Что такое народная тропа

Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » А. С. Пушкина

Нерукотворный — не материальный, но выраженный в ду­ховной сфере.

Народная тропа: это зримый образ — люди. Идущие по тро­пе к своей святыне; но памятник нерукотворный, следовательно, и «народная тропа» тоже употреблено в переносном значении: имеется в виду духовный путь.

Главою непокорной: здесь поэт создаёт зрительный образ па­мятника, у которого есть вершина и который можно по высоте сравнить с реально существующими монументами, например Александрийским столпом.

Душа в заветной лире: стихи пишутся не повелению рассуд­ка, а по велению души, лира — инструмент древних поэтов; всё вместе — поэзия.

Руси великой: страна во времена Пушкина называлась не Ру­сью, а Россией. Употребляя старинное название, поэт как бы под­чёркивает древность искусства.

Гордый внук славян: и русские, и украинцы, и белорусы — славяне.

Жестокий век: заключительные строки построены на антите­зе: век жестокий — призывал милость к падшим. Материал с сайта //iEssay.ru

Милость к падшим призывал: причастие падшим в наше вре­мя обычно употребляется, когда говорят об изгнанных из Рая ан­гелах (падший ангел) или о женщинах, потерявших честь. Веро­ятнее всего, Пушкин имел в виду всех страдающих, в частности сосланных декабристов.

Веленью Божию: Пушкин говорит о высоком предназначе­нии поэта, о его миссии пророка.

Источник

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа

Смотреть что такое «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа» в других словарях:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа — крыл. сл. Цитата из стихотворения А. С. Пушкин «Памятник» (датировано 1836 г., впервые напечат. в 1841 г.). Стихотворение восходит к оде римского поэта Горация, из которой Пушкиным взят эпиграф: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»). Из… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Я памятник себе воздвиг нерукотворный — Из стихотворения «Памятник» (1836, опубл. 1841) А. С. Пушкина (1799 1837): Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа. В «Памятнике» (1796) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816) есть похожая строка: Я памятник… … Словарь крылатых слов и выражений

ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

нерукотворный — ая, ое. Такой, который невозможно создать трудом человеческих рук. ► Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. // Пушкин. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

ТРОПА — ТРОПА, тропы, мн. тропы и (редк.) тропы, жен. 1. То же, что тропинка. «Метели лесные тропы занесли.» Некрасов. Конная тропа (в горах, по которой можно проехать только верхом). «Пушку горными тропами тащить полковник помогал.» А.Блок. «Тропою… … Толковый словарь Ушакова

нерукотво́рный — ая, ое; рен, рна, рно. высок. Такой, который не может быть создан трудом человеческих рук. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Пушкин, Я памятник… … Малый академический словарь

столп — B сущ см. Приложение II (устар. столб; в архитектуре: башня, колонна; книжн. видный деятель) столпа/ мн. столпы/ столпо/в Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа … Словарь ударений русского языка

столп — а, м. 1. устар. То же, что столб. Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Пушкин, Евгений Онегин. Неслись вверх по холодному небу столпы дыма. Достоевский, Слабое сердце. 2. устар. и архит. Башня или колонна. Я… … Малый академический словарь

◘ александрийский столп — (поэт.) Памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны. ► Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. // Пушкин.… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Источник

Программу по обустройству «народных троп» запустят в Московской области

Что такое народная тропа. Смотреть фото Что такое народная тропа. Смотреть картинку Что такое народная тропа. Картинка про Что такое народная тропа. Фото Что такое народная тропа

Пешеходная зона в Щёлкове

С этого года в Подмосковье стартует программа «Народные тропы», она включает в себя обустройство пешеходных дорожек во дворах, а также создание пешеходных маршрутов, протоптанных людьми, сообщает пресс-служба Министерства благоустройства Московской области.

«В рамках данной программы в 2021 году запланировано обустройство свыше 600 объектов. Это не масштабная программа благоустройства парка или сквера, а решение ежедневных нужд людей, благодаря которой мы сможем коснуться каждого жителя лично. Реализация этой программы сделает быт людей комфортнее, а доступ к объектам социальной значимости более быстрым и удобным», — сказал министр благоустройства региона Михаил Хайкин.

Таким образом, в городском округе Красногорск обустроят дорожку в поселок Новый к платформе Красногорская. Она представляет собой единственную дорожку, связывающую поселок и платформу. Проблема с оборудованием пешеходной дорожки решится уже в этом году.

Обустройство «Народной тропы» от улицы 20-го Января дома 23, 25 к улице 20 Января дом 16 выполнят в Можайском городском округе. Тропа находится на окраине города и соединяет между собой дворы и общественные территории. Она же ведет к социально значимым объектам.

В Одинцовском городском округе обустроят пешеходные дорожки от дворовой территории к детсаду №11, по которой гражданам приходилось ходить вдоль проезжей части или по необустроенной части территории газона, который в период выпадения осадков размывало и доставляло неудобство граждан.

В городском округе Солнечногорск обустроят пешеходную дорожку к автобусной остановке, деревня Новая. Тропой длиной порядка 250 м каждый день пользуются жители и гости деревни от остановки на Пятницком шоссе по пути следования к Покровскому храму, детсаду № 77 «Колосок», школе «Лесные озера».

«Народные тропы», которые ведут на станцию «Отдых», заасфальтируют в Жуковском. Для того, чтобы выиграть время, граждане проходит тропами, которые ведут к улицам «старого города» — Фрунзе, Жуковского, Семашко, Дзержинского, Чкалова и другим, через лес. После того, как они будут обустроены, передвижение граждан станет удобным, в частности, в непогоду.

Источник

Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Краткое содержание

Что такое народная тропа. Смотреть фото Что такое народная тропа. Смотреть картинку Что такое народная тропа. Картинка про Что такое народная тропа. Фото Что такое народная тропа

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.

Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.

Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.

Анализ

История создания

О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.

Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.

На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.

Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.

Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.

Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.

Персонажи и образы

В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».

Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.

Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.

Композиция

В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.

Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.

Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.

Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.

Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.

Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.

Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.

Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.

Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.

Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.

Источник

Пример анализа стихотворения «Памятник» Пушкина

Что такое народная тропа. Смотреть фото Что такое народная тропа. Смотреть картинку Что такое народная тропа. Картинка про Что такое народная тропа. Фото Что такое народная тропа

­­ Пример анализа стихотворения 1

Краткий анализ:

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.
При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.Реклама

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг.
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.
Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, слушаясь только бога.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный”, “не зарастёт народная тропа”, много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”; инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук славян”, “жестокий век”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Пример анализа стихотворения 2

История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.

Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.


Литературное направление

Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.

Род
По роду литературы это гражданская лирика.

Жанр
Жанровая принадлежность творения – ода.

Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.

Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.

Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.

Тематика
Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.

Идея
Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.

«Памятник» можно смело считать художественным итогом всего пушкинского творчества в целом, который он сам же и подвел незадолго до трагической смерти.

Пафос
Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.

Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.
Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.

Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.
Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей тут нет, можно выделить только самого лирического героя – поэта-пророка, который воздвиг себе «нерукотворный памятник».

Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.

Лирический герой

Лирическим героем «Памятника» можно назвать самого Александра Сергеевича, а точнее, его художественную проекцию.

Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.

Сюжет
Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.
Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.
Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.

Композиция
Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому.

Художественное своеобразие произведения
Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.
Нередко автор употребляет старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «доколь», «пиит» и т.д.
Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.

Средства художественной выразительности
Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.
Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.
Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.

Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:

…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Размер, рифма, строфика

«Памятник» состоит из пяти катренов (четырехстиший).

Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.
Рифма перекрестная по типу АБАБ.

Значение произведения

Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.

Актуальность
«Памятник» – это ода свободе, воспевание поэзии и роли поэта. Оно актуально и в наши дни, потому что раскрывает взгляд на природу творчества.

Моё отношение

Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.

Пример анализа стихотворения 3

История написания
Согласно исторической справке, стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано за несколько месяцев до гибели поэта. Рукопись, датирующаяся 1836 годом, была найдена Василием Андреевичем Жуковским среди бумаг, оставшихся от автора. Опубликовано же оно было спустя пять лет после написания и издано посмертно. Предмет споров История создания стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» остаётся тайной до сих пор. Попытки разгадать её породили бесконечные споры, продолжающиеся и поныне.

Главная тема
Произведение являет собой гимн поэзии, прославляющий поэтический дар человека и его немаловажную роль в жизни всего общества. Прежде Ломоносовым и Державиным уже были написаны произведения подобного жанра, но они не получили столь высокой оценки современников и литературных критиков. Внешняя форма поэтических строк действительно имеет сходство, но в стихе Пушкина более детально описано понимание творческого процесса и его результата. Александр Сергеевич адресовал свою лирику как товарищам, так и широким массам.

Тема возникшего всеобщего интереса людей к поэзии красной нитью пронизывает всё стихотворение. Пушкин утверждает, что его работы читают как в высших слоях общества, так и среди простого народа, перечисляя при этом и горцев, и иные народности, населяющие необъятные просторы Российской Империи. Великий русский литератор с упрямством капризного ребёнка доказывал то, что его творчество оставит свой след в веках, и оказался прав. Из истории известны факты о полемике Пушкина с Чаадаевым о проблемах судьбы России и её места во всемирной истории. Проблема свободы, которая своевольно была поднята автором в эпоху цензуры, не могла быть им упущена. Поэт был явно не согласен с политикой императора и его решениями относительно декабристов, но при этом склонялся к мнению, что милосердие в разы значимее любых политических действ и общественных проявлений.
Четвёртая строфа первоначально имела следующее содержание:

И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрёл,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел.

Структурный разбор

Анализируя стихотворение, можно смело заявить о том, что оно является неким философским размышлением о жизни поэта и его творческом пути, а также авторским выражением поэтического предназначения. По жанру произведение является одой. В основе Пушкин поставил свои главные жизненные принципы: свободолюбие и гуманность. Стих Александра Сергеевича Пушкина не только полон глубокого смысла, но и отличается тем, что его приятно слушать. Это значит, что в небольшой оде, воспевающей собственную поэзию, поэт активно использовал приёмы художественной выразительности. В текст внесены сложные предложения и слова инверсивного порядка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *