Что такое народное ополчение 4 класс
ГДЗ Страница 30-31. ГДЗ к теме Патриоты России окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 4 класс 2 часть
Рекомендуемые решебники
Учебник по математике 4 класс Моро Школа России
Рабочая тетрадь по математике 4 класс Волкова
Рабочая тетрадь 4 класс Канакина
Учебник 4 класс Канакина
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. С помощью учебника сформулируй определение. Народное ополчение — это
объединение людей для защиты совей Родины от захватчиков
2. Мама Серёжи и Нади предлагает тебе определить, кому и где воздвигнут этот памятник. Опиши его.
На Красной площади был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
3. Слово «патриот» происходит от греческого слова «патриот», что означает «родина». Объясни связь между этими словами. Кого мы называем патриотом?
Патриот — человек, преданный своему отечеству, своему народу, готовый на любые подвиги и жертвы во имя Родины.
4. Выбери из списка и подчеркни слова, имена, дату, с помощью которых можно составить рассказ о событиях в России начала XVII века.
Народное оплчение. Борьба за независимость. Кузьма Минин. Нижний Новгород. Кремль. Китай-город. 1612 год. Дмитрий Пожарский.
5. Когда в России начали править цари из рода Романовых? Запиши дату.
Окружающий мир 4 класс 2 часть Патриоты России стр. 87 – 91
1) Узнай и опиши событие по опорным словам. Народное ополчение. 1612 год. 4 ноября.
4 ноября 1612 года произошло освобождение Москвы от поляков. Россия в те годы переживала нелёгкие времена и, воспользовавшись смутой, поляки захватили Москву.
Но осенью 1611 года Кузьма Минин стал созывать ополчение, во главе которого встал князь Дмитрий Пожарский.
В августе 1612 года ополчение подошло к Москве и в кровопролитных битвах разгромило польское войско.
Польский гарнизон укрепился в Кремле, но 4 ноября и он был вынужден сдаться.
В честь этого события Минину и Пожарскому был поставлен памятник.
Обсудим!
1. Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа? Как вы считаете, в чём значение данного события в нашей истории?
Читая этот рассказ, я испытала гордость за русский народ. Это и есть настоящие патриоты России. Они не сдались, не отступили, а нашли в себе силы отстоять свою Родину.
Это событие имело большое значение для нашей Родины.
Благодаря народному единству не только была спасена Москва, стало возможным сохранить независимость всей страны.
2. С какими деятелями российской истории можно поставить в один ряд патриарха Гермогена, К. Минина и Д. Пожарского?
Патриарха Гермогена можно поставить в один ряд с Сергием Радонежским, который воодушевил русскую рать на победу на Куликовом поле.
А Минина и Пожарского можно поставить в один ряд с Александром Невским и Дмитрием Донским, защитившим и спасшим Русь в трудные времена.
Проверь себя
1. Какие опасности угрожали России в начале XVII века?
В начале 17 века в России не было законного царя, наступила смута и неразбериха, происходило много народных волнений, случился великий голод, разруха.
В страну вторглись польские захватчики.
С помощью сведений из учебника докажи, что народ защитил Россию в 1612 году.
Польские интервенты захватили Москву с помощью изменников-бояр.
К ним на помощь спешила сильная армия.
Если бы не ополчение, собранное простым народом, на трон сел польский царь и независимость страны была уничтожена.
Только это ополчение смогло сорвать планы захватчиков и освободить столицу.
2. Когда в России начали править цари из рода Романовых?
Первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович.
В возрасте 16 лет он был избран царём на Земском соборе в 1613 году.
С той поры в России управляли государством цари династии Романовых.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик:
2. Опиши памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве.
Описание памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве для 4 класса
Памятник героям 1612 года, стоит на Красной площади в Москве, возле собора Василия Блаженного.
Памятник представляет собой скульптурную группу из двух человек.
Один из них стоит, подняв одну руку к небу. Это Кузьма Минин.
Видно, что он решительно говорит что-то второму человеку, князю Пожарскому.
Его фигура символизирует волю и решимость простого народа защитить свою Родину.
Князь Пожарский сидит, опираясь одной рукой на щит, а вторую держа на рукояти меча.
Его фигура символизирует собой силу и защиту.
Он внимательно слушает Минина, но взгляд его устремлён в небо, словно ожидая некоего знака от Бога.
На следующем уроке
Вспомни, когда в России появился счёт лет от Рождества Христова. Что такое Кунсткамера?
В прошлом счёт лет в России вёлся от сотворения мира, но царь Пётр Первый ввёл в стране летоисчисление от Рождества Христова.
Кунсткамера — это собрание диковинок, иначе говоря первый музей в России.
Народное ополчение
Смотреть что такое «Народное ополчение» в других словарях:
Народное Ополчение — Ополченцы на параде в 1941 году фольксштурмовцы Ополчение государственное тот резерв вооружённых сил, который созывается только на время войны, имеет вспомогательное значение и составляется из лиц, отбывших срок службы под знаменами и в запасе… … Википедия
Народное ополчение — Ополченцы на параде в 1941 году фольксштурмовцы Ополчение государственное тот резерв вооружённых сил, который созывается только на время войны, имеет вспомогательное значение и составляется из лиц, отбывших срок службы под знаменами и в запасе… … Википедия
Народное ополчение — НАРÓДНОЕ ОПОЛЧÉНИЕ, добровольческие воен. и военизир. формирования рабочие отряды, группы самообороны, коммунистические батальоны, отряды парт. сов. актива и другие., формировавшиеся из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
народное ополчение — (в Великой Отечественной войне) 26 июня 1941 в ЦК ВКП(б) состоялось первое обсуждение вопроса о создании народного ополчения. 4 июля ГКО вынес постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного… … Москва (энциклопедия)
Народное ополчение — НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНІЕ. См. Государственное ополченіе … Военная энциклопедия
Народное ополчение — см. Ополчение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
народное ополчение — … Орфографический словарь русского языка
Народное ополчение (группа) — Народное ополчение одна из первых панк рок групп в России, групповой член Ленинградского Рок Клуба с 1988 года. Организована в 1982 году Алексом Оголтелым (Александром Львовичем Строгачёвым). За годы существования в «Народном ополчении» отыграло… … Википедия
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ — добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. Создано в 1941 42, состояло из дивизий народного ополчения (в Ленинграде 10, в Москве 16 и в других городах), а также батальонов … Большой Энциклопедический словарь
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ — 1812 вспомогательные воинские формирования из крепостных крестьян, добровольцев из ремесленников, мещан и др. Создавались в 16 губерниях Центр. России и Поволжья, а также на Украине. Офицерский состав комплектовался из добровольцев дворян.… … Большой Энциклопедический словарь
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
Во время Отечественной войны 1812 года Манифестом императора Александра I от 6(18) июля были созданы военизированные формирования, предназначенные для замены регулярных войск во внутренних районах и их подкрепления в случае вторжения наполеоновской армии в глубь страны. Это народное ополчение стало одним из источников пополнения российской императорской армии.
В его состав входили крепостные крестьяне, добровольцы из дворян, мещан и духовного сословия. Офицеры назначались из дворян, ранее служивших в армии. Ополчение Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Владимирской губерний предназначалось для обороны Москвы. Ополчение Санкт-Петербургской и Новгородской губерний прикрывало петербургское направление. Ополчения от Костромской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Симбирской и Пензенской губерний составляли резерв. Позднее было сформировано конное и пешее ополчение Полтавской и Черниговской губерний.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов народное ополчение представляло собой военные и военизированные формирования, создававшиеся в помощь РККА из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. С началом войны во многих городах стали формироваться рабочие отряды, коммунистические батальоны, группы самообороны. Уже в первые дни войны в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае такие формирования участвовали в боях. CHК СССР 24.06.1941 года принял постановление о создании в прифронтовой полосе истребительных батальонов для охраны объектов в тылу советских войск и борьбы с диверсионными группами противника. В конце июня 1941 года началось формирование дивизий народного ополчения в Ленинграде, а затем и в др. городах СССР.
Многие дивизии народного ополчения впоследствии были переформированы в стрелковые и получили войсковые номера. Ополчение РСФСР, по приблизительному подсчёту, составило около 1 млн. человек. В 1941 году ополченческие формирования создавались на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Массовое народное ополчение сыграло важную роль в пополнении действующей армии и партизанских отрядов, укреплении прифронтового тыла. В действующей армии находилось 36 дивизий народного ополчения, 25 из них прошли всю войну, 8 стали гвардейскими.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Патриоты России»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема. Патриоты России.
Место в системе уроков: 10 урок по теме «Страницы истории России».
Тип: урок изучения новых знаний (ключевых компетенций ) с первичной проверкой их понимания.
Программа: «Школа России» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас. 4 класс»
создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»; закрепления и углубления знаний учащихся об истории России; определения границ «знания» и «незнания».
Способствовать формированию представления о значении деятельности К.Минина и Д.Пожарского; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.
Сформировать навык применения полученных знаний в знакомой ситуации ( умение ближнего переноса); устанавливать связи с ранее изученным материалом.
Совершенствовать умения целеполагания и целеосуществления ( умение ставить и формулировать цель деятельности самостоятельно); осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности; самостоятельно работать с учебником, со справочной литературой; участвовать в беседе, диалоге.
Способствовать развитию умения сравнивать, рассуждать, делать выводы, работать с исторической картой; познавательной активности; сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности; памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи;
расширения кругозора, интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».
Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гордости за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; любознательности и пытливости в процессе учения, коммуникативных компетенций в процессе работы.
личностные — формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребёнка на уровне положительного отношения к школе, к своей Родине; формировать учебно-воспитательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительные сведения, используя справочную литературу; обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
регулятивные — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать
коммуникативные — слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.
I. Организационный момент
Приглашает на урок.
Продолжаем мы опять
Сегодня на уроке у нас присутствуют.
Пусть этот урок принесёт нам радость от общения, наполнит сердца благородными чувствами.
II. Актуализация опорных знаний
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблён я
И с нею останусь навеки, клянусь!
— Ребята, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?
(Будем говорить о России, о нашей Родине.)
— Что для вас значит слово «Родина»?
(Наша страна, родной дом, семья.)
— Подберите однокоренные слова к слову «Родина».
( Род, родители, родные, родственники.)
— Подберите синонимы к слову «Родина».
( Отечество, Отчизна, Россия, Русь — матушка.)
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды. Родиной мы зовём, потому что в ней родились,говорим родным языком, в ней всё для нас родное. А матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать защищает и бережёт нас о врагов.
Сегодня мы откроем ещё одну страничку нашей истории. Название её вы узнаете, разгадав кроссворд.
— Как будем работать?
( В группах, в парах, индивидуально.)
Какую книгу написал Владимир Мономах? (Поучение)
Первый русский учебник? (Азбука)
Место выпуска современных книг? (Типография)
Фамилия русского первопечатника? (Фёдоров)
Имя царя, при котором построен первый Печатный двор? (Иван)
Название первой печатной русской книги? (Апостол)
Ученики в Древней Руси писали на …? (бересте)
— Прочитайте выделенное слово. (Патриот)
III. Cамоопределение к деятельности
— Кто такой патриот, что такое патриотизм, и может ли патриотизм проявляться в мирное время?
Проблема. Незнание того, что такое патриотизм.
Проблемный вопрос. Кого можно назвать патриотом России?
Оптимальный вариант ответа.
Патриотом России можно назвать человека, любящего свою Родину, преданного своему народу, делу и готового к подвигам во имя их.
— Какова тема нашего урока?
Что бы вы хотели узнать по данной теме?
( Кто такой патриот? Что такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом? Может ли проявляться патриотизм в мирное время?)
IV. Открытие нового знания
Для разрешения этих проблем я предлагаю вам поработать в парах.
( Ребята обсуждают вопросы в парах, пользуются словарями, которые лежат у них на парте.) Высказывания детей.
В словаре русского языка С.И.Ожегова даётся толкование слова «патриот».
Это человек, одушевлённый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
В словаре В.И.Даля такое определение.
Патриотизм — любовь к отчизне.
Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. Сегодня мы узнаем, какие тяжёлые испытания выпали народу России в начале XVII века, что происходило в стране после смерти Ивана Грозного.
Обратимся к тексту учебника ( с.87-89 ). Выберите из текста опорные слова.
(Лихолетье — время смут, бедствий.)
Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.
— Что такое ополчение?
Ополчение — это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
— Что ещё узнали интересного из статьи учебника? Сформулируйте вопросы и задайте их своим товарищам.
Русская православная церковь во главе с патриархом Гермогеном.
— К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин?
Постоять за родную землю (1611г.)
— Кто стал во главе собравшейся рати?
Полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
— Когда народное ополчение двинулось к Москве?
Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом:
ВЫВОД: Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило Москву от врагов.
— Можно ли Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского назвать патриотами России?
Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком.
В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля.
На могильном камне сделана надпись:
Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты,поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.
Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под
Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен
воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре
города Суздаля. В благодарность Минину и Пожарскому в
Москве на Красной площади был поставлен первый в истории
города двухскульптурный памятник.
« Я, ты, он, она — вместе целая страна. »
VI. Продолжение работы по новой теме
— Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, так же проявили патриотизм.
— Прочитайте названия народов, населяющих Сибирь.
( Эвенки, якуты, буряты, эвены, юкагиры, коряки, чукчи, ительмены.)
— Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории?
Об этом вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь-матушка!»
( Самостоятельная работа с текстом на с. 90-91 учебника.)
— Так чем занимались люди, населявшие эти территории?
(Землепроходцы — покорители новых земель.)
— Почему казаки отправились в Сибирь?
Вот как об этом сказано в стихотворении «Песня о Ермаке».
( Инсценирование «Песни о Ермаке» подготовленными учащимися.)
Автор Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
На крутом на красном бережочке
Собрались люди, вольные казаки,
Становились они во единый круг,
Крепко думу думали единую.
Говорил им Ермак Тимофеевич:
Ермак «Не пора ли убираться нам отсюдова:
На Волге жить — ворами слыть,
На Яик идти — переход велик,
В Казань идти — грозен царь стоит,
Грозен царь-государь Иван Васильевич.
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского. »
Автор Вот пришли они на Иртыш-реку,
Под высокую гору Тобольскую,
Понаделали чучел соломенных,
Палки длинные в руки им всунули,
Напугали татар неразумных.
И тому татары дивилися,
Каковы русские люди крепкие,
И тогда татары покорилися,
Приносили Ермаку свои подарочки,
Чернобурок многие сорока,
Соболиные шкуры десятками.
И поехал Ермак во столицу Москву
К государю Ивану Васильевичу.
Вопрошает его тут сам государь:
Иван IV «Я за службу твою благодарствую,
Чем дарить тебя, не надумаю».
Автор Снял он шубу с плеч соболиную,
Собственноручно Ермаку пожаловал
И послал его в ту сторону сибирскую.
Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте нашей страны.
Самая восточная точка России — мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова — Хабаровск.
История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII века они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. А началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
VII. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 30-31.
КИМы Тест 46 (с.61). Патриоты России.
Самопроверка по образцу.
VIII. Подведение итогов урока
В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.
Ты воюй, солдат, воюй,
Ты воюй, солдат, толково
Там, где ты сейчас стоишь,
Там и поле Куликово.
И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизнь за свободу и независимость Родины.
— Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?
Нужны ли нам такие уроки истории?
Определите ценность и полезность данного урока.
Сегодня на уроке я узнал.
Я особенно запомнил.
Кого можно поблагодарить за урок?
(Выставление оценок за урок.)
Перечитать текст на с. 87 — 91 учебника.
Выполнить задание 2 на с. 30 рабочей тетради.
Привести примеры патриотизма в наше время.
Всем спасибо за урок!
( В данном классе обучаются дети с высоким и средним уровнем развития.)
Место урока в системе уроков. (Это 10 урок по теме «Страницы истории России».)
Тип урока. (Урок изучения новых знаний (ключевых компетенций) с первичной проверкой их понимания.)
Тема «Патриоты России». («Незнание» слов патриот, патриотизм. Проблема!)
Цели урока. (В трёх аспектах.)
Структура урока. (Дидактическая модель урока по Л.М.Перминовой г)1-3-4-5-8-9.)
Учебный материал на уроке. (Статьи учебника «Окружающий мир. 4 класс», рабочая тетрадь «Окружающий мир. 4 класс», Т.Н.Максимова «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир», Л.М.Перминова « Современная дидактика», энциклопедия «Я познаю мир», словари С.Ожегова и В.Даля, презентация к уроку.)
Методы. (Проблемный и частично-поисковый.)
Формы организации познавательной деятельности. ( Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.)
Оценка результатов урока. (На данном уроке достигнуты оптимальные результаты.)
Наиболее удачные моменты. ( Инсценировка «Песни о Ермаке».)
Кроссворд