Что такое народно сценический танец

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Карельское училище культуры

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

(Экзерсис у станка)

Учебное пособие

Для студентов хореографического отделения при училище культуры

на основе методической литературы:

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Эпоха античности оказала сильное влияние на развитие танца и еще более усилила становление танца каждого народа. В это время возникли Греция, Древний Рим, Египет Их танцы имели свои отличия. Так, например, танцы египтян отличались глубоким чувством позы, величием, божественностью. Это нетрудно проверить, достаточно лишь взглянуть на египетские статуи.

Постепенно стали возникать различные формы танцев: культовые, воинственные, домашние, сценические.

В это время складываются разные театральные школы. Первыми исполнительницами танцев были гетеры.

Пляска, танец создавался народом на протяжении столетий, он постоянно усовершенствовал танец, оставляя самое ценное, доведенное до законченной формы. В истинных движениях есть правда народного танца, его первородность по отношению к другим видам хореографии.

«Народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, немец, русский не так как француз, как азиат. Даже в провинции одной и той же области изменяется танец. Северный рус, пляшет не так как малороссиянин, как южный славянин».

(«Путешествие из Петербурга в Москву Н.В. Гоголь)

«Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце. У народа беспечного и вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражаются в танце. Народ климата пламенной? оставил в своем танце страсть и ревность».

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.

Урок народно-сценического танца состоит из 4-х частей.

Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивают определенные группы мышц, особенно те, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца. Помимо того, на этих занятиях тренируется нервная система, которая играет ведущую роль в выполнении движений и регулирует всю деятельность двигательного аппарата.

• Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений.

• Подготавливают учащихся к восприятию движений народных танцев на середине зала.

• Развивают выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных особенностей народного танца.

• Основное назначение: постановка корпуса, рук, ног, головы. Развитие силы мышц стопы и легкости ноги. Работа над грамотностью исполнения методики движений.

• Работа над развитием апломба, умение распределять вес тела, развитие координации.

В пользовании терминологии у станка применяются как французские названия, так и русские. Все упражнения имеют свое целевое назначение, т.е. способствуют развитию силы, амплитуды», быстроты, эластичности тех движений, выполнение которых связано с функцией определенного сустава.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Ноги должны нести разнообразные нагрузки. Упражнения выполняются с ПР. и ЛЕВ. Н. Название упражнений происходит как от французских терминов из классического танца, так и русские названия.

1. Plie – приседания (полуприседание и приседание),

2. Battement tendu – упражнения на развитие подвижности стопы,

4. Rond de jamb par terre – круговые движения ногой по полу или по воздуху,

5. Каблучные упражнения.

9. Дробные выстукивания

10. Pas tortille – зигзаги (змейка)

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки

Многие упражнения выполняются в стиле и характере определенного народного танца, например, русского, белорусского, украинского, молдавского. Характерные особенности той или иной национальности дают возможность исполнить упражнение выразительно и танцевально.

МЕТОДИКА ЭКЗЕРСИСА У СТАНКА.

Народно-сценический танец опирается на основы школы классического танца.

Необходимо знать некоторые понятия относительно частей тела, в особенности стопы.

— Носок и подушечка (разные части);

— ребро стопы (внутреннее и внешнее);

— ребро каблука (внутреннее и внешнее);

— каблук и пятка (одно и то же понятие);

— подъем (вытянутый, скошенный, сокращенная стопа);
— колено (вытянутое, присогнутое, согнутое).

Все понятия вводятся постепенно по мере надобности и необходимости.

Позиции ног.

В народном танце применяются все позиции ног.

выворотные позиции сроятся на позициях классического танцапрямые позициисвободные позицииобратные позиции строятся относительно 1 и 2 позий.
Строятся относительно классических позиций ног
1-я позиция ног
2-я позиция ног
3-я позиция ног
4-я позиция ног
5-я позиция ног
6-я позиция ног

Положения стоп в народно-сценическом танце:

Позиции рук.

Существует три позиции рук и несколько положений.

классического танца). Сохраняя полукруг нужно чуть опустить локти вниз, кисти рук при этом направлены ладонями наверх и слегка вперед.

четвертое положение — обе руки лежат на талии, обхватив ее внутренней частью кисти. Большие пальцы отведены назад и обхватывают талию со спины. Кисти рук должны плотно лежать на бедрах. Локти направлены точно в сторону, плечи опущены.

— шестое положение — руки за головой (большой палей уходит вперед или все пальцы собраны).

Большое внимание необходимо уделять переводу рук из позиции в позицию. Для более конкретного определения направления продвижения по залу, а также степени поворота корпуса при исполнении движений, танцевальный зал условно разделен на 8 точек, которые в описаниях движений даются по следующей схеме:

Что такое народно сценический танец. Смотреть фото Что такое народно сценический танец. Смотреть картинку Что такое народно сценический танец. Картинка про Что такое народно сценический танец. Фото Что такое народно сценический танец

схема распределения точек по залу

Сокращения:

Муз. р. – музыкальный размер,

Исх. п. – исходное положение,

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование профессиональных первоначальных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.

___ Все упражнения экзерсиса выполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях.

__ В начале изучения движения руки и корпус находятся в статическом положении, упражнение исполняется только ногами. По мере усвоения можно подключать несложные port de bras в характере комбинаций, но, усложняя движения, необходимо помнить, что в начальной стадии обучения не следует ставить несколько задач одновременно.

___ Все упражнения, которые исполняются в народно-сценическом танце у станка, начинают исполняться после освоения этих движений на уроках классического танца. Так же необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса, положения рук и головы в народно-сценическом танце.

Характерные ошибки

В положении корпуса:

1) недостаточно подтянуты ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса,

2) спина не подтянута, а прогнута в нижней части позвоночника;

3) недостаточно опущены лопатки и поэтому не ощущается положение подтянутой спины.

1) при движении руки в 1-ю позицию плечо подается вперед;

2) во 2-й позиции рука от плеча поднимается, в то время как плечо должно быть сильно опущено (как и лопатка). Провисает локоть;

4) голова недостаточно точно сопровождает ход руки;

Сначала нужно добиться точного исполнения всех требований к положению рук, ног, корпуса, головы и только потом приступать к изучению упражнений.

Первоначально проучивается на 4 такта 2/4. Открывание руки исполняется мягко и плавно, но с соблюдением всех точек перевода рук.

Кисть постепенно разворачивается и идет на пояс (4 пальца спереди вместе, большой палец обхватывает талию сзади, ладонь плотно лежит на бедре, локоть направлен точно в сторону).

Подъем головы подчеркивает окончание движения.

В дальнейшем подготовка к движению может исполняться на 2 такта 4/4, 1 такт 4/4 или 2такта 2/4. После подготовки начинается то или иное движение.

PLIE

(полуприседания и приседания)

PLIE –приседать (сгибание).

Demi – половина.

Grand – большой (полный).

Это упражнение предназначено для включения в работу мышц и суставно-связочного аппарата и исполняется в экзерсисе у станка первым.

В классе народно-сценического танца его изучают после того, как оно усвоено на уроках классического танца,

Plie развивает мягкость и эластичность мышц, силу ног, устойчивость и прыжок, укрепляет ахиллово сухожилие, тазобедренный, голеностопный, коленный суставы, и их подвижность.

Demi-plie и grand-plie исполняются по всем танцевальным позициям, в характере любого национального танца. Методика выполнения та же, что и в классическом танце

Музыкальный размер: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8 и др.

Подготовка к движению (preparations) занимает 2 такта музыкального вступления, которое должно соответствовать темпу и характеру музыкального сопровождения всего упражнения.

Музыкальное сопровождение должно помочь учащемуся почувствовать темп и характер движения, манеру и стиль исполнения его в том или ином танце.

Рука во время исполнения движения может лежать на талии, находиться во 2-й позиции или сопровождать движение, переходя из одной позиции в другую; закрываться на талию и т.д., что будет способствовать развитию координации, танцевальности, а так же подчеркивать характер данной комбинации.

На первом году обучения движение выполняется в характере русского, украинского, белорусского танцев, позднее в характере молдавского, кавказского или восточных танцев.

Во время исполнения движений корпус должен быть подтянут, однако в характере большинства восточных танцев приседания выполняются с перегибами корпуса, с наклонами его вперед или назад, тяжесть корпуса может находиться на одной ноге, в то время как другая, сгибаясь, выводится вперед или назад.

Примечание: в характере русского, белорусского, украинского и польского танцев приседания выполняются по выворотным позициям, в характере кавказских и восточных танцев преобладают приседания по прямым позициям.

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР.Р. в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу.

Муз. р.: 4/4 Муз. р.: 2/4

а) Demi-plie занимает 1/2 такта: a) Demi-plie занимает 1/2 такта:

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР. Р, в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу

б) Grand-plie занимает целый такт: б) Grand-plie занимает целый такт

Третий вид: ступенчатое demi-plie.

Данный вид исполняется с 2-мя или 3-мя резкими полуприседаниями, которые поочередно распределяются на всю глубину одного demi-plie. Важно, чтобы при каждом новом дожатии не происходило сотрясание корпуса. Вырастание из demi-plie должно быть плавным, без рывков.

Источник

Народно сценический танец

Статья посвящена теме народно сценический танец, а именно в ней рассматриваются особенности художественного исполнения. Данные танцы раскрывают историческую ценность и традиционный быт народа.

Эта самобытность делает танцы яркими, запоминающимися, фольклорная тематика влияет на создание атмосферы, оформление, костюмы и, конечно же, своеобразный подход к хореографическому исполнению.

Особенности народно сценических танцев

На протяжении многих столетий формируются основы народно сценического танца, в них переплетаются вековой опыт, быт народа и современные тенденции.

На уроках народно сценического танца переплетаются большое количество разнообразных направлений:

На территории России эта методика преподавания народно сценического танца зародилась в 20 веке, именно в этот период появилось большое количество ансамблей танца народного творчества.

Особенности народно сценических танцев в их естественности, сплетение нравов, культур и хореографических течений. Само понятие народный танец включает в себя исполнения творческого номера:

В преподавание народного сценического танца преобладает проявление стихийности, эмоциональности, проявления чувств, настроений. На первом месте душевное состояние исполнителя, танцует он для себя, повинуясь внутреннему стимулу, и только потом делается ставка на зрительный зал.

Трудоёмкая работа исполнителей

Хореографическая методика народно сценического танца сохраняет в себе знания, зародившиеся довольно давно, учитывается костюм, прическа, песни. Все идет в гармонии, сочетание и переплетение с природой, окружающим миром и уважением к истории и традициям того народа, чей танец исполняется в настоящий момент.

В танцевальных движениях руки в народно сценическом танце имитируют движение животных, растений или бытовые повседневные дела. Так в азиатских танцах, это может быть шитье, вязание, готовка, в русских движение деревьев или полет птиц, в латинских яркое выражение эмоций и нрава народностей.

В трудоемкой работе исполнителей народно сценический танца станок играет важную роль. Так как во время репетиции и отработки движений есть возможность усовершенствовать мастерство, доработать погрешности, освоить новые возможности. В результате чего, зрителям открывается новый вид талантливого танцевального номера в индивидуальных и коллективных выступлениях.

Один танец способен раскрыть гостям праздника индивидуальность и неповторимость каждого отдельно взятого народа. Их творческий подход к повседневной жизни, уважение к природе и предкам, особенности характера и мировосприятия. А так же красоту нарядов и своеобразное звучание мелодий и песен.

Относительно позиций ног в народно сценическом танце проявляется церемониальное и магическое значение, поклонение древним божествам. Так, например, у русских, это хороводы, знак солнца и дружбы и выкиды ногами, что бы разгонять смуту и нечистую силу.

Большое значение имеет в народно сценический танце экзерсис у станка, именно выполняя его, происходит тренировка ног, корпуса и спины, благодаря чему будет довольно легко и просто выполнить любое движение в центре зала и на сцене, без дополнительной поддержки.

Это упорный труд и бесконечное повторение комплекса упражнений – экзерсисов. В процессе которых, задействуют все группы мышц, и происходит полная проработка танцевальных па.

Источник

Народно-сценический танец как особый жанр.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Народно-сценический танец как особый жанр.

Происхождение балета уходит своими корнями в существующую издревле народную пляску. В свою очередь, балетное искусство поднимает народную пластику танца на более высокий уровень исполнения, народно-сценический танец становится более технически сложным, виртуозным. В наши дни он имеет полное право существовать, как самостоятельный жанр в современном искусстве, и мы имеем возможность видеть его на профессиональной сцене. Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство. В 1935 году в марте в Москве был открыт Театр народного творчества, который дал возможность приобщиться к хореографическому искусству и стать танцорами многим представителям широких слоев трудящихся. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, показавший все богатство и многообразие танцевального искусства республик страны и способствовавший возникновению профессиональных ансамблей народного танца.

В феврале 1937 года был организован ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева, а в апреле того же года Государственный ансамбль танца УССР, который сейчас носит имя его первого руководителя, замечательного балетмейстера П.П. Вирского. Спустя год в 1938 году была создана танцевальная группа при государственном народном хоре имени М.Е. Пятницкого. Ею более 40 лет руководила прославленный хореограф-фольклорист Т.А. Устинова. В 30-е годы начинают формироваться ансамбли красноармейской песни и пляски. Так в 1935 году был создан Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии. В молодом особом жанре хореографии проявился талант таких замечательных балетмейстеров, настоящих поэтов танцевального искусства, как И.А. Моисеев, Т.А. Устинова, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Н.Ш. Рамишвили, И.И. Сухашвили.

Игорь Александрович Моисеев (родился 1906 г.), народный артист СССР, бессменный руководитель Ансамбля народного танца. Выпускник Московского хореографического училища, Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров им были поставлены совместно с другими балетмейстерами, а затем самостоятельно балеты «Футболист», «Тщетная предосторожность», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». И. Моисеев ставил и танцы в операх «Кармен», «Демон». Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой выразительностью танца, соединяющего в себе классические движения, позы, с элементами народной хореографии и пантомимы. С 1937 года с момента организации Ансамбля народного танца весь свой талант все свои творческие возможности Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые танцы, создает новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов страны и народов мира. Более двухсот разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям нашей страны и зарубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты, такие как «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «По странам мира». В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.

Павел Павлович Вирский (1905 – 1975 г.г.), организатор, балетмейстер, а затем художественный руководитель Ансамбля народного танца Украины. В своих новаторских поисках и открытиях украинский балетмейстер опирался на традиции национальной танцевальной культуры. Театрализуя украинский танец в своих первых хореографических композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба», «Золотой обруч», Вирский фактически начинал новую линию создания украинского народно-сценического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов. Новаторство и заслуга Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцевального пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к народно-песенному материалу, к театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоляночка», комедийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой п iд в i шнею ». Значительным этапом на пути освоения тем украинской классической литературы стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная Павлом Вирским по мотивам поэм Т.Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая постановка принесла на сцену подлинную глубину поэзии и доказала, что средствами народно-сценического танца можно художественно-полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы. Ведущим в творчестве Вирского стал героический жанр. Величественная эпопея национально-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты отображена в хореографической миниатюре «Запорожцы», созданная балетмейстером в 1957 году. Танцевальная лексика «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Современную пластику он насытил народно сценическими красками. Этим он открыл новые возможности для освоения мощной гражданской темы. В творчестве П. Вирского особое место занимали танцы, записанные на народных праздниках в селах. Это «Свадебный танец», записанный на Буковине, украинская кадриль XVIII века «Девятка», шуточный танец «Сапожники». Своеобразие творчества П. Вирского проявилось и в хореографических картинках бытового и комедийного жанров. Таковы композиции «На кукурузном поле», «Ползунец», «Чумаки», «Колхозная полька», «Колхозная свадьба». Работы Вирского стали этапными в развитии народно-сценического танца. П. Вирский создал свой творческий метод подхода к фольклору.

В 1948 году создается ансамбль «Березка». Со дня его основания и до 1979 года бессменным его руководителем и постановщиком всех программ была Надежда Сергеевна Надеждина (1908 – 1979 гг.). Сначала ансамбль состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Н.С. Надеждина создала «новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А. Чижова в книге «Танцует «Березка».

Прошло более 40 лет со времени организации первых ансамблей танца. За это время появляются ансамбль танца «Россия», Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль «Лезгинка» в Грузии, «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чечено-Ингушетии, «Кабардинка», калмыцкий ансамбль «Тюльпан», молдавский «Жок», литовский «Летува», белорусский «Хорошки».

Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамблей народного танца, которые в своем исполнительстве стремятся к академическому уровню исполнения.

Вопросы сценизации танцевального фольклора.

На сегодняшний день в России функционируют десятки тысяч сценических художественных коллективов разного уровня и направлений, использующих в своей творческой деятельности танцевальный фольклор. Одни в прямом смысле цитируют фольклорные первоисточники, другие, отталкиваясь от них создают свои оригинальные произведения. Г.Ф. Богданов попытался классифицировать все танцевальные коллективы, работающие на русском материале. Подобная схема применительна и к танцевальным коллективам других национальностей. В книге Богданова это выглядит примерно так:

первая группа – этнографические коллективы, представляющие подлинный танцевальный фольклор. Их участники являются непосредственными носителями местных исконных традиций, создателями фольклора;

вторая группа – фольклорные коллективы, участники которых – и пожилые люди и молодежь – могут и не являться непосредственными носителями местных традиций. Однако они исполняют подлинные фольклорные танцы, перенимая их у носителей и создателей фольклора;

третья группа – танцевальные коллективы, опирающиеся в своей творческой работе в основном на реставрационный фольклор, почерпнутый, например, из архивных записей или этнографических воспоминаний старожилов;

четвертая группа – танцевальные коллективы, использующие преимущественно стилизованный фольклор. Их репертуар складывается из разного рода обработок танцев;

пятая группа – коллективы, исполняющие главным образом авторские постановки, создаваемые балетмейстерами в духе и стиле народных танцев.

Радостно видеть в программе многих самодеятельных коллективов танцев, которые исполнялись еще бабушками. Но исполняя их, танцовщику нужно обладать хорошими актерскими способностями, суметь донести образ, существующий в этом танце и сыграть его. Один костюм в этом не поможет. Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью с эстетическими требованиями времени общественными идеалами сообщала ей определенные черты.

Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня – это летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал песней; она тесно связана с игрой, хороводом, действием, пляской. На посиделках, на гуляниях, на свадьбах, ярмарках участники были и исполнителями и зрителями. Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими прежде всего для себя и лишь отчасти – для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Собираясь на гуляния, отмечая праздники люди исполняли танцы, взявшись за руки (в разных рисунках – в кругу, цепочках и т.д.), а потому они рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам. Танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец.

В танце на сценической площадке надо учитывать возможности восприятия тех, кто смотрит него не принимая непосредственного участия в нем. Он должен подчиняться временным и пространственным законам, диктуемым личностью балетмейстера, музыкальным сопровождением, условиями сценической площадки, обладать многообразием композиционных рисунков, усложнением движений, техники исполнения. Кроме того сценический танец требует определенного перевоплощения участников и воспроизведения на сцене действующих лиц с присущими им индивидуальными характеристиками.

Руководителям любительских и профессиональных коллективов просто необходимо в своих участниках развивать актерские способности, технические возможности. Приступая к сценическим постановкам, учитывать национальные особенности, грамотно пользоваться культурным наследием того или иного края. Движения от ничего или из ничего невозможно. Балетмейстер должен заботиться о сохранении и развитии народных традиций. Большим успехом балетмейстера в этой работе можно считать тот факт, когда обработанный им фольклорный танец возвращается в народ и люди принимают его и считают своим. Примером могут служить «Тимоня» Курской области в обработке Устиновой, «Уральская кадриль» в обработке Князевой, «Бульба», «Лявониха» в постановке Моисеева. Это случается тогда, когда хореограф с точностью уловил манеру, характер, колорит, обогатил умело лексику, добился профессионализма у исполнителей.

«Только народ творит, только он несет и творческую силу, и зерно будущего творения. Грех перед своей жизнью совершает художник, не черпающий этой силы и не ищущий этого зерна. То, что отложилось в народе – непременно бессмертно. Вот сюда художник должен устремить глаза своей души» (Е.Б. Вахтангов).

Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М.: «Просвещение», 1977.

Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. – М.: «Молодая гвардия», 1958.

Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2001.

Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. – Киев: «Музыкальная Украина», 1985.

Борзов А.А. Танцы народов СССР, ч.1. – М.: «ГИТИС», 1983.

Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. – М.: «ГИТИС», 1994.

Гусев П.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.

Заикин И.И., Заикина И.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: «Советская Россия», 1986.

Настюков Г. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.: «Профиздат», 1976.

Пашкова Т.В. Сочинение комбинации у станка в народно-сценическом танце. – М., 2004.

Пасютинская В. Волшебный мир танца.

Полонский В.В. Методика работы с хореографическим коллективом. – Смоленск, 2002.

Полонский В.В. Искусство балетмейстера. – Смоленск, 2002.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.М. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: «Школа-Пресс», 1998.

Ткаченко Т. Народный танец. – М.: «Искусство», 1967.

Устинова Т. Фольклорные танцы Тверской земли. Тверской областной дом народного творчества. – Тверь, 2002.

Чайковская Е. Узоры русского танца. – М.: «Советская Россия», 1972.

Чижова А. Танцует «Березка». – М.: «Искусство», 1967.

Шульгина А., Томилина Л. Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов. – М.: «Профиздат», 1974.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *