Что такое народное творчество 3 класс рабочая тетрадь по литературному чтению
3 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 15, 16, 17, 18, 19, 20
Ответы к страницам 15, 16, 17, 18, 19 и 20
Устное народное творчество
• Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.
Устное народное творчество – это малые фольклорные произведения, созданные неизвестными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. В сказке зачастую можно увидеть чудесные превращения, а сами герои часто используют различные сказочные предметы.
Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.
Устное народное творчество – это устные произведения, созданные народом. Среди жанров выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.
• Какие виды народного творчества ты знаешь?
Сказки, загадки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки.
• Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».
«Сказки со всего света»
«Русские народные сказки о животных»
«Сказки и былины»
• Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.
• Допиши текст заклички.
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
Подари нам, милая, солнышка немножко.
Сядь на цветок –
Сделай так, чтобы дождик умолк!
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »
Весна-красна! Приходи скорей!
Веди весенний хоровод,
Красну девицу – в огород.
Красно солнышко, взойди!
Красно солнышко, свети,
На поле нам помоги!
• Собери пословицы на с. 36 учебника (часть 1). Запиши их.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал – навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело – гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• Восстанови загадки на с. 36 учебника (часть 1). Проверь себя по рифмам.
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Шёл долговяз – в земле увяз. (Дождь)
Стоит Антошка на одной ножке. (Подсолнух)
Лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег)
Летом вырастают, осенью облетают (Листья)
В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)
• Придумай свои загадки к словам:
лёд, листья, снег, дождь, лес, весна, подсолнух.
Сначала реши, на кого или на что похож выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.
Лёд: прозрачен как стекло, а не вставишь в окно.
Снег: бел, да не сахар; нет ног, а идет.
Весна: всё очнулось ото сна, всё цветёт – пришла…
Листья: падают с ветки золотые монетки.
Дождь: до неба достанет, а от земли не видать.
Лес: весной одевается, осенью раздевается.
Подсолнух: посадили зернышко — вырастили солнышко.
• Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.
Докучать – надоедать.
• Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Жила-была коза-дереза. Пошла она однажды гулять в лесу и там ее съел волк. Или все было наоборот?
Устное народное творчество, с. 15 – 16
Сен 17
Устное народное творчество, с. 15 – 16
Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины. Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 22 мая 2021 г.
Ответы на вопросы рабочей тетради к разделу «Устное народное творчество» для 3 класса
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко. «? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко. « повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
3 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 4, 5, 6
Ответы к страницам 4, 5 и 6
Устное народное творчество
Загадки
1. Эрудит
Что такое фольклор? Допишите предложение.
Фольклор – это произведения устного народного творчества.
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
Фольклор: загадки, колыбельные, небылицы, былина, пословицы, потешки, народные сказки, скороговорки.
3. Соберите
Соберите загадку. Нарисуйте или запишите отгадку.
В золотой клубочек спрятался дубочек (Жёлудь)
4. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите тему. Запишите отгадки.
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Книга | → | О книге |
Листья падают с осин, Мчится в небе острый Осень | → | О природе |
Утка в море, Хвост на заборе. Ковш | → | О доме |
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
Вид загадки | Текст загадки |
1. Описание свойств, признаков | Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал. (Сахар) |
2. Загадки-противопоставления | Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа) |
3. Загадки-сравнения | Конь как стальной, хвост как льняной. (Игла с ниткой) |
4. Загадки-описания действий | Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор) |
5. Загадки-вопросы | Кто на себе с вой дом носит? (Улитка) |
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
(Береза)
7*. Проба пера
Какая загадка вам нравится? Запишите её.
Спереди — пятачок, сзади — крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Что такое Фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это устное народное творчество
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
В схеме следует отразить восемь произведений, жанров фольклора. Это например Загадки, Скороговорки, Сказки, Пословицы, Былины, Песни, Потешки, Небылицы.
3. Соберите
Соберите загадку, нарисуйте или запишите отгадку.
Здесь зашифрована загадка “В золотой клубочек спрятался дубочек.” Отгадка: Желудь.
4. Соответствие
Отгадайте загадки. Укажите стрелкой тему. Запишите отгадку.
Ответ на первую загадку — книга. Это загадка о книге
Ответ на вторую загадку — стая журавлей. Это загадка о природе.
Ответ на третью загадку — ковшик. Это загадка о доме.
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова
Это береза. Отгадку помогают найти прилагательные Зелена, Бела, Кудрява.
7. Проба пера
Какая загадка вам нравится? Запишите ее.
Мне нравится загадка: Меня ждут не дождутся, а как увидят — разбегутся. Ответ: Дождь.