Что такое народная география приведите примеры
Что такое географическое территориальное разделение труда? Примеры
Содержание:
Каждая страна, географический район, территориальный округ обладает определенной специализацией. Это касается городов и международных объединений. Социально-экономический процесс, который играет главную роль в формировании этой специализации, носит название «территориальное разделение труда». В первую очередь, он базируется на районировании.
Районирование – важнейшая методика, которая входит в комплекс методов географических наук. Благодаря этому подходу обеспечивается разделение масштабных территорий на отдельные области в соответствии с особенностью их деятельности. Географическое территориальное разделение труда – это один из способов дать точную характеристику региону, определить его направленность, обеспечить выгодные взаимоотношения с другими территориальными единицами.
От принципов районирования и регионального разделения труда зависит экономическое положение государства, политические отношения между странами. Ярким примером является постоянный передел территорий между странами, который приводит к военным конфликтам, санкциям и другим инструментам борьбы. Захват новых земель позволяет стране освоить выгодные грузовые потоки, которые реализуют географическое разделение труда.
Что такое территориальное разделение труда
Региональное разделение труда – это пространственное разделение площадей, трудовых секторов, которое позволяет закрепить определенную отрасль за конкретным регионом. При этом государство имеет единый хозяйственный комплекс. Специализация присваивается области или городу, в зависимости от того, выпуск какого продукта максимально отлажен в регионе. Ключевые обстоятельства, обусловливающие процесс:
Территориальное разделение труда – это комплексный показатель, он может быть применен относительно любых единиц. В зависимости от этого выделяют:
Географический раздел позволяет формировать экономические единицы, границы которых определяются территориальными факторами. Между собой их различает локализация и направление деятельности. Например, Восточный округ известен как крупный производитель сельскохозяйственной техники. В Западном округе реализована рекреационная зона – туристические объекты, курорты.
В ряде стран отмечается объединение экономических единиц в более масштабные формирования. Их принято называть макрорегионами. Они имеют схожее историческое развитие, единые экономические, социальные проблемы. В соответствии с хозяйственным типом распределения выделяют следующие типы:
Территориальное разделение труда – примеры
Тема разделения труда актуальна для различных масштабов территорий. Рассмотрим несколько примеров:
Народная география в эпоху Интернета
Продление жизни путем перемещения в пространстве
Об авторе: Юрий Николаевич Голубчиков – кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Связать обучение с физическим развитием может экскурсия или поход. Фото Николая Жиганова/ТАСС
В дореволюционные времена массовое научно-культурное движение, направленное на понимание собственного места рождения или проживания, наряду с краеведением называлось еще родиноведением. Наука о всей России именовалась россиеведением или отечествоведением. В 1920-е годы слово «родина» у новой власти оказалось не в чести и на смену «родиноведению» утвердилось нейтральное – «краеведение».
Краеведение как часть страноведения
Краеведение рассматривалось как часть страноведения. Не надо путать этот термин с современным страноведением, которое правильнее было бы именовать «государствоведением». Создававшееся в дореволюционной России страноведение было наукой, лежащей между землеведением и ландшафтоведением.
Со времен Бернхарда Варениуса (1622–1650), основоположника географии как отдельной отрасли науки, география делилась не на физическую и экономическую, а на общее землеведение и страноведение. Обе ветви были антропогеографическими, соединявшими физическую географию с человеком. Нижнюю локальную ступень этой лестницы заняло краеведение.
Советский географ Александр Барков определял краеведение как «малое страноведение». Выдающийся географ и биолог Лев Берг полагал, что «под именем географии обычно смешивают две совершенно различные науки: именно так называемую «физическую географию» и страноведение. Первая изучает: 1) процессы, происходящие в воздухе, воде и земной коре; 2) формы земной поверхности и составляет одну из частей космической физики. Вторая, страноведение, есть хорологическая (пространственная) наука, и за ней-то и должно быть удержано название географии». При этом Берг считал, что описание стран или областей, выделяемых на основании административных или политических границ, считалось ненаучным. Научным оно становилось на ландшафтной основе, рассматривающей взаимодействие всех царств природы.
Берг рассматривал учение о ландшафтах не как часть географии, а как сам предмет географии. «Ландшафтоведение и есть география. Вместе с тем оно есть усовершенствованное, утонченное страноведение. Исключать из учения о ландшафтах географию человека нет никаких оснований… в сущности, в ландшафтоведение должна войти вся география человека». Иными словами, гуманитарную географию (антропогеографию) Берг рассматривал как часть ландшафтоведения. Остается только представить, сколь яркой оставалась бы наука, если бы подход Берга удалось реализовать.
Краеведение в 1920-х годах объединяло людей в стремлении, может быть, даже не столько познать свой край, сколько сохранить память об уходящем и целенаправленно разрушающемся укладе жизни. По многим уездам выходили объемные краеведческие сборники. Живым, увлекательным языком, сопровождаемым детальными картами, подавались в них разнообразные сведения о природе и людях. Издавались журналы «Советское краеведение», «Экскурсионное дело», «Северная Азия», «Советский Север», «Живая старина»…
Одновременно краеведение сохраняло традиции российской науки. Сюда уходили многие высококвалифицированные ученые, академики. Научное руководство краеведением осуществляло Центральное бюро краеведения Академии наук. Возглавлял эту работу секретарь Академии наук, академик Сергей Ольденбург, одним из его заместителей был известный статистик и географ Вениамин Семенов-Тян-Шанский, сын выдающегося русского естествоиспытателя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского.
Краеведческое движение в России было мощнейшим народным обеспечением научной деятельности. В некотором отношении оно даже противопоставлялось «официальной» науке, втиснутой в административные рамки и цеховые условности. Революционер-анархист и крупный ученый-географ Петр Кропоткин как-то заметил: «Почему-то все великие исследования, все перевернувшие науку открытия были сделаны помимо академий и университетов». Актуальны эти слова и сейчас.
Советские изломы краеведения
Разгром генетики или кибернетики в СССР многократно описан и хорошо известен. Гораздо менее освещено уничтожение в советский период тех «неглавных» наук, что не расширяли наш вещный мир, не усиливали власть человека над природой. К числу их принадлежат антропогеография и краеведение. Произошло это так.
На рубеже 1920–1930-х годов над российской географией разразилась самая сокрушительная из идеологических бурь. Ее потоки сокрушали все иные философско-методологические основания науки, кроме дарвинистско-марксистско-ленинских. Последовательно и принципиально проводилась линия разграничения наук о природе и наук об обществе. Дисциплины, пограничные между ними, попали в число нежелательных, если только не решали узкопрактические задачи.
Физическую географию было предложено считать естественно-научной дисциплиной, руководствующейся положениями диалектического материализма и эволюционизма. Экономическая география была объявлена общественной наукой, базирующейся на фундаменте исторического материализма и политэкономии. Любые попытки объединить законы исторического и диалектического материализма в одной концептуальной схеме жестко подавлялись.
«Естественно-гуманитарные по своему существу краеведение и страноведение не вписывались в схему строгого разделения естественных и общественных законов диалектического материализма. В отличие от зарубежной науки ряд направлений в отечественной географии и в 1930-е годы был практически запрещен (геополитика и краеведение), а другие (география культуры) не получили должного развития», – пишет видный географ А.А. Григорьев («География всемирного наследия», 2012).
Краеведческие общества были ликвидированы, их лидеры репрессированы. Если в 1930 году в стране действовало 2334 краеведческие организации, то в 1932 году их оставалось уже 1493. Многие из любителей своего края были обвинены в «великорусском шовинизме» или «местном буржуазном национализме».
В 1937 году правительство – Совет народных комиссаров РСФСР – принимает постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». Оно ставит последнюю точку в краеведческом движении. «Дальнейшее существование Центрального и местных бюро краеведения» было признано нецелесообразным. Наркомату просвещения было предписано их ликвидировать. Всю краеведческую деятельность предлагалось вести в музеях, домах культуры, школах.
В начале 1941 года закрывается созданный В.П. Семеновым-Тян-Шанским Географический музей в Ленинграде. На протяжении предшествующих 20 лет по своему богатству он считался третьим музеем города после Эрмитажа и Русского музея. «В это время Вениамин Петрович уже составлял проект географического музея-парка, охватывающего страны и местности всей земли. Но и то, что мы увидели, привело нас всех к одной мысли: Географический музей в Ленинграде – бесценное национальное сокровище», – вспоминал Ю.Г. Саушкин («Географическое мышление», 2011).
Сотни краеведческих музеев нивелировались под тематику партийного строительства и оказались похожи один на другой. Ряд музеев вынуждены были прятать в фондах ценнейшие коллекции, лишь бы соблюсти заданный им шаблонный процент соотношения определенных разделов тематики. То официозное движение, которое оформилось под названием «советское краеведение», правильнее было бы именовать историей партийного строительства в данном городе или районе.
Наука от краеведения отказалась. Оно оказалось в ведении краеведческих музеев, школ и туристических клубов. Научный мир связывал краеведение уже не с фундаментальным знанием, а с просветительской или памятнико-охранительной деятельностью.
Сетевое краеведение и микрополитика
Всеобщая компьютеризация населения и создание Интернета оказались настолько эпохальными событиями, что получили название эпохи «третьей волны» (первые две знаменовались «эпохой пара», затем «нефти и электричества»). Сетевые технологии предоставили человеку беспрецедентную возможность выбора наряду с невиданной доселе степенью мобильности и автономности. Теперь человек может работать, пребывая в путешествии, и путешествовать, оставаясь на работе. Стерлись некогда четкие различия между работой и домом, городом и деревней, обучением и развлечением, буднями и каникулами, виртуальностью и реальностью.
Для значительной части населения труд перестал быть жизненно необходимым. Многие предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени, чтобы путешествовать, или работают лишь для того, чтобы путешествовать. Отдаленные путешествия становятся главной статьей ежегодных семейных расходов.
Краеведение всегда объединяло людей в стремлении познать свою малую родину. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Своеобразной формой туризма стал образ постоянной жизни в различных средах. Это бывает, когда человек приобретает второе жилье (дачу) в сельской местности и живет одновременно и в городской квартире, и на даче. Если еще недавно основу туристского рынка составляли оплачиваемые отпуска рабочих и служащих, то сейчас туризм перестает быть атрибутом и функцией свободного времени. Для многих людей все стало туризмом. Сфера туризма размылась.
В те или иные формы туризма оказались втянутыми около 3 млрд человек во всем мире. Каждый третий житель планеты пребывает какое-то время в году в состоянии туристического подвижничества. Не менее миллиарда человек в мире стали «стихийными» географами. За рубежом говорят об эре географической народной науки (geographical citizen science), или, говоря по-русски, «народной географии».
Интернет и массовый туризм вовлекли в процесс географического познания самые широкие слои населения. Даже если они путешествуют исключительно ради поиска удовольствий, то все равно обретают географические знания и опыт. «Сама среда путешествия, новые условия бытия активизируют познавательные способности человека», – отмечает И.В. Зорин.
Наука о туризме, или геотуристика, исследует туризм как важный инструмент повышения качества жизни человека и ее продления, но не путем долголетия, а путем перемещения в пространстве. В то же время туризм втягивает в процессы верификации научного знания самые широкие слои населения. Наука обретает массовый характер.
С появлением высококачественных, недорогих и открытых космических снимков каждый может вести инвентаризацию любой краеведческой информации, обладая средствами навигации и онлайнового картографирования, произвольного изменения масштаба и ракурса просмотра, а также распространения информации в Сети. Возникает своего рода краудсорсинг научного знания. Можно ожидать, что главным фактором дальнейшего развития науки станет рост популяции хорошо образованных индивидуалов, профессионально не связанных с научной деятельностью. С увеличением свободного времени занятия наукой все более реализуются как самый серьезный вид отдыха.
Географическая наука нацелена на создание объективного знания. «Народная география», формирующаяся в недрах традиционной или массовой культуры, оперирует субъективными бытовыми понятиями. Среди них главенствуют те, что были когда-то отнесены В.С. Преображенским к бытовой геоэкологии. Это пейзажная притягательность, криминогенная обстановка, районы различной дифференциации цен, инфраструктурные и экологические рутины повседневной жизни. Они нередко представляют реальную ситуацию в более яркой и символической форме. Например, по традиционным картам можно и не понять, что специфику некоего селения определяет полигон твердых бытовых отходов или своеобразие такого населенного пункта заключено в контролирующей его бандитской этнической группировке. Но они будут главенствующими в обыденных представлениях «народной географии».
Перед географической наукой выдвигается задача освоения этих обыденных интерпретаций пространства индивидами и группами людей, получивших название вернакулярных (от vernacular – «местный», «народный», «обыденный») районов. Долгое время обыденные представления людей о пространстве считались ненаучными и воспринимались учеными как предрассудки. Но как отмечает украинский географ Д.В. Николаенко, помимо знания профессиональных географов есть разнообразное географическое знание непрофессионалов. Они относительно самостоятельны и реально сосуществуют, у каждого свои достоинства и недостатки, их невозможно редуцировать друг к другу. И нет оснований оценивать обыденное географическое знание как некий второй сорт.
Территориально-локальные проблемы все чаще объединяют географически очень далеких пользователей Сети. На смену территориальным сообществам идут сетевые. Само краеведение становится сетевым. На его основе прослеживается становление философско-сетевой основы муниципального управления (микрополитики), формируются социальные движения.
Жизнь и пространство все более структурируются в паттернах и терминах сетей и потоков с ожидаемым исчезновением значения столиц и границ. Надежды на воплощение анархических чаяний о прямом народном самоуправлении соседствуют с представлениями о грядущем более жестком контроле общества через протоколы Интернета, подтверждаемые все более мощными формами цензуры на всех континентах.
Искусство жить и географизация познания
Реальность сегодня такова, что знания все больше передаются не столько через отца к сыну или от учителя к обучаемому, сколько через Интернет и компьютерные игры. Дети уже в четыре-пять лет становятся уверенными их пользователями. С этим опытом им непреодолимо скучно приниматься за чтение за партой. Обучаемые в некоторых отношениях знают не меньше обучающих.
Однако Интернет не дает всестороннего формирования личности. Сам по себе он в чем-то даже противоположен физическому совершенствованию. Связать обучение с физическим развитием может экскурсия или поход. Обучение в них сливается с развлечением, приключением и поисковой деятельностью. Идет оно в режиме полилога – разговора многих участников, включая преподавателя, а иногда и местных жителей. Немаловажно, что участники похода непосредственно заботятся друг о друге. Возможно, это и есть тот прообраз постдисциплинарного обучения, что станет нормой постинформационного общества завтрашнего дня.
Еще древнегреческий историк и географ Страбон определял географию как постижение «искусства жить». «В этом смысле, позволим заметить, географическое знание социально более значимо, более прагматично, а в отдельных случаях – даже судьбоносно в сравнении с любым другим, за исключением разве что умения читать, писать и считать», – подчеркивает Н.В. Багров («География в информационном мире», 2004). Можно полагать, что поиск знания, и даже не знания, а понимания посредством туризма станет доминирующей темой образования будущего.
Туристско-краеведческие методы познания мира предлагают образовательную модель, диаметрально противоположную традиционной, которая не развивала, а скорее подавляла индивидуальное мышление. В советской образовательной системе, к примеру, интересы коллектива ставились несоизмеримо выше личностных. В то же время советская образовательная система не учила коллективным действиям сообща. Из-за этого отчасти, возможно, и переживает сегодня Россия трудности. Туристические методы познания мира, напротив, ставят примат личности в индивидуализированном познании мира при коллективных действиях участников похода во имя конкретной цели.
Автор учебников по географии СССР для средней школы Константин Строев считал, что поисково-краеведческая деятельность учителя прямо ведет его к научно-исследовательской работе, и рассматривал краеведение как самую доступную сферу приложения знаний учащихся для работ исследовательского характера. По своей сути учебный туризм и краеведение призваны преодолевать барьеры между самыми разнообразными дисциплинами, как естественными, так и гуманитарными, как религией, так и наукой. Он вводит человека в состояние поиска, объединяет эстетическое восприятие с размышлениями о тайне, обучает через сопричастность с ней.
Что такое географические явления – определение, примеры и характеристика
География как наука не только собирает информацию о различных географических объектах, но и изучает некоторые явления, происходящие на нашей планете. Землетрясения, цунами, ураганы, засухи, извержения вулканов – все эти события, которые раньше объяснялись гневом богов, имеют научное объяснение, которое дают такие разделы географии, как вулканология, сейсмология, климатология.
Существует два близких понятия, граница между которыми не всегда очевидна. Это «географическое явление» и «географический процесс». Нередко один феномен, например, образование пещер, одни ученые относят к процессам, а другие к явлениям. В чем же разница между этими терминами?
Обычно под явлением подразумевают событие, которое длится в течение короткого промежутка времени и происходит периодически, однако оно активно себя проявляет. Процессы же длятся постоянно, но часто не могут быть зафиксированы без специальных приборов. В большинстве случаев географическое явление является следствием какого-нибудь географического процесса. Можно привести следующие примеры пар «явление-процесс»:
Можно сформулировать следующее определение географического явления – это событие, происходящее в географической оболочке Земли, имеющее строго ограниченные временные рамки и доступное для наблюдения человеком.
Давайте рассмотрим несколько примеров географических явлений.
Дождь
Вода попадает в атмосферу за счет своего испарения с поверхности планеты, как занятой водоемами, так и относящейся к суше. Способность воздуха удерживать влагу ограничена, поэтому он может оказаться в состоянии насыщения. Когда в атмосфере происходит столкновение двух насыщенных влагой воздушных масс, общее содержание воды в них начинает превышать критическое значение, из-за чего избыток влаги начинает выпадать на поверхность. Такой дождь не будет очень сильным.
Есть и иной механизм образования осадков. Влажных воздух, часто идущий со стороны океана, соприкасается с холодной землею, из-за чего сам охлаждается. Чем ниже температура воздуха, тем меньше влаги он способен удерживать, поэтому после охлаждения океанического воздуха выпадают обильные осадки.
Самые мощные дожди происходят из-за восхождения теплого воздуха в атмосферу. Там он быстро охлаждается, из-за чего происходит конденсация влаги. Такой механизм образования дождя действует в жарких странах.
Землетрясения
Известно, что земная кора состоит из множества литосферных плит, которые передвигаются относительно друг друга. Скорость перемещения не превышает 10 сантиметров в год. Однако иногда плиты могут наезжать друг на друга. При этом в месте контакта возникают огромные напряжения, которые, в конце концов, приводят к разрушению части материала плит, их быстрому перемещению и возникновению колебаний. Грубо говоря, срабатывает эффект «сжатой пружины». Впрочем, ученые до сих пор не имеют полного представления о процессах, вызывающих землетрясения.
Важно различать эпицентр и гипоцентр землетрясения. Гипоцентр является той точкой в земной коре, в которой и происходит смещение пород, а эпицентр – это лишь проекция гипоцентра на поверхность земли. Разрушительность землетрясений зависит не только от их мощности, которая оценивается магнитудой, но и от положения гипоцентра. Чем ближе он к поверхности Земли и к крупным населенным пунктам, тем выше разрушения. Самое сильное землетрясение произошло в Чили 22 мая 1960 года, его амплитуда равнялась 9,5 баллов.
Северное сияние
Со стороны Солнца на нашу планету летит нескончаемый поток заряженных частиц – солнечный ветер. Он мог бы уничтожить жизнь на планете, если бы ее не защищало собственное магнитное поле – магнитосфера. При взаимодействии с ним из-за столкновений частиц с верхними слоями атмосферы можно наблюдать необычное свечение. Хотя в России его называют северным сиянием, это явление может наблюдаться и на южных полярных широтах, в небе над Антарктидой.
Разные газы в атмосфере дают различное свечение. Кислород излучает зеленый и красный цвет, а азот добавляет фиолетовую окраску. Высота, на которой происходит излучение, колеблется от 80 до 400 км.
Во время геомагнитных бурь полярное сияние можно наблюдать и в более низких широтах. В 1859 году, во время сильнейшей за последние века вспышки на Солнце, свечение можно было наблюдать даже над Карибскими островами.
Радуга
Это явление можно наблюдать после дождя или во время тумана, когда в воздухе находится множество микрокапель воды. Солнечный белый свет, проходя через них, преломляется, при этом происходит его разложение на спектр. В нем принято выделять 7 цветов, от красного до фиолетового, но на самом деле они плавно переходят из одного оттенка в другой.
Выделяют первичную и вторичную радугу. В первом случае солнечный свет преломляется лишь один раз, а внешний радиус дуги радуги окрашен в красный цвет. Во втором случае солнечный свет преломляется 2 раза, при этом на внешнем радиусе находится уже фиолетовый цвет. Существуют редчайшие факты наблюдения за третичной радугой, а в лабораториях можно получить даже радугу двухсотого порядка.
Наблюдать это оптическое явление можно и ночью, когда Солнца нет на горизонте. В этом случае она создается Луной.
Приливы и отливы
Причиной колебания уровня воды в водоемах является притяжение Солнца и Луны, причем приливные силы, возникающие от действия Луны, вдвое больше. В разные моменты времени гравитационное поле от этих объектов неравномерно на разных участках земного шара. Дело в том, что те точки поверхности нашей планеты, которые повернуты к Луне, находятся к ней на 12 700 км ближе, чем противоположные им на глобусе точки. Из-за этого на них действует большая сила притяжения. Однако ошибочно считать, что причина приливов в том, что Луна притягивает к себе воду.
На самом деле из-за различий в силе гравитации земная кора деформируется, сжимаясь по бокам. За счет этого планета становится эллипсоидом. Из-за вращения Земли образующийся горб перемещается, создавая приливные волны.
В закрытых водоемах, например, в озерах, величина приливов незначительна. Наиболее высокие волны фиксируются в тех акваториях Мирового океана, которые отгорожены от основной водной площади рельефом. Так, в Пенжинской губе, которую от Тихого океана отделяет протяженный полуостров Камчатка, колебания уровня воды достигают 13 метров. Возможно даже строить в океане искусственные сооружения в виде буквы «Т», создающие высокие приливные волны, что может быть использовано для приливных электростанций. Рекордные же приливы фиксируются в бухте Фанди (США и Канада), где волны могут достигать 18 метров.