Что такое народ простыми словами 3 класс окружающий
Значение слова «народ»
1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. □ Всюду в них [городах и поселках страны] трудятся и обитают люди, разные, самобытные, со своими нравами, характерами 389 и стремлениями. Вместе они составляют народ — могущественный, богатырский. Кочетов, Журбины.
3. только ед. ч. Основная трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах — угнетаемая господствующими классами). Трудовой народ. □ Старик Златовратский любил приютить у себя талантливую молодежь из народа, из рабочих. Телешов, Записки писателя. Большинство из нас уже понимало, что настал час и для переустройства театра, отныне призванного служить интересам нового хозяина — народа. Юрьев, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
население определённой страны или государства;
историческая общность людей.
Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация».
В «народной этнологии»[уточнить] слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец, Сосед.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
наро́д
1. совокупность людей, живущих в стране, государстве ◆ Некоторые политики начинают делить народ Украины по национальному признаку.
2. собир. совокупность людей, объединённых общностью происхождения, языка, культуры ◆ Общаясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали.
3. разг. ед. ч. то же, что люди, ребята, толпа ◆ Привет, народ, как настроение? ◆ Человек, среди толпы народа // Застреливший императорского посла, // Подошел пожать мне руку, // Поблагодарить за мои стихи. Н. С. Гумилёв, «Мои читатели», 1921 г. (цитата из Викитеки)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова оконечность (существительное):
Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Нина Марковская
Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Беседа
«Какие народы живут в России»
Тема: Какие народы живут в России.
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Ход Занятия
— В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
— Что такое традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
— Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди. чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
— Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
— Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
— А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение.У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
— Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
— Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)
— Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки.)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.
— Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Беседа «В нашей группе дружат мальчики и девочки» Цель: 1. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 2. Формирование знаний детей о правилах знакомства.
Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Беседа о защитниках нашей Родины в средней группе с ОВЗ Воспитатель:Колесникова Е. В. Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать.
Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ. Воспитатель: Турчук О. С. Цель НОД: формировать у детей младшего дошкольного.
Познавательная беседа для детей 6–7 лет «Какие звери живут в лесу?» Цель: Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными. Задачи: Расширять представления об особенностях.
Проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В доме с хозяином дружно живут — значит, домашними все их зовут» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Колокольчики» «В доме с хозяином дружно живут.
Проект «Какие птицы живут на территории нашего детского сада» для детей 5–7 лет Название проекта: «Какие птицы, живут на территории нашего детского сада»Возраст детей, на которых рассчитан проект 5-7 лет Состав проектной.
Знакомство с зимующими птицами. Беседа с детьми младшей группы «Как живут птицы зимой?» Беседа с детьми младшей группы. Как живут птицы зимой? Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди.
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.
Народ – население той или иной страны.
Человечество – люди, человеческий род.
Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.
Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Очень много примеров, когда ребёнок, отбившись от человеческого общества, превращался в того зверёныша, среди которых он вырос. Например, герой мультипликационного фильма «Маугли» – черноволосый мальчик, рос и воспитывался в джунглях среди волков и стал совершенно своим в мире животных, соблюдал их законы, а в кругу людей, куда он попал во взрослой жизни, ему было очень сложно понять законы общества.
Как вы понимаете, что такое общество?
Какую часть общества называют страной, народом?
Какую часть общества можно назвать семьей?
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.
Самая маленькая часть общества – это семья.
Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.
Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.
Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?
Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.
У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.
Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.
На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.
Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.
В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.
Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.
Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.
Разбор типового тренировочного задания:
Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы
Словарик по окружающему миру.
Организмы- живое существо, способное к самостоятельному существованию.
Биология- это наука, которая изучает живые организмы .
Царство – большая группа организмов, которые объедены общими признаками (питание, передвижение, строение).
Бактерии- это крошечные организмы.
Микроскоп – увеличительный прибор.
Восприятие – это процесс познания окружающего мира.
Мышление – способность мозга запоминать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи между предметами, явлениями, а также делать выводы.
Семья- важная часть общества, группа живущих вместе близких родственников.
Народ- население государства, жители страны.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Общество- люди, объединённые общими условиями жизни.
Что такое экология
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Национальный парк – это природный музей под открытым небом.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы
Тело- любой предмет, любое живое существо.
Вещество- то из чего состоит тело (алюминий, вода, сахар и т.д.).
Частица – то из чего состоит любое вещество и тело.
Поваренная соль- минеральная соль.
Крахмал- важное питательное вещество, которое необходимо человеку.
Кислота – это большая группа веществ.
Воздух и его охрана
Воздух – смесь газов (углекислый газ, кислород, водород).
Превращения и круговорот воды
Состояние- форма, в которой вода находится в природе.
Испарение- процесс перехода воды в газообразное состояние.
Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
Почва- это верхний плодородный слой земли.
Размножение и развитие растений
Размножение и развитие животных
Личинка- это детеныш некоторых животных, который находится в одной из первых стадий развития.
Грибница- подземная часть гриба.
Мы и наше здоровье
Система органов- органы, выполняющие общую работу.
Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Осязание- способность человека чувствовать прикосновения.
Надежная защита организма
Ушиб- результат повреждения мягких тканей и органов тела.
Ожог- повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или химических веществ.
Обмораживание- повреждение тканей организма под воздействием низких температур.
Опора тела и движение
Скелет- часть опорно-двигательного аппарата, которая состоит из множества костей и хрящей, и служит каркасом для тела.
Мышцы- э то тонкие волокна мышечной ткани.
Опорно- двигательная система- система, которая состоит из скелета и мышц. Обеспечивает опору и движение организма.
Осанка- непринужденное положение тела, которое определяется изгибами позвоночника и мышечно- связочным аппаратом.
Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека.
Жиры- обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.
Углеводы- главный поставщик энергии для нашего тела.
Дыхание и кровообращение
Дыхательная система- обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.
Кровеносная система- обеспечивает движение крови.
Умей предупреждать болезни
Закаливание- тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным условиям.
Инфекционные болезни- группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами.
Аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам.
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни- постоянное выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Урок по окружающему миру для 3 класса по теме «Народы России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Народы России»
познакомить учащихся с разными народами, заселяющими современную Россию,
помочь ученикам осознать свою личную принадлежность к своей национальности.
развивать интерес к народной культуре народов России.
воспитывать толерантность к другим национальностям.
Постановка проблемы: в России проживает один народ или разные?
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Народы Крайнего Севера страны.
Народы Сибири и Дальнего Востока.
Народы Северного Кавказа.
Народы, проживающие в Европейской части.
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
— Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
-Думаю, что теперь можно начать работу
— Итак, у нас урок окружающего мира.
Постановка проблемы (1 мин)
О чем будет наш урок я думаю вы догадаетесь посмотрев сценку, которую приготовили ребята.
— А новенький Тимур Ахметшин сказал: «Яхши».
-А я у него спрашиваю: «Что это значит?»
— А он отвечает: « Яхши», значит на татарском языке «хорошо». Получается, у нас в России не один народ живет?
— А помнишь, ты говорила, что по Конституции власть в России принадлежит народу, то есть всем гражданам. Вот я не пойму: мы с Тимуром – один народ или разные?
Актуализация знаний(1 мин)
Попробуем ответить на вопросы девочки.
— В России один народ живет или несколько?
-Алла и Тимур один народ или разные? (один народ России, но они разных национальностей)
-Сегодня мы будем говорить о народах, населяющих Россию(показываю слайд №1)
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).(3мин)
-Зачитаем слова мама, которые она сказала детям на стр 122.
-Так что такое народная культура? (это народные обычаи, одежда, народные праздники, народная кухня)
-Чем один народ отличается от другого?
-А много в России разных народов? (В России проживает более 180 народов)
1) Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера, показ по карте мета проживания
(показ слайда №2)( 4мин)
Жители Крайнего севера: это чукчи, ненцы, эскимосы, русские и другие. Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.
Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят, сложа руки. Они надевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. В комплект традиционной мужской одежды входит глухая просторная рубаха с оленьим мехом внутрь, с капюшоном, штаны, сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай (слайд №4)
2) Рассказ ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока (слайд №5, 6)(4 мин)
В Сибири и Дальнем Востоке проживаю ханты, манси, алтайцы, тувинцы, буряты, эвенки, нанайцы, русские и другие.
К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают, обеспечивают семьи всем необходимым.
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Они знали множество приемов резьбы и росписи. На посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатый орнамент.
Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Распространенная пища жителей Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени (слайд №7)
Богата народная культура народов Сибири и Дальнего Востока, послушайте бурятскую сказку «Медведь» (слайд №8) (3 мин)
Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
– Не губи меня, добрый человек! Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к березе.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить березу. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.
-Чему учит сказка? На какую сказку похожа?
3) Рассказ ученика о жителях Северного Кавказа (слайд №9) )(4 мин)
В южных районах нашей страны, на Северном Кавказе проживают: кабардинцы, черкесы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, русские и другие. Это очень гостеприимные народы с высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности.
Внешний вид людей (одежда, прическа, украшения и оружие) играет важную роль в традиционной культуре общения и поведения народов Северного Кавказа. Традиционный мужской костюм по всему региону практически одинаков. Он включает в себя такие общие элементы, как бешмет, надеваемую поверх него черкеску, бурку, папаху.
Женский костюм обладает гораздо бóльшим локальным разнообразием, но повсеместно в нем должны соблюдаться некоторые общие принципы — одежда должна закрывать все участки тела, особенно волосы на голове. «Мужчины — черкесы носили головной убор в любое время года и в любом месте, снимали его только на ночь, ложась в постель. Головной убор был олицетворением мужского достоинства, и сбивание его с головы вызывало оскорбление, которое смывалось только кровью». Распространенные блюда кавказкой кухни: долма, шашлык, восточные сладости (слайд №10)
4) Рассказ о жителях Европейской части страны. )(4 мин)
Самым многочисленным народом в России является русский народ (слайд №13) Он составляет 80 всего населения страны. Традиционным русским женским костюмом является сарафан и рубашка, какое многообразие узоров (показ детских рисунков) А вот мужские костюмы. Какие блюда национальные вы знаете? (слайд№14)
Какие русские праздники вы знаете? (масленица, пасха)
На протяжении многих веков складывалась русское народное творчество, сочинялись сказки, пословицы. Прочитаем самостоятельно на стр. 126 пословицы. Какая вам больше понравилась? Дайте ей объяснение.
К востоку от Москвы живут татары. Через их земли протекает река Волга.
Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления. Головным убором для мужчин служит тюбетейка, которая может быть различных форм. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги и многое другое. Традиционные татарские блюда. (слайд №15, №16) Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай.
Какие татарские праздники вы знаете?(сабантуй, курбан байрам )
Физминкутка на татарском языке.
Выражение решения проблемы.
Сколько же народов живет в современной России?
Применение нового знания.
Заполним кроссворд в тетради стр.55.(на доске)
Итог урока. Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов? (слайд №17)Угощение ребят и гостей, традиционным татарским блюдом чак-чак.