Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииЧто такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиацииВладимир Карнозов
Аналитик

Эксперт » A viation EX plorer»

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Сравнительный анализ

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
Пуск ракет вертолетом Ка-52

По нашему мнению, цифра в обоих случаях – завышенная, можно сказать, «рекламная». Она, вполне возможно, и достигалась (достигается) в ходе испытаний на полигонах. Но толку от пусков на подобную дистанцию немного: слишком велико отклонение в конечном пункте полета реактивного снаряда от положения цели. Расчетный параметр рассеивания – 14…16 метров на километр дальности для РC-82 и 0,3% по дальности для С-8 первого поколения.

На удалении в шесть километров вероятное отклонение получается 84-96 и 18 метров, соответственно. Разница главным образом происходит за счет того, что РС-82 удерживалась на траектории только за счет крыльевой стабилизации, тогда как более современные ракеты в полете вращаются вокруг своей оси. Это заметно повышает стабильность траектории, хотя и требует дополнительного расхода топлива.

Возможно, более современная С-8ОФП покажет меньшее рассеивание за счет применения иного типа хвостового оперения. Вместо шести раскладывающихся вперед по полету «перьев» большого размаха на предыдущих модификациях ракет семейства С-8, теперь используются четыре откидных широкохордных руля, раскрывающихся поворотом вбок. Однако улучшения «в разы» здесь не ожидаются. На практике стрельба на «рекламную дальность» имеет смысл лишь в случае площадной цели.

Например, в ходе операций по освобождению западных и южных провинций САР отмечались случаи нанесения вертолетами марки «Миль» ВВС Сирии и ВКС России залповых ракетных ударов по удаленным позициям бандформирований, скоплениям живой силы и техники террористов. Авиация привлекалась для выполнения подобных задач в условиях пустынной или сельской местности, когда поддерживающие высокий темп продвижения танкисты и мотострелки не могли вовремя получить артиллерийскую поддержку. Среди причин было и то, что расчеты буксируемых орудий отставали, а самоходных гаубиц – расстреляли весь боезапас и дожидались подвоза боеприпасов.

С точки зрения нанесения врагу максимального огневого поражения, лучше вести стрельбу с дистанции один-два километра. Тогда круговое отклонение НУРС по отношению к точке прицеливания составит три-шесть метров. При выпуске залпом нескольких ракет возникает высокий шанс поразить бронированную машину противника прямым попаданием. Правда, при этом наблюдается высокий риск повреждения летательного аппарата средствами ПВО противника. Сказанное в полной мере относится к Сирии, где линия фронта «нашпигована» большим количеством крупнокалиберных пулеметов и скорострельных зенитных орудий ЗУ-23-2. А порой у боевиков даже встречаются переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела», «Игла», Stinger и их китайские аналоги.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
Блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013 для ракет калибра 80 мм

Близкая по сути ситуация наблюдалась и в случае самолетов-носителей РС-82 и их вариантов с головными частями кумулятивного действия. Как показал опыт Великой Отечественной Войны, для поражения танков и бронетранспортеров требовалось прямое попадание. При стрельбе залпами из четырех – шести ракет с дистанции 400-500м, подготовленные летчики добивались положительных результатов его всего в 1% случаев. Для достижения наибольшего эффекта рекомендовалось вести огонь не по индивидуальным, а групповым целям, как то колонна на марше. Оптимальной считалась атака с пикирования под углом тридцать градусов залпом четверки РС на удалении не выше полукилометра.

Ракетами по аэростатам и самолетам

Согласно раздаточным материалам НПО «Сплав», НУРС С-8ОФП предназначен для поражения следующих типов целей: живая сила, небронированная и легкобронированная техника, а также надводные корабли. Именно по таким стреляли неуправляемыми ракетами и экипажи штурмовиков и фронтовых истребителей в ходе Второй Мировой Войны.

Между тем, самая первая в истории авиации серийная ракета «Le Priеur» выпускалась (Францией и ее союзниками по Антанте) для уничтожения принципиально иных целей – аэростатов. Для этого ее наполняли дымным порохом, подрыв которого осуществлялся на заданном удалении от точки пуска с самолета-носителя при помощи запальной трубки. По причине низкой эффективности, Le Priеur вскоре уступила место более действенному средству – зажигательным пулям.

Повторная попытка применения ракет по воздушным целям была предпринята в ходе сражения за Халхин-Гол. Упомянутая выше «пятерка» Звонарева за короткий срок (с 20 августа по 15 сентября 1939г.) сумела добиться высоких результатов. Под командованием капитана действовали летчики Михайленко, Пименов, Федосов и Ткаченко. Они выполнили 85 боевых вылетов, провели тридцать воздушных боев, сбив тридцать японских самолетов. Собственных потерь не было. Возможно, реальный урон нанесенный врагу оказался несколько меньше официальной советской статистики, однако он был, причем не только материальный, но и морального свойства.

Сначала противник принял разрывы РС-82 за огонь тщательно укрытой батареи крупнокалиберных зенитных орудий. Затем у него возникли подозрения, что русские каким-то непостижимым образом оснастили свои самолеты большими пушками. Словом, эффект внезапности был полный. Он то, вместе со слаженными действиями «пятерки», и стал главной причиной успеха.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
И-16

Специально оборудованные истребители И-16 всегда действовали группой, стараясь выйти в лобовую атаку на японские самолеты, летевшие на одинаковой высоте. Первый бой 20 августа прошел по задуманному сценарию. По команде Звонарева, летчики всей пятеркой одновременно выпустили снаряды с расстояния порядка километра по вражеской группе, шедшей встречным курсом над линией фронта. Разрыв удачно нацеленной ракеты пришелся по центру плотного боевого порядка японских самолетов. Строй распался, а пара поврежденных машин рухнула на землю.

Универсальное применение

Помимо И-16 и СБ, пусковые установки для реактивных снарядов стали устанавливать на серийные бипланы И-153 «Чайка». Кроме того, выпущенные ранее истребители И-15бис переделывались в штурмовики. Установка ПУ РС не требовала серьезных переделок конструкции планера. На элементы силовой конструкции снизу крепили П-образные профиля с планками, имеющими Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Пуск производился летчиком нажатием на кнопку, закрепленную на ручке управления самолетом. Выбор направления стрельбы – через стандартный для того времени кольцевой механический прицел для прицеливания пулеметов. Сход ракеты сопровождался незначительным встряхиванием самолета, обшивка практически не повреждалась. РС-82/132 оказались простыми в производстве и эксплуатации, отказы случались не чаще одного процента от всех пусков.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
И-153

Великая Отечественная

Начало Великой Отечественной Войны запомнилось глубокими прорывами вглубь советской территории ударных группировок немецко-фашистских войск. Для борьбы с ними было решено использовать, в том числе и истребители новейших типов, доработанных для нанесения ракетно-бомбовых ударов.

Мемуары Александра Ивановича Покрышкина содержат следующие фрагменты. «На мой самолет подвешивали две бомбы по сто килограммов. Согласно инструкции, надо было сбрасывать их во время горизонтального полета или с пологого пикирования, прицеливаясь приблизительно. Вероятность поражения была очень низкая».

К сожалению, МиГ-3 оказался неудачной пусковой платформой: на практике стрельба ракетами была малоэффективна из-за высокого рассеивания. Другие же типы самолетов показывали лучшие результаты. Например, истребители Hurricane, полученные в качестве военной помощи от Великобритании. В частях их дополнительно оснащали шестью направляющими под РС-82.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
МиГ-3 на праздновании 100 лет ВВС России, автор: Алексей Михеев

Вместе с тем, дооснащение ЛаГГов в реальных условиях 1941-1942гг. было решением правильным. Машина и без того оказалась перетяжелена из-за вынужденного увеличения доли дерева в конструкции. При постановке массового выпуска пришлось отказываться от так называемой «дельта-древесины», химические вещества для изготовления которой перед войной закупались в Германии. В результате, серийный ЛаГГ-3 заметно уступал основному немецкому истребителю Bf109F по скорости и маневренности, поэтому лучшим его использованием было в качестве ударного самолета – носителя РС.

Когда союзники стали посылать крупные авиасоединения на города «Третьего Рейха», перехватчики системы ПВО пытались разрушить строй тяжелых бомбардировщиков, обстреливая его крупнокалиберными НАР с дистанционными взрывателями. На основе ракет армейского пятиствольного «реактивного миномета» NbW.42, германская промышленность наладила выпуск 210-мм, а затем и 280-мм турбореактивных (без оперения, стабилизация вращением) НАР. Стартовый вес – 38 и 82 кг, соответственно. Прямое попадание разрывало огромный бомбардировщик B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator на куски, вызывая сильное психологическое влияние на экипажи других рядом летящих самолетов.

Борьба с бронетехникой

Обычно атака выполнялась парой штурмовиков. Из горизонтального полета на высоте порядка километра самолеты переходили в пикирование с углом 30-40 градусов. Вначале летчики пускали ракеты, затем обстреливали цели из пушек и пулеметов, и, перед выходом из атаки, с высоты 300-350 метров сбрасывали бомбы. Ближе к концу войны, Ил-2 получил пушки калибра 37мм, оказавшиеся значительно лучшим средством борьбы с танками, чем РС.

Вынужденное использование МиГов и Яков в качестве ударных поступенно ушло с повестки дня. Самолеты этих марок вернулись к выполнению основной задачи – прикрытие своих войск от налетов противника, уничтожение его летательных аппаратов в воздухе, работа в системе ПВО страны. Отсутствие систем наведения приводило к большому рассеиванию НАР; о результативной стрельбе по воздушной цели речь могла идти лишь при дальностях не более пары-тройки сотен метров. Поэтому вооружение вновь собранных истребителей ограничивали скорострельными пушками и пулеметами.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
Ил-2 с РС-132 под крылом

Послевоенные американские ракеты выпускались как «универсальные», способные действовать как по воздушным, так и наземным целям. Например, Mighty Mouse калибра 76 мм образца 1949г. устанавливались, в том числе, на выдвижные установки реактивных истребителей F86, F89, F100 и других.

НАР большого калибра

Взрыватель автономного действия срабатывал через определенный интервал времени и только после полной выработки топлива. Теоретически, у летчиков оставалось время выполнить маневр уклонения и выйти из зоны поражения термоядерного заряда. Эквивалентная мощность W25 в полторы килотонны считалась достаточной для гарантированного уничтожения «тушки» в радиусе триста метров от места подрыва головной части. При росте удаления до одного километра, самолет получал значительные повреждения, лишавшие его боеспособности. Единственное пробное испытания AIR-2 c активацией W25 американцы произвели 19 июля 1957 года. Комбинация была окончательно снята с вооружения лишь в 1988-м по причине списания последнего строевого F-106.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
НАР С-25

Самой большой из серийных отечественных НАР остается С-25 длиной 3,3 метра и полтонны весом. Была ли для нее разработана специальная БЧ по типу W25 – неизвестно. В открытых источниках есть лишь упоминание про фугасную С-25Ф и осколочную С-25О с массой БЧ 380 и 190 кг соответственно. Прицельная дальность – до четырех километров. Радио взрыватель срабатывал на высоте 5-20 метров от земли, обеспечивая поражение цели фугасным действием заряда и потоком осколков. По поступлению на вооружение в начале семидесятых годов, на базе этой НАР разработали управляемую ракету С-25Л. Она отличалась наличием лазерной головки самонаведения и установкой дополнительного блока приводных рулей.

Многозарядные блоки

Все перечисленные выше типы крупнокалиберных НАР поставлялись либо в собственных пусковых контейнерах, либо открыто навешиваются на универсальные пусковые установки под пилонами подвески вооружений, которые также подходят для управляемых ракет. Исключение составляет лишь Zuni: ее можно запускать как с пилона, так и из четырех трубного контейнера LAU-10. «Зуни» до сих пор выпускается американской промышленностью и стоит на вооружении. Ближайший отечественный аналог С-13 выстреливается только из пятизарядного блока Б-13Л. При схожем калибре (122-130 мм), наша ракета на треть длиннее и тяжелее.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
Блоки Б-8М и Б-8В с различными вариантами исполнения ракеты С-8

Многозарядные блоки для авиационных ракет появились лишь в послевоенный период. Советский Союз массово производил УБ-9, УБ-16, УБ-32 (цифра по числу пусковых труб) для реактивных снарядов семейства С-5 калибра 57 мм, затем – Б-13 для ракет С-13 и Б-8 для С-8. Недавно список пополнила российская разработка – «блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013» для ракет калибра 80 мм. Он предлагается в нескольких вариантах, с количеством стволов от десяти до двадцати пяти. Опытные образцы выставлялись на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018».

Сирийское применение С-5 и С-8 описано в нашем предыдущем материале на данную тему. На данном театре военных действий неуправляемые авиационные ракеты использует и так называемая «международная коалиция» во главе с США. Наряду с вышеупомянутой «Зуни», в ходу и НАР самого распространенного среди стран НАТО калибра 70 мм. Расходуются они тысячами, главным образом – вертолетами огневой поддержки АН-64 Apache, а также многоцелевыми Black Hawk и разведывательными.

Согласно информации на сайте General Dynamics, в период с 1996 года фирма выпустила более четырех миллионов ракет семейства HYDRA-70. Небольшая их часть превращена в высокоточные средства поражения путем установки дополнительных блоков управления. Коррекция траектории полета производится по лазерному лучу с борта летательного аппарата или наземного пульта. Блоки выпускаются несколькими фирмами в виде наборов для проведения доработок на местах.

Наибольшее распространение получил набор «Advanced precision kill weapon system» (APKWS) английской компании BAE Systems. Его тираж превысил десять тысяч штук. Согласно информационным материалам «международной коалиции», порядка двухсот доработанных подобным образом ракет было использовано в битве за иракский город Мосул. Превращение неуправляемых авиационных ракет массового выпуска в корректируемые средства поражения имеет свои плюсы и минусы. Эта тема заслуживает отдельного анализа. Ждите наших следующих публикаций!

Источник

Неуправляемые авиационные ракеты как средства поражения

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

— неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

— управляемые авиационные ракеты (УАР);

— авиационные противолодочные ракеты (АПР);

— авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

— ос­новного назначения (средства поражения);

— вспомогательного назначения (средства обеспечения).

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.

С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

— возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

— большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

— большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

— достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

— относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

— простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

— достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

— относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

— возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

— во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

— в-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Неуправляемые авиационные ракеты / Фото: anyaero.com

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Пуск ракет вертолетом Ка-52 / Фото: www.aex.ru

По нашему мнению, цифра в обоих случаях – завышенная, можно сказать, «рекламная». Она, вполне возможно, и достигалась (достигается) в ходе испытаний на полигонах. Но толку от пусков на подобную дистанцию немного: слишком велико отклонение в конечном пункте полета реактивного снаряда от положения цели. Расчетный параметр рассеивания – 14…16 метров на километр дальности для РC-82 и 0,3% по дальности для С-8 первого поколения.

На удалении в шесть километров вероятное отклонение получается 84-96 и 18 метров, соответственно. Разница главным образом происходит за счет того, что РС-82 удерживалась на траектории только за счет крыльевой стабилизации, тогда как более современные ракеты в полете вращаются вокруг своей оси. Это заметно повышает стабильность траектории, хотя и требует дополнительного расхода топлива.

Возможно, более современная С-8ОФП покажет меньшее рассеивание за счет применения иного типа хвостового оперения. Вместо шести раскладывающихся вперед по полету «перьев» большого размаха на предыдущих модификациях ракет семейства С-8, теперь используются четыре откидных широкохордных руля, раскрывающихся поворотом вбок. Однако улучшения «в разы» здесь не ожидаются. На практике стрельба на «рекламную дальность» имеет смысл лишь в случае площадной цели.

Например, в ходе операций по освобождению западных и южных провинций САР отмечались случаи нанесения вертолетами марки «Миль» ВВС Сирии и ВКС России залповых ракетных ударов по удаленным позициям бандформирований, скоплениям живой силы и техники террористов. Авиация привлекалась для выполнения подобных задач в условиях пустынной или сельской местности, когда поддерживающие высокий темп продвижения танкисты и мотострелки не могли вовремя получить артиллерийскую поддержку. Среди причин было и то, что расчеты буксируемых орудий отставали, а самоходных гаубиц – расстреляли весь боезапас и дожидались подвоза боеприпасов.

С точки зрения нанесения врагу максимального огневого поражения, лучше вести стрельбу с дистанции один-два километра. Тогда круговое отклонение НУРС по отношению к точке прицеливания составит три-шесть метров. При выпуске залпом нескольких ракет возникает высокий шанс поразить бронированную машину противника прямым попаданием. Правда, при этом наблюдается высокий риск повреждения летательного аппарата средствами ПВО противника. Сказанное в полной мере относится к Сирии, где линия фронта «нашпигована» большим количеством крупнокалиберных пулеметов и скорострельных зенитных орудий ЗУ-23-2. А порой у боевиков даже встречаются переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела», «Игла», Stinger и их китайские аналоги.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013 для ракет калибра 80 мм / Фото: www.aex.ru

Близкая по сути ситуация наблюдалась и в случае самолетов-носителей РС-82 и их вариантов с головными частями кумулятивного действия. Как показал опыт Великой Отечественной Войны, для поражения танков и бронетранспортеров требовалось прямое попадание. При стрельбе залпами из четырех – шести ракет с дистанции 400-500м, подготовленные летчики добивались положительных результатов его всего в 1% случаев. Для достижения наибольшего эффекта рекомендовалось вести огонь не по индивидуальным, а групповым целям, как то колонна на марше. Оптимальной считалась атака с пикирования под углом тридцать градусов залпом четверки РС на удалении не выше полукилометра.

Ракетами по аэростатам и самолетам

Согласно раздаточным материалам НПО «Сплав», НУРС С-8ОФП предназначен для поражения следующих типов целей: живая сила, небронированная и легкобронированная техника, а также надводные корабли. Именно по таким стреляли неуправляемыми ракетами и экипажи штурмовиков и фронтовых истребителей в ходе Второй Мировой Войны.

Между тем, самая первая в истории авиации серийная ракета «Le Priеur» выпускалась (Францией и ее союзниками по Антанте) для уничтожения принципиально иных целей – аэростатов. Для этого ее наполняли дымным порохом, подрыв которого осуществлялся на заданном удалении от точки пуска с самолета-носителя при помощи запальной трубки. По причине низкой эффективности, Le Priеur вскоре уступила место более действенному средству – зажигательным пулям.

Повторная попытка применения ракет по воздушным целям была предпринята в ходе сражения за Халхин-Гол. Упомянутая выше «пятерка» Звонарева за короткий срок (с 20 августа по 15 сентября 1939г.) сумела добиться высоких результатов. Под командованием капитана действовали летчики Михайленко, Пименов, Федосов и Ткаченко. Они выполнили 85 боевых вылетов, провели тридцать воздушных боев, сбив тридцать японских самолетов. Собственных потерь не было. Возможно, реальный урон нанесенный врагу оказался несколько меньше официальной советской статистики, однако он был, причем не только материальный, но и морального свойства.

Сначала противник принял разрывы РС-82 за огонь тщательно укрытой батареи крупнокалиберных зенитных орудий. Затем у него возникли подозрения, что русские каким-то непостижимым образом оснастили свои самолеты большими пушками. Словом, эффект внезапности был полный. Он то, вместе со слаженными действиями «пятерки», и стал главной причиной успеха.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

И-16 / Фото: www.aex.ru

Специально оборудованные истребители И-16 всегда действовали группой, стараясь выйти в лобовую атаку на японские самолеты, летевшие на одинаковой высоте. Первый бой 20 августа прошел по задуманному сценарию. По команде Звонарева, летчики всей пятеркой одновременно выпустили снаряды с расстояния порядка километра по вражеской группе, шедшей встречным курсом над линией фронта. Разрыв удачно нацеленной ракеты пришелся по центру плотного боевого порядка японских самолетов. Строй распался, а пара поврежденных машин рухнула на землю.

Помимо И-16 и СБ, пусковые установки для реактивных снарядов стали устанавливать на серийные бипланы И-153 «Чайка». Кроме того, выпущенные ранее истребители И-15бис переделывались в штурмовики. Установка ПУ РС не требовала серьезных переделок конструкции планера. На элементы силовой конструкции снизу крепили П-образные профиля с планками, имеющими Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Пуск производился летчиком нажатием на кнопку, закрепленную на ручке управления самолетом. Выбор направления стрельбы – через стандартный для того времени кольцевой механический прицел для прицеливания пулеметов. Сход ракеты сопровождался незначительным встряхиванием самолета, обшивка практически не повреждалась. РС-82/132 оказались простыми в производстве и эксплуатации, отказы случались не чаще одного процента от всех пусков.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

И-153 / Фото: www.aex.ru

Начало Великой Отечественной Войны запомнилось глубокими прорывами вглубь советской территории ударных группировок немецко-фашистских войск. Для борьбы с ними было решено использовать, в том числе и истребители новейших типов, доработанных для нанесения ракетно-бомбовых ударов.

Мемуары Александра Ивановича Покрышкина содержат следующие фрагменты. «На мой самолет подвешивали две бомбы по сто килограммов. Согласно инструкции, надо было сбрасывать их во время горизонтального полета или с пологого пикирования, прицеливаясь приблизительно. Вероятность поражения была очень низкая».

К сожалению, МиГ-3 оказался неудачной пусковой платформой: на практике стрельба ракетами была малоэффективна из-за высокого рассеивания. Другие же типы самолетов показывали лучшие результаты. Например, истребители Hurricane, полученные в качестве военной помощи от Великобритании. В частях их дополнительно оснащали шестью направляющими под РС-82.

Вместе с тем, дооснащение ЛаГГов в реальных условиях 1941-1942 годов было решением правильным. Машина и без того оказалась перетяжелена из-за вынужденного увеличения доли дерева в конструкции. При постановке массового выпуска пришлось отказываться от так называемой «дельта-древесины», химические вещества для изготовления которой перед войной закупались в Германии. В результате, серийный ЛаГГ-3 заметно уступал основному немецкому истребителю Bf109F по скорости и маневренности, поэтому лучшим его использованием было в качестве ударного самолета – носителя РС.

Когда союзники стали посылать крупные авиасоединения на города «Третьего Рейха», перехватчики системы ПВО пытались разрушить строй тяжелых бомбардировщиков, обстреливая его крупнокалиберными НАР с дистанционными взрывателями. На основе ракет армейского пятиствольного «реактивного миномета» NbW.42, германская промышленность наладила выпуск 210-мм, а затем и 280-мм турбореактивных (без оперения, стабилизация вращением) НАР. Стартовый вес – 38 и 82 кг, соответственно. Прямое попадание разрывало огромный бомбардировщик B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator на куски, вызывая сильное психологическое влияние на экипажи других рядом летящих самолетов.

Борьба с бронетехникой

Обычно атака выполнялась парой штурмовиков. Из горизонтального полета на высоте порядка километра самолеты переходили в пикирование с углом 30-40 градусов. Вначале летчики пускали ракеты, затем обстреливали цели из пушек и пулеметов, и, перед выходом из атаки, с высоты 300-350 метров сбрасывали бомбы. Ближе к концу войны, Ил-2 получил пушки калибра 37мм, оказавшиеся значительно лучшим средством борьбы с танками, чем РС.

Вынужденное использование МиГов и Яков в качестве ударных поступенно ушло с повестки дня. Самолеты этих марок вернулись к выполнению основной задачи – прикрытие своих войск от налетов противника, уничтожение его летательных аппаратов в воздухе, работа в системе ПВО страны. Отсутствие систем наведения приводило к большому рассеиванию НАР; о результативной стрельбе по воздушной цели речь могла идти лишь при дальностях не более пары-тройки сотен метров. Поэтому вооружение вновь собранных истребителей ограничивали скорострельными пушками и пулеметами.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Ил-2 с РС-132 под крылом / Фото: www.aex.ru

Послевоенные американские ракеты выпускались как «универсальные», способные действовать как по воздушным, так и наземным целям. Например, Mighty Mouse калибра 76 мм образца 1949г. устанавливались, в том числе, на выдвижные установки реактивных истребителей F86, F89, F100 и других.

НАР большого калибра

Взрыватель автономного действия срабатывал через определенный интервал времени и только после полной выработки топлива. Теоретически, у летчиков оставалось время выполнить маневр уклонения и выйти из зоны поражения термоядерного заряда. Эквивалентная мощность W25 в полторы килотонны считалась достаточной для гарантированного уничтожения «тушки» в радиусе триста метров от места подрыва головной части. При росте удаления до одного километра, самолет получал значительные повреждения, лишавшие его боеспособности. Единственное пробное испытания AIR-2 c активацией W25 американцы произвели 19 июля 1957 года. Комбинация была окончательно снята с вооружения лишь в 1988-м по причине списания последнего строевого F-106.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

НАР С-25 / Фото: www.aex.ru

Самой большой из серийных отечественных НАР остается С-25 длиной 3,3 метра и полтонны весом. Была ли для нее разработана специальная БЧ по типу W25 – неизвестно. В открытых источниках есть лишь упоминание про фугасную С-25Ф и осколочную С-25О с массой БЧ 380 и 190 кг соответственно. Прицельная дальность – до четырех километров. Радио взрыватель срабатывал на высоте 5-20 метров от земли, обеспечивая поражение цели фугасным действием заряда и потоком осколков. По поступлению на вооружение в начале семидесятых годов, на базе этой НАР разработали управляемую ракету С-25Л. Она отличалась наличием лазерной головки самонаведения и установкой дополнительного блока приводных рулей.

Все перечисленные выше типы крупнокалиберных НАР поставлялись либо в собственных пусковых контейнерах, либо открыто навешиваются на универсальные пусковые установки под пилонами подвески вооружений, которые также подходят для управляемых ракет. Исключение составляет лишь Zuni: ее можно запускать как с пилона, так и из четырех трубного контейнера LAU-10. «Зуни» до сих пор выпускается американской промышленностью и стоит на вооружении. Ближайший отечественный аналог С-13 выстреливается только из пятизарядного блока Б-13Л. При схожем калибре (122-130 мм), наша ракета на треть длиннее и тяжелее.

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации

Блоки Б-8М и Б-8В с различными вариантами исполнения ракеты С-8 / Фото: www.aex.ru

Многозарядные блоки для авиационных ракет появились лишь в послевоенный период. Советский Союз массово производил УБ-9, УБ-16, УБ-32 (цифра по числу пусковых труб) для реактивных снарядов семейства С-5 калибра 57 мм, затем – Б-13 для ракет С-13 и Б-8 для С-8. Недавно список пополнила российская разработка – «блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013» для ракет калибра 80 мм. Он предлагается в нескольких вариантах, с количеством стволов от десяти до двадцати пяти. Опытные образцы выставлялись на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018».

Сирийское применение С-5 и С-8 описано в нашем предыдущем материале на данную тему. На данном театре военных действий неуправляемые авиационные ракеты использует и так называемая «международная коалиция» во главе с США. Наряду с вышеупомянутой «Зуни», в ходу и НАР самого распространенного среди стран НАТО калибра 70 мм. Расходуются они тысячами, главным образом – вертолетами огневой поддержки АН-64 Apache, а также многоцелевыми Black Hawk и разведывательными.

Согласно информации на сайте General Dynamics, в период с 1996 года фирма выпустила более четырех миллионов ракет семейства HYDRA-70. Небольшая их часть превращена в высокоточные средства поражения путем установки дополнительных блоков управления. Коррекция траектории полета производится по лазерному лучу с борта летательного аппарата или наземного пульта. Блоки выпускаются несколькими фирмами в виде наборов для проведения доработок на местах.

Наибольшее распространение получил набор «Advanced precision kill weapon system» (APKWS) английской компании BAE Systems. Его тираж превысил десять тысяч штук. Согласно информационным материалам «международной коалиции», порядка двухсот доработанных подобным образом ракет было использовано в битве за иракский город Мосул. Превращение неуправляемых авиационных ракет массового выпуска в корректируемые средства поражения имеет свои плюсы и минусы. Эта тема заслуживает отдельного анализа. Ждите наших следующих публикаций!

Что такое нар в авиации. Смотреть фото Что такое нар в авиации. Смотреть картинку Что такое нар в авиации. Картинка про Что такое нар в авиации. Фото Что такое нар в авиации
МОСКВА, материал содружества авиационных экспертов, Aviation EXplorer, Владимир Карнозов
12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *