Что такое народный язык 5 класс
«Наш родной русский язык»
Содержимое разработки
Валиуллина Эльза Рафаэловна
МКОУ СОШ с. Лазарево
Разработка урока по русскому родному языку на тему: «Наш родной русский язык»
Цель: Воспитание уважения к своему языку, привлечь внимание к живому слову. Обучать работе с этимологическим словарём, правильно употреблять слова и правильно их произносить. Развивать речь учащихся, память, внимательность, любознательность.
предметные: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;
метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;
личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.
Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая.
Оборудование: плакаты с надписью, медали командам, жетоны для поощрения, карточки со словами.
Мотивация к учебной деятельности.
— Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
— Подчеркнём многозначность отгаданного слова.
— Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И. Ожегова, О.В. Михайловой, Л.И. Скворцова, В.И. Даля и др.).
-В каком значении слово «язык» интересует нас?
Постановка темы и цели занятия.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов
— Ребята, сегодня мы поговорим о нашем языке, о его роли в нашей жизни. Как зарождалась речь.
4. Основное содержание.
Учащиеся. – Речь нам нужна для того, чтобы общаться друг с другом. Если бы не было речи, человек не мог бы размышлять, обмениваться мыслями. Люди не могли бы выразить словами чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь.
Учитель. – А кто знает, как зарождалась речь? (Ответы учащихся).
— Теперь послушайте рассказ учеников.
Ученица. – Давным – давно люди совсем не умели разговаривать, хотя все у них для этого было6 и достаточно развитый мозг, и органы речи.
Удивительно, не правда ли? пппппппппппппппппппппппп
Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъяснять всё по-своему. Но у человека всё по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребёнку надо этому учиться. Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?
Ученик. Никто точно не знает, но предполагают, что примерно 25 тысяч лет назад. Люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы должны любить и беречь свой родной язык.
Учитель. Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная. Кто-нибудь знает из вас знает, как эта наука называется?
Этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».
Цель словарей – привлечь внимание к живому слову, заинтересовать школьников русским языком, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углублять в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного, и любознательного обязательно ждут открытия.
Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. рррррррррррррррр
Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например, конь и козёл – гимнастические снаряды, кошки у верхолазов – специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка – прибор без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии.
Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.
Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории.
Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадки объяснят учащиеся, т.е. расскажут об их происхождении.
1. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это…? (Карандаш)
Ученик. – Слово карандаш образовано от тюркского караташ – «сланец», «графит» (кара – «чёрный» и таш – «камень»).
Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.
Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.
Ученица. 2. Кое-кто о школе.
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет. (Глобус.)
— Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий.
Ну а почему же всё- таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово «глобус» означает «шар». Вот, оказывается, в чём секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.
Ученик. 3. То в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
Учитель. – Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.
Пока молод ум, свежо и своеобразно восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.
— А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.
Одна команда будет называться «Гласные», а другая «Согласные». Я вам дам карточки, на них будет написан ваш девиз.
Девиз гласных: «Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
Девиз согласных: «А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь».
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно. (орфограммы)
Тридцать три подружки
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Ты ответишь — «храбрость»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —. (безударная)
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется. (глагол)
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. (грамматическую основу)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто.
И снег замечательный!
Знак другой —. (восклицательный)
Стала речь —. (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю. (точку)
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Наши действия — не вздор,
По составу то. (разбор)
Словарь зовет. («значение»)
Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так. (служебные)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется. (красной строкой)
На доске для каждой команды написаны слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:
СНКИО – носки, носик
Теперь мы проверим наши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберёт правильно быстрее, тот получит очко.
Смородина, абрикос, помидор, груша, черника, баклажан, огурец, заяц, гнездо, ананас, машина, футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.
Я засекаю время, а вы должны придумать и записать слова на ту букву, которую выбрали.
Кто напишет больше слов, тот выиграет.
(Причём слово должно обозначать предмет.)
Отгадать знаки препинания.
Вечно думая над смыслом,
И не знаю, что сказать?
Что ответить? Промолчать?
Я всему всегда венец;
Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай.
Мы три подружки и сестрички,
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали,
Или что-то не узнали.
Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувствам нет конца! Не уймет себя никак.
Учитель. – И в завершении я дам вам предложение. Обе команды должны поставить в этом предложении запятую и объяснить, почему именно здесь её поставили: «Казнить нельзя помиловать».
Кто поставит и объяснит, тот получит очко. Это предложение на смекалку. На этом наши конкурсы закончились, теперь давайте посчитаем очки.
— Теперь подведём итоги нашего занятия.
С какой новой наукой мы сегодня познакомились?
ГДЗ по русскому языку за 5 класс
Русский язык 5 класс
Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба
Издательство: Просвещение 2016-2019
Русский язык 5 класс
Авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
Издательство: Дрофа 2015-2020
Русский язык 5 класс
Авторы: Рыбченкова Л.М., Алесандрова О.М., Глазков А.В.
Издательство: Просвещение 2016-2020
Русский язык 5 класс
Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов
Русский язык 5 класс
Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е.
Издательство: Вентана-граф 2016
Серия: Алгоритм успеха
Русский язык 5 класс
Авторы: Быстрова Е.А., Александрова О.М., Семенова Е.Е.
Издательство: Дрофа 2013
Русский язык 5 класс
Авторы: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В.
Издательство: Русское слово 2012-2020
Серия: Инновационная школа
Русский язык 5 класс Практика
Авторы: А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова
Издательство: Дрофа 2015
Тип книги: Практика
Премиум
Русский язык 5 класс сборник заданий Углубленный уровень
Авторы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В. Дрозд
Издательство: Дрофа 2016
Тип книги: Сборник задач
Русский язык 5 класс
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева
Издательство: Баласс 2016
Русский язык 5 класс Русская речь
Издательство: Дрофа 2016
Русский язык 5 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Авторы: Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова
Издательство: Просвещение 2014-2020
Русский язык 5 класс
Авторы: Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А.
Издательство: Атамұра 2017
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Скорая помощь
Авторы: Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю.
Издательство: Просвещение 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Ларионова Л.Г.
Издательство: Дрофа 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н.
Издательство: Просвещение 2016
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь. Проверь себя
Автор: Прохватилина Л.В.
Издательство: Мнемозина 2014
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Склярова В.Л., Фомина Т.В.
Издательство: Русское слово 2018
Серия: Инновационная школа
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Углубленный уровень
Авторы: Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Глазков А.В.
Издательство: Дрофа 2018
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Автор: Богданова Г.А.
Издательство: Генжер 2008
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Сфера 2019
Тип книги: Комплексный анализ текста (Рабочая тетрадь)
Русский язык 5 класс контрольно-измерительные материалы
Издательство: ВАКО 2017
Тип книги: Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Премиум
Русский язык 5 класс контрольные и проверочные работы
Издательство: Вентана-граф 2018
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Контрольные и проверочные работы
Премиум
Русский язык 5 класс тренажер (орфография)
Автор: Е.С. Александрова
Издательство: ВАКО 2016
Тип книги: Тренажёр
Премиум
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Словарные слова без ошибок
Издательство: Вентана-граф 2016
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Авторы: Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская
Издательство: Экзамен 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5-6 класс рабочая тетрадь Развитие письменной речи
Издательство: Вентана-граф 2017
Серия: Алгоритм успеха
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Универсальные учебные действия
Издательство: Экзамен 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс тематический контроль
Авторы: Соловьева Т.В., Журавлева Л.И., Гулеватая О.Н.
Издательство: Национальное образование 2019
Тип книги: Тематический контроль
Русский язык 5 класс контрольные измерительные материалы
Автор: Селезнева Е.В.
Издательство: Экзамен 2017
Тип книги: Контрольные измерительные материалы
Премиум
Русский язык 5 класс проверочные работы
Издательство: Просвещение 2018
Тип книги: Проверочные работы
Премиум
Русский язык 5 класс тестовые задания
Автор: Богданова Г.А.
Издательство: Просвещение 2018
Серия: Лингвистический тренажер
Тип книги: Тестовые задания
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Комплексный анализ текста
Автор: Влодавская Е.А.
Издательство: Экзамен 2017
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс тематические тесты
Издательство: Просвещение 2019
Тип книги: Тематические тесты
Премиум
Русский язык 5 класс
Авторы: Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Вербицкая Л.А.
Издательство: Просвещение 2019
Русский язык 5 класс
Авторы: Сабитова З.К., Скляренко К.С.
Издательство: Мектеп 2018
Премиум
Русский язык 5 класс диагностические работы
Автор: Соловьёва Н.Н.
Издательство: Просвещение 2018
Тип книги: Диагностические работы
Русский язык 5 класс
Авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И.
Издательство: Просвещение 2020
Премиум
Русский язык 5 класс готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, Творческие работы, Проекты
Авторы: Нарушевич А.Г., Голубева И.В.
Издательство: Просвещение 2019
Тип книги: Тесты, творческие работы, проекты
Премиум
Русский язык 5 класс самостоятельные и контрольные работы
Авторы: А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева
Издательство: Просвещение 2020
Тип книги: Самостоятельные и контрольные работы
Премиум
Русский язык 5 класс сборник упражнений
Издательство: Грамотей 2018
Тип книги: Сборник упражнений
Премиум
Русский язык 5 класс
Авторы: Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучёва
Издательство: Русское слово 2020
Серия: Инновационная школа
Русский язык 5 класс тетрадь для оценки качества знаний
Издательство: Дрофа 2014
Тип книги: Тетрадь для оценки качества знаний
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Экзамен 2013
Тип книги: Рабочая тетрадь
Русский язык 5 класс тесты
Автор: А. В. Кудинова
Издательство: Экзамен 2014
Премиум
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь
Издательство: Экзамен 2021
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5 класс проверочные работы
Издательство: Экзамен 2021
Тип книги: Проверочные работы
Русский язык 5 класс Тестовые задания
Издательство: Сфера 2019
Тип книги: Тестовые задания
Премиум
Русский язык 5 класс дидактические материалы
Издательство: Экзамен 2020
Тип книги: Дидактические материалы
Премиум
Русский язык 5 класс самостоятельные работы
Издательство: Экзамен 2020
Тип книги: Самостоятельные работы
Премиум
Русский язык 5 класс зачётные работы
Издательство: Экзамен 2020
Тип книги: Зачётные работы
Премиум
Русский язык 5 класс тесты
Издательство: Экзамен 2017
Премиум
Русский язык 5 класс тесты
Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева
Издательство: Просвещение 2021
Русский язык 5 класс рабочая тетрадь Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Авторы: Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
Издательство: Просвещение 2021
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5-9 класс рабочая тетрадь Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Авторы: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Издательство: Просвещение 2021
Тип книги: Рабочая тетрадь
Премиум
Русский язык 5 класс контрольные и проверочные работы
Издательство: Экзамен 2020
Тип книги: Контрольные и проверочные работы