Что такое направление проекта
Что такое управление проектами
Конкуренция на рынке постоянно растет: чтобы компания могла привлекать и удерживать клиентов, нужно подстраиваться под растущие требования аудитории, оперативно выполнять задачи и решать проблемы. Один из способов эффективно организовать работу внутри компании – проектный менеджмент. В статье расскажем, что такое управление проектами и как система помогает улучшить показатели бизнеса.
Что такое проект и его управление
Проект – комплекс мероприятий, ограниченных по времени, с общей целью: создание нового продукта или услуги, достижение определенных результатов.
Управление проектами – это способ организовать работу таким образом, чтобы выполнить все требования к проекту. Например, закрыть задачи, выдержать сроки и уложиться в бюджет. Чтобы достичь успехов, менеджеру понадобятся технические знания по проекту, качества управленца, умение решать проблемы и организовать работу в коллективе.
Чем отличается проектное управление от традиционного менеджмента
Рассмотрим отличия разных систем управления наглядно.
Традиционный менеджмент: | Управление проектами: |
ориентирован на ход событий | ориентировано на достижение цели |
важен процесс работы | важен результат |
нет дедлайнов | работа связана с соблюдением сроков |
распределяются позиции | распределяются ресурсы |
монотонная регулярная работа | разнообразные задачи |
постоянный персонал, занимающий определенные позиции | проектные команды разных специалистов |
Зачем нужно управление проектами
Проектный менеджмент – это инструмент для достижения стратегических целей. Этот способ управления помогает выявить задачи, важные для развития компании, распределить и направить силы на их достижение.
Управление проектами делит рабочий процесс на части и контролирует бюджет, дедлайны и прогресс на каждом этапе. После завершения работ можно оценить результаты по каждому процессу отдельно и в ракурсе конкретного проекта.
Управление некоторыми рутинными процессами отнимает много времени и приносит неочевидные результаты, поэтому проще их автоматизировать. Например, чтобы понять, что интересует клиентов и улучшать скрипты продаж, приходилось вручную собирать и систематизировать информацию о звонках. Это долго, дорого и, в силу человеческого фактора, неточно.
Теперь эти задачи можно решить с помощью сервиса Предикт от Calltouch. Система позволяет проанализировать разговор без участия менеджера, промаркировать и упорядочить обращения, чтобы найти сильные и слабые стороны скрипта и определить эффективность рекламных кампаний.
Предикт
Стандарты управления проектами
Это рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:
Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Это руководство по управлению проектами, где есть вся терминология и базовые принципы. Его применяют в более 160 странах мира.
Роли в проекте
Роль в проекте – это набор функций и полномочий для разделения обязанностей между членами команды. Стандарт PMBOK выделяет следующие роли:
Важный вопрос – организация работы внутри коллектива исполнителей. Чтобы создать эффективную команду, руководитель учитывает навыки, опыт, личные качества сотрудников и распределяет роли внутри команды. Какие виды ролей бывают:
Состав идеальной команды зависит от специфики и целей проекта: можно привлекать дополнительных специалистов или наоборот, исключать лишних.
Кто такой руководитель проекта
Руководитель проекта или проект-менеджер – это человек, который несет ответственность за достижение поставленных целей. Он полностью отвечает за построение рабочего процесса: составляет план, формирует команду и распределяет обязанности, контролирует ресурсы и бюджет, а также корректирует ход работы и следит за соблюдением сроков.
Требования к проект-менеджеру
Какие компетенции понадобятся руководителю проектов в работе:
Преимущества проектного метода управления и его недостатки
Плюсы проектного управления:
Основные этапы управления проектом
Управление проектом – это комплекс действий. Количество и сложность задач, их последовательность зависят от вида проекта: например, строительство дома сильно отличается от работы над разработкой мобильного приложения. Но все проекты, вне зависимости от специфики, проходят примерно одинаковые этапы развития. Их называют жизненным циклом. Рассмотрим основные этапы управления проектом.
Инициирование проекта
На этой стадии определяют суть и цели проекта, выбирают руководителя, рассчитывают предварительный бюджет и ресурсы. Инициация – первичное содержание проекта, которое уточняют и дополняют в процессе. Чем крупнее проект, тем тщательнее прорабатывается этот этап.
Планирование проекта
Теперь нужно определить, как именно будет выполняться проект:
Планирование – это не только создание плана на старте, но и способность подготовиться к будущим проблемам, правкам и изменениям требований.
Исполнение проекта
Следующий шаг – запуск операций по плану. Здесь важно качественно выстроить работу внутри коллектива: всех познакомить, четко объяснить функции и задачи, продумать мотивацию для сотрудников.
Мониторинг и контроль проекта
Нужно контролировать каждый этап работы, а не только итоговые результаты. Аналитика позволяет выявить ошибки и проблемные места, быстро их исправлять и повышать эффективность.
Контролировать работу легче с помощью автоматизированных систем: CRM и других сервисов. Например, сквозная аналитика от Calltouch поможет проанализировать эффективность интернет-рекламы. Система объединяет данные со всех площадок в одном окне. С помощью наглядных отчетов можно сделать выводы об эффективности, оптимизировать затраты и выстроить полноценную воронку продаж.
Сквозная аналитика
Закрытие проекта
На этом этапе оформляют документы и передают результаты заказчику, либо инициируют фазу нового проекта. Важно получить обратную связь от заказчика: это поможет глобально оценить итоги работы и сделать выводы, чтобы не допускать ошибок в будущем.
Подходы к управлению жизненным циклом проекта
Жизненным циклом можно управлять: от этого зависит результативность проекта. По подходам к управлению жизненные циклы делят на:
Какую выбрать методологию
Для реализации задач проектного менеджмента используют различные методы. Методология, в отличие от стандартов – это не просто набор терминов и рекомендаций, а конкретный план действий, задающий направление. К числу основных методов можно отнести следующие варианты.
Waterfall
Эту модель еще называют каскадной или водопадной. Главный принцип метода – последовательное и четкое соблюдение всех этапов по заранее продуманному плану. Например, этапы разработки IT-продукта по методологии Waterfall:
В рамках подхода влияние непредвиденных факторов сводится к минимуму: каждый шаг предварительно продумывают и фиксируют. Подходит для проектов, где все требования заранее известны, без необходимости вносить изменения и риска ошибиться.
Agile
В отличие от Waterfall, Agile – целый набор гибких методик. Его главная ценность – это качество продукта, поэтому agile-команды постоянно поддерживают контакт с заказчиком и готовы к любым изменениям и доработкам. Обычно методология используется в IT-сфере при работе небольших групп сотрудников, занятых творческой работой.
Scrum
Scrum – это часть методологии Agile. Здесь тоже в приоритете результат и удовлетворение запросов заказчика, поэтому его максимально вовлекают в процесс. Работа состоит из коротких периодов – спринтов. В рамках спринта создается часть продукта, которую тестируют демонстрируют клиенту. По обратной связи от клиента команда улучшает эффективность.
Kanban
« Kanban » переводится как «доска объявлений». Это тоже часть Agile-философии, включающая ее базовые принципы. Методологию используют для равномерного распределения обязанностей между сотрудниками, чтобы не перегрузить команду.
Инструменты для управления проектами
Чтобы руководителю было проще выстраивать и контролировать процессы, разработчики создают специальные сервисы и ПО, которые автоматизируют часть работы. Самые популярные:
Заключение
Проектный менеджмент – это один из самых прогрессивных методов управления в компании. Его применяют для решения задач в любой сфере: бизнесе, общественной деятельности или госуправлении. Проектный подход позволяет заранее обозначить важные цели и максимально эффективно использовать бюджет и другие ресурсы. Однако сама по себе система не решит проблем. Чтобы выстроить управление в соответствии со спецификой и задачами конкретного бизнеса нужен грамотный менеджер.
Основные направления проекта
ПРОЕКТ
«Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС»
Автор–Рехлецкая Елена Александровна,
учитель начальных классов
2. Актуальность проекта с. 4
3. Основные направления проекта с. 5
4. Содержание проекта с.5
5. Механизм реализации проекта с. 6
6. Основные мероприятия реализации проектных направлений с.7-8
Пример технологической карты проекта «С чего начинается Родина»
Осуществление проекта с. 24
— тематика экскурсий для 1-2 класса по краеведению с. 32
— перечень тем классных часов с учетом национально- регионального компонента с. 33
— перечень социальных проектов, реализуемых на первой ступени обучения с. 34
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Основой для разработки программы является основная образовательная программа начальной ступени образования нашей школы. Один из разделов основной образовательной программы включает в себя систему воспитания младших школьников на основе Концепции духовно- нравственного воспитания.
Воспитание, основанное на бережном отношении к природе родного края, приобщение к национальной культуре, литературе, искусству – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Именно этот материал позволяет воспитать у младших школьников сопричастность к Земле, на которой он проживает, научиться уважать людей, которые вносят частичку своей души в процветание Коми края, к национальным богатствам, а также приоткрыть немножко завесу истории нашей Ком и земли.
Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на всех предметах включает в себя национально- региональный компонент. На уроках физической культуры это ознакомление с национальными видами спорта, играми, на уроках музыки дети приобщаются к миру музыкальных инструментов, песен, музыки народа коми, знакомятся с людьми, которые сопричастны к созданию музыкальных произведений коми народа.
Уроки изобразительного искусства, наряду с приобщением к русской и мировой художественной культуре, знакомят младших школьников с особенностями искусства коми.
Самый большой вклад вносят, конечно же уроки окружающего мира, так как именно на этих уроках используется в полной мере краеведческий принцип.
Дополняет содержание уроков внеурочная и внеклассная деятельность. Это экскурсии, трудовые десанты, знакомство с интересными людьми, кружковая работа, разработка и реализация социальных проектов в соответствии с возрастом.
Надпредметный курс «Учись учиться» позволяет развивать такие универсальные учебные умения, как –умение наблюдать, делать выводы, сравнивать, классифицировать объекты природы и явления, перерабатывать информацию. Курс «ЯОсновы исследовательской деятельности» развивает элементарные исследовательские умения младших школьников- видеть и формулировать проблемы, гипотезы, поиск путей решения проблем, доказывать, экспериментировать
Основные направления проекта
2 направление— Внеурочнаядеятельностьс обучающимися начального звена
3 направление-Внеклассная работакраеведческой направленности на 1 ступени обучения, включающая в себя как классные мероприятия, так и общешкольные
Содержание проекта
Разработка РУП с учетом национально- регионального компонента
Разработка технологических карт изучения тем с учетом НРК
Повседневная реализация содержания НРК в учебно-воспитательном процессе по классам
Изучение коми языка как неродного в рамках школьного учебного плана
2 направление— Внеурочная деятельность
Организация кружка « Я- исследователь»
Проведение классных часов по проблеме
Организация конкурсов рисунков, поделок из природного материала, фотографий….
Проведение надпредметного курса «Учись учиться»
3 направление- Внеклассная работа
Разработка и реализация социальных проектов- общешкольных и классных
Экскурсии с учащимися на предприятия села, в районную библиотеку, центр народных ремесел «Зарань»
Встречи с интересными людьми
Трудовые десанты
Механизм реализации проекта
1. Распределение ответственности и функций
Ø Разрабатывает совместно с коллегами рабочую учебную программу на ступень обучения
Ø Проводит отбор содержания национально- регионального компонента в разрезе классов
Ø Разрабатывает технологические карты изучения тем с включением НРК и формирования универсальных учебных умений
Ø Разрабатывает тематику классных часов
Ø Заключает договора с сетевыми партнерами об экскурсиях, встречах с интересными людьми
Ø Реализует национально- региональный компонент на уроках и во внеурочное время
Ø Формирует в процессе обучения и воспитания личностные и познавательные учебные умения младших школьников
Ø Организует встречи с интересными людьми, экскурсии, трудовые десанты, конкурсы
Ø Обеспечивает включение учащихся в общешкольные социальные проекты, предметные недели, конкурсы
Школьное методическое объединение
Ø Разрабатывает основную образовательную программу на ступень обучения с включением программы воспитания младших школьников
Ø Разрабатывает рабочую учебную программу на ступень обучения
Ø Создает условия для реализации намеченных планов: транспорт на экскурсии, общешкольные мероприятия
Ø Намечает и доводит своевременно до сведения педагогов тематику общешкольных социальных проектов краеведческой направленности
Ø При необходимости заключает соглашения с сетевыми партнерами
Ø Утверждает рабочую учебную программу, программы внеурочной деятельности
Ø Организует общешкольные мероприятия краеведческой направленности
2. Четкое планирование проектных мероприятий в соответствии с возрастом по годам обучения
3. Постоянный анализ процесса, промежуточных и конечных результатов
4. Использование сетевого взаимодействия в организации внеурочной и внеклассной работы
5. Активное привлечение родителей к воспитанию обучающихся в духе национального самосознания, толерантности.
Приложения
Пример технологической карты проекта
Тема: “С чего начинается Родина…”
Цели:
1. Повышение мотивации к обучению.
2. Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
3. Расширение кругозора.
4. Получение навыков исследовательской работы.
5. Развитие речи и обогащение словаря.
6. Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
7. Развитие коммуникационных способностей.
8. Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
9. Формирование общеучебных навыков.
10. Повышение самооценки учащихся.
11. Приобщение родителей к совместной деятельности.
Участники:
Этапы:
Подготовительный этап, вхождение в проект.
Ожидаемые результаты.
1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
4. Приобретение коммуникативных навыков.
5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
6. Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
7. Развитие речи и обогащение словаря.
8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
9. Повышение профессиональной компетентности учителя.
Направления исследований
Индивидуальные проекты
Направление исследования:
2. “Мой дом, моя улица”
Содержание работы:
Порядок выполнения проекта
Осуществление проекта.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личнуюзаинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Этап. Выбор проблемы
На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?», родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, либо дети пишут мини- сочинение «Что я хочу узнать по этой теме…».
В первом классе по мини- проекту предлагалась родителям такая анкета:
Этап. Формулировка подтем
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации. Деление на группы. Например, во втором классе по теме «Моя малая Родина» после мини сочинения: «Что я хотел бы узнать по этой теме» ребята разбились на группы по подтемам, где отразилось на нашем стенде «Наши проекты» в «Карте мысли», после чего начинается следующий этап.
Этап. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
Этап. Осуществление проекта
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.
6 этап. Представление проекта
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
– как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.
Этап. Оценка проекта
Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях.
Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса по сложившимся традициям проходит за круглым столом.
Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: в классе сочиняют стихи 2 человека, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.
Во втором классе проект «Моя малая Родина» был представлен презентациями групп, альбомами, рисунками. Один из примеров группы, работающих по теме: «Промыслы Республики Коми» представлен презентацией.
ПРОЕКТ
«Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС»
Автор–Рехлецкая Елена Александровна,
учитель начальных классов
2. Актуальность проекта с. 4
3. Основные направления проекта с. 5
4. Содержание проекта с.5
5. Механизм реализации проекта с. 6
6. Основные мероприятия реализации проектных направлений с.7-8
Пример технологической карты проекта «С чего начинается Родина»
Осуществление проекта с. 24
— тематика экскурсий для 1-2 класса по краеведению с. 32
— перечень тем классных часов с учетом национально- регионального компонента с. 33
— перечень социальных проектов, реализуемых на первой ступени обучения с. 34
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Основой для разработки программы является основная образовательная программа начальной ступени образования нашей школы. Один из разделов основной образовательной программы включает в себя систему воспитания младших школьников на основе Концепции духовно- нравственного воспитания.
Воспитание, основанное на бережном отношении к природе родного края, приобщение к национальной культуре, литературе, искусству – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Именно этот материал позволяет воспитать у младших школьников сопричастность к Земле, на которой он проживает, научиться уважать людей, которые вносят частичку своей души в процветание Коми края, к национальным богатствам, а также приоткрыть немножко завесу истории нашей Ком и земли.
Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на всех предметах включает в себя национально- региональный компонент. На уроках физической культуры это ознакомление с национальными видами спорта, играми, на уроках музыки дети приобщаются к миру музыкальных инструментов, песен, музыки народа коми, знакомятся с людьми, которые сопричастны к созданию музыкальных произведений коми народа.
Уроки изобразительного искусства, наряду с приобщением к русской и мировой художественной культуре, знакомят младших школьников с особенностями искусства коми.
Самый большой вклад вносят, конечно же уроки окружающего мира, так как именно на этих уроках исп