Что такое нарты кратко

НАРТЫ

Полезное

Смотреть что такое «НАРТЫ» в других словарях:

НАРТЫ — герои богатыри, персонажи эпоса народов Северного Кавказа (нартовский эпос).НАРТЫ сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные… … Этнографический словарь

нарты — НАРТЫ: Четырёхкопыльчатые нарты, диал. – нарты с четырьмя копыльями (СРНГ 14: 302: копылье «короткие бруски, вставляемые в полозья и служащие опорой для верхней части саней», сев.рус., сиб.). Шествие замыкали четырёхкопыльчатые нарты, которые с… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

нарты — нарты, сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные нарты (с расходящимися книзу копыльями) — у народов Западной Сибири; дугокопыльные нарты (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

НАРТЫ — сани у народов Севера в собачьей или оленьей упряжке … Большой Энциклопедический словарь

НАРТЫ — НАРТЫ, нарт и НАРТА, ы, жен. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Ехать на нартах. | прил. нартенный, ая, ое и нартовый, ая, ое. Нартовый путь. Нартенная упряжка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

нарты — сущ., кол во синонимов: 4 • кережка (3) • мотонарты (1) • нарта (1) • … Словарь синонимов

Нарты — У этого термина существуют и другие значения, см. Нарты (значения). Нарты Нансена из его гренла … Википедия

НАРТЫ — сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные НАРТЫ (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся настил) у народов… … Словарь этнографических терминов

Нарты — сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные НАРТЫ (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся настил) у народов… … Этнографический словарь

нарты — нарт; мн.; НАРТА, ы; ж. На Севере: узкие и длинные санки с деревянным настилом для езды на собаках и оленях. Везти почту на нартах. ◁ Нартенный; нартовый, ая, ое. Н ые полозья. Н ая упряжка. Н. след. * * * нарты сани у народов Сибири в собачьей… … Энциклопедический словарь

Источник

Нарты

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. Может использоваться как прицеп снегохода. Обычно на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой — около 1 м. Погонщик упряжной нарты называется каюр.

Нарты распространены в районах Северо-Запада России (Ненецкий АО и Ямало-Ненецкий АО), Сибири и Дальнего Востока. Наряду с упряжкой (способом расположения собак или оленей) и упряжью, важнейший элемент северного упряжного собаководства и оленеводства.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Собачья упряжка, тянущая нарты.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Оленьи упряжки и нарты (снимок 1900 года).

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Собачья упряжка на Байкале.

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Нарты» в других словарях:

НАРТЫ — герои древних эпических сказаний многих кавказских народов осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Н. упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана (напр., у тюркоязычных кумыков) и отдельных… … Энциклопедия мифологии

НАРТЫ — герои богатыри, персонажи эпоса народов Северного Кавказа (нартовский эпос).НАРТЫ сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные… … Этнографический словарь

нарты — НАРТЫ: Четырёхкопыльчатые нарты, диал. – нарты с четырьмя копыльями (СРНГ 14: 302: копылье «короткие бруски, вставляемые в полозья и служащие опорой для верхней части саней», сев.рус., сиб.). Шествие замыкали четырёхкопыльчатые нарты, которые с… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

нарты — нарты, сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные нарты (с расходящимися книзу копыльями) — у народов Западной Сибири; дугокопыльные нарты (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

НАРТЫ — сани у народов Севера в собачьей или оленьей упряжке … Большой Энциклопедический словарь

НАРТЫ — НАРТЫ, нарт и НАРТА, ы, жен. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Ехать на нартах. | прил. нартенный, ая, ое и нартовый, ая, ое. Нартовый путь. Нартенная упряжка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

нарты — сущ., кол во синонимов: 4 • кережка (3) • мотонарты (1) • нарта (1) • … Словарь синонимов

НАРТЫ — сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные НАРТЫ (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся настил) у народов… … Словарь этнографических терминов

Нарты — сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные НАРТЫ (с расходящимися книзу копыльями) у народов Запалной Сибири; дугокопыльные НАРТЫ (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся настил) у народов… … Этнографический словарь

нарты — нарт; мн.; НАРТА, ы; ж. На Севере: узкие и длинные санки с деревянным настилом для езды на собаках и оленях. Везти почту на нартах. ◁ Нартенный; нартовый, ая, ое. Н ые полозья. Н ая упряжка. Н. след. * * * нарты сани у народов Сибири в собачьей… … Энциклопедический словарь

Источник

Нартский Эпос

На́ртский (На́ртовский) э́пос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у осетин и абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, в меньшей мере абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев и др. [1] Бытует в прозаической и стихотворной форме.

Содержание

Становление эпоса

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8-7 вв. до нашей эры, а в 13-14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.

Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Относительно происхождения слова «нарт» учёные не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), осетинским «нæ арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара» — солнце (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса «-т», который является указателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.

Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Ж. Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Разумеется, исследовательская работа по изучению этого памятника сначала опиралась главным образом на осетинский материал. И, может быть, этим объясняется тот факт, что вплоть до 50-х годов генезис нартского эпоса связывался по преимуществу с историей осетин. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Появление доказательств о широком бытовании нартского эпоса также и у других народов Кавказа (многочисленные записи на адыгских и абхазском языках, на языке карачаевцев и балкарцев, чеченцев и ингушей) воспринималось как факт культурного заимствования, и не более. Но уже в середине 50-х годов в советской науке был провозглашён тезис о нартских сказаниях как о едином общекавказском памятнике древней эпической поэзии. Стало очевидным, что исторические корни, объединяющие нартские сказания всех национальных версий, надо искать в основных факторах кавказской общности, таких, как: генетическое родство народов Кавказа; роль единого кавказского субстрата; сходные условия материального общественного существования и тесное духовное общение между этими народами в течение длительного исторического времени.

Согласно нартоведу Ахмеду Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское(осетинское) происхождение.

Сказания разных народов

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место. Например, в адыгской версии более обширное место цикл сказов о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света; в абхазском — о Сатаней, матери нартов.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет.адыг.вайнах.абхаз.абаз.кабард.карач.-балк.
Сослан/СозрыкоСосрукоСеска Сосла/Соска СослаСасрыкваСосрукоСосрукоСосурка/Сосурук
Сата́на/ШатанаСатаней Гуа́шаСела Сата/Сели СатаСатаней-ГуашаСатанейСатанейСатанай
БатрадзБатаразПатарз/ПатрижБатаразБатыраз
Сырдон/Ширдон, сын БатагаБоткий Шертга/Шертщко
АцамазАшамез/АчемезАчамаз/АчамзаЩамазАшамезАчемез
УрызмагУазырмесУрузман/ОрзмиУазырмесЁрюзмек
ХамыцХимиш/ХымышХамчиХимиш
Саууай/ШаууайШуайКинда Шоа/Киндий ШоаШауейКарашауай

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахумида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов. В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро. Но в чечено-ингушской версии, сохранившейся фрагментарно, есть отличие от других. Историк Ч. Архиев полагал, что нарты разделяются на две группы: благородные, высоконравственные нарты и подлые, коварные орхустойцы. Б. Далгат считал, что нарты и орхустойцы — термины, служащие для обозначения одной и той же части нартов. Такие «нарторстхойцы», как Сеска Сосла, Шерткга, Патриж, Ачамаз, изображаются как коварные разбойники, нападающие на безоружные сёла. Тем временем, им противостоят местные герои (Кинда Шоа, Колой Кант, Горжшай). Оба вида нартов могут и породниться, но между ними идёт постоянная вражда.

Кабардинский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

Герои эпоса

Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Сосла/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствии удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов. С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.

Также важен цикл о Сатане/Сатаней-Гуаше/Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она — жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости, женщина.

В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. …Спи моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского, Здравицы словно скажут тебе.

Бадыноко — единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:

Никогда я не стремился К угощениям богатым, К песнопениям весёлым. …доспехи боевые Я надел для дел высоких: Мой удел — защита правды.

Любопытно

Нарты у других народов Кавказа

Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Источник

Время и пространство нартов

«Богата народная фантазия!». Можно подумать, что нашим далеким предкам, когда кусок хлеба на столе, образно говоря, появлялся не в результате прогулки в магазин, а начинался с выкорчевывания леса под посевы, больше и заняться было нечем, как только небылицы сочинять! В народных преданиях под налетом фантастичности, рожденной иным для нас способом восприятия и изложения, сокрыты тайны прошлого.

Память народов Кавказа хранит многочисленные сказания об удивительном легендарном народе нартов некогда проживавшем здесь. Сказания эти уходят корнями в глубь веков. Исследователи относят зарождение так называемого нартского эпоса ко второму тысячелетию до нашей эры, и спорят, какой из многочисленных Кавказских народов является истинным творцом этих сказаний, считая, что остальные лишь заимствовали сии легенды. Однако если имена главных нартских героев лишь незначительно отличаются друг от друга у разных народов Кавказа, то вот имена божеств – духовных сил природы отличаются настолько, насколько различны языки, в которых родились эти названия. То есть, понятия, формировавшиеся в определенной этнической среде вместе с формированием языка, имеют этнические корни народа и потому в разных языках различны, а имена героев нартов пришли во все языки от самого этого народа и потому претерпели у каждого из них лишь незначительные фонетические изменения. Так что вполне логично предположить, что сказания эти возникли у адыгов, убыхов, шапсугов, абхаз, осетин, кабардинцев, карачаевцев, балкарцев; отчасти у ингушей, чеченцев, дагестанцев и др. в общем-то, независимо друг от друга и отражают некие вполне исторические события.

Нартский эпос существует уже несколько тысячелетий и, естественно, что за это время он «оброс» многочисленными более поздними наслоениями сюжетов и героев, которые часто выступают под именами знаменитых нартов, но непосредственно с нартами, конечно, никак не связанны. Однако при сравнении сказаний о нартах различных народов Кавказа более поздние наслоения с легкостью отсекаются, и история этого, на первый взгляд мифического, народа вырисовывается вполне отчетливо.

Итак, во времена достаточно отдаленные жили на Кавказе мудрые, высокие и могучие, светловолосые нарты. Если взять самые крайние границы, упоминаемые в сказаниях разных народов, то земли нартов простирались от Аджарии до Волги, и от Черного моря до Ирана. Если же очертить территорию, упоминающуюся в сказаниях всех Кавказских народов носителей этого эпоса, то есть в месте пересечения территорий очерченных в разных источниках, то она сузится до пределов от реки Бзыбь до реки Кубань вдоль Черного моря, и до Эльбруса и Казбека вглубь гор.

В сказаниях высоких и могучих нартов называют предшественниками, иногда предками людей, и период их появления относят к началу времен. Чем-то они отдаленно напоминают древнегреческих титанов. Образ этого народа вполне мифологичен, но сквозь легендарно-сказочные черты просвечивают вполне реальные исторические характеристики.

Особенности географического положения Кавказа сделали его местом эпизодического пребывания различных народов, которые перемещались сюда из безбрежных просторов, раскинувшихся между Дунаем и Желтой рекой в Китае, неся свою культуру, свой язык, своих богов.

Нарты – народ, поселившийся на Кавказе во времена хоть и очень отдаленные, но близкие к историческим. Внешний облик представителей этого народа значительно отличался от местных жителей – они были более высокого роста, светловолосые. Их переселение на вышеуказанную территорию шло достаточно мирно, может быть по тому, что они принесли с собой более высокую культуру, знания, касающиеся различных сфер мироздания, а самое главное – умение обрабатывать металлы. Вполне возможно, что мифы о начале времен и законах природы, это легенды самих нартов, рассказанные ими местным жителям.

Во многих сказаниях появление на Кавказе нартов связывается с падением метеорита. Такое редкое явление природы воспринималось как знаковое у всего человечества, и возможно именно этим и объясняется изначальная благожелательность к нартам, как к «посланникам небес». Согласно некоторым преданиям внутри этого метеорита был найден младенец-нарт, а сказания абсолютно всех народов носителей нартского эпоса гласят, что наделенные волшебной силой военные доспехи нартов были выкованы из «небесного железа» – вещества метеорита.

Однозначно и недвусмысленно сказания повествуют о том, что до появления нартов люди обрабатывали землю каменными орудиями. Нарты не просто приносят с собой умение обрабатывать металл, но и изобретают различные удобные инструменты. К примеру – серп. Этому изобретению посвящено особое внимание, так что вполне можно предположить, что действительно именно горная местность Кавказа вдохновила нартов на его создание – на равнине он не столь актуален.

Таким образом определить время появление на Кавказе нартов можно, соотнеся датировку археологических находок из металла с падением здесь достаточно крупного и, стало быть, заметного метеорита. К сожалению, по поводу палеометеоритов никакой информации найти не удалось (но это не значит, что ее нет), а вот с археологией – проще. Самые ранние металлические предметы, найденные в районе Сочи, относятся к X –VII вв. до н. э. Примерно та же датировка и у находок в других районах территории предполагаемого обитания нартов.

Судя по тому, что в сказаниях о нартах отчетливо прослеживаются лишь два поколения и только в некоторых можно с натягом насчитать четыре, народ этот прожил на Кавказе не долго – максимум (учитывая поправки на законы мифа) три-четыре сотни лет. Есть целый ряд сказаний о том, что нарты покинули эти края, но «почему?» и «как?» – туманно и малопонятно. Правда, есть намеки на какие-то природные катаклизмы, но лишь намеки к тому же очень расплывчатые. Ясно только то, что пребывание нартов на Кавказе имело начало и конец, то есть было ограничено во времени, но, тем не менее, очень ярко окрашено и настолько, что прочно улеглось в народной памяти. А вот появление и исчезновение, скорее всего не ознаменовались какими-либо особо заметными событиями (военными действия, переселением единовременно большого количества людей) и поэтому сами границы пребывания нартов на Кавказе не обозначены четко.

Источник

Эпос народов Кавказа

Подобно древнегреческим мифам о героях-полубогах, персидскому наследию «Шах-намэ», армянскому «Давиду Сасунскому», нартский эпос — фундаментальное литературное достояние Кавказа. Мифы о богатырях, которые сражаются с великанами и разбивают скалы ударом меча, сформировались в общекавказский эпос. При этом каждый этнос сохранил свои особенности нартского эпоса.
Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Кто такие нарты?

Нарты — герои эпосов народов Кавказа, могучие богатыри, совершающие подвиги. Нарты живут на Кавказе. В сказаниях различных народов фигурируют реальные географические объекты: Черное и Каспийское море, горы Эльбрус и Казбек, реки Терек, Дон и Волга, город Дербент (Темир-Капу). Точного расположения страны нартов не приводится ни в одном из эпосов.

Большинство нартов — благородные и отважные герои. Исключение — нарты-орстхойцы из вайнахской мифологии, которые представляются как злодеи, насильники и осквернители святынь. Лучший друг нарта — его конь. Кони нартов наделяются человеческими качествами: общаются со своими хозяевами, спасают их в минуты опасности и дают советы. Нарты часто дружат с небожителями, многие даже состоят с богами в родстве (в этом они близки греческим и римским героям-полубогам). Боги чаще всего выступают на стороне нартов в их войне со злом. Исключение составляют вайнахские сказания, в которых нарты — чаще всего богоборцы, а герои побеждают их. Нарты — высокорослые и широкоплечие воины, наделенные невероятной силой: одним ударом меча они раскалывают скалы, метко стреляют из лука, сражаются на равных с великанами. Боги помогают нартам и наделяют некоторых из них сверхчеловеческими качествами: силой, неуязвимостью, способностью излечивать раны и другими способностями. Иногда боги преподносят нартам дары —несокрушимые мечи и доспехи, магические музыкальные инструменты, посуду.

Значительную часть времени нарты проводят в походах, воюют с враждебными циклопами, ведьмами, драконами и друг с другом. Все нарты делятся на роды, которые находятся в состоянии постоянной войны, и объединяются лишь перед внешней угрозой. В свободное от военных походов время нарты месяцами пируют. У нартов разных народов есть свои излюбленные напитки: у адыгских нартов — сано, у осетинских — ронг и баганы, у карачаевских и балкарских — айран.

Мать всех нартов
(Шатана/Сатаней-Гуаша/Сатаней-бийче/Сатаней-гоаша/Села Сата)

У древних народов, стоявших у истоков нартского эпоса, выражено матриархальное устройство общества. Важная фигура нартиады — мать всех нартов.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Шатана. М. Туганов

Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря этой героине. Шатана по праву пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус. Другие женские персонажи играют активную роль в сказаниях не так часто. Девушки становятся объектом споров, перерастающих во вражду между нартами из разных родов, иногда — из одного рода.

Может сложиться впечатление, что нарты — абсолютно положительные герои, но это далеко не так. Хотя нарты — защитники своей земли, они часто выступают агрессорами по отношению к соседским народам, не брезгуют легкой наживой, часто занимаются набегами, крадут девушек, угоняют скот. Иногда они поступают не по чести: лгут, крадут друг у друга, прелюбодействуют, убивают исподтишка, восстают против небожителей. Во многих сказаниях присутствуют богоборческие мотивы. Зависть, гордыня и тщеславие — черты, присущие большинству ключевых героев. За эти пороки нартов нередко наказывают, и это заставляет их вести себя более сдержано. Хотя нарты значительно крепче обычных людей, они все же смертны. В сказаниях погибают многие именитые нарты, как и положено героям, совершающим подвиги.

Суровый физический труд, даже в рамках эпоса одного народа, может как порицаться (считаться уделом людей третьего сорта), так и восхваляться. Пастухи и землепашцы нередко становились полноправными членами нартского общества, принимали участие в походах и проходили с главными героями все их испытания. Даже главные герои эпоса часто пасли свои стада и пахали землю. Однако в некоторых сказаниях богатыри посмеивались над работягами. В целом в нартском эпосе к физическому труду все относятся с должным уважением.

Все важные решения в обществе принимаются на всеобщем нартском собрании. Туда приглашаются только полноценные члены нартского общества — взрослые мужчины, признанные другими. Герой, получивший приглашение на собрание, может называть себя нартом.

Формирование эпоса

Нартский эпос зарождался в горах Кавказа и прилегающих к ним территориях на протяжении тысячелетий. Большинство кавказоведов полагает, что он начал формироваться в VIII – VII веках до нашей эры. Часть исследователей утверждает, что истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э. Политеистическая система верований, характерная нартскому эпосу, говорит о том, что он начал зарождаться задолго до появления Христианства и Ислама на Кавказе.

Доказана связь нартских сказаний с греческими мифами, грузинскими эпическими сказаниями и русскими былинами. Некоторые исследователи осетинского нартского эпоса даже обнаружили связь между нартиадой и германской и скандинавской мифологией. Это говорит о том, что в древности и в Средние века народы Кавказа тесно взаимодействовали с чужеземцами. Геродот сообщает о контактах скифов с греками в V веке. Скифы соседствовали с греческими колониями в Крыму. Меоты, предки адыгов, также часто контактировали с древними греками в Приазовье. В IV – VII вв., во времена великого переселении народов, аланы, преемники культурного наследия скифов и сарматов, изначально заселявшие степи Предкавказья, прошли путь от современного юга России до Пиренейского полуострова и Северной Африки. Часть из них со временем возвратилась на историческую родину. Контакты с готами, азиатскими кочевниками и народами, населявшими Европу, повлияли на культуру аланов, и сами аланы оставили в Европе свой след.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Аланы в походе. А. Джанаев

Позднее завязываются связи между аланами и Русью, налаживаются дипломатические и торговые связи с Византией. Важнейшее значение в формировании нартского эпоса имеет взаимодействие народов-прародителей эпоса. Касоги, жившие по соседству с аланами и кыпчаками, не всегда находились с ними в состоянии войны. Имели место как торговые отношения, так и военные и политические союзы. Тесные связи вышеупомянутые народы имели с вайнахами, булгарами, хазарами и народами Дагестана. Ощутимое влияние на формирование нартского эпоса оказали грузинские и армянские эпические сказания. В результате многовекового формирования в горах Кавказа сформировались героические эпосы о могучих нартах.

Нартские эпосы народов Кавказа

Нартский эпос — древнейший памятник духовной культуры ряда народов Кавказа. Нартиаду считают своим культурным наследием осетины, абхазы, адыги, абазины, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии. Каждый из перечисленных народов приписывает авторство себе. Все они, в определенной степени, правы.

В основе нартского эпоса, полагают исследователи, лежат аланский эпический цикл и героические сказания автохтонных народов Кавказа. Нартский эпос — продукт культурного взаимообмена автохтонных кавказских народов с пришлыми скифо-сарматами и их культурными наследниками — аланами. Каждый из народов-наследников нартов сформировал свой уникальный эпос, имеющий общие корни с остальными, но при этом значительно отличающийся от них.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Пир нартов. М. Туганов

В основе эпоса лежит концепция мироздания, свойственная конкретному народу. Например, индоарийская концепция трех миров лежит в основе осетинского нартского эпоса, а тюркская тенгрианская модель мироздания служит базой для карачаевско-балкарской нартиады. Характерные для каждого народа стратификационные модели находят отражение в сказаниях, в иерархии и в социальной структуре нартского общества. Культурные наслоения каждого отдельного народа-прародителя заметно отличают эпосы друг от друга.

Осетинский, адыгский, абхазский и карачаево-балкарский нартские эпосы состоят из развитых циклов сказаний, посвященных отдельному герою и его семье. Есть и отдельные сказания, которые нельзя отнести к какому-либо циклу. Несколько меньшее развитие получили сказания о нартах у вайнахских народов. Несмотря на то, что вайнахская мифология очень богата, сказания о нартах-орстхойцах не занимают в ней главенствующее место. Да и сами нарты предстают в вайнахских сказаниях не положительными персонажами, а пришлыми злодеями-богоборцами, которых побеждают в сражениях вайнахские герои. Несмотря на то, что чеченские и ингушские сказания о нартах дошли до нас фрагментарно, вайнахская нартиада представляет собой огромную культурную ценность. Нартские сказания других народов малочисленны и фрагментарны.

Связь с эпосами других народов

Кроме того, что нартские эпосы разных народов Кавказа имеют одни корни, они имеют много общего с эпическими сказаниями других народов. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, являются ли эти общие сюжеты продуктом взаимообмена или заимствования, либо же восходят к временам глубокой древности и общему предку. Тем не менее исследователи отмечают явное сходство определенных сюжетов мифов различных народов и нартского эпоса. Ниже мы перечислим лишь некоторые:

Ахиллова пята, колени Сослана и бедра Сосруко

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Герой Илиады Ахилл был ребенком смертного аргонавта Пелея и богини Фетиды. Ахилл был вскормлен костным мозгом диких животных. Ему не было равных в силе и ловкости. Будучи младенцем, греческий герой был закален в водах реки Стикс (печи Гефеста), что сделало его практически неуязвимым. Фетида окунала Ахилла в воду, держа его за стопу, и все его тело стало неуязвимым за исключением пяты, в которую, по воле злого рока, его поразил троянский царевич Парис.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Нарт Сосруко (Сослан) был сыном пастуха. Матери в традиционном смысле у Сослана нет, он родился из камня, его приемной матерью становится Шатана (Сатаней-Гуаша). Как и Ахилл, Сослан не знал вкуса материнского молока: в младенчестве его кормили углем, кремнем, горячими камнями. Сатаней-гуаша попросила адыгского бога-кузнеца Тлепша закалить младенца Сосруко в его волшебной печи. Тлепш закалял героя, держа его щипцами за бедра, поэтому все его тело стало булатным за исключением бедер, в которые его и поразило мифическое колесо Жан-Шерх.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

В осетинской нартиаде Сослан сам приходит к небесному кузнецу Курдалагону, будучи взрослым, и тот раскаляет его на дубовых углях и кидает его в колоду с волчьим молоком (водой), которая по вине хитрого нарта Сырдона оказывается слишком короткой. Из колоды торчали лишь колени Сослана, они то и остались незакаленными. Силой выведав у Шатаны слабость Сослана, его враги подстроили так, что колесо Балсага перерезало ноги Сослана, от чего он и погиб.

Хождение Одиссея в царство Аида и хождение Сослана в царство мертвых

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Одиссей — герой «Илиады» и «Одиссеи» Гомера по собственному желанию отправляется в царство Аида, чтобы узнать у прорицателя Тиресия, как ему попасть обратно на Итаку. После выполнения своей миссии Одиссей благополучно выбирается из обители мертвых.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Нарт Сослан также отправляется в царство мертвых по собственному желанию, чтобы добыть листья дерева Аза, как того требовали уаиги, сторожившие Ацырухс, на которой хотел жениться Сослан. Пройдя через множества испытаний, Сослан выбирается из царства мертвых.

Ромул и Рем, Пиджа и Пидгаш, Ахсар и Ахсартаг

Легендарные основатели Рима, близнецы Ромул и Рем, были вскормлены капитолийской волчицей. Основателем Рима стал лишь один из братьев — Ромул, в гневе убивший брата.

В осетинском нартском эпосе родоначальники нартов близнецы — Ахсар и Ахсартаг — были детьми старого Уархага (человека-волка). По нелепости (по вине Ахсартага), Ахсар погибает, а Ахсартаг дает начало могучему роду воинов Ахсартагата.

Похожий сюжет появляется в адыгских нартских сказаниях, братьев зовут Пидгаш и Пиджа. Интересно, что сюжет о близнецах-основателях Сасуна фигурирует и в армянском эпосе о «Давиде Сасунском», там двух братьев зовут Багдасар и Санасар.

Богатырь Святогор и нарт Батраз

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Герой русских былин, богатырь Святогор, отправляется в поход и сталкивается со старцем, который несет за спиной сумочку «с тягой земной». Между стариком и богатырем завязывается разговор, в ходе которого старец говорит богатырю, что он силен и могуч, но не все в этом мире можно померить силой. Чтобы доказать свои слова, старец предлагает Святогору поднять его сумочку. Святогор пытается оторвать суму от земли, но у него не получается. Приложив все силы, богатырь все же приподнимает суму с тягой земной, но при этом он сам по пояс врывается в землю. После этого старичок с легкостью поднимает свою ношу и уходит.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Похожий сюжет фигурирует в нартском эпосе. Бог (Тейри) хочет образумить нарта Батраза (Батыраса) и посылает ему испытание, с которым тот не может справиться. Всевышний оставил на дороге перед Батразом мешочек, который весил столько же, сколько весит Земля. Батраз с трудом отрывает мешочек от земли, при этом сам уходит в землю по пояс.

Основы нартских эпосов у различных народов

Осетинский эпос

Осетинский нартский эпос дошел до нас благодаря труду народных сказителей, которые в стихотворной форме или нараспев, под аккомпанемент национальных струнных инструментов передавали потомкам истории о богатырях. Один из таких сказителей — Бибо Дзугутов. Видными собирателями осетинского нартского эпоса были Василий Абаев и Жорж Дюмезиль. Благодаря труду Василия Абаева осетинский нартский эпос представляет собой наиболее целостное собрание сказаний, собранных практически в единое произведение.

Исследователи обнаружили параллели между реальными историческими событиями, в которых участвовали аланы, с некоторыми сказаниями осетинского нартского эпоса.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Сослан в загробном мире. М. Туганов

Нартское общество в осетинской нартиаде делится на касты и представлено тремя родами:

Ахсартагата (Ахсартаговы) — род воинов, большинство положительных героев —представители этого рода. По преданию, Ахсартаговы — сильнейшие воины среди нартов, жили они в селении Верхних нартов.

Бората (Бораевы) — род богатых землевладельцев, который находится в состоянии войны с Ахсартаговыми. Богатыри из рода Бората не такие могучие, как Ахсартаговы, но зато их род многочисленнее. Жили в селении Нижних нартов.

Алагата (Алаговы) — жреческий нартский род. Алаговы — миролюбивые нарты, практически не участвуют в военных походах. Собрание (ныхас) нартов проходит в доме Алаговых. Этот род реже остальных упоминается в осетинской нартиаде. Алаговы символизируют духовную чистоту, они составляют жреческую касту, все сакральные реликвии нартов хранятся у Алаговых. Алаговы примиряют враждующих Бораевых и Ахсартаговых. Они жили в селении Средних нартов.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Последние дни нартов. М. Туганов

Значительное внимание в осетинском нартском эпосе уделяется роду Ахсартаговых, потому как именно из этого рода происходят самые известные герои. Основателем рода был нарт Ахсартаг, отец братьев-близнецов Урызмага и Хамыца. Братом-близнецом Ахсартага был Ахсар, погибший по ошибке, супругой была Дзерасса, дочь морского владыки Донбеттыра, отцом Ахсартага и Ахсара был Уархаг (праотец). Представители рода — Ахсартаг, Урызмаг, Хамыц, Сослан, Батраз и Шатана.

Род Бораевых воюет с Ахсартаговыми за главенство в нартских землях, но, несмотря на малочисленность, Бораевым редко удается взять верх. Однако осетинские сказители донесли до нас историю о том, как два рода уничтожали друг друга до тех пор, пока в каждом роду оставалось по одному мужчине. Но затем рода разрастались, и снова начиналось противостояние. Примирились кровники, только когда нарт Шаууай из Бораевых женился на дочери Урызмага и Шатаны. Представители рода — Бурафарныг, Сайнаг-Алдар, Кандз и Шаууай.

Мироздание в осетинском эпосе представлено тремя мирами: небесным царством, куда редко пускают смертных, лишь Батразу позволяется жить на небе, в кузнице его наставника Курдалагона; царством живых, то есть мира, в котором живут нарты и все живые существа и царством Барастыра, то есть царством мертвых, куда легко попасть, но практически невозможно выбраться. Это удается лишь нескольким героям, таким как Сырдон и Сослан. Концепция трех миров почитается в Осетии и в наше время. На праздничный стол, осетины кладут три пирога, символизирующие три царства.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Батрадз на стреле. М. Туганов

Адыгский эпос

Самым крупным собирателем адыгских сказаний о нартах считается Кази Атажукин, долгие годы собиравший разрозненные истории у старых сказителей в циклы. Проблема адыгского нартского эпоса состояла в том, что сказания у различных адыгских этнических групп зачастую противоречили друг другу (впрочем, эта проблема является общей для большинства народов-наследников нартиады.) Тем не менее, благодаря труду Атажукина, адыгский нартский эпос дошел до наших дней достаточно целостным, но в то же время многообразным произведением. Исследователи адыгской нартиады утверждают, что история абазинов и адыгов в романтизированном и мифицированном виде отражена в нартском эпосе.

Нартское общество представлено большим количеством родов. В отличие от осетинского нартского эпоса, в адыгском эпосе если и присутствует разделение общества по функциям на касты, то неявно.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Саусырыко с огнем. А. Хапишт

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Сослан и колесо Балсага. А. Джанаев

Сосруко — аналог осетинского Сослана — самый важный герой адыгского эпоса. Сосруко рожден от камня, его отец — пастух Сос, а матери у него нет. Сосруко воспитывается Сатаней-гуашой в доме Уазырмеса. Герой изначально является изгоем, незаконнорожденным бастардом, его не приглашают на хасу и не берут в походы. Но своей отвагой и мужеством Сосруко заслужил место на хасе и уважение нартов. В числе его подвигов — похищение огня для замерзающих нартов у иныжей, победа над Тотрешем, который в адыгской версии был злодеем, хождение в царство мертвых и многое другое.

Другие герои адыгской нартиады — Ашамез, Батараз, пастух Куйцук, Шаууей, красавица Даханаго.

Мироздание в адыгской нартиаде, как и в осетинском эпосе, поделено на три царства: небесное, среднее (живых) и низшее (мертвых). У нартов хорошие отношения с небожителями. Их наставник и помощник — бог-кузнец Тлепш. Старшее божество в адыгской мифологии — Тха, а Дабеч — бог плодородия.

Карачаево-балкарский эпос

Балкарские и карачаевские сказители назывались халкжер-чи. Они передавали истории о нартах из уст в уста. Формирование карачаево-балкарского нартского эпоса — результат труда именно народных сказителей, на слух запоминавших сотни историй.

Тюркский след отчетливо читается в карачаевском нартском эпосе. Верховное Божество в карачаево-балкарской нартиаде — Тейри (Тенгри), он же бог неба и солнца у многих древних тюркских народов. Сын Тейри — бог-кузнец Дебет — помощник и отец нартов. Именно у Дебета родились 19 сыновей, которые стали первыми нартами из рода Аликовых. Старший сын Дебета Алауган стал прародителем нартов. Семнадцать его братьев погибли от рук Ёрюзмека, нарта из рода Схуртуковых, а самый младший брат Содзук стал пастухом. Алауган — положительный персонаж, он живет по справедливости и помогает отцу в небесной кузнице. Цикл сказаний об Алаугане вероятно был более объемным, но часть историй о богатыре была утрачена. Сын Алаугана — Карашауай — центральный персонаж карачаево-балкарского нартского эпоса. Герой лишен пороков, он воплощение морали и нравственности. Карашауай, кроме всего прочего, самый скромный из нартов: он не кичится своей силой, одевается как бедняк, так что никто не может узнать в нем героя. Лучший друг Карашауая — его антропоморфный конь Гемуда. Гемуда был конем Алаугана и перешел Карашауаю по наследству. Гемуда одним прыжком способен добраться до вершины Минги-тау (Эльбруса). Балкарский Карашауай наделен свойствами адыгского Бадыноко и некоторыми чертами осетинского мудреца Урызмага.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Нарты сражаются с семиглавыми великанами. М. Туганов

Кроме Карашауая, у Алаугана от злой эмегенши-людоедки родилось еще двое детей. Алауган, спасая детей от великанши, потерял двух детей, которых вырастили волки, от них ведет свое начало род алмосту (людей-волков), почитаемых нартами за то, что в них есть нартская кровь. Алмосту иногда помогают нартам, но часто выступают и их врагами.

Кроме Аликовых, в карачаево-балкарской нартиаде есть еще три рода: Схуртуковы, Бораевы и Индиевы. Кровные враги Аликовых — Схуртуковы, могущественный нартский род, глава которого Ёрюзмек. Все нартские роды названы по именам их основателей. У Схуртуковых это — Схуртук (Усхуртук), аналог осетинского Ахсартага из рода Ахсартаговых, у Бораевых это — Бора-Батыр, род Бораевых редко фигурирует в карачаево-балкарском эпосе, так же как и род Индиевых.

Схуртуковы — сильный род, из которого происходит множество значимых персонажей нартского эпоса: старший нарт Ёрюзмек, его сыновья — Сибилчи, Бюрче, приемный сын Сосурук и дочь Агунда.

Жена нарта Ёрюзмека — Сатанай-бийче, дочь солнца и луны, похищенная драконом и спасенная Ёрюзмеком. Как и в эпосах других народов, Сатанай-бийче воплощает в себе мудрость и женственность, она носит гордое имя матери всех нартов. Женщина не раз спасает нартов-мужчин и даже мудрого Ёрюзмека. Сам Ёрюзмек прославился тем, что победил злодея Кызыл Фука (красного Фука).

Еще один видный представитель рода Схуртуковых — Сосурук. Герой не является Схуртуковым по рождению, он сын Содзука, одного из сыновей Дебета, воспитанный Сатаней-Бийче. Сосурук — могучий нарт, совершающий подвиги, спасающий нартов от холодной смерти, добывая для них огонь и убивая эмегенов. Однако он, как и другие представители рода Схуртуковых, небезгрешен. Например, Сосурук подло убивает нарта Ачемеза.

Карачаево-балкарский герой нартиады Ширдан (Гиляхсыртан) одновременно совмещает в себе черты двух не пересекающихся осетинских персонажей — Ширдона и Челахсартага. Ширдан, так же как и Ширдон, хитер, строит нартам козни, и, так же как и Ширдон, он теряет всех детей. С осетинским Челахсартагом Ширдана связывают некоторые моменты из биографии. Ширдан богат, как и Челахсартаг. Как и Челахсартаг, он лишается верхней части черепа, и Дебет (в осет. Курдалагон) выковывает для него медный шлем, который впоследствии и губит Ширдана.

Эпилог нартского эпоса у карачаевцев и балкарцев позитивный. Богатыри отправляются бороться с нечистью на небеса и в подземное царство, где они сражаются за благополучие среднего мира и по сей день. В мире живых остался только Карашауай, живущий на вершине Эльбруса.

Абхазский эпос

Одним из виднейших ученых, исследовавших абхазскую нартиаду, был иранист Василий Абаев. Как и эпосы других кавказских народов, абхазская нартиада передавалась из поколения в поколение в устной форме. Если у эпоса адыгских народов, осетинского и карачаево-балкарского эпоса много общего, то абхазский эпос значительно отличается от перечисленных. Очень похожи между собой нартские эпосы убыхов, абазин и абхазов.

Общество нартов представляет собой большую семью. Все нарты приходятся друг другу братьями, которых в разных версиях 90, 99 или 100. У нартов есть сестра — красавица Гунда. На руку Гунды претендуют сильнейшие богатыри нартского мира. Мать нартов, мудрейшая и нестареющая Сатаней-гуаша, помогает героям наставлениями и мудрыми советами.

Главное действующее лицо абхазского эпоса — Сасрыква, рожденный из камня и выращенный Сатаней-гуашей. «Сасрыквавский цикл» служит центральным ядром эпоса. Вокруг этого ядра разматываются другие сюжетные линии. Сасрыква спасает собратьев от холодной смерти во тьме — сбивает стрелой звезду, которая освещает нартам путь, похищает у злых адауов огонь и передает их собратьям. Сасрыква, в отличие от героев других эпосов, практически лишен недостатков. В этом он близок адыгскому Бадыноко и карачаево-балкарскому Карашауая. Сасрыква — самый сильный из нартов. Он совершает множество подвигов, защищает обездоленных и слабых, восстанавливает справедливость. В одиночку Сасрыква спасает 99 братьев из утробы злой великанши-людоедки, убивает дракона агул-шапа. Его женой становится Кайдух, дочь бога Аирга, способная рукой освещать все вокруг. По ее вине Сасрыква погибает, утонув ночью в бурной реке.

Многих героев адыгского нартского эпоса в абхазской нартиаде нет, но схожие по свойствам и функциям с отсутствующими героями присутствуют. Абхазский Цвицв во многом похож на осетинского Батраза. Отцом нарта Цвицва был Кун, мать его происходила из рода ацанов (карликов). Цвицв приходит на помощь нартам в самые тяжелые для них времена, ему обязан жизнью сам Сасрыква. Цвицв самый крепкий из нартов, его тело крепче булата, именно поэтому его заряжают в пушку и выстреливают в крепость Баталакла, которую он с успехом штурмует. Кстати, это не удалось сделать даже Сослану.

Интересен сюжет о пришлом герое Нарджхьоу, который похитил единственную сестру нартов Гунду. Нарджхъоу не нарт, но по силе не уступает сильнейшим из них. У Нарджхьоу железные зубы, которыми он может раскусить цепи, и стальные усы. Нарджхьоу — эквивалент карачаево-балкарского нарта Бедена, пришлого рыбака, заслужившего доверие и уважение нартского рода.

Нарты абхазского эпоса дружат с богами, иногда даже состоят с ними в родственных отношениях, но богоборческие мотивы также присутствуют в эпосе.

Вайнахский эпос

Видным исследователем чечено-ингушских сказаний о нартах был Ахмед Мальсагов. Вайнахский эпос едва ли можно назвать нартским в полном смысле. Нарты фигурируют в эпосе вайнахских народов, но здесь они зачастую выступают врагами настоящих героев, насильниками, грабителями и богоборцами.

У каждого горского народа Северного Кавказа нартский эпос наряду с общими чертами имеет свои национальные особенности. Если у абхазов, адыгов и осетин нарты идеализируются до такой степени, что даже высшей похвалой для человека считается сравнение с нартом, то в вайнахском эпосе, особенно чеченском, нарты, как правило, отрицательные персонажи, с ними ассоциируется образ врага.

В чеченских сказаниях человеческие герои, такие как Кинда Шоа, Пхармат (иногда представляется нартом Курюко), Горжай и Колой Кант противопоставлены нартам. Нарты горделивы и заносчивы, они пришельцы, подло крадущие стада у людей. Людские герои вайнахов зачастую сильнее нартов, несмотря на численное превосходство последних. Нарты в состоянии победить героев лишь применив подлые уловки. Кинда Шоа — идеализированный герой, занимается мирным трудом и совершает подвиги, лишь когда над его народом нависает угроза. Кинда Шоа пасет стада и пашет землю, он оплот добродетели и сочувствия, наказывающий несправедливость. Кинда Шоа — эквивалент карачаево-балкарского Карашауая.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко
Нарты. М. Дышек

Вайнахский герой Пхармат повторяет подвиг адыгского Сосруко и добывает для людей огонь. А вайнахский культурный герой Курюко повторяет подвиг грузинского Амирани и греческого Прометея: крадет у божества Селы овец, воду и материалы для строительства жилищ, за что Села приковывает Курюко цепями к вершине горы Бешлам-Корт (Казбек). Каждый год к вершине горы прилетает стервятник и выклевывает сердце Курюко. Своих сыновей, помогавших Курюко, Села приковал к небосводу, где они превратились в созвездие Большой Медведицы.

Эпосы чеченцев и ингушей во многом различны. Если в чеченской мифологии нарты-орстхойцы почти всегда отрицательные персонажи, то в ингушской нартиаде богатыри часто оберегают вайнахов и защищают их от злых духов и врагов.

К числу нартов-орстхойцев можно отнести Ачамаза, Патарза, Сеска Солса — главного нарта (аналог Сосруко и Сослана), Боткий Ширтка, Хамчи и Урузмана, Новр и Гожак. Созвучие с адыгскими, карачаевскими и осетинскими аналогами очевидно. Нарты живут рядом с вайнахами, но практически никогда не вступают с ними в родственные отношения. Это говорит о строгом разграничении между обществами вайнахов и орстхойцев. В целом можно сказать, что нарты — носители высокой культуры. Они строят крепости и огромные подземные жилища, но тесных контактов с вайнахами избегают.

Аналог матери всех нартов Шатаны в вайнахском эпосе — богиня Села-Сатой, покровительница героям. Боги состоят в добрых отношениях с героями, но богоборческие мотивы — неотъемлемая часть нартиады. Нарты воюют с богами, оскверняя святыни. Главное божество Дела (Дяла) покровительствует героям, но сам никогда не показывается им. Елда покровительствует в царстве мертвых, куда отправляется Патарз и благополучно возвращается. Села, владыка людей и богов, живет на горе Бешлам-Корт.

Что такое нарты кратко. Смотреть фото Что такое нарты кратко. Смотреть картинку Что такое нарты кратко. Картинка про Что такое нарты кратко. Фото Что такое нарты кратко

Нарты у разных народов
Осетинский эпосАдыгскийКарачаево-БалкарскийАбхазскийВайнахскийОписание
АгундаАхумида/АкуандаАгундаГундаГордая красавица, за сердце которой бьются все нарты
АхсарПиджаБрат-близнец прародителя нартов
АхсартагПидгашСхуртукПрародитель крупного нартского рода
АцамазАшамэз/Ачемэз/АщамэзАчей улу АчемезШамаз/АшамазАчамаз/АчамзаМогучий нарт, обладатель волшебной свирели, во многих эпосах муж Агунды
АцырухсАдиюхАк-билекКайдухЖена нарта Сослана (Сосруко, Сосурука, Сасрыквы), которая излучает яркий свет своей ладонью
БатрадзБатараз/БатэрэзБатырасЦвицв/ПатразБятар/ПатарзНарт-герой с железным телом, совершает множество подвигов
Бедзенаг-алдарБадынокоБедёнеПришлый нарт, аскет, наибольшое значение имеет в адыгском эпосе
БедухаБадахПервая жена Сослана (Сосруко)
ДзерассаМигазешАсенейЖена Ахсартага (Пидгаша, Схуртука). Мать старейшины нартов
КурдалагонТлепшДебетАйнар-ижьиБог-кузнец, покровитель и помощник нартов
Насран-АлдарНасрен-жаче/НасренНэсрэнАбрскалОдин из нартских старейшин
СосланСосрукоСосуруко/СосурукСасрыкваСеска Солса/ПхарматГлавный герой абхазского, адыгского и осетинского эпосов, нарт-герой
ТотразТотрешТатрашСоперник Сослана (Сосруко, Сасрыквы)
УархагДадаПраотец одного из нартских родов
УрызмагУазырмесЁрюзмекХважарпышУрузманСтарейшина нартов, самый старший и мудрый богатырь, муж матери всех нартов
ХамыцИмысХымычХмыщ/КунХамичи/ХамчиБрат-близнец старейшины всех нартов, заносчивый нарт, отец Батраза (Батыраса, Батараса, Цвива)
ЧелахсартагГиляхсыртан (Ширдан)Богатый нарт, которому бог-кузнец сделал медный шлем, чтобы заменить потерянную часть черепа
ШатанаСатаней-гуашаСатанай-бийчеСатаней-гуашаСела СатаМать всех нартов, мудрейшая из женщин, замужем за нартским старейшиной, один из центральных персонажей всех эпосов
ШаууайКарашауейКарашаууайШауейКинда ШоаСветлый герой, сторонится шумных пиров, совершает множетсво подвигов. Центральный герой карачаевского эпоса
ШирдонТлебиц-коротышГиляхсыртан (Ширдан)Шаурдын/БатакуаБоткий Ширтка/Селий ПираНарт-хитрец, которого изводят собратья. Славится своим умом, часто сам строит козни богатырям.
уаигииныжиэмегеныадауывампалЗлые одноглазые великаны, антагонисты в нартском эпосе (исключение — чеченская мифология)
биценыиспыжекиацаныалмастыРод маленьких людей-духов, живущих под землей и водой, часто вступают в родство с нартами, иногды строят им козни, иногда помогают
АрфанТхожейГемудаБзоуАнтропоморфный конь главного героя, лучший друг, спаситель и советчик нарта
Балсагово колесоЖан-шерхЖелезное колесоМифическое существо, убившее нарта Сослана (Сосруко, Сосурука)
НыхасХасаТёреРеизараСобрание нартов, на котором решаются важные вопросы
Современность

Нартский эпос — достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме — у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них картины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *