Что такое направление в литературе кратко и понятно
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Что такое направление в литературе кратко и понятно
Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир
упоминание автором исторических событий
использование фольклорных мотивов в художественном произведении
психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;
Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.
Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).
Реализм
Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.
Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.
Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.
Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).
В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).
Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.
Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).
Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.
Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;
Понятие литературного направления: признаки, классификация, примеры
На уроках школьники и студенты знакомятся с теорией и историей литературы, изучают произведения российских и зарубежных авторов. Эта информация может кому-то показаться скучной, но она очень важна. Знания об исторической эпохе и литературном течении помогут разобраться в смыслах и идеях, которые хотел донести автор.
Литературное направление — художественный метод, формирующий общие идейные и эстетические принципы для многих писателей в определенный исторический период.
Литературные направления всегда складываются под влиянием социальных и исторических обстоятельств. Практически у каждого течения есть идеологи и теоретики, которые в произведениях объясняют и обосновывают основные принципы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Каждое направление объединяет множество произведений с общими чертами. В рамках литературного периода может развиться несколько направлений. Так было в эпоху Просвещения, когда появились классицизм, сентиментализм и рококо. Названием главного направления обозначают весь период в литературе.
Основные признаки литературного направления
К основным чертам относятся:
Виды, хронология, основные черты
В истории и теории литературы выделяют:
Рассмотрим основные черты и признаки каждого из направлений.
Классицизм
Классицизм (от лат. «classicus» — «образцовый») зародился в конце XVII века. Его признаки:
Сентиментализм
Сентиментализм (от франц. «sentiment» — «чувство», «чувствительность») возник в середине XVIII века в Европе. Существовал параллельно классицизму и противопоставлялся ему. В то время как для классицистов важнее всего был разум, сентименталисты во главу угла поставили человеческую душу. Поэтому главными героями часто выступали не знать, а обычные люди: главное в человеке — душа, а не положение в обществе.
Для сентиментализма верны следующие характеристики:
Романтизм
Романтизм (от франц. «romantisme» — «роман») пришел на смену сентиментализму в конце XVIII века. На формирование направления повлияли идеи сентиментализма и революционные события. В качестве главного литературного направления просуществовал около 30 лет. Значительно повлиял на оценку личности, поставив мысли и чувства отдельного человека выше общественных предрассудков.
Признаки произведений романтизма:
Реализм
Реализм (от лат. «realis» — «вещественный», «действительный») появился в 1830-е гг. Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение действительности такой, какой она была на самом деле, без преувеличений и приукрашений. Исключено было изображение мистических элементов и идеальных персонажей. Писатели-реалисты пытались изобразить реальную жизнь с помощью образов и характеров, известных читателям.
Признаки, которые помогают выделить произведение эпохи реализма:
Модернизм
Модернизм (от лат. «modernus» — «современный», «недавний») — направление начала XX века, которое характеризуется отрицанием классических методов, поиском новых форм и созданием уникального стиля. Во главу угла модернисты ставили творческую индивидуальность художника, который мог создать художественный мир любым способом.
В рамках направления существовало большое количество ответвлений, которые объединялись:
Основными литературными направлениями, возникновение которых произошло в русле модернизма, считаются:
Импрессионизм — течение последней трети XIX — начала ХХ века. Отдельным направлением импрессионизм не стал, но дал толчок развитию символизма. Для течения характерны:
Символизм (от греч. «symbolon» — «условный знак») начал формироваться в 1870-е гг. во Франции. Направление характеризуется пессимизмом, описанием тонких душевных чувств, мимолетных впечатлений. В произведениях часто встречаются образы-символы, которые связывают искусство и обычный мир. Для символизма свойственны:
Акмеизм (с греческого — «острие», «высшая точка») — направление, возникшее в 1910-е годы как реакция на недостатки символизма. Оно провозгласило материальность и четкость художественных образов, «искусство взвешенных слов». Для акмеизма свойственны:
Имажинизм (от лат. «imagо» — «образ») — направление, которое возникло в 1918-1920-е гг. в России под влиянием англоязычной поэтической школы, связанной с имажизмом. Характеризуется следующими признаками:
Футуризм (от лат. «futurum» — «будущее») зародился в 1909 году в Италии. Основоположником считают поэта Ф. Маринетти, который предложил новую, революционную теорию в искусстве. Футуристы стремились создать искусство будущего, отказавшись от традиций прошлого и обновив язык с помощью неологизмов и вульгаризмов. Признаками футуризма являются:
Экспрессионизм (от лат. «expressio» — «выражение») сформировался в 1910-1920-е годы в Германии. Течение сочетает пафос и ужас перед жестоким бытием. Главными чертами считаются:
Экзистенциализм (от франц. «existentialisme» — «существование») — философское течение, которое зародилось во Франции во время Второй мировой войны. Его основоположником стал Сёрен Кьеркегор. Для экзистенциализма главную ценность имеет психологическая жизнь человека и всё иррациональное в ней. Для творчества свойственны:
Сюрреализм (от франц. «surréalisme» — «сверхреализм») как течение сформировался в 1920-е гг. Авторы ставили своей целью освобождение искусства от условностей. На теорию течения сильно повлиял фрейдизм. Особое внимание художники уделяли случайно возникавшим образам, которые подвергались затем тщательной художественной обработке.
Постмодернизм
Постмодернизм сменил модернизм во второй половине XX века. Постмодернизм (от франц. «postmodernisme» — «после модернизма») — это современное направление, которое открыто любому новаторству и сложно поддается классификации. Авторы не боятся сочетать в творчестве разные стили, жанры и эпохи.
Авторы-представители литературных направлений
В зарубежной литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери |
Сентиментализм | Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо |
Романтизм | Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма |
Реализм | Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер |
Импрессионизм | Марсель Пруст, Поль Верлен |
Символизм | Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс |
Акмеизм | — |
Имажизм | Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон |
Футуризм | Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци |
Экзистенциализм | Жан-Поль Сартр, Альбер Камю |
Экспрессионизм | Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс |
Сюрреализм | Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель |
Постмодернизм | Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др. |
В русской литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин |
Сентиментализм | Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев |
Романтизм | Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев |
Реализм | Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн |
Импрессионизм | Константин Бальмонт (раннее творчество) |
Символизм | Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб |
Акмеизм | Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич |
Имажизм | Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков |
Футуризм | Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский |
Экзистенциализм | Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн |
Экспрессионизм | Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество) |
Сюрреализм | Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича |
Постмодернизм | Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин |
Примеры произведений разных направлений
Пьер Корнель «Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» (трагедии);
Жан Расин «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» (трагедии);
Жан де Лафонтен басни;
Мольер «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой» (комедии), «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» (комедии-балеты);
Иоганн Вольфганг Гёте «Ифигения в Тавриде» (трагедия);
Витторио Альфьери «Антоний и Клеопатра», «Октавия», «Орест» и «Антигона» (трагедии).
Гавриил Державин «Фелица» (ода);
Михаил Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;
Денис Фонвизин «Недоросль» (комедия).
Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции» (повесть);
Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (роман).
Василий Жуковский «Сельское кладбище» (элегия);
Николай Карамзин «Бедная Лиза» (повесть);
Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (повесть).
Виктор Гюго «Эрнани», «Король забавляется» (пьесы);
Вальтер Скотт «Айвенго» (роман);
Джордж Байрон «Прометей» (поэзия);
Эрнст Гофман «Золотой горшок» (новелла);
Генрих Гейне «Лорелей» (поэзия).
Василий Жуковский «Лесной царь», «Людмила», «Светлана» (баллады);
Александр Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (поэмы);
Михаил Лермонтов «Мцыри» (поэма);
Максим Горький «Старуха Изергиль» (рассказ), стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике».
Оноре де Бальзак «Отец Горио», «Гобсек»;
Стендаль «Красное и черное»;
Чарльз Диккенс «Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста»;
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»;
Джек Лондон «Мартин Иден»;
Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»;
Теодор Драйзер «Американская трагедия».
Лев Толстой «Война и мир»;
Федор Достоевский «Преступление и наказание»;
Иван Тургенев «Отцы и дети».
сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов», «Поэтическое искусство» (сонет);
новеллы Ги де Мопассана.
«Книги отражений» Иннокентия Анненского;
ранняя лирика Константина Бальмонта.
Поль Клодель «Золотая голова» (драматическая поэма);
Поль Валери «Альбом прежних стихов»;
Анри де Ренье «Завтрашние дни», «Места» (поэзия);
Жорис Гюисманс «Наоборот», «Там, внизу», «В пути» и др. романы;
Жюль Ренар «Мокрицы», «Паразит», «Рыжик» (повести).
Александр Блок поэма «Возмездие», «Двенадцать», «Ночь. Улица. Фонарь»;
Константин Бальмонт сборники «Под северным небом», «В безбрежности»;
Валерий Брюсов «К юному поэту», сборник «Это я», «Русские символисты».
Направление возникло в России, распространения в Европе не получило.
Николай Гумилев «Чужое небо», «Колчан»;
Сергей Городецкий «Ива», «Цветущий посох»;
Анна Ахматова «Вечер», «Четки»;
Осип Мандельштам «Камень»;
Михаил Зенкевич «Четырнадцать стихотворений».
Остается спорным вопрос о приемничестве русского имажинизма от английского имажизма (поэзия Томаса Хьюма, Эзры Паунд, Томаса Элиота, Ричарда Олдингтона). Большинство исследователей считают имажинизм литературным течением, которое сформировалось и развивалось в России.
Сергей Есенин «Пугачев» (драматическая поэма); поэтические сборники «Трерядница», «Радуница», «Преображение»;
Александр Кусиков «В никуда», «Коевангелиеран», «Поэма поэм»;
Анатолий Мариенгоф «Руки галстуком»,
Вадим Шершеневич «Лошадь как лошадь».
«Пистолетные выстрелы» Лучини,
«Электрические стихи» Коррадо Говони,
«Аэропланы» Паоло Буцци;
«Песнь моторов» Лучано Фольгоре,
«Поджигатель» Альдо Палаццески.
Сборники стихотворений футуристов в России:
«Пощечина общественному вкусу», «Доители изнуренных жаб», «Дохлая луна», «Танго с коровами».
Жан-Поль Сартр «Тошнота»;
Альбер Камю «Посторонний»; «Чума»;
Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»;
Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо».
Черты экзистенциализма проявляются в произведениях:
«Ювенильное море» Андрея Платонова;
в творчестве Юрия Бондарева, Варлама Шаламова, Фридриха Горенштейна.
Франц Кафка «Превращение», «Процесс»;
Шон О’Кейси «Серебряный кубок», «За оградой»;
Томас Элиот «Убийство в соборе»;
Торнтон Уайлдер «Наш городок», «На волосок от гибели».
Всеволод Гаршин «Красный цветок»;
Леонид Андреев «Жизнь Василия Фивейского», «Стена».
Луи Арагон «Огонь радости»;
Андре Бретон «Свет земли», «Седовласый револьвер», «Дух воды»;
Поль Элюар «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь»;
Антонен Арто «Пуповина лимба».
Андрей Белый «Петербург»,
Федор Сологуб «Мелкий бес»;
Николай Гумилёв «Заблудившийся трамвай»;
Владислав Ходасевич «Берлинское».
Хулио Кортасар «Игра в классики»;
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов»;
Джозеф Хеллер «Уловка-22»;
Джеймс Баллард «Автокатастрофа»;
Джон Фаулз «Червь», «Матисса»;
Умберто Эко «Маятник Фуко»;
Харуки Мураками «Хроники заводной птицы» и др.
Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation «П»»;
Владимир Сорокин «Голубое сало»;
Владимир Набоков «Ада», «Бледное пламя»;
Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» и др.
Литературные направления
Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.
Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль
Наиболее значительные литературные направления русской литературы:
классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм
Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.
Основные черты классицизма:
⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия
Типичные произведения русского классицизма:
⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»
Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»
Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.
Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.
Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.
Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.
Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.
Основные черты сентиментализма:
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия
Типичные произведения русского сентиментализма:
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»
Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.
Идея. Автор описал любовь, способную преобразить человека, одним из первых начал использовать приёмы психологизма в литературе.
Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.
Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.
А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.
Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».
Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.
Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.
РЕАЛИЗМ
Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.
Основные черты реализма:
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии
Типичные произведения русского реализма:
⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.
Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»
«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.
Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.
Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.
РОМАНТИЗМ
Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.
Основные черты романтизма:
⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска
Типичные произведения русского романтизма:
⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»
Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»
Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!
Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.
Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.
Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.
Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).
ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.
Основные черты футуризма:
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество
Представители футуризма:
⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).
1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.
В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.
Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).
Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.
АКМЕИЗМ
Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.
Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.
Основные черты акмеизма:
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор
Представители акмеизма:
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.
Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.
Пример произведения: А. Ахматова «Гость»
Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.
Тема. Неразделённая любовь.
Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.
Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.
Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.
Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.
Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.
Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.
МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.
Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания
Типичные произведения русского модернизма:
⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.
Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.
Основные черты постмодернизма:
⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов
Типичные произведения русского постмодернизма:
⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.
СИМВОЛИЗМ
Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.
Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.
Основные черты символизма:
⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)
Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »
Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.
Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.
Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.
Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).
Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).
Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.
⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.
Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.
⦁ Этап угасания символизма
К 10-м годам ХХ в. течение прекращает существование, оказав влияние на последователей. Вершиной периода стали поэмы А. Блока «Двенадцать» и «Скифы