Что такое наречие как часть речи 7 класс
Наречие как часть речи
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обладает характерными морфологическими и синтаксическими признаками. Укажем, какое общее грамматическое значение имеет наречие как часть речи.
В системе частей речи русского языка одни слова обозначают предмет как имена существительные (дорога, слабость), другие — признак и принадлежность признака как имена прилагательные (громкий, змеиный). Глагол обозначает действие и состояние (скакать, думать).
Наречие — это сравнительно новая часть речи. Она была образована на базе слов других частей речи. Тем не менее наречие как часть речи вполне самостоятельно. Оно имеет общее грамматическое значение, как и другие части речи, а также характерные для него морфологические и синтаксические признаки.
Общее грамматическое значение наречия как части речи
Общее грамматическое значение наречия как части речи можно определить, исходя из того что в предложении оно чаще всего поясняет глагол или деепричастие и обозначает признак действия:
Наречие примыкает к имени существительному и обозначает признак предмета:
Если наречие поясняет имя прилагательное, причастие, слово категории состояния или другое наречие, то оно обозначает признак признака:
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы: как? куда? где? откуда? когда? зачем? почему? в какой мере? и др. |
Грамматические признаки наречия
Грамматическая неизменяемость отличает наречие среди всех частей речи русского языка У него нет падежных форм, форм единственного и множественного числа, как у имен существительных или прилагательных, личных форм, как у глаголов. Наречие не склоняется и не спрягается.
По функции наречия делятся на знаменательные и местоименные.
Знаменательные местоимения обозначают признак действия, предмета и другого признака:
Местоименные наречия только указывают на признак, конкретно его не обозначая:
По лексическому значению знаменательные наречия делятся на две большие группы:
Определительные наречия имеют смысловые разряды:
Обстоятельственные наречия делятся на семантические разряды:
Синтаксическая роль наречия
Наречие выступает в предложении в роли обстоятельства, если поясняет глагол, деепричастие, прилагательное, слово категории состояния.
Грустно смотрю на залитые дождем поля и леса.
Поистине прекрасно лицо матери, держащей на руках младенца.
Если наречие поясняет существительное, в предложении оно выполняет роль несогласованного определения.
Дверь налево открылась с громким стуком.
Движение шагом — это хорошая тренировка всех систем организма.
Реже наречие входит в состав именного сказуемого.
Видеоурок для учащихся 7 класса
Наречие
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:
Разряды по значению
хорошо, открыто, искренне, безупречно
образа и способа действия
втрое, капельку, слишком, чуть-чуть
вблизи, дома, сверху
сегодня, весной, накануне, уже
нарочно, невзначай, наперекор, в шутку
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
Возможно сложение разных видов:
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
Еще дефис используют, когда есть:
Приставка по- пишется слитно:
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».
Наречие как часть речи 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВДОВСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
как самостоятельная часть речи
Учитель русского языка и литературы
Колесниченко Елена Анатольевна
Цель деятельности учителя:
— показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
— формировать умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении,
— употребление в тексте для «живописания действия».
— предметные: знать опознавательные признаки наречия, уметь находить их в предложении, определять синтаксическую роль;
-метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников;
— личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
Основные понятия : Наречие, главное и зависимое слово, обстоятельство.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Мотивация. «Настроение» Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
Ребята! Вы любите сказки? А что вы о них знаете? ( прошу использовать слова, представленные на слайде. (предполагаемый ответ : Сказки сочинял народ давно. Их слушать интересно, познавательно. Они учат нас жить честно, уважительно относиться к старшим, вести себя хорошо.
Слайд : давно, интересно, познавательно, честно, уважительно, хорошо, по- моему
-Что вы можете сказать об этих словах? На какие вопросы они отвечают? Как называется эта часть речи? О чем мы будем говорить?
Слайд : Наречие как часть речи.
Чему бы мы хотели сегодня научиться? Что вспомнить?
Оргмомент: запись в тетрадях
Выполняя задания урока, мы будем наряжать ёлочку.
Актуализация и пробное учебное действие.
Итак, сказка начинается .
Выборочный диктант: выписать наречия вместе со словами, к которым они относятся. Задать вопрос к каждому из них.
— Да ну её, эту школу!- уверенно заявил Сергей. Школа бывает каждый день, а вот такой лед… Ах, как хотелось Сереже отдохнуть хорошо.
Очень хорошая — зависимое слово — наречие, оно обозначает признак признака (прилагательного)
Отдохнуть хорошо — зависимое слово — наречие, обозначает
Довольно хорошо — зависимое слово — наречие, обозначает
признак другого признака (наречия)
Очень быстро приехал – приехал как?-быстро, быстро насколько? –очень
Котлета по- киевски – зависимое слово – наречие, обозначает признак предмета
Попробуйте изменить слово хорошо
Первичное закрепление с комментированием .
С какими словами в предложении связаны наречия ?( глагол, существительное, причастие, наречие)
Какими членами предложения чаще всего бывают наречия?( обстоятельство)
Какие именно признаки они могут обозначать? ( признак действия, признак признака).
Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает — признак действия или признак признака? ( Нет, необходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к наречию.)
А как изменяется наречие? ( никак , наречие – неизменяемая часть речи)
Что же мы называем наречием? ( неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначает признак действия, состояния или качества, отвечает на вопросы
Слайд Наречие, по словам А.С.Пушкина «живописующий глагол»
6.Включение в систему знаний и повторение . Продолжение работы самостоятельно. Выписать словосочетания с наречием, задать вопрос.
Сережа вышел на набережную и ахнул. Лед, ровный и крепкий, заманчиво поблескивал на реке.
Зеленое лицо исчезло под водой (как? Внезапно, неожиданно ). Но вдруг вынырнула вся голова.
Взлохмаченные волосы слиплись в один большой клок. Из-под обезьяноподобного лба круглые зеленые глаза смотрели ( как? Пронзительно, внимательно, неприветливо ). Под крючковатым носом спряталась щель рта. Блестящие уши торчали (как? Ужасно, некрасиво).
— Кто это? – удивился Сережа.- Водолаз? Аматор подводного плавания?
Будто услышав немой вопрос, зеленое чудище проскрипело хриплым голосом:
— Водяной я, хозяин реки.
Заметив, что мальчик дрожит, Водяной дунул на него. Мальчика обожгло горячим воздухом. Водяной дунул еще раз, и одежда Сергея моментально высохла. Даже волосы под шапкой и носки на ногах стали сухими.
Сережа осмотрел себя. Пальто – не нём. Брюки, ботинки, шапка. Правда, шайба утонула. Но ведь это не самое главное…
Работа у доски : записать текст, объяснить правописание слов, указать наречия, указать синтаксическую роль.
— А если мама узнает, что со мной случилось? Уроки прогулял, чуть не утонул… А вдруг и в школе станет известно обо всем? Что тогда? Лучше бы я утонул…
Водяной грозно сверкнул из-под зеленых бровей.
Диктант с комментированием . Значение выделенного слова объяснить. Поставьте вопросы к наречиям. Определите их синтаксическую роль.
Как много вокруг вялых, недовольных жизнью, вечно ноющих людей! Жизнь – это и есть радость и счастье! Никакие неприятности не должны отбирать у нас радость бытия, оптимизм а. Жить надо восторженно, счастливо! Ведь жизнь – это самое дорогое сокровище!
— Но в жизни так много неприятностей!- плакался Сергей.- Всякие двойки,- контрольные работы, правила, примеры, табеля с оценками…
— Да, двойки – это действительно неприятно, согласился Водяной. – Но ты избавишься от них, если поймешь, что задачи, правила и примеры – это же великое счастье познания, счастье учиться, получать образование, постигать мир…
— Да какое счастье от нудного учебника? – не поверил мальчик.
— А ты выполни упражнение…
Непонятно откуда под локтем Сережи появился учебник. Мальчик раскрыл его и прочитал….
-Ну, разве это не счастье – обогащать речь такими яркими наречиями? – воскликнул Водяной.- сердитыми: грозно, зло, жестоко; лукавыми и хитрыми – вдруг, быстро, со зла, в сердцах), добрыми ( ласково, нежно). Разве это не счастье – ходить в школу? Вслушиваться в скрип снега? Шелест листья или шепот трав? Разве не счастье – любить маму, гладить её натруженные руки?
Растроганный Водяной мечтательно улыбнулся зелеными губами и нырнул под лед. Сережа кинулся к проруби, чтоб хотя бы поблагодарить своего спасителя, но было уже поздно… В бульканье воды из подо льда мальчик услышал: Живи и будь счастлив!
Сережа посмотрел в высокое голубое небо. Он жмурился от яркого солнца и думал: Счастливый ли он человек?
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет весело и креативно отдохнуть на каникулах. Желаю всем нам успехов! Но не так, как это сделал Сережа!
Слайд. И елка у нас получилась очень красивая!
А теперь поднимите правую руку, положите её себе на голову. И погладьте себя: Ах, какой я хороший!
Что такое наречие как часть речи 7 класс
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:
Степени сравнения наречий
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.
Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:
Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:
Презентация по русскому языку «Наречие как часть речи» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Определение Наречие-это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака. Наречия отвечают на вопросы как? каким образом? где? когда? куда? почему? и др.
Морфологические признаки наречия: не изменяются и, следовательно, не имеют окончания; некоторые наречия образуют степени сравнения : светит ярко-светит ярче-светит ярче всех
Синтаксические признаки наречия: В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами. Например: Вчера погода резко испортилась. Испортилась (когда?) вчера, испортилась(как?) резко.
Закрепление I.К какой части речи принадлежат выделенные слова? Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Проверь себя! Невольно(наречие), радостно и больно (слова категории состояния)
Творческое задание Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Укажите наречия. В лесу все меня…тся думаеш(?) что идеш(?) вправо а сам прямо шпариш(?) думаеш(?) что повернул обратно а сам лишь легонько изменил направление.
Подведение итогов Дополните предложения: 1.Наречия-…, отвечает на вопросы…. 2.Морфологические признаки наречия 3.В предложении… 4. Слова категории состояния-это…., они синтаксически… и могут сочетаться с ….
Домашнее задание Выучить правило в учебнике на стр.106-107,108. Выполнить упр.202
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1284981
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.