Что такое направление в искусстве определение
направления в искусстве
Смотреть что такое «направления в искусстве» в других словарях:
Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и … Википедия
Течения и направления в современном искусстве — Течение (направление) в современном искусстве стиль или тенденция в современном искусстве со специфической целью или философией, которых придерживается ряд художников в течение определенного периода времени. Содержание 1 Терминология 2… … Википедия
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Футуризм (направление в искусстве) — Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия
Конструктивизм в искусстве — Конструктивизм – авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе, фотографии, оформительском и декоративно прикладном искусстве, получивший развитие в 1920… … Энциклопедия ньюсмейкеров
МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе) — МОДЕРНИЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму (см. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ) в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства… … Энциклопедический словарь
направление и течение в искусстве — понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей… … Энциклопедический словарь
Романтизм (направление в искусстве) — Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIII XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской… … Википедия
Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и… … Википедия
НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ в искусстве
Полезное
Смотреть что такое «НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ в искусстве» в других словарях:
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ — понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей… … Большой Энциклопедический словарь
направление и течение в искусстве — понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей… … Энциклопедический словарь
течение в искусстве — см. художественное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
НАПРАВЛЕНИЕ — НАПРАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. направить. 2. Линия движения; путь развития. Идти в северном направлении. Взять н. на юг. Правильное н. в работе. Дать н. делу. 3. Участок фронта, от к рого в какую н. сторону направлены боевые действия, выполнение… … Толковый словарь Ожегова
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ — литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и … Литературный энциклопедический словарь
Течение — I ср. 1. процесс действия по гл. течь II 1., 2., 3., 4., 5. 2. Результат такого действия; движущаяся масса воды. 3. Направление потока воды в реке (от истока к устью). II ср. Направление в какой либо области деятельности (политике, искусстве,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Течение — I ср. 1. процесс действия по гл. течь II 1., 2., 3., 4., 5. 2. Результат такого действия; движущаяся масса воды. 3. Направление потока воды в реке (от истока к устью). II ср. Направление в какой либо области деятельности (политике, искусстве,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
направление — я; ср. 1. к Направить направлять (2 зн.). Распорядиться о направлении специалистов в район аварии. Н. жалобы по инстанции. 2. Линия движения чего л.; сторона, в которую устремлено действие, движение. Показать, выбрать н. Отметить на карте н.… … Энциклопедический словарь
направление — я; ср. см. тж. в направлении, к, в направлении, от 1) к направить 2) направлять Распорядиться о направлении специалистов в р … Словарь многих выражений
Течения и направления в современном искусстве — Течение (направление) в современном искусстве стиль или тенденция в современном искусстве со специфической целью или философией, которых придерживается ряд художников в течение определенного периода времени. Содержание 1 Терминология 2… … Википедия
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ
Смотреть что такое «НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ» в других словарях:
направление и течение в искусстве — понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей… … Энциклопедический словарь
НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ — литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и … Литературный энциклопедический словарь
НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ в искусстве — исторически сложившаяся общность худож. явлений, характерная для определенных эпох и творчества художников, объединенных относительным единством идейно эстетических ориентации и принципов худож. воспроизведения действительности. В совр. эстетике… … Эстетика: Словарь
течение в искусстве — см. художественное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
НАПРАВЛЕНИЕ — НАПРАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. направить. 2. Линия движения; путь развития. Идти в северном направлении. Взять н. на юг. Правильное н. в работе. Дать н. делу. 3. Участок фронта, от к рого в какую н. сторону направлены боевые действия, выполнение… … Толковый словарь Ожегова
Течение — I ср. 1. процесс действия по гл. течь II 1., 2., 3., 4., 5. 2. Результат такого действия; движущаяся масса воды. 3. Направление потока воды в реке (от истока к устью). II ср. Направление в какой либо области деятельности (политике, искусстве,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Течение — I ср. 1. процесс действия по гл. течь II 1., 2., 3., 4., 5. 2. Результат такого действия; движущаяся масса воды. 3. Направление потока воды в реке (от истока к устью). II ср. Направление в какой либо области деятельности (политике, искусстве,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
направление — я; ср. 1. к Направить направлять (2 зн.). Распорядиться о направлении специалистов в район аварии. Н. жалобы по инстанции. 2. Линия движения чего л.; сторона, в которую устремлено действие, движение. Показать, выбрать н. Отметить на карте н.… … Энциклопедический словарь
направление — я; ср. см. тж. в направлении, к, в направлении, от 1) к направить 2) направлять Распорядиться о направлении специалистов в р … Словарь многих выражений
художественное направление — понятие, обозначающее духовно созерцательную общность художественных явлений на протяжении определенного времени; эта общность возникает и развивается на основе единства художественного метода. Рубрика: Художественные методы и направления Синоним … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Направления, течения и стили в искусстве
Количество стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения могут быть сгруппированы по стилю, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей цвета) не случайна. Наше восприятие искусства также исторически изменчиво. Выстраивая стилевую систему в иерархическом порядке, мы будем придерживаться евроцентрической традиции.
Самым крупным в истории искусства является понятие эпохи. Каждая эпоха характеризуется определенной «картиной мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и нравственных норм, эстетических критериев жизни, по которым отличают одну эпоху от другой. Таковы первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средневековье, Ренессанс, новая эпоха.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят из одного в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противопоставлении. В рамках одного исторического художественного стиля всегда рождается новый, который, в свою очередь, переходит в следующий. Многие сосуществуют одновременно, и поэтому нет никакого «чистого стиля» вообще. В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, классицизм, академизм и барокко в XVII веке, рококо и неоклассицизм — в XVIII, романтизм и академизм — в XIX. Такие, как классицизм и барокко, называются большими стилями, потому что относятся ко всем видам искусства: архитектуре, живописи, декоративно-прикладному искусству, литературе, музыке.
Следует различать: художественные стили, направления, школы и особенности отдельных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из характерных для этой эпохи знаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Современный стиль, например, включает в себя ряд направлений рубежа веков: постимпрессионизм, символизм, фовизм и др. С другой стороны, понятие символизма как художественного направления хорошо развито в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется только как объединяющее мировоззрение.
Вот небольшая подборка основных стилей в искусстве:
Существует еще много направлений в искусстве, но большинство из них так или иначе связаны с перечисленными.
Основные стили и направления изобразительного искусства
«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи
Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы. «На вкус и цвет…»,— как говорится в одной из пословиц.
Продолжим, друзья, наше знакомство с основными стилями и направлениями изобразительного искусства, как его понимать и не потеряться в современном разнообразии различных классификаций. Есть основные моменты, которые помогут нам разбираться и понимать его правильно без заблуждений.
Классицизм — направление в европейском искусстве XVII – XIX веков, которое ориентировалось на наследие античной культуры. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, торжества общественных начал над личными. Поэтому произведения живописи классицизма отличаются гармоничными, уравновешенными композициями. Наиболее выдающиеся представители классицизма — французские художники Пуссен (XVII в.) и Давид (XVIII в.).
Никола́ Пуссе́н, Царство Флоры. 1631, холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Германия, Галерея старых мастеров
Карл Брюлло́в, Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Реализм – в широком смысле слова способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь. Реализм основан на видимом сходстве образа и действительности. Но это все же не копирование натуры, а сознательный отбор основных черт, отражающих сущность изображаемого мира. Раскрывая правду внутреннюю через правду внешнюю, реализм может прибегать и к фантастическим или гротесковым образам, иносказанию и символам, к некоторым отступлениям от внешнего правдоподобия ради подчеркивания правды целого.
В узком смысле реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее правду жизни стержнем своей творческой программы. Основой этого направления было критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют также критическим реализмом. Яркая страница в развитии критического реализма – творчество русских передвижников.
Передвижники – художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение. Товарищество передвижных художественных выставок, учрежденное в 1870 году. Русские художники, воодушевленные идеями революционных демократов, подчеркивали познавательную роль искусства, рассматривая его как учебник жизни. Изображая один из моментов действительности, они старались сделать этот момент максимально содержательным, приравнивая картину к произведению драматургии. В творчестве передвижников возрастает роль портрета, пейзажа, исторической живописи, появляется взаимодействие жанров.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во Франции, где молодые художники Клод Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, стремясь передать силу и свежесть первого впечатления, стали писать пейзажи, жанровые сценки прямо с натуры, на открытом воздухе (пленэр), передавая ощущение сверкающего солнечного света, вибрации воздуха. Для произведений импрессионистов, изображающих мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Клод Моне́, Сад в цветах (1900)
Пьер Огю́ст Ренуа́р, Завтрак гребцов. 1880—1881, фр. Le Déjeuner des canotiers, холст, масло, 130 × 173 см, Собрание Филлипса, Вашингтон, США
Пьер Огю́ст Ренуа́р, «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств, США
Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца ХIX – начала XX века, возникших во Франции. Наследуя живописные достижения импрессионистов – чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра, Боннар и др.) стремятся выработать синтетические обобщающие методы, позволяющие отражать не мимолетные впечатления, вечные начала бытия. В творчестве постимпрессионистов сильны декоративное начало, интерес к философским и символическим аспектам.
Поль Гоген, Женщина, держащая плод. 1893, маори Eu haere ia oe, холст, масло. 92,5 × 73,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Модернизм — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века. Этим словом объединяют различные направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, для которых характерен разрыв с традициями реализма.
Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915, Холст, масло, 79,5 х 79,5 см., Третьяковская галерея, Москва, Россия
Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён. Так же примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки. Картины всемирно известных живописцев-самоучек Нико Пиросманишвили из Грузии и Анри Руссо из Франции, несмотря на изобразительную «неграмотность» пленяют свежестью и искренностью восприятия мира, тонким чувством композиции и цвета.
Нико́ Пиросма́ни, Актриса Маргарита. 1909 год.
В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное — увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его — дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны.
Спасибо за ваше внимание, друзья!