Что такое нарицательное 3 класс
Нарицательное существительное – что это такое и чем оно отличается от собственного
Существительные, которые называют одинаковые предметы.
Нарицательные существительные – это слова, которые обозначают одновременно несколько предметов. Например: дом – этим словом можно назвать любые дома, пачка – можно назвать этим словом самые разные пачки, черепаха – тоже может быть какая угодно.
А вот собственные существительные называют какой-то один предмет, уникальный. Например, кошка Мурка – «кошка» здесь – нарицательное, потому что кошек много, а «Мурка» – собственное, это существительное называет конкретную кошку, выделяет ее из числа всех остальных.
Чем нарицательные существительные отличаются от собственных
Они всегда пишутся с маленькой буквы: «Я купил книгу», «Мне подарили планшет» – «планшет» и «книга» здесь – нарицательные.
Собственные пишутся всегда с большой буквы: Алексей, Каштанка, Москва, Волга.
Нарицательные изменяются по числам, у них есть как единственное, так и множественное число: река – реки, трактор – тракторы, шляпа – шляпы, улица – улицы.
У собственных число только единственное, потому что они называют предметы, единственные в своем роде. Нет в мире другой Москвы, другой Невы, другого Марса.
Если собственное употребить во множественном числе, оно станет нарицательным. Например: «В России много плюшкиных». Плюшкин – это жадный герой, скряга из поэмы Гоголя «Мертвые души». Автор хочет сказать: «Жадных людей в России много», но для красоты превращает собственное имя Плюшкин в нарицательное: «Много плюшкиных».
Такие нарицательные обычно пишутся с маленькой буквы.
Нарицательные существительные могут быть употреблены в значении собственных. Например, у моих соседей была собака Пират. Пират – нарицательное существительное, но если его использовать как кличку, оно станет собственным. Если кто-то с улицы кричал: «Пират убежал!” – я понимал, что речь не о каком-то пирате, а просто о собаке с такой кличкой.
Нарицательное или собственное – это постоянный признак существительного. В предложении «Кот Мурзик ест рыбу» при морфологическом разборе слов «кот» и «рыба» вы в постоянных признаках пишете: «нарицательное». А при разборе «Мурзика» – собственное.
Домашнее задание
Вот вам текст, выпишите из него сначала нарицательные существительные, потом собственные. Присылайте в комментариях, я проверю в течение суток.
«Я живу в Екатеринбурге. У меня есть питон Зайчик. Мне его подарил мой друг Матвей. Питон живет в террариуме и почти всегда спит. Он ест мышей, которых я покупаю в магазине за углом».
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Имя существительное.
Тема. Собственные и нарицательные имена существительные
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать части речи, называть их; отличать имя существительное от других частей речи, называть особенности имени существительного, определять имя существительное собственное и нарицательное, различать их.
научиться различать имена существительные собственные и нарицательные.
узнать, какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.
Имена собственные – существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений
Имена нарицательные – все остальные имена существительные.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.
журнал «Мурзилка» машина «Жигули»
Как видно, на картинках изображены разные объекты и предметы: город Москва, река Нева, журнал «Мурзилка», машина «Жигули». Название этих предметов написаны с заглавной буквы, или с заглавной буквы и в кавычках.
Вспомним, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные – нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Чечня, Санкт – Петербург, Волга, Суходольное. Название художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки: рассказ А.П. Чехова «Каштанка».
Прочитаем, определим, какие из существительных будут являться собственными, а какие нарицательными.
Байкал, озеро, Грозный, город, Нальчик, «Юный натуралист».
Байкал – это название самого глубокого озера, является именем собственным.
Озеро – является именем существительным нарицательным, называет предмет.
Грозный – название столицы в Чечне, является именем существительным собственным.
Город – является именем существительным нарицательным; называет предмет.
Нальчик – название столицы Кабардино–Балкарии, является именем существительным собственным.
Укажите имена существительные собственные
Укажите имена существительные нарицательные.
Укажите имена существительные собственные, являющиеся кличками животных
Русский язык
План урока:
Нарицательные имена существительных
Мы живем в окружении деревьев, людей, предметов мебели, животных, птиц и т.д. Деревьев много, они разные и отличаются между собой по ряду признаков, но все-таки о каждом можно сказать – это дерево.
Нарицательные имена существительные – это категория целой группы объектов, которые имеют общие признаки. Само слово «нарицательное» походит из старославянского языка и означает «называть».
В зависимости от значения нарицательные существительные разделяются на целые лексико-грамматические разряды.
Обратите внимание на таблицу:
Нарицательные имена существительных пишутся с маленькой буквы. Чаще всего их можно изменить по числам:
Встречаются нарицательные существительные только единственного числа (детство, молодежь, пламя) или только множественного числа (ножницы, грабли, щипцы).
Собственные имена существительных: определение и особенности
Если что-то нужно выделить, этому дается специальное название. Слово «собственный» имеет старославянские корни, буквально означает «свое, личное».
Собственные существительные – подкласс существительных, который состоит из уникальных предметов.
Художники – группа людей, которые рисуют картины. Это нарицательное имя существительное.
Михаил Александрович Врубель – один из российских художников. Это собственное имя существительное.
Заглавная буква в именах, названиях улиц, городов, стран, рек
Заглавная буква в именах собственных – способ выделения уникальности таких слов.
У каждого из нас есть имя, фамилия и отчество: Иванов Сергей Николаевич, Арсеньева Ирина Романовна.
С заглавной буквы пишутся псевдонимы, прозвища людей: Вильгельм Завоеватель, Ричард Львиное Сердце, Иван Грозный, Ярослав Мудрый.
Какие наименования еще входят в категорию собственные имена существительных и пишутся с заглавной буквы? Давайте изучим таблицу.
Заключаются в кавычки:
Обратите внимание! С заглавной буквы, но без кавычек пишутся названия поисковых систем, фирм, марок автомобилей и т.д. на латинице.
Примеры: компания YouTube, корпорация PepsiCo.
Названия марок автомобилей, самолетов, музыкальных или танцевальных групп и т.д., написанные современной кириллицей,заключаются в кавычки. Аналогичные названия, написанные латиницей, не пишутся в кавычках.
Группа Rolling Stones
С заглавной буквы, но без кавычек пишутся названия иностранных музеев и картинных галерей.
Имена собственные не имеют множественного числа, кроме фамилий лиц, которые относятся к одной семье: господа Головлевы, семья Петровых.
Различия собственных и нарицательных имен существительных
Переход нарицательных существительных в собственные, а собственных – в нарицательные
Граница между именами нарицательными и собственными нечеткая.
В зависимости от контекста некоторые имена существительных могут быть нарицательными или собственными.
Если в предложении подразумевается планета Земля, звезда Солнце, спутник Луна, Родина как Отечество, то такие слова пишутся с заглавной буквы.
Если речь идет о малой родине, земле под ногами, солнечном свете, то слова пишутся с маленькой буквы.
Апеллятивация – это процесс перехода собственных имен существительных в нарицательные. Таких слов в русском языке очень много.
Английский фельдмаршал Джон Френч носил теплую военную куртку с накладными карманами, а французский генерал Гастон Галиффе – брюки, обтянутые у колен. Этих мужчин называют изобретателями френча и галифе – востребованных видов одежды.
Генерал Джон Френч
Удобная куртка – френч
Известный персонаж из мифологии Древней Греции, символ самовлюбленности – юноша Нарцисс. Однажды молодой человек увидел в воде свое отражение и влюбился. Он целыми днями любовался собой, и в итоге умер от истощения. На этом месте вырос красивый белый цветок с желтым глазком – нарцисс.
Самовлюбленный юноша Нарцисс
Неприхотливый цветок нарцисс
Нарицательные имена существительных могут превращаться в собственные. Процесс называется онимизация.
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Содержимое разработки
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Учитель начальных классов
Алейникова Елена Сергеевна
Предмет: русский язык
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: получение новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
1. Что обозначает имя существительное?
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики, интерактивная доска.
Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
I. Организационный момент. ( Этот этап урока должен организовать ребят и настроить их позитивно).
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять»!
Учитель: Открываем тетради, подписываем число и классная работа. Посмотрите на доску, там записаны слова:
месяц, Миша, медведь, морковь, Москва, мороз, молоко.
Учитель: Ребята, что вы видите общего в этих словах?
Ответы детей: Они все начинаются с букв М, м;
Учитель: Чем отличаются данные слова?
Ответы детей: Одни написаны с маленькой буквы, другие с большой;
— Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? Ответы детей: М,м.
Учитель: Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м и слоги с этими буквами: М, м, Мо, мо, Ми, ми – пропишите до конца строки в данной закономерности.
III. Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним?
Ответы детей: Оно не словарное слово.
Учитель: Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.
( Дети списывают все слова, кроме слова Миша, подчеркивают буквы, ставят ударение).
IV. Подготовительный этап
Учитель: Какой частью речи являются данные слова?
Ответы детей : Именами существительными. А, что вы знаете об именах существительных? Для этого воспользуемся нашим кластером, который мы начали составлять, при изучении имени существительного. (У каждого ученика лежат заготовленные кластеры). Слайд №3
Ответы детей: 1. Имя существительное – это предмет;
2. Отвечает на вопрос – Кто? Что?
3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Учитель: Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным.
Учитель: Поработаем в парах
Распределите данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в таблицу, которая у вас на парте.
Одушевленные имена существительные
Неодушевленные имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные
Имена существительные делятся на собственные, которые пишутся с прописной буквы, и нарицательные, которые пишутся со строчной буквы.
Давайте разберемся, что такое собственные и нарицательные существительные в русском языке.
Вспомним, что такое имя существительное:
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и меняется по падежам.
В зависимости от значения имена существительные бывают собственными и нарицательными.
Нарицательные имена существительные
Нарицательные имена существительные – это существительные, которые служат для обозначения обобщённых наименований ряда однородных, однотипных предметов и явлений.
Например:
Большая часть нарицательных имен существительных изменяется по числам:
Однако, есть имена нарицательные, которые имеют только форму единственного или множественного числа:
Запомните, что имена нарицательные пишутся со строчной буквы и только в начале предложения они пишутся с заглавной буквы.
Собственные имена существительные
Собственные имена существительные – это слова, которыми называются единичные предметы, выделенные из ряда однородных.
Итак, к собственным именам существительным относятся:
Запомните, что имена собственные пишутся с прописной буквы.
Важно знать, что существуют имена нарицательные, которые используются в качестве имен собственных.
Например:
Также существуют имена собственные, которые становятся нарицательными.
Например:
Геркулес – это имя древнегреческого героя, которое используется в качестве названия овсяной крупы “геркулес”. В первом случае слово пишется с прописной буквы, а во втором – со строчной.
Существуют имена существительные, которые в зависимости от речевой ситуации могут быть и именами нарицательными, и именами собственными.
Сравним:
Единственная звезда солнечной системы – Солнце.
Кусочек солнца еще светился над нашим домом.
В первом случае слово “Солнце” является именем собственным, а во втором – именем нарицательным.