции в течение двух недель. Что же касается паствы кальвинистских приходов, то ей, напротив, предусмотрительно запрещается выезжать за пределы королевства или вывозить свое имущество за границу, под страхом ссылки на галеры для мужчин и конфискации собственности для женщин. Дед Людовика XIV, должно быть, вертелся в гробу, кальвинисты пребывали в смятении, а «истинные патриоты» Франции ликовали — гидра гугенотской ереси наконец-то повержена.
Восторг версальского двора и энтузиазм народа по поводу отмены Нантского эдикта понятен и в какой-то мере простителен. Менее понятно то, почему патриотическому безумию оказались подвержены едва ли не все лучшие умы Франции. Указ короля восхваляют баснописец Жан де Лафонтен и драматург Жан Расин, моралист Жан де Лабрюйер и философ и историк Роже де Бюсси-Рабютен, просветитель Антуан Арно («Великий Арно») и епископ Жак Бенинь Боссюэ. Французская Академия поздравляет Людовика с «историческим решением», поэты сочиняют оды и сонеты, композиторы пишут гимны и оперы. В дружном хоре славословия тонут редкие голоса тех, кто полагает, что Франция развивается в неправильном направлении.
Между тем неблагоприятные побочные последствия отмены Нантского эдикта не заставили себя ждать. Несмотря на строгий запрет на эмиграцию, 200–250 тысячам (по некоторым оценкам — значительно большему числу) гугенотов все-таки удалось выскользнуть из королевства. Кажется, не так уж и много для страны, численность населения которой к концу XVII века приближалось к 20 млн. Но уезжали самые энергичные, самые квалифицированные, самые образованные. Сильно пострадали французский флот, потерявший около 9 тыс. человек, и армия (дезертировали 12 тыс. солдат и примерно 600 офицеров). Потери среди ремесленников и купцов были не столь заметны, но не менее болезненны.
Исход гугенотов из Франции существенно усилил традиционных врагов Бурбонов в Европе — Голландию, Англию, протестантские княжества Германии. Например, прусский курфюрст Фридрих-Вильгельм, сразу же ответил на отмену Нантского эдикта своим собственным Потсдамским эдиктом 1685 г., где потенциальным иммигрантам из Франции гарантировались веротерпимость, налоговые льготы и равенство прав с подданными курфюрста. В результате буквально через несколько лет гугеноты составляли примерно четверть населения тогдашнего Берлина. По мнению некоторых историков, быстрый хозяйственный и военный подъем Пруссии в XVIII веке был в значительной мере основан на энергии, знаниях, трудолюбии и капиталах десятков тысяч французских гугенотов, сбежавших в эту страну в конце предыдущего столетия. Французским гугенотам в очень большой степени обязана своей часовой промышленностью Швейцария. Гугеноты укоренились даже в Немецкой слободе в Москве, а также в таких отделенных от Европы местах как южноафриканские колонии в Голландии и североамериканские колонии Англии.
Конечно, религиозные эмигранты несли с собой и часть французской культуры, науки, традиций, французской моды, искусства и языка. Благодаря им Европа на рубеже XVII и XVIII веков стала гораздо более «французской», чем она была всего несколько десятилетий ранее, а «французский мир» значительно расширил свои традиционные пределы. Но при этом подавляющее большинство вынужденных эмигрантов оставались ярыми противниками как лично «Короля-солнце», так и выстроенной им системы политического абсолютизма. Неустанными усилиями этой новой французской диаспоры в Европе сложился устойчивый образ Людовика XIV как безжалостного деспота и оторванного от реальности самодура, хотя в действительности он не был ни первым, ни вторым. Дипломатия «Короля-солнце» приложила немало усилий и потратила огромные средства, чтобы противостоять «идеологическим диверсиям» политических эмигрантов, но особых результатов так и не достигла.
Для сравнения — за последние двадцать пять лет из России на постоянное жительство за рубеж выехали примерно 4,5 миллионов ее граждан. Это существенно превышает масштабы исхода гугенотов из Франции не только в абсолютных показателях, но и в относительных — по отношению к общему населению страны. Конечно, в XXI веке эмигрант имеет куда больше возможностей сохранить связи со странами исхода, но будущим историкам еще предстоит подсчитать, во что обошлась России потеря части наиболее образованных, предприимчивых и амбициозных граждан.
Защитники решения об отмена Нантского эдикта ссылаются на то, что его отмена «сплотила нацию», «пробудила патриотизм» и «возродило религиозные ценности». Если такой эффект и имел место, то он оказался исторически краткосрочным. Победа католицизма над кальвинизмом была пирровой, а на горизонте перед французской католической церковью все более отчетливо вырисовывался новый, куда более опасный враг в лице французского Просвещения. Пройдет всего несколько десятилетий, и от имени европейского Просвещения Франсуа Вольер объявит беспощадную войну ненавистному ему католицизму, выдвинув знаменитый лозунг «раздавите гадину!» («écrasez l’infâme!»). А еще через несколько десятилетий, в годы Великой революции, любовно взращенные в лоне матери-церкви французы начнут с энтузиазмом громить католические монастыри и соборы, подчас являя примеры самой отвратительной жестокости по отношению к клирикам и монахам. Как знать, не было ли среди этих вандалов, мучителей и убийц потомков французских гугенотов, сто лет назад массово перекрещенных в католиков одним росчерком пера внука Генриха IV?
Исторические уроки: процесс принятия решений
Первое, что бросается в глаза при сравнении того, как Нантский эдикт был принят Генрихом IV, и как он был отменен Людовиком XIV, — совершенно различные механизмы принятия решений. Принятию эдикта предшествовали длительные конфиденциальные консультации короля с различными гугенотскими и католическими группировками, настойчивый поиск компромиссов и попытки Генриха восстановить доверие кальвинистов, утраченное им после многочисленных ситуативных переходов в католическую веру. Генрих выступал на этих консультациях как король всех французов, на не только французских католиков. Могут сказать, что «Беарнца» вынудили к этому внешние обстоятельства, сложившееся соотношение сил в распадающемся королевстве, а внутри-то он был таким же абсолютистом, как и все последующие Бурбоны. Но суть дела это не меняет — Генрих IV вел себя как искусный дипломат и миротворец, обладающий, как бы сейчас сказали, повышенным уровнем эмпатии.
Людовик XIV, напротив, не считал гугенотов «настоящими французами», а потому отгородился от них версальской «вертикалью власти», полностью положившись на мнение своих советников и чиновников. А советники и чиновники короля давали ему лишь ту информацию и предлагали лишь те идеи, которые, как они считали, соответствовали убеждениям и настроениям монарха. Все они очень боялись расстроить Его Величество, тем более — вызвать августейший гнев и быть отлученными от двора. Ведь у абсолютного монарха по определению не должно быть истинных соратников, их заменяют помощники и референты. Поэтому у короля вполне могло сложиться стойкое убеждение, что кальвинизм во Франции практически умер, а значит, отмена Нантского эдикта окажется простой формальностью. И уж конечно, ни в какие переговоры с гугенотами «Король-солнце» вступать не собирался.
Кроме того, Генрих, сам бывший когда-то лидером гугенотского движения, прекрасно понимал, что они имеет дело именно с массовым движением, а не с заговором нескольких недовольных аристократов и военных. Поэтому для решения проблемы недостаточно просто кооптировать гугенотскую верхушку в свой двор, раздав соответствующие бенефиции и синекуры; нужно предложить что-то и «гугенотским массам».
Людовик, судя по всему, придерживался сугубо конспирологических воззрений на французскую политику. Он полагал, что главное — обеспечить лояльность «элит», в первую очередь — силовых, а об остальном можно сильно не беспокоиться. В результате главные усилия Версаля были направлены на «точечную вербовку» лидеров гугенотской партии, в чем, надо сказать, «король-солнце» сильно преуспел. К концу XVII в. лидеры гугенотского движения основательно измельчали, среди них было трудно найти фигуру масштаба неподкупного адмирала де Колиньи. Но этот успех не решил религиозной проблемы во Франции; напротив, утратив своих лидеров и надежду быть услышанными, часть гугенотов «проголосовали ногами», а другая часть — затаили свое недовольство, выжидая благоприятного момента для реванша.
Кстати, судьба Нантского эдикта говорит еще и о том, что далеко не всегда голос народа является гласом истины. Подписывая свой эдикт, Генрих IV шел на непопулярную меру, действуя вопреки мнению большинства. Он считал религиозную нетерпимость французов — как католиков, так и гугенотов — большим недостатком своих подданных и пытался ее смягчить. Людовик XIV, отменяя эдикт своего деда, ориентировался в том числе и на господствующие к королевстве общественные настроения. Вместо того, чтобы исправлять дурные нравы своего народа, он предпочитал потакать им, упиваясь той восторженной поддержкой, которую ему публично демонстрировали представители всех сословий. Сам он не увидел пагубных последствий такого курса, но династия Бурбонов в конечном счете тоже была затянута в губительные жернова политической нетерпимости.
Исторические уроки: церковная политика
Подписывая Нантский эдикт, Генрих IV намного опережал свое время. Отменяя эдикт, Людовик XIV возвращал Францию к фундаментальному принципу европейского устройства, закрепленному в Аугсбургском договоре 1555 г. — cujus regio, ejus religio. Светский государь имеет право определять религию своих подданных — кто в современной Людовику Европе стал бы возражать против этой важнейшей основы абсолютизма?
Тем не менее, негативные последствия отмены Нантского эдикта наглядно демонстрируют, что принцип cujus regio, ejus religio ни в коей мере не является универсальным и раз и навсегда данным. Тем более, он не является «окончательным решением» политико-религиозных проблем. Его применение позволило сохранить относительный мир в Германии на протяжении примерно полувека, но платой за пятьдесят лет мира оказалось сохранение германской раздробленности в течение последующих трехсот лет — вплоть до середины XIX века.
Не будем забывать и о том, что заключение Аугсбургского мира не предотвратило катастрофы Тридцатилетней войны XVII века, итоги которой подтвердили положения этого мира, но отбросили немцев на века назад в экономическом, социальном и демографическом смысле. Когда же Германии все-таки пришло время объединиться, то центром объединения уже не могла выступить относительно либеральная и толерантная Вена под скипетром увядающей династией Габсбургов. Таким центром, как известно, стал милитаристский и отнюдь не толерантный Берлин нахрапистых и жадных Гогенцоллернов.
Кроме того, между Аугсбургским миром (1555 г.) и отменой Нантского эдикта (1685 г.) лежит больше столетия европейской и французской истории. За этот бурный век Европа решительно изменилась. Помимо бесконечных войн, смут, революций происходили необратимые сдвиги в европейском обществе, формировалось и укреплялось «третье сословие». Людовик XIV, отменяя Нантский эдикт, явно недооценил это «третье сословие» — не только его возросшие экономические возможности, но и его претензии на духовную автономию от короны.
Разумеется, Людовик XIV был не первым и не последним европейским государственным деятелем, который попытался «национализировать» религиозную сферу, поставить церковь на службу своим политическим интересам, а также избавиться от потенциальной «пятой колонны» в лице неблагонадежной религиозной конфессии. Такие попытки предпринимались множество раз и до, и после него. Вспомним хотя бы знаменитый Гранадский эдикт о евреях Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, подписанный в 1492 г. в Альгамбре. Единственным существенным отличием Гранадского эдикта от эдикта Фонтенбло было то, что испанская королевская чета хотя бы разрешала приверженцам иудейской веры свободно эмигрировать, в то время как французский король своим гугенотам в этом праве недвусмысленно отказывал. Однако, исторические последствия Гранадского эдикта для евреев и для Испании были ничем не лучше, чем последствия эдикта Фонтенбло для гугенотов и для Франции.
Такие попытки продолжают предприниматься и сегодня — например, в формате борьбы Киева за украинскую автокефалию. Аргументы сторонников принципа cujus regio, ejus religio в целом мало изменились со второй половины XVII века, и политическая риторика сторонников киевского патриархата в целом очень похожа на риторику противников Нантского эдикта. Но практическая реализация принципа Аугсбургского мира в XXI веке, за исключением разве что сохраняющихся кое-где анклавов патриархальных обществ, выглядит утопией. По всей видимости, получение томоса Украиной не приведет к массовой эмиграции сторонников Московского патриархата из страны —эмиграция из Украины и так идет угрожающими для страны темпами. Но вот религиозности украинцам политически мотивированная автокефалия не прибавит. Сливаясь в едином порыве с властью светской, духовная власть неизбежно теряет авторитет и доверие со стороны своей паствы, открывая дорогу разнообразным ересям и сектам.
Исторические уроки: единство против многообразия
Генрих IV и Людовик XIV управляли одной и той же страной, но застали ее в очень разных состояниях. «Беарнцу» досталось слабое, расползающееся по швам государство, измученное усобицами и придворными заговорами государство, где к тому же только что пресеклась правившая более четверти тысячелетия династия Валуа. «Король-солнце» получил в наследство плоды многолетних упорных трудов того же Генриха IV, а также выдающегося «государственника» — кардинала Ришелье. Да, в юные годы Людовику XIV тоже пришлось стать свидетелем внутренних смут (так называемая Фронда 1648–1653 гг.), но они не шли ни в какое сравнение с ожесточением и размахом религиозных войн предыдущего столетия, на фоне которых пришел к власти его дед. К тому моменту, когда молодой Людовик стал реально управлять своей страной, Франция уже была самым мощным и самым влиятельным государством Европы.
Может быть, именно поэтому у двух Бурбонов сформировались очень разные представления о правах и обязанностях монарха. Генрих понимал, что «политика есть искусство возможного», что король должен играть роль балансира между различными политическими, религиозными, региональными и социальными группами — особенно, в такой сложной и многообразной стране как Франция. Для первого Бурбона было естественным лавировать, хитрить, идти на уступки, довольствоваться частичными победами и стоически переносить поражения.
Людовик, напротив, довел принцип абсолютизма до его логической завершенности — L’etat c’est moi («государство — это я»). В отличие от своего отца, вялого и меланхоличного Людовика XIII, «Король-солнце» на протяжении всего своего долгого правления занимался тем, что сегодня называют «ручным управлением». Все, что он лично не мог или не умел контролировать, в его глазах выглядело опасным, вредным или, по крайней мере, ненужным. А все опасное, вредное или ненужное подлежало устранению. При этом Людовик, в отличие от Генриха, более чем серьезно относился к своему титулу «наихристианнейшего короля» (le Roi Très-Chrétien), претендуя чуть ли не равноапостольский статус. Естественно, лавировать, хитрить, идти на уступки еретикам апостолу совсем не к лицу!
Выдающихся достоинств третьего Бурбона неоспоримы — это и его неизменная непреклонность в вопросах государственного строительства, и поразительная работоспособность, и умение подбирать и мотивировать помощников. Но нельзя не видеть и другого — создающаяся Людовиком XIV абсолютистская «вертикаль власти» вела к потере Францией элементов того, что Константин Леонтьев впоследствии назвал «цветущей сложностью», и что всегда составляло силу Франции и главный источник ее развития. Это «упрощение», «упорядочивание», начавшееся еще в эпоху правления Ришелье, касалось не только унификации религиозной сферы, но и стирания региональных различий, культурно-языкового разнообразия, хозяйственных укладов и т. д.
Французское государство наливалось силой и могуществом, питаясь соками французского общества. А общество уже приближалось к пределам своих возможностей. Поэтому после «Великого века» трех первых Бурбонов начинается упадок эпохи Людовика XV и Людовика XVI. Франция начинает все больше отставать в соревновании с Англией, проигрывает несколько войн, теряет позиции в Индии и в Канаде. А заканчивается французский абсолютизм кровавой вакханалией Великой революции. Вероятно, всего этого можно было избежать, отказавшись от избыточного централизма, от гегемонистской политики в Европе, от вызывающей роскоши Версальского двора — словом, от всего того, что составляло блеск и славу правления «Короля-солнце».
Было бы, конечно, несправедливым противопоставлять деда и внука, отдавая предпочтение деду. Людовик XIV как личность был масштабнее Генриха IV, он также был более последовательным, более целеустремленным, более требовательным к себе государем. У «Беарнца» имелось множество недостатков — он был ловким приспособленцем, законченным эгоистом, неудержимом бахвалом и выдающимся даже по «королевским стандартам» распутником. Судя по всему, чувства благодарности или постоянной привязанности не были свойственны увлекающейся и переменчивой натуре Генриха Наваррского. И, конечно же, он совсем не был сторонником либерализма и религиозной толерантности в том смысле, который мы вкладываем в эти понятия сегодня.
И тем не менее… Ни блистательный «Король-солнце», ни благочестивый Людовик IX «Святой», ни даже грандиозный Наполеон не выдерживают конкуренции со «славным королем Анри» за звание самого популярного французского правителя. Легенда гласит, что во время Великой революции толпа революционно настроенных парижан ворвалась в усыпальницу французских королей в аббатстве Сен-Дени. Откопали и прах Генриха IV, — он оказался не истлевшим. «Да здравствует король Генрих!» — в восторге закричали революционеры.