Что такое направление внешней политики

Внешняя политика: понятие, функции, цели

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политикиПонятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Теория Моргенау

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Что такое направление внешней политики. Смотреть фото Что такое направление внешней политики. Смотреть картинку Что такое направление внешней политики. Картинка про Что такое направление внешней политики. Фото Что такое направление внешней политики

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Источник

11.3. Основные направления внешней политики

11.3. Основные направления внешней политики

Основными направлениями внешней политики Николая I были борьба с революционным и национально-освободительным движением в Европе, расширение геополитического пространства на Кавказе и участие в решении восточного вопроса.

В 1831 г. русские войска жестоко подавили восстание в Польше, она лишилась конституции, полученной в 1815 г. при Александре I.

Свержение монархии в 1848 г. во Франции привело к приостановлению дипломатических отношений между Россией и Францией.

Николай I опасался распространения революционного движения в Европе, поэтому он двинул огромную армию к западным границам, а затем по просьбе австрийского правительства направил 140-тысячную армию для подавления венгерской революции в 1849 г.

Противоречия России и Ирана из-за Закавказья вылились в Русско-иранскую войну 1826–1828 гг. По Туркманчайскому мирному договору Россия присоединила к себе Восточную Армению; было признано исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море.

Обострение восточного вопроса привело к очередной Русско-турецкой войне 1828–1829 гг. По Адрианопольскому мирному договору за Россией было закреплено устье Дуная и восточное побережье Черного моря; открытые черноморские проливы для русских судов; признаны автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.

Кавказская война 1817–1864 гг. Очень сложно шло присоединение к России Кавказа, продолжавшееся почти 50 лет. Началась Кавказская война при Александре I, активно велась при Николае I, а завершилась лишь при царствовании Александра II. В этой войне происходило столкновение двух по существу разных культур, традиций, образов жизни.

Военные действия носили специфический характер: взятие укрепленных пунктов, которыми являлись практически каждый горский аул; отражение нападения горцев на российские форты; походы в глубь территории противника; борьба за коммуникации и т. п. Боевыми столкновениями сопровождались даже строительные работы и заготовка дров.

Победа в войне далась России дорогой ценой – не менее 77 тыс. человек, как военнослужащих, так и мирного населения, погибли. Это объяснялось почти непрерывным ходом военных действий в крайне сложных условиях Кавказа, отдельными серьезными просчетами русского командования. Потери горцев никто не считал.

Покоренный Кавказ царское правительство рассматривало как свой форпост на Востоке, ограничивающий там турецкое, иранское и британское влияние. Однако следует подчеркнуть цивилизирующую и примиряющую роль России в этом регионе, даже с учетом ошибок и перегибов.

Восточная (Крымская война 1853–1856 гг.). Одной из задач внешней политики России при Николае I было решение восточного вопроса, т. е. достижение господства на Черном море, в проливах Босфор и Дарданеллы и на Балканах, что делало неизбежным столкновение с Турцией. В войне были заинтересованы и европейские державы, а также Турция, Англия и Франция стремились лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть в Европе после разгрома наполеоновской империи. Предметом интересов Турции стал Кавказ.

Поводом к началу войны послужил вопрос о так называемых «палестинских святынях». Начавшийся спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме перерос в конфликт Николая I с турецким султаном, отобравшим по просьбе Франции ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства. Но требование Николая I гарантий уважения и охраны интересов православного населения Турции султан, опираясь на поддержку Англии и Франции, ответил отказом. Тогда Николай I приказал войскам занять Дунайские княжества – Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. 4 октября 1853 г. Турция объявила России войну. А в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция; на грани вступления в войну была Австрия. Война, которую Россия начала лишь против Турции, превратилась в сражение с сильнейшими европейскими государствами.

На первом этапе войны (октябрь 1853 г. – апрель 1854 г.) турецкая армия терпела поражения на Балканах и в Закавказье. 18 ноября 1853 г. русская Черноморская эскадра под командованием П.С. Нахимова одержала победу над турецким флотом в Синопской бухте, не потеряв ни одного корабля и уничтожив 15 судов противника.

На втором этапе войны (апрель 1854 г. – февраль 1856 г.) Англия и Франция официально объявили России войну и начали активные, хотя и безуспешные, действия на Черном, Балтийском, Белом, Баренцевом морях и в Тихом океане.

Николай I опасался вступления в войну Австрии и отдал приказ вывести войска с территории Дунайских княжеств, которые незамедлительно были заняты австрийской армией.

В сентябре 1854 г. союзники высадили десант в Крыму в районе Евпатории, их цель заключалась в захвате Севастополя – главной русской военно-морской базы на Черном море. Чтобы перекрыть флоту противника путь в Севастопольскую бухту, русский парусный флот был затоплен.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 11 месяцев. Крепость была окружена оборонительными сооружениями, возведенными под руководством военного инженера Э.И. Тотлебена. Возглавили оборону города вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин, адмирал П.С. Нахимов (все они погибли во время осады). Несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось занять Севастополь лишь после почти годовой осады – 30 августа 1855 г., при огромных потерях.

С падением Севастополя резко упала активность военных действий. Несмотря на поражение, в память обороны Севастополя была впервые в истории России учреждена медаль «За защиту Севастополя». В Крымской войне участвовали известный хирург Н.И. Пирогов, применивший в военно-полевых условиях наркоз, а также первый в русской военной истории отряд сестер милосердия.

Несмотря на некоторые успехи русских сухопутных войск на Кавказе (взятие крепости Карс), союзникам удалось выполнить свою главную задачу – подорвать военное могущество России на Черном море.

В 1854–1855 гг. англо-французский флот из корабельной артиллерии обстреливал русские территории на Аландских островах на Балтике, Соловецкий монастырь в Белом море и Петропавловск-Камчатский.

Россия в целом смогла выдержать военный натиск объединившихся против нее стран. В феврале 1855 г. скончался Николай I; постепенно прекратились военные действия. Россия согласилась на подписание мирного договора с Францией, Австрией, Англией, Пруссией, Сардинией и Турцией, которое состоялось в Париже в марте 1856 г. Страна вышла из войны с минимальным уроном. В обмен на турецкую крепость Карс России союзниками был оставлен Севастополь; независимость Османской империи и ее целостность гарантировались всеми государствами; закрепилось обеспечение традиционных прав Православной церкви на Святой земле. Самым тяжелым для Российского государства оказалось объявление Черного моря «нейтральным», т. е. Россия и Турция лишались права иметь здесь военный флот, а на побережье – военные крепости.

Поражение России, обусловленное ее экономической, политической, социальной и военной отсталостью, вновь подтвердило необходимость кардинальных реформ в стране.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА (1921 — 1928)

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ НЭПА (1921 — 1928) 1. Германия как главный партнер в ЕвропеДо 1934 г. Рапалльский договор, заключенный Советским государством с Германией 16 апреля 1922 г., оставался важнейшим из международных соглашении, подписанных

Основные направления внешней политики Московского государства в XVII веке.

Основные направления внешней политики Московского государства в XVII веке. Оправившись от последствий военной интервенции шведов и поляков, Московское государство при первых Романовых постепенно принимает черты более или менее мощной абсолютной монархии.

11.3. Основные направления внешней политики

11.3. Основные направления внешней политики Основными направлениями внешней политики Николая I были борьба с революционным и национально-освободительным движением в Европе, расширение геополитического пространства на Кавказе и участие в решении восточного вопроса.В

28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач:• достижение выхода к Балтийскому морю;• обеспечение безопасности южных границ от набегов

29. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVIII в.

29. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVIII в. Внешняя политика России в XVIII в. развивалась по трем основным направлениям: балтийское, черноморско-кавказское, польское.Очередной этап борьбы российского государства за выход к Балтийскому морю начался в 1700 г.

87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР В 1920–1930 гг

87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР В 1920–1930 гг На протяжении 1920–1930 гг. Советский Союз в своей внешней политике старался достичь ряда задач.Первой задачей являлся прорыв дипломатической и экономической блокады страны. В 20-х гг. советскому правительству

Глава 35 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ

Глава 35 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ Индия в Движении неприсоединенияВ первые годы независимости внешняя политика Индии формировалась под большим влиянием внутренних факторов. Они были связаны с решением масштабных задач строительства независимой

Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ § 1. Император Александр III и государственные приоритетыАлександр Александрович Романов стал императором России под именем Александра III1 марта 1881 г. В тот день, в 15 часов 35 минут, в главной императорской

1. Основные задачи и направления внешней политики России

1. Основные задачи и направления внешней политики России Внешняя политика России конца XV–XVI в., определявшаяся потребностями социально-экономического, политического и культурного развития страны, была нацелена на достижение следующих жизненно важных целей.1.1. Победа

1. Основные задачи и направления внешней политики России

1. Основные задачи и направления внешней политики России Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и ее основные внешнеполитические задачи.1.1. Возвращение территорий, потерянных в период Смуты, а в перспективе – присоединение

1. Основные направления внешней политики

1. Основные направления внешней политики Основные направления внешней политики России этого периода – северо-западное и южное – определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а

2. Основные направления внутренней политики 1801–1812 гг

2. Основные направления внутренней политики 1801–1812 гг  2.1. Характеристика первого этапа правления Александра. Этот многообещающий период остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало». В это время произошло не только возвращение

1. Основные задачи внешней политики

1. Основные задачи внешней политики 1.1. Отражение внешней агрессии против России, что ярче всего проявилось в Отечественной войне 1812 г.1.2. Усиление влияния России в Европе, достигнутое в ходе войн против Франции, а также благодаря созданию и деятельности Священного

1. Основные задачи внешней политики

1. Основные задачи внешней политики Россия стремилась проводить активную внешнюю политику, ориентированную на гегемонию как в Европе, так и на Востоке.1.1. Сохранение Венской системы и внешнеполитического могущества России в Европе. Этому способствовали:– огромные

2. Основные направления внешней политики советского государства

2. Основные направления внешней политики советского государства 2.1.Торговые отношения. Обширный рынок, возможность получить ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) и надежды на возврат долгов царской России толкали западные государства на путь переговоров с

1. Задачи и основные направления советской внешней политики

1. Задачи и основные направления советской внешней политики 1.1. Отношения с капиталистическими государствами. Изменение внешнеполитических ориентиров. Советская внешняя политика в конце 20-х – 30-е гг. осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. В 1930–1939 гг.

Источник

Реферат: Внешняя политика, ее цели и задачи

2. Определение внешней политики

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

4. Направления внешней политики

6. Список литературы

Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

2. Определение внешней политики

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин “баланс сил”, который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.).

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран.

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства.

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов. Участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью, воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: “мировой порядок” и “международный порядок”. Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – “международный порядок” является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

При построении нового мирового порядка особое значение приобретают следующие факторы: во-первых, это высокий уровень развития техники коммуникаций, позволяющей превращать информацию в эффективный инструмент политического и идеологического влияния за внешними границами государств; во-вторых, это принципы так называемого “космического права”, отличающиеся широким демократизмом и требующие мирного космоса без угрозы “звездных войн”; в-третьих, это утверждение правопорядка в мировом океане, поскольку почти три четверти нашей планеты покрыты водой.

Названные факторы играют все большую роль во внешней политике различных государств, объединенных в мировое сообщество и заинтересованных в развитии международных отношений на принципах сотрудничества, взаимности, равенства и доверия, что может гарантировать безопасность каждому члену этого сообщества.

4. Направления внешней политики

В этих целях Россия будет:

Работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами;

Продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства;

Принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции, механизма содействия реализации крупных водноэнергетических, инфраструктурных, промышленных и иных совместных проектов;

Россия продолжит активно содействовать мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласия между вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.

Отношение России к субрегиональным образованиям и иным структурам без российского участия на пространстве СНГ. Определяется исходя из оценки их реального вклада в обеспечение добрососедства и стабильности, их готовности на деле учитывать законные российские интересы и уважать уже существующие механизмы сотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В этом русле будут выстраиваться подходы России к развитию всестороннего практического взаимодействия в Черноморском и Каспийском регионах. На основе сохранения индивидуальности Организации Черноморского экономического сотрудничества и укрепления механизма сотрудничества Прикаспийских государств.

Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США. Это способствовало бы укреплению позиций государств Евро-Атлантического региона в глобальной конкуренции. Россия, как крупнейшее европейское государство с многонациональным и много конфессиональным обществом и многовековой историей, готова сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы, гармоничной интеграции религиозных меньшинств, в том числе с учетом тенденций в сфере миграции.

Россия заинтересована в том, чтобы ОБСЕ добросовестно выполняла возложенную на нее функцию форума для равноправного диалога государств. Участников ОБСЕ и коллективной выработки консенсусных решений на основе всеобъемлющего и основывающегося на балансе интересов подхода к безопасности в ее военно-политическом, экономическом и гуманитарном аспектах. Полноценная реализация этой функции возможна через перевод всей работы ОБСЕ на прочную нормативную базу, обеспечивающую верховенство прерогатив коллективных межправительственных органов.

В военно-политической сфере Россия будет добиваться исправления дисбалансов, сложившихся в области ограничения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, и принятия новых мер доверия.

Российская Федерация будет развивать отношения с Европейским союзом как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, выступать за всемерное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает согласование с Европейским союзом. Договора о стратегическом партнерстве, устанавливающего особые максимально продвинутые формы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом, во всех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.

Российская Федерация заинтересована в укреплении Европейского союза, развитии его способности выступать с согласованных позиций в торгово-экономических, гуманитарных, внешнеполитических областях и в сфере безопасности.

Развитие взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией и некоторыми другими государствами Западной Европы является важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития. Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.

Россия развивает поступательное практическое взаимодействие со странами Северной Европы, включая реализацию в рамках многосторонних структур совместных проектов по сотрудничеству в Баренцевом Евроарктическом регионе и Арктике в целом, учитывая при этом интересы коренных народов.

Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них.

Российская Федерация настроена на взаимодействие с Латвией, Литвой и Эстонией в духе добрососедства, на основе обоюдного учета интересов. Принципиальное значение для России сохраняют вопросы соблюдения прав русскоязычного населения в соответствии с принципами и нормами общеевропейского и международного права, а также вопросы жизнеобеспечения Калининградской области.

Россия выстраивает отношения с США с учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Россия заинтересована в эффективном использовании существующей разветвленной инфраструктуры взаимодействия, включая постоянный диалог по проблемам внешней политики, безопасности и стратегической стабильности, который позволяет находить взаимоприемлемые решения на основе совпадающих интересов.

Для этого необходимо перевести российско-американские отношения в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах, а там, где между Россией и США сохраняются разногласия, работать над их урегулированием в духе взаимоуважения.

Россия заинтересована в том, чтобы действия США на мировой арене строились в соответствии с принципами и нормами международного права, прежде всего Устава ООН.

Важным элементом сбалансированной политики России на североамериканском направлении являются отношения с Канадой, которые традиционно носят стабильный характер и мало подвержены воздействию политической конъюнктуры. Россия заинтересована в дальнейшем наращивании динамики двусторонних торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, во взаимодействии в Арктике.

В контексте много векторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион. Что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями. Продолжится активное участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая региональный форум АСЕАН.

Особое место отводится дальнейшему укреплению ШОС, продвижению ее инициативы по созданию сети партнерских связей между всеми интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. Главной задачей в области двусторонних связей является приведение объема и качества экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений.

Углубляя стратегическое партнерство с Индией, Россия проводит принципиальную линию на упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и всемерное укрепление взаимовыгодных двусторонних связей по всем направлениям, особенно на обеспечение существенного подъема в торгово-экономической сфере.

Российская Федерация выступает за отношения добрососедства и созидательного партнерства с Японией в интересах народов обеих стран. Унаследованные от прошлого проблемы, над обще приемлемым решением которых, работа будет продолжена, не должны становиться препятствием на этом пути.

Россия настроена и далее развивать отношения с Турцией, Египтом, Алжиром, Ираном, Саудовской Аравией, Сирией, Ливией, Пакистаном и другими ведущими региональными государствами в двустороннем и многостороннем форматах.

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.

Углубляющийся кризис в Афганистане создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ. Россия во взаимодействии с другими заинтересованными странами ООН, ОДКБ, ШОС и иными многосторонними институтами. Будет прилагать последовательные усилия в целях недопущения экспорта терроризма и наркотиков из Афганистана, достижения прочного и справедливого политического урегулирования проблем этой страны при уважении прав и интересов всех населяющих ее этнических групп, пост конфликтного восстановления Афганистана в качестве суверенного миролюбивого государства.

Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки на Ближнем Востоке, используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника квартета международных посредников. Главная цель состоит в мобилизации коллективных усилий для достижения на международно-признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто с участием и при учете законных интересов всех государств и народов, от которых зависит стабильность в регионе. Российская Федерация выступает за наращивание коллективных усилий на основе взаимного уважения, направленных на содействие прекращению насилия и на достижение политического урегулирования в Ираке путем национального примирения и восстановления полноценной государственности и экономики этой страны.

В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами мусульманского мира Россия будет использовать возможности своего участия в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция и Лиге арабских государств, проводить активную линию в рамках реализации Инициативы партнерства «Группы восьми» с регионом Ближнего Востока и Северной Африки. Приоритетное внимание будет уделено развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских национальных интересов района мира.

Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе, включая диалог и сотрудничество в рамках «Группы восьми», содействовать скорейшему урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Будет развиваться политический диалог с Африканским союзом и субрегиональными организациями, будут использоваться их возможности для подключения России к экономическим проектам на континенте.

Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией. Наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями. Опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы, расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях, поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях.

Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.

При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам. Осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

6. Список литературы:

1. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.

2. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.

4. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Внешняя политика, ее цели и задачи
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 04:15:53 01 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2058 Комментариев: 22 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать