Что такое народ биология 8 класс
Презентация по биологии 8 класса «Расы человека» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Всех людей ученые делят на 4 основные группы – негроидную, европеоидную, монголоидную, австалоидную. Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.
Расы людей на земле стали существовать около 40 тыс. лет. Этот период на земле относится к моменту расселения людей по географическим зонам.
История происхождения И основные отличия По мнению ученых люди стали расселяться от района Мадагаскара в Южную Азию, Австралию, дальний Восток. В процессе эволюции возникло разнообразие народов.
В XIX в. в отдельную категорию выделяли людей с белым цветом кожи, называли их «арийцы», относили к «высшей» группе. Это вызвало большое количество конфликтов, споров. В середине XX в. этот лженаучный термин вышел из обихода.
Самые главные особенности, по которым сформированы народности, а также их названия: цвет кожи, глаз, волос; рост и телосложение; строение черепа и лица.
Классификация Первым свою классификацию выдвинул французский философ Франсуа Бернье в 1684 г. Однако еще древние египтяне выделили 4 типа человека по цвету кожи, назвав их «черные», «желтые», «белые», «красные».
Австралоидная раса Основное место расселения — Австралия. Составляют 10% от числа населения. За счет жаркого климата в процессе эволюции выделились наиболее характерные признаки: темный кожный покров, окрас волос, глаз; волнистые, кучерявые волосы; широкий нос; губы толстой формы; крепкая, массивная нижняя часть лица, удлиненный череп; широко посаженные глаза; рост средний или ниже среднего; худощавое тело.
Негроидная раса Признаки данной группы: кожа иссиня-черная за счет пигмента меланина; темные или коричневые глаза крупной формы с широким разрезом; жесткие волосы темного цвета; низкий рост; длинные мощные руки; широкий нос; толстые губы; крупные уши; выступающая вперед челюсть; на лице редко может появиться борода или усы.
Монголоидная раса Была сформирована в тяжелом континентальном климате. По этой причине представители этой группы обладают сильным иммунитетом, хорошо адаптируются к природным изменениям. Монголоиды подразделяются на две группы — северные, южные народы. Яркие представители — этнические монголы.
разрез глаз косой; на внутреннем уголке глаза имеется складка — эпикантус; радужка светлого оттенка; особое строение черепа — короткая голова; над бровями выступают утолщенные валики; низкий рост; темные жесткие волосы; низко посаженная переносица с нешироким носом; узкие губы; смуглая, желтая кожа. Признаки расы
Европеоидная раса Самая значительная народность — около 45% населения планеты. Выделяются две ветви — южная, северная. Признаки: четкие черты лица; цвет волос, кожи, глаз варьируется от светлых до темных тонов; прямые, волнистые волосы мягкой текстуры; тонкие или средние губы; узкий нос, выступающий из плоскости лица; складка верхнего века не сформирована; кисти, стопы больших размеров; сильно выражен волосяной покров на теле; рост средний или выше среднего.
Теории происхождения рас Выдвигаются 2 основные теории происхождения: Полицентризм: группы сформировывались в ходе эволюции нескольких народностей на разных материках. Европеоиды — на территории Европы, негроиды — в Африке, австралоиды — в Австралии, монголоиды — в районе Азии. Моноцентризм: группы сформировались лишь 25 тыс. лет назад в процессе расселения неоантропов из мест их возникновения. При этом допускаются возможности скрещивания.
Малые расы В конце XX в. стали выделять две группы биологических типов человека: Большая — европейцы, монголоиды, негроиды, австралоиды. Малая — смешанные расы. В последнее время смешение народностей происходит часто. У таких пар рождается ребенок, который относится к малой расе. Ген родителя с более темной кожей всегда доминирует. Выделяются: Метис Мулат Самбо
Метисы Метис — смесь монголоида с европеоидом.
Мулат — смесь негроида с европеоидом. Мулаты
Самбо — смесь монголоида с негроидом. Самбо Дэлла Риз, американская актриса и певица Дуэйн Джонс, Американский актер, музыкант,рестлер Хосе́ Луи́с Фе́ликс Чилаве́рт Гонса́лес, парагвайский футбольный вратарь
Спасибо за Внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1301540
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 Биологическая природа человека Расы человека
Стр. 10. Вспомните
№ 1. Как называется наука, изучающая систему органического мира?
Научная дисциплина, которая изучает разработку принципов классификации живых организмов и практическое применение этих признаков к построению системы органического мира, называется систематикой.
№ 2. Какие систематические категории вам известны?
Систематическими категориями являются: надцарство, царство, подцарство, тип (у животных) или отдел (у растений и грибов), класс, порядок (у растений грибов) или отряд (у животных), семейство, род, вид.
№ 3. С кем из известных вам животных человек имеет наибольшее сходство? В чём оно проявляется?
Между человеком и всеми животными сходство выражается в стремлении познать окружающий мир, а также в наличии природных инстинктов. Но наибольшее сходство прослеживается между человеком и приматами – представителями млекопитающих животных. Например, в схожести строения верхних конечностей, которые обладают большой подвижностью и приспособлены для схватывания пищи, перемещения по деревьям. Для этого большой палец на конечностях противопоставлен остальным четырем, что увеличивает силу хватки. На концах пальцев, как у приматов, так и у человека есть ногти.
Выражается сходство и в строении черепа, наличии щек, которые нужны для сосания молока после рождения. Верхняя губа у приматов и людей не срощена с деснами, подвижна. Схожесть прослеживается и в особенности зубной системы – коренные зубы обладают широкими коронками с несколькими бугорками – верхушками.
Зрение у приматов и людей цветное, объемное. Сами глазницы в черепе расположены так, что обращены вперед. Носовые отверстия имеют округлую форму.
Стр. 13. Моя лаборатория
Преобразуйте текст в таблицу:
Особенности | Монголоидная | Европеоидная | Негроидная | Австралоидная |
---|---|---|---|---|
Цвет кожи | Желтая или желто-коричневая | Светлая | Темная | Темная |
Волосы | Темные, жесткие, прямые. | Волнистые или прямые, темно-русые или светло-русые. | Темные, курчавые. | Темные, волнистые. |
Цвет и форма глаз | Узкие и слегка раскосые, карие; складка верхнего века во внутреннем углу глаза. | Серые, серо-зеленые, голубые, каре-зеленые; широко открытые. | Черные или карие. | Карие |
Форма носа и губ | Плоский и довольно широкий нос. | Нетолстые губы; неширокий выступающий нос. | Плоский и широкий нос; широкие губы. | Очень широкий и плоский нос; широкие губы. |
Лицо и другие особенности | Широкое уплощенное, скуластое лицо; редкая растительность на лице и теле. | Умеренно развитый подбородок; хорошо развитый растительный покров на лице у мужчин. | Редкая растительность на теле и лице. | Крупная голова; массивное лицо; выступающий подбородок; значительный волосяной покров на теле и лице. |
Стр. 13. Вопросы после параграфа
№ 1. В чём сходство и различия между человеком и животными?
Сходство между человеком и животными выражается как во внутреннем, так и во внешнем строении. Во внутреннем строении схожим является наличие позвоночника и черепа; замкнутой кровеносной системы (четырехкамерное сердце и снабжение тканей артериальной кровью, которая не смешана с венозной); нервной системы (состоит из головного и спинного мозга). Также у человека и животных есть волосяной покров тела, диафрагма, млечные железы (у млекопитающих животных), дифференцированные зубы.
Во внешнем строении схожесть подчеркивается тем, что тело и человека, и животных, например, наземных млекопитающих, состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Сходство с приматами выражено в отсутствии хвоста, наличии ногтей на пальцах верхних и нижних конечностей. Большой палец на верхних конечностях, как у человека, так и у приматов противопоставлен остальным четырем. Схожей является форма ушей и глаз.
Различие между человеком и животными заключается в том, что для человека характерно истинное прямохождение, относительно большая масса тела, хорошо развитый мозг. Из-за последнего мозговой отдел черепа больше, чем лицевой. Нижняя челюсть у человека подковообразной формы, подвижная и с выступающим подбородком. Это поясняется активной речевой деятельностью, развитием мускулатуры языка.
Также есть различие и во внутреннем строении. Например, позвоночный столб у человека имеет четыре изгиба, которые отсутствуют у животных. Их необходимость заключается в обеспечении прямохождения, смягчении толчков во время бега, прыжков, ходьбы.
№ 2. Какие человеческие расы вам известны? Каковы их основные черты?
Мне известно о четырех человеческих расах: европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная. Последние две также объединены в одну – экваториальную расу. Представители каждой из рас отличаются целым рядом наследственных признаков. Это может быть цвет кожи и волос, форма носа и губ и т.д. Но люди каждой из них обладают и схожим признаком: строение и величина головного мозга, творческие особенности, способность к труду, познанию, самовыражению.
Каждая раса имеет свои основные черты (физиологические и физические признаки):
Европеоидная (евразийская): светлая кожа; волнистые или прямые волосы; нетолстые губы; умеренно развитый подбородок; хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин; широко открытые глаза каре-зеленого, голубого, серо-зеленого или серого цвета.
Монголоидная (азиатско-американская): желтая или желто-коричневая кожа; прямые жесткие волосы; широкое уплощенное и со скулами лицо; узкие и раскосые глаза со складкой верхнего века во внутреннем уголке; широкий и плоский нос.
Негроидная: темная кожа; курчавые темные волосы; плоский и широкий нос; редкая растительность на теле.
Австралоидная: крупная голова и массивное лицо; плоский и широкий нос; темная кожа; темные волнистые волосы; выступающий подбородок; хорошо развитый волосяной покров на теле и на лице.
Стр. 13. Задания
№ 1. Охарактеризуйте человека как биологический вид.
Человек – это биосоциальное существо и представитель биологического вида Человек разумный, который принадлежит к царству Животные, типу Хордовые, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные, отряду Приматы, семейству Гоминиды. Как и все остальные живые существа является частью и продуктом природной, биологической эволюции, а также своеобразной метаболической системой, которая существует за счет обмена веществ с окружающей средой.
Человека потребляет природные продукты, дышит, существует как отдельное биологическое тело в пределах органических, физико-химических и прочих условий окружающей среды. А как природное биологическое существо он рождается, растет, развивается, взрослеет, стареет и в конце умирает.
Как и животным, человеку свойственны жизненные потребности и инстинкты. Но обладает он и характерной чертой, которая отличает его от животных. Это хорошо развитый мозг и речь, которая служит средством коммуникации, концептуального мышления и планирования совместных действий.
№ 2. Расизм – антинаучная теория о неравенстве человеческих рас. Используя материал параграфа и дополнительные интернет-источники, докажите несостоятельность расизма.
На сегодняшний день на нашей планете насчитывается более 3 млрд. человек. И в главных, и во второстепенных чертах внешнего облика и внутреннего строения все люди схожи между собой. Это дает повод с биологической точки считать, что все люди рассматриваются как единый вид – Человек разумный. Подтверждением этого является и наличие 46 хромосом в клетках тела каждого человека. Однако, человечество, обитающее в разных частях земного шара, не является однородным по своему составу, а потому делится на группы – расы, которые исследуются антропологами. Отличие представителей той или иной расы заключается в цвете кожи и волос, форме глаз и носа, и т.д. Однако, несмотря на все различия, люди имеют схожее происхождение, а значит, рассуждение о том, что одна раса умнее, образованнее, а вторая глупее и неопытнее – в корне неверно.
Расизм является совокупностью воззрений, основа которых – мышление о физической и умственной неравноценности человеческих рас. Одна из сущностей расовой теории кроется в историческом происхождении народов, которая является причиной биологического неравенства, материальной состоятельности. На самом деле, расистская теория полностью опровергается наукой, потому что каждый человек обладает признаками своего вида – Человека разумного – высокоразвитым мозгом и конечностями, как производителями орудий труда. Также общим является и строение костей черепа, позвоночного столба, прочих органов тела. Не зависит от расового состава и уровень культуры народа, умственные способности и т.д. Все это обусловлено лишь социальными факторами и в какой-то степени природными условиями, в которых существуют те или иные народы.
Стр. 13. Подумайте
Какие преимущества и какие проблемы, в том числе со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
Переход к прямохождению начался еще около 4 – 7 млн. лет назад и привел к таким морфологическим изменениям в скелете человека, как: изменение размеров и расположения костей стоп, размеров и форм коленного и тазобедренного суставов, формы позвоночника, длины и формы ног.
С одной стороны, возможность передвигаться только на задних конечностях обеспечила более выгодное положение. Это расширение кругозора, возможность использовать руки для изготовления орудий труда.
Но с другой стороны, прямохождение спровоцировало неправильное распределение объема поступающей крови в верхнюю и нижнюю части тела, из-за чего верхние конечности находятся в постоянной гипотонии, а нижние – в постоянной гипертонии. Также такое положение тела привело к изменениям в пищеварительной и дыхательной системе. У человека стали появляться боли в спине и шее, повысился риск развития варикозного расширения вен, нарушилось пищеварение, а беременность и роды стали затяжными.
Расы человека
Урок 5. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Расы человека»
Всех людей, живущих на нашей планете, подразделяют на три большие расы: европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и негроидную (австрало-негроидную). Иногда австралоидов и негроидов выделяют в отдельные расы.
Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения и сходством некоторых морфологических признаков.
Европеоиды характеризуются узким лицом, узким выступающим носом, тонкими губами, мягкими прямыми или волнистыми волосами, цветом кожи от белого до смуглого, цветом глаз от светло-голубых до темно-коричневых, хорошо развитым волосяным покровом на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но в далёком прошлом эта раса сформировалась в Европе и Передней Азии.
Монголоиды отличаются плоским широким лицом, косым разрезом глаз, плоским и довольно широким носом, жёсткими чёрными прямыми волосами, желтовато-коричневым цветом кожи, слабой обволошенностью тела. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции её представители расселились по всему земному шару.
Для негроидной расы характерны чёрный цвет кожи, чёрные курчавые волосы, широкий плоский нос, карие или чёрные глаза, толстые губы, средняя степень обволошенности тела. Классические негроиды живут в экваториальной Африке, но схожий тип людей встречается по всему экваториальному поясу.
Например, австралоиды (коренные жители Австралии) почти так же темнокожи, как и негроиды, но для них характерны тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающий подбородок, сильная обволошенность тела.
Расовые особенности передаются по наследству.
Расы возникли очень давно. Примерно 30–40 тысяч лет назад начало происходить расселение людей по новым географическим областям. Так начал происходить процесс формирования рас. Под воздействием новых климатических и географических условий у людей начали появляться новые приспособительные признаки, которые помогали им выжить в новых условиях. Например, сильная пигментация кожи у негроидов служит защитным приспособлением от воздействия ультрафиолетовых лучей, курчавые волосы предохраняют голову от перегрева, белая кожа европеоидов способствует поглощению ультрафиолетовых лучей, необходимых для синтеза в коже витамина Д.
Люди монголоидной расы заселили территории с огромными степными пространствами, где дует сильный ветер и разносит песок. Поэтому люди данной расы имеют косой и узкий разрез глаз, который спасал их от травм.
Все перечисленные наследственные особенности закрепились и остались у людей и сегодня. Но в настоящее время значение этих признаков небольшое, так как в современном мире человек может воспользоваться головным убором, очками и солнцезащитными кремами.
Важным фактором в образовании рас могла стать их изоляция. Представим группу людей, которая живёт изолированно от других групп. У одного человека из этой группы мог возникнуть новый признак, например, форма носа или губ. Этот человек вступил в брак с женщиной из своей группы. Их потомство вступало в брак также внутри этой группы. Со временем новый признак появлялся у всех членов этой группы.
В определённый момент времени люди стали активно перемещаться по всему свету, переезжать с места на место, началось развитие общественных связей, возросло количество межрасовых браков. Поэтому обособленность человеческих рас постепенно сглаживалась, и морфологические различия между ними уменьшались.
В связи с этим в настоящее время помимо трёх основных рас выделяют до 30 малых подрас, а они в свою очередь делятся на национальности и народности.
В результате браков между людьми разных рас появляются смешанные расы. Например, мулаты – результат совмещения негроидной и европеоидной расы, метисы – монголоидной и негроидной, самбо – негроидной и монголоидной.
Между расами не существует никаких принципиальных различий в способностях к обучению, творческой и трудовой деятельности.
Все расы биологически равноценны.
Расы не следует путать с понятиями нация и народ. Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. То, на каком языке человек говорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе, а от социальных факторов, т.е. от того, с кем человек живёт или кто его будет учить.
Итог урока. Расы – это исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими особенностями. Выделяют три основные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная. Все расы составляют один вид – Человек разумный, или Хомо сапиенс.
Текст книги «Биология. Человек. 8 класс»
Автор книги: Николай Сонин
Жанр: Биология, Наука и Образование
Текущая страница: 2 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Расы человека
Мы все разные: отличаемся друг от друга цветом глаз, волос, оттенками кожи, ростом, массой тела, чертами лица. Всё это – индивидуальные отличия. Но есть признаки, по которым различаются целые общности людей – расы. Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.
Вопрос о происхождении и классификации рас имеет давнюю историю. Первую попытку описать человеческие расы сделал в XVII в. француз Бернье. Позже К. Линней выделил четыре расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.
В настоящее время большинство учёных выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы – экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная) и азиатско-американская (монголоидная).
Представители экваториальной расы живут в основном в тропических районах Старого Света. Для них характерны тёмная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы.
Область распространения евразийской расы – Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка. Для её представителей характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые, иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, обычно хорошо развитые волосы на лице (усы, борода).
Азиатско-американская раса распространена в Америке, Центральной и Восточной Азии. У представителей этой расы прямые, чёрные, жёсткие волосы, а усы и борода растут слабо. Кожа скорее смуглая, чем светлая. У монголов нос средней ширины, выступает мало, а у американских индейцев нос длинный, сильно выступающий. Наиболее характерными признаками этой расы являются широкое лицо, выступающие скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы, складка кожи у внутреннего угла глаза, образованная кожей верхнего века (эпикантус).
Однако и внутри одной расы встречаются группы людей, отличающихся друг от друга. Например, малаец внешне не слишком похож на бурята или эвенка. Негроиды-пигмеи с берегов реки Конго отличаются от бушменов пустыни Калахари. Европеоиды Северной Европы (норвежцы, шведы) – светлоглазые, светловолосые, светлокожие – мало напоминают южан, в большинстве своём кареглазых и смуглокожих. Поэтому учёные выделяют несколько десятков более мелких рас – второго и третьего порядка.
В настоящее время люди активно перемещаются по всему свету, переезжают с места на место. Так, например, европеоиды живут на всех материках. Представители различных рас вступают в браки. Учёные считают, что в России в настоящее время 45 млн человек принадлежат к переходному европеоидно-монголоидному типу.
Возникли расы очень давно. Первое разделение на два больших ствола, негроидную и европеоидно-монголоидную расы, произошло, по-видимому, 90–92 тыс. лет назад. Предполагают, что разделение европеоидов и монголоидов произошло около 50 тыс. лет назад.
Учёные до сих пор спорят о механизме образования рас. Многие признаки рас носят явно приспособительный характер. Так, тёмная кожа негроидов лучше защищает их от ультрафиолетовых лучей, чем светлая кожа – европеоидов. Курчавые волосы служат хорошим теплоизолятором на солнцепёке. Однако окончательно роль этих черт остаётся недоказанной, так как в этих же условиях в настоящее время живут и представители других рас.
Важным фактором в образовании рас могла стать их изоляция. Легко представить себе, что в каких-то группах людей, живущих изолированно от остального мира, возникали некие новые признаки – форма носа, губ и т. д. Люди – носители этого признака – вступали в брак только внутри своей группы. Их потомство вступало в брак также внутри этой группы. Со временем новый признак становился достоянием всех членов этой группы.
Несмотря на различия между расами, всё современное человечество представлено одним видом – Человек разумный (Homo sapiens). Это подтверждается прежде всего тем, что у вступающих в брак представителей различных рас рождается плодовитое потомство.
Долгое время некоторые учёные (а кое-кто и до сих пор) прямо связывали биологические особенности представителей разных рас с уровнем их культуры, пытались сравнивать народы, стоящие на разных ступенях развития, людей разного социального положения. Эти ошибки легли в основу теории расизма. Её сторонники утверждали, что существуют расы высшие и низшие, и этим оправдывали господство одних народов над другими.
Проверьте свои знания
1. Что такое раса? Сколько рас выделил К. Линней? Какие расы выделяют современные учёные?
2. Что отличает представителей экваториальной расы?
3. Где живут представители евразийской расы?
4. Чем отличаются представители евразийской расы?
5. К какой расе относятся американские индейцы?
6. Приведите примеры признаков той или иной расы, носящих, по всей видимости, приспособительный характер.
7. Попытайтесь описать механизм образования расы и представить его в виде схемы. Какие ещё точки зрения на механизм образования рас существуют в современном научном мире?
8. Сколькими видами представлено человечество? Докажите, что все человеческие расы принадлежат к одному виду – Человек разумный.
9. Что такое теория расизма? Существует ли для неё биологическое обоснование? Приведите аргументы, опровергающие расизм.
10. Как вы считаете, изменится ли внешний облик представителя экваториальной расы, если он будет жить в Сибири?
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
http://www.africana.ru/science/news/030525_metis.htm (Каждый пятый человек – метис)
Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также обычаями и традициями. В настоящее время выделяют три большие расы: экваториальную, евразийскую, азиатско-американскую. Все расы составляют один вид – Homo sapiens.
История развития знаний о строении и функциях организма человека
Человек всегда стремился познать своё тело. Истоки анатомии уходят в далёкие доисторические времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов и их значении для организма.
Сведения о строении сердца, лёгких, почек и других органов содержатся в дошедших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э.), индусской «Аюр-Веда» (IX–III вв. до н. э.).
Среди первых известных истории учёных следует прежде всего назвать древнегреческого врача Гиппократа (460–377 до н. э.). Он сформулировал учение о четырёх типах телосложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела, полученные его предшественниками.
Другой знаменитый учёный – грек Аристотель (384–322 до н. э.) дал название главному кровеносному сосуду – аорте, отметил общие черты в строении человека и животных. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу – источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела.
Древнеримский врач Клавдий Гален (131 (?)—201) первым заинтересовался функциями органов. Из-за существующего тогда запрета на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию человека, вскрывая животных – свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека. В течение четырнадцати веков его работы были основным источником анатомических и медицинских знаний.
В эпоху раннего феодализма (V–X вв.) господство церкви тормозило развитие естественных наук в странах Европы. В то же время эти науки быстро развивались в странах Востока. Однако мусульманская религия, как и христианская, запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомию изучали по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена.
Учёный и врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980–1037) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержалось много медицинских сведений того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.
В начале II тысячелетия начинается быстрое развитие торговли, культуры, растут города, развиваются науки, среди них – биология и медицина. В Европе возникают первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало открытие в Европе в XII–XIV вв. первых университетов. В XIV–XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению для учебных целей вскрывать один-два человеческих трупа в год.
В 1326 г. Мондино да Люцци (1275–1327) издал первый учебник по анатомии.
Особых успехов анатомия, как и другие науки, достигла в эпоху Возрождения. Особенно большой вклад в развитие анатомии внесли Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андреас Везалий (1514–1564).
Замечательный художник, математик, инженер Леонардо да Винчи изучал пропорции тела, впервые составил классификацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки долгое время находились в различных частных собраниях, и только в конце XIX в. стало известно об анатомических работах Леонардо. Эти рисунки не потеряли познавательного значения и в наши дни.
А. Везалий в своём труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека (по системам – кости, мышцы, внутренности и т. д.), основанную на собственном опыте вскрытия трупов. Не случайно поэтому А. Везалия называют основоположником современной систематической анатомии. В то время анатомия была под запретом, и А. Везалий вынужден был тайно, с опасностью для жизни добывать трупы, извлекая их ночью из могил на кладбище. В своих анатомических трудах А. Везалий указывал на анатомические ошибки предшественников, за что подвергался гонениям со стороны противников и недоброжелателей. Покинув из-за этого Падуанский университет, где он преподавал анатомию и хирургию, А. Везалий занял пост придворного врача.
Учениками и последователями А. Везалия в XVI–XVII вв. были сделаны многие важные открытия, исправлены допущенные ранее ошибки. Так, Г. Фаллопий (1523–1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения. Б. Евстахий (1510–1574) изучал анатомию зубов, почек, вен, органа слуха, занимался сравнительной анатомией. И. Фабриций (1537–1619) изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны. Именами этих исследователей были названы описанные ими органы: фаллопиева (маточная) труба, евстахиева (слуховая) труба, фабрициева сумка.
В XVII–XIX вв. анатомия обогатилась новыми фактами и открытиями. В 1628 г. английский учёный У. Гарвей (1578–1657) в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу. Его работы послужили формированию самостоятельной науки о работе органов – физиологии.
Благодаря усовершенствованию микроскопа А. ван Левенгуком (1632–1723) появилась возможность изучать микроскопическое строение органов и тканей.
В 1661 г. М. Мальпиги (1628–1694), изучая лёгкие, открыл альвеолы и капилляры, являющиеся связующим звеном между артериями и венами лёгких. В 1685 г. Г. Бидлоо (1649–1713) доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон. К. М. Бэр (1792–1876) открыл яйцеклетку человека.
В России первые анатомические сведения можно найти уже в древних рукописях X–XIII вв. Первые медицинские школы (академии) у нас были открыты в XVII–XVIII вв. В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труды Везалия. Большой вклад в развитие науки о строении тела человека внесли первые отечественные учёные-анатомы. А. П. Протасов (1724–1796) – автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка. С. Г. Зыбелин (1735–1802) опубликовал книгу «Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней», в своих трудах высказал мысль об общности происхождения животных и человека. Врач К. И. Щепин (1728–1770) первым начал преподавать анатомию и другие науки на русском языке.
Первые учебники по анатомии в России появились в начале XIX в.: руководство П. А. Загорского (1764–1846) «К сознанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина (1766–1850) и переведённый М. И. Шеиным (1712–1762) на русский язык труд по анатомии Гейстера.
Создателем новой отрасли науки – топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810–1881).
П. Ф. Лесгафт (1837–1909) – автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.
Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессору Московского университета Д. Н. Зернову (1843–1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьёв (1876–1937) разработал новые методы исследования нервов, сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Воробьёв изобрёл новый метод бальзамирования, который был применён для сохранения тела В. И. Ленина. В Петербурге – Ленинграде работал известный анатом В. Н. Тонков (1872–1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека.
В небольшом разделе невозможно описать тот вклад, который внесли учёные в развитие знаний о строении тела человека.
Из всех наук, изучающих организм человека, выделим самые главные.
Анатомия человека (от греч. «анатоме» – вскрытие, рассечение) – наука о строении человеческого тела.
Физиология человека (от греч. «физис» – природа) – наука о функциях человеческого организма и его органов.
Гигиена (от греч. «гигиенос» – здоровый) – наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.
Гиппократ
Величайший врач античного мира Гиппократ родился на греческом острове Кос в 460 г. до н. э. Он происходил из семьи, члены которой из поколения в поколение занимались искусством врачевания. Уже в 20-летнем возрасте он пользовался славой превосходного врача. Именно тогда Гиппократ был посвящён в жрецы (необходимое условие для врачей того времени!). Для пополнения своих знаний и совершенствования в искусстве врача Гиппократ отправился в Египет. Вернувшись через несколько лет на родной остров, он основал свою медицинскую школу. Специально анатомией Гиппократ не занимался. В своих книгах он изложил имевшиеся в то время сведения по анатомии. В трудах Гиппократа имеются разделы «Об анатомии», «О сердце» и др. По мнению Гиппократа, жизнь зависит от взаимодействия четырёх стихий: воздуха, воды, огня и земли, которым в человеческом организме соответствуют четыре жидкости: кровь, жёлтая желчь, слизь и чёрная желчь. Все они находятся в определённом количественном соотношении, которое и определяет состояние здоровья человека. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ назвал Природой.
Подобно всем врачам древности, Гиппократ занимался в основном практической медициной. Он рекомендовал тщательное обследование пациента, указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. По его мнению, хороший врач должен определять состояние пациента по одному внешнему виду.
Клавдий Гален
Известный всему миру римский врач Гален родился в первой трети II в. в городе Пергам. Сын архитектора, он учился сначала в философской школе в родном городе, затем переехал в Александрию, где изучал медицину. В то время Александрия была известным центром науки и культуры. Вернувшись в 158 г. в Пергам, Гален стал врачом гладиаторов. (Ныне мы сказали бы, что он стал спортивным врачом.) В 169 г. Гален переезжает в Рим, где становится придворным медиком. К. Гален собрал и систематизировал анатомические сведения, полученные предшественниками, которые он дополнил собственными наблюдениями. Анатомию К. Гален изучал при вскрытии трупов свиней, обезьян и других животных. Наблюдая строение органов у животных, К. Гален описывал анатомию тела человека, допуская при этом многочисленные ошибки, которые сохранялись в течение четырнадцати веков, вплоть до появления трудов А. Везалия. К. Гален рассматривал мозг как «общее чувствилище» тела, описал выходящие из него нервы. К. Гален показал, что кровь течёт и по венам, и по артериям, но при этом ошибочно считал, что эти потоки смешиваются в сердце.
В своих трудах К. Гален описал многие болезни, дал ряд практических советов по лечебной гимнастике. Он учил, как прикладывать компрессы, ставить пиявки и многому другому.
Леонардо да Винчи
В Италии, близ Флоренции, в 1452 г. родился один из величайших гениев эпохи Возрождения, художник, математик, инженер и анатом Леонардо да Винчи. Изучая пропорции человеческого тела, Леонардо да Винчи заинтересовался анатомией (этому вопросу он посвятил значительно больше усилий, чем это требовалось художнику).
В библиотеках Флоренции, Милана, Венеции Леонардо досконально изучил трактаты по естествознанию и анатомии своих предшественников: Платона, Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценны и многих других. Леонардо да Винчи вскрывал трупы людей и зарисовывал все изучаемые органы, оставив после себя около 800 великолепных чертежей и рисунков. На его рисунках впервые были правильно показаны изгибы позвоночного столба. Изучая мышцы, Леонардо в большинстве случаев давал правильное анатомо-функциональное объяснение их устройству. Он впервые создал общую классификацию мышц человеческого тела по внешнему виду, форме, особенностям сухожилий и характеру прикрепления их к скелету. Леонардо да Винчи дал настолько точное анатомическое описание органов движения, что его по праву можно считать основателем динамической анатомии.
Леонардо да Винчи умер в 1519 г. во Флоренции в замке близ г. Амбуаза.
Андреас Везалий
Родился в 1514 г. в Брюсселе в семье придворного аптекаря. Дед Везалия был врачом. Медицину Везалий начал изучать в Париже, затем учился в Бельгии, в Лувенском университете. Получив в 1537 г. докторскую степень, он стал преподавать анатомию и хирургию в университете города Падуя. Постепенно его лекции и анатомическая практика получили известность во всей Европе.
Свои открытия в области анатомии учёный изложил в книге «О строении человеческого тела», изданной в Базеле в 1543 г. Великий физиолог И. П. Павлов, оценивая труд Везалия, сказал: «Это первая „Анатомия человека“ в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторов, а опирающаяся на работу свободного, исследующего ума». Благодаря многолетней кропотливой исследовательской работе Везалию удалось исправить свыше двухсот ошибок Галена, особенно это касалось строения внутренних органов.
Везалий доказал наличие одинакового числа рёбер у мужчин и женщин. (В то время считали, что у мужчин с одной стороны не хватает одного ребра, потому что, согласно Библии, Бог создал Еву из ребра Адама!)
Везалий в качестве врача-практика был назначен сначала придворным врачом императора Карла V, а после его смерти – Филиппа П. Это обстоятельство, однако, не помешало отдать Везалия в руки инквизиции за еретические убеждения. Благодаря ходатайству короля учёного не сожгли на костре, а приговорили к покаянию у Гроба Господня в Иерусалимском храме. В 1564 г. корабль, на котором Везалий возвращался из Иерусалима, потерпел кораблекрушение. Дальнейшая судьба учёного неизвестна. По некоторым сведениям, он был выброшен на один из греческих островов, где вскоре умер.
Главная заслуга Везалия состоит в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, основал школу анатомов.
Проверьте свои знания
1. Приведите примеры распространённых в древности, а ныне устаревших представлений о строении и функциях организма человека.
2. Какой вклад в развитие науки о человеке внёс Аристотель?
3. Какие идеи Гиппократа актуальны до сих пор и используются в современной медицине? Что такое клятва Гиппократа?
4. Как К. Гален представлял себе строение кровеносной системы?
5. Перечислите заслуги Леонардо да Винчи в развитии анатомии. В каких ещё областях науки и культуры он работал?
6. Какие открытия в области анатомии сделал А. Везалий?
7. Какие отечественные учёные внесли вклад в развитие науки о строении тела человека? Оформите ответ в виде таблицы.
8. Что изучает анатомия; физиология; гигиена?
9. Как отразились современные успехи науки и техники на развитии медицины?
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
www.medkurs.ru/history (История медицины)
Строение тела и органов изучает анатомия, функции – физиология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.
Науки о строении и функциях человеческого тела возникли ещё в античные времена в связи с потребностями медицины. Они успешно развивались в трудах Аристотеля, Гиппократа, Везалия, Гарвея. Развитие этих наук в наши дни во многом связано с совершенствованием техники.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.