Что такое направление профессиональной деятельности
Что такое направление профессиональной деятельности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н “О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)”
В целях упорядочения информации о профессиональных стандартах (видах профессиональной деятельности) ведение реестра осуществлять на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).
2. Рекомендовать разработчикам и пользователям профессиональных стандартов использовать реестр при решении задач идентификации профессиональных стандартов, анализа полноты охвата профессиональными стандартами областей и видов профессиональной деятельности.
3. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации K.Ю. Ельцову.
Министр | М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2014 г.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 29 сентября 2014 г. № 667н
Реестр
профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)
№ п/п | Регистрационный номер профессионального стандарта | Код профессионального стандарта | Область профессиональной деятельности | Вид профессиональной деятельности | Наименование профессионального стандарта | Приказ Минтруда России | Регистрационный номер Минюста России | Дата введения в действие | Письмо в Минобрнауки России | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
номер | дата | номер | дата | номер | дата | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Наименования и коды областей профессиональной деятельности
Код | Наименование области профессиональной деятельности |
---|---|
01 | Образование |
02 | Здравоохранение |
03 | Социальное обслуживание |
04 | Культура, искусство |
05 | Физическая культура и спорт |
06 | Связь, информационные и коммуникационные технологии |
07 | Административно-управленческая и офисная деятельность |
08 | Финансы и экономика |
09 | Юриспруденция |
10 | Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн |
11 | Средства массовой информации, издательство и полиграфия |
12 | Обеспечение безопасности |
13 | Сельское хозяйство |
14 | Лесное хозяйство, охота |
15 | Рыбоводство и рыболовство |
16 | Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
17 | Транспорт |
18 | Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых |
19 | Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа |
20 | Электроэнергетика |
21 | Легкая и текстильная промышленность |
22 | Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака |
23 | Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство |
24 | Атомная промышленность |
25 | Ракетно-космическая промышленность |
26 | Химическое, химико-технологическое производство |
27 | Металлургическое производство |
28 | Производство машин и оборудования |
29 | Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
30 | Судостроение |
31 | Автомобилестроение |
32 | Авиастроение |
33 | Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) |
40* | Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности |
* Разрыв между номерами кодов 33 и 40 является техническим и предназначен для обеспечения возможности пополнения реестра (перечня).
2. Кодирование профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) и заполнение графы 3 реестра осуществляется в соответствии с 2-фасетной кодовой комбинацией. Структура кодового обозначения включает 2 группы цифровых десятичных знаков и имеет вид: ХХ.ХХХ, где:
3. Графы 2 «Регистрационный номер профессионального стандарта», 3 «Код профессионального стандарта», 5 «Вид профессиональной деятельности» и 6 «Наименование профессионального стандарта» заполняются в соответствии с данными, содержащимися в соответствующих графах раздела «I. Общие сведения» профессионального стандарта.
4. В графе 4 «Область профессиональной деятельности» указывается наименование области профессиональной деятельности в соответствии с таблицей, предусмотренной пунктом 1 настоящих примечаний.
5. В графе 11 «Дата введения в действие» указывается дата введения профессионального стандарта в действие в соответствии с приказом Минтруда России. При введении профессионального стандарта в действие с момента издания приказа Минтруда России в данной графе ставится прочерк.
6. В графах 7 и 8 «Приказ Минтруда России», 9 и 10 «Регистрационный номер Минюста России», 12 и 13 «Письмо в Минобрнауки России» указываются реквизиты соответствующих документов.
7. Реестр размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru)
Обзор документа
Согласно документу реестр профстандартов (перечень видов деятельности) размещается на специализированном сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru). Там же его ведут и актуализируют.
Приведен образец реестра. Его ведут на основе классификации профстандартов (видов деятельности) по областям и кодирования.
В реестр включаются профстандарты в 10-дневный срок после их госрегистрации в Минюсте России.
Профессиональная деятельность – сферы, области, аспекты
Для того чтобы максимально овладеть специальной профессиональной деятельностью нужны хорошие знания и определенные навыки.
В современной действительности без этого не обойтись. Существует мнение, что развитие профессиональной деятельности необходимо для развития товарно-денежных отношений.
Иными словами, замена услуги на определенный товар. К примеру, бухгалтер предлагает предприятию свои услуги, делится своими знаниями и навыками в работе и получает за это заработную плату в соответствии с трудовым договором.
Определение
Профессиональна деятельность – специальность человека в конкретной области, от степени заинтересованности людей в которой, зависят определенные умения и опыт. В данной сфере деятельности можно выделить несколько главных аспектов:
Если человек работает на дому (к примеру, занимается ремонтом бытовой техники), профессионалом его назвать трудно, потому что он занимается любимым делом (хобби), обладает некими навыками, но надежных знаний у него нет. Для того, чтобы работа была выполнена качественно с учетом всех параметров, устранением попутно возникающих нюансов и с гарантией за выполненную работу — необходимо знать свое дело до тонкостей.
Именно это считается профессиональной деятельностью:
— приобретение ценностей (духовных и финансовых),
— получение материальных благ для улучшения качества жизни,
— способствование совершенствованию окружающих,
— преобразование окружающего мира.
Подробности
Выполняя любую работу, человек получает конкретные результаты
Это является целью профессиональной деятельности. Чтобы стать хорошим профессионалом нужно уметь грамотно организовать рабочий процесс.
Еще со школьного возраста ребенок определяет себе цель: закончить 11 классов, поступить в учебное заведение на определенный факультет, который ему нравится. Закончив обучение, начать трудовую деятельность, причем, добиться в ней значительных результатов и стать профессионалом своего дела. Конечно, для достижения этой цели необходимо много работать и постоянно развиваться в выбранном направлении деятельности.
Чаще всего профессионалами становятся люди, любящие дело, которым они занимаются. Вряд ли можно достичь большого успеха, если стоящая перед человеком цель – заработать трудовой стаж и получать заработную плату. Свою деятельность нужно уметь правильно организовать, для чего стоит иметь представление об организации производства.
Для этого необходимо:
— определить цель и работать над ее достижением;
— выделить методы и определить что необходимо для решения поставленной задачи;
— запланировать что должно быть в итоге;
— подобрать команду коллег, которые могут оказать реальную помощь в решении возможных проблем.
Для достижения цели нужно мобилизовать все свои силы и возможности, использовать любые способы — только так можно стать настоящим профессионалом в какой-либо области.
Профессиональную деятельность можно разделить на несколько сфер
Сферы:
Области профессиональной деятельности
можно разграничить на отдельные аспекты. К примеру, если работа человека связана с техникой, то кроме машин, она может быть связана с компьютерным оборудованием, телевизорами и всем, что относится к технической области. Это же можно сказать и о сфере человека и личности, — данная деятельность осуществляется не только в контактировании людей на производстве, но и в школах, детских дошкольных учреждениях, поликлиниках и т.д.
Зачастую, для достижения определенных успехов человеком движет мотивация. Руководители предприятий должны предпринимать способы для полезной мотивации, например, обеспечить человека достойным стабильным доходом. Прекрасной мотивацией для достижения успеха может быть интерес к определенному виду деятельности, человек должен видеть смысл в своей работе, стремиться усовершенствовать то, чем он занимается.
Считается, что основные факторы, способствующие стимуляции человека к выполняемой работе это:
— если человека материально стимулировать, то он будет более эффективно выполнять свои обязанности, что благоприятно скажется на работе и, в конечном итоге на материальном положении всего подразделения;
— премии для работников — в случае, когда сотрудник знает, что за качественно выполненную работу он получит денежную премию, он с максимальной отдачей будет ее выполнять;
— повышение оплаты труда за высокую квалификацию — дополнительные доплаты лучшим работникам стимулируют остальной коллектив к более эффективной работе;
— обеспечение льготами — любому человеку приятнее трудиться, если он уверен в предоставлении ему каких-либо льгот (путевки в санаторий, бесплатный проезд, оплата питания (полная либо частичная) и т.д.).
— организация праздничных мероприятий — работники с удовольствием будут отдыхать в коллективе во внерабочее время и общаться на темы, далекие от трудовой деятельности;
— награждение грамотами и благодарственными письмами также является дополнительным стимулом для хорошей работы — человек видит свою значимость и это побуждает его еще лучше работать;
— чередование отдыха и режима работы — каждому работнику приятно понимать, что на рабочем месте он может отдохнуть и расслабиться;
— карьерный рост — в случае, когда человек уверен, что в будущем у него есть шанс улучшить условия своего труда и повысить материальный доход, он будет стремиться к самосовершенствованию; для этого нужно работникам создавать определенные условия: предлагать обучение на курсах повышения квалификации, организовывать тренинги;
— создание условий для общения коллег в неформальной обстановке — добрая атмосфера в коллективе делает трудовую деятельность более приятной.
Придерживаясь вышеперечисленных факторов, реально сделать работу приятнее, добиться более высоких показателей, повысить качество товаров либо услуг, а также поднять трудовой потенциал.
Каждая отдельная личность должна профессионально относиться ко всем членам коллектива и постоянно развиваться в профессии. Важным качеством является грамотное и культурное общение. Сотрудники должны делиться своим опытом и знаниями, но не менее важно соблюдать деловой стиль в общении. Уметь тактично и культурно указать на недостатки в работе.
Итоги
При грамотном общении успех в работе только повышается. При приеме на работу, каждый сотрудник знакомится с пунктом договора (он имеется в любой организации), в котором перечислены личностные профессиональные качества. Предприятие призывает каждого работника им соответствовать.
Для того, чтобы предприятие успешно развивалось, нужно мотивировать сотрудников к самосовершенствованию. Важнейшим личностным качеством является характер. Не стоит на работе демонстрировать негативные черты характера и плохое настроение. Надо понимать, что на работе нужно, прежде всего, качественно исполнять свои обязанности. От каждого зависит не только эффективная работа, но и благоприятная атмосфера в целом. Важно для работников создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность и заботу на рабочем месте. Тогда трудовой процесс будет более продуктивным.
Профессиональная деятельность связана напрямую с опытом, мастерством и определенными умениями человека. Для построения карьеры важным условием является совершенствование и развитие. Трудолюбие, приобретение новых знаний, интерес к делу помогут человеку стать успешным.
Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью
Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.
По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
Профориентация для взрослых
А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?
Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.