Что такое народные промыслы для детей
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»
Петрик Мария
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Народные промыслы России»
Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Организационный момент: «Круг добра»
Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации
Рассказ воспитателя о народных промыслах
Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Добрым, хорошим друзьям».
(дети проходят, садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».
Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)
Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев.Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы.Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(Показывает предмет городецкой росписи)
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).
Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: цветов, листочков.
Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
И село большое Дымково назвали.
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Воспитатель: Как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?
Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?
Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
— Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?
– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?
Дети: Из травки, листочков, ягод.
Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали,зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?
Дети: Это место где продают разные товары.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)
Чудо с синими цветами,
Вы не слышали о Гжели.
— Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.
Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.
Д/игра «Закончи узор»
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе Цель: познакомить детей с флагом России. Задачи: Образовательные: повторить знания о символическом значении цвета российского флага,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.
Проект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.
Беседа «Народные промыслы России»
Задачи:
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др. ;
Учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации, игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.
Ход беседы:
— Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
— Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
— Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
— Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)
— А какое настроение вызывает эта посуда? (ответы детей)
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
Листья рдеют, не редея,
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
Сине-голубое чудо Гжели.
— А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с. Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам
красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
Елецкие кружева.
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Наша русская … (Матрешка)
— Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
— Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
— Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т. д.)
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.
Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России» С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — промысел. Она сочетала производство.
Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России» В связи с тем, что сегодня день музыкальных инструментов на МААМ хочется представить опыт создания и украшения музыкальных инструментов.
Проект в старшей группе «Народные промыслы»
Ирина Семёнова
Проект в старшей группе «Народные промыслы»
Проект «Народные промыслы России» в старшей группе.
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2021 –март 2022
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
Актуальность: В наше непростое время мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат: Заинтересованность детей и родителей народным декоративно-прикладным искусством. Активное участие в осуществлении проекта. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.
Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т. д.)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Методы реализации проекта: Проектреализовывался через следующие виды совместной деятельности:
— Работа с родителями
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Работа с родителями: Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея. Помочь детям разучивать стихи.
Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства. Создание мини-музея «Народные промыслы России».
Результативность проекта:
План работы с детьми по осуществлению проекта:
Тема: «Веселая дымка» сентябрь 2021
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные», просмотр презентаций «Дымка», организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка», дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки», раскрашивание раскрасок «Дымка», разучивание стихотворения про дымку, рисование «Нарядные лошадки», аппликация «Дымковские игрушки», лепка из глины «Лошадки», конструирование из бумаги «Дымковская барышня»
Тема: «Золотая хохлома» ноябрь 2021
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Тема: «Голубая гжель» декабрь 2021
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Эта звонкая сказка – Гжель», рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, рисование элементов Гжельской росписи, раскрашивание раскрасок «Гжель»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» март 2022
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Веселый Городец», чтение и заучивание стихотворении о Городце, просмотр презентаций, дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее», практическое задание «Обведи элемент», рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи, сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров», рисование «Доска с узором птицы», аппликация с элементами рисования «Городецкие мотивы»
Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Народные.
Фотоотчёт по тематической неделе «Народные промыслы в средней группе» Самоизоляция продолжается, а значит и дистанционное обучение продолжается. Предыдущая неделя носила тематическое название «Народные промыслы».
Лото «Народные промыслы» Одна из самых популярных и всем знакомая игра лото. Отличная классическая игра, в которую могут играть и взрослые и дети. Лото очень нравится.
Лэпбук «Народные промыслы» Добрый вечер, представляю Вашему вниманию свой лэпбук «Народные промыслы», для детей старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать знакомство.