Что такое направление в истории

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Что такое направление в истории. Смотреть фото Что такое направление в истории. Смотреть картинку Что такое направление в истории. Картинка про Что такое направление в истории. Фото Что такое направление в истории

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

Источник

направления в истории становления и развития словесности

Смотреть что такое «направления в истории становления и развития словесности» в других словарях:

направления в истории становления и развития словесности — 1) риторическое, сер. XVIII – нач. XIX в. (М.В. Ломоносов); 2) сопоставительное, нач. XIX – сер. XIX в. (Н.Ф. Кошанский, Ф.И. Буслаев и др.); 3) филологическое (1882 1923 гг.) (А.А. Потебня, А.Н. Веселовский); 4) формальное (1917 1929 гг.) (Р.О.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

БИБЛЕИСТИКА — историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… … Православная энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ — [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (лит ру, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и… … Православная энциклопедия

Журнал — печатное периодическое издание. Как и Газета, Ж. является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых общественных классов,… … Большая советская энциклопедия

ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

Писарев, Дмитрий Иванович — даровитый критик; родился 2 октября 1840 г. в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье единственным любимым сыном; воспитывался под влиянием матери бывшей институтки; к 4 летнему возрасту уже… … Большая биографическая энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Грузия, расположена в центр. и зап. частях Закавказья. На Ю. граничит с Турцией. Внутри СССР: на С. с РСФСР (Краснодарский край, Карачаево Черкесская АО, Кабардино Балкарская, Сев. Осетинская, Чечено Ингушская и Даг. АССР), на В. и Ю. В. с Азерб … Советская историческая энциклопедия

Источник

История

Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.

2. Основные направления в изучении истории.

3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.

4. Методология истории.

5. Проблемы периодизации истории.

1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.

3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.

4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.

6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки

Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:

– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;

– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;

– воспитанию нравственности, морали, толерантности;

– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;

– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.

Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).

Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.

Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.

Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.

2. Основные направления в изучении истории

По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)

Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре ко­торых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.

Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.

Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человече­ского сознания.

3. Исторические источники

Что такое направление в истории. Смотреть фото Что такое направление в истории. Смотреть картинку Что такое направление в истории. Картинка про Что такое направление в истории. Фото Что такое направление в истории

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Не­сколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное пред­ставление о всем многообразии исторических источников, находящих­ся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авто­ров выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозна­чаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфа­вита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская аз­бука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христиан­скими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Пись­менные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и ста­тистические материалы, и т.д.

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хра­нящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помога­ющий нам изучать историю Человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, ре­лигиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался лю­бой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих ро­дителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне жи­вущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная отте­пель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судь­бы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не толь­ко люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, проис­хождение в славянских языках слов, обозначающих названия живот­ных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новей­шей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а ки­нематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появи­лись видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материа­лы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушед­шее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисо­ном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенство­валась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазер­ные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков

Что такое направление в истории. Смотреть фото Что такое направление в истории. Смотреть картинку Что такое направление в истории. Картинка про Что такое направление в истории. Фото Что такое направление в истории

Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают раз­ные методы исторической науки, то есть пути исследования, спо­собы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).

Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопо­ставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском госу­дарственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последу­ющего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собра­ниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».

Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые доволь­но редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и вну­тренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержа­ния и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожа­лению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, иска­зить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашиз­мом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсифи­кации истории.

Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.

Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.

Принцип объективности требует использовать факты, не иска­жая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.

Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) зако­номерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.

Принцип альтернативности требует рассматривать состояв­шуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допу­скать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.

Подходы к изучению истории

Исторический материализм позволил подробно изучить матери­альную, социально-экономическую составляющую истории (кото­рой до него почти не уделялось внимания). Признание объектив­ных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономиче­скими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не уклады­вались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются зна­чительной частью учёных в России и в мире.

5. Проблемы периодизация истории

Периодизация всегда условна, потребность в ней определяет­ся необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутрен­ним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дико­сти, варварства и цивилизации. С марксистским учением свя­зана периодизация всемирной истории на первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последова­тельной смене обществ аграрного, индустриального и постин­дустриального типов. Сторонники теории локальных цивили­заций обосновывают свои подходы к периодизации истории.

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *