Что такое народная музыка 4 класс

Конспект урока на тему «Народная музыка»

Средняя общеобразовательная муниципальная школа №44 им. В.Кудзоева г.Владикавказ, РСО-Алания

Конспект урока по музыке
в 4 классах

учитель музыки высшей категории

Тедеева Тамара Ботазовна

Добиться понимания темы

Развивать творческие способности

Прививать любовь к музыке

Конспект, наглядность, грамзапись

Ввожу учащихся в класс под музыку – «Камаринская», дослушаю до конца. Жестом предлагаю тихонечко сесть.

— Под какую музыку мы вошли в класс?

— Легко ли вам было шагать? (нет)

Это потому, что музыка похожа на танец.

предлагаю учащимся сесть удобно и на протяжении всего урока не только слушать, но и слышать все и добросовестно работать. В конце урока за активную работу буду ставить оценки.

Народное творчество является неиссякаемым источником, откуда мы получаем наши представления об историческом прошлом, о современной жизни народа, о его думах, жизненных интересах.

Музыкальный язык народной песни – его правдивость, искренность, простота – сочетаются с непревзойдённым совершенством. Лучшие композиторы пользовались и сейчас продолжают пользоваться мелодиями и характерными чертами народной музыки.

— Ребята, а как вы думаете, что такое народная музыка?

— Это музыка, написанная народом.

Гениальный русский композитор, основоположник классической музыки Михаил Иванович Глинка первым подчеркнул огромное влияние народной песни в следующих словах: «Создает музыку народ, мы только записываем и аранжируем»

— Ребята, а сейчас мы послушаем произведение, сядьте удобно, примите позу слушателя.

— Вам знакомо это произведение?

— Правильно! Мы под эту музыку заходили в класс.

— Какой характер этого произведения?

Это произведение называется «Камаринская», его написал М.И. Глинка после посещения местности Камаринская.

— Как вы думаете, кто написал эту мелодию? (народ)

— А что сделал М.И. Глинка? (аранжировал)

Огромную роль в народной музыке сыграла деятельность великих русских композиторов Римского – Корсакова, Чайковского, Лядова – с этими композиторами вы познакомитесь в старших классах.

— А сейчас мы с вами прослушаем знакомую вам песню.

Звучит «Во поле береза стояла».

— Как называется эта песня?

— Кто написал это произведение?

— А теперь слушайте внимательно. После прослушивания буду задавать вопросы.

Звучит фрагмент из 2 части симфонии №4 П.И. Чайковского.

— Это произведение вам знакомо?

— Правильно! «Во поле березка стояла».

Ребята, это произведение П.И. Чайковского, фрагмент из 2 части Симфонии №4.

— Что произошло с песней?

— Она видоизменилась, обогатилась звуками.

В наше время, ребята, особенно большое значение имеет собрание и запись народных песен. Собран большой материал, над которым работают композиторы. В результате всей этой работы имеются ценнейшие сборники народных песен.

Наряду с русскими народными песнями собирается и записывается фольклор других народов нашей Родины.

— Ребята, а что означает слово фольклор?

— Фольклор (в переводе с англ.) – народная мудрость, «народное» знание.

В нашей любимой Осети есть много прекрасной народной музыки. Это и песни, и танцы.

Слушание и исполнение

Примите позу слушателя. Сядьте удобно. Слушаем.

Звучит «Дигурон хонга кафты цагъу» (осетинский народный танец)

— Музыка какого народа прозвучала?

— Какой характер музыки?

— Какое настроение появилось у слушателя?

У осетинского народа есть много героических песен. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

А сейчас мы послушаем «Мамсыраты Хаджымураты зараг».

Сопоставляю эти произведения (1 произведение без слов, 2 со словами).

— Ребята, послушайте внимательно еще одно произведение.

— Какому народу оно принадлежит? (Симд)

Предлагаю ребятам станцевать. Все хлопают в ладоши.

С каждым годом выявляются новые народные таланты. ни славят нашу Родину, обогащают народное творчество.

— Что нового узнали на этом уроке?

— Какие музыкальные произведения слушали?

— А что больше всего понравилось?

Анализирую ответы учащихся, выставляю оценки, использую игровой момент – раздаю красочные оценки.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок музыки « Народная музыка-зеркало жизни народа «

Технологическая карта урока разработчик: Гаврилова М. А.

Народная музыка-зеркало жизни народа «

Создать условия для пробуждения творческой активности детей, актуализации его личностных качеств.

Знакомство с жанром песни, развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа.

Углубить знания учащихся о народной песне – источнике многовековой народной духовной культуры.

Получить знания об особенностях музыки песенного жанра.

Воспитать уважение к народному творчеству.

Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.

Формировать:
– интерес к песне; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» (Личностные УУД);
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
– умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД);
– умение вычитывать все виды текстовой информации, построение логической цепочки рассуждений (Познавательные УУД).

Песня, колыбельная, народная песня, фольклор.

– Презентация к уроку.
— Презентации учащихся.

— Заготовки творческих заданий.

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Источник

Открытый урок по музыке «народная музыка» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Музыка 4 класс учитель: Юшкова Е.М.

Тема: Народная музыка в творчестве композиторов

Цель: показать учащимся, что народная музыка является основой музыки композиторов.

Задачи: развить интерес к изучению музыкальной культуры разных народов. Познакомить учащихся с традициями музыкальной культуры; воспитывать исполнительскую и слушательскую деятельность учащихся; воспитывать уважение к музыкальному наследию.

Тип урока : комбинированный.

Предметные результаты: умение объяснять понятия народная песня, оратория, вариация, симфоническая поэма, симфония.

Личностные результаты: развитие хорошего художественного вкуса.

Системно-деятельностные результаты: высказывание своего отношения к музыке, умение делать анализ музыкального произведения.

Материальное обеспечение урока.

Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, ритмика, литературное чтение, казахский язык, познание мира.

Народная песня в оратории. Вариации для фортепиано на тему казахской народной песни.

Народная песня в симфонической поэме. Народная песня в симфонии.

Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла».

Разучивание казахской народной песни «Елимай».

I .Организационный момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих учащихся. Проверка наличия школьных принадлежностей.

II . Раскрытие темы урока.

Однажды известный русский композитор Михаил Иванович Глинка сказал, что музыку «создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».

Аранжировать – делать переложение, обрабатывать.

Композиторы, создавая свои произведения, часто обращаются к народному творчеству – народным песням и танцам, народным сказкам и легендам. ведь народная культура отражает историю и повседневную жизнь народа, его мысли и чувства, характер и национальные черты.

Давайте вспомним, что такое песня? Что такое оратория? Крупное многочастное произведение для симфонического оркестра и хора. Что такое вариации? Вариация – лат.слово и означает «изменение». В таких музыкальных произведениях основная тема излагается несколько раз повторно с изменениями в ритме, темпе, динамике.

Многие исторические события, происходившие в жизни народа или страны, получили отражение в народных песнях. Казахская народная песня «Елимай» рассказывает о тяжелом периоде в истории казахского народа, когда казахские земли подверглись нападениям джунгарских захватчиков (1723-1729 гг.).

Слушание и разучивание песни «Елимай » на казахском языке. Работа над дикцией, текстом. Старайтесь петь выразительно, отражая характер песни – суровый и скорбный.

В оратории Сыдыка Мухамеджанова «Голос веков» казахская народная песня «Елимай» снова возрождается. Оратория состоит из 8 частей, где отражена история казахского народа. Народ – главный герой оратории. В первой части отображены события давних лет и звучит начальная мелодия народной песни «Елимай».

Мелодичность слова, имеющая глубокий смысл, красота мелодии песни «Елимай» побуждает многих композиторов на создание новых произведений. Композитор Нагим Мендыгалиев написал 10 вариаций для фортепиано на тему «Елимай».

Одним из первых казахских композиторов, написавших музыку для симфонического оркестра, был Капан Мусин. Он впервые использовал в своих симфонических произведениях народные песни и кюи. Особое место занимает симфоническая поэма «На джайляу». Симфоническая поэма – одночастное произведение, в котором отражаются историческая действительность из жизни народа, используются сказки, легенды, отображается борьба народов за свободу, явления природы.

Слушание музыки. К.Мусин. «На джайляу». Музыка красивая, радостная, задорная. В ней находят отражение праздничное настроение народа игры, песни, танцы.

Содержание симфонии может быть различным. Но композитор, сочиняя симфонию стремится передать в ней свое отношение к сложным философским вопросам о смысле жизни, о стремлениях и надеждах человека, о борьбе за свободу и справедливость. Композитор выражает языком музыки свои мысли и чувства, свое миропонимание.

Симфония – это жанр инструментальной музыки, крупное многочастное произведение для симфонического оркестра.

Симфонии очиняли Гайдн и Моцарт, Бетховен и Шуберт, Чайковский и Рахманинов, Прокофьев и Шостакович. Нередко в сложную музыкальную ткань симфонии композитор, в соответствии с художественным замыслом, включает известную мелодию народной песни или танца. Знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский в финале свой Четвертой симфонии использовал тему известной русской хороводной песни «Во поле береза стояла». Композитор рисует картину народного веселя. Величавая мелодия усиливает лирическую тему симфонии. Композитор воспевает гармонии покой. Тема народной песни в финале активно варьируется. Она звучит то мягко и лирично, то грозно и сурово, в исполнении различных инструментов.

Слушание музыки. П.И.Чайковский. Симфония IV . Финал.

Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла».

III . Закрепление темы и подведение итогов урока.

Вспомните, какие композиторы использовали народные песни в своих произведениях.что характерно для народных песен?

Источник

Презентация по теме «Жанры русских народных песен» 4 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жанры русских народных песен Составил: Учитель музыки МОУ СОШ им. К.Н. Новикова Сесёкин Е.О.

Фольклор – это устное словесное и музыкальное народное творчество.

Песня – это основа фольклора

Жанры русской народной песни ВЕО

Солдатские песни Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Плясовые песни Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент танца, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. В связи с этим, многие из них теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. Плясовые песни лишь в редких случаях имеют сложный, содержательный текст.

Хороводные песни Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.

Хороводные песни Я тебя гулять пущу, А муж-от не пустит, Ой, да лю-ли, лю-ли, А муж-от не пустит. Ой, ты муж, милой мой, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти. Я тебя гулять пущу, А я шкуру с плеч спущу, Ой, да лю-ли, лю-ли, А я шкуру с плеч спущу. Ой, да весна-красна, Она без игры прошла, Ой, да лю-ли, лю-ли, Она без игры прошла. Ой, свёкор-батюшка, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти.

Трудовые песни Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание. С этими песнями легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели.

Трудовые песни Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Разовьем мы березу, Разовьем мы кудряву, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Разовьем мы кудряву. Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, ей, ухнем! Еще разик, еще раз! Эх ты, Волга, мать-река, Широка и глубока, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Широка и глубока! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Мы по бережку идем, Песню солнышку поем, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Песню солнышку, поем!

Частушки Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре. Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки Петушок, петушок, Запевай частушки. Ты горланишь хорошо, Подпоют несушки. Несушки, несушки, Курицы-подружки. Наш баран богатый барин. Он себе обновку справил. То ли шуба, то ль кафтан, Не поймет теперь и сам!

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались, Мы на горушку выходили, Ой ладу-ладу выходили, Ой ладу-ладу выходили. Сыром горушку насыпали, Маслом горушку поливали, Ой ладу ладу-поливали, Ой ладу ладу-поливали. Наша Масленица дорогая, Она гостьюшка годовая, Ой ладу-ладу годовая, Ой ладу-ладу годовая. Она пешею да не ходит, Всё на троечке разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает.

Бытовые песни Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств. Такие песни зародились в глубокой древности, автор их – народ. Это и есть музыкально-поэтический фольклор. Эти песни – элемент культуры русского народа, они исполняются в естественной манере соответственно содержанию, иногда с элементом ритуальных действий и игры. Устиньюшка по горенке ходила, Епистимовна по новой гуляла, Миндальные орешки щелкала, Скорлупку в окошечко кидала; Макару в кудри попала.

Бытовые песни Еще во саде-садочке, Тут девицы гуляли. Калина моя, малина моя! Во саду цветочки рвали; Они вили веночки. Они бросали веночки Во Дунай, во речку быстру; Еще кто венок подымет, За того замуж выйду Калина моя, малина моя!

Песни о природе Скакала, плясала б по лугам, По зеленым по дубравушкам, По зеленым по дубравушкам. С донским, с молодым казаком, Со удалым добрым молодцем, Со удалым добрым молодцем.

Любите русскую народную песню! Проснется нежность, задержу дыханье И сердце светлой грустью разбужу. О русской песне, о своем страданье, Протяжным голосом спою и расскажу. Застольная, привольная, земная, Ты в радости и в горе рождена. Здесь поселилась правда вековая И скорбь народная и воли глубина. В ней широта души многоголосья, Взметнется птицей выше облаков. Прольется златом в спелые колосья И в балалайке зазвучит без слов. Люблю тебя народная, живая, Ты русским духом в песне дорожишь. И мудрость предков строкам придавая, Ты радость в сердце красотой продлишь.

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Номер материала: ДБ-1302512

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока и презентация для 4 класса «Русская народная песня в творчестве русских композиторов»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 4 класс тест.pptx

Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть фото Что такое народная музыка 4 класс. Смотреть картинку Что такое народная музыка 4 класс. Картинка про Что такое народная музыка 4 класс. Фото Что такое народная музыка 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Соотнесите имя композитора, использованная народная песня, жанр народной песни, название музыкального произведения: 1 2 3 4 Петр Ильич Чайковский Николай Андреевич Римский-Корсаков Модест Петрович Мусоргский Михаил Иванович Глинка «Во поле береза стояла» «Во саду ли в огороде…» «Исходила младешенька…» «Камаринская» хороводная плясовая лирическая плясовая СИМФОНИЯ №4 ОПЕРА «Сказка о царе Салтане» ОПЕРА «ХОВАНЩИНА» УВЕРТЮРА

Петр Ильич Чайковский Николай Андреевич Римский-Корсаков Модест Петрович Мусоргский Михаил Иванович Глинка

Р.Н.П. «Во поле береза стояла» Р.Н.П. «Во саду ли в огороде…» Р.Н.П. «Исходила младешенька…» Р.Н.П. «Камаринская»

хороводная плясовая лирическая плясовая

СИМФОНИЯ №4 ОПЕРА «Сказка о царе Салтане» УВЕРТЮРА ОПЕРА «ХОВАНЩИНА»

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Гимназия №11»

143980, Россия, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9

Урок музыки в 4 классе

Тема: «Образ русской народной песни в музыке русских композиторов»

Составила учитель музыки

высшей квалификационной категории

Устинова Елена Юрьевна

Тема: «Образ русской народной песни в музыке русских композиторов»

Цель урока: Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов.

– познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы;

-Научить определять русский народный стиль в музыке М.П. Мусоргского;

-Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Вид урока: Исследование.

Методы урока – словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые

«Образ русской народной песни в музыке русских композиторов»

Звучит музыка П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).

У читель – Музыка, которая сейчас прозвучала вам знакома?

Интонацию какой песни знакомой вы услышали? («Во поле береза стояла»)

Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»

(Исполнение канон на два голоса)

Обратить внимание на звуковедение, строй. Добиться, чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.

Учитель : Что изменилось в музыке, которую мы слушали?

(динамика, темп, нет слов, мелодия повторялась, но с изменениями, тембр инструментов)

-Какая форма построения музыки использована? ВАРИАЦИИ.

-Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского.

-А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

— Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

-Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки? Сегодня мы попытаемся это выяснить.

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (Хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые и т.д.)

Учитель : Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли.

-Пою песню «Ты река ль, моя реченька». Определите вид песни (Обрядовая).

Исполнение песни «Ты река ль, моя реченька».

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».

Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль.

— Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

— Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит?

(русская народная песня «Исходила младёшенька»)

(Чувства горести, печали, одиночества, обиды)

-Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная, певучая)

Разучивание всем классом песни.

— И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)

— Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере «Хованщина». Его музыку называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны.

(Слушание вступление к опере)

— Учитель – Вся музыка звучала легко или была и тревожная интонация?

Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

Главная героиня оперы – Марфа – какая судьба у этой девушки, попробуйте определить сами.

(Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы)

Учитель – Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младшенька»)

Учитель – Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

-Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

— Учитель – На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Ой, река, реченька», р.н.п. «Исходила младшенька», «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргского.

— Что объединяет эти произведения?

— Учитель – Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне оперы русских композиторов, с которыми мы с вами уже знакомы? (ответы учеников)

-Тема Белочки из оперы «Сказка о царе Салтане Н.А.Римский – Корсаков.

Увертюра «Камаринская» М.И.Глинки.

-Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.

Завершим наш урок закреплением материала по теме урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *